Царенко В.И., Ляшук Р.Н. деятельность отделов пограничной службы украины по обеспечению пограничного режима
В статье рассматривается содержание деятельности отделов пограничной службы Украины по обеспечению пограничного режима. Проанализирован объем правоохранительных полномочий подразделений охраны границы, в ходе применения которых достигается цель обеспечения пограничного режима во время охраны государственной границы Украины. Результаты исследования можно применить в теории и практике правоохранительной деятельности практическим работникам правоохранительных органов, преподавателям и слушателям юридических факультетов высших учебных заведений.
Ключевые слова: пограничный режим, правоохранительная деятельность, Государственная пограничная служба Украины.
Tsarenko V.I., Liashuk R.N. activity of border guard service of ukraine to ensure border REGIME
The article deals with the content of the departments Border Service of Ukraine on border enforcement. Analyzed the amount of units of law enforcement powers of the border, which is achieved by the application of objective border enforcement ordinary time guarding the state border of Ukraine. The results may be applied is the theory and practice of law-enforcement activity and in educational process of law in universities.
Keywords: border regime, law enforcement, State Border Guard Service of Ukraine.
Важное условие и необходимый элемент системы безопасности и жизнедеятельности общества -это административно-правовые режимы, одним из которых является пограничный режим1. Основные подразделения органов охраны государственной границы, предназначенные для непосредственного обеспечения соблюдения режима государственной границы и пограничного режима, - это отделы пограничной службы (ОПС) Государственной пограничной службы Украины (ГПСУ).
Научные основы для написания статьи составили труды таких ученых, как С.С. Алексеев, В.Б. Аверьянов, П.П. Богуцкий, В.В. Белевцева, Т.А. Винниченко, А.Г. Коломоец, В.К. Колпаков, А.В. Кузьменко, Б.М. Марченко, В.С. Нарсесянц, Ю.М. Оборотов, О.Ф. Скакун, Ю.А. Тихомиров и др. Однако вопрос деятельности ОПС по обеспечению пограничного режима остается неисследованным, поэтому рассмотрим функцию ОПС по обеспечению пограничного режима.
Нормативное понятие пограничного режима определено в законах Украины «О государственной границе Украины» от 03.04.2003, «О пограничном контроле» от 05.11.2009 и Постановлении Кабинета Министров Украины «О пограничном режиме» от 27.07.1998 № 1147: «В пограничной полосе и контролируемом пограничном районе в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, устанавливается пограничный режим, регламентирующий в соответствии с настоящим
1 Белевцева В.В. Базовые функциональные административно-правовые режимы в сфере государственной безопасности Украины: содержание и признаки // Южноукраинский журнал права. - Одесса. -2010. - № 2. - С. 194, 197.
Законом и другими актами законодательства Украины правила въезда, временного пребывания, проживания, передвижения граждан Украины и других лиц, проведения работ, учета и содержания на пристанях, причалах и в пунктах базирования самоходных и несамоходных судов, их плавание и передвижение во внутренних водах Украины».
На наш взгляд, с учетом предмета правового регулирования, правовых средств и цели пограничный режим - это система таких правовых средств, как обязательства, запреты и разрешения, которые императивным методом регулируют отношения между органами государства и гражданами Украины, иностранцами, другими лицами, которые находятся в пограничной полосе и контролируемом пограничном районе, с целью создания благоприятных условий для надлежащего выполнения органами охраны государственной границы функций по охране государственной границы Украины2. ОПС обеспечивает следующие элементы системы правовых обязательств и запретов, касающихся физических и юридических лиц:
- обязательство наличия документов, удостоверяющих личность граждан Украины, въезжающих в пограничную полосу и контролируемый пограничный район, находящихся, проживающих или передвигающихся в их пределах, а также обязательства наличия документов, удостоверяющих
2 Комзюк А.Т. Административное принуждение в правоохранительной деятельности милиции в Украине: дис. ... д-ра юрид. наук. - Харьков, 2002. - С. 28; Космынина П.В. Правовой режим предупреждения преступлений в условиях чрезвычайных ситуаций: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. - С. 32; Кузниченко С.О. Чрезвычайные административно-правовые режимы. - Симферополь: Кримнавчпед-держвидав, 2010. - С. 39.
личность и подтверждающих законность пребывания на территории Украины иностранцев и лиц без гражданства, которые въезжают в пограничную полосу и контролируемый пограничный район, находятся и передвигаются в их пределах;
- обязательство всех указанных ранее лиц предъявлять соответствующие документы по требованию уполномоченных лиц ГПСУ и органов внутренних дел, а также членов общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы, а также останавливать и предоставлять для осмотра транспортные средства;
- запрет въезда и пребывания в местности, которая находится между государственной границей и линией пограничных инженерных сооружений, граждан Украины и других лиц. Как исключение, такой въезд допускается только по специальному разрешению соответствующего ОПС;
- запрет капитанам морских и речных судов, владельцам маломерных судов, командирам воздушных судов, начальникам поездов и проводникам вагонов, водителям транспортных средств подвозить в пограничную полосу и вывозить лиц, не имеющих соответствующих документов;
- обязательство местных государственных администраций определить в пределах пограничной полосы и контролируемого пограничного района места массового отдыха населения и места для купания и рыбалки, а также установить порядок их оборудования и использования;
- обязательство получения разрешения на содержание и выпас скота в пределах пограничной полосы только в местах, определенных местными государственными администрациями совместно с ОПС, при благоприятной эпизоотической ситуации на этой территории и при условии надлежащего ограждения этих мест владельцами скота;
- запрет на содержание и выпас скота в профилактической полосе, которая устанавливается с целью охраны территории Украины от занесения с территории других государств возбудителей карантинных болезней животных;
- обязательство получения разрешения на авиационные работы, любое строительство, вырубку леса, охоту, водопользование в пограничной полосе, но только после согласования с органами охраны государственной границы и информирования ОПС, в зоне ответственности которых осуществляется такая деятельность, о начале и сроке их проведения;
- геологические, дорожные и другие исследования в пределах пограничной полосы, а также гидротехнические, землеустроительные, мелиоративные и другие работы, связанные с изменением
водного режима пограничных рек, озер и других водоемов, видео, кино-и фотосъемка местности, туристические путешествия и прыжки из всех видов парашютов проводятся с разрешения органа охраны государственной границы ГПСУ, в зоне ответственности которого ведется такая деятельность;
- запрет охоты в полосе местности между линией государственной границы и линией пограничных инженерных сооружений;
- запрет хранения на пристанях, причалах и в пунктах базирования, плавания и передвижения маломерных судов, других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке в органах, осуществляющих надзор за такими судами и средствами;
- обязательство постановки на учет маломерных судов, других плавсредств, воздушных судов, совершающих посадку на воду в течение 24 часов со времени прибытия в пограничную полосу или контролируемый пограничный район;
- запрет посадки и высадки пассажиров, погрузки и разгрузки торговых и маломерных судов, других плавсредств вне пристаней, причалов и пунктов базирования;
- обязательство не позднее чем за один час информировать ОПС, в зоне ответственности которых будет осуществлен выход за пределы 2 морских миль маломерных судов и других плавсредств;
- запрет на подход к иностранным и украинским судам заграничного следования торговым и маломерным судам, другим плавсредствам во время плавания и пребывания в территориальном море и внутренних водах, если это не санкционировано соответствующим ОПС;
- запрет передвижения по берегу и льду пограничных рек, озер и других водоемов вне установленных для этого путей и тропами3.
Как видим, пограничный режим достигается воплощением комплекса административно-правовых мер, которые заключаются в исполнении ряда обязанностей и соблюдении запретов4.
Основными задачами ОПС по обеспечению установившихся режимов являются:
- осуществление контроля за режимом государственной границы, соблюдением пограничного режима и режима в пунктах пропуска; координация деятельности подразделений государственных органов, осуществляющих различные виды контроля при пересечении государственной границы или участвующих в обеспечении режима
3 О пограничном режиме: Постановление Кабинета Министров Украины от 27.08.1998. № 1147.
4 Марченко Б.Н. Понятие и содержание административной деятельности Государственной пограничной службы Украины // Право и общество. - Днепропетровск. - 2009. - № 4. - С. 47.
государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска;
- организация и проведение согласно нормативно-правовым актам Украины и распорядительным актам администрации ГПСУ работы с общественными формированиями по охране общественного порядка и государственной границы и местными жителями в контролируемых пограничных районах5.
Выполнение соответствующих задач ОПС становится возможным путем реализации полномочий, предоставленных Законом Украины6.
Пограничный режим обеспечивается режимными мероприятиями, которые являются составной частью системы охраны государственной границы Украины ОПС. Режимные мероприятия в ОПС проводятся в случае введения на всем участке ответственности отдела или в пределах отдельных районов ограничений въезда, выезда и передвижения граждан, проведения любой деятельности в пределах контролируемого пограничного района или пограничной полосы.
Они проводятся с правоохранительной целью (создание благоприятных условий для обеспечения соблюдения пограничного режима, проведение специальных мероприятий по поиску правонарушителей, оперативно-розыскных мероприятий, прекращение противоправной деятельности отдельных лиц или преступных группировок, розыск и установление по конкретной оперативной информации правонарушителей и лиц, причастных к противоправной деятельности, и их задержание).
Такие мероприятия проводятся ОПС самостоятельно или во взаимодействии с мобильными подразделениями пограничного отряда, специальными подразделениями правоохранительных органов, по отдельному плану, специально предназначенными пограничными патрулями и другими пограничными нарядами, участковыми инспекторами пограничной службы7.
Для обеспечения соблюдения пограничного режима на участке ОПС осуществляется контроль за:
- соблюдением правил въезда, временного пребывания, проживания и передвижения граждан в пределах пограничной полосы и контролируемого пограничного района8;
5 Устав Государственной пограничной службы по охране государственной границы Украины. - Ч. IV. Пограничный наряд (проект): приказ Председателя ГПС от 27 августа 2004 года № 634.
6 О Государственной пограничной службе Украины: Закон Украины от 03.04.2003, ст. 19, 20.
7 Инструкция по организации оперативно-служебной деятельности ОПС ГПСУ. - Ч. I. Приказ Администрации ГПСУ от 29.09.2009 № 1040. - С. 122.
8 Там же. - С. 115.
- порядком учета всех самоходных и несамоходных судов, других плавсредств и их выпуск в территориальное море и внутренние воды в соответствии с установленными требованиями;
- соблюдением местными администрациями и органами местного самоуправления согласованного с ОПС порядка проведения сельскохозяйственных и других работ, содержания и выпаса скота в пределах пограничной полосы;
- наличием соответствующих разрешений на полеты всех типов воздушных судов, аэрофотосъемки, геодезические и топографические работы в пределах пограничной полосы, а также территорий соответствующих населенных пунктов, граничащих с государственной границей9.
ОПС осуществляет экспертную оценку официальных запросов физических и юридических лиц Украины на геологические, дорожные и другие исследования, а также гидротехнические, землеустроительные, мелиоративные и другие работы, связанные с изменением водного режима пограничных рек, озер и других водоемов, видео- и кино-, фотосъемку местности, въезд и пребывание в местности, которая находится между государственной границей и линией пограничных инженерных сооружений, и предоставляет специальные разрешения или отказ в случае, если такая деятельность противоречит требованиям действующего законодательства.
В отдельных случаях ОПС устанавливает дополнительные временные режимные ограничения на въезд и проведение работ в пограничной полосе.
Контроль за соблюдением пограничного режима организуется на всю глубину контролируемого пограничного района и пограничной полосы.
Контроль за соблюдением правил плавания и передвижения в территориальном море и внутренних водах Украины самоходных и несамоходных судов и других плавсредств осуществляется во взаимодействии с кораблями Морской охраны и самолетами пограничной авиации10.
Мероприятия по контролю за соблюдением пограничного режима ОПС осуществляет с учетом производственных интересов предприятий, учреждений, организаций, способствуя развитию хозяйственной деятельности в контролируемом пограничном районе и пограничной полосе.
Контроль за соблюдением правил въезда, временного пребывания, проживания и передвижения граждан в пределах пограничной полосы и контролируемых пограничных районов ОПС осуществляет самостоятельно и во взаимодействии с
9 Там же. - С. 116.
10 Там же.
подразделениями органов внутренних дел. С этой целью начальник отдела планирует службу специальных нарядов и определяет задачи участковым инспекторам пограничной службы11.
Служба пограничных патрулей, осуществляющих контроль за соблюдением гражданами правил въезда, временного пребывания, проживания и передвижения в пределах пограничной полосы и контролируемых пограничных районов, осуществляется из специально оборудованных стационарных и временных контрольных постов путем проверки у граждан документов, удостоверяющих личность, остановки и осмотра транспортных средств. В отдельных случаях в состав таких нарядов могут входить сотрудники органов внутренних дел, члены общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы.
Пограничный патруль может выполнять задачи в районе патрулирования путем наблюдения, прослушивания, осмотра местности, местных предметов, контролирующих средств, пограничных знаков, транспортных средств, проверки документов, опроса лиц, поиска, преследования, задержания и проведения демонстративных действий12.
В пунктах пропуска назначается пограничный наряд «Контроль режима». Пограничный наряд «Контроль режима» предназначается для предотвращения проникновения посторонних лиц в пункт пропуска (место осуществления пограничного контроля лиц, транспортных средств заграничного следования) или их бесконтрольного прохода через линию контроля, а также с целью создания благоприятных условий для осуществления пограничного контроля ГПСУ.
Пограничный наряд может нести службу на въезде в пункт пропуска, на наблюдательных вышках, перекидных мостиках, у транспортных средств заграничного следования или на них, в режимных залах, а также в других определенных старшим смены в пункте пропуска местах13.
Граждане Украины въезжают в пограничную полосу и контролируемый пограничный район, находятся, проживают или передвигаются в их пределах на основании документов, удостоверяющих их личность. Документом, удостоверяющим личность, являются:
- для граждан Украины - паспорт гражданина Украины, паспорт гражданина Украины для выезда за границу, дипломатический паспорт, служебный паспорт, удостоверение личности моряка,
11 Там же. - С. 117.
12 Служба пограничных нарядов: Курс лекций. - Хмельницкий, 2008. - С. 52.
13 Там же. - С. 98.
служебное удостоверение, удостоверение водителя или другой выданный государственным органом документ, который имеет следующие обязательные реквизиты: фамилию, имя, отчество, фотографию, подпись ответственного должностного лица, печать или штамп учреждения, выдавшего документ, дату выдачи;
- для иностранцев - национальный паспорт или документ, его заменяющий;
- для лиц без гражданства - удостоверение лица без гражданства, удостоверение лица без гражданства для выезда за границу, вид на постоянное или временное проживание.
Иностранцы и лица без гражданства въезжают в пограничную полосу и контролируемый пограничный район, находятся и передвигаются в их пределах на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих законность пребывания на территории Украины14.
Въезд и пребывание в местности, которая находится между государственной границей и линией пограничных инженерных сооружений, граждан Украины и других лиц допускается как исключение только по специальному разрешению соответствующего подразделения ГПСУ.
Контроль за производством работ и полетов в пограничной полосе и контролируемом пограничном районе организуется путем ведения визуального наблюдения за районами работ, воздушным пространством и проверки разрешительных документов на проведение такой деятельности.
Задача проверки порядка учета и содержания самоходных и несамоходных судов, как правило, возлагается на участковых инспекторов пограничной службы. Они осуществляют контроль за соблюдением владельцами, администрацией и дежурной службой пристаней, причалов, пунктов базирования плавсредств установленного порядка хранения, выхода в территориальном море и внутренние воды, загрузки и разгрузки самоходных и несамоходных судов, других плавсредств, посадки и высадки пассажиров, ведения соответствующей документации. При необходимости такие задачи могут полагаться на пограничные наряды, которые несут службу в районах базирования плавсредств.
Визуальное и радиотехническое наблюдение за районами их плавания и передвижения во внутренних водах Украины ведется пограничными патрулями и радиотехническими постами.
Отдельные задачи контроля за соблюдением пограничного режима могут также выполняться другими пограничными нарядами в случае, если
14 О пограничном режиме: Постановление Кабинета Министров Украины от 27.08.1998 № 1147.
ими обнаружены лица, транспортные средства, действия которых вызывают подозрение или в случае получения соответствующей информации15.
Следовательно, деятельность ОПС по обеспечению пограничного режима заключается в осуществлении силами и средствами подразделения комплекса взаимосвязанных служебных, административных, контрольных, режимных и других мероприятий, которые обеспечиваются применением административного принуждения.
Дальнейшего исследования требует место и значение обеспечения пограничного режима в системе охраны границы ОПС.
15 Инструкция по организации оперативно-служебной деятельности ОПС ГПСУ. - Ч. I. Приказ Администрации ГПСУ от 29.09.2009 № 1040. - С. 118.
Пристатейный библиографический список
1. Белевцева В.В. Базовые функциональные административно-правовые режимы в сфере государственной безопасности Украины: содержание и признаки // Южноукраинский журнал права. - Одесса. - 2010. - № 2.
2. Комзюк А.Т. Административное принуждение в правоохранительной деятельности милиции в Украине: дис. ... д-ра юрид. наук. - Харьков, 2002.
3. Космынина П.В. Правовой режим предупреждения преступлений в условиях чрезвычайных ситуаций: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004.
4. Кузниченко С.О. Чрезвычайные административно-правовые режимы. - Симферополь: Кримнавчпед-держвидав, 2010.
5. Марченко Б.Н. Понятие и содержание административной деятельности Государственной пограничной службы Украины // Право и общество. - Днепропетровск, 2009. - № 4.
6. Служба пограничных нарядов: Курс лекций. -Хмельницкий, 2008.
Профессиональная деятельность адвоката в уголовном судопроизводстве: международный открытый конкурс 2013
ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет», сохраняя традиции и сплачивая научное сообщество, объявляет о Международном открытом конкурсе на лучшую научную работу «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДВОКАТА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ»
имени профессора Евгения Григорьевича Мартынчика (далее - Конкурс).
Данный Конкурс является ежегодным и проводится на базе кафедры уголовного процесса и криминалистики Юго-Западного государственного университета при содействии Федеральной палаты адвокатов, Адвокатской палаты Курской области, Института адвокатуры Московской государственной юридической академии им. О.Е.Кутафина, Издательской группы «Юрист».
Основной целью Конкурса является создание условий для раскрытия творческих способностей и воспитания студенческой молодежи и молодых ученых, сохранение и восполнение на этой основе интеллектуального потенциала России, стимулирование организации научно-исследовательской работы студентов, дальнейшего развития интеграции науки и образования.
К участию в Конкурсе приглашаются студенты, бакалавры, магистры и аспиранты юридических факультетов высших образовательных учреждений, а также научные коллективы в составе не более трех человек.
Для участия в Конкурсе необходимо в срок до 30 марта года выслать печатный вариант научной работы с прилагаемыми материалами по адресу: 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 94, Юго-Западный государственный университет, кафедра уголовного процесса и криминалистики. Электронный вариант работы в тот же срок необходимо выслать на электронный адрес: law_kstu@list.ru.
Итоги Конкурса подводятся на заседании конкурсной комиссии, которое будет проводиться 30 апреля. В месячный срок после подведения итогов Конкурса и награждения его лауреатов информация о результатах Конкурса и основные выводы работ дипломантов Конкурса размещаются Организаторами на сайте ЮЗГУ http://www.kurskswsu.ru/structura/up/uf/upk/news.php.
На основании протокола заседания конкурсной комиссии определяются лауреаты I, II, III степени, которые награждаются дипломами. Конкурсная комиссия может принять решение о награждении дипломами лауреата II и III степени нескольких участников Конкурса. Остальные участники Конкурса получают сертификаты.
В качестве поощрения авторам лучших работ по представлению конкурсной комиссии могут быть присуждены денежные премии, основные выводы работ лауреатов Конкурса будут опубликованы. Конкурсная комиссия может рекомендовать участников Конкурса к поощрению в базовом вузе.
Контактные данные: тел./факс +7 (4712) 578022 - кафедра уголовного процесса и криминалистики Юго-Западного государственного университета; e-mail: law_kstu@list.ru