Инновации в образовательных учреждениях
УДК 37.08
J
л
И. В. Сапожникова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА,
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ МЕТОДИСТА-ПРЕДМЕТНИКА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
______________________Г
Аннотация. Автор статьи характеризует состояние муниципальной методической службы и современные требования к ней. Функциональная деятельность методиста-предметника (аналитическо-диагностическая, прогностическая, программно-проектировочная) требует наличия высокого профессионализма для решения сложных и изменяющихся задач. В частности, автор выделяет необходимые профессионально значимые качества личности, а также знания и умения, которыми должен обладать методист-предметник.
Ключевые слова: муниципальная методическая служба, методист-предметник, профессионально значимые качества методиста.
Abstract. The author describes the state of the municipal services and modem methodological requirements for it. Functional activity of a practitioner subject specialist (analytical and diagnostic, prognostic, software-designing) requires a high level of professionalism to solve complex and changing tasks. In particular, the author highlights the need professionally important qualities of the person, as well as knowledge and skills, which should have a Methodist of subject.
Keywords: municipal methodical service, Methodist of subject, professionally significant qualities practitioner.
Переход от существующей модели школы к модели Новой школы определяется целями опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, новым образовательным стандартом как стандартом развития, выявленными проблемами в региональном образовании и в конкретных образовательных учреждениях. Обновленное содержание образования требует не только нового подхода к оценке образовательных результатов обучающихся, но и качественно иных ориентиров в оценке деятельности учителя, системы управления качеством образования.
Особенно актуальным становится развитие профессионального мастерства учителя, его творческих способностей, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую, методическую, управленческую деятельность в изменяющихся экономических, психологических и педагогических условиях. Такая система может быть представлена высшими педагогическими учебными заведениями, окружными (научными) методическими центрами, институтами развития образования и повышения квалификации педагогов, муниципальными образовательными учреждениями.
Методические кабинеты в связи с принятием новых документов в сфере образования: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современ-
ной модели образования в 2009-2012 годы», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральной целевой программы развития образования до 2025 года, Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», Приоритетного национального проекта «Образование», введением новых Федеральных Государственных образовательных стандартов, должны оказать поддержку и методическую помощь всем участникам образовательного процесса.
Современная ситуация требует ориентации муниципальных методических служб на спрос, как со стороны образовательных учреждений в целом, так и на запрос личности каждого учителя-предметника. Особую значимость в муниципальной образовательной системе приобретает деятельность методиста-предметника, способного быстро ориентироваться в ней, оказывать необходимую педагогическую помощь учи-телям-предметникам, способствовать позитивным изменениям образования в этой системе. Функциональная деятельность методиста-предметника муниципальной образовательной системы требует наличия высокого профессионализма для решения сложных и изменяющихся задач. Все это определяет необходимость создания условий, обеспечивающих соответствие методической работы запросам и потребностям педагогов и руководителей учреждений образования, разработку новых структурно-функциональных моде-
42
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/6
Инновации в образовательных учреждениях
лей муниципальных методических служб, способных решать задачи непрерывного совершенствования форм, методов и направлений методической деятельности. Новые подходы к организации образовательного процесса на всех ступенях его осуществления предполагает управление профессиональным развитием методистов-предметников муниципальных образовательных систем.
В работах В. А. Беляевой, Е. В. Василевской, Л. В. Голубевой, В. И. Гончаровой, Л. П. Ильенко, М. В. Кларина, С. В. Кульневич, В. М. Лизинского, Е.А. Мигаль, И. Г Норенко, А. В. Моисеева, М. М. Поташника, А. А. Петренко, В. В. Пустоваловой, Г К. Селевко, П. И. Третьякова и др. раскрываются различные аспекты методической деятельности и развития соответствующей профессиональной компетентности педагогов.
В условиях инновационной, опытно-экспериментальной деятельности методическая служба, как правило, не может адекватно реагировать на быстро изменяющееся положение в образовании. В связи с этим во многих регионах и муниципальных территориальных округах ведется поиск приемлемых форм, моделей подготовки педагога-методиста муниципальной службы образования, способных строить работу по-новому.
На должность методистов-предметников муниципальной образовательной системы подбираются наиболее квалифицированные учителя. Адаптация к работе осуществляется непосредственно в рабочий период. На наш взгляд, ценным является то, что сотрудники муниципальной образовательной службы имеют солидный опыт работы в школе, знают «изнутри», что такое профессия «педагог», но позиция методиста-предметника - это другое.
Сегодня, к сожалению, отсутствует профессия «методист»,- есть должность «методист». Однако от того, кто занимает эту должность, зависит, как выстраивается работа по методическому сопровождению педаго-гов-предметников образовательных учреждений. Успешность работы методиста-предметника муниципальной образовательной системы определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с педагогами, творческим отношением к делу.
Личность методиста-предметника муниципальной образовательной системы - основное условие и средство успеха педагогического процесса, ее не могут заменить ни учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки. Выполнить свою задачу методист-предметник муниципальной образовательной системы сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, будет совершенствовать свою личность, достигнет мастерства в своем деле.
Методическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой.
Сегодня ведется активный поиск путей подготовки методиста-предметника муниципальной образова-
тельной системы. Это обусловлено тем, что выросли требования к компетентности методиста-предметника - готовности к анализу сложившихся педагогических ситуаций в муниципальной образовательной среде, умению прогнозировать и проектировать образовательные процессы, способности к реализации профессионального потенциала в практической деятельности, к пониманию роли и места проблем муниципального характера в образовании; методистам необходимы серьезная, глубокая подготовка в области педагогики и психологии, владение основами теории управления, основами информационных технологий, профессиональное владение предметом методической деятельности, навык отслеживания изменений в нормативно-правовой базе образования. Методист-предметник муниципальной образовательной системы в этих условиях должен быть педагогом-ди-агностом, педагогом-аналитиком, педагогом-прогно-зистом, педагогом-проектировщиком, педагогом-нова-тором.
Мы утверждаем, что развитие профессиональной компетентности методиста-предметника муниципальной образовательной системы происходит в рамках профессиональной деятельности, без отрыва от работы и в течение всего учебного года. Учиться или не учиться -эту потребность методист-предметник муниципальной образовательной системы должен почувствовать сам. Мы согласны с большинством исследователей [2,3,4,6,8], которые утверждают, что если ты методист только по должности - результата от такой деятельности будет мало. А если это призвание, тогда и результат будет другой.
Методист-предметник муниципальной образовательной системы -это генератор идей, непосредственный участник, теоретик, способный анализировать педагогические процессы, явления и делать выводы, существенные для повышения качества работы. Профессионализм методистов-предметников муниципальной образовательной системы заключается не в сохранении образа «все знающего, все умеющего» дилетанта, а в умении оказать эффективную помощь учителю-предметнику [1,5,7,9,10,11].
Методист-предметник муниципальной образовательной системы должен иметь в обязательном порядке соответствующие психофизические качества личности: хорошие организаторские навыки, способность быть лидером, умение заинтересовать и сплотить практиков, публично выступать, отчетливо и доступно донести наработанное, рекомендуемое. Главное в труде методиста, его взаимоотношениях с практиками - не только умение донести до учителя-предметника профессиональные знания, но и желание постоянно заниматься самообразованием с тем, чтобы быть информированным и определять тенденции развития и потребности практики.
Таким образом, можно выделить профессионально значимые качества (табл. 1), а также знания и умения (табл. 2) методиста-предметника муниципальной образовательной системы:
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/6
43
Инновации в образовательных учреждениях
Таблица 1
Профессионально значимые качества методиста-предметника муниципальной образовательной системы
Качества, позволяющие проводить аналитическую, диагностическую, прогностическую работу,- «открытый интеллект» - способность решать задачи, требующие открытия каких-то закономерностей, свойств, отношений; - умение создавать, созидать новое; - способность переходить из своей узкой сферы в смежные или даже отдаленные и решать в них, так сказать, чужие проблемы или вносить предложения, помогающие решению; - способность противостоять сложившимся традициям и взглядам, мешающим получению принципиально нового знания, и своим собственным устаревшим методам и приемам работы; - умение видеть перспективы изучаемого объекта, на основе ограниченной информации предсказывать его будущее состояние; - способность схватывать объект как одно целое; - способность диалектически (с сохранением всего положительного) отрицать старые системы знания; - способность принимать и преломлять любые идеи, независимо от их источника; - способность к обобщению материала, позволяющая подниматься от эмпирической конкретности к выводам об общих свойствах изучаемых явлений.
Социальная компетентность - принятие других такими, какие они есть; - терпимое отношение к ошибкам; - интерес к широкому кругу проблем, к непосредственному окружению; - пунктуальность; - стремление к сотрудничеству; - искренность с собой и другими; социальная совесть.
Способность к практическому решению проблем - отслеживание всех аспектов проблемы; - идентификация связей между идеями; - аккуратность в интерпретации информации; - использование оригинальных источников базовой информации; - принятие точных решений; - усиленная генерация идей; - внимание ко всем сторонам аргументации.
Вербальные способности - конструктивное, аналитическое и творческое мышление; - хорошая память на текстовую, зрительную и звуковую информацию; - речь ясная и аргументированная; - умение поддерживать беседу; - высокая грамотность; - достаточный словарный запас; - широкий круг чтения; - высокая работоспособность.
Методические умения - диагностирование; - целеполагание; - проектирование и разработка программ профессионального роста, изучения и обобщения опыта педагога; - сбор и хранение информации; - разработка методических рекомендаций; - владение техникой экспертизы.
Таблица 2
Знания и умения, необходимые методистам-предметникам муниципальной образовательной системы
Аналитик, диагност Знания принципов, методов проблемно-ориентированного анализа и диагностики образовательно-воспитательного процесса в учреждении
Прогнозист Знания методов прогностики, их возможностей и ограничений. Умение организовать работу по прогнозированию, подготовке вероятных сценариев развития ситуаций
Программист, проектировщик Знания нормативных актов, требований к документам. Владение методами разработки документации методической и нормативной, программ, проектов
44
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/6
Инновации в образовательных учреждениях
Профессионализм методиста-предметника муниципальной образовательной системы - это качественная характеристика его как субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных умений и навыков (в том числе основанных на творческих решениях), владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач с высокой и стабильной продуктивностью.
Литература
1. Бельман Г С., Кулешова Ю. М. Методическая работа на службе качеству образовательных услуг // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 4.
2. Беляева В. А., Петренко А. А. Деятельность педагога-ме-тодиста в системе муниципального образования. М.: АР-КТИ, 2005. 160 с.
3. Василевская Е. В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне. М.: АПК и ППРО, 2005. 52 с.
4. Ильенко Л. П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2003. 168 с.
5. Киселёва О. В. Организация методической работы по подготовке педагогов-психологов к реализации ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2.
6. Кульневич С. В., Гончарова В. И., Мигаль Е. А. Управление современной школой. Ростов н/Д.: Учитель, 2005. 288 с.
7. Паршукова И. Л. Научно-методическое сопровождение ОУ в условиях перехода региональной системы образования на ФГОС НОО // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 6.
8. Пустовалова В. В. Технология развития методических служб: анализ, планирование, оценка деятельности / В. В. Пустовалова // Волгоград: Учитель, 2009.- 215 с.
9. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. 2012. № 1 (90). С.56-65.
10. Сиденко Е. А. Методика «Зеркало инновационных преобразований» в практике как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С.2-10.
11. Шаранова В. В. Научно-методическая работа в школе как фактор повышения качества образования // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 4.
УДК 378.674
J
С. У. Рустамова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Л_________________________________________Г
Аннотация. В статье представлены результаты деятельности по формированию готовности педагогов к инновационной деятельности в условиях современной школы. Описана разработанная автором модель формирования готовности педагогов общеобразовательной школы к инновационной деятельности. Намечены пути координации деятельности участников образовательного процесса в вопросах инновационной деятельности в ОУ
Ключевые слова: инновационная деятельность, формирование готовности педагогов.
Abstract. In the article the results of activity are presentedon forming of readiness of teachers to innovative activity inthe conditions of modern school. The model of forming ofreadiness of teachers of general school worked out by anauthor is described to innovative activity. The ways of coordination of activity of participants of educational processare set in the questions of innovative activity at school.
Keywords: innovative activity, forming of readiness of teachers
В наступившем веке развитие системы образования характеризуется множеством инновационных изменений, обусловленных реализацией Стратегии модернизации российского образования на период до 2010 года (2001 г.) и Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002 г.).
Успех любых реформ во многом зависит от того, насколько их принимают те, кому их предстоит реализовывать. В системе образования это учителя и школьные администраторы, педагогические коллективы в целом, органы управления образованием, общественность. От того, насколько активно они
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/6
45