Научная статья на тему 'ПЕРЕДАЧА МЕСТНОЙ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ В ВВЕДЕНИЕ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР И ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ПЕРЕДАЧА МЕСТНОЙ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ В ВВЕДЕНИЕ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР И ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
66
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР / МЕСТНАЯ ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Морев Анатолий Александрович, Новосёлов Дмитрий Игоревич

Статья посвящена вопросам передачи в 1940 г. местной противовоздушной обороны из Народного комиссариата обороны СССР в Народный комиссариат внутренних дел СССР. Рассмотрены основные причины изменения подведомственности местной противовоздушной обороны, а также порядок формирования её органов управления в структуре Народного комиссариата внутренних дел СССР. В частности, показано, что что передаче МПВО в состав НКВД СССР предшествовала советско-финская война 1939-1940 гг., вскрывшая ряд крупных недостатков в системе военного строительства СССР, в том числе неудовлетворительное руководство работой местных пунктов ПВО. Отмечается, что что тенденция закрепления задач МПВО за органами внутренних дел отражала в рассматриваемый период мировой опыт. В целом, передача МПВО в введение НКВД СССР способствовала повышению её боеготовности накануне Великой Отечественной войны. Вместе с тем, защита населения и территорий от воздушного нападения на наиболее вероятном направлении главного удара противника накануне войны практически не была организована.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Морев Анатолий Александрович, Новосёлов Дмитрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFER OF LOCAL AIR DEFENSE TO THE PEOPLE'S COMMISSARIAT OF INTERNAL AFFAIRS OF THE USSR AND ITS IMPROVEMENT ON THE EVE OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article is devoted to the transfer in 1940 of local air defense from the People's Commissariat of Defense of the USSR to the People's Commissariat of Internal Affairs of the USSR. The main reasons for changing the jurisdiction of local air defense, as well as the procedure for the formation of its management bodies in the structure of the People's Commissariat of Internal Affairs of the USSR, are considered. In particular, it is shown that the transfer of the MPVO to the NKVD of the USSR was preceded by the Soviet-Finnish war of 1939-1940, which revealed a number of major shortcomings in the system of military development of the USSR, including poor management of the work of local air defense points. It is noted that the trend of assigning the tasks of the MPVO to the internal affairs bodies reflected the world experience in the period under review. In general, the transfer of MPVO to the introduction of the NKVD of the USSR contributed to an increase in its combat readiness on the eve of the Great Patriotic War. At the same time, the protection of the population and territories from an air attack in the most probable direction of the enemy's main attack on the eve of the war was practically not organized.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕДАЧА МЕСТНОЙ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ В ВВЕДЕНИЕ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР И ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

13. ЦГАМ. ОХД после 1917 года. Ф. Р-2511. Оп. 2. Д.5. Лист.

14. Бакшеева Е.Б. Правовая база создания органов ЗАГС: содержание, практика применения на Дальнем Востоке (1921 -1927 гг.) // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. - 2016. - №2.

15. ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 7. Д. 9.

References and Sources

1. Dekret o grazhdanskom brake, o detyah i o vedenii knig aktov sostoyaniya // Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij pravitel'stva za 1917-1918 gg. -M.: Upravlenie delami Sovnarkoma SSSR, 1942.

2. Instrukciya ob organizacii otdelov zapisej brakov i rozhdeniya// URL: [http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_143.htm]

3. Ob otmene prezhnego deleniya Komissariata Yusticii na departamenty i ob ustanovlenii novogo deleniya // Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij pravitel'stva za 1917-1918 gg. - M.: Upravlenie delami Sovnarkoma SSSR, 1942.

4. Ob otdelah Narodnogo Komissariata Yusticii (Polozhenie)//Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij pravitel'stva za 1920 g. - M.: Upravlenie delami Sovnarkoma SSSR, 1943.

5. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii (RGASPI). F. 2. Op. 1. D. 5212. L.L. 1-5.

6. Kodeks zakonov ob aktah grazhdanskogo sostoyaniya, Brachnom, Semejnom i Opekunskom prave// Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij pravitel'stva za 1917-1918 gg. - M.: Upravlenie delami Sovnarkoma SSSR, 1942. S. 1045-1074.

7. Alyakrinskij. Grazhdanskaya metrikaciya // Vlast' Sovetov. - 1922. - N° 1-2. S. 5-7.

8. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (GARF). F. A-353. Op. 7. D. 13.

9. Kozlov F.N. Otdelenie cerkvi ot gosudarstva: Realizaciya Dekreta SNK RSFSR ot 23 yanvarya 1918 G. v Marijskom, Mordovskom i CHuvashskom Krayah // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki (Tambov). - 2012. -№ 8 (22). - Ch. II. - C. 92-101.

10. Chukovskij K. Dnevnik. Zapis' za 6 avgusta 1925 goda. V 3-h t. / Sost., podg. teksta, komment. E. C. Chukovskoj. - M., 2011.

11. Bulgakov M.A. 3 sentyabrya 1924 goda // Pod pyatoj. - M.: Pravda, 1990.

12. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Moskvy (CGAM). OHD posle 1917 goda. F. R-2511. Op. 2. D. 15.

13. CGAM. OHD posle 1917 goda. F. R-2511. Op. 2. D.5. List.

14. Baksheeva E.B. Pravovaya baza sozdaniya organov ZAGS: soderzhanie, praktika primeneniya na Dal'nem Vostoke (1921-1927 gg.) // Vestnik Habarovskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava. - 2016. - №2.

15. GARF. F. A-353. Op. 7. D. 9.

ТАРАСЮТИНА ЕВГЕНИЯ ВАЛЕРЬЕВНА - младший научный сотрудник, исторический факультет, Государственный академический университет гуманитарных наук (limonza@mail.ru)

TARASYUTINA, EVGENIA V. - Junior Researcher, Faculty of History, State Academic University for the Humanities (limonza@mail.ru)/

УДК 94(47).084.6:351.74 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-1-94-99

МОРЕВ А.А., НОВОСЁЛОВ Д.И. ПЕРЕДАЧА МЕСТНОЙ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ В ВВЕДЕНИЕ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР И ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Ключевые слова: Народный комиссариат внутренних дел СССР, местная противовоздушная оборона, органы управления, Вторая мировая война.

Статья посвящена вопросам передачи в 1940 г. местной противовоздушной обороны из Народного комиссариата обороны СССР в Народный комиссариат внутренних дел СССР. Рассмотрены основные причины изменения подведомственности местной противовоздушной обороны, а также порядок формирования её органов управления в структуре Народного комиссариата внутренних дел СССР. В частности, показано, что что передаче МПВО в состав НКВД СССР предшествовала советско-финская война 1939-1940 гг., вскрывшая ряд крупных недостатков в системе военного строительства СССР, в том числе неудовлетворительное руководство работой местных пунктов ПВО. Отмечается, что что тенденция закрепления задач МПВО за органами внутренних дел отражала в рассматриваемый период мировой опыт. В целом, передача МПВО в введение НКВД СССР способствовала повышению её боеготовности накануне Великой Отечественной войны. Вместе с тем, защита населения и территорий от воздушного нападения на наиболее вероятном направлении главного удара противника накануне войны практически не была организована.

MOREV, A.A., NOVOSYOLOV, D.I. TRANSFER OF LOCAL AIR DEFENSE TO THE PEOPLE'S COMMISSARIAT OF INTERNAL AFFAIRS OF THE USSR AND ITS IMPROVEMENT ON THE EVE OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

Key words: People's Commissariat of Internal Affairs of the USSR, local air defense, governing bodies, World War II.

The article is devoted to the transfer in 1940 of local air defense from the People's Commissariat of Defense of the USSR to the People's Commissariat of Internal Affairs of the USSR. The main reasons for changing the jurisdiction of local air defense, as well as the procedure for the formation of its management bodies in the structure of the People's Commissariat of Internal Affairs of the USSR, are considered. In particular, it is shown that the transfer of the MPVO to the NKVD of the USSR was preceded by the Soviet-Finnish war of 1939-1940, which revealed a number of major shortcomings in the system of military development of the USSR, including poor management of the work of local air defense points. It is noted that the trend of assigning the tasks of the MPVO to the internal affairs bodies reflected the world experience in the period under review. In general, the transfer of MPVO to the introduction of the NKVD of the USSR contributed to an increase in its combat readiness on the eve of the Great Patriotic War. At the same time, the protection of the population and territories from an air attack in the most probable direction of the enemy's main attack on the eve of the war was practically not organized.

В 1940 г. на правоохранительные органы СССР были дополнительно возложены новые задачи. 7 октября 1940 г. местная противовоздушная оборона СССР (МПВО) была передана из Народного комиссариата обороны СССР в ведение Народного комиссариата внутренних дел СССР (НКВД СССР). В исторической и научной литературе это событие объясняется необходимостью сосредоточения усилий Народного комиссариата обороны на организации вооружённой защиты страны, а также наличием в системе НКВД СССР двух служб местной противовоздушной обороны (противопожарной, охраны порядка и безопасности) [1, с. 28-29]. Однако обстоятельства, повлиявшие на принятие такого решения, на наш взгляд, далеко не раскрыты.

Стоит обратить внимание, что передаче МПВО в состав НКВД СССР предшествовало окончание советско-финской войны 1939-1940 гг. Эта война вскрыла ряд крупных недостатков в системе военного строительства СССР, которые резко снижали уровень боеспособности Красной Армии. После её окончания в марте 1940 г. на пленуме ЦК ВКП(б) были обсуждены итоги и уроки войны, а в апреле того же года было проведено заседание Главного военного совета РККА с участием руководителей ВКП(б) и государства, рассмотревшее вопросы вооружения, организации, обучения и воспитания войск [2, с. 7]. Считается, что недостатки в работе высшего военного командования стали причиной смены руководства Народного Комиссариата Обороны (К.Е. Ворошилов - С.К. Тимошенко) [3, с. 210-215]. В ходе приёма-передачи должности, в частности, была выявлена полная запущенность противовоздушной обороны войск и охраняемых объектов. Подчёркивалось неудовлетворительное руководство работой местных пунктов ПВО со стороны Наркомата обороны [4, с. 203].

Весной 1940 г. Комиссией ЦК ВКП(б) была проведена проверка Народного Комиссариата Обороны, в ходе которой состояние ПВО страны было признано неудовлетворительным. По результатам проверки были предложены конкретные меры по усилению защиты от нападения с воздуха [5, с. 164]. Народный Комиссар обороны маршал Советского Союза С.К. Тимошенко поставил задачу перед всеми формированиями и штабами местной ПВО отработать управление силами и средствами МПВО [6, с. 26-27]. При этом бли выявлены многочисленные недостатки (режим светомаскировки, сигналы оповещения и пр.). На ряде объектов руководство оказалось не готово к проводимым учениям, либо полностью их проигнорировало [7, с. 40-41].

Таким образом, в руководстве местной ПВО создалось такое положение, при котором неотложным оказался вопрос об упорядочении подчинённости и конкретной ответственности за состояние защиты городов и населённых пунктов. С введением в 1938 г. института заместителей председателей городских и районных исполкомов по МПВО всё руководство местной противовоздушной обороной сосредотачивалось в руках местных органов власти.

В связи с увеличением объёма задач по противовоздушной обороне военное руководство оказалось фактически оторванным от местных органов власти, не знало структуру, задачи и организацию МПВО. Такое положение дел способствовало тому, что МПВО оказалось вне поля зрения военных органов [8, с. 123-124]. Так, в Народных комиссариатах запланированные мероприятия МПВО не выполнялись. На промышленных объектах 64 % личного состава работников МПВО не имели подготовки и стажа работа по линии местной противовоздушной обороны. Формирования МПВО были укомплектованы личным составом на 80% [9, л.л. 171-172].

В системе организации МПВО существовала серьёзная проблема по выполнению её мероприятий со стороны гражданских органов управления и учреждений. Народный комиссариат обороны СССР неоднократно отмечал эти недостатки. Так, в марте 1939 г. на XVIII Съезде Всесоюзной коммунистической партии большевиков Нарком обороны СССР маршал К.Е. Ворошилов негативно охарактеризовал состояние МПВО, отмечая плохую работу именно руководителей местных органов [10, с.194].

Однако неудовлетворительное состояние организации местной противовоздушной обороны страны можно объяснить не только халатным отношением со стороны различных должностных лиц к решению её задач. Стоит отметить, что образованная в 1932 г. в составе противовоздушной обороны, МПВО за короткий период превратилась в самостоятельную государственную систему. Действующие на тот момент нормативные документы, регламентировавшие её деятельность, не могли полностью охватить все вопросы и взаимоотношения в области организации местной противовоздушной обороны страны. Так,

отмечалось, что действующее Положение по противовоздушной обороне от 1932 г. устарело и не отвечает современным условиям [11, с. 489-490].

В этой связи была проведена работа по разработке закона о Местной противовоздушной обороне и Положения о МПВО [12, с. 21]. Уже в мае 1939 г. были разработаны проекты указанных нормативных документов. Этим проектами предлагалось определить обязанности населения и соответствующих органов власти в области местной противовоздушной обороны [13, л.л. 49-52]. 21 апреля 1940 г. Комиссией Главного военного совета было предложено Народному комиссариату обороны СССР к 5 маю 1940 г. представить в Правительство для рассмотрения и утверждения проекты «Положения» и «Закона» по МПВО [14, с. 74]. В случае принятия этих законов за Наркоматом, ответственным за МПВО, закрепилось бы больше полномочий в отношении гражданских ведомств и органов власти. Однако, разработанные проекты нормативных актов так и остались без реализации.

7 октября 1940 г. Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) «О противовоздушной обороне СССР» № 136 был утвержден проект Постановления СНК СССР, которым вносились изменения в Постановление СНК СССР от 4 октября 1932 г. № 1525/319 сс. В соответствии с этим документом все вопросы, относящиеся к группе местной обороны, были переданы в ведение Наркомата внутренних дел СССР. В этих целях в составе НКВД СССР создавалось Главное управление МПВО [15, с. 290], которое возглавил генерал-лейтенант В.В. Осокин. В соответствие с приказом НКО СССР № 0063 от 4 ноября 1940 г. передаче в НКВД СССР подлежали: все документы и материалы по вопросам МПВО, имеющиеся в Народном комиссариате обороны СССР; части МПВО Красной Армии; личный (кадровый) состав наркомата, работающий по вопросам МПВО (4 и 7 отделы управления ПВО РККА, отделы МПВО военных округов, штабы МПВО городов и районов); курсы подготовки начальствующего состава; материальные ценности. При этом МПВО в оперативном отношении оставалась подчиненной руководству Корпусного района ПВО [16, с. 117-118].

Приказом НКВД СССР от 25 ноября 1940 г. № 001481 предусматривалось принять из Наркомата обороны СССР: личный состав, работающий в области местной противовоздушной обороны; личный состав 3-го отдела Управления противовоздушной обороны Московского военного округа; личный состав штабов военных округов, дивизий и бригад противовоздушной обороны, работающий по вопросам МПВО; инженерно-противохимические полки и батальоны, дислоцированные в Москве, Ленинграде, Баку, Киеве, Львове, Минске и Запорожье; кадровый личный состав штабов МПВО городов, районов и областей [17, л.л. 270-271].

Считается, что решение о передаче МПВО в состав Народного комиссариата внутренних дел являлось оправданным по причине того, что мероприятия местной противовоздушной обороны носили местный характер, а НКВД наиболее тесно взаимодействовал с местными органами власти и гражданскими наркоматами [18, с. 36]. Однако стоит отметить, что тенденция закрепления задач МПВО за органами внутренних дел отмечалась и в других странах. Например, во Франции вопросы защиты населения от воздушного нападения были закреплены за Министерством внутренних дел [19, с. 7-12, 55]. 9 апреля 1935 г. во Франции был издан закон «О защите и спасении гражданского населения», в соответствии с которым организация пассивной обороны и защиты населения была конкретно сосредоточена в руках Министерства внутренних дел, образовавшую в этих целях Высшую комиссию по воздушной обороне [20, с. 64-65]. В Советском Союзе знали о таком опыте. Можно предположить, что это обстоятельство также оказало своё влияние на решение закрепить за НКВД СССР вопросы организации МПВО.

В первые месяцы образования новой структуры, в октябре-ноябре 1940 г., во всех областных, краевых и республиканских органах внутренних дел, кроме Украины и Белоруссии, где были созданы управления МПВО. в штаты вводились соответствующие инспекции, отделения и отделы. Начальниками МПВО по должности определялись наркомы внутренних дел республик, начальники главков краев и областей. В городах и районах ими по-прежнему оставались председатели городских и районных исполкомов с сохранением соответствующих штабов и служб [21, с. 76]. Всего в составе НКВД СССР были образованы: 89 управлений, отделов, отделений и инспекций МПВО; Штабы МПВО в 121 городах; 8 республиканских курсов МПВО; 14 секторов МПВО при Советах Народных Комиссаров союзных республик; 3 инженерно-противохимических полка и 4 батальона [17, л. 271].

Передача МПВО в ведение НКВД СССР фактически способствовала её выделению из состава системы противовоздушной обороны страны, что не могло не сказаться на структурной организации защиты страны от воздушного нападения. Так, за активную противовоздушную оборону электростанций, гидросооружений, промышленных предприятий, железнодорожных и шоссейных мостов отвечал Наркомат внутренних дел. Советом Народных Комиссаров СССР 25 января 1941 г. были внесены изменения в Постановление от 7 октября 1940 г. в части передачи этой задачи Народному комиссариату обороны. Из состава войск НКВД в состав НКО были переданы 13 зенитных дивизионов и 42 зенитно-пулемётные роты [22, с. 452].

Все эти мероприятия потребовали решение вопросов создания соответствующих органов в составе Наркомата обороны СССР и НКВД СССР, отвечающих за защиту страны от воздушного нападения, разграничения между ними обязанностей и определению порядка их взаимодействия. Так, в системе Народного комиссариата обороны приказом Наркома обороны от 8 июля 1935 г. № 0121 были определены категории ведомственных объектов с учётом объема проводимых мероприятий ПВО. К первой категории относились стратегические и отдельно расположенные крупнейшие базы, важнейшие военные порты и аэродромы. Ко второй категории - крупные военные склады, военно-морские базы, аэродромы, крупные производственные предприятия. В третью категорию входили прочие склады, казармы, штабы, учреждения, полигоны и институты.

В результате организационных изменений в ПВО и МПВО потребовалось пересмотреть порядок организации защиты этих объектов от воздушного нападения. Приказом Наркомата обороны от 13 мая 1941 г. № 0169 было введено в действие Положение о местной противовоздушной обороне объектов Народного комиссариата обороны Союза ССР. Этим Положением была пересмотрена классификация объектов Наркомата обороны СССР по ПВО. Так, к первой категории относились объекты, находящиеся в 600 км. зоне от государственной границе. Ко второй категории - объекты, располагающиеся в полосе свыше 600 км от государственной границы, а к третьей - объекты, находящиеся на расстоянии 900 - 1200 км от границы.

Оповещение важных объектов Наркомата обороны должно было осуществляться по линии воздушного наблюдения, оповещения и связи, а остальных объектов - по сигналу «Воздушная тревога», подаваемая органами МПВО НКВД СССР или местными органами власти [23, с. 264265].

Разделение функций по защите страны от воздушного нападения между Наркоматов обороны и НКВД потребовало уточнения порядка взаимодействия этих ведомств (межведомственная инструкция от 28 мая 1941 г.). Так, угрожаемое положение вводилось по указанию Народного Комиссара Обороны СССР начальником Главного управления ПВО РККА. При этом проведение мероприятий светомаскировки в приграничной полосе также проводилось по указанию вышеуказанных лиц, на остальных территориях - органами НКВД. Оповещение о воздушном нападении населения, городов и объектов экономики осуществлялось через органы НКВД [24, л.л. 455-455 об.]. Реализация этой инструкции требовала уточнения порядка взаимодействия органов НКВД и ПВО РККА на местах. Например, органы управления МПВО Смоленской области скорректировали планы взаимодействия с частями ПВО РККА, дислоцирующимися в районах Минска, Витебска и Орши [25, с. 40].

Несмотря на проделанную работу, в такой короткий период (с октября 1940 г. по июнь 1941 г.) НКВД было не в состоянии повысить готовность МПВО до нужного уровня. Например, 11 апреля 1941 г. НКВД СССР направило докладную записку на имя первого секретаря ЦК ВКП(б) Белоруссии П.К. Пономаренко о недостатках противовоздушной обороны, свидетельствующую о том, что большинство указанных городов к противовоздушной обороне были не подготовлены.

В 14 городах-пунктах с населением более 1 млн. человек убежищами было обеспечено только 18 300 человек. При этом существующие убежища также не отвечали установленным требованиям. Несмотря на приятые советским правительством решения в Минске так и не была начата работа по строительству убежища. В Белостоке должны были построить командный пункт с убежищем при нем первой категории. Однако на момент проверки там только начали проводить необходимые геологические и гидрологические изыскания.

Штабы МПВО городов не имели необходимых практических навыков по управлению силами и средствами местной противовоздушной обороны в условиях нападения с воздуха. Оперативные планы МПВО городов были отработаны плохо, в значительной своей части не

соответствовали реальной обстановке и не могли быть использованы в качестве основного оперативно-боевого документа по развертыванию сил и средств системы МПВО. Также слабо были подготовлены к своей деятельности службы МПВО города. В итоге, команды МПВО были слабо подготовлены, а дисциплина среди приписного состава была неудовлетворительной. Наиболее низкая подготовка участковых команд МПВО отмечалась в Минске. А город Белосток вообще считался не подготовленным по МПВО во всех отношениях [26, с. 318-320].

По сути, накануне Великой Отечественной войны защита населения и территорий от воздушного нападения на наиболее вероятном направлении главного удара противника практически не была организована. В принципе эти недостатки носили не только местный характер. Так отмечалась слабая деятельность Осоавиахима по военному обучению населения. Если какая-то работа в этой области велась в городах и на предприятиях, то в сельской местности она была совершенно запущена [15, с. 579].

В то же время Главное управление МПВО НКВД СССР вело активную работу по совершенствованию системы МПВО. Так, был решена проблема прохождения гражданами службы в МПВО. В начале июня 1941 г. генеральным штабом было издано распоряжение «Об укомплектовании команд МПВО и вызове приписного состава с объявлением угрожаемого положения». Окончательно были решены вопросы о подчинённости, оповещения, обязанностях кадрового начальствующего состава, укомплектовании групп самозащиты и др. Комплектование сил МПВО осуществлялось по территориально-милицейскому принципу. Расположение формирований МПВО определялось районированием населения, что создало наибольшие удобства при выполнении заблаговременных мероприятий и боевых задач [8, с. 125, 128-130].

К тому же для должностных лиц групп самозащиты издавались соответствующие инструкции и памятки. Так в 1941 г. была опубликована Памятка для противопожарного звена группы самозащиты МПВО, в которой были определены состав звена, его задачи, снаряжение, порядок его подготовки и действий в различных режимах функционирования, а также перечень противопожарных мероприятий [27].

Таким образом, передача МПВО в введение НКВД СССР способствовала повышению её боеготовности накануне Великой Отечественной войны. Были своевременно выявлены существенные недостатки в её организации, начата работа по её совершенствованию и перестройке.

Литература и источники

1. Гуков А.А. Организационно-правовые основы деятельности местной противовоздушной обороны НКВД - МВД СССР (1932-1960 гг.): историко-правовой аспект. Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006. - 191 с.

2. Русский архив: Великая Отечественная. Т. 12 (1-2). Накануне войны. Материалы совещания высшего руководящего состава РККА 23-31 декабря 1940 г. - М.: ТЕРРА, 1993. - 408 с.

3. МоисеевМ. Смена руководства Наркомата обороны СССР в связи с уроками советско-финляндской войны 1939-1940 гг. // Известия ЦК КПСС. - 1990. - № 1. - С.210-215.

4. Акт о приеме Наркомата Обороны Союза ССР тов. Тимошенко С.К. от тов. Ворошилова К.Е. // Известия ЦК КПСС. - 1990.

- № 1. - С.193-209.

5. КПСС и строительство Советских Вооруженных Сил. 1917-1964. / под общ. ред. Профессора генерал-майора Киряева Н.М., доцентов полковников Кораблева Ю.И. и Никитина Е.Ф. - М.: Воениздат, 1965. - 471 с.

6. Поднять МПВО на уровень современных требований. // Вестник противовоздушной обороны. - 1940 - № 11. - С.26-29.

7. Проверочные учения - важный этап боевой подготовки (Обзор учения по МПВО). // Вестник противовоздушной обороны.

- 1940. - № 10. - С. 40-41.

8. Беляев А.Н. Местная противовоздушная оборона Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Дис. ... канд. ист. наук. - Л., 1970. - 360 с.

9. Российский государственный военный архив (РГВА). Ф.37878. Оп.1. Д.722.

10. XVIII съезд Всесоюзной коммунистической партии (б). 10-21 марта 1939 г. Стенографический отчет. - М.: Государственное издательство политической литературы, - 744 с.

11. ВеликановН.Т. Ворошилов. - М.: Молодая гвардия, 2017. - 510 с.

12. Багдасарян А.О., Аракелян М.А. Местная противовоздушная оборона СССР в годы Второй мировой войны. // Сборник материалов межвузовской научной конференции, посвященной 75-й годовщине окончания Великой Отечественной и Второй мировой войн, 24 сентября 2020 года. - Химки: ФГБВОУ ВО АГЗ МЧС России, 2020. - С. 20-25.

13. РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 1927.

14. «Зимняя война»: работа над ошибками (апрель - май 1940 г.). Материалы комиссий Главного военного совета Красной Армии по обобщению опыта финской кампании. - М.:-СПб.: Летний сад, 2004. - 560 с.

15. 1941 год: В 2 кн. Кн. 1 / Сост Л.Е. Решин и др.; Под ред. В.П. Наумова; вступ. ст. акад. А.Н. Яковлева. - М.: Междунар. фонд «Демократия», 1998. - 832 с.

16. Гусев А.В. Местная противовоздушная оборона областей Центрального района России в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны: 1932-1945 гг. Дис. ... докт. ист. наук. - Кострома, 2014. - 442 с.

17. РГВА. Ф.37878. Оп.1. Д.1039.

18. От МПВО к гражданской защите (исторический очерк) / Под общ. Ред. Шойгу С.К. - М.: «УРСС», 1998. - 334 с.

19. Французская инструкция по пассивной обороне от воздушных нападений. / пер. с фр. Ф.И. Иванова-Сютина, В.В. Лучинина. - М.: Отдел издательства НКВМ, 1933. - 122 с.

20. Французский закон по ПВО «О защите и спасении гражданского населения». // Вестник противовоздушной обороны. -1935. - № 8. - С. 64-65.

21. Гражданская оборона - дело всенародное: Историко-художественный публицистический сборник / Под общ. ред. В.А. Пучкова, В.Я. Степанов. - М.: ФАУ ИЦ «ОКСИОН», 2017. - 327 с.

22. Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне: сборник документов. В 8 т. Т. I. Накануне. Книга первая: ноябрь 1938 г. - декабрь 1940 г. - М.: А/О «Книга и бизнес», 1995. - 452 с.

23. Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР. Т.13. (2-1). - М.: ТЕРРА, 1994. -368 с.

24. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Ф. 117. Оп. 14793. Д. 2.

25. От МПВО к гражданской защите. Страницы из истории МПВО - ГО - РСЧС субъектов Российской Федерации / сост. В.А. Владимиров, Н.Н. Долгин, Ф.Г. Маланичев; МЧС России. - М.: Ин-октаво, 2004. - 352 с.

26. 1941: документы и материалы: к 70-летию начала Великой Отечественной войны: в 2 т. Т. 1. / [сост.: Ю.А. Никифоров, к.и.н. и др.] - СПб.: ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, 2011. - 415 с.

27. Памятка для противопожарного звена группы самозащиты МПВО. - Харьков: Издание горштаба МПВО, 1941. - 20 с.

References and Sources

1. Gukov A.A. Organizacionno-pravovye osnovy deyatel'nosti mestnoj protivovozdushnoj oborony NKVD - MVD SSSR (1932-1960 gg.): istoriko-pravovoj aspekt. Dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2006. - 191 s.

2. Russkij arhiv: Velikaya Otechestvennaya. T. 12 (1-2). Nakanune vojny. Materialy soveshchaniya vysshego rukovodyashchego sostava RKKA 23-31 dekabrya 1940 g. - M.: TERRA, 1993. - 408 s.

3. Moiseev M. Smena rukovodstva Narkomata oborony SSSR v svyazi s urokami sovetsko-finlyandskoj vojny 1939-1940 gg. // Izvestiya CK KPSS. -1990. - № 1. - S.210-215.

4. Akt o prieme Narkomata Oborony Soyuza SSR tov. Timoshenko S.K. ot tov. Voroshilova K.E. // Izvestiya CK KPSS. - 1990. - № 1. - S.193-209.

5. KPSS i stroitel'stvo Sovetskih Vooruzhennyh Sil. 1917-1964. / pod obshch. red. Professora general-majora Kiryaeva N.M., docentov polkovnikov Korableva YU.I. i Nikitina E.F. - M.: Voenizdat, 1965. - 471 s.

6. Podnyat' MPVO na uroven' sovremennyh trebovanij. // Vestnik protivovozdushnoj oborony. - 1940 - № 11. - S.26-29.

7. Proverochnye ucheniya - vazhnyj etap boevoj podgotovki (Obzor ucheniya po MPVO). // Vestnik protivovozdushnoj oborony. - 1940. - № 10. - S. 40-41.

8. Belyaev A.N. Mestnaya protivovozdushnaya oborona Leningrada v gody Velikoj Otechestvennoj vojny 1941-1945 gg. Dis. ... kand. ist. nauk. - L., 1970. - 360 s.

9. Rossijskij gosudarstvennyj voennyj arhiv (RGVA). F.37878. Op.1. D.722.

10. XVIII s"ezd Vsesoyuznoj kommunisticheskoj partii (b). 10-21 marta 1939 g. Stenograficheskij otchet. - M.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoj literatury, - 744 s.

11. Velikanov N.T. Voroshilov. - M.: Molodaya gvardiya, 2017. - 510 s.

12. Bagdasaryan A.O., Arakelyan M.A. Mestnaya protivovozdushnaya oborona SSSR v gody Vtoroj mirovoj vojny. // Sbornik materialov mezhvuzovskoj nauchnoj konferencii, posvyashchennoj 75-j godovshchine okonchaniya Velikoj Otechestvennoj i Vtoroj mirovoj vojn, 24 sentyabrya 2020 goda. - Himki: FGBVOU VO AGZ MCHS Rossii, 2020. - S. 20-25.

13. RGVA. F. 4. Op. 14. D. 1927.

14. «Zimnyaya vojna»: rabota nad oshibkami (aprel' - maj 1940 g.). Materialy komissij Glavnogo voennogo soveta Krasnoj Armii po obobshcheniyu opyta finskoj kampanii. - M.:-SPb.: Letnij sad, 2004. - 560 s.

15. 1941 god: V 2 kn. Kn. 1 / Sost L.E. Reshin i dr.; Pod red. V.P. Naumova; vstup. st. akad. A.N. YAkovleva. - M.: Mezhdunar. fond «Demokratiya», 1998. - 832 s.

16. Gusev A.V. Mestnaya protivovozdushnaya oborona oblastej Central'nogo rajona Rossii v predvoennyj period i v gody Velikoj Otechestvennoj vojny: 1932-1945 gg. Dis. ... dokt. ist. nauk. - Kostroma, 2014. - 442 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. RGVA. F.37878. Op.1. D.1039.

18. Ot MPVO k grazhdanskoj zashchite (istoricheskij ocherk) / Pod obshch. Red. SHojgu S.K. - M.: «URSS», 1998. - 334 s.

19. Francuzskaya instrukciya po passivnoj oborone ot vozdushnyh napadenij. / per. s fr. F.I. Ivanova-Syutina, V.V. Luchinina. - M.: Otdel izdatel'stva NKVM, 1933. - 122 s.

20. Francuzskij zakon po PVO «O zashchite i spasenii grazhdanskogo naseleniya». // Vestnik protivovozdushnoj oborony. - 1935. - № 8. - S. 64-65.

21. Grazhdanskaya oborona - delo vsenarodnoe: Istoriko-hudozhestvennyj publicisticheskij sbornik / Pod obshch. red. V.A. Puchkova, V.YA. Stepanov. - M.: FAU IC «OKSION», 2017. - 327 s.

22. Organy gosudarstvennoj bezopasnosti SSSR v Velikoj Otechestvennoj vojne: sbornik dokumentov. V 8 t. T. I. Nakanune. Kniga pervaya: noyabr' 1938 g. - dekabr' 1940 g. - M.: A/O «Kniga i biznes», 1995. - 452 s.

23. Russkij arhiv: Velikaya Otechestvennaya: Prikazy narodnogo komissara oborony SSSR. T.13. (2-1). - M.: TERRA, 1994. - 368 s.

24. Central'nyj arhiv Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii. F. 117. Op. 14793. D. 2.

25. Ot MPVO k grazhdanskoj zashchite. Stranicy iz istorii MPVO - GO - RSCHS sub"ektov Rossijskoj Federacii / sost. V.A. Vladimirov, N.N. Dolgin, F.G. Malanichev; MCHS Rossii. - M.: In-oktavo, 2004. - 352 s.

26. 1941: dokumenty i materialy: k 70-letiyu nachala Velikoj Otechestvennoj vojny: v 2 t. T. 1. / [sost.: YU.A. Nikiforov, k.i.n. i dr.] - SPb.: FGBU «Prezidentskaya biblioteka imeni B.N. El'cina, 2011. - 415 s.

27. Pamyatka dlya protivopozharnogo zvena gruppy samozashchity MPVO. - Har'kov: Izdanie gorshtaba MPVO, 1941. - 20 s.

МОРЕВ АНАТОЛИИ АЛЕКСАНДРОВИЧ - старший преподаватель кафедры тактики и общевоенных дисциплин, Академия гражданской защиты МЧС России (mor74@list.ru).

НОВОСЁЛОВ ДМИТРИЙ ИГОРЕВИЧ - кандидат технических наук, доцент кафедры тактики и общевоенных дисциплин, Академия гражданской защиты МЧС России (dimn1971@rambler.ru)

MOREV, ANATOLIY A. - Senior Lecturer of Department of Tactics and General Military Disciplines, Academy of Civil Defense of EMERCOM of Russia (mor74@list.ru).

NOVOSYOLOV, DMITRIY I. - Ph.D. of Engineering Sciences, Associate Professor of Department of Tactics and General Military Disciplines, Academy of Civil Defense of EMERCOM of Russia (dimn1971@rambler.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.