Научная статья на тему 'Жанровые особенности англоязычных обучающих вебинаров'

Жанровые особенности англоязычных обучающих вебинаров Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
567
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ВЕБИНАР / ЖАНРООБРАЗУЮЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ УЧАСТНИКИ / СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ХРОНОТОП / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ / VIRTUAL PEDAGOGICAL DISCOURSE / WEBINAR / GENRE-FORMING CHARACTERISTICS / SPECIFIC GOAL / SPECIFIC PARTICIPANTS / SPECIFIC CHRONOTOPE / SPECIFIC VALUES / SPECIFIC TEXTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тленкопачева Марьяна Наурбиевна

Статья посвящена изучению англоязычного обучающего вебинара как специфического жанра виртуального педагогического дискурса. Автор анализирует основные жанрообразующие характеристики вебинара (цель, участников, хронотоп, ценности и особенности текстов вебинаров) и приходит к выводу о том, что вебинар это гибридный устно-письменный синхронный гипертекст, объективно существующий как в режиме онлайн, так и оффлайн, который обладает рядом лингвистических системообразующих параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRE FEATURES OF ENGLISH-LANGUAGE TRAINING WEBINARS

The article is devoted to the study of the English-language training webinar as a specific genre of a virtual pedagogical discourse. The author analyzes the main genre-forming characteristics of the webinar (goal, participants, chronotope, values and features of webinar texts) and comes to the conclusion that the webinar is a hybrid oral-written synchronous hypertext that exists objectively both online and offline and possesses a number of linguistic system-forming parameters.

Текст научной работы на тему «Жанровые особенности англоязычных обучающих вебинаров»

Тленкопачева Марьяна Наурбиевна

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ВЕБИНАРОВ

Статья посвящена изучению англоязычного обучающего вебинара как специфического жанра виртуального педагогического дискурса. Автор анализирует основные жанрообразующие характеристики вебинара (цель, участников, хронотоп, ценности и особенности текстов вебинаров) и приходит к выводу о том, что вебинар - это гибридный устно-письменный синхронный гипертекст, объективно существующий как в режиме онлайн, так и оффлайн, который обладает рядом лингвистических системообразующих параметров. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272018/1-1/47.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 1(79). Ч. 1. C. 176-180. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/1-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

Как видно из приведенного выше анализа, наблюдается значительная взаимосвязь между семантическими особенностями производных единиц и особенностями аффиксальной сочетаемости. Практически реализуются только те случаи возможной аффиксальной комбинаторности, которые являются семантически и коммуникативно оправданными, т.е. имеются значение, которое следует выразить, и задача выразить данное значение. На примере железнодорожной терминологии данная зависимость особенно заметна.

Список источников

1. Арнольд И. В. Лексикология современного английского языка: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. 376 с.

2. Архипов И. К. Семантика производного слова английского языка. М.: Просвещение, 1984. 128 с.

3. Бархударов Л. С. Очерки по морфологии современного английского языка. М.: URSS, 2009. 156 с.

4. Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг. Изд-е 3-е. М.: ФЛИНТА: Наука, 2009. 160 с.

5. Зятковская Р. Г. Суффиксальная система современного английского языка // Структурные аспекты слова и словосочетания: межвуз. темат. сб. / редкол.: Р. Г. Зятковская (отв. ред.) и др. Калининград: КГУ, 1980. С. 46-57.

6. Каращук П. М. Словообразование английского языка. М.: Высшая школа, 1977. 314 с.

7. Кубрякова Е. С. Теория номинации и словообразование. М.: URSS, 2016. 86 с.

8. Мешков О. Д. Словообразование современного английского языка. М.: Наука, 1975. 248 с.

9. Уфимцева А. А. Лексическое значение. М.: Наука, 1986. 240 с.

10. UIC Railway Dictionary English - Français - Deutsch. Paris: UIC - Terminology, 2008. 1385 p.

AFFIXAL COMBINATORICS AND SEMANTICS IN TERMINOLOGY (BY THE MATERIAL OF RAILWAY TERMS OF THE ENGLISH LANGUAGE)

Telegin Lev Aleksandrovich, Doctor in Philology Moscow Region State University prof_telegin@mail. ru

Dmitrieva Elizaveta Igorevna, Ph. D. in Philology Russian University of Transport, Moscow eidmitrieva@mail. ru

The article deals with the features of affixes combinatorics in terms, as well as the specificity of word-formative meanings that appear in this case. The analysis of the practical linguistic material of the railway transport terms in comparison with the common vocabulary is given. It is shown that in terminological vocabulary the interrelationship between the semantic features of the derived units and the features of affixal combinatorics is particularly highlighted.

Key words and phrases: affix; combinatorics; term; semantics; derivational meaning.

УДК 81.42

Статья посвящена изучению англоязычного обучающего вебинара как специфического жанра виртуального педагогического дискурса. Автор анализирует основные жанрообразующие характеристики вебинара (цель, участников, хронотоп, ценности и особенности текстов вебинаров) и приходит к выводу о том, что веби-нар - это гибридный устно-письменный синхронный гипертекст, объективно существующий как в режиме онлайн, так и оффлайн, который обладает рядом лингвистических системообразующих параметров.

Ключевые слова и фразы: виртуальный педагогический дискурс; вебинар; жанрообразующие характеристики; специфическая цель; специфические участники; специфический хронотоп; специфические ценности; специфические тексты.

Тленкопачева Марьяна Наурбиевна

Пятигорский государственный университет martlenkop@rambler. т

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ВЕБИНАРОВ

В эпоху интернет-технологий современное европейское образование начинает развиваться в трех приоритетных направлениях: «Открытые инновации, открытая наука, открытость миру» [11]. Следовательно, чтобы повысить эффективность взаимодействия научного сообщества с другими представителями инновационной системы, педагогический дискурс вынужденно сместил фокус своего внимания с традиционного обучения (лекция / семинар) и обучения на расстоянии на обучение в режиме онлайн. В качестве незаменимого инструмента современного онлайн-образования выступают обучающие вебинары, которые обеспечивают более близкое интерактивное взаимодействие всех участников образовательного процесса: студентов, преподавателей, исследователей и т.д. [9, p. 16].

Следует отметить, что слово «вебинар» не является чем-то новым для онлайн-образовательного пространства. История возникновения данного термина восходит к 1998 г., когда Эрик Р. Корб впервые использовал данное слово, подразумевая конференц-обслуживание для своей компании «Комлинкс». Э. Корб зарегистрировал «вебинар» в качестве своей торговой марки в 2000 г. Однако термин «вебинар» стал настолько популярным, что его начали использовать в Интернете без разрешения правообладателя. В результате ряда судебных тяжб Э. Корбу пришлось отказаться от права владения маркой [19]. Следовательно, именно благодаря Э. Корбу понятие «вебинар» стало использоваться во многих отраслях науки, в том числе и в лингвистике.

С лингвистической точки зрения термин «вебинар» (webinar) - результат телескопического словообразования, при котором полное слово «всемирная паутина» (web) слилось с основой усеченного слова «семинар» (seminar). Таким образом, появилось новое слово - телескопическая единица, полностью совмещающая значение всех входящих в нее структурных элементов [2, с. 182].

Дефиниционный анализ данного термина, проведенный на основе изучения определений, предложенных оксфордским, кембриджским бизнес-словарями, а также словарем Вебстера, показал, что ключевыми семантическими составляющими данного понятия являются слова «Интернет», «образовательный» и «семинар» [15-17]. Следовательно, можно определить вебинар как образовательный семинар, проводимый в сети Интернет.

Несмотря на огромный исследовательский интерес ряда научных дисциплин к вебинару как к сложному социальному феномену, на сегодняшний день остается достаточно много лакун, требующих в том числе и лингвистического осмысления. Так, вопросы о четком описании образовательного вебинара как самостоятельного жанра современного виртуального педагогического дискурса, так же как и проблемы выявления и описания основных жанрообразующих характеристик обучающего вебинара, до сих пор не были решены. Именно данные факторы и обусловили необходимость детального анализа жанрообразующих характеристик обучающих веби-наров и описание особой роли жанрово-стилевых факторов в специфическом виде педагогического дискурса -виртуальном педагогическом дискурсе, способствующем целенаправленной передаче специализированных профессиональных знаний, формированию компетенций в конкретной образовательной сфере посредством различных цифровых каналов. Материалом для исследования послужили тексты чатов и скрипты устных выступлений ведущих вебинаров, представленные в свободном доступе на сайте Британского Совета [18]. Характеризуя вебинар как особый жанр виртуального педагогического институционального дискурса, можно утверждать, что ему свойственны специфические цели общения, специфические участники, специфический (социальный) хронотоп, специфические ценности, специфические характеристики текстов [7, с. 136].

Специфической целью вебинара является вербальное управление адресантом когнитивными процессами концептуализации мира адресатов в условиях как непосредственной (в режиме онлайн), так и опосредованной (в режиме оффлайн) образовательной коммуникации.

Одним из главных признаков, характеризующих вебинары как жанр виртуального педагогического дискурса, является статусно-ориентированный способ коммуникации, при котором участники дискурса способны реализовать себя лишь в ограниченном наборе ролевых характеристик, выступая в качестве представителей определенной статусной группы [6]. Так, модератор (moderator, facilitator) регулирует процесс проведения вебинара. Задача адресанта (speaker, instructor, presenter) - медиативная передача знаний и педагогическое воздействие на концептуальную систему адресата (participant, attendee), который, в свою очередь, интериоризи-рует полученные знания и интегрирует их в имеющуюся систему профессиональных компетенций. Таким образом, участники вебинара могут быть названы специфическими потому, что для них характерна дифференциация социальных ролей и регламентированность функций, что наглядно демонстрирует следующий пример:

Paul Braddock: Hi everyone - welcome

Paul Braddock: We may have to remove you from the Adobe room until 30 minutes before. Only 10 people are able to enter until 30 minutes before and the presenters need to come in. Don't worry - you'll be able to come back in before the webinar starts

Paul Braddock: If you're actually here, can you type 'hello'

Elvira Kutluguzhina: Hello!

Olha Sirichenko: Hello!

Paul Braddock: Good evening, afternoon, morning

Natalia Podzerka: Will certificate be available at the end of the webinar?

Phil Dexter: Hi Everyone. I'm just warming up my boxing gloves... just joking it's going to be a great discussion

Paul Braddock: There was a question about certificates. Yes, certificates are available [10]... /

Пол Брэдок: Всем здравствуйте - добро пожаловать! Нам, может быть, придется удалить вас из среды Adobe за 30 минут до начала. Только 10 человек смогут войти в чат до начала, так как презентерам нужно подключиться. Не беспокойтесь, вы сможете вернуться прежде, чем начнется вебинар. Если вы здесь, напечатайте «здравствуйте».

Эльвира Кутлугужина: Здравствуйте!

Ольга Сириченко: Здравствуйте!

Пол Брэдок: Добрый вечер, день, утро!

Наталья Поджерка: Будут ли сертификаты в конце вебинара?

Фил Декстер: Всем здравствуйте! Я готовлюсь к битве, шутка. Это будет отличная дискуссия.

Пол Брэдок: Был вопрос про сертификаты. Да, сертификаты будут доступны... (здесь и далее перевод автора статьи. - М. Т.).

Здесь подчеркнем, что в виртуальном педагогическом дискурсе в роли адресанта выступают представители института образования, которые представляют социально-профессиональное сообщество - иерархически организованную группу экспертов в сфере образования, владеющую определенным набором жанров, посредством которых осуществляются коммуникативные цели [4, с. 12].

В качестве адресата в вебинарах выступают как представители того же института образования, так и другого института. Адресат рассматривается как текстово-дискурсивная категория, включающая как получателя информации в режиме реального времени, так и гипотетического адресата - человека, который будет изучать вебинар в режиме оффлайн. Специалисты выделяют следующие типичные форматы взаимоотношений участников вебинара:

1) презентер vs множество участников, локализованных в одном месте;

2) презентер vs множество участников, локализованных в разных местах;

3) множество участников, локализованных в одном месте, vs множество участников, локализованных в одном или нескольких местах [14, p. 176].

Следует отметить, что результаты проведенного исследования обучающих вебинаров на сайте Британского Совета показывают, что наиболее часто встречающимся является второй формат проведения вебинара, т.е. коммуникативное взаимодействие осуществляется по полиадресатной модели «один - многим». Таким образом, вебинар представляет собой пример синхронного виртуального дискурса и характеризуется интеракцией, протекающей в режиме реального времени. Обратная связь в виде ответной реплики осуществляется в особом хронотопе «здесь и сейчас» и является дискурсивным императивом, обусловливающим синхронный характер емены коммуникативных ролей авторов посланий. Одновременно в полилоге получает развитие сразу несколько траекторий информационного обмена, объединенных фактором общего адресанта [5].

Вебинар как особый жанр виртуального педагогического дискурса дает возможность адресату и адресантам осуществлять профессиональное взаимодействие на различных уровнях. Вебинар использует новый канал коммуникации, дающий возможность адресатам (студентам, другим преподавателям и т.д.) взаимодействовать с адресантом, мгновенно расширяя и стирая традиционные понятия о классической лекции. Аудитория слышит и видит (если включена веб-камера) презентера, а он (она) читает реплики участников в чате. Коммуникативное взаимодействие участников, как правило, длится от 30-40 минут до 2 часов, его основной коммуникативной стратегией является кооперация, то есть двусторонний обмен информацией между участниками образовательного процесса.

Следовательно, специфичность хронотопа вебинара обусловлена тем, что общение участников может проходить как в режиме онлайн, так и оффлайн (через электронную почту, в блогах и соцсетях).

Вне зависимости от формата проведения вебинар формирует у участников коммуникативного взаимодействия специфическую систему ценностей. Как правило, в рамках вебинаров в центре внимания находятся следующие ценности: интеллектуальные - обмен опытом, знаниями и умениями; моральные - взаимное уважение, благодарность, толерантность и терпимость к взглядам других людей; профессиональные - получение сертификата, обмен полезными ссылками, слайдами, презентациями; корпоративные - обязательность, пунктуальность, корпоративная ответственность. Иными словами, для вебинаров основные ценности сводятся к совершенствованию своих знаний и опыта, к получению определенных материальных благ, к последующему эффективному и продуктивному взаимодействию в профессиональной сфере.

Нельзя не отметить тот факт, что вебинар как жанр виртуального педагогического дискурса представляет собой тематически обусловленную профессиональную коммуникацию, детерминированную социальными условиями. Процесс и результат данной коммуникации отражается в совокупности специфических текстов, возникающих как результат интеграции вербального и невербального компонентов, что усиливает их многозначность, приводя к множественности интерпретаций [3]. Как показывает анализ фактического материала, вебинар представляет собой гибридный устно-письменный синхронный гипертекст, обладающий рядом лингвистических и экстралингвистических параметров. К лингвистическим характеристикам, на наш взгляд, можно отнести следующие: многообразие содержательных позиций, два вида адресации (аксиальная и ретиальная), различные типы речевого взаимодействия и т.д.

Так, в чат-сообщениях вебинаров, где одновременно обсуждают вопрос несколько десятков участников, формируются различные содержательные позиции: Presenter Lizzy Pinard: What is learner autonomy? Maria Jose Cedrolla: being responsible for your own learning Mervat Alharbali: Independent learners Trish Golebiewska: being a proactive learner Danielle Matthews: taking charge of your own learning Rizwana Bari: Learners' independence Cris Ward: Self-directed

Mustafa Mohamed: self directed learning [10]? /

Презентер Лиззи Пинард: Что такое автономность обучения?

Мария Хосе Седролла: Нести ответственность за процесс своего обучения.

Мерват Альхарбали: Самостоятельные обучающиеся.

Триш Голебиевска: Быть инициативным обучающимся.

Даниэль Мэтьюз: Осуществление контроля за процессом своего обучения.

Ризвана Бари: Независимость обучающихся. Крис Ворд: Самостоятельное обучение?

Можно сказать, что вебинар - это полилог на «заданную» тему, где каждый участник выражает свое личное и профессиональное мнение. Таким образом, во время общения в онлайн-чате формируется несколько содержательных позиций, которые развиваются и дополняются на протяжении всего полилога.

Еще одна лингвистическая характеристика вебинара как полилоговой жанровой формы - это наличие особых видов адресации. В вебинаре есть два основных вида адресации: аксиальная (прямая и формальная) и ретиальная (коллективная). Как отмечают исследователи, аксиальная адресация представляет собой осевую адресацию, которая направлена на одного участника, а ретиальная - сетевая адресация, направленная на нескольких участников [8].

Согласно анализу фактического материала, для вебинара более характерна ретиальная, коллективная адресация - обращение ко всем участникам общения одновременно:

James Taylor: Excellent comments, people, thank you. Really, really interesting [13]. I Джеймс Тейлор: Отличные комментарии, слушатели, спасибо. Очень, очень интересно. Как видим, в данном сообщении персонализация отсутствует, что достигается при помощи использования слова с обобщенным значением - слушатели /люди (people). Обращение направлено на всех участников одновременно, не выделяя особо ни одного из них.

Аксиональная, прямая адресация зафиксирована нами в 8% вебинаров. Как правило, к подобной форме адресации обращаются, когда презентера заинтересовала чья-то смысловая позиция, и, желая уточнить что-то или же привлечь внимание к данному участнику, ведущий вебинара обращается персонально к данному человеку: James Taylor: Roxana 's comment is very interesting. I recommend you to read that [Ibidem]. I Джеймс Тейлор: Комментарий Роксаны очень интересный. Рекомендую всем его прочитать. Характеризуя различные типы речевого взаимодействия в вебинарах, нужно особо отметить аксиаль-ность формы обращенности, которая, как правило, сопровождается ретиальностью коммуникации по содержанию [1, с. 26].

Итак, как показало проведенное исследование, вебинар обладает специфическими жанровыми характеристиками, а именно - специфической целью, которая характеризуется вербальным управлением адресантом когнитивными процессами концептуализации мира адресатов в условиях особого хронотопа - как непосредственной (в режиме онлайн), так и опосредованной (в режиме оффлайн) образовательной коммуникации. Для участников образовательного вебинара дифференциация социальных ролей и регламентированность функций - это те отличительные характеристики, которые свойственны им во взаимодействии в рамках по-лиадресатной модели «один - многим». Основные ценности вебинаров сводятся к совершенствованию своих знаний и опыта, к получению определенных материальных благ, к последующему эффективному и продуктивному взаимодействию в профессиональной сфере. Не менее важной особенностью вебинара является то, что данный жанр представляет собой гибридный устно-письменный синхронный гипертекст, обладающий рядом лингвистических характеристик: многообразием содержательных позиций, двумя видами адресации (аксиальной и ретиальной), различными типами речевого взаимодействия и т.д.

Не вызывает сомнений, что дальнейшее изучение обучающих вебинаров необходимо для того, чтобы дать лингвистам ответы на ряд важных вопросов о механизмах осуществления межкультурного коммуникативного взаимодействия, а также о лингвокогнитивных и социопрагматических особенностях коммуникантов в виртуальном педагогическом дискурсе.

Список источников

1. Асмус Н. Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: дисс. ... к. филол. н. Челябинск, 2005. 266 с.

2. Астафурова Т. Н., Сухорукова О. Н. Телескопия: новый способ словообразования? II Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2006. № 5. С. 182-185.

3. Бабина Л. В. Особенности рекламного плаката, публиковавшегося в 50-е годы XX века в журнале «ОГОНЕК», как полимодального текста II Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 1 (43). Ч. 2. С. 29-33.

4. Кожетева А. С. Лингвопрагматические характеристики дипломатического дискурса: на материале вербальных нот: автореф. дисс. ... к. филол. н. М., 2012. 22 с.

5. Рыжков М. С. Речевые стратегии участников синхронного интернет-дискурса (на материале русско- и англоязычных чатов): автореф. дисс. ... к. филол. н. Воронеж, 2010. 24 с.

6. Черноусова Ю. А. Бизнес-контракт как элемент институционального делового дискурса (на материале английского языка) II Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. Т. 3. № 4 (35). С. 124-127.

7. Ширяева Т. А. Деловой дискурс: знания, язык, текст (на материале современного английского языка) II Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 33 (248). С. 136-138.

S. Яковлева Э. Б. Полилог как новый объект лингвистики II Лингвистическая полифония: сб. ст. в честь юбилея проф. Р. К. Потаповой I отв. ред. В. А. Виноградов. М., 2007. С. 184-199.

9. Ahrens A., Zascerinska J., Ramar H., Andreeva N. Educators Opinion on Webinars in Higher Education [Электронный ресурс]. URL: http:IIjournals.ru.lvIindex.phpISIEIartideIviewIl488Il68l (дата обращения: 14.09.2017).

10. Learning Styles Discussion Forum [Электронный ресурс]. URL: https:IIbritishcouncil.adobeconnect.com/_a917587435I p0u0wcil5y7uI?proto=true (дата обращения: 17.10.2017).

11. Open Innovation, Open Science, Open to the World - a Vision for Europe [Электронный ресурс] II European Commission. 2016. URL: https:IIec.europa.euIdigital-single-marketIen/newsIopen-innovation-open-science-open-world-vision-europe (дата обращения: 10.09.2017).

12. Pinard L. Fostering Learner Autonomy [Электронный ресурс]. URL: https://britishcouncil.adobeconnect.com/_a917587435/ p7l0iw459c3/?proto=trae (дата обращения: 17.10.2017).

13. Taylor J. What I've learned from teaching teenagers [Электронный ресурс]. URL: https://britishcouncil.adobeconnect. com/_a917587435/plnvw0k72vsa/?proto=true (дата обращения: 17.10.2017).

14. Wang S. K, Hsu H. Y. Use of the Webinar Tool (Elluminate) to Support Training: The Effects of Webinar-Learning Implementation from Student Trainers' Perspective // Journal of Interactive Online Learning. 2008. Vol. 7. № 3. P. 175-194.

15. Webinar [Электронный ресурс] // Cambridge Dictionary. URL: http://dictionary.cambridge.org/dictionary/business-english/webinar (дата обращения: 11.09.2017).

16. Webinar [Электронный ресурс] // English Oxford Living Dictionaries. URL: http://oxforddictionaries.com/ definition/english/webinar (дата обращения: 11.09.2017).

17. Webinar [Электронный ресурс] // Merriam-Webster. URL: http://www.merriam-webster.com/dictionary/webinar (дата обращения: 11.09.2017).

18. Webinars [Электронный ресурс] // British Council. URL: https://www.teachingenglish.org.uk/events/webinars (дата обращения: 15.09.2017).

19. Web Seminars. History [Электронный ресурс]. URL: http://web-seminars.blogspot.ru/2008/04/history.html (дата обращения: 11.09.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

GENRE FEATURES OF ENGLISH-LANGUAGE TRAINING WEBINARS

Tlenkopacheva Mar'yana Naurbievna

Pyatigorsk State University martlenkop@rambler. ru

The article is devoted to the study of the English-language training webinar as a specific genre of a virtual pedagogical discourse.

The author analyzes the main genre-forming characteristics of the webinar (goal, participants, chronotope, values and features

of webinar texts) and comes to the conclusion that the webinar is a hybrid oral-written synchronous hypertext that exists objectively both online and offline and possesses a number of linguistic system-forming parameters.

Key words and phrases: virtual pedagogical discourse; webinar; genre-forming characteristics; specific goal; specific participants; specific chronotope; specific values; specific texts.

УДК 81.001.3

В статье на основе функционального подхода анализируются различные точки зрения по проблеме фазово-сти. Исследуется статус фазовости в системе аспектуальности, подробно анализируются различия в определении концепции фазисной членимости процесса и способов ее выражения в русском языке. В ходе анализа выявляется взаимодействие фазовости с категорией вида, описываются различные модификации фазисных значений, обусловленные контекстом, ситуацией общения, лексическим значением глагола.

Ключевые слова и фразы: фазовость; ингрессив; инхоатив; кунктатив; континуатив; терминатив, прогрессив.

Хинчагова Алина Алихановна

Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова, г. Владикавказ alinakhin@mail. гы

ПРОБЛЕМА СЕМАНТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ ФАЗОВОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Семантическая категория фазовости активно изучается, начиная с 70-х годов ХХ в. К настоящему времени широкое освещение получили проблемы, связанные с определением сущности фазы и фазовости, вопросы отношения фазовости к категории вида и к категории аспектуальности в целом. Установлено, что выражение фаз течения процесса во времени является языковой универсалией [4, с. 78-87]. При этом наиболее важные вопросы остаются нерешенными. Не определен статус фазовости в системе аспектуальности.

Так, одни ученые не включают фазисную детерминацию в систему иерархических аспектуальных отношений, определяя ее в качестве особого признака [14, с. 18]. Другие непосредственно увязывают фазовость с сущностью аспектуальности [16, с. 72, 88].

Приведенное различие не так уж существенно, гораздо более важное значение имеет различие в определении самой концепции фазисной членимости процесса и способов ее выражения в русском языке. По данной проблеме также существуют две точки зрения. Согласно первой концепции, выражение значения фазовости не связывается с категорией вида. Согласно второй - значение фазовости не только напрямую увязывается с категорией вида, но и определяется как отношение процесса, обозначенного глаголом несовершенного вида, к одной из его фаз, манифестированной формой глагола совершенного вида.

Целью данной статьи является рассмотрение с позиции функционального подхода существующих точек зрения на сущность фазы и фазовости, определение ее места в системе аспектуальности, выявление взаимодействия с категорией вида, критический разбор проблемы участия категории вида в выражении фазисных значений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.