Научная статья на тему 'Деятельность органов военной прокуратуры как важный фактор обеспечения прав и свобод военнослужащих'

Деятельность органов военной прокуратуры как важный фактор обеспечения прав и свобод военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8675
771
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ПРАВА И СВОБОДЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппова Наталья Васильевна, Пашкова Екатерина Петровна, Самарцева Анастасия Евгеньевна

В данной статье анализируется деятельность военной прокуратуры в области защиты прав и свобод военнослужащих. Анализируются некоторые нормативные правовые акты в данной области. Кроме того, авторы поднимают вопросы практической деятельности военной прокуратуры. Также были изучены данные с официального сайта военной прокуратуры. Поднимаются вопросы о системной разработке направлений деятельности военной прокуратуры не только в практической деятельности, но и в рамках военно-правовой науки в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность органов военной прокуратуры как важный фактор обеспечения прав и свобод военнослужащих»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

12 3

Филиппова Н.В. , Пашкова Е.П. , Самарцева А.Е.

1Филиппова Наталья Васильевна - старший преподаватель, кафедра уголовного процесса и криминалистики;

2Пашкова Екатерина Петровна - студент; 3Самарцева Анастасия Евгеньевна - студент,

юридический факультет, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Аннотация: в данной статье анализируется деятельность военной прокуратуры в области защиты прав и свобод военнослужащих. Анализируются некоторые нормативные правовые акты в данной области. Кроме того, авторы поднимают вопросы практической деятельности военной прокуратуры. Также были изучены данные с официального сайта военной прокуратуры. Поднимаются вопросы о системной разработке направлений деятельности военной прокуратуры не только в практической деятельности, но и в рамках военно-правовой науки в целом. Ключевые слова: прокуратура, военная прокуратура, военнослужащие, права и свободы военнослужащих.

Специфика правового положения военнослужащих нуждаются требует особой защиты прав и свобод и именно данным направлением деятельности занимаются органы военной прокуратуры.

Основу прокурорского надзора за исполнением данного законодательства составляет реализация конституционного принципа приоритета обеспечения прав и свобод человека и гражданина (преамбула и ст. 2 Конституции РФ) [1]. Прокуратура РФ и её составная часть - военная прокуратура - в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», обеспечивает надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций [2].

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод военнослужащих - это комплекс мероприятий, выполняемых военными прокурорами (их заместителями и помощниками), направленных на выявление нарушений закона органами военного управления и другими должностными лицами и принятие мер по их реальному устранению с целью восстановления нарушенных прав и свобод военнослужащих и членов их семей [3].

Военные прокуроры при осуществлении указанного направления надзора руководствуются требованиями приказа Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 7 мая 2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» и другими актами, а также решениями коллегий Главной военной прокуратуры [5].

Проанализировав данные сайта Главной военной прокуратуры РФ, можем сделать вывод о достаточной результативности и эффективности деятельности прокуратуры в этом направлении.

Важным фактором обеспечения безопасности военной службы является соблюдение командованием законодательства о комплектовании войск и, в частности, при проведении призыва на военную службу. При этом особенно пристальное внимание уделяется борьбе с правонарушениями коррупционной направленности, которые наиболее серьезно препятствуют нормальному функционированию механизма призыва граждан, повышению эффективности этой работы и вызывают недоверие к государственным институтам, осуществляющим данный вид деятельности.

Так, например, военной прокуратурой Восточного военного округа в рамках осеннего призыва граждан на военную службу обеспечено надзорное сопровождение всех его мероприятий: выяснялась готовность к приему новобранцев сборных и пересыльных пунктов, воинских частей, куда они будут прибывать для прохождения службы, пристальное внимание уделялось размещению призывников, обеспечению их питанием, обмундированием и медикаментами [4].

Для профилактики правонарушений в войсках и создания благоприятных условий для адаптации молодых людей к военной службе в 2018 году прокурорскими работниками совместно с командованием проведены различные мероприятия по сплочению воинских коллективов, лекций, индивидуальных бесед с военнослужащими, склонными к нарушению дисциплины. Подготовлены к выдаче призывникам в военных комиссариатах памятки, содержащие сведения о правах и обязанностях военнослужащих, а также контактную информацию органов военной прокуратуры и полиции для оперативного получения при необходимости юридической помощи. Вновь возобновлена работа консультационно-правовых пунктов и телефонов «горячих линий». Таким образом, создаются благоприятные условия, которые будут способствовать не только устранению нарушений в военной сфере, но и их профилактики, начиная от поступления на военную службу [6].

В рамках противодействия коррупции с начала 2018 года 187 человек в РФ привлечены к уголовной ответственности за коррупционные преступления в военной сфере. Всё чаще коррупционные преступления совершаются с использованием сложных финансовых схем, коммуникационных ресурсов и должностного положения, из-за чего вероятность коррупционных рисков в повседневной деятельности войск и воинских формирований остаётся высокой [6].

Активизирована деятельность органов военной прокуратуры по надзору за соблюдением органами военного управления и воинскими должностными лицами прав и социальных гарантий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей и других граждан.

Так, военная прокуратура Благовещенского гарнизона провела проверку в 2018 году соблюдения военным комиссариатом Амурской области законодательства о социальном обеспечении граждан. Установлено, что в июне 2018 года дочери ветерана Великой Отечественной войны не были возмещены затраты, понесенные ей на погребение её отца. По результатам проверки военный прокурор гарнизона внес военному комиссару области представление об устранении нарушений закона. Требования военного прокурора были удовлетворены [6].

Одной из мер поддержки военных пенсионеров стал законопроект о единовременной дополнительной выплате в начале 2017 г., подготовленный Государственной Думой по поручению Президента Российской Федерации. В будущем Российская Федерация, как социальное государство, планирует предпринять все необходимые меры для того, чтобы приблизить размер военных пенсий к стандартам Международной организации труда. В будущем полагаем необходимым проводить прокурорские проверки работы военных комиссариатов и других органов государственной власти по вопросу исполнения законодательства о пенсионном обеспечении с целью защиты пенсионных и иных прав лиц, уволенных с военной службы, участников боевых действий, инвалидов и ветеранов войны и членов их семей.

Кроме того, имеют место быть и различные правовые мероприятия, проводимые в целях предупреждения нарушений законов, повышения правовой грамотности и информированности военнослужащих, формирования у них убежденности в ценности права и его использовании в защите своих законных интересов.

Так, в Москве проводилась неделя правовых знаний для военнослужащих. Данный опыт мог бы благоприятно отразиться на других регионах Российский Федерации и именно поэтому проведение подобных мероприятий возможно на всей территории государства. Мы считаем, что организация работы в полном взаимодействии, а также обмен опытом в проведении различных мероприятий благоприятно скажется на общей ситуации в органах Военной прокуратуры. Грамотная координация работы будет способствовать эффективной деятельности по защите прав и свобод военнослужащих и именно поэтому необходимо тесное сотрудничество органов Военной Прокуратуры.

Решение проблем социальной защиты военнослужащих требует взаимодействия по обширным вопросам, различных органов государственной власти, в том числе органов военной прокуратуры, действия которых будут направлены на предоставление военнослужащим надлежащего материально-бытового, медицинского и иных форм социального обеспечения. Должностным лицам следует обратить особое внимание на полноту и достоверность учета служебного жилищного фонда, своевременное предоставление страховых и единовременных выплат, пресечение фактов незаконного привлечения военнослужащих к выполнению работ, не предусмотренных обязанностями военной службы.

Данные задачи могут быть решены только в тесном взаимодействии командования, правоохранительных органов и институтов гражданского общества. Дальнейшая системная разработка проблемных направлений, в том числе в рамках военно-правовой науки, и реализация оперативных мер по защите и восстановлению прав военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей позволят повысить обороноспособность государства и поднять престиж военной службы, а также реализовать конституционные основы РФ как социального государства.

Список литературы

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014 № 15, ст. 1691.

2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.08.2018 N 307-ФЗ (ред. 52). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.08.2018).

3. Васин Сергей Владимирович. Правовой статус прокуратуры Российской Федерации // Наука. Общество. Государство, 2014. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7pravovoy-status-prokuratury-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения: 01.11.2018).

4. Никитин Александр Павлович. Роль военной прокуратуры защите прав военнослужащих: современное состояние вопроса // Вестник военного права, 2017. № 1. С. 7-12.

5. Генеральная прокуратура РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://genproc.gov.ru/ (дата обращения: 19.10.2018).

6. Главная военная прокуратура РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gvp.gov.ru/ (дата обращения: 19.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.