УДК 378.147 ББК 74.58
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЕТОДИСТА-ПРЕДМЕТНИКА КАК УСЛОВИЕ
ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
И.В. Сапожникова, руководитель структурного подразделения гуманитарного и художественно-эстетического цикла ОМЦ СЗОУО, аспирант кафедры управления образовательными системами ФПКиППРО МПГУ, (916) 3350699
В статье рассмотрены новые подходы к деятельности и профессиональной компетентности методиста-предметника муниципального управления образования. В работе представлена деятельность методиста-предметника, осуществляющего новые профессиональные функции в системе муниципального образования.
Ключевые слова: профессиональное развитие, методист-предметник, муниципальное образование.
PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE TEACHER-METHODOLOGIST AS A CONDITION OF IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL QUALITY
Sapozhnikova I.V.
The article is devoted to the issue of the teacher-methodologists job fulfillment, performance and professional competence which is of a great interest to many educational system experts. In the essay, we are faced with a real dynamic work of the methodologist, carrying out new professional functions in the municipal educational system.
Keywords: professional development, teacher-methodologist, municipal educational system.
Деятельность современного педагога в условиях интенсивного реформирования образования постоянно усложняется и наполняется новым содержанием. Это объясняется прежде всего процессами модернизации образования, которые внесли в жизнь педагогических коллективов проблемы, связанные с обновлением структуры и содержания образования, внедрением новых форм и методов обучения, новых педагогических развивающих технологий, введением в практику образовательных учреждений новой модели оценки качества (ЕГЭ, ГИА), профильного и предпро-фильного обучения, что в целом поставило педагога в сложное положение. Важным средством повышения педагогического мастерства учителей является методическая служба муниципального управления образования. Каким же должен быть методист-предметник, чтобы удовлетворить все потребности и запросы участников образовательного процесса? К сожалению, сегодня нет систем высшей профессиональной подготовки работников методической службы. Как правило, это учителя-предметники с большим педагогическим опытом, готовые поделиться своим мастерством и оказать поддержку и сопровождение всем инновационным процессам, с учетом потребностей и интересов субъектов муниципально-образователь-ного пространства. Но в реальной практике данной категории педагогов явно не хватает научных знаний и методических умений для проектирования своей научно-исследовательской и конструктивной деятельности, выявления адекватной реальности характеристики состояния образования в своем образовательном округе, разработки инди-
видуальных моделей развития профессионального мастерства педагогов и обобщения лучшего педагогического опыта.
В качестве основного метода разработки концепции содержания и организации методической работы выступает системный подход как наиболее общий и вместе с тем улавливающий специфику управленческих процессов в социально-педагогических системах.
Системный подход предусматривает рассмотрение содержания, организацию методической работы, а также профессиональное развитие методиста-предметника, которые способствуют повышению качества образования. Действия методиста должны быть научно обоснованными; своевременными и оперативными, способствующими решению выявленных проблем в методической деятельности; нормативными.
А.А. Петренко говорит о том, что системный подход к содержанию методической работы предполагает овладение методистами, педагогами знаниями, логикой своего предмета в целостном виде на всех ступенях обучения [2, с. 28].
При рассмотрении проблем модернизации образования и определения требований к работе методиста нельзя не сказать о компетентностном подходе. Мы согласны с определением компетентности, данным Н.Н. Нечаевым: «Доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей» [1].
Здесь необходимо говорить и о применении термина «профессиональная компетентность».
К.В. Шапошников понимает категорию «профессиональная компетентность» как готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность «в целом характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром» [4, с. 13].
Требования к профессионально-личностным компетенциям, которые должны быть сформированы у современного методиста-предметника, широко анализируются в настоящее время на различных уровнях.
От современного методиста требуется умение работать с учителями, руководителями методических объединений, овладение педагогическими и профессиональными качествами высокого уровня, стремление и умение самостоятельно приобретать наиболее значимые для муниципальной системы образования и его развития знания, умение критически и конструктивно оценивать свою и чужую профессиональную деятельность. Сегодня условия таковы, что никогда еще методическая служба не была столь востребована педагогами, как сейчас. Однако действия методиста-предметника должны быть научно обоснованными, своевременными и оперативными, способствующими решению выявленных проблем в методической деятельности, нормативными. Для реализации этих действий необходимо: изучить и осмыслить нормативно-правовые документы; активно внедрять и использовать достижения психолого-педагогической науки в связи с принятием новых проектных документов в сфере образования (имеется в виду проект Национальной Доктрины образования и проект Концепции и структуры образования 12-летней школы); ориентировать педагогов на сохранение и возрождение национальных культурно-исторических и педагогических ценностей в своей деятельности и разрабатывать средства и способы методического обеспечения перехода школы к 12-летнему образованию. Наряду с общими задачами, обозначенными в положении о методических службах (Положение о районном (городском) методическом кабинете; Письмо Минобразования РФ «О формах организации и направлениях деятельности методических служб в системе образования РФ» от 16.08.94 г. № 90-М), сегодня обозначены новые направления деятель-
ности, определяющие экспериментальный характер самой деятельности, в результате чего должны решаться новые задачи: введение новых курсов и программ, разработка муниципального и школьного компонентов образования, обеспечение выполнения нормативных законов и положений, внедрение новшеств с учетом особенностей муниципальной системы и потребностей населения в образовательных округах.
Особую значимость в муниципальной системе образования приобретает функциональная деятельность методиста-предметника, способного быстро ориентироваться в ней и внедрять новации в образовательные учреждения, оказывать необходимую помощь работающим педагогам, способствовать позитивным изменениям образования в этой системе.
Представленные практические рекомендации по методической деятельности создают предпосылки для создания технологии проектирования модели эффективной деятельности методической службы муниципального округа. Целенаправленный процесс повышения и развития профессиональной компетентности методиста-предметника возможен при четком определении профессиональных потребностей педагогов в знаниях и умениях обеспечения качественного образования; эффективных технологиях проектирования педагогической деятельности; методах диагностики состояния образования и коррекции ее результатов.
Литература
1. Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста // Вестник УРАО. - 2002. - № 1.
2. Петренко А.А. Моделирование методической службы в условиях муниципального образования / Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции: Разработка и реализация программ развития образования. Опыт. Проблемы. Перспективы // Под ред. Гальперина А.Э. - Рязань, 2001.
3. Письмо Минобразования РФ «О формах организации и направления деятельности методических служб в системе образования РФ» от 16.08.94 № 90-М.
4. Шапошников К. В. Контекстный подход в процессе формирования профессиональной компетентности будущих лингвистов-переводчиков. Автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2006.