1. ГОСТ !Б0 9000 - 2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь: межгосударственный стандарт. — М.: Стандартинформ, 2012. — 32 с.
2. ГОСТ !Б0 9001 - 2011. Системы менеджмента качества. Требования: межгосударственный стандарт. — М.: Стандартинформ, 2012. — 34 с.
3. ГОСТ Р ИСО 9004 -2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности: государственный стандарт Российской Федерации. — М.: ИПК «Издательство стандартов», 2001. — 52 с.
4. Клецов Ю. В. Стандарты !Б0 семейства 9000 как основа формирования типовых моделей системы менеджмента качества образовательной организации // Профессиональное образование и занятость молодежи: XX! век.
Система профессионального образования в условиях модернизации: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Кемерово, 19—20 марта 2014 г.) : в 2 ч. Ч. 2. — Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2014. — С. 51- 54.
5. Основные направления модернизации системы профессионального образования в Кемеровской области / Е. А. Пахомова, Е. Л. Руднева, В. А. Овчинников и др. // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2013. — № 4 (12). — С. 6 - 14.
6. Хопбах А. Мы все стараемся решить одни и те же задачи. Интервью с президентом Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ЕЫОА) // Аккредитация в образовании. — 2013. — № 1 (61). — С. 8—11.
УДК/UDC 378.147:573 К. Э. Писаренко, В. Ж. Квитко
K. Pisarenko, V. Kvitko
ПРИМЕНЕНИЕ СТАНДАРТА OHSAS 18001:2007 В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСОВ THE USE OF STANDARD OHSAS 18001:2007 FOR TRAINING SPECIALISTS FOR THE FUEL - ENERGY AND CONSTRUCTION COMPLEXES
В статье представлен уникальный для высших учебных заведений России опыт по разработке и внедрению системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда по требованиям стандарта OHSAS 18001:2007, показана ее роль в обеспечении качества подготовки специалистов для топливно-энергетического комплекса и строительной отрасли.
The article presents unique for the higher educational institutions of Russia experience on development and implementation of management systems of health protection and labor safety according to requirements of standard OHSAS 18001:2007 and its role in ensuring the quality of training specialists for the fuel and energy complex, and construction industry.
Ключевые слова: менеджмент, охрана здоровья, качество образования, топливно-энергетический комплекс, строительная отрасль.
Keywords: management, health, quality, education, fuel and energy complex, construction industry.
В 2012 г УГНТУ сертифицировал систему менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (СМОЗиОБТ] по стандарту OHSAS 18001:2007 [1], а так-
же систему экологического менеджмента (СЭМ) ІБО 14001:2004 [2] в германском органе по сертификации ТЮФ-Тюринген. До этого в 2007 г система менеджмента качества (СМК) УГНТУ была сертифицирована по стандарту ІБО 9001:2000, а затем ресертифици-рована по версии ІБО 9001:2008 [3] в том же органе. В УГНТУ внедрена интегрированная система менеджмента по требованиям трех указанных стандартов. Официальная статистика о сертификации вузов и других организаций по ОИБАБ 18001:2007 отсутствует, поэтому, возможно, УГНТУ первый из вузов, сделавший это, но в любом случае — один из первых.
Университет не промышленное предприятие и, казалось бы, потенциальных угроз для здоровья не очень много. Для чего же нужна вузу СМОЗиОБТ?!
На промышленных предприятиях, в отличие от образовательных учреждений, нарушение норм охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (ОЗиОБТ) может не сказаться на качестве продукции.
Потребители продукции предприятий, как правило, непосредственно не принимают участия в производственном процессе, и потому могут не пострадать от нарушений в указанных
областях при изготовлении продукции. Совсем наоборот дело обстоит с образовательными учреждениями, поскольку обучающиеся непосредственно вовлечены в производственный процесс — процесс реализации образовательных программ.
Федеральный закон об образовании [4], государственные и федеральные государственные образовательные стандарты (ГОС и ФГОС] требуют, чтобы условия реализации образовательных программ в аудиториях, лабораториях соответствовали всем нормам охраны труда, т. е. их нарушение — это нарушение требований к качеству образовательных услуг, установленных законодательством РФ. Например, неправильная эксплуатация оборудования или работа с химическими реактивами в лабораториях может нанести ущерб здоровью обучающихся.
В нефтегазовой и строительной отраслях, к профилю которых относится УГНТУ, ни один проект невозможно выполнить, не учитывая риски в области охраны труда, то же относится к курсовым и дипломным проектам студентов. Если преподаватели и учебно-вспомогательный персонал нарушают нормы охраны труда, это означает, что они не могут научить студентов их применять. Очевидно, качество образования при этом не может быть на приемлемом уровне.
Таким образом, УГНТУ внедрил и сертифицировал СМОЗиОБТ, стремясь решить следующие задачи:
— повысить уровень знаний и квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС) и учебно-вспомогательного персонала (УВП] в области ОЗиОБТ для ведения учебной и научной деятельности;
— улучшить условия труда и обучения в УГНТУ;
— улучшить имидж УГНТУ на российском и международном уровнях;
— участвовать в тендерах и конкурсах, для которых требуется сертифицированная СМОЗиОБТ
Механизмы системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности по OHSAS 18001:2007, гарантирующие качество образовательных услуг Выполнение требований каждого из разделов OHSAS 18001:2007 [1] обеспечивает качество образовательных услуг
Разделы 4.2 «Политика в области ОЗиОБТ» и 4.3.3 «Цели и программа(ы)» OHSAS
18001:2007 позволяют сконцентрировать усилия вуза на ключевых направлениях развития, определяющих компетентность студентов в области ОЗиОБТ и их безопасность. Например, в УГНТУ действует стандарт системы менеджмента университета СТО КП 5.1-2011. Стратегический менеджмент (где СТО — стандарт организации, КП — карта процесса), согласно которому разработана политика в области ОЗиОБТ УГНТУ, она ежегодно редактируется и доводится до сведения персонала, обучающихся и посетителей университета. Для реализации мероприятий по документу «Политика и снижение рисков в области ОЗиОБТ» в УГНТУ на каждый учебный год устанавливаются цели в области ОЗиОБТ и сроки их реализации. При этом «Политика в области ОЗиОБТ» согласуется с политикой университета в области качества, что обеспечивает ее направленность на повышение качества учебного процесса.
Раздел 4.3.1 «Выявление опасностей, оценка рисков и установление мер управления» ОНБАБ 18001:2007 позволяет систематизировать угрозы по степени опасности и оптимизировать меры в области ОЗиОБТ при осуществлении учебного процесса. Например, в УГНТУ действует СТО ДП 8.5.3-2011. Менеджмент рисков и предупреждающие действия (ДП — документированная процедура), согласно которому управление рисками осуществляется на уровне университета и на уровне отдельных структурных подразделений. Описание угроз и связанных с ними рисков, а также программ управления рисками содержится в «матрице рисков» УГНТУ и «матрицах рисков» структурных подразделений. В их разработке принимают участие все сотрудники университета, что обеспечивает полный анализ всех возможных опасных ситуаций в области ОЗиОБТ. Применение «матриц рисков» позволяет донести информацию о существующих угрозах и рисках наглядно и сделать доступной для персонала, обучающихся и посетителей УГНТУ. Решения о выделении ресурсов на различные мероприятия в области ОЗиОБТ принимаются исходя из уровня рисков, указанных в этих матрицах.
Раздел 4.3.2 «Правовые и другие требования» ОНБАБ 18001:2007 позволяет соответствовать правовым, законодательным и иным требованиям в области ОЗиОБТ, применимым к учебному процессу, как для обеспечения безопасности студентов, так и для формирования у них компетенций в области ОЗиОБТ, а также для поддержания необходи-
мого уровня квалификации преподавателей и учебно-вспомогательного персонала в этой области. Например, в УГНТУ действует стандарт СТО ДП 8.2.4-2012. Оценка соответствия требованиям в области экологии, ОЗиОБТ, согласно которому разработаны два перечня законодательных и нормативных требований, применимых в УГНТУ. Один содержит требования, необходимые для обеспечения безопасности персонала, обучающихся и посетителей УГНТУ, а второй — для изучения студентами. В перечнях указаны наименования законодательных и нормативных документов, их конкретные разделы, а также перечислены лица, ответственные за их применение и оценку соответствия им деятельности университета.
Раздел 4.4.1 «Ресурсы, роли, ответственность, подотчетность и полномочия» ОИБАБ 18001:2007 позволяет систематизировать распределение ресурсов. Финансовые, материально-технические (средства индивидуальной защиты, современное безопасное оборудование и т. п.) и кадровые ресурсы выделяются по выявленным угрозам опасности в области ОЗиОБТ и уровню этих рисков. Чем выше риски, тем выше приоритетность выделения ресурсов на их снижение.
Раздел 4.4.2 «Компетентность персонала, его подготовка и осведомленность» ОИБАБ 18001:2007 позволяет обеспечивать уровень квалификации преподавателей и учебно-вспомогательного персонала в области ОЗиОБТ, соответствующий законодательным и дополнительным требованиям, установленным вузом. Например, в УГНТУ действует стандарт СТО КП 6.2/1-2011. Менеджмент персонала, согласно которому планирование кадрового обеспечения, включая формирование штатного расписания, прием на работу и повышение квалификации, осуществляется с учетом потребностей в персонале, участвующем в реализации программ управления рисками в области ОЗиОБТ.
Раздел 4.4.3 «Коммуникация, участие и обсуждение» ОИБАБ 18001:2007 регламентирует взаимодействие между персоналом вуза, обучающимися и предприятиями-рабо-тодателями по вопросам передачи студентам компетенций в области ОЗиОБТ и обеспечения безопасности учебного процесса. Например, в УГНТУ действует СТО КП 7.2-2011. Маркетинг, согласно которому при оформлении комплексных договоров о сотрудничестве с предприятиями и разработке ежегодных совместных с предприятиями планов мероприятий по их
реализации учитываются политика, матрица рисков и цели УГНТУ в области ОЗиОБТ. Кроме того, согласно СТО КП 7.5/1-2011. Реализация основных образовательных программ, студентов перед началом лабораторных занятий знакомят с «матрицами рисков» в области ОЗиОБТ лабораторий (кафедр, за которыми закреплены лаборатории).
Разделы 4.4.4 «Документация» ОНБАБ 18001:2007 и 4.4.5 «Управление документами» ОНБАБ 18001:2007 поднимают вопросы своевременной актуализации и применения в учебном процессе документов в сфере ОЗиОБТ, включая:
— инструкции по работе с лабораторным оборудованием и химическими реактивами;
— методические указания по выполнению курсовых проектов и выпускных квалификационных работ для учета в них рисков в сфере ОЗиОБТ, связанных с проектируемыми объектами для топливно-энергетического и строительного комплексов. Например, для реализации указанных требований раздела 4.4.4 ОНБАБ 18001:2007 в УГНТУ действует СТО ДП 4.2.3-2011. Управление документацией, требования которого интегрированы с упомянутым выше СТО ДП 8.2.4-2012. Оценка соответствия требованиям в области экологии, ОЗиОБТ.
Другие разделы, в том числе 4.4.6 «Управление операциями», 4.4.7 «Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них», 4.5.1 «Измерение и мониторинг показателей деятельности», 4.5.5 «Внутренний аудит» ОНБАБ 18001:2007, позволяют интегрировать проверки качества учебного процесса с проверками соблюдения требований к ОЗиОБТ, что экономит ресурсы и регулирует взаимосвязи между различными видами деятельности вуза и структурными подразделениями, в частности службой качества и службой охраны труда. Например, в УГНТУ действует СТО ДП 8.2.2-2011. Внутренний аудит, согласно которому на каждый год составляется программа внутренних аудитов интегрированной системы менеджмента (ИСМ) УГНТУ. При этом каждая кафедра и любое другое структурное подразделение университета подвергаются аудиту не реже одного раза в два года. Содержание аудита в каждом подразделении включает проверку соответствия требованиям !Б0 9001:2008, !Б0 14001:2004 и ОНБАБ 18001:2007. При этом сотрудники отдела охраны труда и техники безопасности (ООТиТБ) либо непосредственно принимают участие
в аудите, либо информация по его итогам доводится до них в виде отчета с описанием несоответствий. Такой подход позволяет внутренним аудиторам ИСМ, представляющим кафедры, отдел качества и другие подразделения университета, обмениваться знаниями и опытом с сотрудниками ОТиТБ (часть которых также является внутренними аудиторами ИСМ), что повышает общий уровень компетентности персонала в вопросах ОЗиОБТ.
Таким образом, опыт УГНТУ доказывает целесообразность внедрения СМОЗиОБТ в сочетании с СМК и СЭМ в образовательных учреждениях с химическими и иными лабораториями, с различным оборудованием, обладающим определенными рисками для сотрудников по охране труда, для специалистов образовательных учреждений, имеющих такие риски, например топливно-энергетический и строительный комплексы.
Главными заинтересованными сторонами во внедрении СМОЗиОБТ в вузах являются не службы, ответственные за охрану труда, а прежде всего кафедры, которые заинтересованы в подготовке высококвалифицированных специалистов, компетентных в области охраны труда. И поэтому именно они должны в первую очередь принимать решения о целесообразности внедрения, сертификации и развития СМОЗиОБТ.
1. 0НБАБ 18001:2007. Системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда. Требования.
2. !Б0 14001:2004. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по их применению.
3. !Б0 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЭ.
5. ГОСТ 12.0.230 - 2007. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования.
УДК/UDC 377 Л. Н. Вавилова
L. Vavilova
МЕТОДИСТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ METHODIST OF VOCATIONAL EDUCATION ORGANIZATION: THE CONTENT OF THE ACTIVITIES AND PROBLEMS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT
В статье раскрывается содержание основных видов деятельности методиста профессиональной образовательной организации, описаны результаты исследования профессиональных затруднений методистов, представлен опыт обучения методистов в системе повышения квалификации.
The article reveals the main activities of Methodists of vocational training institutions, the study describes the results of investigation of professional difficulties of Methodists, describes the experience of Methodists training in the system of professional development.
Ключевые слова: методист, содержание деятельности методиста, профессиональные затруднения методиста, повышение квалификации.
Keywords: Methodist, content the
Methodist activities, Methodist professional difficulties, training.
Современный этап модернизации профессионального образования, связанный с оптимизацией и реструктуризацией учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», введением нового механизма аттестации педагогических работников, реализацией новых стандартов профессионального образования, предполагает обновление всех аспектов деятельности профессиональных образовательных организаций (ПОО] и, прежде всего, деятельности методических служб. Эффективное