УДК 37.013.83: 376: 37.013
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ МЕТОДИСТОВ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
О.С. Васина
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы создания педагогических условий для формирования готовности методистов к профессиональной деятельности в условиях информационно-образовательной среды. Обоснованные и разработанные исследователем педагогические условия включают: педагогические подходы к подготовке методистов (системно-деятельностный, аксиологический, акмеологический, андрагогический); основные принципы подготовки, модель непрерывной подготовки методистов. Также в статье приведены требования к реализации модели формирования готовности методистов.
Ключевые слова: педагогические условия, методист, профессиональная подготовка методистов, готовность методистов, информационно-образовательная среда.
PEDAGOGICAL TERMS OF DEVELOPING READINESS OF METHODIST OF SYSTEM OF BASIC AND ADDITIONAL EDUCATION TO EXECUTE PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT
O. Vasina
Abstract. The article examines the creation of pedagogical conditions for formation of readiness of the Methodists to professional activity in the conditions of the information educational environment. Informed and developed by the researcher pedagogical conditions include: pedagogical approaches to the training of methodologists (systemic activity, axiological, acmeological, andragogical); basic principles of training, the model of continuous training of trainers. The article also provides requirements for the implementation of the model of formation of readiness of the Methodists.
Keywords: pedagogical conditions, Methodist, training of Methodist, readiness of Methodists, information-educational environment.
Развитие Российского образования, внедрение стандартов нового поколения предъявляет к работникам образования, и в особенности, к специалистам методических служб новые требования. Сегодня методист должен эффективно осуществлять свою деятельность по оказанию методической, консультационной, информационной помощи педагогам общего и дополнительного образования используя современные средства, методы и технологии, возможности информационно-образовательной среды.
Для взаимодействия с педагогами в информационно-образовательной среде у работников методических служб должна быть компетентность в решении учебных, творческих и профессиональных задач с использованием информационно-коммуникационных технологий, организационных форм, методов и средств информационного взаимодействия, электронной методической службы (сайты, банки и базы данных и другое). Методисты должны быть способны к быстрой ориентации в условиях насыщенности информационнообразовательной среды данными и
технологическими средствами. Они должны уметь выбирать наиболее оптимальный вариант средств и методов для взаимодействия с педагогами, содержания консультационной помощи. То есть у методистов должна быть сформирована готовность к профессиональной деятельности в условиях информационнообразовательной среды.
Для формирования такой готовности необходимы определенные педагогические условия. Разработкой теоретических основ педагогических условий, обеспечивающих успешность педагогической деятельности, занимались многие ученые (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, М.В. Зверева, Б.В.Куприянов и другие). В своем исследовании мы опирались на определение Ю.К. Бабанского: «Педагогические условия - обстановка, при которой компоненты учебного процесса представлены в наилучшем взаимодействии и которая дает возможность учителю плодотворно работать, руководить учебным процессом, а учащимся - успешно трудиться» [2, с. 125]. Вопросы формирования готовности методистов, педагогов к профессиональной деятельности рассматривался
31
в работах М.М. Поташника, А.А. Петренко, Л.А. Кандыбовича, Е.В. Василевской [3; 4; 5; 6] и других.
Мы считаем, что первым педагогическим условием формирования готовности методистов системы образования к профессиональной деятельности в условиях информационнообразовательной среды, является реализация системно-деятельностного, акмеологического, андрагогического, аксиологического подходов в процессе становления и профессионального роста методистов.
Работники методических служб должны развивать качества личности, отвечающие требованиям информационного общества, инновационной экономики. Они должны ориентироваться на результаты образования, в котором развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий составляет цель и основной результат образования. У методистов должны быть умения по учету индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения. Поэтому для формирования и развития мотивов, знаний, умений методистов необходимо использовать системно-
деятельностный подход.
Формированию мотивов методистов к профессиональной деятельности в условиях информационно-образовательной среды
способствует применение аксиологического подхода, при котором человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Ценностями могут
быть только положительно значимые события и явления, связанные с развитием социума. Педагогические же ценности - это нормы, которые определяют педагогическую деятельность и выступают как познавательная система педагогической деятельности, в ходе которой происходит их осознание человеком, формирование его ценностного самосознания.
Профессиональное становление и развитие методистов должно осуществляться с учетом их возрастных особенностей, факторов развития и саморазвития, опираться на уникальный жизненный и профессиональный опыт, ориентироваться на создание среды для развития творческого потенциала личности. Содержание образования, которое взрослый человек осваивает, опираясь на собственный опыт, становится ценностным для него, усваивается эффективнее. Поэтому андрагогический подход также лежит в основе подготовки методистов к профессиональной деятельности в условиях информационно-образовательной среды.
Для усиления профессиональной мотивации, развития творческого потенциала, стремления к постоянному повышению профессионализма, достижению успеха в профессиональной деятельности в обучении методистов используется акмеологический подход. Этот подход постоянно ставит перед ними акмеологические задачи, позволяет
продемонстрировать возможные пути саморазвития и самосовершенствования.
Реализация данных подходов, предполагает выполнение принципов формирования готовности методистов к профессиональной деятельности в условиях информационнообразовательной среды (таблица 1).
Таблица 1.- Принципы формирования готовности методиста к профессиональной деятельности в условиях информационно-образовательной среды__________________________________________
Методологические принципы Особенности обучения
Принцип активного творческого участия Методист добывает знания через участие в деятельности, при этом может активно участвовать в совершенствовании содержания и форм своей учебной деятельности
Принцип непрерывности Результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики
Принцип индивидуальноличностного подхода Учет закономерностей развития личности взрослого, накопленный им опыт. Создание условий для развития творческого потенциала личности. Обучение взрослых ориентируется на субъектность, самоопределение осознанно действующей личности
Принцип выбора оптимального варианта Развитие у методиста вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта
Принцип психологической комфортности При обучении создается доброжелательная атмосфера, ориентированная на реализацию идей педагогики сотрудничества
Принцип открытости Возможность самообучения, самоорганизации обучение методистов
Принцип субъект -субъектного обучения При обучении руководствуемся прагматизмом, используем диалог между участниками обучения
32
К педагогическим условиям относятся также методы и средства, которые необходимо применять в процессе профессионального становления и развития методистов. Поскольку обучение методистов ориентировано на познание, познавательную деятельность, поисковую работу, то в подготовке применяются такие методы как: эвристический, частичнопоисковый, организационно -поисковой,
творческой деятельности, методы на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности. Наиболее важными являются творческие методы обучения (эвристическая беседа, проектный метод и другие).
Литература:
1. Андреев В.И. Эвристическое
программирование учебно-исследовательской
деятельности: метод. пособие. - М.: Высшая школа, 1981. - 240 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса
обучения: общедидактический аспект. - М.:
Педагогика, 1977. - 256 с.
3. Богомолова Е.В. Методика использования информационно образовательного пространства информационно-диагностического (методического) центра в профессиональной деятельности методистов. - Рязань: Образование Рязани, 2013. - 27 с.
4. Васина О.С. Обучение методистов использованию возможностей электронной методической службы в профессиональной деятельности. Учебно-методическое пособие. -Рязань: Образование Рязани, 2013. - 42 с.
5. Василевская Е.В. Повышение
профессионального уровня методиста - первое условие эффективного методического сопровождения инновационных процессов в системе образования // Методист. - 2011. - № 6. - C. 4-8.
6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск: Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1976. - 173 с.
7. Петренко А.А. Методическая служба в условиях модернизации сферы образования: маркетинговый сервис и сетевая организация. -Рязань, РИРО. - 2004. - 58 с.
8. Поташник М.М. Методическая служба по-российски // Народное образование. - 2009. - № 8. - C. 82- 90.
При обучении методистов должно быть организовано взаимодействие обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, поэтому применяются интерактивные и личностно-ориентированные технологии
обучения.
Соблюдение рассмотренных выше педагогических условий позволяет
сформировать у методистов системы общего и дополнительного образования готовность к профессиональной деятельности в условиях информационно-образовательной среды на высоком уровне.
References:
1. Andreev V.I. Jevristicheskoe programmirovanie uchebno-issledovatel'skoj dejatel'nosti: metod. posobie. -M.: Vysshaja shkola, 1981. - 240 s.
2. Babanskij Ju. K. Optimizacija processa
obuchenija: obshhedidakticheskij aspekt. - M.:
Pedagogika, 1977. - 256 s.
3. Bogomolova E.V. Metodika ispol'zovanija
informacionno obrazovatel'nogo prostranstva
informacionno-diagnosticheskogo (metodicheskogo) centra v professional^ dejatel'nosti metodistov -Rjazan': Obrazovanie Rjazani, 2013. - 27 s.
4. Vasina O.S. Obuchenie metodistov ispol'zovaniju vozmozhnostej jelektronnoj metodicheskoj sluzhby v professional^ dejatel'nosti Uchebno-metodicheskoe posobie - Rjazan': Obrazovanie Rjazani, 2013. - 42 s.
5. Vasilevskaja E.V. Povyshenie professional'nogo
urovnja metodista - pervoe uslovie jeffektivnogo metodicheskogo soprovozhdenija innovacionnyh
processov v sisteme obrazovanija // Metodist. - 2011. - №
6. - C. 4-8.
6. Djachenko M.I., Kandybovich L.A. Psihologicheskie problemy gotovnosti k dejatel'nosti. -Minsk: Izd-vo BGU im. V.I. Lenina, 1976. - 173 s.
7. Petrenko A.A. Metodicheskaja sluzhba v uslovijah modernizacii sfery obrazovanija: marketingovyj servis i setevaja organizacija. - Rjazan', RIRO. 2004. - 58 s.
8. Potashnik M.M. Metodicheskaja sluzhba po-rossijski // Narodnoe obrazovanie. - 2009. - № 8. - C. 8290.
Сведения об авторе:
Васина Ольга Сергеевна (г. Рязань, Россия), директор муниципального бюджетного учреждения «Центр мониторинга и сопровождения образования, e-mail: [email protected]
Data about the author:
Vasina O. (Ryazan, Russia), director of the municipal budget organization "Center of monitoring and support of education", e-mail: [email protected]
33