ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
Взаимодействие пограничных структур сопредельных государств как средство повышения эффективности охраны границы
Плахотный Михаил Петрович
Аспирант кафедры национальной безопасности Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, г. Киев, Украина
e-mail: [email protected]
Mikhail P. Plakhotny
National Academy of Public Administration under the President of Ukraine, a postgraduate student of the department of National Security, Kiev, Ukraine
e-mail: [email protected]
УДК 351.86:356.13(477)
Interaction of Border Structures of the Adjacent States as the Means of
Increasing Efficiency of Border Security
Исследуется процесс взаимодействия пограничных структур сопредельных государств как средство повышения эффективности охраны границы. Анализируются методы сотрудничества Пограничной службы Федеральной службы безопасности России и Государственной пограничной службы Украины. Определяются новые формы взаимодействия пограничных ведомств в системе обеспечения национальной и международной безопасности.
Ключевые слова и словосочетания: взаимодействие пограничных структур, охрана границы, эффективность, национальная и международная безопасность.
The author learns the process of interaction of border structure of the adjacent states as the means of increasing of efficiency of the border security. The author also analyzes the methods of cooperation of Border service of Federal service of Security and State border service of Ukraine and defines new forms of border agencies in the system of national and international safety.
Key words and word combinations: interaction of border agencies, border security, efficiency, national and international safety.
Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности и суверенитета любого государственного образования является охрана его границы, которая во все времена была и остается сегодня одним из основных политических и правовых институтов государства. От обеспечения ее надежной охраны и защиты всегда зависит не только сохранение целостности государственной территории, уровень социально-экономического развития страны, но и обеспечение международной безопасности в целом.
На современном этапе в этой сфере особое место занимают правоохранительные органы и воинские формирования, в том числе пограничные структуры различных государств. Именно эти ведомства обеспечивают
правовую сторону развития своих стран и создания для этого благоприятных условий. В частности, они предотвращают вмешательства во внутренние дела и организуют отпор посягательствам на государственный суверенитет и территориальную целостность; обеспечивают защиту социально-экономических интересов государств; противостоят контрабанде, незаконной миграции, обороту наркотических веществ и оружия, международному терроризму, распространению оружия массового поражения и т. п.
В современных реалиях, когда большинство негативных явлений на государственных границах приобретает широкий транснациональный и трансграничный характер, пограничным структурам отдельных государств самостоятельно дать адекватный ответ на реальные и потенциальные угрозы становится достаточно сложно.
Как показывает практика, только интеграция усилий пограничных и других ответственных структур сопредельных государств может обеспечить их надежную и эффективную национальную безопасность, а также способствовать гарантированию международной безопасности.Безусловно, пограничные ведомства России (Пограничная служба ФСБ) и Украины (Государственная пограничная служба) всегда работали в определенном взаимодействии, однако этот процесс требует постоянного совершенствования и развития в соответствии с реалиями сегодняшнего дня.
Исследованию вопросов межрегионального, пограничного и трансграничного сотрудничества Российской Федерации (РФ) и Украины посвящены работы таких российских и украинских ученых, как: А. Абуев [1], Н. Ильченко [2], В. Кушнир [3], Н. Литвин [4], Н. Микула [5], А. Сицинский и Ю. Царев [6] и другие. Вместе с тем, трудов, раскрывающих тему взаимодействия и сотрудничества пограничных ведомств сопредельных государств как средства повышения эффективности охраны границы, перспектив развития этого многогранного процесса практически нет. До сих пор не был всесторонне и объективно освещен в научных трудах процесс нормативно-правового обеспечения совместной деятельности пограничных структур соседних стран. Также в украинской и зарубежной литературе практически не анализировались вопросы формирования политики сотрудничества на государственной границе и в приграничных регионах, что позволило выбрать данную проблему в качестве цели исследования.
Россия и Украина имеют один из самых продолжительных участков общей государственной границы в Европе - 2295,04 км (в том числе сухопутная - 1974,04; морская - 321 км) - границы дружбы и добрососедства. Также наши страны не могут не гордиться величественной и славной общей историей, наполненной примерами плодотворного взаимодействия, сотрудничества, взаимовыручки.В XVII веке для охраны и защиты своих южных рубежей Россия массово использовала украинское казачество как наиболее профессиональных и опытных пограничников. Со второй половины XVII века решением задач охраны границ Московского царства на своих направлениях занимались украинские военно-государственные формирования: Украинское казацкое государство, Гетманщина, Запорожье, Слобожанщина. Полна примеров взаимопомощи и добрососедства и современная история.
В целом межрегиональное и приграничное сотрудничество является одним из наиболее действенных и перспективных механизмов углубления экономических контактов между субъектами РФ и регионами Украины, отвечает стратегическому характеру украинско-российских отношений [7]. 14 января 1992 г. был подписан Протокол об установлении дипломатических отношений между Украиной и РФ; 3 августа 1994 г. - Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам; 27 января 1995 г. - Соглашение между Кабинетом Министров Украины (КМУ) и Правительством РФ о принципах сотрудничества пограничных областей Украины и РФ; 16 января 1997 г. - о безвизовых поездках граждан Украины и Российской Федерации.
Правовая основа взаимодействия закреплена в Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией от 31 мая 1997 г., который вступил в силу 1 апреля 1999 г. (21 апреля 2010 г. принят за основу и фактически продлен на 25 лет). В 1998 г. начат процесс делимитации (определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путем переговоров) сухопутного украинско-российского участка границы. 28 января 2003 г. заключен Договор о российско-украинской государственной границе, который вступил в силу 23 апреля 2004 г. и предусматривал продолжение делимитации ее сухопутного участка.
Правовое оформление отношений было продлено в таких международных нормативно-правовых документах, как: Соглашение между Украиной и РФ о демаркации российско-украинской государственной границы от 17 мая 2010 г., Соглашение между КМУ и Правительством РФ о порядке пересечения российско-украинской государственной границы жителями приграничных регионов Украины и РФ от 18 ноября 2011 г., Программа межрегионального и приграничного сотрудничества между Украиной и РФ на 2011-2016 гг., План мероприятий по реализации этой Программы и т. д. [7]
Основными формами и инструментами межрегионального и приграничного сотрудничества между Украиной и РФ являются: деятельность межгосударственных институциональных органов; двустороннее сотрудничество между административно-территориальными единицами Украины и субъектами РФ; трансграничное сотрудничество в формате «еврорегионов»; мероприятия международного характера [8]. Однако практически не существует правового документа, который бы регламентировал процесс и механизм взаимодействия пограничных служб сопредельных государств, в частности, Российской Федерации и Украины.
Интеграционные процессы современного мирового развития, происходящие на региональном уровне, стали существенно влиять на формирование приграничных взаимоотношений различных стран. Российский ученый А. Абуев по этому поводу замечает: «Расширение приграничного сотрудничества, отвечая, прежде всего, национальным интересам любого государства, вместе с тем способствует и развитию культуры безопасного сотрудничества» [1].
На фоне этих процессов более актуальными становятся задачи развития сотрудничества в приграничных регионах с учетом национально-государственных интересов каждой из сопредельных стран. Многогранность приграничного сотрудничества предоставляет определенную основу для установления равноправного партнерства между граничащими странами. Одновременно пограничная политика на пути партнерского сотрудничества во многом обусловлена как внешними, так и внутренними факторами.
«Во-первых, тем, что приграничное сотрудничество стимулирует развитие прилегающих к границе регионов, способствует включению их в международные политические, экономические и культурные связи. Во-вторых, пограничное взаимодействие создает атмосферу доброжелательности, взаимной заинтересованности в повседневном сотрудничестве, что, в свою очередь, может стать гарантом спокойствия и безопасности как на пограничных внутренних территориях сопредельных государств, так и в странах, связанных транспортными коридорами и не имеющих общих границ» [1], - отмечает А. Абуев.
Таким образом, пограничная политика играет огромную роль в контексте обеспечения национальной безопасности государства. Перефразируя Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ №24 от 10 января 2000 г., отметим, что национальные интересы любого государства в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы, соблюдении установленных законодательством порядка и правил осуществления экономических и иных видов деятельности в пограничном пространстве [9].
Вся оперативно-служебная деятельность пограничных структур и России, и Украины строится на основе первоочередности охраны и защиты собственных национальных интересов на государственной границе, в приграничье, морском и воздушном пограничном пространстве и реализуется в соответствии с двусторонними, а иногда и многосторонними, международными договорами и соглашениями.
Воплощение пограничной политики любого государства имеет разносторонний характер, выраженный в комплексе политических, экономических, правовых, дипломатических, военных, разведывательных, оперативно-розыскных, таможенных и иных мероприятий для обеспечения национальной безопасности, охраны и защиты национальных интересов на государственной границе и приграничных территориях. Отдельным аспектом может рассматриваться создание в приграничье особых экономических зон, открытие транспортных коридоров, строительство инфраструктуры, развитие торговых и культурных отношений, достижение принципиально нового состояния «прозрачности» границ, сближения местного приграничного населения. Реализация этих и других задач дает возможность поднять приграничное сотрудничество на более высокую ступень, повысить его эффективность как инструмента формирования новой системы международных отношений [1].
Таким образом, воплощая на практике определенные государством задачи, пограничная политика должна быть нацелена на развитие международного сотрудничества.
В сфере совместной охраны границ должны планомерно налаживаться взаимодействие, сотрудничество и взаимопонимание, так как государственная граница определяет не только пределы территорий сопредельных государств и их политического суверенитета, но и зачастую является геополитической основой существования различных государственных, политических, социальных и других систем. С одной стороны, соседние государства принимают меры по обеспечению охраны и защиты своих границ, с другой - должны создавать условия для развития связей с соседними государствами и мировым сообществом в целом, что вырабатывается во время регулярных международных консультаций, на основании которых создаются основные межгосударственные договоры.
На пути создания определенных механизмов взаимодействия пограничных ведомств различных государств уже сделаны определенные шаги. Так, в рамках европейского Агентства по вопросам управления оперативным сотрудничеством на внешних границах государств-членов Европейского Союза (FRONTEX), которое способствует, координирует и развивает управление европейскими границами в соответствии с Хартией основных прав ЕС и применяя концепцию интегрированного пограничного менеджмента, разработан совместный проект анализа рисков «Восточные границы» с участием пограничных служб Беларуси, Молдовы, России и Украины.
Развитие и активизация сотрудничества Государственной пограничной службы Украины и Пограничной службы ФСБ России должны определяться соответствующими двусторонними документами (планом действий, концепцией) и включать в себя следующие направления:
- организация и проведение регулярных совместных операций на общих сухопутных, морских и воздушных участках государственной границы, на пунктах пропуска и в приграничье;
- обеспечение быстрого реагирования на изменения оперативной обстановки и создание в этих целях совместных приграничных подразделений с использованием общей базы технического оборудования;
- совместная подготовка персонала пограничных служб, разработка единых согласованных стандартов обучения, создание соответствующих программ, организация проектов, проведение курсов, тренингов, стажировок и т. д.
- проведение совместных исследований, которые послужат платформой для объединения лучших практик пограничных ведомств и передовых технологических разработок пограничного контроля;
- сбор и анализ информации об обстановке на общих границах, совместный анализ рисков, согласование механизма обмена информацией в области анализа рисков;
- создание совместной системы информационно-аналитического обеспечения, двухсторонний обмен оперативной информацией, срочными сообщениями данных обстановки, организация совместных информационных систем и общего информационного пространства в целях выявления потенциальных нарушителей государственной границы, краденых автомобилей, поддельных документов и т. д.
Важнейшим направлением является процесс информационного взаимодействия - системного обмена оперативной и аналитической информацией, который может проходить по следующим направлениям:
- выявление и анализ факторов, влияющих на формирование условий политической, военной, оперативной, стратегической и тактической обстановки на совместной государственной границе;
- поиск и внедрение механизмов совместной аналитической деятельности, исследование особенностей, степени вызовов, рисков и угроз национальной и пограничной безопасности соседних стран для заблаговременного их предотвращения;
- обеспечение аналитической поддержки оперативных и стратегических решений, совместное прогнозирование в сфере интегрированного (совместного) управления границами;
- развитие сотрудничества в сфере подготовки аналитиков;
- согласование (формализация) подходов к сбору, оценке, документированию и удалению информации;
- применение новейших технологий в сфере обработки информации, ее хранения и передачи;
- предоставление взаимного доступа заинтересованным государственным органам к базам данных (информационным массивам) и создание совместных баз данных;
- нормативно-правовое регулирование информационных отношений;
- обеспечение защиты информации, в частности, персональных данных и т. д.
Одним из путей совершенствования информационного взаимодействия является создание четкого механизма обмена информацией между субъектами совместного управления границами:
- о выдаче виз, въезде в страну (выезде из страны) иностранцев, их временном пребывании, об отказе или запрете им въезда в страну, о продолжении (сокращении) срока пребывания, совершенных ими правонарушениях, приеме и передаче иностранцев в соответствии с соглашениями о реадмиссии;
- статистическую и аналитическую информацию по вопросам противодействия незаконному перемещению через границу наркотических средств, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ и т. д. [11].
В целом круг задач по совершенствованию системы информационно-аналитического обеспечения интегрированного управления границами является достаточно сложным. Прежде всего, требуется:
- определение цели обмена информацией (общей аналитической деятельности);
- проведение анализа ведомственных массивов информации, определение информации, которую каждый субъект может предоставлять и которую желает получать;
- классификация и формализация информации, использование согласованных стандартизированных шаблонов ее регистрации;
- разработка концепции информационного сотрудничества, определение общих целей и потребностей в информации, механизмов обмена информацией и результатами совместной аналитической деятельности (четкое определение, какая информация предоставляется в обязательном порядке, по запросу, вносится в общую базу данных и т. д.);
- определение контактных структурных подразделений (должностных лиц), отвечающих за поддержание информационного взаимодействия;
- разработка совместных рекомендаций по нормативному урегулированию информационных отношений;
- планирование поэтапного внедрения достигнутых договоренностей.
Россия и Украина имеют не только давнюю общую историю и славные традиции, но и огромный потенциал для взаимодействия и сотрудничества в целом и при охране общей государственной границы в частности. Украинско-российские отношения в условиях кардинального изменения геополитического баланса не только возможны, но и крайне необходимы для обеспечения национальной безопасности, как соседних государств, так и безопасности всего мирового сообщества [10].
Для достижения положительного результата необходимо исключать возможные риски отторжения и находить эффекты и положительные моменты взаимодополняемости в оперативно-служебной деятельности пограничных ведомств сопредельных государств, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности охраны границы. Полная реализация национальных интересов возможна только при условии тесного, открытого и равноправного двустороннего сотрудничества.
Как результат, необходима выработка эффективной и рациональной пограничной политики в сфере международных отношений на основе национального и международного права.
Библиографический список:
1. Абуев А.Х. Проблема реализации национально-государственных интересов в пограничной политике Российской Федерации: дис. ... канд. полит. наук : спец. 23.00.04 - политические проблемы международных отношений и глобального развития /А.Х. Абуев /РАГС при Президенте РФ. - М.: Изд-во РАГС, 2003.- 143 с.
2. 1льченко Н.М. Транскордонне сшвробггництво в Украшг перспективи розвитку евро репошв [Електронний ресурс] / Н.М. 1льченко // Державне бущвництво - 2012. - N° 2. - Режим доступу: http://www.kbuapa.kharkov.ua/ e-book/db/2012-2/doc/2/21.pdf.
3. Кушшр В.С. Роль i мюце науки про прикордонну дiяльнiсть - прикордоннологп // Освггньо-наукове забезпечення дiяльностi правоохоронних оргашв i вшськових формувань Украши : IV Всеукрашська науково-практична конференщя (Хмельницький, 18 листопада 2011 р.) / ДПСУ, НАДПСУ iм. Б. Хмельницького. -Хмельницький: В-во НАДПСУ, 2011. - 464 с.
4. Державна прикордонна служба Украши: iсторiя та сучаснють / за заг. ред. М.М. Литвина; редкол.: М.М. Литвин та ш - К.: Фенкс, 2007. - 260 с.
5. М^ла Н. Мiжтериторiальне та транскордонне сшвробггництво: моногр. / Н. Мкула. - Львiв: 1РД НАН Украши, 2004. - 395 с.
6. Сщшський А.С., Царьов Ю.О. Державне управлшня переговорним процесом у сферi договiрно-правового оформлення державного кордону Укра!ни/А.С. Сщшський, Ю.О. Царьов// Зб. наук. праць НД1 ДПСУ «Актуальш питання прикордонно! безпеки. Сучасний стан та перспективи розвитку». -2011. -№ 2. -С. 34-37.
7. Межрегиональное и приграничное сотрудничество Украины и России / Посольство Украины в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russia.mfa.gov.ua/ru/ukraine-ru/regions.
8. Стратегия социально-экономического развития еврорегиона «Донбасс» на период до 2020 г. Одобрена на заседании Совета Еврорегиона «Донбасс» 10 апреля 2012 г., Луганск (Украина) - Ростов-на Дону (Россия), Донецк (Украина), Луганск (Украина). - 2012 - 138 с.
9. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. - М., 2000.
10. Укра!на та РосГя: потенщал взаемодн та сшвробп-ництва / Зб. наук. праць. - К.: 1ИЕНД ¡м. 1.Ф. Кураса НАН Укра!ни, 2010. - 208 с.
11. Махнюк А.В. 1нформацшно-аналгшчне забезпечення штегрованого управлшня кордонами // Освггаьо-наукове забезпечення дГяльносп правоохоронних оргашв i вшськових формувань Укра!ни : IV Всеукрашська науково-практична конференцiя (Хмельницький, 18 листопада 2011 р.) / ДПСУ, НАДПСУ ¡м. Б. Хмельницького.
- Хмельницький : Вид-во НАДПСУ, 2011. - 464 с. - С. 15-18.