Научная статья на тему 'Значимая составляющая модернизации системы образования'

Значимая составляющая модернизации системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ / КЛАСТЕРНЫЙ / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слесарь М.В.

Рассматривается понятие «система повышения квалификации педагогических работников технического и профессионального образования» как значимая составляющая модернизации образования. Представлена история развития гуманистической парадигмы, её характеристика. Определены методологические подходы к конструированию содержания курсов повышения квалификации работников технического и профессионального образования в условиях социального партнёрства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значимая составляющая модернизации системы образования»

Вестник «Орлеу^-kst

7

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

М.В. Слесарь,

кандидат педагогических наук, директор филиала АО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Нег1зг1 сездер: жацгырту, кэ-cinmiK жэне техникалыц бшм беру цызметкерлертщ бшктшгш арт-тыру жуйеы, гуманисты парадигма, элеуметтт cерiкmеcmiк, жеке-дараланган, клаcmерлi, ерке-Hrnmmi эд^-тэсыдер.

Ключевые слова: модернизация, система повышения квалификации педагогических работников технического и профессионального образования, гуманистическая парадигма, социальное партнёрство, персонифицированный, кластерный, цивилизационный подходы.

Keywords: modernization, system of Technical and Professional Education teachers' pedagogical development, humanistic paradigm, social partnership, personified, clustered, civilized approaches.

ЗНАЧИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Ацдатпа

Бшм ôep^i жацгыртудыц ажырамас мацызды белш ретшде «кэаппк жэне техникалыц бшм беру кызметкерлершщ бшктшгш арттыру жуйеа» угы-мы карастырылады. Гуманиспк парадигманыц даму тарихы, оныц сипаттамасы керсетшген. Элеуметпк сер^еспк жагдайында кэсштш-техникалы; бiлiм беру кызметкерлершщ бiлiктiлiгiн арттыру мазмуныц жасаудыц эдiснамалык эдiс-тэсiлдерi усынылады.

Аннотация

Рассматривается понятие «система повышения квалификации педагогических работников технического и профессионального образования» как значимая составляющая модернизации образования. Представлена история развития гуманистической парадигмы, её характеристика. Определены методологические подходы к конструированию содержания курсов повышения квалификации работников технического и профессионального образования в условиях социального партнёрства.

Annotation

The definition «system of Technical and Professional Education teachers' pedagogical development «as a significant component of education modernization is considered. The history of humanistic paradigm development, its characteristic is presented. Methodological approaches to designing of advanced training courses for Technical and Professional Education teachers under conditions of social partnership are defined.

Под модернизацией системы образования исследователи понимают общественно - исторический процесс, определяемый национальной образовательной политикой, требованиями личности и общества к качеству образования, направленный на генерирование новых идей и обновление всех звеньев образовательной системы, придание им мобильно-

tç S

к <

m О

го £

iA О

w «

О

О!

С w s

U

W F S

[-4

о

4

о «

о н w

5

S

w

s ^

и ©

о

и

о -

s ©

Вестник «Oрлеу»-kst

сти и при этом сохраняющей и приумножающей лучшие традиции отечественного образования [5,с.36].

На наш взгляд, модернизация образования предполагает перевод его в режим развития, что означает адаптацию системы образования к изменившимся социально -экономическим условиям развития страны, изучение и использование опыта других стран мирового сообщества и рациональное его использование, исключающее прямое копирование.

Важным звеном образовательной системы является её техническое и профессиональное образование, в котором значимой составляющей является повышение квалификации всех специалистов этой сферы.

Следует отметить, что профессиональное образование в Казахстане как система обязана своим основанием Ибраю Атынса-рину. Им была открыта первая ремесленная школа в Тургае в 1882 году. Затем начали готовить кадры ремесленные отделения при многих двуклассных училищах. О чём свидетельствует следующее обращение Ибрая Алтынсарина от 2 декабря 1882 года ^ к Военному губернатору Тургайской обла-< сти: «Имею честь донести Вашему пр-ву, О что при Актюбинском двуклассном учились ще ремесленное отделение, обучающее уче-2 ников этого училища столярно - токарному § делу, открыто 1сентября сего года» [1,с.246]. ^ Профили ремесленных отделений были О различными: кузнечно - слесарное, порт-^ няжное и др. Уже в то время в ремесленных § отделениях училищ можно было получить м профессию востребованную временем, со-^ циально - экономической ситуацией. ^ Система технического и профессиональ-

§ ного образования более чем за 130 лет пре-

о

н терпела кардинальные изменения, но эти из-

5! менения всегда были связаны с социально

щ - экономической ситуацией, требованиями

§ времени и общества. Эта связь определяет и

и

О современные модернизационные процессы.

Совершенствовалась и система повысь шения квалификации. Сегодня, по мнению

исследователей, это сложное полифункциональное социально - педагогическое явление, тесно связанное с экономической, политической, правовой, этнической и другими сферами жизни общества, важнейший фактор духовного развития и обновления общества [2,с.5].

На наш взгляд, в настоящее время в условиях необходимости социального партнёрства, как важного фактора повышения качества подготовки специалистов, система повышения квалификации педагогических работников технического и профессионального образования - это сложный социально - педагогический комплекс, содержание деятельности которого определяют социально - экономическая, политическая, законодательно - правовая, полиэтническая, духовная и другие сферы жизни общества, он важная составляющая его обновления, улучшения благосостояния участников производственно - образовательного комплекса и всего народа.

Анализ современной ситуации в системе повышения квалификации педагогических работников приводит к актуализации выбора парадигмы образовательного процесса.

Сегодня в условиях демократизации и гуманизации общества оптимально в повышении квалификации педагогических кадров следование гуманистической парадигме образования.

Опыт существования педагога в гуманистической парадигме известен давно. Достаточно обратиться к деятельности Сократа, идеям Ж.Ж. Руссо, Я. Коменского, Г. Песталоцци, Дж. Дьюи и других великих педагогов. В гуманистической парадигме любовь к человеку - атрибут профессионализма. Любовь порождает веру в творческие способности и возможности каждого, а терпимость дарует педагогическую мудрость [5,с.42-43]. Примеры этому оставили в истории Я. Корчак, К.Вентцель, И. Алтынсарин, Л. Толстой, С.Шацкий, В.Сухомлинский, С.Кубеев и другие.

Главной ценностью образования в кон-

Вестник «Oрлеу»-kst

тексте гуманистической (феноменологической) парадигмы является человек, личность. Следовательно, гуманистическая парадигма ставит в центр внимания слушателя как свободную и духовную личность, имеющую потребность в саморазвитии. Она ориентирована на развитие внутреннего мира, на межличностное общение, диалог, на помощь в личностном росте. Отношение между слушателем и преподавателем должны выстраиваться на принципах диалога, сотрудничества, сотворчества, взаимной ответственности за свободный выбор своей позиции.

Центральным системообразующим принципом гуманистической парадигмы выступает принцип субъектности. По мнению исследователей, подлинно гуманистическое измерение данному принципу придают такие ценностные ориентации как ответственность, признание равноценности «Я» и «другого», конструктивное самоутверждение [4].

Его главной целью при этом, на наш взгляд, выступает персональный характер обучения с учётом индивидуальных особенностей слушателей, создание условий для их развития и саморазвития, предоставление им свободы выбора для возможности максимальной реализации своего творческого потенциала и самореализации.

Исходя из сущности содержания понятия системы повышения квалификации педагогических работников и гуманистической парадигмы образования, нами определены следующие основополагающие, на наш взгляд, подходы к повышению квалификации преподавателей, администрации, воспитателей колледжей: персонифицированный, кластерный и цивилизационный.

Персонифицированный подход предполагает выбор тематики курсов по конкретным запросам слушателей, для чего предварительно они изучаются, определяются востребованные большинством контингента опрошенных. Менее востребованные темы предполагают индивидуальную работу пре-

подавателей в сетевом сообществе.

Использование кластерного подхода в повышении квалификации педагогических работников определяет создание кластеров в условиях социального партнёрства. Кластер - соединение однородных элементов в новую целостность, которая может рассматриваться как самостоятельное целое, обладающее определёнными свойствами. Кластерный подход обеспечивает интеграцию образования, науки и производства. Исследователи отмечают, что в настоящее время, когда жёсткость мер интеграции ресурсов выражена как условие развития, оно выражает в определённой мере возможность сохранения гуманитарно - гуманистической доминанты и потому в образовании является, скорее, необходимостью. Ценным в кластере является возможность ресурсной поддержки его участников [6.с.20].

Исходя из необходимости повышения качества подготовки специалистов в условиях внедрения дуальной системы подготовки кадров, нами были созданы кластеры « палата предпринимателей - предприятие - колледж - филиал». Что позволило филиалу привлекать для проведения занятий, ^ семинаров, конференций администрацию, < преподавателей колледжей, представителей о высокотехнологичных предприятий, кото- ем

рые являются тьютерами в продвижении °

..3

инновационных идей социального партнёр- ^

ства мирового образовательного простран- ^

ства. 9

Следующий важный подход для поли- ^

этнического социума, в котором происходит §

процесс повышения квалификации и педа- м

гогической деятельности слушателей - ци- ^

вилизационный. ^

Он базируется на современных научных ^

О

представлениях о цивилизации как истори- н чески конкретном способе организации жиз- 5! ни большого числа разнообразных этносов, ^ находящихся в развитии и взаимодействии §

на определённых территориях планеты. Со- о

О

временный мир имеет цивилизационную и структуру [7,с.75-76], что важно учитывать ч

Вестник «Орлеу^-kst

в содержании программ курсов.

Цивилизационный подход, по мнению исследователей, можно выразить следующими тезисами:

- в основе подхода лежит понятие многополярного мира. Границы геополитических напряжений и взаимодействий лежат по границам цивилизаций, а не государств и этносов;

- культура как плод развития цивилизации является основой внутрицивилизационного взаимодействия и одновременно средством выражения культурного творчества этнических миров, входящих в её состав;

- цивилизация формирует особый тип личности, устойчиво сохраняющийся на протяжении поколений. Система условий для воспитания личности данного типа создаётся традицией [7,с.76-77].

Особенностям цивилизационного подхода, традициям дана Н.А. Назарбаевым в Послании «Казахстан - 2050». Характеризуя кризис ценностей цивилизаций, он сказал: «Мир переживает острый мировоззренческий и ценностный кризис. Все чаще раздаются голоса, возвещающие о противобор-^ стве цивилизаций, конце истории, провале ^ мультикультуризма.

Нам принципиально важно не втягивать-^ ся в этот мировоззренческий дискурс, обе-2 регая наши проверенные годами ценности. S На собственном опыте мы знаем, как то, что

W

lüg называли нашей ахиллесовой пятой - мно-

§ гоэтничность и поликонфессиональность,

и мы обрели в своё преимущество.

§ Мы должны научиться жить в сосуще-

w ствовании культур и религий. Мы должны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§ быть привержены диалогу культур и циви-

§ лизаций» [3,с.16].

« Исходя из выше изложенных особен-

о „

f-j ностей цивилизационного подхода, нами ^ определяется содержание курсов повышена ния квалификации педагогических работни-

х ков.

и

© Следование гуманистической парадигме

и

образования, использование персонифицированного, кластерного и цивилизационно-го подходов определило результативность системы повышения квалификации педагогических работников технического и профессионального образования - значимой составляющей модернизации всей системы образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алтынсарин, Ибрай [Текст] Собрание сочинений в трёх томах. Том 3. Академия наук Казахской ССР. - Алма - Ата. -1978. - 352с.

2. Кулаков, А.В. Модернизация образования и повышение квалификации педагогических кадров [Текст]/А.В. Кулаков, В.Н. Манюкова//Среднее профессиональное образование. - 2014. - №6. - С.3-6.

3. Назарбаев, Н.А. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Астана, Акорда. - 2012. - 53с.

4. Cyberlemika.ru/article/n/ gumanisticheskaya-obrazovatelnaya-paradigma-kak-aksiologicheskoe-osnovanie-sovremennogo-obrazovaniya.

5. Трофимов, П.И. Формирование у студентов профессиональных и социально значимых качеств в едином образовательном пространстве университетского комплекса [Текст] /П.И. Трофимов. //Среднее профессиональное образование. - 2014. - №6. -С.35-36.

6. Шарай, Н.А. Образовательный кластер как интегративная система [Текст]/ Н.А. Шарай, Л.Н. Николаева, Т.В. Вдовина// Педагогика. - 2014. - №8. - С.20-25.

7. Шестун, Г. Цивилизационный подход к разработке концепции предмета «Православная культура»[Текст]/Георгий Шестун, М. Захарченко //Педагогика. - 2013. - №7. -С.73-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.