10.3. ПОГРАНИЧНАЯ ПОЛОСА В УКРАИНЕ: УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Царенко Сергей Иванович, исполняющий обязанности начальника кафедры гражданского права и процесса
Место работы: Национальная академия
Государственной пограничной службы Украины
si_tsarenko@i.ua
Аннотация: путем анализа источников, регулирующих установление пограничной полосы в Украине, предложено внести изменения в нормативно-правовые акты относительно определения ее наименьшей ширины и определения термина «инженерные пограничные сооружения».
Ключевые слова: государственная граница Украины, пограничная полоса, инженерно-технические сооружения, земли обороны.
В современной украинской административной науке детальных комплексных исследований вопросов установления пограничного режима в пограничной полосе нет. Единичные работы ученых свидетельствуют о попытках охарактеризовать пограничный режим как правовое явление. Целью нашего исследования является выявление пробелов в правовом регулировании пограничной полосы и выработка предложений в нормативно-правовые акты.
Правовое регулирование института пограничного режима в Украине находится в трансформационном состоянии. В законодательстве уже отслеживаются изменения и дополнения по вопросам:
1) упрощения подходов к порядку учета и содержания на пристанях, причалах и в пунктах базирования самоходных и несамоходных судов, плавсредств и средств для передвижения по льду, их плавания и передвижения в территориальном море и внутренних водах,
2) совершенствования механизма контроля за порядком проведения работ в пограничной полосе и контролируемом пограничном районе. Однако эти изменения не определили первичного вопроса - какую ширину должна занимать пограничная полоса.
Земля, отведенная для установления пограничного режима, имеет особый режим использования. В соответствии со статьей 115 Земельного кодекса Украины зоны особого режима устанавливаются для обеспечения охраны государственной границы. Вдоль государственной границы Украины устанавливается пограничная полоса, в пределах которой действует особый режим использования земель1. Хотя закон прямо не относит пограничную полосу к землям обороны, несомненно, земли в пределах этой полосы имеют специфический правовой режим, имеющий много общего с режимом земель обороны. Согласно части 2 статьи 3 Закона Украины «Об использовании земель обороны»2, «земли в пределах пограничной полосы и другие земли, необходимые для
1 Земельный кодекс Украины от 25 октября 2001 года // Официальный вестник Украины. - 2001. - № 46. - Статья 2038.
2 Об использовании земель обороны : Закон Украины от
27 ноября 2003 года // Официальный вестник Украины. - 2003. -№ 52. - Том 1. - Статья 2742.
обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и ограждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций и других объектов, предоставляются в постоянное пользование воинским частям Государственной пограничной службы Украины»3. С этой нормой корреспондируется пункт 45 статьи 20 Закона Украины «О Государственной пограничной службе Украины». Органам,
подразделениям, военнослужащим, а также работникам Государственной пограничной службы Украины предоставляется право получать и использовать земельные участки для размещения стационарных технических средств и инженерных сооружений на государственной границе Украины, размещение органов, подразделений, учебных
заведений, предприятий, учреждений и организаций Государственной пограничной службы Украины, пунктов (мест) временного содержания лиц, базирования кораблей и катеров, авиационных
подразделений, стрельбищ и учебных полей и т.п.4.
В Положении о пограничном режиме5 не конкретизируется что такое пограничные инженерные сооружения. В советское время пограничные инженерные сооружения, прежде всего, ассоциировались с «колючей проволокой» на границе, часть которой осталась в наследство государству Украина. Исторически раньше пограничными инженерными сооружениями считали такие «градообразующие» элементы как вал, крепость или ров.
Какие же признаки сегодня можно считать сущностными, раскрывая значение термина «пограничные инженерные сооружения»? По нашему мнению, прежде всего, все инженерные сооружения существуют для защиты и охраны государственной границы. Являются объектами государственной собственности. В большинстве случаев ориентируют на местности относительно обозначения границы как таковой. Инженерные сооружения предназначены для «создания пограничным нарядам благоприятных условий для успешного выполнения поставленных задач»6. Их основное назначение - помогать пограничным органам своевременно получать информацию о преодолении линии границы. Пограничные инженерные сооружения имеют материализованную форму. К ним можно отнести пограничные знаки, контрольно-следовую полосу, наблюдательный пункт, позицию радиолокационной станции, контрольные и обзорные пункты, пограничные дороги и тропы. Учебное пособие «Охрана государственной границы пограничной
3 Правовой режим земель обороны // Мирошниченко А. М. Земельное право Украины / А. М. Мирошниченко : Учебник. - К. : Алерта; Центр учебной литературы, 2011. - 680 с. URL: http://www.amm.org.ua/special-purpose-lands/defence (дата обращения: 31.03.2013)..
4 О Государственной пограничной службе Украины : Закон Украины от 03 апреля 2003 года // Официальный вестник Украины. - 2003. - № 17. - Статья 740.
5 Положение о пограничном режиме : утверждено Постановлением Кабинета Министров Украины от 27 июля 1998 года № 1147 // Официальный вестник Украины - 1998. - № 30. -С. 33..
6 Служба пограничных нарядов : Курс лекций. / Автор. коллектив. В. И. Баратюк, Ю. С. Паламарчук и др. - Хмельницкий :
Издательство Национальной академии Государственной пограничной службы Украины имени Богдана Хмельницкого,
2008. - с. 38.
заставой» указывает на посадочные площадки для вертолетов, причалы для малых катеров, мосты и переправы, мнимые сооружения и фортификационные сооружения7. В курсе лекций «Служба пограничных нарядов» добавлено еще обогревательные пункты, а также стационарные и переносные заграждения8.
По нашему мнению, пограничные инженерные сооружения - это средства защиты государственной границы технического или инженерного характера, предназначенные предупреждать, выявлять и пресекать правонарушения непосредственно на линии государственной границы, в пограничной полосе, в контролируемом пограничном районе. Предлагаем это определение отразить в пункте 2 Положения о пограничном режиме.
Попробуем выяснить - какие составляющие
элементы должны входить в пограничную полосу. Для выполнения возложенных на Государственную
пограничную службу Украины задач по контролю за соблюдением пограничного режима необходимо, чтобы пограничная полоса была обустроена пограничными инженерными сооружениями и в ней могли быть расположены другие необходимые объекты:
- контрольно-следовая полоса (противопожарная,
карантинная полоса) шириной 6-8 м. Контрольноследовая полоса (КСП) - это специально
подготовленная полоса местности, поверхность которой в ее естественном состоянии или после специальной обработки обеспечивает фиксацию и сохранение следов человека, животного или других объектов;
- рокадная дорога для движения автомобильного и другого транспорта пограничных нарядов - 3,5-4 м. Создается для передвижения пограничных нарядов, обеспечения их маневра, контроля за соблюдением пограничного режима и режима государственной границы;
- инженерные заграждения и препятствия - до 5 м. Определяются исходя из типа и вида заграждений: фортификационные (рвы, канавы), из колючей проволоки и пакетов мало примечательных препятствий, надолбы, завалы и т.п.
Кроме того, для размещения других объектов, необходимых для выполнения возложенных на Государственную пограничную службу Украины задач по охране государственной границы, которые могут размещаться за пределами полосы инженерных пограничных сооружений, нужно отвести земельные участки для размещения:
- наблюдательных вышек - 400 кв.м. (размеры определяются по крайним точкам крепления тросовых растяжек наблюдательных вышек 20х20м);
позиций средств технического наблюдения (передвижных радиолокационных станций, приводных радиостанций, мобильных тепловизионных комплексов) - 400 кв.м. (определяется в соответствии с тактическими требованиями взаимного
7 Охрана государственной границы пограничной заставой. Часть
I : Учебное пособие. / Автор. колл. И. А. Томкив, В. И. Баратюк, А. М. Ставицкий и др. - Хмельницкий : Издательство Национальной академии Государственной пограничной службы Украины имени Богдана Хмельницкого, 2005. - с. 56.
8 Служба пограничных нарядов : Курс лекций. - Хмельницкий, 2008. - с. 38.
расположения технических средств и установления зон безопасности или ограничения их действия);
- стационарных постов технического наблюдения на морском участке (размеры земельных участков определяются в соответствии с рабочими проектами на каждый пост);
- вертолетных площадок - 2500 кв.м. (размер
площадки для одного вертолета должен быть 50х50 м, но не менее 30х30 м).
В пункте 3 статьи 39 закона Республики Казахстан «О государственной границе Республики Казахстан» от 16 января 2013 года предусмотрено, что в пограничной зоне Пограничной службе Комитета национальной безопасности Республики Казахстан безвозмездно отводятся в бессрочное (постоянное) пользование земельные полосы (участки), которые используются для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, коммуникаций, пунктов пропуска через
государственную границу и других объектов
инфраструктуры государственной границы9. Мы считаем, что статья с подобным содержанием должна быть предусмотрена в Законе Украины «О государственной границе Украины».
Согласно статистическим данным, приведенных А. П. Пащенко, на 1 декабря 2004 года в пользовании Администрации Государственной пограничной службы Украины находилось 6078,84 га земли10. Значительная часть этих земель приходится на пограничные полосы и контролируемые пограничные районы, где устанавливается пограничный режим.
В течение 1991-1994 годов во время проведения инвентаризации земель, которые находились в разных формах собственности, земли вдоль демаркированной границы (украино-польский, украино-словацкий, украино-венгерский, украино-румынский участки границы), на которых были размещены инженернотехнические средства и объекты пограничных войск Советского Союза, были закреплены за подразделениями Пограничных войск Украины. В пункте 11 Постановления Кабинета Министров Украины от 22 февраля 1994 года № 100 указано: «Согласиться с предложением Государственного комитета по делам охраны государственной границы Украины об оставлении в установленном порядке за Пограничными войсками Украины земельных участков, на которых размещены пограничные инженерные и оборонительные сооружения, заставы, комендатуры и другие подразделения, а также стрельбища и учебные поля»11. Тогда предлагалось отвести в постоянное
9 О Государственной границе Республики Казахстан : Закон Республики Казахстан от 16 января 2013 года № 70^ // Казахстанская правда. - 22 января 2013 года. - № 22-23 (2729627297). - Режим
доступа : http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1300000070iz838.
10 Пащенко А. П. Проблемы правового регулирования использования и охраны земель обороны / А. П. Пащенко // Актуальные вопросы реформирования правовой системы Украины: Сб. наук. ст. по материалам Междунар. научнопрактической. конф., г. Луцк, 2-3 июн. 2006 г.: В 2-х т. / Сост.
Т. Д. Климчук, И. М. Якушев. - Луцк : РИО «Вежа» Вол. гос. ун-та им. Леси Украинки, 2006. - Т. 2 - с. 58.
11 О состоянии выполнения решений Президента Украины и Правительства по вопросам соблюдения требований пограничного и таможенного законодательства : Постановление Кабинета Министров Украины от 22 февраля 1994 года № 100 // Отдельное издание.
пользование Пограничным войскам вдоль государственной границы земельную полосу шириной 30-50 метров для обустройства государственной границы. Однако такое предложение законодательно нигде не было закреплено.
Размер и правовой режим пограничной полосы охватывает также земельные участки, отводимые для размещения и обслуживания пограничных знаков, размеры которых определяются соответствующими международными договорами Украины с сопредельными государствами. Например, с Российской Федерацией - инструкцией о порядке обозначения пограничными знаками российско-украинской государственной границы (протокол 4 заседания совместной Украино-российской демаркационной комиссии 27-28 сентября 2011 года). В частности, в этом документе определено, что для обозначения государственной границы на местности отводится полоса крепления пограничных знаков шириной 10 м (по 5 м с каждой стороны границы).
Несмотря на то, что законодательство Украины регулирует статус земель для обороны, без внимания остаются, например, вопросы административноправового регулирования земельных долей (паев), выделенных органами местного самоуправления в пределах пограничной полосы. Возделывание земельных наделов затрудняется через пробел в праве по этому вопросу. Фактически только в Харьковской области на отвод земельных участков для пограничной полосы должно быть использовано 800 га земель, в которые вошли земельные доли (паи), личные крестьянские хозяйства, и в дальнейшем при оформлении земель обязательно встанет вопрос отчуждения этих земельных участков для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости, в конечном итоге потребует значительных средств из государственного бюджета.
Таким образом, изменения, которые должны быть внесены в нормативные акты, имеют дуалистический характер. С одной стороны, они должны служить улучшению деятельности Государственной пограничной службы Украины по обеспечению безопасности в сфере государственной границы, приведению национального законодательства в соответствие с европейскими стандартами, а с другой,
- потребуют от государства вложения значительных финансовых средств для урегулирования проблем, могут вызвать определенное сопротивление нынешних собственников земельных участков пограничной полосы.
Нами было обнаружено, что ширина пограничной полосы в настоящее время законодательно не определена. Суммарно 16 м земельного участка для установления инженерных сооружений и других объектов и 5 м земельных участков для установки пограничных знаков составляет 21 м - ширина пограничной полосы, которую необходимо передать в постоянное пользование Государственной пограничной службе Украины. Поэтому предлагаем внести изменения в часть 2 статьи 22 Закона Украины «О государственной границе» и указать, что «ширина пограничной полосы составляет не менее 21 метров от линии государственной границы».
Список литературы:
1. Земельный кодекс Украины от 25 октября 2001 года // Официальный вестник Украины. - 2001. - № 46. -Статья 2038.
2. Об использовании земель обороны : Закон Украины от 27 ноября 2003 года // Официальный вестник Украины.
- 2003. - № 52. - Том 1. - Статья 2742.
3. Правовой режим земель обороны //
Мирошниченко А. М. Земельное право Украины /
А. М. Мирошниченко : Учебник. - К. : Алерта; Центр учебной литературы, 2011. - 680 с. 1^1.:
http://www.amm.org.ua/special-purpose-lands/defence (дата обращения: 31.03.2013).
4. О Государственной пограничной службе Украины : Закон Украины от 03 апреля 2003 года // Официальный вестник Украины. - 2003. - № 17. - Статья 740.
5. Положение о пограничном режиме : утверждено
Постановлением Кабинета Министров Украины от
27 июля 1998 года № 1147 // Официальный вестник Украины - 1998. - № 30. - С. 33.
6. Служба пограничных нарядов : Курс лекций. / Автор. коллектив. В. И. Баратюк, Ю. С. Паламарчук и др. -Хмельницкий : Издательство Национальной академии Государственной пограничной службы Украины имени Богдана Хмельницкого, 2008. - 206 с.
7. Охрана государственной границы пограничной
заставой. Часть I : Учебное пособие. / Автор. колл.
И. А. Томкив, В. И. Баратюк, А. М. Ставицкий и др. -Хмельницкий : Издательство Национальной академии Государственной пограничной службы Украины имени Богдана Хмельницкого, 2005. - 300 с.
8. О государственное границе Республики Казахстан : Закон Республики Казахстан от 16 января 2013 года № 70-У // Казахстанская правда. - 22 января 2013 года.
- № 22-23 (27296-27297). 1^1.:
http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1300000070 # z838 (дата обращения: 01.04.2013).
9. Пащенко А. П. Проблемы правового регулирования
использования и охраны земель
обороны / А. П. Пащенко // Актуальные вопросы реформирования правовой системы Украины: Сб. наук. ст. по материалам Междунар. научно-практической. конф., г. Луцк, 2-3 июн. 2006 г.: В 2-х т. / Сост. Т. Д. Климчук, И. М. Якушев. - Луцк : РИО «Вежа» Вол. гос. ун-та им. Леси Украинки, 2006. - Т. 2. - 272 с.
10. О состоянии выполнения решений Президента Украины
и Правительства по вопросам соблюдения требований пограничного и таможенного
законодательства : Постановление Кабинета Министров Украины от 22 февраля 1994 года № 100 // Отдельное издание.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Царенко С. И. «Пограничная полоса в Украине: усовершенствование нормативно-правового регулирования»
Представленная на рецензирование научная статья посвящена исследованию одной из актуальных проблем современного общества - сфере охраны и защиты государственной границы. Исследование С. И. Царенко нацелено на осмысление проблем обеспечения пограничного режима, в частности статуса пограничной полосы в Украине.
В работе подробно рассмотрены вопросы нормативноправового регулирования ширины пограничной полосы. Результатом проведенной работы является авторская дефиниция «пограничные инженерные сооружения» и предложения по устранению пробелов в административном праве, касающиеся правового института пограничного режима.
С. И. Царенко предложил собственное видение вопроса нормативного закрепления подсчитанной им ширины пограничной полосы в Украине. Использовав нормативные правовые акты и научную литературу, автор обоснованно отстаивает свое мнение. Сформулированные автором выводы и рекомендации предложения являются научно обоснованными.
Статья не содержит сведений, не разрешенных для опубликования в открытой печати, и не содержит научных материалов, принадлежащих другим авторам.
Можно заключить, что работа С. И. Царенко «Пограничная полоса в Украине: усовершенствование нормативноправового регулирования» является завершенным
исследованием и рекомендуется к публикации в соответствующих научных изданиях.
Специалист по пограничной тематике
докторант кафедры ГПиП,
НАГПС Украины, к.ю.н., доцент,
полковник юстиции
В. Л. Зелка
BORDER LAND (STRIP) IN UKRAINE: IMPROVEMENT OF NORMATIVE LEGAL REGULATION
Tsarenko Sergey Ivanovich, acting chief of department of civil law and process
Place of employment: National Academy of the State Border Guard Service of Ukraine
si_tsarenko@i.ua
Annotation: having analyzed the sources regulating the establishment of border land (strip) in Ukraine it is suggested to make changes to regulatory legal acts concerning determination of its least width and determination of the term «engineering border facilities».
Keywords: state border of Ukraine, border land (strip), engineering facilities, defense lands.
In modern Ukrainian administrative science there are no detailed complex researches of problems on establishing border regime in border land (strip). Single works of scientists testify about the attempts to characterize border regime as the legal phenomenon. The purpose of our research is to reveal the blanks in legal regulation of border land (strip) and to develop suggestions to regulatory legal acts.
Legal regulation of border regime institute in Ukraine is in transformation condition. In legislation the changes and supplements can already be traced on problems:
1) simplifications of approaches to record order and the maintenance on landing stages, moorings and in base points of self-propelled and nonself-propelled, water crafts and means for movement on ice, their navigation and movement in the territorial sea and internal waters,
2) enhancement of work control mechanism in border land (strip) and controlled border area. However, these changes have not defined the primary problem - how wide the border land (strip) should be.
The land assigned for establishment of border regime, is under the particular usage mode. According to Article 115 of the Land Code of Ukraine the particular usage areas are established to provide the state border protection. Along the state border of Ukraine the border land (strip) is established within the limits of which the particular usage mode of lands acts12. Though the law does not directly refer the border land (strip) to the defense lands, undoubtedly, the lands within this strip have the specific legal regime having much in common with the mode of the defense lands. According to Part 2 of Article 3 of the Law of Ukraine «On use of defense lands»13, «lands within the
12 Land Code of Ukraine of October 25, 2001 // Official bulletin of Ukraine. - 2001. - No 46. - Article 2038.
13 On use of defense lands : Law of Ukraine of November 27, 2003 // Official bulletin of Ukraine. - 2003. - No 52. - Volume 1. -
Article 2742.
border land (strip) and other lands necessary for arrangement and maintenance of technical facilities and fencing, border signs, border clearings, communications and other objects, are given for constant use to military units of the State Border Guard Service of Ukraine»1 . This norm corresponds to Paragraph 45 of Article 20 of the Law of Ukraine «On the State Border Guard Service of Ukraine». The bodies, units, servicemen as well as employees of the State Border Guard Service of Ukraine are granted the right to receive and utilize the land grounds for placing stationary means and engineering facilities on the state border of Ukraine, placing of bodies, units, educational institutions, enterprises, establishments and organizations of the State Border Guard Service of Ukraine, points (places) for temporary holding of persons, bases for ships and boats, aviation units, shooting ranges and exercise grounds and so on.15
In the Provision on border regime16 it is not concretized what border engineering facilities are. In Soviet period border engineering facilities, first of all, were associated with "barbed wire" on the border, part of which remained and was inherited by the state of Ukraine. Historically, such «town forming» elements as a bulwark, a strong hold or a ditch were considered to be border engineering facilities.
Today, what are the possible intrinsic features of the term «border engineering facilities»? In our opinion, first of all, all engineering facilities exist for defense and protection of the border. They are objects of state ownership. In most cases they orient on districts concerning the markings of the border itself. Engineering facilities are intended for «creation of favorable conditions for border details to successfully accomplish the assigned tasks»17. Their basic purpose is to help border guard bodies to receive the information on crossing the border line in due time. Border engineering facilities have the materialized form. It is possible to define them as border signs, exclusion zones, observation posts, radar station positions, control and observation points, border roads and tracks. The study guide «Protection of the state border by a border post» points to airfields for helicopters, moorings for small boats, bridges and crossings, imaginary facilities and fortification constructions18. In the course of lectures «Service of border details» heating points and stationary and portable obstacles are also added19.
14 Legal regime of defense lands // Miroshnichenko A. M. Land Law of Ukraine / A. M. Miroshnichenko: Textbook. - K: Alerta; Center of educational literature, 2011. - 680 p. URL: http://www.amm.org.ua/special-purpose-lands/defence (Reference date: March 31, 2013).
15 On State Border Guard Service of Ukraine : Law of Ukraine of April
03, 2003 // Official bulletin of Ukraine. - 2003. - No 17. - Article 740.
16 Provision on border regime : approved by Resolution of Cabinet of Ministers of Ukraine of July 27, 1998 No 1147 // Official bulletin of Ukraine - 1998. - No 30. - P. 33.
17 Service of border details : Course of lectures. / Writting staff V. I. Baratiuk, Yu. S. Palamarchuk and others. - Khmelnitskiy : Publishing house of National Academy of the State Border Guard Service of Ukraine named after Bogdan Khmelnitskiy, 2008. - 206 p.
18 Protection of border by border post. Part I : Study guide. / Writting staff I. A. Tomkiv, V. I. Baratiuk, A. M. Stavitsky and others. -Khmelnitskiy : Publishing house of National Academy of the State Border Guard Service of Ukraine named after Bogdan Khmelnitskiy, 2005. - 300 p.
19 Service of border details : the Course of lectures. - Khmelnitskiy,
2008. - c. 38.
In our opinion, border engineering facilities are protective means for the state border protection of technical or engineering character intended to warn, reveal and bar offences directly on the border line, in border land (strip), in controlled border area. We suggest adding of this definition to Art. 2 of the Position on border regime.
Let's try to find out what constituting elements should be included into border land (strip). In order to accomplish the tasks assigned to the State Border Guard Service of Ukraine to control the border regime it is necessary for the border land (strip) to be equipped with border engineering facilities and with possibility to locate other necessary objects in it:
exclusion zone (a fireproof, quarantine strip) 6-8 m wide. Exclusion zone (EZ) is a specially prepared strip of the terrain, which surface in its natural state or after special handling provides fixing and preserving of traces of a human being, an animal or other objects;
lateral road is for movement of automobile and other transport of border details - 3.5-4 m. It is created for movement of border details, provision of their maneuver, control of border regime and regime of the state border;
engineering obstacles and barriers - up to 5 m. They are determined depending on the type and kind of obstacles: fortification (trenches, ditches), of barbed wire and packets of mantraps, block obstacles, blockages, etc.
Besides, in order to place other necessary objects to accomplish the tasks assigned to the State Border Guard Service of Ukraine on protection of border which can be placed outside the zone of engineering border constructions, it is necessary to provide the places for: observation towers - 400 sq. m. (the dimensions are determined on fixture extreme points of rope ridgepoles of observation towers 20x20 m);
positions for means of technical observation (portable radar stations, drive radio stations, mobile thermovision complexes) - 400 sq. m. (it is determined according to tactical requirements for relative positioning of means and establishments of their safety zones or restriction of their action);
stationary posts for technical observation at sea border (the sizes of the land ground are determined according to equipment designs on each post);
helicopter platforms - 2500 sq. m. (the size of a platform for one helicopter should be 50x50 m, but not less 30x30 m).
In Paragraph 3 of Article 39 of the law of Republic of Kazakhstan «On State Border Republic of Kazakhstan » of January 16, 2013 it is provided that within the border area the Border Guard Service of National Security Committee of Republic of Kazakhstan is gratuitously granted ground strips (land grounds) for termless (constant) utilization which are used for arrangement and maintenance of technical facilities and obstacles,
communications, check points across the border and other
20
infrastructure objects of the border . We consider that an article with similar content should be provided in the Law of Ukraine «On State Border of Ukraine».
According to the statistical data given by A.P. Pashchenko, 6078.84 hectares of the land were in use of Administration of the State Border Guard Service of
20 On State Border of Republic of Kazakhstan : Law of Republic of Kazakhstan of January 16, 2013 No 70-V // Kazakhstan Pravda. -January 22, 2013. - No 22-23 (27296-27297). URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1300000070 # z838 (Reference date: 4/1/2013).
Ukraine as of December 1, 200421. The considerable part of these lands is border lands (strips) and controlled border areas where the border regime is established.
Within 1991-1994 during the inventory of lands which were in different patterns of ownership, the lands along demarked borders (the Ukrainian-Polish, Ukrainian-Slovak, Ukrainian-Hungarian, Ukrainian-Romanian sectors of border) where technical means and objects of border troops of Soviet Union had been placed, were transferred to units of Border Troops of Ukraine. In Paragraph 11 of the Resolution of Cabinet of Ministers of Ukraine No100 of February 22, 1994 it is specified: «To agree with the suggestions of the State Border Security Committee of Ukraine to leave land areas due hereunder for Border Troops of Ukraine on which border engineering and defensive facilities, outposts, commandant's offices and other units are placed, and also shooting ranges and exercise grounds »22. Then it was offered to give a ground strip 30-50 metres wide for constant use to Border Troops along border for border arrangement. However, such offer was not fixed legislatively anywhere.
The size and border land (strip) legal regime covers also the land grounds which are given for placing and servicing of border signs which sizes are determined by corresponding international agreements of Ukraine with the adjacent countries. For example, with the Russian Federation - the instruction on the order of border signs designation of the Russian-Ukrainian border (Protocol 4 of session of the joint Ukrainian-Russian demarcation commission on September 27-28, 2011). In particular, in this document it is specified that for a border designation on land the strip for installation of border signs 10 m wide (5 m from each side of border) is given.
In spite of the fact that the legislation of Ukraine regulates the status of the lands for defense, for example, problems of administrative and legal regulation of ground parts (shares) allocated by local governments within border land (strip) are left without attention. Cultivation of allotments is hardened due to the legal blank in this problem. Actually only in Kharkov Region there were 800 hectares of the lands for border land (strip) with ground parts (shares), personal economies of farmers, and further at registration of the lands there will necessarily be a problem of alienation of these land grounds for social needs or on motives of social necessity, and finally will demand considerable funds from the state budget.
Thus, changes to be brought into statutory acts are of dual character. On the one hand, they should be used to facilitate to the activities of the State Border Guard Service of Ukraine to provide security in border sphere, to bring national legislation in conformity with the European standards, and on the another hand, - it will demand considerable financial assets from the state to settle problems, and they can evoke certain resistance from present proprietors of the land grounds within border lands (strips).
21 Pashchenko A. P. Problem of legal regulation of use and protection of defense lands / A. P. Pashchenko // Topical questions of legal system reforming of Ukraine: Collection of scientific papers on materials of International Scientific and Practical Conference, Lutsk, June 2-3, 2006: In 2 vol. / Compiler T. D. Klimchuk, I. M. Yakushev. -Lutsk: RIO "Vezha" of Volyn State University named after Lesya 2U2krainka, 2006. - Vol. 2. - 272 p.
22 About the accomplishment conditions of the President of Ukraine and Government's decisions concerning enforcement of border and customs legislation : Resolution of Cabinet of Ministers of Ukraine of February 22, 1994 No 100 // Separate edition.
We revealed that the width of the border land (strip) is not legislatively specified presently. Totally 16 m of land ground for establishment of engineering facilities and other objects and 5 m of land ground for installation of border signs constitute 21 m - width of border land (strip) which is necessary to be given for constant use to the State Border Guard Service of Ukraine. Therefore we suggest to make changes to part 2 of Article 22 of the Law of Ukraine «On State Border» and to specify that «the width of border land (strip) makes not less than 21 metres from the line of the state border».
Reference list:
1. Land Code of Ukraine of October 25, 2001 // Official bulletin
of Ukraine. - 2001. - No 46. - Article 2038.
2. On use of defense lands : Law of Ukraine of November 27,
2003 // Official bulletin of Ukraine. - 2003. - No 52. -
Volume 1. - Article 2742.
3. Legal regime of defense lands // Miroshnichenko A. M. Land Law of Ukraine / A. M. Miroshnichenko: Textbook. - K: Alerta; Center of educational literature, 2011. - 680 p. URL: http://www.amm.org.ua/special-purpose-lands/defence (Reference date: March 31, 2013).
4. On State Border Guard Service of Ukraine: Law of Ukraine of April 03, 2003 // Official bulletin of Ukraine. - 2003. - No 17. - Article 740.
5. Provision on border regime : approved by Resolution of Cabinet of Ministers of Ukraine of July 27, 1998 No 1147 // Official bulletin of Ukraine - 1998. - No 30. - P. 33.
6. Service of border details : Course of lectures. / Writting staff V. I. Baratiuk, Yu. S. Palamarchuk and others. -Khmelnitskiy: Publishing house of National Academy of the State Border Guard Service of Ukraine named after Bogdan Khmelnitskiy, 2008. - 206 p.
7. Protection of border by border post. Part I : Study guide. / Writting staff I. A. Tomkiv, V. I. Baratiuk, A. M. Stavitsky and others. - Khmelnitskiy : Publishing house of National Academy of the State Border Guard Service of Ukraine named after Bogdan Khmelnitskiy, 2005. - 300 p.
8. On State Border of Republic of Kazakhstan : Law of
Republic of Kazakhstan of January 16, 2013 No 70-V // Kazakhstan Pravda. -January 22, 2013. - No 22-
23 (27296-27297). URL:
http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1300000070 # z838
(Reference date: 4/1/2013).
9. Pashchenko A. P. Problem of legal regulation of use and protection of defense lands / A. P. Pashchenko // Topical questions of legal system reforming of Ukraine: Collection of scientific papers on materials of International Scientific and Practical Conference, Lutsk, June 2-3, 2006: In 2 vol. / Compiler T. D. Klimchuk, I. M. Yakushev. - Lutsk: RIO "Vezha" of Volyn State University named after Lesya Ukrainka, 2006. - Vol. 2. - 272 p.
10. About the accomplishment conditions of the President of Ukraine and Government's decisions concerning enforcement of border and customs legislation : Resolution of Cabinet of Ministers of Ukraine of February 22, 1994 No 100 // Separate edition.