УДК: 336.1 JEL: K42, G38
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА)
М. И. Шаров*
Статья посвящена исследованию рисков финансовой стабильности и экономической безопасности России, возникающих в результате совершения коррупционных правонарушений, а также исследованию отдельных элементов финансового механизма указанных правонарушений на примере надзорной деятельности органов прокуратуры. На основании анализа научной, учебной литературе, источников правового регулирования, практики экономической и правоохранительной деятельности сформулирована дефиниция финансового механизма коррупционных правонарушений, а также предложен конкретный способ противодействия коррупции.
Ключевые слова: финансовый механизм, коррупционные правонарушения, коррупция, прокурорский надзор, прокурорская деятельность, финансовые риски, финансовая безопасность, финансовая система, финансово-кредитная сфера.
Статья направлена на развитие научных знаний, способствующих повышению уровня образования специалистов, интересующихся проблематикой финансовой безопасности. Целью исследования является сущность финансового механизма правонарушений коррупционной направленности. При этом основное внимание будет уделено содержанию понятия государственные финансы в целом.
Для того чтобы описать указанную проблему, необходимо определиться с терминологией.
Анализируя источники, посвященные экономической теории, следует отметить, что в российской научной и учебной литературе термин финансы (от лат. financia — наличность, доход; фр. finances. — денежные средства) определяется как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств1.
* Шаров Михаил Иванович — начальник отдела управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Свердловской области
1 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. — Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — С. 495.
Общепринятым подходом в научной литературе является рассмотрение любого термина исходя из рассуждений о его сущности. Указанная позиция не вызывает сомнения так как сущность (от лат. essentia — суть) обозначает сам смысл какой-либо вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств, состояний вещи2.
Воспользовавшись имеющимся алгоритмом определения сущности терминов, отметим, что сочетание слов механизм — внутренне устройство какого-либо объекта, приводящее его в действие, и финансы, определяются в научной и учебной литературе как совокупность форм организации финансовых отношений, методов формирования и использования финансовых ресурсов, применяемых обществом в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития общества. В соответствии со структурой финансовой системы финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий, страховой механизм, бюджетный механизм и т. д.3
В указанном контексте отметим, что в отдельных источниках слово «форма» (от лат. forma — внешний вид) в определении значения термина «финансовый механизм» заменяется словом «способ» — совокупность и порядок каких-либо действий, применяемых для достижения определенной цели, а также словом «метод» — путь познания либо совокупность действий и шагов используемых для достижения определенной цели.
В свою очередь, термин финансовые отношения следует определить как совокупность экономических отношений между субъектами, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств, с целью обеспечения потребностей граждан, предприятий (организаций, учреждений) и государства в целом4.
В случае с коррупционными правонарушениями нас объективно больше интересуют государственные финансы, так как именно злоупотребление доверенной властью ради личной выгоды и приобретение личного состояния государственных служащих несет в себе существенный ущерб национальной экономике и правопорядку, влияет на все сферы финансовых отношений в обществе.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации5, сохранение финансовой стабильности и обеспечение экономической безопасности невозможно без реализации активных мер по борьбе с коррупцией, которая, в свою
2 Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989.
3 Словарь терминов по курсу «Финансы, деньги и кредит» / сост. В. В. Блекус. — Электроизолятор: ГГХПИ, 2011. — 52 с.
4 Ефимов В.С. Финансы: учебно-методическое пособие. М., МИЭМП, 2005.
5 «Собрание законодательства РФ», 04.01.2016, № 1 (часть II), ст. 212.
очередь, является одной из главных угроз национальной безопасности нашей страны.
Если коррупция это одна из основных угроз экономической безопасности и финансовой стабильности, следовательно, она содержит в себе существенные финансово экономические риски, которые следует определить как совокупность опасностей с вероятностью наступления неблагоприятного события, с возможностью и непредсказуемостью потерь6.
Указанные опасности во всей своей совокупности содержать существенную вероятность наступления дополнительных расходов в процессе осуществления не только предпринимательской деятельности, но и для каждого субъекта хозяйствования, от конкретного человека или предприятия до государства и общества в целом7.
Проявление коррупционного фактора в системе органов государственной власти следует отнести к операционным рискам, которые, в свою очередь, общепринято определяются как возможность возникновения потерь в результате несостоятельности внутренних процессов или систем, а также внешних событий. Указанная дефиниция включает в себя правовой (юридический) риск, под которым понимается риск потерь вследствие несоблюдения законодательных актов, разумных моральных норм и договорных обязательств, а также риск возбуждения судебного процесса8.
Так, в преамбулах к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (принята в Страсбурге 27.01.1999) и Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (принята в Страсбурге 04.12.1999) отмечается, что коррупция представляет собой серьезную угрозу верховенству закона, демократии и правам человека, равенству и социальной справедливости, посягает на принципы государственного управления, моральные устои общества, затрудняет экономическое развитие, надлежащее и справедливое функционирование
«_» Q
рыночной экономики9.
Данный вывод соотносится с положениями Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята 31.10.2003 Резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН), согласно которой предупреждение и искоренение коррупции — это обязанность всех государств, поскольку она затрагивает их экономику, порождает серьезные угрозы стабильности и безопасности общества,
6 Страхование: учебное пособие/под общ. ред. Е. Г. Князевой. Екатеринбург: Изд-во Урал. унта, 2013. С. 3.
7 См.: Финансово-экономические риски: учебное пособие / под общ. ред Е. Г. Князева, — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. с 110.
8 Банковский надзор. Европейский опыт и российская практика [Электрон. ресурс]. С. 13. URL: https://www.cbr.ru./ 2005ru.pdf. Дата обращения 21.01.2017.
9 См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 г. N 26-
П.
подрывает демократические и этические ценности, справедливость и наносит существенный вред устойчивому развитию.
Учитывая значение финансово экономических рисков, связанных с незаконным приобретением личного состояния лицами, замещающими государственные должности, для обеспечения экономической безопасности и финансовой стабильности, необходимы своевременные меры по предупреждению коррупции и борьбы с ней, эффективная реализация которых на практике невозможны без понимания самой сущность финансового механизма коррупционных правонарушений.
С целью его исследования, воспользовавшись имеющимся алгоритмом определения сущности терминов, отметим, что правонарушение в научной литературе в целом определяется как виновное противоправное общественно опасное деяние дееспособного лица (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершенное деликтоспособным лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность10.
Что касается термина коррупция, то международная неправительственная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру — Transparency International, другие организации понимают под коррупцией злоупотребление доверенной властью ради личной выгоды11.
Существуют и другие определения, которые вносят уточнения (что власть включает доверенные ресурсы, что она может относиться к государственному и частному сектору и т.д.) или используют более строгие юридические формулировки12.
Так, согласно российскому законодательству13, коррупция определяется как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Таким образом, в основе коррупции всегда лежат деньги, ценности, иное имущество, услуги имущественного характера и т. д., то есть определенные
10 Правонарушение — Википедия — Свободная энциклопедия URL: ttps://ru.wikipedia.org. Дата обращения 22.02.2017.
11 The Anti-Corruption Language Guide URL: https:// www.transparency.org дата обращения 31.03.2017.
12 См., например, Chinhamo O., Shumba G. Institutional working definition of corruption // ACT Southern Africa Working Paper. 2007. No. 1.
13 Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-Ф3 «О противодействии коррупции» //«Российская газета», № 4823, 30.12.2008.
финансовые ресурсы в широком смысле, возникающие, в том числе, в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств различного уровня.
На основании изложенного попытаемся сформулировать дефиницию финансового механизма коррупции, который следует определить как внутреннее устройство различных способов организации финансовых отношений между субъектами правонарушений, связанных с незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения личной выгоды.
Для понимания сущности финансового механизма правонарушений коррупционной направленности рассмотрим отдельные его элементы на примере деятельности органов прокуратуры, важной задачей надзорной деятельности которой считается своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий, минимизацию и ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.
Отметим, что противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности всей системы государственных органов, в том числе и прокуратуры Российской Федерации, которой отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения14.
Исходя из специфики полномочий, прокуратура способна обеспечить не только законность в сфере обеспечения безопасности государственных финансов, но и защиту прав и свобод граждан, права и обязанности которых регулируются антикоррупционным законодательством, гражданским, административным, уголовным и иными отраслями законодательства.
Наряду с полномочием по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, прокуроры обязаны осуществлять надзор за исполнением Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
Напомним, что в случае, если чиновник или члены его семьи расходуют на приобретение недвижимости, транспортных средств или ценных бумаг сумму, превышающую общий семейный доход за три последних года, то в случае неподтверждения законности происхождения денежных средств, прокуроры вправе направить материалы о взыскании имущества в доход государства. При этом
14 См.: Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 454 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции».
обязанность по доказыванию законности приобретения такого имущества возложена на чиновника.
Так, органы прокуратуры провели проверку поступивших от губернатора Саратовской области материалов о результатах контроля за расходами должностных лиц комитета финансов администрации Балаковского муниципального района. Установлено, что муж одной из сотрудниц приобрел автомобиль «Lexus RX 350» стоимостью 2,6 млн рублей, однако муниципальная служащая представила недостоверные сведения об источниках получения средств для совершена эта покупка. По результатам прокурорской проверки автомобиль изъят и обращен в доход государства15.
Между тем, несмотря на значительный объем прокурорских полномочий, в связи с ограниченностью штатной численности, необходима и своевременная реализация и не надзорных полномочий по координации деятельности правоохранительных органов, которая невозможна без понимания сущности самого механизма правонарушений коррупционной направленности.
Другим способом сохранения финансовой стабильности и обеспечения финансовой безопасности является возврат из-за рубежа активов, полученных в результате совершения правонарушений коррупционной направленности, который является важной составляющей механизма защиты имущественных прав граждан, организаций и государства в целом16.
Актуальности указанной проблематики в последние годы уделялось особое внимание, как на международной арене, так и внутри страны, в том числе руководством Российской Федерации17.
В нашей стране работа по возврату вывезенных за рубеж активов, полученных в результате коррупционной деятельности, ведется различными государственными органами (МВД России, ФСБ России, СК России, ФТС России, Росфинмониторинг и др.). Однако, в связи с ситуационной и поверхностной организацией проверок, непониманием должностными лицами основ финансовой безопасности и сути экономического механизма указанных правонарушений, элементарным незнанием норм права, регулирующих противодействие коррупции, в течение последних лет в данной сфере сохраняется низкий уровень законности.
15 О практике реализации прокурорами полномочий по контролю за расходами чиновников. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://genproc.gov.ru/anticor/doks/document-1127077. Дата обращения 04.07.2017.
16 Русецкий А. Е., Плохов С. В. К вопросу о возврате из-за рубежа активов, полученных в результате коррупции // Журнал «Прокурор» 2016, № 3.
17 См.: выступление Президента Российской Федерации на заседании Совета по противодействию коррупции 26 января 2016 г.; материалы 6-й сессии Конференции государств — участников Конвенции ООН против коррупции в ноябре 2015 года, Антикоррупционной рабочей группы «Большой двадцатки» в январе и июне 2016 года.
Таким образом, с учетом изложенных положений, синтезируем, что финансовым механизмом коррупционных правонарушений является внутренне устройство различных способов организации финансовых отношений между субъектами правонарушений, связанных с незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения личной выгоды.
Прокуратура как структурный элемент правозащитного механизма государства обладает уникальными возможностями для качественного повышения эффективности работы всей системы государственных органов по противодействию коррупции, реализация которых на практике невозможны без понимания самой сущность финансового механизма коррупционных правонарушений. Конкретный способ противодействия коррупционным правонарушениям заключается в объединение усилий всей системы государственных органов путем реализации координационных полномочий органов прокуратуры, а также полномочий по надзору за исполнением антикоррупционного законодательства.
Ресурсы повышения эффективности и совершенствования деятельности по противодействию коррупции невозможно изыскать только путем анализа и учета ошибок. Для этого требуются научные исследования и теоретические разработки о закономерностях развития всех аспектов финансового механизма коррупции, комплексного исследования предмета, пределов, объекта, субъектов, целей и задач, выявления теоретических, правовых и организационных проблем и путей их решения.
Литература
1. Банковский надзор. Европейский опыт и российская практика [Электрон. ресурс]. С. 13. URL: https://www.cbr.ru./ 2005ru.pdf. Дата обращения 21.01.2017.
2. Ефимов В. С., Финансы: учебно-методическое пособие. М., МИЭМП, 2005.
3. О практике реализации прокурорами полномочий по контролю за расходами чиновников. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://genproc.gov.ru. Дата обращения 04.07.2017.
4. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. — Современный экономический словарь. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006.
5. Русецкий А. Е., Плохов С. В. К вопросу о возврате из-за рубежа активов, полученных в результате коррупции // Журнал «Прокурор» 2016, № 3.
6. Словарь терминов по курсу «Финансы, деньги и кредит» / сост. В.В. Блекус. — Электроизолятор: ГГХПИ, 2011.
7. Страхование: учебное пособие/под общ. ред. Е. Г. Князевой. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013.
8. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия,
1989.
9. Финансово-экономические риски: учебное пособие / под общ. ред Е. Г. Князева, — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. с 110.
10. The Anti-Corruption Language Guide URL: https:// www.transparency.org дата обращения 31.03.2017.
11. Chinhamo O., Shumba G. Institutional working definition of corruption // ACT Southern Africa Working Paper. 2007. No. 1.
12. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-Ф3 «О противодействии коррупции» //«Российская газета», № 4823, 30.12.2008.
13. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации // «Собрание законодательства РФ», 04.01.2016, № 1 (часть II), ст. 212.
14. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 г. N 26-П.
15. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 454 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции».
16. Выступление Президента Российской Федерации на заседании Совета по противодействию коррупции 26 января 2016 г.
17. Материал сайта Википедия — Правонарушение — Свободная энциклопедия URL: ttps://ru.wikipedia.org. Дата обращения 22.02.2017.
18. Материалы 6-й сессии Конференции государств — участников Конвенции ООН против коррупции в ноябре 2015 года.
19. Материалы Антикоррупционной рабочей группы «Большой двадцатки» в январе и июне 2016 года.
FINANCIAL MECHANISM OF THE CORRUPTION OFFENSES (THEORY AND PRACTICE)
Sharov M.I.
Sharov Mikhail Ivanovich — head of Department for supervision over criminal procedural and investigative activities of the Prosecutor's office of Sverdlovsk region, Ekaterinburg
Abstract. The article investigates the risks to financial stability and economic security of Russia, caused by corruption offenses, as well as research of individual elements of the financial mechanism of the said offences by the example of the Supervisory activities of the Prosecutor's office. Based on the analysis of scientific, educational literature, sources of legal regulation, economic practices and law enforcement, formulated a definition of the financial mechanism of corruption offenses, and proposed a concrete way of combating corruption.
Keywords: financial mechanism, corruption, public Prosecutor's supervision, prosecutorial activities, financial risks, financial security, financial system, financial-credit area.
References
1. Bankovskij nadzor. Evropejskij opyt i rossijskaja praktika [Jelektron. resurs]. S. 13. URL: https://www.cbr.ru./ 2005ru.pdf. Data obrashhenija 21.01.2017.
2. Efimov V.S., Finansy: uchebno-metodicheskoe posobie. M., MIJeMP, 2005.
3. O praktike realizacii prokurorami polnomochij po kontrolju za rashodami chinovnikov. Oficial'nyj sajt General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii. URL: https://genproc.gov.ru. Data obrashhenija 04.07.2017.
4. Rajzberg B.A., Lozovskij L.Sh., Starodubceva E.B. — Sovremennyj jekonomicheskij slovar'. — 5-e izd., pererab. i dop. — M.: INFRA-M, 2006.
5. Ruseckij A.E., Plohov S.V. K voprosu o vozvrate iz-za rubezha aktivov, poluchennyh v rezul'tate korrupcii // Zhurnal «Prokuror» 2016,
№ 3.
6. Slovar' terminov po kursu «Finansy, den'gi i kredit» / sost. V.V. Blekus. — Jelektroizoljator: GGHPI, 2011.
7. Strahovanie: uchebnoe posobie/pod obshh. red. E.G. Knjazevoj. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2013.
8. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar'. — M.: Sovetskaja jenciklopedija, 1989.
9. Finansovo-jekonomicheskie riski: uchebnoe posobie / pod obshh. red E.G. Knjazeva, — Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2015. s 110.
10. The Anti-Corruption Language Guide URL: https:// www.transparency.org data obrashhenija 31.03.2017.
11. Chinhamo O., Shumba G. Institutional working definition of corruption // ACT Southern Africa Working Paper. 2007. No. 1.
12. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 25 dekabrja 2008 g. N 273-FZ «O protivodejstvii korrupcii» //«Rossijskaja gazeta», № 4823, 30.12.2008.
13. Strategija nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 04.01.2016, № 1 (chast' II), st. 212.
14. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 29 nojabrja 2016 g. N 26-P.
15. Prikaz General'nogo prokurora Rossijskoj Federacii ot 29 avgusta 2014 g. N 454 "Ob organizacii prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonodatel'stva o protivodejstvii korrupcii».
16. Vystuplenie Prezidenta Rossijskoj Federacii na zasedanii Soveta po protivodejstviju korrupcii 26 janvarja 2016 g.
17. Material sajta Vikipedija — Pravonarushenie — Svobodnaja jenciklopedija URL: ttps://ru.wikipedia.org. Data obrashhenija 22.02.2017.
18. Materialy 6-j sessii Konferencii gosudarstv — uchastnikov Konvencii OON protiv korrupcii v nojabre 2015 goda.
19. Materialy Antikorrupcionnoj rabochej gruppy «Bol'shoj dvadcatki» v janvare i ijune 2016 goda.