Вестник «Oрлеу»-kst
Ш
ки презентации;
• доступ к электронным библиотекам и базам данных, содержащим огромное количество разнообразной информации.
Какие возможности дают дистанционные образовательные технологии обучающимся?
- Доступ к качественному контенту изучаемых дисциплин, включающему полный курс видео, аудио, оп-Нпе-лекций, разработанных учеными Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья;
- быстрая доставка информационного объема материала обучаемому;
- большие возможности развития навыков самостоятельной работы в усвоении необходимого материала;
- самоконтроль знаний, а также оценку знаний и навыков обучаемого педагогом.
Информационно-коммуникативные технологии нашли широкое применение в организации учебного процесса с применением ДОТ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Назарбаев Н. «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда»/ http://uvp.akmol.kz/ home/social_modem
2.Концепция образования РК до 2015 года /http://unesco.kz/rcie/data/koncepciya.htm
3. Васильева О.М. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе на примере преподавания экологии/http://nsportal. ru/shkola/ekologiya/Пbrary/ispolzovaшe-mformatsюnno-kommuшkativnykh-tekhnologii-v-obrazovatelnom-p
4. Тажин М. Будущее невозможно без опоры на историческое прошлое / http://www. altyn-orda.kz/55124/
5. Послание президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее»/ http://www.ak-orda.kz/
6. Типовая учебная программа. История Казахстана для 10-11 классов общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений уровня общего среднего образования// История Казахстана: преподавание в школах и вузах. - №9, 2013. - С.3
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Л.И. Артюшина,
заведующая кафедрой дошкольного воспитания и обучения КГКП «Костанайский педагогический колледж», Костанайская область
доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
В системе современного профессио- у нального педагогического образования происходит заметная переориентация оценки образовательного результата с понятий «знания, умения, навыки» на понятия «компетенция/компетентность» обучающихся, тем са- И
Социально-экономические преобразования, характерные для современного Казахстана, существенно изменили ценностные ориентиры общества, что повлияло на переосмысление парадигмы образования.
В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 г. подчеркивается, что стратегической целью государственной политики в области образования является повышение
Вестник «Oрлеу»-kst
го
а
^
н и
Н
И =
Рч
и
н =
2
мым фиксируется компетентностный подход в образовании.
Стандарт дошкольного воспитания и обучения предусматривает «новую роль педагога, как режиссёра совместной деятельности и фасилитатора, сопровождающего ребёнка в его развитии, познании окружающего мира».
Впервые в Стандарте обозначены требования к педагогам, работающим с детьми раннего и дошкольного возраста, предусматривающие персональную ответственность за качество результатов своей деятельности. Поэтому особо актуальной становится проблема подготовки педагогических кадров для дошкольных организаций на основе компе-тентностного подхода.
В рамках перехода на компетентност-ную модель образовательного процесса коллектив Костанайского педагогического колледжа провёл большую организационную и методическую работу, существенным изменениям подверглись цели, задачи методы, формы и содержание учебного процесса.
В учебный план специальности 010100 «Дошкольное воспитание и обучение» ввели: спецкурсы: «ГОСО по дошкольному воспитанию как новый образовательный ориентир», «Организация образовательного процесса в рамках пяти образовательных областей»; «Психолого-педагогические основы информационных технологий»,«Детские обучающие программы и компьютерные игры»; спецсеминары: «Инклюзивное воспитание и обучение», «Создание предметно-развивающей среды»; «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в процессе дошкольного воспитания и обучения».
С целью формирования рефлексивно-аналитических, креативных, проектно-тех-нологических, организаторских, коммуникативных, исследовательских способностей, так необходимых компетентному специалисту, постоянно обновляются и корректируются рабочие программы по специальным дисциплинам. Студентам наряду с предметными знаниями предоставляется возможность системного, полного освоения всех этапов педагогической деятельности, ознакомления с опытом дошкольных организаций по разработке циклограмм, составлению
технологических карт, созданию предметно-развивающей среды в контексте пяти образовательных областей с учётом требований стандарта.
Формы и методы обучения при компе-тентностном подходе предполагают проведение различных видов учебных занятий. Мы организуем лекции-визуализации, лекции -вдвоём, лекции с заранее запланированными ошибками, лекции пресс-конференции, лекции-беседы, лекции-дискуссии; нетрадиционные практические занятия (ролевые и деловые игры; тренинги); подготовку проектов для конкретной целевой группы потребителей, причем разработки и задания, которые выполняют студенты, используются в учебном процессе и защищаются публично перед сторонней аудиторией.
Важнейшим условием, обеспечивающим овладение компетенциями, является использование в учебном процессе новых педагогических технологий, формирующих субъектную позицию студента
Наибольший эффект нам даёт внедрение технологий: «Знаково-контекстной», «Микрообучение и самоанализ».
Знаково-контекстная - это технология, в котором с помощью дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста. В контекстном обучении студенты с самого начала находятся в деятельностной позиции; включается весь потенциал активности по принятию совместных решений; знания усваиваются ими в контексте разрешения моделируемых профессиональных ситуаций; в сочетании индивидуальных и коллективных форм работы по развитию деловых и нравственных качеств личности.
В процессе микрообучения отрабатывается конкретный вид поведения (умения) путём его многократного повторения и оценки. До начала обучения студентам предлагается подготовить и провести фрагмент организованной учебной деятельности, который записывается на видео и затем оценивается по чётким и наглядным критериям. Метод гетероскопии, применяемый в данной технологии - наблюдение другими людьми со стороны, позволяет объективно оценить по-
Вестник «Орлеу^-kst
Ш
ведение педагога во время работы, выявить сильные стороны и недостатки, которые затем устраняются с помощью соответствующего обучения. Видеозапись организованной учебной деятельности предлагается для обсуждения всей группе.
Система контрольно-тестовых заданий и рейтинговая система оценки учебно-познавательной деятельности студентов позволяет вести постоянный контроль качества подготовки будущих специалистов для дошкольных организаций.
Педагогическая практика - это составная часть учебного процесса, направленная на формирование рефлексивных навыков студентов, повышение уровня их методической компетенции, смысла профессионально-педагогической деятельности, развитие творческих возможностей студентов.
Нами была создана модель непрерывной практической подготовки студентов дошкольного отделения.
Первоначальным звеном в этой модели является ознакомительная практика «введение в специальность», рассчитанная на первый семестр обучения. Она знакомит с проблемами дошкольного воспитания, с разными типами дошкольных организаций, «вводит» студентов в профессию, стимулируя потребность в соответствующих знаниях. Для этого используются встречи с педагогическими коллективами, экскурсии, наблюдения, тренинги. «Погружение» в будущую профессию происходит в ходе практики «первые шаги воспитателя» и «помощник воспитателя». В формировании компетентности будущих педагогов особая роль отводится «пробной практике», организуемой блочно. Студентам предлагается два варианта практики: тради-ционный(группа из 6 человек работает по обязательному для всех плану); инновационный (студент работает по индивидуальному плану, составленному и откорректированному преподавателем-методистом совместно со студентом, согласованному с социальными партнёрами). Студентов привлекает инновационный вариант с новыми подходами к работе с детьми, с «мастер-классами» по новым технологиям. Так мы отказались от «показательных занятий», «пробных занятий»,
«контрольных занятии».
Одним из важнейших подходов организации педпрактики является обеспечение учебно-методическим сопровождением. На кафедре разработаны методические пособия ««Будущему педагогу дошкольного образования», «В помощь практиканту», в которые включены рекомендации республиканского центра «Дошкольное детство».
Таким образом, компетентностный подход в организации учебного процесса способствует развитию творческой индивидуальности, формированию восприимчивости к педагогическим инновациям, способности быстро оценивать ситуацию и свои возможности, адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда, самостоятельно учиться, принимать решения и нести ответственность за них. А выработка у студентов профессиональной компетентности во многом зависит от качества учебно-воспитательной работы, профессионализма педагогического коллектива, отношения к студентам в колледже.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон «Об образовании»,
2. Концепция 12-летнего образования
РК
3. Государственный общеобязательный стандарт Республики Казахстан дошкольного воспитания и обучения. Основные положения. 1.001-2009
4. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы.
5. Ударцева С.М., Смирнова Г.М. Содержание профессиональной компетенции педагога профессионального обучения.
6. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению ком-петентностного подхода) // Высшее образование в России. — 2004. — № 11. — С. 3-1
7. Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. — 2004. — № 4. — С. 138-143.
8. Зеер Э., Сыманюк Э Компетентност-ный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. — С. 23-30.
го
а г*
н и
н
и =
Рч
H
H =
S