Научная статья на тему 'Административно-правовые режимы, устанавливаемые в сфере защиты и охраны государственной границы'

Административно-правовые режимы, устанавливаемые в сфере защиты и охраны государственной границы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6686
1117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ / ЗАЩИТА И ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ / ПОГРАНИЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСТНОСТИ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ДЕЛИМИТАЦИЯ / ДЕМАРКАЦИЯ / РЕДЕМАРКАЦИЯ / ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ / ПУНКТЫ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ADMINISTRATIVE REGIMES / PROTECTION OF THE STATE BORDER / FEDERAL SECURITY SERVICE / EXECUTIVE POWER / DELIMITATION / DEMARCATION / BORDER CROSSING POINTS ACROSS THE STATE BORDER / NATIONAL SECURITY / BORDER ACTIVITY / REDEMARCATED / BORDER REGIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Надарин Э. С.

В данной статье исследуются правовые аспекты обеспечения защиты и охраны государственной границы, как составной части обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в системе инструментов обеспечения национальной безопасности важное место занимали соответствующие правовые средства, такие как административно-правовые режимы. В статье исследуются проявления современных проблем связанных с обеспечением безопасности государства и на международном уровне. В настоящей статье изложены результаты анализа основных стратегических целей задач и направлений национальной безопасности страны, устанавливаемыми в сфере защиты и охраны государственной границы, административно - правовыми режимами. Проведен анализ эффективности административно-правовых режимов для решения задач управления национальной безопасностью. Показано, что эффективная организация процессов управления административно-правовых режимов, обеспечивает широкий диапазон для практической реализации контрразведывательных и административных полномочий по предупреждению и пресечению противоправных посягательств на жизненно важные интересы Российской Федерации, кроме того, противодействует внешним деструктивным информационным воздействиям, а также процессам планирования, подготовки и реализации активных кампаний, направленных на поддержку усилий по нанесению удара по охране государственной границы как составной части обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, тем самым, ставя на соответствующий уровень, национальную безопасность страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Надарин Э. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE REGIMES INSTALLED IN THE SPHERE OF PROTECTION OF THE STATE BORDER

This article deals with legal aspects of ensuring security and protection state border, as part of the national security of the Russian Federation, in the system of instruments of national security, the important place was occupied by appropriate legal means, such as administrative regimes. The article examines the manifestations of contemporary issues related to ensuring the security of the state and at the international level. In this article we discussed the results of the analysis of the main strategic goals, tasks and directions of national security, installed in the sphere ofprotection of state borders and administrative legal regimes. The analysis of efficiency of administrative-legal regimes for the decision ofproblems of control of national security. It is shown that the effective organization of the control processes of the administrative-legal regimes, provide a wide range for the practical implementation of counter-intelligence and administrative powers on the prevention and suppression illegal encroachments on the vital interests of the Russian Federation, also counteracts external destructive information effects, and processes ofplanning, preparation and implementation of active campaigns aimed at supporting efforts to strike for the protection of the state border as an integral part of national security of the Russian Federation, thus putting to an appropriate level, the country’s national security.

Текст научной работы на тему «Административно-правовые режимы, устанавливаемые в сфере защиты и охраны государственной границы»

Литература:

Автоматизация деятельности кредитной организации на платформе «1С: Предприятие 8» /Под общ. ред. проф. Д.В. Чистова. - М.: 1С-Паблишинг, 2012.

Бородулин А.Н., Заложнев А.Ю., Шуремов Е.Л. Основные объекты применения информационных технологий к оптимизации бизнес-процессов // Сборник трудов "Управление большими системами", Выпуск 17, Москва, ИПУ РАН, 2007. с. 40-60.

Воропаева Т.В., Чистов Д.В., Заложнев А.Ю., Вырбанов Р., Емилова П., Шуремов Е.Л. и др. Инновационные технологии внутрифирменного управления / Москва, ООО РИА «ВивидАрт», 2010

Диксон П.Р. Управление маркетингом. Пер. с англ. - М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. - 560с.

Заложнев А.Ю., Шуремов Е.Л. Информационные технологии

маркетинга. Управление взаимоотношениями с клиентами / Москва, Бухгалтерия и банки, 2008

Заложнев А.Ю., Шуремов Е.Л. Применение методик классификации и ранжирования в информационных системах маркетинга и управления взаимоотношениями с клиентами // "Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD,2012)", Шестая международная конференция, 1-3 окт. 2012 г., Москва [Текст]. - Материалы в 2 т. / общ, ред.: С.Н. Васильев, А.Д. Цвиркун. - М.: ИПУ РАН, 2012. - 1 т. (пленарные доклады, секции 1-4): - 409 с. - ISBN 9785-91450-114-0 (т.1).

Городецкая О.Ю., Торопова Н.В., Торопов П.А. Информационная логистика как фактор повышения эффективности банковских сервисов // Валютное регулирование. Валютный контроль. - 2014. - №8. - С. 75-78

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ, УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ И ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ

Надарин Э.С., аспирант-преподаватель в ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, e-mail: Nadarin_Eric@mail.ru

В данной статье исследуются правовые аспекты обеспечения защиты и охраны государственной границы, как составной части обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в системе инструментов обеспечения национальной безопасности важное место занимали соответствующие правовые средства, такие как административно-правовые режимы. В статье исследуются проявления современных проблем связанных с обеспечением безопасности государства и на международном уровне. В настоящей статье изложены результаты анализа основных стратегических целей задач и направлений национальной безопасности страны, устанавливаемыми в сфере защиты и охраны государственной границы, административно - правовыми режимами. Проведен анализ эффективности административно-правовых режимов для решения задач управления национальной безопасностью. Показано, что эффективная организация процессов управления административно-правовых режимов, обеспечивает широкий диапазон для практической реализации контрразведывательных и административных полномочий по предупреждению и пресечению противоправных посягательств на жизненно важные интересы Российской Федерации, кроме того, противодействует внешним деструктивным информационным воздействиям, а также процессам планирования, подготовки и реализации активных кампаний, направленных на поддержку усилий по нанесению удара по охране государственной границы как составной части обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, тем самым, ставя на соответствующий уровень, национальную безопасность страны.

Ключевые слова: административно - правовые режимы, защита и охрана государственной границы, пограничная деятельность, Федеральная служба безопастности, исполнительная власть, делимитация, демаркация, редемаркация, пограничный режим, пункты пропуска через государственную границу, национальная безопасность.

ADMINISTRATIVE REGIMES INSTALLED IN THE SPHERE OF PROTECTION OF

THE STATE BORDER

Nadarin E., the post-graduate student - lecturer, Admiral Ushakov State Maritime University

This article deals with legal aspects of ensuring security and protection state border, as part of the national security of the Russian Federation, in the system of instruments of national security, the important place was occupied by appropriate legal means, such as administrative regimes. The article examines the manifestations of contemporary issues related to ensuring the security of the state and at the international level. In this article we discussed the results of the analysis of the main strategic goals, tasks and directions of national security, installed in the sphere ofprotection of state borders and administrative - legal regimes. The analysis of efficiency of administrative-legal regimes for the decision ofproblems of control of national security. It is shown that the effective organization of the control processes of the administrative-legal regimes, provide a wide range for the practical implementation of counter-intelligence and administrative powers on the prevention and suppression illegal encroachments on the vital interests of the Russian Federation, also counteracts external destructive information effects, and processes of planning, preparation and implementation of active campaigns aimed at supporting efforts to strike for the protection of the state border as an integral part of national security of the Russian Federation, thus putting to an appropriate level, the country's national security.

Keyword: administrative regimes, protection of the state border, border activity, Federal security service, the Executive power, delimitation, demarcation, redemarcated, border regime, border crossing points across the state border, national security.

Государственные границы являются одним из важнейших способов воплощения и обеспечения независимости, суверенитета и единства государства. В вопросах о границах Российская Федерация строго придерживается международного принципа их нерушимости и нерушимости государственной границы России. В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации определение статуса границы и ее защита относятся к исключительной компетенции федерального центра. В сфере защиты государственной границы реализуются полномочия органов практически всех ветвей государственной власти России. Преобладающую роль при этом играют федеральные органы исполнительной власти. Вместе с тем российское законодательство немалую роль в защите границы отводит органам государственной власти субъектов федерации, органам

местного самоуправления и гражданам. 1

Защита государственной границы как часть системы обеспечения безопасности и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. 2

Охрана государственной границы является составной частью

1 Насонов В.Я - Административное право Российской Федерации. М.: ИЦ «Академия», 2006.

2 Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы: Монография. М.: Щит-М, 2000.

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №4 2014 | 173

ее защиты и осуществляется пограничными органами, в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами обеспечения безопасности РФ в случаях и в порядке, определяемых законодательством РФ .

Непосредственная охрана государственной границы возложена на пограничные органы ФСБ России, Войска противовоздушной обороны, Военно-Морской Флот, на другие виды (рода) вооруженных сил, Внутренние войска МВД, иные воинские формирования Российской Федерации.

Компетенция при этом распределяется следующим образом. Пограничные органы охраняют государственную границу на суше, море, реках, озерах и других водоемах, в пунктах пропуска через границу, а также осуществляют пропуск через государственную границу. Для решения этих задач пограничные органы наделены полномочиями осуществления, наряду с военно-техническими мерами также оперативно-розыскной, контрразведывательной, разведывательной, уголовно-процессуальной и административной деятельности.

Войска противовоздушной обороны охраняют Государственную границу в воздушном пространстве.

Военно-Морской Флот осуществляет охрану Государственной границы в подводной среде. 3

Охрана государственной границы на отдельных участках на суше, морском побережье, берегах пограничных рек, озер и других водоемов в части воспрещения незаконного пересечения границы в местах дислокации военных объектов, гарнизонов вооруженных сил, Внутренних войск МВД России, иных войск и воинских формирований, которые закрыты для прохода посторонних лиц, транспортных средств, возлагается на командование этих объектов, гарнизонов. Такие участки определяются совместно руководителями региональных управлений и отделов пограничной службы ФСБ России и командующими войсками военных округов, флотилиями, флотами, округами внутренних войск, командующими иными войсками и закрепляются соответствующими документами.

Как уже отмечалось, защита государственной границы включает в себя широкий диапазон различных по своему характеру мер, в том числе и режимные меры. В интересах охраны границы согласно Закону РФ "О Государственной границе Российской Федерации" установлены и действуют три вида режимов: режим государственной границы, пограничный режим и режим в пунктах пропуска через государственную границу.

Режим государственной границы с учетом его правовой основы относится к числу международно-правовых режимов и подробно рассматривается в курсе международного права.

Пограничный режим в Российской Федерации представляет собой совокупность правовых норм и организационных мер, регламентирующих определенный порядок деятельности государственных органов, общественных объединений, их должностных лиц, а также порядок поведения граждан в пограничной зоне, территориальных водах России и в ее внутренних водах, имеющих выход к государственной границе. 4

Пограничный режим преследует двуединую цель: с одной стороны, затруднить проникновение в пограничную зону нарушителей границы и разного рода преступных элементов, а с другой стороны, - обеспечить пограничным органам дополнительные возможности по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательно-подрывной и иной преступной деятельности на государственной границе и в непосредственной близости от нее со стороны иностранных государств и преступных элементов внутри страны.

Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации" устанавливает перечень правил , составляющих содержание пограничного режима, определяет правовое положение пограничной зоны, в общих чертах определяет полномочия пограничных органов, а также органов исполнительной власти субъектов Федерации по разработке конкретных режимных мер, определяет пространственные и временные пределы действия правил пограничного режима.

Основополагающим институтом пограничного режима является пограничная зона, которая по своему правовому положению составляет часть государственной территории России. Она устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающей к государственной границе на суше, морскому побережью РФ, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территории островов на указанных водоемах. В пограничную зону по предложениям органов мест-

ного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов, поселений и санаториев, домов отдыха и других оздоровительных учреждений, объектов культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и другие места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки.

Пограничный режим включает в себя следующие правила:

в пограничной зоне: правила прохода, временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств, хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах муниципального образования вдоль государственной границы на суше, морского побережья РФ.

По общему правилу въезд лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений.

Устанавливаются места въезда в пограничную зону. Могут также определяться время въезда, маршрут передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.

Постоянные жители пограничной зоны при временных выездах за ее пределы возвращаются к месту жительства по документам, удостоверяющих их личность, в которых паспортно-визовыми подразделениями органов внутренних дел поставлены отметки о регистрации на жительство в пограничной зоне. Лица, имеющие документы с такими отметками, могут въезжать только в те населенные пункты пограничной зоны, которые расположены на территории субъекта Федерации, где они согласно регистрации постоянно проживают. Кроме того, они вправе передвигаться без специальных разрешений по всей территории пограничной зоны в пределах административно-территориальных границ субъекта Федерации, где они постоянно проживают.

В тех случаях, когда в пределах пограничной зоны расположены административные центры, школы, больницы, другие предприятия, учреждения, организации, а часть обслуживаемых ими граждан проживает за пределами пограничной зоны, им разрешатся въезд в пограничную зону по документам, удостоверяющим их личность и факт проживания в прилегающей к пограничной зоне местности.

Перечисленные выше положения содержатся в приказе ФСБ РФ от 10 сентября 2007 г. N 458 "Об утверждении Правил пограничного режима"

Рассмотрим понятие, назначение и содержание режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. В соответствии с Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» пересечение государственной границы РФ на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ, где оборудованы пункты пропуска через государственную границу РФ.

Под пунктом пропуска через государственную границу РФ понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений, полетов, а также иное специально оборудованное место, где осуществляется пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Пункты пропуска классифицируются по виду международного сообщения - морские, речные воздушные, автомобильные, железнодорожные, пешеходные; по характеру международных сообщений

- пассажирские, грузовые, грузопассажирские; по режиму работы

- постоянные, временные, сезонные.

Пункты пропуска устанавливаются решениями Правительства Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Режим в пунктах пропуска через государственную границу включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза и нахождения грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах

174 ТКАШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №4 2014 |

создания необходимых условий для осуществления пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного и иных видов контроля .

Основная цель вводимого режима состоит в том, чтобы созданием в пунктах пропуска определенного комплекса организационных, разрешительных мер и режимных ограничений исключить доступ на территорию пункта пропуска посторонних лиц, а также транспортных средств и грузов для незаконного пересечения государственной границы.

Режим в пунктах пропуска устанавливается Министерством транспорта РФ в соответствии с положениями Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами, согласованными с Федеральной службой безопасности и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Порядок пребывания в пунктах пропуска через государственную границу РФ лиц и транспортных средств определяется в зависимости от технической схемы пограничного, таможенного и иных видов контроля и режима, установленного в пункте пропуска. Все лица во время пребывания в пункте пропуска обязаны придерживаться установленных в них порядка и правил. В первую очередь это касается последовательности прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля, порядка передвижения и нахождения на территории и в помещении пункта пропуска.

Режимные ограничения предусматривают: порядок прохода в помещения и на территории, где осуществляются пограничные, таможенные и иные виды контроля; запрещение провожающим и встречающим проходить в эти помещения и на указанные территории; временную изоляцию лиц, прошедших пограничный, таможенный и иные виды контроля, до их убытия за границу, а также лиц, прибывших из-за границы до прохождения ими пограничного контроля, в особых режимных зонах; порядок высадки пассажиров из транспортных средств загранследования, их посадки, выгрузки а также погрузки багажа и грузов; ограничение, а если необходимо, и временное запрещение доступа лиц и транспортных средств в помещения и на территории, где осуществляется пограничный и иные виды контроля; порядок пропуска и пребывания в помещениях и на территории, где непосредственно осуществляются пограничный и иные виды контроля, персонала, участвующего в обслуживании и контроле лиц.

Контроль за надлежащим выполнением правил пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, в соответствии с российским законодательством возложен на пограничные органы, органы внутренних дел и органы местного самоуправления. Для этих целей названные выше органы наделены соответствующими полномочиями по применению мер административного воздействия в отношении физических лиц и юридических лиц. Суть полномочий состоит в проведении разъяснительной работы среди жителей пограничной зоны, сотрудников транспортных предприятий в пунктах пропуска через границу и других категорий граждан с целью доведения до них сущности режимных требований, их значения для обеспечения надежной охраны Государственной границы, привлечении местного населения к активному участию в реализации правил пограничного режима и режима в пунктах пропуска через границу, поощрении граждан за проявленное усердие в охране границы.5

Наряду с мерами убеждения пограничные органы, органы внутренних дел наделены достаточно широкими полномочиями по применению мер административного принуждения.

Согласно Закону «О Государственной границе Российской Федерации» пограничные органы осуществляют контроль за соблюдением правил пограничного режима в пунктах пропуска через границу самостоятельно или совместно с органами внутренних дел. При этом они применяют административно-предупредительные меры, меры административного пресечения и административного наказания.

В качестве административно-предупредительных мер пограничные органы вправе: располагать пограничные наряды на охраняемых участках, проверять документы у граждан и документы на транс-

портные средства, производить досмотр транспортных средств и перевозимых на них грузов, сопровождать транспортные средства пограничными нарядами-эти полномочия распространяются на территории, включенные в пограничную зону и на пункты пропуска через государственную границу.

Органы внутренних дел в пределах пограничной зоны вправе принимать решения об ограничении прав граждан на постоянное проживание в этой местности, контролировать паспортно-регистрационные правила, осуществлять проверку документов у граждан в пограничной зоне и в пунктах пропуска через границу.

В соответствии с российским законодательством органы безопасности обязаны осуществлять в пределах своих полномочий меры по обеспечению защиты государственной границы Российской Федерации. К числу таких мер относятся добывание информации об угрозах безопасности Российской Федерации на государственной границе, об организациях и лицах, вынашивающих планы враждебных акций, посягающих на жизненно важные интересы личности, общества и государства на границе.

При помощи пограничных органов может устанавливаться направленность устремлений специальных служб и организаций иностранных государств на государственной границе. Важной является возможность перекрытия каналов нелегальной связи через границу: каналов связи иностранных спецслужб со своей агентурой на территории России, каналов транспортировки через границу средств диверсионно-террористической деятельности, контрабанды, в первую очередь наркотиков, каналов переправы за границу российских граждан, стремящихся скрыться от ответственности за совершение преступлений, посягающих на государственную безопасность.

Правовые режимы, достаточно широко применяемые и в международно-правовой и во внутригосударственной практике представляют собой своеобразный правовой институт с организационными обеспечивающими элементами и соответствующими санкциями, нацеленный на установление оптимальных с точки зрения мирового сообщества или отдельного государства отношений в конкретной, сравнительно узкой, но жизненно важной сфере, например, международно-правовые режимы проливов по международному праву, пенитенциарные режимы, режимы различных категорий земель, таможенные, санитарные режимы по внутригосударственному праву.6

Поэтому правовые акты, относящиеся к обеспечению жизненно важных видов деятельности, как правило оснащаются необходимыми организационно-техническими механизмами их реализации: строгая регламентация порядка применения, специальные органы обеспечения конкретного режима, система контроля, соответствующие санкции за нарушение установленного порядка, пропагандистские меры. Сумма этих правовых и организационно-технических мер в совокупности с санкциями за нарушение установленных правил и образуют в соответствующей сфере безопасности своеобразный комплексный юридический и организационный институт, именуемый правовым режимом . Для нас наибольший интерес представляют правовые режимы, вычлененные из общей массы по признаку их принадлежности к государственному управлению, реализации исполнительной власти в Российской Федерации, то есть к той сфере, где отношения между государственными органами, гражданами, коммерческими организациями, общественными объединениями, предприятиями и учреждениями регулируются преимущественно нормами административного права. Круг их достаточно широк. При этом большая часть административно-правовых режимов устанавливается в интересах обеспечения суверенитета, безопасности личности, общества и государства, охраны общественного порядка и обороны Российской Федерации.

С учетом изложенного административно-правовой режим - есть установленная в законодательном порядке совокупность правил деятельности государственных учреждений, действий или поведения граждан и юридических лиц, а также порядок реализации ими своих прав в определенных условиях обеспечения и поддержания суверенитета и обороны государства, интересов безопасности и охраны общественного порядка специально созданными для этой цели органами исполнительной власти.

3 Пограничный словарь / под общ. ред. С.В. Поскребетьева — М.: ПА России, 2005.

4 Насонов В.Я - Административное право Российской Федерации. М.: ИЦ «Академия», 2006.

5 Рушайло В.Б. К вопросу о теории административно-правового регулирования // Современное право. 2003.

6 Першин, Е.А. Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации»: значение, современное состояние, проблемы / Е.А. Першин // Миграционное право. — 2006.

ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №4 2014 | 175

Наряду с комплексом специальных мероприятий административно-правовые режимы являются стержнем организационно-правовой основы общегосударственной системы мер обеспечения национальной безопасности.

Общей целью и главным предназначением административно-правовых режимов является создание для преступных организаций и лиц достаточно надежных правовых барьеров и обеспечивающих их организационных мер, которые затрудняли бы, а в ряде случаев и вовсе исключали достижение преступных целей в сфере национальной безопасности России. 7

Современная законодательная практика раскрывает дополнительные возможности административно-правовых режимов, дает ряд примеров их многофункциональности.

Так, интеграционные процессы, происходящие в сфере отношений между государствами, налагают свой отпечаток в плане либерализации и единого подхода к правам человека и на национальные законодательства. Все достигнутые международные соглашения в области контактов между людьми, обмена информацией, гуманитарного сотрудничества реализуются Российским государством с помощью модификации внутреннего законодательства, в том числе путем либерализации отдельных институтов действующей системы административно-правовых режимов, уточнения их назначения. Именно с помощью видоизменяемых институтов административно-правовых режимов Российское государство стремится создать соответствующий международным нормам баланс между конституционными правами граждан и порядком их реализации в специально охраняемых или контролируемых сферах, связанных с обороной и безопасностью.

Административно-правовые режимы, как правило, устанавливают определенные запреты (например, запрет на свободное обращение объектов разрешительной системы); определяют условия, при наличии которых они могут быть преодолены (правила получения разрешения на приобретения таких объектов); предполагают регистрацию субъектов, получивших разрешение (в специальных органах, ведущих такие учеты).

Детально разработанная по всем юридическим параметрам, основаниям и процедурам система административно-правовых режимов как нельзя лучше отвечает современным требованиям ликвидации произвола, субъективного усмотрения и волюнтаризма в области общих мер обеспечения интересов личности, общества, государственной и общественной безопасности. В связи с этим административно-правовые режимы приобретают в настоящее время роль изначального гаранта законности их применения, ибо в каждом из них все большее значение приобретают не только нормы, предусматривающие порядок поведения и реализации прав граждан в определенной сфере, но и нормы, содержащие гарантии прав лиц, попавших в сферу этой деятельности.8

Конкретные виды административных режимов и меры по их реализации устанавливаются в соответствии с их назначением, обстановкой в стране и в отдельных ее регионах. Они могут зависеть от характера преступных посягательств, от нацеленности действий и направленности на обеспечение внешней и внутренней безопасности страны. С этой точки зрения можно выделить несколько групп режимов.

К первой группе относятся режимы, специально нацеленные на обеспечение интересов безопасности государства: административно-правовой режим защиты государственной тайны, режим государственной границы, пограничный режим, режим в пунктах пропуска, режим въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее.

Меры этих режимов направлены на устранение причин и перекрытие каналов утечки секретных сведений из охраняемой сферы, на неприкосновенность и надежную охрану государственной границы, на недопущение на территорию страны членов террористических и иных преступных организаций, а также лиц, чье присутствие на территории России нежелательно по соображениям безопасности или ущемляет интересы граждан.

Ко второй группе относятся режимы, в равной степени предусматривающие интересы обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, в первую очередь административно-

правовой режим проживания и передвижения иностранцев на территории страны, административно-правовой режим закрытого административно-территориального образования.

Третья группа режимов устанавливается преимущественно в целях охраны общественного порядка. В нее, главным образом, входят режимы, относящиеся к так называемой разрешительной системе, таких как, порядок приобретения, хранения, использования огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, ядохимикатов, наркотических препаратов, паспортная система, административно-правовой режим обеспечения безопасности массовых мероприятий.

Четвертую группу составляют административно-правовые режимы, способствующие достижению целей и задач иных отраслей управления. В них также содержатся отдельные режимные мероприятия, способствующие обеспечению внешней и внутренней безопасности - пограничный режим, таможенный режим, миграционный режим, административно-правовой режим информационной безопасности.

К пятой группе относятся комплексные режимы, преследующие цели поддержания обороноспособности страны, безопасности государства, общественного порядка, здоровья и безопасности граждан в условиях наступления исключительных обстоятельств таковыми являются: военная угроза, стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, массовые беспорядки. Это правовой режим чрезвычайного положения, режим военного положения, также режимы в зоне проведения контртеррористической операции и чрезвычайной ситуации.

При всем многообразии административно-правовых режимов и содержащихся в них режимных мероприятий, исходя из единства их целевого назначения, можно выделить некоторые типовые правовые и организационные элементы, определяющие содержание всех административно-правовых режимов именно как режимных мер.

Необходимо иметь в виду, что при проведении режимных мероприятий, речь идет не вообще об упорядочении каких-либо работ, какой-либо деятельности с точки зрения технологического процесса, совершенствования управления в той или иной области, а преследуется цель сделать эту деятельность подконтрольной с точки зрения интересов обеспечения безопасности государства, не допустить отклонений от установленного в этих интересах порядка данной деятельности, выявить, предупредить и пресечь действия, наносящие ущерб охраняемым интересам. Поэтому в содержании административно-правовых режимов на первый план выдвигается детальная регламентация порядка деятельности в режимных сферах, система разрешений, регистрация определенных видов деятельности отдельных категорий лиц, учет и контроль некоторых видов деятельности, прямое запрещение отдельных действий, установление и применение различных видов ответственности за нарушение действующих правил, а также административных мер воздействия для предупреждения и пресечения нарушений, при строгом соблюдении установленных гарантий законных прав и интересов лиц, попавших в сферу действия того или иного режима.

Таким образом, правовой контекст является материальной основой, юридическим содержанием всех действующих в стране административно-правовых режимов, нацеленных на защиту и охрану государственной и общественной безопасности.

Другой неотъемлемой составной частью каждого конкретного режима является организационное обеспечение надлежащей реализации правовых мер в той или иной охраняемой сфере.

Внутренняя организационная инфраструктура, обеспечивающая непреложность реализации и действенности установленных режимных правил, присуща любому виду административно-правовых режимов. Их основу составляют режимные органы специально создаваемые с учетом содержания и особенностей того или иного административно-правового режима - режимно-секретный орган, пограничные органы, таможенные органы. Режимные органы комплектуются специально подготовленным личным составом, обеспечиваются необходимыми техническими средствами защиты, контроля и охраны.

7 Розанов И.С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их назначение и структура// Теория Государства и Права -1999 №9

8 Шергин, А.П. К концепции механизма административно-правового регулирования / А.П. Шергин. // Административное и административно-процессуальное право. — М: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. -М 2004.

176 ТКАШРОЮ" ВШШЕББ Ш КШБТЛ | №4 2014 |

Применительно к конкретному режиму эти органы наделены соответствующими полномочиями.

Важным средством обеспечения соблюдения административно-правовых режимов и отдельных режимных мероприятий является установление ответственности за их нарушение. В зависимости от характера и степени общественной опасности этих нарушений российское законодательство предусматривает уголовную, административную и дисциплинарную ответственность.

В заключение следует отметить, что вся структура административно-правовых режимов активно и плодотворно используется в интересах обеспечения государственной безопасности Российской Федерации. Официальные возможности конкретных режимов обеспечивают широкий диапазон для практической реализации контрразведывательных и административных полномочий по предупреждению и пресечению противоправных посягательств на жизненно важные интересы Российской Федерации.

Литература:

1. Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы: Монография. М.: Щит-М, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Винниченко, А.Г. Правовое регулирование пограничного режима в Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук: 2002.

3. Василенко, А.И. Пограничная деятельность в Российской

Федерации: дис. доктора. ист. наук: 2001.

4. «Специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации» диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Рушайло В.Б.-2004

5. Вишняков, В.Г. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ / В.Г Вишняков и др.] // Журнал российского права. — 2005.

6. Рушайло В.Б. К вопросу о теории административно-правового регулирования // Современное право. 2003.

7. Опалев, А.В. О некоторых базовых категориях закона Российской Федерации «О безопасности» и Концепции национальной безопасности Российской Федерации / А.В. Опалев // Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: научно-практический комментарий / ФСБ России; под ред. В.Н. Ушакова, ИЛ. Трунова — М.: Эксмо, 2006.

8. Першин, Е.А. Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации»: значение, современное состояние, проблемы / Е.А. Першин // Миграционное право. — 2006.

9. Розанов И.С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их назначение и структура// Теория государства и Права -1999.- №9

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ

Межох З.П., д.э.н., профессор, заместитель директора Института экономики и финансов, директор программ МВА Высшей транспортной бизнес-школы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения» (МГУПС (МИИТ)),

e-mail: mejokh.zoya@gmail.com

В статье проведен комплексный анализ классификаций рисков, предлагаемых экономической наукой, выявлены их достоинства и недостатки. В работе рассматривается разработанная автором матрица внешних и внутренних рисков применительно к транспортным компаниям, реализующих свою деятельность на рынке железнодорожных контейнерных перевозок, с позиций процессного подхода.

Ключевые слова: процессный подход, управление рисками, транспортная компания.

PROCESSING AS A METHOD OF BUILDING RISK-MANAGEMENT SYSTEM FOR

TRANSPORT COMPANIES

Mezhokh Z., Doctor of Economics, Deputy Head of Economics and Finance institute, Head of MBA at Higher Transport Business School of Moscow State University of Railway Transport. Scientific interests are security in economics and risk management

The article is devoted to comprehensive analysis of risk classification systems according to economic science, major pro and cons are identified. The article concentrates on developed by the author matrix of internal and external risks from the point of view ofprocessing method and applicable to transport companies operating on the market of railway container transportation.

Keywords: processing method, risk-management, transport company.

Создание корпоративной системы управления рисками ОАО «РЖД» продиктовано объективной потребностью Компании в использовании проактивных управленческих инструментов, при этом осознание потребности в оценке и управлении рисками говорит о высоком уровне процессов принятия текущих и стратегически ориентированных решений.

Необходимость принятия эффективных управленческих решений по оценке и нейтрализации экономических рисков в сфере железнодорожных перевозок требует построения адекватной классификации рисков деятельности транспортной компании с учетом определенных критериев, основные подходы к формированию которой приводятся в настоящей статье.

Для комплексной оценки рисков проанализируем классификации, приводимые в настоящее время в научной литературе. Необходимо отметить, что существуют как классификации общего вида, так и классификации, применимые к определенным видам деятельности. Например, в основе классификации, предлагаемой Гранатуровым В.М., Лапустой М.Г., Шаршуковой Л.Г. [1, 2] лежит предпринимательский риск, который подразделяется на подвиды; в классификации Грачевой М.В. [3] рассматриваются риски применительно к инвестиционным проектам; основой классификации Балабанова И.Т. [4] являются виды рисков, разделенные в зависимости от характера последствий; у Одынца В.В. [5] уточняется классификация рисков,

приведенная Балабановым И.Т. [4], которая используется для систематизации рисков автотранспортных предприятий. Недостатком отмеченных классификаций является то, что они не дают полного представления о всех возможных видах рисков, отсутствует системообразующий подход, не совсем ясны взаимные связи и уровни выделяемых рисков. Вместе с тем, несомненное преимущество данных классификаций заключается в том, что они построены специально для конкретных задач и каждая классификация практически полностью отражает цели проводимых исследований.

Для разработки подхода к классификации рисков деятельности транспортной компании рассмотрим основные принципы, которые должны быть положены в основу классификации рисков:

Классификация должна строиться с учетом системного подхода, то есть риски должны отражать целостность, устойчивость процесса транспортного производства и взаимосвязь его подсистем;

Риски должны распределяться на четко установленные группы по конкретным признакам, для достижения определенных целей;

При построении классификации необходимо анализировать источники риска, объекты, несущие риск, субъекты, воспринимающие его.

Анализ изученных классификаций с позиций системного подхода позволил предложить следующие уровни градуирования рисков: характеристики, критерии и виды рисков (таблица 1).

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №4 2014 | 177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.