Научная статья на тему 'К вопросу о формировании готовности методистов системы образования к профессиональной деятельности в условиях информационно-образовательной среды'

К вопросу о формировании готовности методистов системы образования к профессиональной деятельности в условиях информационно-образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МЕТОДИСТОВ / ГОТОВНОСТЬ МЕТОДИСТОВ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / FORMATION OF READINESS / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TRAINING SPECIALIST / VOCATIONAL TRAINING OF SPECIALISTS / READINESS OF TRAINING SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богомолова Елена Владимировна, Васина Ольга Сергеевна

В статье изложены практические рекомендации по формированию готовности методистов системы образования к профессиональной деятельности в условиях информационно-образовательной среды. Дано авторское определение методиста системы образования, определение готовности методистов к профессиональной деятельности. Описаны педагогические подходы, которые следует применять для эффективного формирования готовности системно-деятельностный, аксиологический, акмеологический, андрагогический. Разработанные рекомендации могут быть положены в основу системы повышения квалификации (переподготовки) методистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богомолова Елена Владимировна, Васина Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF FORMATION OF READINESS OF TRAINING SPECIALISTS OF THE EDUCATION SYSTEM TO EXECUTE PROFESSIONAL WORK IN THE INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

This article provides practical guidance on the formation of readiness of training specialists of education for professional work in the conditions of informational and educational environment. The authors gave the definition of training specialists of the education system, the definition of the readiness of training teachers to.execute professional activity. The authors develop the main approaches that should be used for the effective formation of readiness: system and activity approach, axiological, acmeological, andragogic approaches. The recommendations can be used as a basis of training specialists’ career development (retraining) system.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании готовности методистов системы образования к профессиональной деятельности в условиях информационно-образовательной среды»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ

УДК 37.013.83: 376: 37.013

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ МЕТОДИСТОВ

СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Е.В. Богомолова, О.С. Васина

Аннотация. В статье изложены практические рекомендации по формированию готовности методистов системы образования к профессиональной деятельности в условиях информационно-образовательной среды. Дано авторское определение методиста системы образования, определение готовности методистов к профессиональной деятельности. Описаны педагогические подходы, которые следует применять для эффективного формирования готовности - системно-деятельностный, аксиологический, акмеологический, андрагогический. Разработанные рекомендации могут быть положены в основу системы повышения квалификации (переподготовки) методистов.

Ключевые слова: методист, профессиональная подготовка методистов, готовность методистов, формирование готовности, информационно-образовательная среда.

TO THE QUESTION OF FORMATION OF READINESS OF TRAINING

SPECIALISTS OF THE EDUCATION SYSTEM TO EXECUTE PROFESSIONAL

WORK IN THE INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

E. Bogomolova, O. Vasina

Abstract. This article provides practical guidance on the formation of readiness of training specialists of education for professional work in the conditions of informational and educational environment. The authors gave the definition of training specialists of the education system, the definition of the readiness of training teachers to .execute professional activity. The authors develop the main approaches that should be used for the effective formation of readiness: system and activity approach, axiological, acmeological, andragogic approaches. The recommendations can be used as a basis of training specialists' career development (retraining) system.

Keywords: training specialist, vocational training of specialists, readiness of training specialists, formation of readiness, informational and educational environment.

Анализ основных документов о развитии образования в РФ [5;6 и др.] показал, что современный методист системы образования должен обладать профессиональными качествами на высоком уровне, уметь использовать передовые технологии в своей деятельности, организовывать работу с педагогами на основе информационных технологий. Новым условием и средством деятельности методической службы является информационно-образовательная среда

взаимодействия методистов и педагогов.

Анализ научных источников [3;4 и др.], практической деятельности методистов позволил уточнить понятие методиста системы образования, раскрыть понятие готовности методистов к профессиональной деятельности в условиях информационно-образовательной среды. Методист системы образования -специалист системы общего или дополнительного образования по

взаимодействию с педагогами и педагогическими сообществами в условиях информационно-образовательной среды с целью повышения профессионализма педагога и

улучшения качества образования. К методистам системы образования относятся: специалисты муниципальной (районной) методической службы, заместители руководителей

образовательных организаций по методической работе, руководители методических

объединений.

Готовность методиста системы образования к профессиональной деятельности в условиях информационно-образовательной среды мы понимаем как динамическую, интегративную характеристику личности, обеспечивающую способность методиста к эффективной профессиональной деятельности в условиях информационно-образовательной среды,

включающую мотивы (направленность на инновационную деятельность, оказание методической, консультационной и другой помощи педагогам на основе использования веб-ресурсов, современных технических и программных средств и др.) и компетентности (знание средств и методов обучения и диагностики, особенностей организации информационно-образовательной среды,

предметные знания и др.; умения осуществлять

консультационную поддержку педагогов, профессиональное общение с ними, дистанционное обучение педагогов, работу с документацией на основе использования современных информационных технологий и веб-ресурсов, моделировать педагогическое исследование с использованием современных технологий и др.).

На основе анализа научно-педагогической литературы, практической деятельности, результатов педагогического эксперимента нами сформулированы рекомендации по

формированию готовности методистов системы образования к профессиональной деятельности в условиях информационно-образовательной среды:

1. Для эффективного взаимодействия методиста с педагогами создаются электронная методическая служба или электронный методический кабинет на основе веб-ресурса, а также условия для результативного планирования деятельности методистов, информирования педагогов о возможности методической помощи [1].

2. Формирование готовности методистов к профессиональной деятельности в условиях информационно-образовательной среды осуществляется на основе системно-деятельностного, акмеологического, аксиологического и андрагогического подходов. Формирование начинается с диагностирования исходного уровня готовности, по итогам которой методисты делятся на группы с низким, средним, высоким уровнем готовности [2].

3. Обучение методистов с низким уровнем готовности начинается с демонстрации преимуществ использования информационно-образовательной среды в работе. При обучении методистов со средним уровнем готовности больше внимания следует уделять практическим вопросам применения информационно-образовательной среды в профессиональной деятельности. Обучение методистов с высоким уровнем готовности предполагает применение таких форм работы как тренинг, проблемное обсуждение, мозговой штурм, дистанционная совместная работа.

4. Важным этапом непрерывного формирования готовности методистов к профессиональной деятельности в условиях информационно-образовательной среды является организация научно-исследовательской деятельности методистов: научная работа по

выбранной теме, написание научных статей, выступления на семинарах, конференциях и т.п.

5. Каждые 3-5 лет рекомендуется направлять методистов на курсы повышения квалификации. При этом курсы должны содержать ряд вопросов, относящихся непосредственно к методической деятельности: современные способы организации методической службы, работы профессиональных объединений педагогов, аналитическая информация по развитию системы образования. Необходимо организовывать курсы повышения квалификации непосредственно в информационно-образовательной среде.

6. Следует привлекать к проведению обучения методистов-практиков, руководителей и администрацию муниципальных (районных) методических служб, заместителей руководителей образовательных учреждений, преподавателей вузов.

7. Необходимо проводить непрерывный мониторинг формирования готовности методистов системы образования к профессиональной деятельности в условиях информационно-образовательной среды. Уровень готовности методистов системы образования к профессиональной деятельности в условиях информационно-образовательной среды следует диагностировать дважды на протяжении временного интервала в 3 — 5 лет.

8. Считаем важным организовать магистратуру по направлению подготовки методистов. Содержание магистратуры должно охватывать направления всей деятельности методиста, носить практико-ориентированный характер, учитывать особенности развития региональных, районных, муниципальных методических служб.

Разработанные нами рекомендации могут стать основой для разработки образовательного стандарта высшего образования по специальности «Методист системы

образования» (уровень магистратуры), программы магистратуры, программ повышения квалификации (переподготовки) методистов, стандартов развития индивидуальной профессиональной траектории. Данные материалы могут лежать в основе системы повышения профессионализма методистов и быть использованы в практической деятельности администрации образовательных учреждений и методических служб различного уровня.

Литература:

1. Васина О.С. Методика использования информационно -образовательного пространства информационно -диагностического (методического) центра в профессиональной деятельности методистов / Е.В. Богомолова, О.С. Васина. -Рязань, 2013. - 28 с.

2. Васина О.С. Обучение методистов использованию возможностей электронной методической службы в профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие / Е.В. Богомолова, О.С. Васина. - Рязань, 2013. - 56 с.

3. Василевская Е.В. Повышение профессионального уровня методиста - первое условие эффективного методического сопровождения инновационных процессов в системе образования / Е.В. Василевская // Методист. - 2011. - № 6. - C. 4-8.

4. Поташник М.М. Методическая служба по-российски / М.М. Поташник // Народное образование. - 2009. - № 8. - С. 82-90.

5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog -dok.html

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://273-фз.рф/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29^екаЬгуа-2012^-п0-273-Г7-0Ь-0Ьга70уапи-у-гГ

Сведения об авторах:

Богомолова Елена Владимировна (г. Рязань, Россия), доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры информатизации образования и методики информатики ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», e-mail: [email protected]

Васина Ольга Сергеевна (г. Рязань, Россия), директор муниципального бюджетного учреждения «Центр мониторинга и сопровождения образования», e-mail: [email protected]

Data about the authors:

E. Bogomolovа (Ryazan, Russia), doctor of education, associate professor, professor at the Department of Education and Methods Informatization of Ryazan State University named after S. Yesenin, e-mail: [email protected]

O. Vasina (Ryazan, Russia), director of the Center of Monitoring and Support of Education, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.