Научная статья на тему 'Деятельность методиста по построению индивидуальной образовательной траектории заместителя директора развития управленческой компетентности'

Деятельность методиста по построению индивидуальной образовательной траектории заместителя директора развития управленческой компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИСТА / TEACHING AND EDUCATIONAL WORK / ADMINISTRATIVE CONSULTING / ADMINISTRATIVE MARKETING / ADMINISTRATIVE COMPETENCE / ACTIVITY OF THE METHODOLOGIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова О. Н.

В статье рассмотрены вопросы деятельности методиста по построению индивидуальной образовательной траектории заместителей директоров по учебно-воспитательной работе в образовательном учреждении. Сформулированы основные черты и условия консалтинговой и маркетинговой деятельности методиста лаборатории основ управления, определена сущность данных видов деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF THE METHODOLOGIST ON CONSTRUCTION OF AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY OF THE DEPUTY DIRECTOR OF DEVELOPMENT OF ADMINISTRATIVE COMPETENCE

In article questions of activity of the methodologist on construction of an individual educational trajectory of assistants to directors for teaching and educational work in educational institution are considered. The basic lines and conditions of consulting and marketing activity of the methodologist of laboratory of bases of management are formulated, the essence of the given kinds of activity is defined.

Текст научной работы на тему «Деятельность методиста по построению индивидуальной образовательной траектории заместителя директора развития управленческой компетентности»

решений, т.е. в достижении состояния, при котором целое больше, чем сумма составляющих его частей.

Предложенные формы подготовки к инновационной деятельности способствуют переходу региональной системы образования в новое качество — обучающегося региона, региона, где создаются условия для постоянного пополнения знаний, экспериментирования, совершенствования качества образования и общественного интеллекта, использования возможностей командного управления.

К основным факторам, обеспечивающим становление региона как обучающегося и самоорганизующегося, относятся: выявление и осознание отличительных особенностей менеджеров коллективов различных организаций региона, а также характеристик усвоения ими информации; стимулирование коллективного

межотраслевого обучения; поощрение повышения образовательного ценза менеджера (специалиста) и приобретения личного мастерства; развитие концептуальных (стратегических) компетенций субъектов региона; формирование у менеджеров способностей к системной организации своей деятельности и умений к развитию этих способностей у своих сотрудников.

Таким образом, обучающийся регион можно рассматривать как идеальный тип самоорганизующегося региона, в котором территориальное сообщество политическими, юридическими и организационными средствами воплощает идею «образование через всю жизнь» и активно участвует в выявлении и решении проблем, установлении стратегических направлений развития региона, в «своеобразном увеличении объема коллективного разума».

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИСТА ПО ПОСТРОЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

О.Н. ИВАНОВА,

старший методист лаборатории основ управления окружного методического центра ЮОУО г. Москвы Научная специальность: 12.00.04 — административное право, финансовое право, информационное право. 13.00.00 — педагогические науки

E-mail: ivanova1211@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы деятельности методиста по построению индивидуальной образовательной траектории заместителей директоров по учебно-воспитательной работе в образовательном учреждении. Сформулированы основные черты и условия консалтинговой и маркетинговой деятельности методиста лаборатории основ управления, определена сущность данных видов деятельности.

Ключевые слова: учебно-воспитательная работа, управленческий консалтинг, управленческий маркетинг, управленческая компетентность, деятельность методиста.

ACTIVITY OF THE METHODOLOGIST ON CONSTRUCTION OF AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY OF THE DEPUTY DIRECTOR OF DEVELOPMENT OF ADMINISTRATIVE COMPETENCE

O.N. IVANOVA,

senior methodologist of laboratory of bases of management of district methodical center of the Southern district

management of department of formation of Moscow

Annotation. In article questions of activity of the methodologist on construction of an individual educational trajectory of assistants to directors for teaching and educational work in educational institution are considered. The basic lines and conditions of consulting and marketing activity of the methodologist of laboratory of bases of management are formulated, the essence of the given kinds of activity is defined.

Keywords: teaching and educational work, administrative consulting, administrative marketing, administrative competence, activity of the methodologist.

Современной развивающейся школе требуются заместители директоров по учебно-воспитательной работе 2—3 ступени с высоким уровнем управленческой компетентности, аналитическими и коммуникативными способностями, умениями самообразовываться и самосовершенствоваться, что ведет к профессиональному росту заместителя директора. Курсовая подготовка не является достаточным условием для развития управленческой компетентности. После прохождения курсов заместителю директора необходимо планомерно и успешно применять полученные знания и умения в практической деятельности. Приступая к реализации знаний и первичных умений, полученных на курсах, заместитель директора испытывает затруднения, разрешить которые может деятельность методиста муниципального методического центра.

За последние годы в Южном округе г. Москвы сложилась гибкая система методической помощи, дающая возможность каждому заместителю директора образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе повысить свой уровень управленческой деятельности. В ее основе лежат определение проблемного поля заместителя директора образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе,

выявление его профессиональных умений и затруднений. Регулярное анкетирование, тестирование заместителей директоров образовательных учреждений по учебно-воспитательной работе позволяют достоверно определять направление дальнейшего движения.

При формировании и развитии управленческой компетентности заместители директоров проходят определенные этапы профессионального роста. Эти этапы зафиксированы в условных статусах: завуч первого года работы, завуч-«стажер», завуч-«практик», завуч-«наставник» (рис. 1).

Последовательность действий, применяемых для развития управленческой компетентности заместителя директора образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе, в деятельности методиста следующая:

• определение заместителем директора образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе профессиональных затруднений: что я не знаю, не умею, но хочу знать, уметь; что я должен на самом деле уметь делать по сравнению с требованиями, предъявляемыми к управленческой компетентности;

• формулирование цели деятельности как модели развития компетентности;

Рис. 1. Этапы профессионального роста заместителя директора

• моделирование траектории индивидуального развития, соответствующей результатам диагностики и направленной на преодоление затруднений, реализацию интересов заместителя директора образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (составление индивидуальной образовательной программы, включающей в себя целеобразование, знаниевый и деятельностный компоненты освоения программы, уточненные во времени);

• реализация индивидуальной образовательной программы развития управленческой компетентности заместителя директора образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе;

• определение результативности обучения на основе требований, предъявляемых к управленческой компетентности заместителя директора образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе;

• рефлексия (самоанализ и самооценка учебных достижений на основе индивидуальных критериев результативности обучения и самообучения);

• определение перспектив дальнейшего развития, уточнение целей, выбор и оформление программы действий, определение учебно-методического комплекса сопровождения самообразования.

Основной прирост управленческой компетентности:

• освоение опыта реализации знаний и умений по управлению практической деятельностью, самостоятельное управление педагогическим коллективом, проведение совещаний при завуче, педагогических советов, семинаров и т.д., организация образовательного процесса в своем образовательном учреждении, контроль за образовательным процессом, осуществление анализа и прогнозирование на перспективу деятельности учреждения, составление образовательных программ и программ развития;

• профессиональное общение (консультация за-вуча-«наставника», общение на семинарах, круглых столах и т.д. с более опытными завучами, анализ посещенных уроков, участие в семинарах-практикумах, круглых столах, мастер-классах, творческих мастерских, творческих лабораториях разного уровня, активная позиция при проведении мероприятий, обмен практическим опытом с коллегами, консультирование коллег);

• самообразование (изучение литературы, подготовка сообщения, доклада, содоклада, знакомство с опытом коллег, разработка собственного материала для обмена опытом на разных уровнях) (рис. 2).

Рис. 2. Основной прирост управленческой компетентности

Развитию управленческой компетентности способствует консалтинговая и маркетинговая деятельность методиста муниципальной методической службы. В организации помощи заместителям директоров школ по учебно-воспитательной работе в преодолении управленческих затруднений показала свою эффективность консалтинговая деятельность методиста.

Современная практическая деятельность методистов лаборатории основ управления свидетельствует о том, что заместители директоров образовательных учреждений по учебно-воспитательной работе большее внимание уделяют эффективности консультаций. Если раньше отмечалось, что консультации методистов лаборатории основ управления являлись рекомендациями, на основании которых другие люди могли бы действовать, то теперь руководители желают убедиться, что рекомендации могут быть эффективно воплощены.

Преимуществами консультантов-методистов перед заместителями директоров образовательных учреждений по учебно-воспитательной работе считаются:

• новый взгляд на проблемы образовательного процесса и управления им;

• разнообразный опыт в решении проблемных ситуаций в образовательных учреждениях разного типа, который обобщается и систематизируется с помощью специальных технологий;

• постоянное обогащение и развитие знаний методистов-консультантов;

• использование специальных методов, разработанных консультантами-методистами для решения проблемных ситуаций;

• обучение заместителей директоров образовательных учреждений по учебно-воспитательной работе технологиям и методам, которыми пользуются консультанты-методисты.

В основе деятельности заместителей директоров образовательных учреждений по учебно-воспитательной работе лежит их желание получать эффективные консультации. В то же время базовым принципом классического понимания консалтинга (консультации) является идея, что менеджеры способны самостоятельно претворить в жизнь актуальные для них советы и рекомендации.

Консалтинговая помощь, оказываемая методистами-консультантами, направлена на обслуживание потребностей заместителя директора по учебно-воспитательной работе в консультациях, обучении, исследо-

вательских работах по проблемам функционирования и развития образовательного учреждения.

Основные условия для консалтинговой деятельности методиста лаборатории основ управления:

• методист-консультант делится опытом, не пытаясь сохранить его только для себя;

• по возможности каждый заместитель директора образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе, для которого проводится консультирование, непосредственно и активно участвует в решении задач;

• обе стороны не жалеют усилий для того, чтобы извлечь из решения задачи ценный опыт [1].

В качестве основных черт консалтинговой деятельности методиста лаборатории основ управления выделяются следующие:

• консалтинговая деятельность методиста лаборатории основ управления является профессиональной помощью заместителю директора образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе, обеспечивает профессиональные знания и навыки, касающиеся практических проблем управления;

• методист-консультант имеет багаж накопленных знаний, практический опыт разных управленческих ситуаций и навыки, необходимые для решения практических проблем и обмена опытом;

• консалтинговая деятельность методиста лаборатории основ управления является совещательной — консультанты дают советы;

• методисты-консультанты не используются для руководства организацией или принятия деликатных решений от имени руководителей, как советники они не обладают непосредственной властью принимать решения об изменениях и претворять их в жизнь;

• методист-консультант должен иметь возможность независимо оценивать любую ситуацию и предлагать объективные советы.

Управленческий консалтинг предполагает, что методист-консультант помогает заместителю директора произвести самоактуализацию своих способностей, получить необходимые знания, информацию, технологии от методиста-консультанта для решения проблем управления образовательным процессом. Право и ответственность за применение решений остаются за заместителями директоров образовательных учреждений по учебно-воспитательной работе, что не снижает ответственности методиста-консультанта за качество консультации.

Под консультированием по управлению образовательным процессом — консалтинговой деятельностью — понимается вид профессиональной интеллектуальной деятельности, в процессе которой квалифицированный методист-консультант лаборатории основ управления предоставляет объективные и независимые рекомендации, способствующие успешному решению проблем управления образовательным процессом, поставленных заместителем директора образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе, и поэтому не может применяться для определения консалтинга в широком смысле (общее управление, финансовое управление, экономическое управление, управление кадрами, управление образовательным процессом, управление с помощью информационных технологий и т.д.).

Сущность консалтинговой деятельности заключается в том, что знания, передаваемые заместителю директора образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе, становятся источником развития его управленческой компетентности. В процессе консультирования прирастает и становится накопленными знаниями интеллектуальный ресурс методиста-консультанта. Заместитель директора образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе получает возможность решить возникшие проблемы при минимальных затратах ресурсов — временных и человеческих.

Таким образом, консультирование помогает сделать выбор и действовать по собственному усмотрению; помогает обучаться новому поведению; способствует личностному росту и развитию межличностных отношений.

Маркетинговая деятельность методиста может рассматриваться как организация работы по реализации выстраивания индивидуального образовательного маршрута в системе повышения квалификации заместителя директора школы на российском, региональном и муниципальном уровне, т.е. посредническая роль между потребителями и образовательными услугами. Эта деятельность будет способствовать улучшению качества и расширению видов курсов, позволит разнообразнее удовлетворять запросы заместителей директоров образовательных учреждений в образовательных услугах.

По мере развития образовательных услуг в системе повышения квалификации со стороны методиста возникает потребность уделять маркетинговой деятельности больше внимания. Результаты успешно-

сти любого педагогического работника стали зависеть от того, как организована деятельность по реализации построения индивидуального образовательного маршрута на рынке образовательных услуг в системе повышения квалификации, направленная на развитие профессиональной компетентности. Это выдвигает понятие маркетинга в деятельности методиста как интегрирующей составляющей. Главными направлениями в деятельности методиста по развитию компетентности заместителей директоров образовательных учреждений являются изучение потребностей и спроса, поиск и планирование образовательных услуг в виде курсов повышения квалификации.

Маркетинговая деятельность методиста является одним из эффективных методов управления в современных условиях. Суть его заключается в том, что это управление, ориентированное на конечный результат — удовлетворение потребителя. В саму деятельность входит не только изучение рынка образовательных услуг системы повышения квалификации, но и удовлетворение потребностей руководящих кадров. Заместитель директора образовательного учреждения, являющийся конечным потребителем, который использует образовательный потенциал не только для создания решения практических проблем школы, но и для удовлетворения своих познавательных потребностей, осуществляет выбор курсов, места и формы обучения, условий реализации приобретенного потенциала.

Базовый принцип современного маркетинга формулируется следующим образом: выявление потребителей рынка, разработка и реализация маркетинговых стратегий, обеспечивающих удовлетворение этих потребностей на более качественном уровне. Основополагающий принцип маркетинговой деятельности методиста состоит в том, что во главу угла ставятся запросы заместителей директоров образовательных учреждений по учебно-воспитательной работе. Речь идет не о каком-то усредненном потребителе, а о конкретных целевых группах потребителей с присущими им особыми запросами и возможностями.

В маркетинговую деятельность методиста входят:

• формирование спроса курсов повышения квалификации;

• организация и проведение маркетинговых исследований;

• прогнозирование, выявление перспективных курсов повышения квалификации и необходимости

обновления вариативной части системы ПК на муниципальном уровне;

• определение объема, качества, ассортимента курсов повышения квалификации;

• формирование предложения;

• оказание образовательных услуг на рынке системы повышения квалификации;

• анализ и осуществление курсов повышения квалификации на муниципальном уровне как части системы повышения квалификации (информирование, консультирование, оказание поддержки в выборе индивидуального образовательного запроса);

• разработка стратегии маркетинговой деятельности в муниципальной методической службе и организация ее реализации.

Признаки маркетинговой деятельности муниципального методиста лаборатории основ управления:

• состояние и динамика спроса и предложения рынка образовательных услуг в системе повышения квалификации подготовки и переподготовки руководящих кадров. Им подчинено управление развитием профессиональной компетентности заместителя директора образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе и организация работы методистов лаборатории основ управления;

• обеспечение условий для максимального приспособления муниципальной методической службы как части системы повышения квалификации к требованиям заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе, тенденциям изменения спроса;

• поиск и реализация преимуществ в выполнении запросов потребителей системы повышения квалификации.

Маркетинговая деятельность методиста осуществляется путем выявления проблем и запросов с последую-

щим выбором содержания и способов обучения и проектирования индивидуального образовательного запроса по развитию своей управленческой компетентности и самоанализа, определения перспектив и направлений дальнейшего обучения, но уже в виде самообразования.

Таким образом, развитие управленческой компетентности заместителя директора по учебно-воспитательной работе 2—3 ступени определяется через построение индивидуальной образовательной траектории, включая все источники методической помощи, в том числе консалтинговую и маркетинговую деятельность методиста (рис. 3).

Для обеспечения методической поддержки по реализации выстраивания индивидуального образовательного маршрута по развитию управленческой компетентности следует использовать потенциал маркетинга и консалтинга, которые могут служить эффективным средством, способствующим профессиональному саморазвитию заместителя директора.

Литература

1. Управленческое консультирование: в 2 т.; пер. с англ. Т. 1. М., 1992. С. 10.

2. Авсянников Н.М. Маркетинг в образовании: учеб. пособие. М., 2007.

3. Управленческая компетентность руководителей школ в регионе: оценка и совершенствование: метод. рекомендации / Т.П. Афанасьева [и др.]. М., 2000.

4. Методическая служба нового типа / М.В. Борисова, О.Л. Головина // Профессиональное образование: информ., пед., науч.-метод. изд. 2006. № 5. С. 6—7.

5. Филатова Л. И. О профессиональной деятельности специалистов методических служб и методах ее исследования // Методическая работа: опыт научного исследования. М., 2002. С. 3—19.

Рис. 3. Организация методического сопровождения профессионального роста заместителя директора образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе 2—3 ступени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.