Научная статья на тему 'Учитель в фокусе Концепции укрепления казахстанской идентичности и единства'

Учитель в фокусе Концепции укрепления казахстанской идентичности и единства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИНА / MOTHERLAND / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUALLY MORAL EDUCATION / КАЗАХСТАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / THE KAZAKHSTAN IDENTITY / ПЕДАГОГИКАЛЫқ ЖА-УАПКЕРШіЛіК / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / PEDAGOGICAL RESPONSIBILITY / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ "МәңГіЛіК ЕЛ" / NATIONAL IDEA "MANGILIKEL" / ОТАН / РУХАНИ-АДАМГЕРШіЛіК ТәРБИЕ / қАЗАқСТАН-ДЫқ БіРЕГЕЙЛіК / "МәңГіЛіК ЕЛ" ұЛТТЫқ ИДЕЯСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тажмакина Г.К.

Рассматривается актуальность проблемы воспитания личности гражданина в контексте Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства. Определена сфера педагогической ответственности за реализацию задач духовно нравственного воспитания личности обучающегося основы гражданской идентичности. Обоснована роль овладения базовыми ценностями. Представлены незыблемые правила успешности созидания учителем нового патриотического поколения казахстанцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учитель в фокусе Концепции укрепления казахстанской идентичности и единства»

иди

Вестник «Орлеу^-kst

ш

I

О

с с:

и

2

2S

I

о с

х

3

О О m

из О

ЁЗ

Ш X

н <с

Тажмакина Г.К.,

кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры ППСОП АО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области

Нег1зг1 сездер: Отан, рухани-адамгершшк тэрбие, цазацстан-дыц бгрегейлщ педагогикалъщ уапкершшк, «Мэцгшк Ел» улттыц идеясы.

Ключевые слова: Родина, духовно-нравственное воспитание, казахстанская идентичность, педагогическая ответственность, Национальная идея «Мэцгшк Ел».

Keywords: Motherland, spiritually - moral education, the Kazakhstan identity, pedagogical responsibility, national idea "MangilikEl".

УЧИТЕЛЬ В ФОКУСЕ КОНЦЕПЦИИ УКРЕПЛЕНИЯ КАЗАХСТАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ЕДИНСТВА

Ацдатпа

Макалада ^азакстандык GipereaniK пен 6ip-лшт ныгайту жэне дамыту Т^жырымдамасы мэнмэ^ш непзшде азамат т^лгасын тэрби-елеу мэселесшщ езектшт карастырылган. Азаматтык 6ipeгeйлiктщ Heri3i - Yйpeнушi т^лганы рухани-адамгершшш тэрбиелеу мш-дeттepiн жYзeгe асыруга арналган педагогика-лык жауапкepшiлiк аясы аныкталган. Heri3ri к¥ндылыктарды мецгерудщ pолi нeгiздeлгeн. Жаца отансYйгiш казакстандыктар ^рпагын калай жасап шыгарудыц теракты epeжeлepi ^сынылады.

Аннотация

Рассматривается актуальность проблемы воспитания личности гражданина в контексте Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства. Определена сфера педагогической ответственности за реализацию задач духовно - нравственного воспитания личности обучающегося - основы гражданской идентичности. Обоснована роль овладения базовыми ценностями. Представлены незыблемые правила успешности созидания учителем нового патриотического поколения казахстанцев.

Annotation

The urgent problems of the education of the citizen in the context of the conception of strengthening and developing the Kazakhstan identity and unity are watched . The sphere of pedagogical responsibility for realization of tasks of the spiritually - moral education of the personality of student - the bases of civil identity is determined. The role of capture of the basic values is reasonable. The solid rules of successful of creation of new patriotic generation of Kazakhstan are presented by the teacher.

2(12)/2016

Вестник «Oрлеу»-kst

Ш

Есть великое понятие - Родина. Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, к людям, которые живут рядом с тобой, родному шаныраку, к отцу и матери. На каком жизненном этапе мы начинаем это понимать, воспринимать сердцем и разумом «.. я родился в Казахстане, это моя Родина, я казахста-нец и своё будущее вижу здесь»? Понимание этого таинства приходит каждому по-своему. Надо знать историю своей страны, место где ты родился, историю семьи, школы, улицы. Я знаю замечательный пример по Пресногорьковской школе Узынкольского района, где работает учителем истории Виниченко Сергей Николаевич. Краевед, наставник, интеллектуал, интеллегент - Учитель в самом высоком смысле. В школьном краеведческом музее п. Пресногорь-ковка усилиями Сергей Николаевича и его помощников собраны уникальные экспонаты и музейные раритеты, связанные с жизнью и творчеством выдающихся земляков, наших соотечественников, историей казачества на территории Костанайской области, просто замечательных людей, которые жили и живут в родном поселке. На мой взгляд, это пример высокого подвижничества учителя, когда дорого все, что было и есть, а о светлом будущем не созерцают, а просто живут по совести. В моем понимании, пример сельского учителя Виниченко С.Н. - это пассионарная составляющая национальной объединительной идеи «Мэцгшщ Ел».

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Казахстана является ключевой задачей современной государственной политики Республики Казахстан, оформленной в Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства.

Законопослушность, правопорядок,

доверие, качество труда и общественных отношений, неприятие религиозной, гендерной, национальной исключительности - все это непосредственно зависит от нас, граждан Казахстана, собственного позиционированного в общенациональных и общечеловеческих ценностей консолидирующей идеи «Мэцгшш Ел» и следования им в жизни.

Патриотическое воспитание молодежи является первостепенной задачей современной образовательной парадигмы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования, в условиях его обновления.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Любое здание должно стоять на твердом фундаменте. Так и основой для внутреннего убранства «храма души человеческой» всегда были, есть и будут опыт предшествующих поколений, отечественное культурное наследие, «... Поэтому надо знать свою историю. Будущее народа, который не знает и не чтит свою историю, весьма туманно», -отметил Президент РК Назарбаев Н.А. в известном интервью агентству «Хабар». Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека, от его семьи, общества, страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Сфера педагогической ответственности, на мой взгляд, в этом процессе определяется следующими положениями:

I

ш §

О С о

и

Н

1 О

с

о о

т

из О

Й -а X

н <с

ИШ

Вестник «Oрлеу»-kst

I

ш

I

О С

о

и

2

*

о с

х

3

о о

т

из О

ЁЗ £ х

н <с

- усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;

- образование, выстраивающее партнерские отношения с другими институтами социализации, является основным инструментом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина Казахстана; при этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив образовательной организации;

- содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и деятельность педагогических коллективов образовательных организаций должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.

Таким образом, сфера школьного образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином нашей страны национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этно-конфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Казахстана.

Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их откры-

тостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны. Задачей учителя является формирование положительного отношения к базовым национальным ценностям. Это значит, что уже в начальной школе у ученика должно формироваться национальное самосознание. Немаловажную роль в этом процессе играет эмоциональная составляющая. Ребёнок младшего школьного возраста особенно восприимчив к деятельности, которая мотивирована интересом и основана на положительном эмоциональном отношении ребёнка к объекту познания.

Овладение базовыми ценностями многонационального народа Казахстана неразрывно связано с изучением языка как средства выражения и отражения национальной культуры. Обучение языку и изучение языка в современной школе опирается на культурологический подход, что способствует формированию системы устойчивых ценностных мировоззренческих ориентиров школьника.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации казахстанского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в Казахстане, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом

Вестник «Орлеу^-kst

Ш

школьной жизни.

В современных условиях только образование является той сферой духовной жизни общества, где передаётся социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития. Межнациональное согласие, межконфессиональная гармония, воспитание полиэтнической культуры - это не просто понятия или слова, это ежедневный труд и учительское подвижничество, уверенность в своих делах и помыслах, это наша дорога по укреплению и развитию казахстанской идентичности и единства, заложенной в одноименной Концепции.

Какое поколение будет жить в Казахстане в XXI веке? Сумеет ли оно взять с собой духовно-нравственное богатство предков? Что может сделать школа, чтобы не прервалась «времён связующая нить»? Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? А культуру какого народа молодежь назовет своей? Как найти и соединить все, что понимаем как полиэтническое, поликультурное, воспитание? Как найти себя в процессе «самоиндентифика-ции»? Эти вопросы не раз задавал себе каждый из нас. Подрастающему поколению легче будет найти ответ, если рядом будет учитель. В различных сложных жизненных ситуациях, окружающих ребенка в быту, во дворе и на улице, в том мутном потоке, что льется на него с экранов телевизоров, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства. Ведь именно в детстве, когда

формируются представления ребенка о том, что все многонациональные народы - одна семья, закладывается нравственный фундамент личности.

В нашей стране всегда труд учителя был в почете. Мне кажется, что успешность созидания учителя зависит от соблюдения незыблемых правил:

во-первых, жить интересами ребенка; во-вторых, учить детей личным примером;

в-третьих, чтить традиции и опыт предыдущих поколений.

Учитель - это тот же строитель, искусный зодчий. От ювелирности его работы во многом зависит, каким завтра будет наше общество.

В восточной мудрости говорится: «Храбреца испытывает война, мудреца -гнев, а строителя - время». Сегодня мы проходим первые шаги из ста, но уже уверенные. Только сильное государство, только сплоченная нация способно ставить и решать такие задачи. Мы дети Великой Преображенной Степи раздвигаем горизонты Восхождения, используя вековые традиции и обычаи народа Казахстан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Назарбаев, Н.А. Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства. [Сетевой ресурс] https //www. nur.kz/1002629-v-kazakhstahe-utverzdena-koncepciuya-uk.htme.

2. Назарбаев, Н.А. Интервью [Текст] /Н.А.Назарбаев//Казахстанская правда. -2014. - 28августа.

3. Кусова,М.Л., Чиликова, И.А. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания школьников [Текст]/ М.Л. Кусова, И.А. Чиликова. // Начальная школа. -2014. - №6. - С. 30-33

ш §

О С о

I—

н

1 о с

о о

m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

из О

Й -а X

н <с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.