Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МВД СССР ПО СОЗДАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИСТЕМ МЕСТНОЙ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ (ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ) В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СО СТРАНАМИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО БЛОКА'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МВД СССР ПО СОЗДАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИСТЕМ МЕСТНОЙ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ (ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ) В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СО СТРАНАМИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО БЛОКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местная противовоздушная оборона / гражданская оборона / Министерство внутренних дел СССР / НАТО / Организация Варшавского Договора / страны народной демократии / военно-техническое сотрудничество / local air defense / civil defense / Ministry of Internal Affairs of the USSR / NATO / Warsaw Pact Organization / countries of people's democracy / military-technical cooperation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Морев Анатолий Александрович

Статья посвящена исследованию одного из малоизученных направлений деятельности Министерства внутренних дел СССР. В 1950-х годах МВД СССР оказывало помощь блоку социалистических государств в организации собственных систем местной противовоздушной (гражданской) обороны. В статье определены основные причины, обусловившие необходимость участия Советского Союза в создании данных государственных систем. Показаны основные направления и формы деятельности МВД СССР по реализации данной задачи. В частности, отмечается, что вопросы гражданской обороны учитывались не только при организации систем защиты населения и территорий от опасностей военного времени, но также при строительстве различных объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Морев Анатолий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE USSR ON THE CREATION OF STATE SYSTEMS OF LOCAL AIR DEFENSE (CIVIL DEFENSE) WITHIN THE FRAMEWORK OF THE ORGANIZATION OF MILITARY COOPERATION WITH THE COUNTRIES OF THE SOCIALIST BLOC

The article is devoted to one of the little-studied areas of activity of the Ministry of Internal Affairs of the USSR. In the 1950s, the Ministry of Internal Affairs of the USSR assisted the bloc of socialist states in organizing their own local air defense (civil) systems. The article identifies the main reasons contributing to the need for the participation of the Soviet Union in the creation of these state systems. The main directions and forms of activity of the Ministry of Internal Affairs of the USSR for the implementation of this task are shown. In particular, it is noted that civil defense issues were taken into account not only when organizing systems for protecting the population and territories from wartime dangers, but also during the construction of various facilities.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МВД СССР ПО СОЗДАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИСТЕМ МЕСТНОЙ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ (ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ) В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СО СТРАНАМИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО БЛОКА»

BELOUSOV, VLADIMIR V. - Ph.D. in History, Associate Professor, N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy (Voronezh) (bvv8408@mail.ru).

УДК 94(47).084.9:355.58«194/194» DOI: 10.24412/2308-264X-2024-1-89-95

МОРЕВ А.А.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МВД СССР ПО СОЗДАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИСТЕМ МЕСТНОЙ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ (ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ) В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СО СТРАНАМИ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО БЛОКА

Ключевые слова: местная противовоздушная оборона, гражданская оборона, Министерство внутренних дел СССР, НАТО, Организация Варшавского Договора, страны народной демократии, военно-техническое сотрудничество

Статья посвящена исследованию одного из малоизученных направлений деятельности Министерства внутренних дел СССР. В 1950-х годах МВД СССР оказывало помощь блоку социалистических государств в организации собственных систем местной противовоздушной (гражданской) обороны. В статье определены основные причины, обусловившие необходимость участия Советского Союза в создании данных государственных систем. Показаны основные направления и формы деятельности МВД СССР по реализации данной задачи. В частности, отмечается, что вопросы гражданской обороны учитывались не только при организации систем защиты населения и территорий от опасностей военного времени, но также при строительстве различных объектов.

MOREV, A.A.

ACTIVITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE USSR ON THE CREATION OF STATE SYSTEMS OF LOCAL AIR DEFENSE (CIVIL DEFENSE) WITHIN THE FRAMEWORK OF THE ORGANIZATION OF MILITARY COOPERATION WITH THE COUNTRIES OF THE SOCIALIST BLOC

Key words: local air defense, civil defense, Ministry of Internal Affairs of the USSR, NATO, Warsaw Pact Organization, countries of people's democracy, military-technical cooperation

The article is devoted to one of the little-studied areas of activity of the Ministry of Internal Affairs of the USSR. In the 1950s, the Ministry of Internal Affairs of the USSR assisted the bloc of socialist states in organizing their own local air defense (civil) systems. The article identifies the main reasons contributing to the need for the participation of the Soviet Union in the creation of these state systems. The main directions and forms of activity of the Ministry of Internal Affairs of the USSR for the implementation of this task are shown. In particular, it is noted that civil defense issues were taken into account not only when organizing systems for protecting the population and territories from wartime dangers, but also during the construction of various facilities.

Несмотря на стремление ведущих держав обеспечить международную безопасность, после окончания Второй мировой войны противоречия между капиталистическими и социалистическими государствами, связанные с послевоенным переустройством мирового порядка привели к ухудшению отношений и разделению на два противоборствующих политических лагеря.

Ещё в годы войны в западной прессе писали, что США и Великобритания будут действовать общими усилиями против Советского Союза в послевоенные годы. В СССР также не верили в бесконфликтное существование с Западом, но не исключали возможного мирного урегулирования существующих противоречий. Основной подход Советского Союза к вопросам послевоенного урегулирования заключался в создании вблизи своих границ пояса безопасности [1, с. 32-33]. Данный пояс должен был состоять из стран, в главе которых находились бы лояльные СССР правительства. Задача решалась установлением в странах Восточной Европы режимов народной демократии [2, с. 214], которые рассматривались как новая форма перехода к социализму [3, с. 255].

На фоне ухудшения взаимоотношений между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции, основными угрозами для Советского Союза в 40-е гг. прошлого столетия являлись монополия США на ядерное оружие и формирование военных блоков, направленных против СССР. В 1949 году был образован военно-политический блок «НАТО». В том же году в США был разработан план «Дропшот», предусматривавший развязывание атомной войны против Советского Союза [4, с. 133]. Эти обстоятельства потребовали принятия соответствующих мер по укреплению безопасности не только на военном, но и политическом уровнях. Советский Союз приступил к оснащению и организации армий социалистических государств. В конце 1949 года в социалистические страны Восточной Европе были направлены 187 специалистов для оказания технической помощи, 61 военный советник и 18 гражданских советников и специалистов [2, с. 215].

Принято считать, что в военной сфере помощь Советского Союза социалистическим странам оказывалась только в области организации армий и поставки вооружений. Однако в рамках обеспечения их обороны СССР принимал активное участие в организации построения систем местной противовоздушной (гражданской) обороны (МПВО). Так как решение данных вопросов находилось в ведении органов внутренних дел, то реализация задач по оказанию помощи социалистическим странам по организации МПВО было возложено на Министерство внутренних дел СССР.

Стоит отметить, что помощь Советского Союза по организации систем МПВО в социалистических странах осуществлялась на основании их обращений. Так, по ходатайству стран народной демократии решениями Совета Министров СССР от Управления службы МПВО МВД СССР к ним были направлены офицеры органов внутренних дел в качестве советников [5, л. 81]. Перед тем, как приступить к работе по организации систем МПВО, советским специалистам требовалось изучить особенности построения системы органов государственной и местной власти, взаимоотношения властных и общественных структур, политической и экономической жизни каждой страны. Тем более у большинства из них был довоенный опыт в организации подобных систем.

К 1949 году у СССР не было достаточного потенциала и надёжных военных кадров, способствующих интеграции восточно-европейских государств военно-политических блог по аналогии НАТО. Большая часть командного состава в них была представлена старым офицерским корпусом, который не симпатизировал перестройке своих армий, а также не вызывал доверия со стороны руководителей своей страны и Москвы. Только в 1950 году войска восточно-европейских стран были реорганизованы по советскому образцу и интегрированы в советские боевые порядки [2, с. 215]. В это время и происходила отправка советских офицеров-специалистов в страны народной демократии для оказания помощи в построении собственных систем местной противовоздушной обороны.

Так, с 3 октября 1950 года в Венгрии в качестве советника работал подполковник Агеев В.Д., в Болгарии - инженер-подполковник Бражников К.Н. с 20 сентября 1950 года, в Чехословакии - инженер-подполковник Пастушков П.К. с 31 мая 1951 года, в Румынии -подполковник Ярко И.М. с 22 августа 1951 года, в Польше - инженер-подполковник Бурдин М.С. [5, лл. 81-82].

В 1950-е годы в социалистических и капиталистических странах не было единых подходов к организации защиты населения и территорий от воздушно-химического нападения, а также от атомного оружия. Создаваемые системы отличались не только по структуре и составу, но также имели различные названия. Так, в Советском Союзе данные задачи решались Местной противовоздушной обороной. В Китайской Народной Республике защита населения осуществлялась в рамках построения Народной противовоздушной обороны [6, л. 259-268]. В Чехословакии существовала гражданская оборона [6, л. 16-27].

Поэтому, для организации систем защиты населения и территорий советским специалистам требовалось изучить их специфику построения. 26 марта 1954 года Комитетом Государственной Безопасности СССР начальнику Главного управления службы МПВО МВД СССР генерал-лейтенанту Шередеге И.С. была направлена справка о состоянии гражданской обороны в Чехословакии для получения заключения по ней и рекомендаций для чехословацких коллег. При этом Положение о гражданской обороне Чехословацкой Социалистической Республики было утверждено 13 июля 1951 года, спустя менее чем через два месяца после прибытия в страну советского специалиста. За гражданскую оборону в республике отвечало Министерство внутренних дел, в котором было образовано управление гражданской обороны. В Словакии же был отдел гражданской обороны в составе Повереництва внутренних дел. При краевых национальных комитетах действовали отделения гражданской обороны, при окрестных национальных комитетах - инспекции гражданской обороны, в категорированных городах -штабы гражданской обороны. Силы гражданской обороны были представлены соответствующими войсковыми формированиями в виде полка в Праге, батальонов в Острове, Братиславе, Брно, Пльзене, Колине, Жилине, Устье-над-Лабеме, ротами в Готвальдове (ныне - Злин), Карвине, Кладно. Также имелись городские части гражданской обороны в категорированных городах в составе 12 батальонов и 90 рот. Помимо этого, в состав сил гражданской обороны входили группы

самозащиты, санитарные дружины, санитарные посты, противопожарные посты. Были образованы 12 служб гражданской обороны [6, л.л.16-27].

Советские специалисты изучали особенности построения систем местной противовоздушной обороны (гражданской обороны) в социалистических странах, участвовали в разработке регламентирующих нормативных документов.

Помощь в организации государственных систем МПВО в странах народной демократии также проводилась путём предоставления соответствующей технической и учебной литературы, а также советских нормативных актов в данной области. Трудности по передаче этих документов заключались в том, что они все были засекречены и их передача способствовала раскрытию сведений об организации МПВО в СССР. Поэтому передача документов осуществлялась на основании соответствующих запросов от восточно-европейских социалистических стран и по решению советского правительства. Так, 27 января 1954 года Постановлением Совета Министров СССР Министерству внутренних дел было поручено передать Народной Республике Болгарии техническую литературу по МПВО. Министерством было отобрано 25 учебных пособий по вопросам дегазации, обеспечения средствами противохимической защиты, оборудованию убежищ, проведению аварийно-восстановительных работ, проведению командно-штабных учений, организации медицинской службы и др. [6, лл. 1-4].

Специалисты МВД СССР очень ответственно подходили к определению, разработке и подборе перечня отправляемых материалов. Для этого они учитывали особенности каждой страны. Так, начальник Главного управления службы МПВО МВД СССР генерал-лейтенант Шередега И.С. в марте 1954 года в рамках оказания помощи Польше направил письмо в 10-е управление Генерального штаба Министерство обороны СССР, которое отвечало за международное военное сотрудничество и военно-техническую помощь странам народной демократии и национально-освободительным движениям, где сообщал, что, в связи с незнанием особенностей организации местной противовоздушной обороны Польской Народной Республики, не может определить перечень необходимой литературы, предназначенной для польских коллег. Он отмечал, что для решения этого вопроса необходимо направить в Польшу опытного работника МПВО, который изучив особенности защиты населения страны мог бы помочь определить перечень соответствующей передаваемой документации [6, л. 14].

Взаимодействие социалистических стран по вопросам передачи литературы по МПВО осуществлялась через 10-е управление Генерального штаба Министерство обороны СССР и Министерство иностранных дел СССР [6, л.л. 15, 71].

Министерство внутренних дел СССР оказывало помощь в организации систем МПВО (гражданской обороны) в социалистических странах не единолично. Для работы активно привлекались специалисты других ведомств, учитывались их предложения и мнения по данному вопросу. Так, в мае 1954 года главный военный советник и военный атташе в Албании генерал-лейтенант Родимцев А.И. через 10-е Главное управление Генерального штаба Министерство обороны СССР направил в Главное управление службы МПВО МВД СССР предложения по организации местной противовоздушной обороны в Албании. Он предлагал создать при албанском правительстве центральный штаб МПВО, который возглавлял бы заместитель председателя Совета Министров. При исполнительных комитетах в областях рекомендовалось образовать областные штабы МПВО, а на местах - сектора МПВО. Данные предложения были поддержаны МВД СССР [6, лл. 42-44; 7, с. 78].

Помимо участия в разработке нормативных документов по МПВО и обеспечения социалистических стран соответствующей литературой МВД СССР осуществляло подготовку специалистов местной противовоздушной обороны. Так, в январе 1954 года соответствующую подготовку в ленинградской школе МПВО прошли 5 болгарских офицеров [6, л. 49].

В январе 1953 г. Правительство Румынской Народной Республики обратилось к Советскому Союзу с просьбой об обучении 40 офицеров МВД Румынии на курсах усовершенствования службы МПВО при МВД СССР. В связи с имевшимися «трудностями по их размещению и организации учебной группы большего состава» Совет Министров СССР распорядился зачислить на данные курсы усовершенствования только 30 румынских офицеров [8, лл. 1-4]. Также заместитель начальника МПВО Албании Дин Марку во время своего посещения

Москвы также обратился с просьбой организовать соответствующую стажировку в СССР [9, л. 213].

Вопросы гражданской обороны учитывались не только при организации систем защиты населения и территорий от опасностей военного времени, но также при строительстве различных объектов, например, метро. Так, при активной помощи СССР шло строительство метрополитенов в Будапеште, Варшаве, Праге, Софии и Калькутте [10, с. 4]. К тому времени метрополитен рассматривался в качестве защитного сооружения для населения в случае бомбардировки, поэтому в ходе его строительства учитывали требования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны. Именно с учетом этих требований советскими специалистами в 50-х гг. были разработаны проекты строительства очередной линии метро в Будапеште [11, лл. 64-66].

23 октября 1954 года в Париже был подписан комплекс соглашений, в соответствии с которыми армия Федеративной Республики Германия входила в структуру НАТО. В нарушение Ялтинских и Потсдамских соглашений 1945 года в Германии воссоздавались вооружённые силы численностью 500 тысяч человек в составе 12-ти моторизованных и танковых дивизий, военной авиации с 1350 самолётами [12, с. 56]. В мае 1955 года подписанные Западной Германией соглашения были ратифицированы в парламенте, и она стала полноправным членом НАТО [13, с. 35].

Включение ФРГ в состав НАТО произошло на фоне активных попыток СССР построить систему коллективной безопасности в мире, которая положила бы конец образованию каких-либо военно-политических блоков. Эти предложения Советский Союз озвучил 10 февраля 1954 года на Берлинской конференции министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции. В марте 1954 года он предложил рассмотреть вопрос об участии СССР в Североатлантическом союзе. Однако, Генеральный секретарь НАТО по этому вопросу чётко обозначил цель альянса -противостояние Советскому Союзу. Таким образом, включение ФРГ в НАТО создало реальные угрозы национальной безопасности СССР. На повестку дня стал вопрос о создании оборонительной военной организации в противовес НАТО [2, с. 217].

11-15 мая 1955 года в Варшаве состоялось совещание европейских государств по вопросу обеспечения мира и безопасности в Европе, в котором приняли участие представители СССР, Албании, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Польши, Румынии и Чехословакии. В качестве наблюдателя на совещании присутствовал представитель Китайской Народной Республики. Участник Варшавского совещания констатировали, что ратификация Парижских соглашений 1954 года и вступление ФРГ в НАТО создаёт угрозу начала новой войны. Для обеспечения собственной безопасности и поддержания мира было принято решение о создании военно-политического блока Организации Варшавского Договора [14, с. 131-132].

Создание этого блока ускорило военно-техническое сотрудничество европейских социалистических стран и Советского Союза, что также отразилось и на оказании помощи в организации у них систем местной противовоздушной (гражданской) обороны.

К 1951 году отмечалось, что структура местной противовоздушной обороны Болгарии аналогична советской. В 1955 году по советскому образцу были организованы системы МПВО в Польше, Румынии и Венгрии. С 1955 года активизировалась работа СССР по созданию МПВО в Албании [15, лл. 106, 108, 109]. В том же году в СССР прибыла польская делегация для изучения советского опыта организации местной противовоздушной обороны. В 1956 году с этой же целью СССР посетила делегация из ГДР. В 1955 году советские советники по МПВО работали в Чехословакии (полковник Пастушков П.К.), Болгарии (инженер-полковник Сергеев М.П.), Албании (инженер-майор Кулумбеков Б.Г.), Венгрии (подполковник Лебедев К.И.), ГДР (инженер-майор Королев Н.Н.) [15, лл. 96-98].

Деятельность Советского Союза по организации систем МПВО не ограничивалась восточно-европейскими странами. 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика. Победа коммунистов в Китае положила начало радикальному изменению соотношения сил в мире. В декабре 1949 - начале февраля 1950 гг. на советско-китайских переговорах в Москве китайская делегация обратились к советскому правительству с просьбой об оказании помощи национальных военно-воздушных и военно-морских силы для захвата Тайваня, где укрылись остатки войск Чай Кайши. Также, в связи с массированными бомбардировками материкового Китая чанкайшистской авиацией остро стоял вопрос о создании системы

противовоздушной обороны. Результатом этих переговоров стало подписание14 февраля 1950 года в Москве договора, в соответствии с которым СССР брал на себя обязательство «оказывать помощь Китаю» всеми имеющимися у него средствами, включая военные [16, с. 35-36].

В рамках построения гражданской обороны в Китайской Народной Республике в 1950 году была образована народная противовоздушная оборона. Причём её создание было обусловлено начавшейся Корейской войной и активной вовлеченностью в него Китая. До 1953 года она находилась в подчинении Всекитайской федерации профсоюзов, а в 1954 году была передана в ведение Министерства общественной безопасности [6, лл. 259-268]. В 1952 году советником по МПВО в КНР был направлен инженер-подполковник Бурдин М.С. [5, лл. 81-82; 17, л. 20]. В июле 1953 года советником по МПВО в Китае работал инженер-полковник Бражников К.Н. [6, л. 230]. В 1955 году в Китайской Народной Республике уже работала группа советских советников, которую возглавлял инженер-полковник Коковин Н.В. В группу входили инженер-полковник Бражников К.Н., старший инженер-лейтенант Милосердин С.В. и майор Пронин Н.В. [15, лл. 9698].

Стоит отметить, что представители МВД СССР работали в Китае не только по направлению организации МПВО. Туда была направлена целая группа Министерства внутренних дел, которая помогала в организации правоохранительных и пограничных структур. В августе 1956 года для ознакомления работы советников МВД СССР при Министерстве общественной безопасности КНР и оказания им помощи была направлена делегация во главе с начальником штаба МПВО СССР генерал-лейтенантом Шередегой И.С. В состав делегации входили заместитель начальника управления кадров МВД СССР подполковник Юдичев А.А., старший офицер отдела погранслужбы 1 -го управления Штаба Главного управления погранвойск МВД СССР подполковник Заровский А.А., старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела уголовного розыска Главного управления милиции МВД СССР подполковник милиции Попов И.И. На тот момент при Министерстве общественной безопасности КНР от МВД СССР в качестве советников работали 16 человек:

4 человека по вопросам войск общественной безопасности КНР;

4 человека - народной милиции;

5 человек - народной противовоздушной обороны;

1 человек - работы тюрем и исправительно-трудовых учреждений;

1 человек - пожарной охраны;

1 человек - архивного дела КНР;

1 человек - инженерной геодезии КНР [18, лл. 106, 169-170].

Если обратить внимание, то самая большая группа советников в Китае от МВД СССР была по вопросам организации местной противовоздушной обороны.

Направление в Китай генерала-лейтенанта Шередеги И.С. во главе делегации МВД СССР не было случайным. Вопросы развития налаживания систем МПВО в социалистических странах лежали непосредственно на руководители Главного управления службы МПВО МВД СССР, в дальнейшем штабе МПВО страны. В этих целях он неоднократно посещал страны социалистического блока [19, с. 128].

Сферу гражданской обороны Китай, в значительной степени, развивал на основе советских документов. К примеру, как следует из беседы специалистов Советско-Китайской Комиссии по научно-техническому сотрудничеству от 13 ноября 1957 года, в рамках уточнения планов сотрудничества в научно-технической сфере, советская сторона уточняла запрос китайской стороны по теме №7-218 «Положение по МПВО», которое, как выяснилось, «было уже передано Китайской стороне по линии МВД». В этой связи, советская сторона отмечала: «Надо уточнить, что же в настоящее время желает получить Китайская сторона, имея в виду, что инструкция по применению положения МПВО на нефтеперерабатывающих заводах разрабатываются для каждого нефтеперерабатывающего завода в каждом отдельном случае с учетом местных условий» [16, с. 41]. В январе 1955 года, на фоне развернувшейся гонки вооружений и совершенствования атомного оружия КНР обратилось в СССР с просьбой предоставить им материалы по противоатомной защите населения и территорий [15, л. 20].

После окончания Корейской войны Советский Союз активно приступил к оказанию помощи Корейской Народно-Демократической Республике в организации собственной

государственной системы по защите населения и территорий. В июле-августе 1956 года в Советском Союзе работала делегация от КНДР, которая прибыла для получения консультаций по вопросам организации и методике мобилизационного планирования [18, л. 57]. Также с 17 июля по 31 августа 1956 года в СССР находился начальник отдела МПВО МВД КНДР Хан Ын Тхэ, который ознакомился с работой местной противовоздушной обороны Советского Союза [15, л. 235]. В том же году для оказания помощи северо-корейским коллегам от Министерства внутренних дел СССР был направлен инженер-подполковник Колесин [18, л. 94].

Таким образом, основными направлениями деятельности СССР по оказанию помощи социалистическим странам по построению собственных систем местной противовоздушной (гражданской) обороны являлись:

направление специалистов МПВО для проведения консультаций по организации защиты населения и территорий;

предоставление научной, технической, нормативной, учебной и другой необходимой документации;

обучение представителей государств народной демократии по МПВО; оказание помощи при строительстве объектов с учётом требований МПВО. Советники МВД СССР принимали активное участие в разработке нормативных документов по МПВО в социалистических странах, обеспечивали их взаимодействие с МВД СССР по получению необходимой информации. Организация в странах народной демократии МПВО осуществлялась в рамках военно-технического сотрудничества и в соответствии с построением их вооружённых сил.

В итоге это позволило уже в 50-е годы XX века организовать в социалистических государствах системы МПВО по аналогии с советской моделью защиты населения и территорий. При этом учитывались национальные, административные и политические особенности каждого государства.

Помощь по организации местной противовоздушной (гражданской) обороны, оказываемая СССР своим социалистическим союзникам, осуществлялась в результате ухудшения международной военно-политической обстановки, созданием западными державами военно-политического блока и нарастание угрозы национальной безопасности Советского Союза.

Литература и источники

1. Быстрова Н.Е. СССР и формирование военно-блокового противостояния в Европе: 1945-1955 гг. Автореф. дис. ... докт. ист. наук. - М., 2006. - 62 с.

2. Быстрова Н.Е. К истории создания Организации Варшавского Договора. // Вестник РУДН. Сер. Международные отношения. - 2005. - № 1. - С. 214-223.

3. Большая Советская Энциклопедия. В 30-ти томах. Т. 17. Моршин - Никиш. / Изд. 3-е. - М.: Советская Энциклопедия, 1974. - 616 с.

4. Гражданская оборона - дело всенародное: Историко-художественный публицистический сборник. - М.: ФАУ «ИЦ ОКСИОН», 2017. - 328 с.

5. Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 37878. Оп. 1. Д. 1087.

6. РГВА. Ф. 37878. Оп. 1. Д. 1081.

7. Дайенс В. Александр Ильич Родимцев. «Народный самородок» // Ориентир. - 2017. - № 2. - С. 78-79.

8. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Р-5446. Оп. 86а. Д. 7666.

9. ГАРФ. Р-9415. Оп. 3. Д. 1363.

10. Мы строим метро: История. Настоящее. Будущее. [Сб. ст. / Сост. Е. Д. Резниченко]. - М.: Московский рабочий, 1983. - 320 с.

11. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 339. Оп. 2. Д. 246.

12. Родович Ю.В. Сотрудничество ФРГ и США в НАТО: история, проблемы, перспективы. // Тульский научный вестник. Серия: История. Языкознание. - 2021. - № 1(5). - С. 55-67.

13. Пилько А.В. У истоков «Холодной войны»: Создание НАТО и его последствия (1947-1955). // Вестник Московского университета. Серия 8: История. - 2008. - № 2. - С. 22-38.

14. Варшавское совещание европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. Варшава, 11-14 мая 1955 года. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. - 143 с.

15. РГВА. Ф. 37878. Оп. 1. Д. 1145.

16. Дружба навеки: Очерки истории сотрудничества Советского Союза и Китайской Народной Республики (1949-1960 гг.) /Отв. ред. И.В. Турицын. - М.: НИИ ИЭП, 2018. - 250 с.

17. РГВА. Ф. 37878. Оп. 1. Д. 1073.

18. РГВА. Ф. 37878. Оп. 1. Д. 1214.

19. Степанов В.Я. Чрезвычайная спасательная служба в лицах: Историко-художественный публицистический сборник. - М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013. - 312 с.

References and Sources

1. Bystrova N.E. SSSR i formirovanie voenno-blokovogo protivostoyaniya v Evrope: 1945-1955 gg. Avtoref. dis. ... dokt. ist. nauk. - M., 2006. - 62 s.

2. Bystrova N.E. K istorii sozdaniya Organizacii Varshavskogo Dogovora. // Vestnik RUDN. Ser. Mezhdunarodnye otnosheniya. - 2005. - №2 1. - S. 214-223.

3. Bol'shaya Sovetskaya Enciklopediya. V 30-ti tomah. T. 17. Morshin - Nikish. / Izd. 3-e. - M.: Sovetskaya Enciklopediya, 1974. - 616 s.

4. Grazhdanskaya oborona - delo vsenarodnoe: Istoriko-hudozhestvennyj publicisticheskij sbornik. - M.: FAU «IC OKSION», 2017. - 328 s.

5. Rossijskij gosudarstvennyj voennyj arhiv (RGVA). F. 37878. Op. 1. D. 1087.

6. RGVA. F. 37878. Op. 1. D. 1081.

7. Dajens V. Aleksandr Il'ich Rodimcev. «Narodnyj samorodok» // Orientir. - 2017. - №2 2. - S. 78-79.

8. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (GARF). R-5446. Op. 86a. D. 7666.

9. GARF. R-9415. Op. 3. D. 1363.

10. My stroim metro: Istoriya. Nastoyashchee. Budushchee. [Sb. st. / Sost. E. D. Reznichenko]. - M.: Moskovskij rabochij, 1983. - 320 s.

11. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv ekonomiki (RGAE). F. 339. Op. 2. D. 246.

12. Rodovich Yu.V. Sotrudnichestvo FRG i SShA v NATO: istoriya, problemy, perspektivy. // Tul'skij nauchnyj vestnik. Seriya: Istoriya. Yazykoznanie. - 2021. - № 1(5). - S. 55-67.

13. Pil'ko A.V. U istokov «Holodnoj vojny»: Sozdanie NATO i ego posledstviya (1947-1955). // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 8: Istoriya. - 2008. - № 2. - S. 22-38.

14. Varshavskoe soveshchanie evropejskih gosudarstv po obespecheniyu mira i bezopasnosti v Evrope. Varshava, 11-14 maya 1955 goda. - M.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1955. - 143 s.

15. RGVA. F. 37878. Op. 1. D. 1145.

16. Druzhba naveki: Ocherki istorii sotrudnichestva Sovetskogo Soyuza i Kitajskoj Narodnoj Respubliki (1949-1960 gg.) /Otv. red. I.V. Turicyn. - M.: NII IEP, 2018. - 250 s.

17. RGVA. F. 37878. Op. 1. D. 1073.

18. RGVA. F. 37878. Op. 1. D. 1214.

19. Stepanov V.Ya. Chrezvychajnaya spasatel'naya sluzhba v licah: Istoriko-hudozhestvennyj publicisticheskij sbornik. - M.: FGBU VNII GOChS (FC), 2013. - 312 s.

МОРЕВ АНАТОЛИИ АЛЕКСАНДРОВИЧ - старший преподаватель кафедры (тактики и общевоенных дисциплин), Академия гражданской защиты МЧС России (mor74@list.ru).

MOREV ANATOLIY ALEKSANDROVICH - Senior Lecturer of the Department Tactics and General Military Disciplines, Academy of Civil Defense of EMERCOM of Russia (mor74@list.ru).

УДК 94(410+569.5)«1955-1956» DOI: 10.24412/2308-264X-2024-1-95-100

ЮРЧЕНКО А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРОБЛЕМА ПРИСОЕДИНЕНИЯ ИОРДАНИИ К БАГДАДСКОМУ ПАКТУ В ПРЕССЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ (1955-1956 гг.)

Ключевые слова. Британская политика, Багдадский пакт, Великобритания, Иордания, Египет, арабо-израильская война, вовлечение в блоки, СМИ, Ближний Восток.

Отношения между Великобританией и Хашимитским Королевством Иордания до 1956 года были чрезвычайно актуальны, как для одной страны, так и для другой. Для Великобритании небольшая арабская страна являлась транзитным пунктом для рассредоточения своего влияния в ближневосточном регионе. В свою очередь, Иордания, которая была крайне недоразвита в экономическом плане, ввиду отсутствия у нее каких-либо природных ископаемых, поддавалась влиянию признанной мировой державы. В статье изучены Багдадский пакт и попытка Великобритании вовлечь в него Иорданию в освещении СМИ Соединенного Королевства. Показано, что пресса Великобритании при описании ближневосточных событий 1955-1956 годов большую часть х публикаций посвящала нараставшему конфликту с Египтом и пограничным стычками между арабами и израильтянами. Тема Багдадского пакта и присоединения к нему Иордании была менее востребованной. Причем если во второй половине 1955 года она писала о возможности вхождения Иордании в альянс, то уже в начале 1956 года стало понятно, что это невозможно.

YURCHENKO, A.V.

THE PROBLEM OF JORDAN'S ACCESSION TO THE BAGHDAD PACT IN THE UK PRESS (1955-1956)

Key words. British politics, Baghdad Pact, Great Britain, Jordan, Egypt, Arab-Israeli war, involvement in blocks, media, Middle East, The Daily Mail, The Manchester Guardian, The Daily Mirror, The Daily Express

The relationship between Great Britain and the Hashemite Kingdom of Jordan before 1956 was extremely relevant, both for one country and for the other. For Great Britain, the small Arab country was a transit point for dispersing its influence in the Middle East region. In turn, Jordan, which was extremely underdeveloped economically due to its lack of any natural resources, succumbed to the influence of a recognized world power. The article examines the Baghdad Pact and Britain's attempt to involve Jordan in it in UK media coverage. It is shown that the British press, when describing the Middle Eastern events of 1955-1956, devoted most of its publications to the growing conflict with Egypt and border skirmishes between Arabs and Israelis. The topic of the Baghdad Pact and Jordan's accession to it was less popular. Moreover, if in the second half of 1955 she wrote about the possibility of Jordan joining the alliance, then already at the beginning of 1956 it became clear that this was impossible.

После Первой Арабо-израильской войны 1948-1949 гг., небольшое государства Иордания, находящееся на Ближнем Востоке, стало пристанищем для многих палестинских беженцев. Эта небольшая арабская страна, после обострения противоречий в регионе, несмотря на свою незначительную роль в экономическом плане, все чаще оказывалась в центре международных событий. Многие исследователи считают необычным уже сам факт существования этой страны,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.