Научная статья на тему 'Полномочия прокуратуры Российской Федерации в области противодействия коррупции'

Полномочия прокуратуры Российской Федерации в области противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1659
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
прокуратура / прокурорский надзор / борьба с коррупцией / антикоррупционная экспертиза / коррупциогенные факторы / prosecutor’s office / prosecutor’s su- pervision / anti-corruption / anti-corruption expertise / cor- ruption-related factors

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — ЗайНаб Минкубутаевна Гаджиева

В статье проведен анализ некоторых полномочий прокуратуры Российской Федерации в области противодействия коррупции. Определены основные направления деятельности органов прокуратуры в данной сфере. Анализируются статистические данные и материалы прокурорской практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — ЗайНаб Минкубутаевна Гаджиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Powers of the Prosecutor’s Office of the Russian Federation in the Field of Combating Corruption

In the article the analysis of some powers of public prosecutor’s office of the Russian Federation in the field of combating corruption is carried out. The main directions of the activities of the procuratorial bodies in this area are also defined. Statistical data and materials of the procuratorial practice are analyzed.

Текст научной работы на тему «Полномочия прокуратуры Российской Федерации в области противодействия коррупции»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10082

Полномочия прокуратуры Российской Федерации в области противодействия коррупции

The Powers of the Prosecutor's Office of the Russian Federation in the Field of Combating Corruption

Зайнаб Минкубутаевна ГАДЖИЕВА,

магистрант кафедры теории государства и права

Юридического института Дагестанского государственного университета

E-mail: gadzhievazaika@gmail.com

Научный руководитель: С.Р. Бекишиева, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории

государства и права Дагестанского государственного университета

Аннотация. В статье проведен анализ некоторых полномочий прокуратуры Российской Федерации в области противодействия коррупции. Определены основные направления деятельности органов прокуратуры в данной сфере. Анализируются статистические данные и материалы прокурорской практики.

Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, борьба с коррупцией, антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы

Abstract. In the article the analysis of some powers of public prosecutor's office of the Russian Federation in the field of combating corruption is carried out. The main directions of the activities of the procu-ratorial bodies in this area are also defined. Statistical data and materials of the procuratorial practice are analyzed.

Key words: prosecutor's office, prosecutor's supervision, anti-corruption, anti-corruption expertise, corruption-related factors

В соответствии с утвержденной в 2010 г. Национальной стратегией противодействия коррупции коррупция представляет угрозу безопасности российскому государству. Определение коррупции дается в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции». Также Закон указывает в качестве элементов противодействия коррупции профилактику и борьбу с коррупцией, а также минимизацию либо ликвидацию последствий коррупционных правонарушений. Важнейшая роль в воплощении в жизнь данных направлений принадлежит органам прокуратуры Российской Федерации. Осуществляя надзор за соблюдением законов, органами прокуратуры реа-лизовывается комплекс мер по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Перечислим основные направления деятельности прокуратуры в этой области.

1. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законов при представлении соответствующих сведений о доходах, имуществе,

а также об обязательствах имущественного характера. Здесь органы прокуратуры проверяют факт исполнения соответствующей категорией лиц установленной законом обязанности предоставлять информацию о полученных доходах. Говоря о пределах осуществления прокурорского надзора в данной сфере, подчеркнем, что прокуроры могут реализовывать надзор за законностью правовых актов федеральных министерств и ведомств, органов власти субъектов Российской Федерации, государственных органов и организаций, а также муниципальных органов власти.

2. Одним из значительных направлений в этой области является организация органами прокуратуры надзора за соблюдением законов о контроле за расходами должностных лиц. В Федеральном законе «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» устанавливается круг лиц, в отношении которых проводятся соответствующие контрольные мероприятия. Согласно статистическим данным, в про-

шлом году количество материалов, поступивших в органы прокуратуры, содержащих сведения о том, что имущество было приобретено на неподтвержденные доходы, выросло на 25%. В судебные органы направлены иски об изъятии и обращении такого имущества в казну государства на сумму 500 млн руб., причем на данный момент большая часть из них уже рассмотрена и удовлетворена; в итоге отдельные должностные лица лишились такого имущества или транспорта. Органами прокуратуры было инициировано проведение 408 процедур с целью анализа доходов и расходов соответствующих должностных лиц.

3. Органы прокуратуры призваны реализо-вывать надзор за исполнением государственными и муниципальными служащими законодательства о соответствующих запретах и ограничениях для лиц, находящихся на государственной или муниципальной службе. Выяснилось, что в данной области большое количество нарушений: за 2018 г. органами прокуратуры выявлено 74 тыс. подобных нарушений, что составило почти третью часть всех коррупционных правонарушений.

В рамках этого направления реализуются также функции по предотвращению и пресечению конфликта интересов на государственной или муниципальной службе. В 2017 г. было выявлено 3103 случая неурегулирования конфликта интересов, и этот показатель показывает прирост в 30% по сравнению с 2016 г., когда таких фактов было выявлено 2388. Уволено в связи с утратой доверия 1251 должностное лицо, что на 227% выше, нежели в 2016 г.

4. Среди основных полномочий органов прокуратуры — проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. О результатах их работы говорят данные статистики, согласно которым с каждым годом число подвергающихся антикоррупционной проверке актов возрастает. Например, в 2015 г. антикоррупционная экспертиза проводилась в отношении 916 тыс. нормативных правовых актов. В 2016 г. эта цифра составила 989 тыс. В 2017 г. было зарегистрировано 815 случаев участия чиновников в предпринимательской деятельности, что на 17,2 % меньше, чем в 2016 г. (985 случаев). Для исключения коррупциогенных факторов из правовых актов органами прокуратуры были предприняты предусмотренные законом меры. Например, в 2015 г. было принесено 39,3 тыс. протестов, в 2016 г. — 43,3 тыс. протестов.

5. К полномочиям прокуроров относятся выявление и пресечение административных право-

нарушений коррупционного характера. Здесь речь идет о ст. 19.28 и 19.29 КоАП РФ, причем возбуждение дел об административных правонарушениях по ст. 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» является исключительной деятельностью прокурора. Чаще всего выявление нарушений в указанной категории дел происходит при проведении проверок материалов уголовных дел, возбужденных по ст. 204, 290 и 291 УК РФ.

Органы прокуратуры призваны координировать работу правоохранительных органов в области борьбы с коррупцией. Нужно отметить, что большинство практиков и ученых подчеркивают, что данное направление выступает в качестве отдельной функции органов прокуратуры1. Законодательство предусматривает широкий комплекс мер в данной сфере, в том числе проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, причем данное совещание является постоянно действующим органом; обмен сведениями по проблемам противодействия преступности; проведение совместных выездов в субъекты РФ с целью проведения соответствующих согласованных проверок; информационная поддержка в борьбе с преступностью и т.д. Здесь же можно назвать такое направление, как надзор за оперативно-розыскной деятельностью при выявлении преступлений коррупционного характера.

Помимо перечисленных основных направлений деятельности прокуратуры в сфере противодействия преступности существуют также иные направления, например, предупреждение и пресечение «откатов», проверка соблюдения антикоррупционного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, деятельность по возврату из-за рубежа приобретенных в результате коррупционных правонарушений средств и др.

Коррупция — крайне негативное явление, постепенно разъедающее государство и общество, мешающее его здоровому, планомерному развитию. Вопрос борьбы с коррупцией является одним из самых главных направлений нынешней государственной политики. Органы прокуратуры вносят значительный вклад в решение этой проблемы, выступая в качестве своего рода руководящего, координирующего начала, однако для полного искоренения коррупции необходимо слаженное взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов, муниципалитетов, организаций и граждан нашего государства.

2019 / № 2 Образование. Наука. Научные кадры

87

1 См.: Егоров Ю.В. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией - самостоятельная функция прокуратуры // Законность. 2015. № 2. С. 7—10; Зарубин В. Нормативное регулирование координационной деятельности по борьбе с преступностью на постсоветском пространстве // Законность. 2013. № 9. С. 21—26.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ; от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ; от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ; от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (посл. ред.) // Доступ из СПС «Консультант Плюс».

3. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: Федеральный закон от 3 декабря 2013 г. № 230-ФЗ (посл. ред.) // Доступ из СПС «Консультант Плюс».

4. О Национальном плане противодействия коррупции на 2018—2020 годы: Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 // Доступ из СПС « Гарант».

5. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции: приказ Генеральной прокуратуры РФ от 29 августа 2014 г. № 454 // Доступ из СПС «Консультант Плюс».

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Прокурорский надзор

Прокурорский надзор. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»/ Под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Кикотя, О.В. Химичевой. — 9-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. — 455 с.

ISBN 978-5-238-03107-1

Установлен исчерпывающий перечень функций прокуратуры, определено содержание каждой из них. При рассмотрении вопросов возникновения и развития прокуратуры России, а также особенностей деятельности прокуратур зарубежных государств применен институциональный подход. В учебнике учтены изменения в законодательстве Российской Федерации, а также решения Конституционного Суда РФ и иных органов судебной власти по состоянию на 1 января 2018 г.

В издании сохранена новелла — структуризация на три модуля и включены дополнительные материалы, позволяющие использовать учебник при реализации дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Для студентов (курсантов) высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных и правоприменительных органов и всех интересующихся деятельностью прокуратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.