Научная статья на тему 'Методист профессиональной образовательной организации: содержание деятельности и проблемы профессионального становления'

Методист профессиональной образовательной организации: содержание деятельности и проблемы профессионального становления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8551
825
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИСТ / СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ МЕТОДИСТА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИ КАЦИИ / METHODIST / CONTENT THE METHODIST ACTIVITIES / METHODIST PROFESSIONAL DIFFICULTIES / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вавилова Лидия Николаевна

В статье раскрывается содержание основ ных видов деятельности методиста профес сиональной образовательной организации, описаны результаты исследования профессио нальных затруднений методистов, представлен опыт обучения методистов в системе повыше ния квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вавилова Лидия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodist of vocational education organization: the content of the activities and problems of professional development

The article reveals the main activities of Methodists of vocational training institutions, the study describes the results of investigation of professional difficulties of Methodists, describes the experience of Methodists training in the system of professional development.

Текст научной работы на тему «Методист профессиональной образовательной организации: содержание деятельности и проблемы профессионального становления»

в аудите, либо информация по его итогам доводится до них в виде отчета с описанием несоответствий. Такой подход позволяет внутренним аудиторам ИСМ, представляющим кафедры, отдел качества и другие подразделения университета, обмениваться знаниями и опытом с сотрудниками ОТиТБ (часть которых также является внутренними аудиторами ИСМ), что повышает общий уровень компетентности персонала в вопросах ОЗиОБТ.

Таким образом, опыт УГНТУ доказывает целесообразность внедрения СМОЗиОБТ в сочетании с СМК и СЭМ в образовательных учреждениях с химическими и иными лабораториями, с различным оборудованием, обладающим определенными рисками для сотрудников по охране труда, для специалистов образовательных учреждений, имеющих такие риски, например топливно-энергетический и строительный комплексы.

Главными заинтересованными сторонами во внедрении СМОЗиОБТ в вузах являются не службы, ответственные за охрану труда, а прежде всего кафедры, которые заинтересованы в подготовке высококвалифицированных специалистов, компетентных в области охраны труда. И поэтому именно они должны в первую очередь принимать решения о целесообразности внедрения, сертификации и развития СМОЗиОБТ.

1. OHSAS 18001:2007. Системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда. Требования.

2. ^ 14001:2004. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по их применению.

3. ^ 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЭ.

5. ГОСТ 12.0.230 - 2007. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования.

УДК/UDC 377 Л. Н. Вавилова

L. Vavilova

МЕТОДИСТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ METHODIST OF VOCATIONAL EDUCATION ORGANIZATION: THE CONTENT OF THE ACTIVITIES AND PROBLEMS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

В статье раскрывается содержание основных видов деятельности методиста профессиональной образовательной организации, описаны результаты исследования профессиональных затруднений методистов, представлен опыт обучения методистов в системе повышения квалификации.

The article reveals the main activities of Methodists of vocational training institutions, the study describes the results of investigation of professional difficulties of Methodists, describes the experience of Methodists training in the system of professional development.

Ключевые слова: методист, содержание деятельности методиста, профессиональные затруднения методиста, повышение квалификации.

Keywords: Methodist, content the

Methodist activities, Methodist professional difficulties, training.

Современный этап модернизации профессионального образования, связанный с оптимизацией и реструктуризацией учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», введением нового механизма аттестации педагогических работников, реализацией новых стандартов профессионального образования, предполагает обновление всех аспектов деятельности профессиональных образовательных организаций (ПОО) и, прежде всего, деятельности методических служб. Эффективное

научно-методическое сопровождение инновационных процессов, создание среды, обеспечивающей непрерывное профессиональное образование и развитие педагогов, во многом зависят от уровня профессионализма методиста, его способности оперативно и грамотно решать поставленные задачи.

В квалификационной характеристике методиста (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержден приказом Минздрав-соцразвития России от 26.08.2010 № 761н] приводится перечень того, что должен знать и уметь методист. Профессиональная подготовка методистов в нашей стране не осуществляется, в действующих государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования нет специальности «методист», но есть должность с таким названием в ПОО, поэтому осваивать содержание и профессиональные средства деятельности методист вынужден через самообразование, общение с коллегами, курсы повышения квалификации.

Определение основных смыслов деятельности методиста в ПОО, содержания приоритетных направлений и оптимальных вариантов деятельности является, по мнению автора, очень важным условием для процесса его успешного профессионального становления.

Основные смыслы и содержание деятельности методиста определяются его миссией. Миссия методиста в ПОО — во-первых, быть посредником между наукой (педагогической, психологической, методической] и образовательной практикой, методисты «...являются своеобразными «переводчиками» науки практикам» [5, с. 17]. Во-вторых, обеспечение условий для непрерывного профессионального образования и самообразования педагогов. Таким образом, основное содержание профессиональной методической деятельности заключается в методическом обеспечении профессиональной деятельности педагога и образовательного процесса.

В различных видах образовательных учреждений содержание деятельности методиста может значительно варьироваться, но специалистами в качестве основных выделяются такие виды деятельности, как технологическая, педагогическая, организационная (управленческая], исследовательская, экспертная,

информационная [3; 5]. Их содержательное наполнение зависит от специфики работы образовательного учреждения и актуальных задач, стоящих перед методической службой. Совместно с методистами системы среднего профессионального образования в рамках курсов повышения квалификации в ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» содержание профессиональной деятельности методиста на современном этапе модернизации образования определено по видам деятельности:

1. Технологическая (информационнометодическая) деятельность:

— оказание помощи преподавателям и мастерам производственного обучения в разработке учебно-программной документации по учебной дисциплине, профессиональному модулю и учебно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;

— выявление, изучение, обобщение и описание передового (инновационного, актуального] педагогического опыта педагогических работников, трансляция технологически оформленного опыта педагогов в практику работы образовательного учреждения;

— обучение педагогов технологии рефлексии и описанию собственного опыта работы, написанию методических разработок, авторских программ, пособий, научных статей;

— методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды (написание заявления, оформление учебнометодических материалов, творческого отчета, методических разработок и др.];

— оказание помощи педагогам в наполнении портфолио;

— переработка профессионально значимой информации, систематизация педагогических, методических, информационных материалов по вопросам модернизации профессионального образования;

— формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научнометодической, методической], выпуск информационных (методических] бюллетеней и пр.

2. Педагогическая (андрагогическая) деятельность:

— мониторинг профессиональных затруднений и информационных потребностей педагогических работников;

— разработка программы повышения квалификации (развития профессионального мастерства] педагогических работников в рамках образовательного учреждения; организация и проведение «всеобуча» педагогических работников по освоению и использованию в образовательном процессе современных информационных технологий;

— реализация различных форм методической работы в соответствии с программой. Наиболее актуальны при компетентностном подходе к методической работе такие формы, как творческие и педагогические мастерские, мастер-классы, деловые и ролевые игры, конкурсы педагогического мастерства, педагогический ринг, дискуссия, ярмарка педагогических идей т. п.;

— обеспечение условий для непрерывного профессионального образования педагогов вне рамок своего учреждения: обучение на курсах повышения квалификации, прохождение стажировок на предприятиях, в ресурсных центрах, многофункциональных центрах профессиональных квалификаций и т. д.;

— разработка методических и информационных материалов для оказания помощи педагогам в непрерывном профессиональном образовании, в подготовке комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса (специальностей, дисциплин] и т. п.;

— консультирование педагогов по анализу и оценке результативности своей деятельности, по разработке и реализации индивидуальных программ профессионального самообразования;

— трансляция педагогическим и руководящим работникам опыта инновационной деятельности профессиональных образовательных организаций и педагогов региона, России; информирование педагогических работников о новых направлениях в развитии профессионального образования, новых нормативных, локальных актах, новых учебниках, видеоматериалах, рекомендациях и т. п.;

— методическое сопровождение участия педагогов в региональных и всероссийских программах и конкурсах и др.

3. Управленческая (организационная) деятельность:

— разработка локальных актов, регламентирующих деятельность методической службы и организацию методической работы в ПОО;

— анализ состояния методической работы в учреждении, разработка предложений по повышению ее эффективности (разработка программы развития методической службы];

— планирование, организация и контроль методической работы в ПОО;

— организация и координация работы профессиональных объединений педагогических работников на постоянной и временной основе; организация работы наставников и стажерских пар;

— организация работы педколлектива над единой методической темой;

— участие в разработке программы развития профессиональной образовательной организации;

— организация и руководство работой методического (педагогического] кабинета (электронного методического кабинета];

— мотивация и стимулирование педагогов к методической и инновационной деятельности;

— подготовка документов и материалов для лицензирования и аккредитации ПОО и др.

4. Исследовательская деятельность:

— научно-методическое сопровождение инновационных процессов в образовательном учреждении;

— анализ и обобщение результатов экспериментальной работы в ПОО;

— организация работы по научно-методическому обеспечению образовательного процесса;

— участие в разработке перспективных планов издания учебно-методических материалов (при наличии редакционно-издательского отдела];

— подготовка и проведение научно-практических конференций для обучающихся и педагогов;

— организация работы временных творческих коллективов;

— ведение документации по планированию, содержанию, контролю, отслеживанию результатов экспериментальной деятельности, подготовка материалов к печати и рекомендаций к их использованию в практике и др.

5. Экспертная деятельность:

— работа в составе экспертного совета профессиональной образовательной организации;

— разработка критериев для экспертизы материалов конкурса методических разработок, профессионального мастерства и т. п.;

— рецензирование учебно-методических материалов, подготовленных педагогами, их публикаций, исследовательских проектов и работ;

— экспертиза материалов, составляющих содержание учебно-методического комплекта по дисциплине, профессиональному модулю;

— экспертиза профессиональной деятельности педагога в ходе посещения занятий и др.

Для осуществления этих видов деятельности профессиональная компетентность методиста должна отражать два важнейших аспекта. Первый связан с научно-методическим характером деятельности методиста как посредника между наукой и практикой и предполагает высокий уровень методической культуры, владение нормами и средствами методической деятельности в ситуации инновационных изменений в образовании, выявление, изучение, обобщение, оформление и распространение наиболее результативного

и актуального педагогического опыта. Второй обусловлен спецификой методической работы методиста с педагогами, что предполагает ан-драгогическую компетентность, выражающуюся в способности сопровождать педагогов, являющихся взрослыми субъектами непрерывного профессионального образования.

Организация образовательного взаимодействия с педагогами в их непрерывном профессиональном образовании может быть многоплановой, и методист может при этом выступать в различных профессиональных ролях (табл.).

Таблица

Профессиональные позиции (роли) методиста в организации образовательного взаимодействия с педагогами

Профессиональная позиция методиста Основные профессиональные функции Характеристика позиции (роли] Профессионально значимые качества

Методист- информатор, консультант Передача информации Высококлассный специалист в своем предмете (области]. Хорошо владеет способностью максимально полно передать свои знания и опыт другим. Ориентирован на монологический стиль в профессионально-образовательном взаимодействии с педагогом, его активность всегда превалирует над самостоятельностью и активностью педагогов, всегда готов ответить на вопросы педагогов в соответствующей области. Использование активных и интерактивных методов и приемов методической работы считает недостаточно эффективным средством достижения результата Уверенность в себе. Способность доступно излагать сложные вопросы. Умение вызывать интерес к собственному опыту

Методист- модератор Организация самостоятельной групповой деятельности педагогов по освоению информации и способов профессиональной деятельности, общения Посредник, устанавливающий отношения между профессионалами, занимается организацией процесса непрерывного профессионального образования педагогов, управляет деятельностью педагогов, помогая им использовать ресурсы микрогруппы для решения профессиональных проблем. Умеет слушать, а также корректно направлять и руководить. Побуждает педагогов к высказываниям, умело направляет деятельность в нужное русло Толерантность к другой точке зрения, диалогичность. Отсутствие стремления занять лидерскую позицию, готовность работать в качестве равноправного партнера

Методист- тьютор Технологическое сопровождение профессионального саморазвития и самообразования педагога Методист-тьютор обеспечивает разработку и сопровождение индивидуальной программы профессионального и личностного саморазвития педагога. Тьютор не столько дает готовое решение, сообщает необходимую информацию, сколько помогает консультируемым педагогам найти самим путь решения проблемы. Тьюторская позиция методистов обеспечивает самодвижение педагога, помогая ему осваивать те способы деятельности или самообразования, которых недостает для решения профессиональных задач Педагогическая интуиция, умение мобильно принимать решения, гибко менять поведение по ситуации

Методист- фасилитатор Психологопедагогическое сопровождение процесса индивидуального самообразования и развития педагога Методист-фасилитатор, сопровождая педагога на пути его самостоятельной образовательной деятельности, помогает преодолевать возникающие барьеры в совместной работе, умеет использовать «поддерживающие» приемы общения. Учитывает особенности и состояние аудитории и отдельных людей, откликается на их изменения и барьеры в процессе обучения Безусловное положительное отношение к педагогу. Проявление эмпатии, открытость, естественность, гибкость, тактичность, доброжелательность, чуткость

В условиях модернизации образования профессиональные функции методиста расширяются, появляется спрос на методиста нового качества, исполняющего все новые роли: методиста-аналитика, методиста-прогнози-ста, методиста-проектировщика, методиста-координатора и т. д., — что предполагает развитие новых профессионально значимых качеств и освоение новых компетенций. При отсутствии базовой профессиональной подготовки методистов особую значимость приобретают целевые курсы повышения квалификации.

При проектировании программ повышения квалификации для методистов учреждений профессионального образования с целью изучения их профессиональных затруднений и запросов лабораторией андрагогики Кузбасского регионального института развития профессионального образования был проведен анкетный опрос.

Результаты анкетирования методистов, заместителей директора по методической работе, заведующих методическими кабинетами (количество респондентов — 92 чел.] показали, что в должности методического работника опрошенные работают сравнительно недолго: менее 3 лет работают — 42 % методистов, 5 лет и более — только 27 %.

Оценивая собственную подготовленность к методической (научно-методической] работе, менее половины опрошенных методистов (47 %] считают, что достаточно подготовлены, 27 % — частично подготовлены, 8 % — не готовы к данной работе. 18 % респондентов затруднились оценить уровень своей подготовленности, объяснив это тем, что только начинают профессиональную деятельность в этой должности и еще недостаточно представляют себе содержание, характер и объем работы, необходимые для этого знания и компетенции.

Удовлетворенность методистов работой, по результатам опроса, следующая: 52 % опрошенных признают успешность своей работы, 44 % — не совсем довольны, 4 % — отрицательно оценивают итоги собственной деятельности.

Невысокий уровень профессиональ-

ной удовлетворенности методистов можно объяснить тем, что разноплановость решаемых задач, полифункциональность деятельности, отсутствие специальной подготовки не дают возможности методисту эффективно и качественно выполнять весь объем работы. К тому же у ряда руководителей ПОО отсутствует видение опережающей роли методической работы в развитии кадровых

ресурсов образовательного учреждения, в научно-методическом обеспечении реализации ФГОС; администрация зачастую перекладывает часть управленческих и значительную часть организационных функций на методиста. Естественно, нарастание объема организационных и контрольных функций идет в ущерб реализации основной профессиональной миссии и вызывает профессиональную неудовлетворенность.

Одной из причин профессиональной неудовлетворенности начинающих методистов является неуверенность в позиционировании себя как авторитетного специалиста, недостаточное владение способами выстраивания конструктивных отношений с опытными педагогами-стажистами.

Одна из главных причин сложного профессионального становления методиста ПОО — недостаточное владение им профессиональными компетенциями и средствами решения профессиональных задач. Как показали опрос методистов и экспертная оценка их профессионального уровня в процессе аттестации, наиболее часто отмечаются следующие профессиональные затруднения:

— в технологической деятельности: руководство проектными группами педагогов по созданию нового учебно-методического обеспечения учебных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с требованиями ФГОС; оказание помощи педагогам в разработке фонда оценочных средств для определения уровня сформированности профессиональных компетенций обучающихся; организация системы работы по обобщению и оформлению педагогического опыта;

— в педагогической деятельности: проведение диагностики профессиональных затруднений педагогов и определение уровня их профессиональной компетентности; разработка индивидуальных программ профессионального роста педагогов; сопровождение адаптации молодых специалистов; использование современных активных форм методической работы; подготовка педагогического коллектива к освоению новых педагогических технологий; отсутствие собственного практического опыта методистов по организации образовательного процесса в соответствии с компетентностным подходом;

— в сфере управленческой (организационной) деятельности методисты испытывают затруднения в создании команды единомышленников, в мотивации и стимулировании

педагогов к самообразованию, научно-исследовательской деятельности; в научно-методическом обеспечении разработки и реализации программы развития образовательного учреждения; в организации опытно-экспериментальной работы и научно-исследовательской деятельности преподавателей, в методическом сопровождении педагогических работников-участников региональных и всероссийских программ и конкурсов.

Опрос непосредственных потребителей «услуг методиста» — педагогических работников профессиональных образовательных организаций — также позволил выявить слабые места в деятельности методистов и организации методической работы. По мнению педагогов, методическая работа в образовательном учреждении недостаточно эффективна в разрешении их профессиональных затруднений, не всегда учитывает профессиональные запросы, является слабым стимулом профессионального роста, формы методической работы зачастую не адекватны особенностям взрослой аудитории. При этом практически все опрошенные отметили, что должность методиста как специалиста, обеспечивающего научнометодическую поддержку и помощь в профессиональном развитии преподавателей, мастеров производственного обучения, необходима в ПОО особенно в условиях реализации нового поколения ФГОС.

Для оценки профессиональных качеств методиста ПОО обобщенного профиля работникам были предложены двухполюсные девять шкал, где 0 — качество отсутствует; 1 — почти не выражено; 2 — выражено средне; 3 — качество явно выражено:

1] «широкий кругозор — компетентность только в своей узкой области»;

2] «консерватизм — новаторство»;

3] «открытость к общению, взаимодействию — недоступность для неформального общения»;

4] «увлеченность своим делом — формальное выполнение своей работы»;

5] «знание и учет индивидуальных особенностей каждого педагога — игнорирование особенностей педагогов»;

6] «умение адаптировать научные теории к педагогической практике — неумение связывать научные идеи с практикой»;

7]«умение мотивировать коллектив на инновации, творчество — неспособность мотивировать коллектив на инновационную деятельность»;

8] «стремление оказать любую помощь и поддержку педагогу — на просьбы о помощи отзывается с неохотой»;

9] «профессионализм не только в методической деятельности, но и как преподавателя — «Методистом становится тот, кто не состоялся как преподаватель» — это высказывание про него».

Наибольшие оценки получили следующие профессионально-личностные характеристики методистов: открытость к общению, взаимодействию, стремление оказать любую помощь и поддержку педагогу — показатель шкалы —

(2]. В то же время методист, по мнению педагогов, не имеет широкого кругозора (показатель шкалы — 1]; плохо знает и учитывает особенности каждого педагога (1, 3]; не умеет мотивировать коллектив на новаторство, творчество (1, 3]; плохо адаптирует научные теории к практике (1, 4]; методист в прошлом — не очень успешный педагог.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ ситуации с кадрами методистов в учреждениях профессионального образования свидетельствует о том, что необходимо организовать целенаправленную комплексную подготовку методистов как по вопросам реализации ФГОС, так и по содержанию и организации методической работы с педагогами с целью использовать современные активные формы и методы.

В Кузбасском региональном институте развития профессионального образования оказание научно-методической поддержки и помощи методистам в их профессиональном становлении является одним из важнейших направлений деятельности. Разработаны и реализуются дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для методических работников: «Методическая служба учреждения профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения», «Информатизация деятельности методической службы учреждения профессионального образования», «Андрагогические основы методической работы в образовательном учреждении» и др.

При разработке и реализации целевых программ повышения квалификации учитываются профессиональные затруднения и запросы методистов, тенденции развития профессионального образования, научнопрактические разработки отечественных ученых: Е. В. Василевской [1], Т. В. Максимченко

[3], Т. А. Сергеевой, Н. М. Уваровой, С. Е. Назаровой [5] и др.

Большое внимание при реализации программ повышения квалификации уделяется формированию информационно-методической компетентности методистов, проявляющейся в том, что специалист должен не только сам владеть умениями в разработке учебно-программной документации, в создании и оформлении продуктов творческой научной и методической деятельности, осуществлять свою профессиональную деятельность с использованием современных информационно-коммуникационных ресурсов, но и оказывать необходимую помощь педагогам.

Обучение по программам проходит в несколько сессий, сочетаются очная и дистанционная формы обучения, что позволяет методистам апробировать новые знания и умения в процессе собственной профессиональной деятельности и получить оперативную консультацию при возникающих затруднениях. Освоение дополнительных профессиональных программ завершается защитой итоговых работ с использованием современных информационно-технических средств. В качестве итоговых работ слушатели готовят методические материалы для педагогов, материалы по обобщению педагогического опыта, учебно-методическую литературу, модели электронного методического кабинета. В процессе курсовой подготовки методисты привлекаются к экспертно-методической деятельности: пишут рецензии и экспертные заключения на методические продукты, подготовленные педагогами, как по итогам курсовой подготовки, так и самостоятельно.

Одним из результатов обучения являются проектирование и защита программ повышения квалификации, соответствующих современным тенденциям развития системы профессионального образования, отвечающих запросам педагогов, и на актуальную для ПОО тему.

В межкурсовой период специалистами института проводится серия вебинаров методической тематики, особое внимание уделяется теоретическим и практическим аспектам учебно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС, разработке контрольно-оценочных средств уровня сформированности компетенций, использованию технологии «портфолио» для повышения уровня профессионализма педагога и методиста и др. «В ходе вебина-ров, несмотря на удаленность участников друг от друга, образуется виртуальная «аудитория», которая обеспечивает сетевое общение профессионального сообщества» [2, с. 63], ме-

тодисты могут обменяться опытом, задать вопросы и получить на них ответ не только специалиста института ПК, но и своих коллег.

Осмысление результатов курсовой подготовки методистов, выстроенной с использованием форм и методов интерактивного обучения, сопровождение методистов в межкурсовой период позволили сделать следующие выводы:

— методисты могут достаточно четко обозначить запрос на «приращение» знаний и способностей в процессе курсовой подготовки. Так, более половины респондентов (54 %] высказали пожелания улучшить навыки владения активными и интерактивными формами и методами методической работы; на втором месте оказалось умение анализировать и проектировать собственную деятельность (43 % опрошенных]; улучшить свои навыки в области диагностики и анализа профессиональных затруднений педагогов, обобщения и распространения эффективного педагогического опыта, в проведении маркетинговых исследований, экспертизе учебно-методических материалов (по 33 % методистов];

— отмечены несомненный интерес и принятие методистами такой модели взаимодействия, желание перенести освоенный на курсах новый опыт обучения и отношений в образовательную среду учреждения профессионального образования (82 %];

— организация сквозной рефлексии обучения на курсах позволила методистам осмыслить себя в профессии, появилось умение и желание анализировать свою профессиональную деятельность (71 %];

— отмечен рост потребности методистов в дальнейшем непрерывном образовании (самообразовании], в приращении современных личностных и профессиональных компетентностей;

— постепенно складывается региональное профессиональное сообщество методистов.

Обучаться на курсах повышения квалификации методисты ПОО могут по нормативам один раз в три года, но в условиях стремительных инновационных изменений в образовании должна быть разработана многомодульная система научно-методической поддержки и сопровождения методистов с ежегодными курсами, годичными семинарами, дистанционной формой обучения, работой региональных проблемно-творческих групп, системой вебинаров и т. п.

Для эффективного обучения методистов в системе повышения квалификации необхо-

димы такие педагогические условия, как «организация методологической подготовки педагогов системы повышения квалификации к обучению методистов; разработка комплексного методического обеспечения; организация педагогического сопровождения методистов на рабочем месте» [3, с. 8].

«Современная модель образования требует и современной модели работы с методическими службами, актуализирует необходимость внедрения в практику сетевой модели развития профессиональной компетентности методиста» [1, с. 7], поэтому перспективным направлением будет развитие профессионализма методиста посредством сетевого взаимодействия, совместного решения наиболее сложных проблем, касающихся учебно-методического обеспечения образовательного процесса. В регионе разработана и апробируется модель регионально-сетевой методической службы системы профессионального образования Кемеровской области, задачами которой являются: обеспечение взаимодействия методических служб учреждений профессионального образования на принципах сетевого и профильного взаимодействия; сопровождение инновационных процессов в системе

профессионального образования, создание единого научно-методического пространства; стимулирование инновационных подходов к организации методической работы на региональном уровне и в учреждениях профессионального образования.

1. Василевская Е. В. Повышение профессионального уровня методиста — первое условие эффективного методического сопровождения инновационных процессов в системе образования // Методист. — 2011. — № 6. — С. 4 - 8.

2. Гуляева М. А. Организационно-педагогические условия формирования методической культуры педагога профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2014. — № 1. — С. 60 - 65.

3. Максимченко Т. В. Развитие ключевых компетенций методиста в системе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. — М., 2010. — 25 с.

4. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Электронный ресурс] : приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761 н // Российская газета. — 2010. — 20 окт. — иЯЬ: www.ng.nu/2010/10/20/teachen-dok.html.

5. Профессионализм методиста, или Один в пяти лицах: методическое пособие / Т. А. Сергеева, Н. М. Уварова, С. Е. Назарова и др. — М.: ИРПО: ПрофОбрИздат, 2002. — 224 с.

УДК/UDC 378.147 Е. А. Кагакина

E. Kagakina

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ DESIGNING OF THE PROCESS OF COMPETENCE-BASED TEACHING AT THE UNIVERSITY ON THE BASIS OF ONTOLOGICAL MODEL

В статье рассмотрены вопросы проектирования компетентностно-ориентированного обучения в высшей школе с целью измерения его результатов. В качестве одного из вариантов проектирования предлагается онтологическая модель.

The article is devoted to the questions of instructional design of competence-based teaching in higher education in order to measure its educational results. As an option of the project an ontological model was proposed.

Ключевые слова: компетенции, педагогическое проектирование, модели процесса ком-петентностно-ориентированного обучения.

Keywords: competencies, instructional

design, models of competence-based learning.

Общекультурные и профессиональные компетенции обучающихся в вузе как результат освоения ими образовательной программы по направлению подготовки должны оцениваться и измеряться. Согласно нормативным документам банк оценочных средств разрабатывается образовательной организацией, реализующей образовательную программу. Разработка методов и процедур их измерения и оценки представляет собой актуальную педагогическую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.