Научная статья на тему 'Деятельность педагога-менеджера в реализации компетентностного подхода в обучении'

Деятельность педагога-менеджера в реализации компетентностного подхода в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность педагога-менеджера в реализации компетентностного подхода в обучении»

- Вестник «Oрлеу»-kst ^^^^^^^^^^^^^^

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ

Ж

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-МЕНЕДЖЕРА В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

В статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил Министерству образования и науки республики «осуществить меры по изменению содержания и формата преподавания истории Казахстана в учебных заведениях». По мнению главы государства, «весь учебно-воспитательный процесс базируется на устаревших методиках». «Такая важная составляющая учебно-воспитательного процесса, как исторические знания, абсолютно не настроена на решение задач становления личности, гражданина и патриота. Реальность такова, что учащиеся считают предмет истории Казахстана «скучным», «не интересным», «запутанным» [1].

Одним из главных направлений Концепции образования РК является «приобщение к познанию и осмыслению основных исторических процессов и событий истории Казахстана, которые играют важную роль в процессе духовно-нравственного воспитания молодых специалистов. История Казахстана является действенным фактором формирования мировоззрения студенчества. Условие его выработки - обогащение теоретическими знаниями. В свою очередь, мировоззренческий аспект составляет сердцевину всей системы воспитания гражданина Казахстана. Этот сложный процесс обусловлен тем, что идейная направленность воспитания представляет собой

Ж.С. Аубакирова,

заведующая кафедрой ИТиМПЕН (Г)Д «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Восточно-Казахстанской области, г. Усть-Каменогорск

ядро самой структуры личности, ее духовный мир, сознание и повседневную деятельность. Мировоззренческими являются знания, отражающие коренные процессы и важнейшие моменты жизни общественности и способствующие правильному пониманию своеобразия социальной жизни в целом» [2].

Для формирования высокого познавательного интереса к истории Казахстана, мировоззренческих позиций, мотивации обучающихся необходимо применение современных педагогических технологий, массовую разработку и внедрение которых исследователи этой проблемы относят к середине 50-х годов ХХ в. и связывают с возникновением технологического подхода к построению обучения в начале в американской, а затем и в европейской школах. В педагогику это понятие пришло из сферы производства и стало заменять привычное понятие «методика» [3].

Вообще словосочетание «педагогическая технология» является неточным переводом с английского educational technology ^ - «образовательная технология». Возможно, ^ эти понятия можно рассматривать и как си- ti нонимы. В этом технологическом процессе ^ современный преподаватель, школьный учи- ^ тель в отличие от традиционного представ- Н ления уже не рассматривается как простой д источник информации, а занимает новую ^ позицию педагога-управленца (менеджера). Н Для реализации этой педагогической позиции g

ш

- Вестник «Орлеу^-kst

необходимо овладение новыми информаци- ации; онно-коммуникативными технологиями, что

го

а

^

н и

Н

И =

Рч

и

н =

S

и является одной из задач модернизации современного гуманитарного образования.

Одним из приоритетных направлений в послании Президента народу Казахстана является здоровье, образование и благополучие граждан. «Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации» [4]. Перед педагогом-менеджером стоит сложная задача - развитие навыков самостоятельной работы обучающихся. Большую роль в этом могут оказать, на наш взгляд, сетевые средства информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют получить широкий доступ к учебно-методической и научной информации; организовать оперативную консультационную помощь; моделировать научно-исследовательскую деятельность обучающихся; проводить виртуальные учебные занятия в on-line и of-line режимах времени.

Основным результатом деятельности педагога в изучении дисциплины «история Казахстана» должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих социальных сферах.

Обучающиеся должны знать:

-исторические события, явления, факты, процессы, исторические законы, закономерности и особенности исторического развития Казахстана как части мирового исторического процесса;

- новейшую историю Республики Казахстан как независимого государства.

- систему основных понятий и категорий по курсу «история Казахстана».

Обучающиеся должны овладеть навыками:

- самостоятельной работы с учебной литературой, веб-ресурсами, интернет-источниками по истории Казахстана;

- работы с историческими источниками;

- творческого применения исторических знаний;

- использования понятий и категории при изучении конкретной исторической ситу-

- осмысления исторических событий и явлений на основе сравнительного анализа;

- работы с историческими картами.

Ключевыми компетенциями обучающегося «на выходе» являются:

- овладение системой знаний по истории Казахстана с древнейших времен и до наших дней как части мирового исторического процесса, а также «осмысление двух десятилетий новейшей истории нашей страны» [5];

- развить у учащихся умение использовать в жизни полученные знания, самостоятельно обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;

- способность формирования у учащихся творческого применения исторических знаний;

- способность формирования личностного отношения к тому или иному историческому явлению;

- способность формирования гражданской позиции, ответственного перед своей Отчизной и народом;

- способность формирования чувства патриотизма, активной гражданской позиции, уважение к истории и культуре казахского народа, а также других народов проживающих на территории Казахстана;

- способность формирования процесса социализации личности на основе казахстанского менталитета [6,3].

Для достижения данных компетенций применяются следующие информационно-коммуникативные технологии:

• предоставление электронных учебников, CD-ROM- учебников и справочников;

• пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;

• дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;

• трансляция учебных программ по национальной и региональным телевизионным и радиостанциям, кабельному телевидению;

• голосовая почта;

• двусторонние видеотелеконференции;

• электронные (компьютерные) образовательные ресурсы;

• наиболее доступным средством для создания собственных обучающих продуктов является программа Power Point для подготов-

Вестник «Oрлеу»-kst

Ш

ки презентаций;

• доступ к электронным библиотекам и базам данных, содержащим огромное количество разнообразной информации.

Какие возможности дают дистанционные образовательные технологии обучающимся?

- Доступ к качественному контенту изучаемых дисциплин, включающему полный курс видео, аудио, оп-Нпе-лекций, разработанных учеными Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья;

- быстрая доставка информационного объема материала обучаемому;

- большие возможности развития навыков самостоятельной работы в усвоении необходимого материала;

- самоконтроль знаний, а также оценку знаний и навыков обучаемого педагогом.

Информационно-коммуникативные технологии нашли широкое применение в организации учебного процесса с применением ДОТ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Назарбаев Н. «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда»/ http://uvp.akmol.kz/ home/social_modem

2.Концепция образования РК до 2015 года /http://unesco.kz/rcie/data/koncepciya.htm

3. Васильева О.М. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе на примере преподавания экологии/http://nsportal. ru/shkola/ekologiya/library/ispolzovanie-mformatsюnno-kommuшkativnykh-tekhnologii-v-obrazovatelnom-p

4. Тажин М. Будущее невозможно без опоры на историческое прошлое / http://www. altyn-orda.kz/55124/

5. Послание президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее»/ http://www.ak-orda.kz/

6. Типовая учебная программа. История Казахстана для 10-11 классов общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений уровня общего среднего образования// История Казахстана: преподавание в школах и вузах. - №9, 2013. - С.3

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Л.И. Артюшина,

заведующая кафедрой дошкольного воспитания и обучения КГКП «Костанайский педагогический колледж», Костанайская область

доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

В системе современного профессио- у нального педагогического образования происходит заметная переориентация оценки образовательного результата с понятий «знания, умения, навыки» на понятия «компетенция/компетентность» обучающихся, тем са- И

Социально-экономические преобразования, характерные для современного Казахстана, существенно изменили ценностные ориентиры общества, что повлияло на переосмысление парадигмы образования.

В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 г. подчеркивается, что стратегической целью государственной политики в области образования является повышение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.