Научная статья на тему 'Противодействие коррупции советскими органами прокуратуры в системе государственной власти'

Противодействие коррупции советскими органами прокуратуры в системе государственной власти Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
833
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОКУРАТУРА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / CORRUPTION / PROSECUTORS / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Поляков М. М.

В статье проанализирован советский период деятельности органов прокуратуры по борьбе с коррупцией в системе органов государственной власти. Изучены правовые и организационные аспекты противодействия коррупции в области государственного управления советской России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI CORRUPTION SOVIET PROCURATORIAL AUTHORITIES IN THE GOVERNMENT

In the article Soviet period of the prosecutors to combat corruption in the system of state power. Examined the legal and organizational aspects of combating corruption in the public administration of Soviet Russia.

Текст научной работы на тему «Противодействие коррупции советскими органами прокуратуры в системе государственной власти»

системе МВД России: управленческие и криминалистические проблемы: Сб. матер. всерос. науч.-практ. конф.: В 2-х ч. - М.: Академия управления МВД России, 2012. - Ч.1. -С.207.

13. Щуров Е.А. Выявление и первоначальный этап расследования незаконной добычи рыбы: по материалам Азово-Черноморского водного бассейна: дисс. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2008. - С.182.

O.A. Petruhina

CRIME SCENE IN CASES OF ENVIRONMENTAL CRIME

The article deals with the problem, the objects and the value crime scene in cases of environmental crimes. Indicated that the tactics forensics in the investigation of environmental crimes is of a specific, defined ways of commission and concealment.

Keywords: environmental crime, investigations, crime scene examination.

УДК 342.9

М.М. Поляков, канд. юрид. наук, доцент каф. административного права, +7(968)586-45-51, maxpol84@yandex.ru,

(Россия, Москва, МГЮА имени О.Е. Кутафина)

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ СОВЕТСКИМИ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

В статье проанализирован советский период деятельности органов прокуратуры по борьбе с коррупцией в системе органов государственной власти. Изучены правовые и организационные аспекты противодействия коррупции в области государственного управления советской России.

Ключевые слова: коррупция, прокуратура, государственное управление.

Главной особенностью советского периода в истории развития российского государства являлось жесткое отрицание всего того, что было присуще буржуазному обществу. Это касалось, в частности, и коррупции, которая рассматривалась как один из существенных недостатков государственного аппарата дореволюционной России. Новая советская власть, которая пришла к руководству огромной страны в октябре 1917 года считала, что с такими коррупционными пережитками царизма как взяточничество, злоупотребление властными полномочиями в личных целях, фаворитизм, покровительство необходимо немедленно покончить.

Безусловно, Октябрьская революция 1917 года самым серьезным образом повлияла на сокращение коррупции в области деятельности административных органов. Одной из объективных причин, послужившей этому обстоятельству, было полное расформирование прежней системы государственной власти Российской Империи. Данный процесс затронул и органы прокуратуры,

которые были фактически ликвидированы сразу после революции, как враждебный атрибут старой царской карательно-репрессивной системы. Однако сразу после окончания гражданской войны молодому советскому правительству потребовалось построение новой системы органов государственной власти, в том числе и органов, уполномоченных обеспечивать соблюдение режима законности.

В 1922 году на очередной сессии ВЦИК РСФСР рассмотрел и принял Положение о прокуратуре [1] (далее по тексту - Положение о советской прокуратуре). По сути, в данном положении были закреплены полномочия органов прокуратуры, которые без существенных изменений сохранились до распада Советского Союза и нашли свое отражение в законодательстве Российской Федерации о прокуратуре.

В соответствии с Положением о советской прокуратуре данные органы образовывались в составе Народного Комиссариата Юстиции. На основании ст. 2 положения на прокуратуру были возложены следующие основные полномочия:

а) осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;

б) непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного Политического Управления;

в) поддержание обвинения на суде;

г) наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Кроме того, в соответствии со ст. 9 Положения о советской прокуратуре

на Прокурора Республики возлагались следующие полномочия, которые были направлены, в том числе и на борьбу с коррупцией:

а) наблюдение за законной деятельностью всех Народных Комиссариатов и иных центральных учреждений и организаций и предложение об отмене или изменении изданных ими незаконных распоряжений или постановлений;

б) опротестование указанных выше распоряжений и постановлений в Совете Народных Комиссаров и Президиуме Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета на предмет их отмены;

в) руководство и наблюдение за деятельностью Помощников Прокурора Республики, а также Прокуроров и их Помощников на местах и дача им разъяснений и указаний по всем возникающим в их деятельности вопросам.

Если прокурор усматривал в деяниях поднадзорных лиц и органов наличие различного рода преступлений (также и коррупционных), то он имел право возбудить уголовное дело, что было закреплено в п. «а» ст. 13 Положения о советской прокуратуре: «В области борьбы с преступностью на Прокуратуру возлагается:

а) возбуждение судебного преследования против должностных и частных лиц, как по собственной инициативе, так и по поступающим к нему жалобам и заявлениям».

В Уголовном кодексе РСФСР 1922 года [2] можно выделить сразу несколько составов преступлений, обладающих признаками коррупции, при выявлении которых прокурор имел право начать уголовное преследование. Глава II УК РСФСР 1922 г. «Должностные (служебные) преступления» содержит следующие статьи коррупционного характера:

1) Ст. 105. Злоупотребление властью, т.е. совершение должностным лицом действий, которые оно могло совершить единственно благодаря своему служебному положению и которые, не будучи вызваны соображениями служебной необходимости, повлекли за собой нарушение правильной работы учреждения или предприятия, или общественного порядка, или частных интересов отдельных граждан, каралось лишением свободы или принудительными работами на срок до одного года или увольнением от должности.

Особенно стоит отметить часть вторую этой статьи, которая предусматривала, что если те же действия имели особо тяжелые последствия или были совершены должностным лицом в корыстных или иных личных видах, то караются - лишением свободы на срок не ниже одного года со строгой изоляцией.

2) Ст. 114. Получение лицом, стоящим на государственной, союзной или общественной службе, лично или через посредников в каком бы то ни было виде взятки за выполнение или невыполнение в интересах дающего какого-либо действия, входящего в круг служебных обязанностей этого лица, каралось лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой. Посредничество в совершении данного преступления, а равно укрывательство взяточничества, каралось лишением свободы на срок до двух лет с конфискацией имущества или без таковой.

Получение взятки, совершенное при отягчающих обстоятельствах, как-то: а) особые полномочия принявшего взятку должностного лица, б) нарушения им обязанностей службы или в) допущение вымогательства или шантажа, каралось лишением свободы со строгой изоляцией на срок не ниже трех лет вплоть до высшей меры наказания и конфискацией имущества.

3) Ст. 115. Провокация взятки, т.е. заведомое создание должностным лицом обстановки и условий, вызывающих предложение взятки, в целях последующего изобличения дающего взятку, каралось лишением свободы со строгой изоляцией на срок не ниже трех лет или высшей мерой наказания.

Необходимо отметить, что согласно Положению о советской прокуратуре Прокурор Республики был обязан ежегодно представлять в Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета отчеты о своей деятельности и всех подведомственных ему прокуроров. Также прокурор имел право присутствовать на всех заседаниях местных Исполнительных Комитетов с совещательным голосом.

Организационно-правовой статус прокуратуры нашел свое отражение в Главе VII Конституции СССР от 31 января 1924 г. [3], которая непосредственно касалась деятельности Верховного Суда и Прокуратуры Союза Советских Социалистических Республик. В соответствии со ст. 46 Конституции СССР на прокурора возлагался:

а) надзор за соответствием постановлений и распоряжений ведомств Союза Советских Социалистических Республик и союзных республик и местных органов власти Конституции Союза Советских Социалистических Республик, постановлениям и распоряжениям правительства Союза Советских Социалистических Республик;

б) наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями;

в) возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза Советских Социалистических Республик;

г) надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий Народного Комиссариата Внутренних Дел и его органов;

д) общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик;

е) опротестование решений Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик в случаях несогласия с ними в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

Согласно первой союзной конституции прокурор Союза Советских Социалистических Республик назначался Центральным Исполнительным Комитетом СССР, а заместители прокурора утверждались Президиумом Центрального Исполнительного Комитета СССР.

Развитие советского государства со временем обусловило централизацию и усиление прокурорского надзора. 20 июня 1933 года было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «Об учреждении прокуратуры Союза ССР»

[4]. На основании указанного постановления прокурор Союза ССР был уполномочен осуществлять:

а) надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти -Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;

б) наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;

в) возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;

г) надзор, на основе особого положения, за законностью и правильностью действий ОГПУ милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;

д) общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.

17 декабря 1933 г. было принято Положение о прокуратуре Союза ССР

[5]. Данное положение сделало прокуратуру отдельным самостоятельным органом, отделив ее от Верховного Суда СССР. Согласно Положению о прокуратуре основной задачей ее деятельности являлось укрепление социалистической законности и охрана общественной собственности от покушения со стороны противообщественных элементов на всей территории союза ССР.

В Конституции СССР от 5 декабря 1936 г. [6] количество статей, регулирующих организационно-правовые основы деятельности прокуратуры, существенно расширилось. Статья 113 Конституции 1936 г. ввела понятие «высший надзор» за точным и единообразным исполнением законов всеми государственными органами и подведомственными им учреждениями, должностными лицами, а также гражданами СССР, который возлагался на Генерального Прокурора СССР. В соответствии со ст. 114 Конституции Генеральный Прокурор СССР назначался Верховным Советом СССР сроком на семь лет. На основании ст. 116 окружные, районные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик с утверждения Генерального Прокурора СССР сроком на пять лет. Кроме того, в Конституции СССР 1936 г. в ст. 117 был закреплен принцип независимости органов прокуратуры от местных органов власти.

24 мая 1955 года соответствующим Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР. В ст. 2 данного положения раскрывается содержание понятия «высший надзор», который на основании данного нормативного акта был направлен на укрепление в СССР социалистической законности и охрану от всяких посягательств:

1) закрепленного Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик общественного и государственного строя СССР, социалистической системы хозяйства и социалистической собственности;

2) политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан СССР, гарантированных Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик;

3) прав и охраняемых законом интересов государственных учреждений, предприятий, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций.

Далее, в соответствии со ст. 3 Положения о прокурорском надзоре в СССР реализация основных задач, возложенных на органы прокуратуры, стала осуществляться путем:

1) надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и ведомствами, подчиненными им учреждениями и предприятиями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов депутатов трудящихся, кооперативными и иными общественными организациями, а равно надзора за точным соблюдением законов должностными лицами и гражданами;

2) привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений;

3) надзора за соблюдением законности в деятельности органов дознания и предварительного следствия;

4) надзора за законностью и обоснованностью приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов;

5) надзора за законностью исполнения приговоров;

6) надзора за соблюдением законности содержания заключенных в местах лишения свободы.

Положение о прокурорском надзоре в СССР закрепило в ст. 5 принципы единства и централизованности органов прокуратуры, в соответствии с которыми они образовывали общую систему, возглавляемую Генеральным Прокурором СССР с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

Стоит отметить, что на основании исследуемого положения в рамках своей деятельности сотрудники прокуратуры получили довольно широкие полномочия, непосредственно связанные с надзором в отношении органов государственной власти и их должностных лиц. Так, в соответствии со ст. 11 Генеральный Прокурор СССР, прокуроры союзных и автономных республик, прокуроры краев, областей, автономных областей, национальных округов, районов и городов, а также военные прокуроры, в пределах своей компетенции, были вправе:

1) истребовать приказы, инструкции, решения, распоряжения, постановления и другие акты, издаваемые министерствами, ведомствами, подчиненными им учреждениями, предприятиями, а также исполнительными и распорядительными органами местных Советов депутатов трудящихся, кооперативными и иными общественными организациями и должностными лицами, - для проверки соответствия этих актов закону;

2) требовать от руководителей министерств, ведомств, учреждений, предприятий, исполнительных и распорядительных органов местных Советов депутатов трудящихся, кооперативных и иных общественных организаций и должностных лиц представления необходимых документов и сведений;

3) производить на месте проверку исполнения законов в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о нарушении закона;

4) требовать, в связи с имеющимися данными о нарушениях закона, от руководителей министерств, ведомств, учреждений, предприятий, исполнительных и распорядительных органов местных Советов депутатов трудящихся, кооперативных и иных общественных организаций и должностных лиц производства проверок и ревизий деятельности подведомственных им учреждений, предприятий и организаций и подчиненных им должностных лиц;

5) требовать от должностных лиц и граждан личных объяснений по поводу нарушений закона.

Важным этапом в развитии организационно-правового статуса органов прокуратуры стало принятие новой Конституции СССР 7 октября 1977 г [7]. В

новом Основном законе СССР прокуратуре уже была посвящена отдельная глава. Согласно ст. 164 гл. 21 Конституции СССР 1977 года органы прокуратуры были обязаны осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов на всей территории Советского Союза. Указанный надзор распространялся на министерства и другие органы государственного управления, предприятия, учреждения, организации, местные Советы народных депутатов, их исполнительные и распорядительные органы, политические партии, общественные организации и массовые движения, должностных лиц, а также граждан.

Важно отметить, что в ст. 168 Конституции СССР 1977 г. еще раз подчеркивался независимый статус органов прокуратуры «от каких бы то ни было местных органов».

В соответствии с данной Конституцией 30 ноября 1979 года был принят Закон о прокуратуре СССР [8]. Этот закон обобщил весь накопленный за советские годы правовой материал, касающийся деятельности органов прокуратуры. Рассмотрим наиболее важные положения данного закона, которые можно соотнести с профилактикой коррупционных правонарушений на территории СССР.

Во-первых, в рамках высшего надзора за исполнением законов и в соответствии со ст. 1 Закона о прокуратуре СССР прокуроры были обязаны следить за тем, чтобы все государственные органы, общественные организации, должностные лица действовали на основе социалистической законности, обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Тем самым подчеркивалось особое положение органов прокуратуры в области обеспечения режима законности на всей территории Советского Союза.

Во-вторых, Закон о прокуратуре СССР расширил объем полномочий органов прокуратуры. На основании ст.3 Прокуратура СССР стала действовать по следующим основным направлениям:

- надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);

- надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;

- надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах;

- надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;

- борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности и другими нарушениями законов в сфере народного хозяйства;

- борьба с нарушениями законов, направленных на обеспечение прав и законных интересов граждан;

- борьба с преступностью и другими правонарушениями, расследование преступлений, привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление, обеспечение неотвратимости ответственности за преступление;

- разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений;

- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями;

- участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов.

В-третьих, в соответствии со ст. 9.1 Закона о прокуратуре СССР прокуроры принимали участие в заседаниях органов государственной власти и управления. В частности, Генеральный прокурор СССР мог участвовать в заседаниях Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР, прокуроры союзных и автономных республик - соответственно в заседаниях Президиумов Верховных Советов и Советов Министров союзных и автономных республик. Также, Генеральный прокурор СССР был вправе принимать участие в заседаниях коллегий министерств, государственных комитетов и ведомств, прокуроры союзных и автономных республик -соответственно в заседаниях коллегий министерств, государственных комитетов и ведомств союзных и автономных республик. Прокуроры были вправе принимать участие в заседаниях исполнительных комитетов соответствующих и нижестоящих местных Советов народных депутатов и других органов управления.

В-четвертых, в ст. 22 Закона о прокуратуре СССР конкретизировались задачи общего надзора. На основании данной статьи Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры осуществляли надзор за исполнением законов министерствами, государственными:

- комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами и гражданами с тем, чтобы:

- акты, издаваемые указанными органами и организациями, соответствовали Конституции СССР, конституциям союзных республик и конституциям автономных республик, законодательным актам СССР, союзных и автономных республик, а также постановлениям Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик;

- точно и единообразно исполнялись законы должностными лицами и гражданами.

В-пятых, в ст.23 были закреплены полномочия прокурора по осуществлению общего надзора, в рамках которых он имел право:

- истребовать для проверки соответствия закону приказы, инструкции, распоряжения и иные акты, издаваемые министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями,

исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями и должностными лицами; получает в установленном порядке от министерств, государственных комитетов, предприятий, учреждений и организаций информацию о состоянии законности и принимаемых мерах по ее обеспечению;

- требовать от руководителей министерств, государственных комитетов, ведомств, исполнительных и распорядительных органов местных Советов народных депутатов, других учреждений, организаций, а также от должностных лиц необходимые документы, материалы, статистические и иные сведения, проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений, организаций и подчиненных им должностных лиц в связи с имеющимися данными о нарушениях закона, выделения специалистов для выяснения возникших при осуществлении надзора вопросов, проведения ведомственных и вневедомственных экспертиз, проверок поступивших в прокуратуру материалов, информаций, обращений и обязывает сообщить о результатах проверок;

- проверять исполнение законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о правонарушениях;

- проверять законность административного задержания граждан и применения соответствующими органами и должностными лицами мер воздействия за административные правонарушения;

- вызывать должностных лиц и граждан и требовать от них устных или письменных объяснений по поводу нарушений закона;

- опротестовывать противоречащие закону акты, издаваемые

министерствами, государственными комитетами и ведомствами,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных

депутатов, органами государственного арбитража, народного контроля, предприятиями, учреждениями и организациями, а также незаконные акты и действия должностных лиц; давать предписание об устранении явных нарушений закона;

- привлекать правонарушителей в установленном законом порядке к

уголовной ответственности, возбуждает дисциплинарное производство или производство об административном правонарушении, передавать в предусмотренных законом случаях материал о них общественным

организациям для решения вопроса о применении мер общественного

воздействия, предостерегать о недопустимости нарушения закона;

- принимать меры к обеспечению в установленном порядке возмещения материального ущерба, причиненного нарушением закона; направляет в интересах государственных, кооперативных и других общественных организаций исковые заявления в суд и государственный арбитраж;

- вносить представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий.

В-шестых, в ст. 27 Закона о прокуратуре СССР было зафиксировано положение об обязательность для исполнения требований прокурора органами государственной власти и их должностными лицами. Согласно данной статье, требования прокурора об устранении выявленных им нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий, о представлении актов и других необходимых документов, материалов и сведений, о проведении проверок, ревизий, выделении специалистов, о явке в прокуратуру и даче объяснений по поводу нарушений закона обязательны для исполнения всеми органами, должностными лицами и гражданами, которым они адресованы.

В заключении необходимо сказать о том, что на протяжении всего времени своего существования советская прокуратура практически не сталкивалась с масштабными проявлениями коррупции, которые, к сожалению, имеют место в современной России. Отдельные преступные эпизоды коррупционной деятельности ряда высокопоставленных советских должностных лиц, в привлечении к ответственности которых принимала участие прокуратура не идут ни в какое сравнение с тем коррупционным произволом, что творится сегодня в высших эшелонах российской власти. По большому счету, основными целями создания советской прокуратуры были укрепление социалистической законности и охрана общественной собственности в СССР, которая перестала существовать после его распада.

После развала СССР оставшиеся функционировать на территории РСФСР органы прокуратуры были объединены в единую систему во главе с Генеральным прокурором РСФСР. Позднее, в 1992 году был принят Закон «О прокуратуре Российской Федерации», который лег в основу построения новой системы органов прокуратуры современной России.

Список литературы

1. Постановление ВЦИК от 28.05.1922 «Положение о прокурорском надзоре» // СУ РСФСР. 1922. № 36, ст. 424.

2. Постановление ВЦИК от 01.06.1922 «О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р.» (вместе с «Уголовным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.») // СУ РСФСР. 1922. № 15, ст. 153.

3. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических

Республик (утверждена II Съездом Советов Союза ССР от 31 января 1924 г.) (с изм. и доп.) // Официальный сайт СПС «Гарант». Ц^:

http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1924/red_1924/185480/

4. Постановление ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. «Об учреждении прокуратуры Союза ССР» // СЗ СССР. 1933. № 40. Ст. 239.

5. Постановление ЦИК СССР № 84, СНК СССР № 2621 от 17.12.1933 «Об утверждении Положения о прокуратуре Союза ССР» // СЗ СССР. 1934. № 1. Ст. 2а.

6. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических

Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.) (с изм. и доп.) // Официальный сайт СПС «Гарант». URL:

http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1936/red_1936/185479/

7. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 12 октября 1977 г. № 41. Ст. 617.

8. Закон СССР «О прокуратуре СССР» от 30 ноября 1979 года // Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 49. Ст. 843.

Polyakov M.M.

ANTI-CORRUPTION SOVIET PROCURATORIAL AUTHORITIES IN THE GOVERNMENT

In the article Soviet period of the prosecutors to combat corruption in the system of state power. Examined the legal and organizational aspects of combating corruption in the public administration of Soviet Russia.

Keywords: corruption, prosecutors, public administration.

УДК 343.359:343.132

И.И. Пустомолотов, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского и земельного права, (4872)57-34-73, ipustomolotov@mail.ru,

(Россия, Тула, ТулГУ)

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЗАЛОГА КАК СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Предпринята попытка осмысления правовой природы залога как одного из специальных правовых средств в общей системе обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств в современном гражданском праве России. Анализ проведен в целях обеспечения правильности выбора надлежащей правовой защиты имущественных интересов участников обязательственных правоотношений.

Ключевые слова: залог, обеспечение обязательств, средства права,

ответственность в гражданском праве.

Большинство авторов связывает вопрос о сущности залога с рассмотрением его или как вещного права, или как позитивного обязательства. Однако, даже не углубляясь в спор по поводу вещной или обязательственной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.