Научная статья на тему 'Специализированные прокуратуры в системе органов прокуратуры РФ'

Специализированные прокуратуры в системе органов прокуратуры РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24069
1775
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРОКУРАТУРЫ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / SPECIALIZED PROSECUTORS / PROSECUTOR'S SUPERVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Квакина Алина Владимировна

Создание специализированных прокуратур в Российской Федерации преследует цель повышения эффективности прокурорской деятельности в специфических сферах правовых отношений. С помощью специализированных прокуратур решаются задачи в сфере обеспечения законности, которые не могут быть решены столь же успешно территориальными прокуратурами. В статье анализируются правовые основы деятельности специализированных прокуратур в Российской Федерации, особенности их функционирования, виды надзора и правовой статус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALIZED PROSECUTOR IN THE SYSTEM OF RUSSIAN PROSECUTORS OFFICE

The creation of specialized prosecutor's offices in the Russian Federation is aimed at increasing the efficiency of prosecutorial activities in specific areas of legal relations. With the help of specialized prosecutor's offices, tasks in the field of ensuring the rule of law are being solved, which cannot be solved as successfully by territorial prosecutor's offices. The article analyzes the legal framework for the activities of specialized prosecutor's offices in the Russian Federation, the features of their functioning, types of supervision and legal status.

Текст научной работы на тему «Специализированные прокуратуры в системе органов прокуратуры РФ»

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РФ Квакина А.В. Email: Kvakina666@scientifictext.ru

Квакина Алина Владимировна-студент, Институт права, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

Аннотация: создание специализированных прокуратур в Российской Федерации преследует цель повышения эффективности прокурорской деятельности в специфических сферах правовых отношений. С помощью специализированных прокуратур решаются задачи в сфере обеспечения законности, которые не могут быть решены столь же успешно территориальными прокуратурами. В статье анализируются правовые основы деятельности специализированных прокуратур в Российской Федерации, особенности их функционирования, виды надзора и правовой статус.

Ключевые слова: специализированные прокуратуры, прокурорский надзор.

SPECIALIZED PROSECUTOR IN THE SYSTEM OF RUSSIAN PROSECUTORS OFFICE Kvakina A.V.

Kvakina Alina Vladimirovna - student, INSTITUTE OF LAW, VOLGOGRAD STATE UNIVERSITY, VOLGOGRAD

Abstract: the creation of specialized prosecutor's offices in the Russian Federation is aimed at increasing the efficiency of prosecutorial activities in specific areas of legal relations. With the help of specialized prosecutor's offices, tasks in the field of ensuring the rule of law are being solved, which cannot be solved as successfully by territorial prosecutor's offices. The article analyzes the legal framework for the activities of specialized prosecutor's offices in the Russian Federation, the features of their functioning, types of supervision and legal status. Keywords: specialized prosecutors, prosecutor's supervision.

УДК 342.5

Кроме территориальных прокуратур в систему органов прокуратуры РФ входят специализированные прокуратуры: военные, транспортные, природоохранные, по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Специализированные прокуратуры являются неотъемлемым элементом прокурорской системы.

Система органов прокуратуры построена по принципу: 1) административно -территориального и национально-государственного устройства РФ; 2) постоянной дислокации воинских частей и подразделений; 3) отраслевой принадлежности к определенной сфере деятельности.

Например, территориальные прокуратуры образовываются в субъектах РФ, а также в районах, составляющих административную структуру этого субъекта. Вместе с тем в некоторых субъектах РФ созданы межрайонные территориальные прокуратуры, полномочия которых распространяются на несколько административных образований.

Военные прокуратуры осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в некоторых иных

государственных органах. Система этих прокуратур организована в соответствии с местами постоянной дислокации воинских частей и подразделений, а также видов Вооруженных Сил РФ.

В основе создания специализированных прокуратур лежит конкретный специфический вид деятельности или отраслевая принадлежность. Например, прокуратуры закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) создаются в связи с особым режимом деятельности на этих территориях, характерным для оборонно-промышленной отрасли.

Одним из важнейших признаков организации системы органов прокуратуры является то обстоятельство, что образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются исключительно Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории России органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, запрещено законом.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах осуществляют: надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях и обособленных военных городках Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, на космодроме "Восточный", где проживает или работает гражданское население.[1]

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осуществляютнадзор за исполнением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания, а также применении в исправительных учреждениях назначенных судом принудительных мер медицинского характера.

Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами.

Транспортные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе органами таможни и внутренних дел на транспорте, органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе организаций, осуществляющих образовательную деятельность в области подготовки специалистов авиационного персонала

гражданской авиации, работников железнодорожного и водного транспорта, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Военная прокуратура осуществляет свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, независимо от командования и органов военного управления.

Военная прокуратура состоит из трех звеньев. Верхним является Главная военная прокуратура, имеющая статус структурного подразделения Генеральной прокуратуры РФ. Второе звено - военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие

военные прокуратуры, приравненные по своему статусу к прокуратурам субъектов РФ. Военные прокуратуры гарнизонов, объединений, соединений и другие военные прокуратуры, приравненные но статусу к прокуратурам городов и районов, являются третьим, низовым звеном военной прокуратуры РФ.

Органы военной прокуратуры возглавляет Главный военный прокурор, являющийся по своему статусу заместителем Генерального прокурора.

Военные прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.[1]

Список литературы /References

1. Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 (ред. от 23.04.2019) "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.