Научная статья на тему 'Непрерывное образование в контексте социальной модернизации Казахстана'

Непрерывное образование в контексте социальной модернизации Казахстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ДЕСКРИПТОР / DESCRIPTOR / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMATIVE EDUCATION / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / SUCCESSION / ПОЛИЯЗЫЧНОСТЬ / POLYLINGUALISM / ЖАһАНДАНУ / ЖАЦГЫРТУ / ИНФОРМАЛЬДі БіЛіМ БЕРУ / САБАқТА-СТЫқ / КөПТіЛДіЛіК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселёва В.В.

Данная статья посвящается вопросу непрерывного образования, то есть образования в течение всей жизни, подготовке конкурентоспособного специалиста. В ней рассмотрены проблемы разрыва между рынком труда и рынком образования, основные аспекты приоритетных направлений развития образования и науки Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование в контексте социальной модернизации Казахстана»

ü

Вестник «Орлеу^-kst

В.В. Киселёва,

преподаватель физики и математики, КГКП «Рудненский колледж строительства и транспорта», Костанайская область

Нег1зг1 свздер: жаhандану, дескриптор, жацгырту, интеграция, информальдг бшм беру, сабацта-стыц, кептыдшк.

Ключевые слова: глобализация, дескриптор, модернизация, интеграция, информальное образование, преемственность, полиязыч-ность.

Keywords: globalization, descriptor, modernization, integration, S informative education, succession,

< polylingualism. и

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЗАХСТАНА

Ацдатпа

Бул макала Yздiксiз бшм беру сауалдарына арналады, ягни eMip бойына бшм алу, бэсекеге кабшетп маманды дайындау жайлы айтылады. Макалада ецбек нарыгы мен бiлiм беру нарыгындагы проблема жэне ^азакстан гылы-мы мен бшмшщ басты аспектiлерi карастырылган.

Аннотация

Данная статья посвящается вопросу непрерывного образования, то есть образования в течение всей жизни, подготовке конкурентоспособного специалиста. В ней рассмотрены проблемы разрыва между рынком труда и рынком образования, основные аспекты приоритетных направлений развития образования и науки Казахстана.

Annotation

This article is devoted to the issue of continuing education, that is, lifelong learning, the preparation of a competitive specialist. It deals with the problems of the gap between the labor market and the education market, the main aspects of the priority development's directions of education and science in Kazakhstan.

Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!

Сюнь-цзы

Модернизация — это обновление и совершенствование действующей системы образования. В основу модернизации образования в Республике Казахстан легло такое понятие, как «непрерывное образование», т.е. «образование через всю жизнь», которое рассматривается как компонент социальной инфраструктуры общества и является одним из приоритетных направлений индустриально-инновационного и социально-экономического развития страны. Термин «непрерывное образование» (lifelong learning) впервые применяется в материалах 1968 г. и определяется как «...не ограниченное ни во времени относительно сроков обучения, ни в пространстве относительно методов обучения; оно объединяет всю деятельность и ресурсы в области образования и направлено на достижение гармоничного развития потенциальных способностей личности и процесса преобразования в обществе». В центре внимания идеи непрерывного образования находятся сам человек, его личность, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется основное внимание [1,c 5].

Вестник «Oрлеу»-kst

Ш

С непрерывным образованием связывается как необходимость обновления и дополнения знаний, развития способностей, так и получение новой специальности или профессии. Таким образом, в основу модернизации непрерывного профессионального образования Республики Казахстан концептуально положены принципы по развитию непрерывного процесса образования, обеспечивающего преемственность его ступеней, и профессиональной ориентации обучающихся в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании», основных направлений Государственной программы «Образование», ежегодных Посланий Президента страны народу Казахстана.

Философия современного образования формируется в контексте глобализационных процессов, которые определяют общий сценарий развития мирового сообщества. Этот сценарий может иметь две стратегии: глобальное слияние или глобальное противостояние культур. Но немало сторонников и другого мнения. Речь идет о глобальной интеграции, когда каждая культура, сохраняя свой контент, стремится к конструктивному взаимодействию. При выработке общих подходов в решении глобальных проблем главным фактором выступает образование [2].

Сегодня наиболее надежные ориентиры в сфере образования задаются документами ООН, ЮНЕСКО и ряда других авторитетных организаций и объединений. Согласно им, одним из ключевых принципов является образование в течение всей жизни. Оно понимается как любая учебная деятельность на протяжении всей жизни, начиная с дошкольного возраста и заканчивая постпенсионным, а также включает в себя формальное, неформальное, информальное обучение [3,с 81].

Следует отметить, что в Казахстане для реализации этой концепции созданы реальные предпосылки. Речь идет о Национальной рамке квалификаций, которая задана аналогично Европейской рамке. Дескрипторы данных рамок представляют собой требования к уровням сформированности знаний, умений и навыков, а также личностных и профессиональных компетенций. Накопительный и последовательный характер описаний квалификационных уровней обеспечивает преемственность и интеграцию результатов обучения на всех уровнях образования. Поэтому содержание об-

разования должно проектироваться в соответствии с ожидаемыми результатами обучения, а результаты обучения, в свою очередь, следует планировать в соответствии с дескрипторами рамок квалификаций. Основной стратегией такого планирования является соотнесенность образовательных программ и профессиональных стандартов. В связи с этим актуальной представляется разработка профессиональных стандартов, направленных на устранение разрыва между рынком труда и рынком образования. В условиях социальной модернизации страны политика образования в Казахстане базируется на социальных измерениях.

Это означает, что поиск ответов на возникающие проблемы учитывает такие аспекты:

• во-первых, объединение усилий всех социальных подструктур общества. Здесь речь идет о реальном и эффективном взаимодействии государства, родительской и педагогической общественности, работодателей, различных общественных организаций, при этом ключевые позиции должны занимать интересы обучающихся;

• во-вторых, интеграция отечественного опыта обучения с лучшей практикой зарубежных стран. При этом в стремлении соответствовать международным стандартам важно сохранять национальный контент образования;

• в-третьих, формирование полиязычной и поликультурной образовательной среды. Эффективность такой среды может быть обеспечена за счет преемственности обучения языкам в системе «детский сад - школа - колледж -вуз» на основе уровневой модели;

• в-четвертых, устранение явного разрыва между уровнем образования городских и сельских школьников, в частности, малокомплектных школ. Как известно, в МКШ сегодня существует ряд вопросов, одним из которых является недостаточное количество учителей-предметников. Механизмом решения данного вопроса является подготовка и переподготовка разнопрофильных педагогических кадров, способных вести интегрированное обучение по смежным предметам в пределах одного или разных классов;

• в-пятых, создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь следует воспитывать толерантность у детей, а также вести системную разъяснительную работу среди ро-

Вестник «Oрлеу»-kst

X

<с т о

го РЧ

О ^

1-4

о ч о

X X ш Е-

К ^

К

рц

о

ш Е-

дительской общественности;

• в-шестых, снижение показателей деви-антного поведения среди детей и молодежи, усилении роли и ответственности семьи в воспитании подрастающего поколения [5, с. 448].

Учет данных измерителей будет способствовать совершенствованию качества казахстанского образования, позволит не только повысить социальную ответственность, но, прежде всего, поставить личность обучающегося в эпицентр развития и модернизации всей системы образования. Именно эти социальные аспекты составляют основу приоритетных направлений развития образования и науки Казахстана. Среди них особое место занимает обеспечение равного доступа к качественному образованию. Как обозначено в отчете ОЭСР, Казахстан создает условия обучения, повышает образовательный потенциал страны, но, тем не менее, еще много предстоит сделать для устранения неравенства в доступе к качественному обучению.

В контексте обсуждаемой нами проблемы особое значение приобретает принцип преемственности содержания образования всех уровней: от дошкольного воспитания и обучения до подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием, а также принцип интеграции как содержания предметных областей, так и педагогических технологий .

В педагогическом образовании основные задачи связаны:

• с обновлением содержания образования в целом,

• с необходимостью повышения его качества,

• с обеспечением непрерывности всего образования,

• с отражением совокупности знаний, умений, навыков, компетенций на всех уровнях обучения в течение всей жизни.

Одной из первостепенных целей, поставленных Президентом в своем Послании народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», является «... создание эффективной системы образования» [4]. Первый шаг к осуществлению данной задачи был сделан еще задолго до выхода в свет настоящего документа. Основу этому в Республике Казахстан положила обнародованная в 1997 г. Стратегическая программа «Казахстан - 2030». Данная программа опреде-

лила и общую стратегию «Концепции образования Республики Казахстан до 2015 года», в которой обозначены основные направления, приоритеты, задачи государственной политики в области модернизации образования и механизмы их реализации, а именно:

• совершенствование законодательной и иной нормативной правовой базы функционирования казахстанской модели образования на основе дальнейшей демократизации и участия общества в управлении образованием;

• развитие образования с учетом исторических, национальных, демографических, географических, экономических и культурных особенностей Казахстана;

• обновление содержания образования, учебного, учебно-методического обеспечения и материально-технической базы;

• создание национальной системы оценки качества образования;

• интеграция образования, науки и производства;

• создание механизмов привлечения сектора реальной экономики для повышения качества профессионального образования и обучения;

• совершенствование финансового, кадрового обеспечения системы образования, а также повышение социального статуса педагогических работников;

• интеграция в мировое образовательное пространство.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдыкаримов, Б.А. Некоторые вопросы модернизации профессионального образования в Казахстане [Текст]/Б.А. Абдыкаримов // Вестн. КарГУ Сер. Педагогика. - 2005. - № 3 (39). - С. 5-10.

2. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. В поисках практико-ориен-тированных концепций.[Текст]/Б.С. Гершун-ский. - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.

3. Зинченко, Г.П. Предпосылки становления теории непрерывного образования [Текст]/ Г.П. Зинченко. // Советская педагогика. - 1991. - № 1. - С. 81-87.

4. Назарбаев, Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана.[Текст]/Н.А. Назарбаев. //Республиканская общественно-политическая газета «Литер».- 2017. - 31 января.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.