Научная статья на тему 'Деятельность миссионеров в ятвяжских землях в xiii веке'

Деятельность миссионеров в ятвяжских землях в xiii веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
338
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новиков А. С.

Рассматривается проблема католической проповеди в Ятвягии. Дается оценка ее влияния на политическую историю Пруссии в XIII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activity of missionaries in Sudovia in the XIII century

The problem of the Catholic sermon in Sudovia and its influence on the political history of Prussia in XIII century is in the focus of the author's attention.

Текст научной работы на тему «Деятельность миссионеров в ятвяжских землях в xiii веке»

Л. А. Ефремов

82

7. Wotqgiewicz R. Chronologia ceramiki kultury wielbarskiej w swietle dotychczasowego stanu badan // Archeologia Polski. 1987. T. 32.

8. Nowakowski W. Die Balten zwischen Weichsel und Memel zwischen 400—800 n. Chr. Ein Entwurf der Forschungsproblematik // Archaeologia Baltica. Vilnius, 2000. №4.

9. Mackeprang M.B. Kulturbeziehungen im nordischen Raum des 3—5 Jahrhun-derts. Leipzieg, 1943.

10. Гуревич Ф.Д. Из истории юго-восточной Прибалтики в 1 тыс. н. э.: (По-материалам Калининградской области) // Древности северо-западных областей РСФСР в первом тысячелетии н. э.: Материалы и исследования по археологии СССР. М.; Л., 1960. Т. 76.

11. Tischler O. Ostpreussische Graberfelder III // Schriften fQr PhQsikalisch-Okonomischen Gesellschaft. Konigsberg, 1879. Bd. 19.

12. Очерки истории Восточной Пруссии / Г.В. Кретинин, В.Н. Брюшинкин, В. И. Гальцов и др. Калининград, 2002.

13. Antoniewicz J. Prispevek k problemu vlivu zapadnich slovanu na hrncirstvi prusu // Vznik a pocatky slovanu. Praha, 1958. T. 2.

14. Сласкии К. Экономические отношения западных славян со Скандинавией и другими Прибалтийскими землями в VI—XI вв. // Скандинавский сборник. Таллин, 1963. Вып. 6.

15. Славяне и скандинавы. М., 1986.

Об авторе

Л. А. Ефремов — ассист., РГУ им. И. Канта.

УДК 940.1 (474)

А. С. Новиков

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИССИОНЕРОВ В ЯТВЯЖСКИХ ЗЕМЛЯХ В XIII ВЕКЕ

Рассматривается проблема католической проповеди в Ятвя-гии. Дается оценка ее влияния на политическую историю Пруссии в XIIIв.

The problem of the Catholic sermon in Sudovia and its influence on the political history of Prussia in XIII century is in the focus of the author’s attention.

В 40-х гг. XIII в. в Прибалтике активизировалась деятельность католической церкви. В январе 1246 г. в сан архиепископа Пруссии папой был возведен Альберт Суербеер [6, Bd. 1, H. 1, S. 127]. В апреле он был назначен также папским легатом в Пруссии, Ливонии и Эстляндии [6, Bd. 1, H. 1, S. 131].

Примерно с 1248 г. Альберт начал координировать проведение миссионерской работы на ятвяжском пограничье. Буллой от 11 апреля 1249 г. папа согласился с его предложением назначить доминиканца Генриха «епископом и наставником» для «той земли Ятвягии» [6, Bd. 1, H. 1, S. 166]. Фактически Альберт пытался создать для Ятвягии особое епископство. За

Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 12. Гуманитарные науки. С. 82—85.

ним мог стоять малопольский князь Болеслав Стыдливый [15, э. 7]. В 1248— 1249 гг. галицко-волынские князья Даниил и Василько Романовичи и Зе-мовит, используя помощь Болеслава, совершили поход в Ятвягию [1, стб. 810—813], который стал первым серьезным шагом в процессе активного проникновения туда русских князей. В этой ситуации Болеслав и Альберт стремились опередить галицких князей, поставив Ятвягию и прилегающие к ней земли под юрисдикцию зависимого от легата епископа.

Однако политические амбиции Альберта быстро привели его к конфликту с Тевтонским орденом. В результате в сентябре 1250 г. он лишился своего поста легата. В феврале — марте 1251 г. отношения были урегулированы, но ордену удалось удалить Альберта из Пруссии в Ливонию [9, 8. 13—15]. Его протеже Генрих так и не смог начать миссионерскую работу в Ятвягии, что не мешало ему, находясь в европейских землях, именовать себя (в мае 1258 г. и июне 1259 г.) «ятвяжским епископом в Литве» [8, э. 156].

Тогда же претензии на балтские земли заявил и Казимир куявский. Буллой от 19 мая 1253 г. Иннокентий IV разрешил ему взять под опеку тех жителей «Полексии» (то есть часть ятвягов [12, э. 43—51]), которые «добровольно примут христианство». Аналогичная булла — правда, в ней говорилось лишь о неких «языческих землях» — была адресована Болеславу Стыдливому. Папа специально оговорился, что согласие не дает права нарушать ранее данных ордену курией привилегий на прусские земли, завоеванные оружием [6, Бё. 1, Н. 1, 8. 203]. Казимир и Болеслав ссылались при этом на обращение к ним ятвягов и галиндов. Часть нобилитета этих земель, видя для себя главную опасность со стороны Тевтонского ордена (в мае 1254 г. он известил папу о покорении Барты и Галиндии [6, Бё. 1, Н. 1, 8. 216], что означало выход на границу с Ятвягией), а также со стороны Галицко-Волынской Руси и в какой-то степени Литвы Миндовга, могла расценить «опеку» со стороны Казимира и Болеслава как «наименьшее зло», поскольку владения этих князей находились относительно далеко [14, э. 98—99].

При этом Болеслав Стыдливый пытался действовать самостоятельно. Согласно инициированной им булле от 13 июля 1254 г. жители провинции Лукув (Эльк), которая находилась между Русью и Краковом, из-за удаленности от последнего остались без христианского наставления. Поэтому папа распорядился создать там резиденцию епископа [5, 8. 134— 135]. Однако сфера его влияния простиралась бы как в Литву, так и в Ятвягию. Поэтому планы Болеслава по созданию нового епископства должны рассматриваться во взаимосвязи с обращением ятвягов [15, э. 9]. Их реализация была возложена на францисканца Бартоломея из Богемии.

Стремясь противостоять претензиям польских князей, Тевтонского ордена и Миндовга на ятвяжские земли, Даниил Романович Галицкий осенью 1253 г. короновался в Дрогичине, а зимой 1253—1254 гг. совершил вместе с Земовитом мазовецким поход на ятвягов [1, стб. 827—828]. В конце 1254 г. он и Земовит заключили договор с Тевтонским орденом о разделе Ятвягии, а зимой 1255 г. совершили туда новый поход [1, стб. 831— 835; 7, с. 147—151]. Но, несмотря на его впечатляющий размах, он не привел к утверждению в Ятвягии русского влияния на длительный срок.

83

84

Успехи католических проповедников были более весомыми. Прямым свидетельством их деятельности в Ятвягии является трактат «Описание земель». Автор, личность которого дискуссионна [10, э. 152], сообщает, что к Пруссии «примыкает Йетвезия. Я с товарищем начал ее крестить», отметив, что «Лектавы, Йетвезы и Налсаны с легкостью крестятся» [2, с. 217—218]. Это сообщение можно сопоставить с данными булл, адресованных Казимиру и Болеславу. Возможно, что миссионерская работа в ятвяжских землях к середине 50-х гг. XIII в. действительно достигла определенных успехов [10, э. 152].

Миссионерская деятельность должна была подготовить базу для крестового похода, который польские князья решили противопоставить активной экспансии ордена и тем самым перехватить у него инициативу в деле покорения прусских земель. В августе 1255 г. по распоряжению папы Бартоломей начал проповедовать в Польше, Чехии, Моравии и Австрии идею крестового похода против литовцев и ятвягов [6, Бё. 1, Н. 1, 8. 235]. Это было первым упоминанием ятвягов в проповеди, предназначенной для широких масс европейского населения. Кроме того, буллой от 15 июля 1256 г. Александр IV подтвердил разрешение, данное Иннокентием IV Казимиру и Болеславу, «обратить к христианской вере по доброй воле, а также войной и мечом, а также самому себе присоединить [под свою] власть» «язычников, которые... называются ятвягами». При этом папа еще раз подчеркнул, что этот шаг не должен ущемлять прав Тевтонского ордена [6, Бё. 1, Н. 1, 8. 234]. Итак, теперь «обращение» язычников разрешалось вести «войной и мечом», для чего и планировалось использовать крестоносцев Бартоломея.

В конце 1256 г. папа просил архиепископа Гнезно поддержать проповедь «слова креста» «против язычников ятвягов», земли которых соприкасаются с владениями Болеслава Стыдливого. «Те язычники должны быть обращены в христианскую веру», для чего курия разрешила «поставить там кого-либо епископом» [4, р. 464; 8, э. 158]. Серией булл от 5 января 1257 г. Александр IV подверг Тевтонский орден интердикту за противодействие мирному обращению язычников Галиндии и По-лексии и пожаловал Казимиру и всем, кто по призыву Бартоломея «принял знаки креста» против «литовцев, ятвягов и иных язычников и схизматиков», отпущение грехов как крестоносцам [6, Бё. 1, Н. 1, 8. 240; Н. 2, 8. 1]. Тогда же Болеслав передал «замок Луков. который находится на границе Литвы и других неверных», ордену тамплиеров [6, Бё. 1, Н. 2, 8. 3—4]. Они должны были защищать эту область от ятвяжских набегов и содействовать организации миссии и колонизации прилегающих к ней земель [11, 8. 347—348]. Однако в августе Тевтонский орден сумел добиться снятия интердикта и прекращения Бартоломеем проповеди против ятвягов и литовцев [6, Бё. 1, Н. 2, 8. 15, 20—22]. О тамплиерах в Лукове больше ничего не известно [11, 8. 350].

Последнюю попытку активизировать миссионерскую работу в Ятвягии сделал Болеслав Стыдливый. В булле Урбана IV от 31 декабря 1263 г., адресованной епископу Кракова, отмечалось, что «литовцы и некоторые иные язычники той области. часто нападают на города и

краковскую диоцезию». В качестве ответной меры папа предложил епископу активизировать среди «литовцев и некоторых иных язычников той области» проповедь Евангелия [6, Бё. 1, Н. 2, 8. 162—163]. Поскольку речь здесь шла о мазовецком пограничье, то «язычниками» могли быть лишь ятвяги. Эту акцию следует рассматривать как подготовку к состоявшемуся в 1264 г. походу в Ятвягию, который, впрочем, не привел к ее покорению [15, э. 16—17].

О «ятвяжском епископе» Генрихе к этому времени уже ничего не известно. В 1262 г. он объяснял папе, что «не может отправиться к своей диоцезии, не подвергаясь лично опасности из-за язычников, пленяющих население, а также опасаясь тартар». Все же он дал обязательство в течение месяца отправиться туда [4, р. 464—465]. В июле 1262 г. он находился в свите епископа Эрмланда (Вармии) Ансельма, назначенного легатом в Прибалтику [3, 8. 560], но так и не приступил к «обращению» ятвягов. Что же касается других миссионеров, то вряд ли результаты их деятельности пережили бурный период прусского восстания 60-х гг. XIII в.

85

Список источников и литературы

1. Ипатьевская летопись // Полное собрание русских летописей. М., 1962. Т. 2.

2. Чекин Л. С. «Описание земель», анонимный географический трактат второй половины XIII века // Средние века. М., 1993. Вып. 56.

3. Codexdiplomaticus Warmiensis. Mainz, 1864. Bd. 2.

4. Monumenta Poloniae Vatikana. Cracoviae, 1914. Vol. 3.

5. Perlbach M. Preussische Regesten bis zur Ausgange des dreizehnten Jahrhun-derts. Konigsberg i. Pr., 1878.

6. Preufiisches Urkundenbuch. Aalen, 1961. Bd. 1. H. 1—2.

7. Матузова В. И. Тевтонский орден во внешней политике князя Даниила Галицкого // Восточная Европа в исторической ретроспективе: к 80-летию В.Т. Пашуто. М., 1999.

8. Abraham W. Powstanie organizacji kosciola lacinskiego na Rusi. Lwow, 1904.

T. 1.

9. Forstreuter K. Die Grundung des Erzbistums Preussen 1245/1246 // Jahrbuch der Albertus-Universitat. 1960. Bd. 10.

10. Gorski K. Problemy christianizacji w Prusach, Inflantach i na Litwie // Ko-munikaty Mazursko-Warminskie. 1982. N 3.

11. Kuhn W. Ritterorden als Grenzhuter des Abendlandes gegen das 6stlische Heidentum // Kuhn W. Vergleichende Untersuchungen zur mittelalterlichen Ost-siedlung. Koln; Wien, 1973.

12. Nalepa J. Jacwi^gowie. Nazwa i lokalizacja. Bialystok, 1964.

13. Kujot S. Dzieje Prus Krolewskich. Torun, 1913. Cz. 1.

14. Powierski J. Rola Jacwiezy w walce ludow baltyjskich z agresj^ krzyzack^ // Rocznik Bielostocki. 1981. T. 14.

15. Wroblewski R. Problem jacwieski w polityce Boleslawa Wstydliwego w latach 1248—1264 // Zeszyty naukowie Uniwersitetu Lodzkiego. Ser. 1. 1970. Zs. 72.

Об авторе

А. С. Новиков — асп., РГУ им. И. Канта, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.