Научная статья на тему 'Municipal methodical service: visiting educational institution as a component of technology of cooperation'

Municipal methodical service: visiting educational institution as a component of technology of cooperation Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / MUNICIPAL METHODICAL SERVICE / QUALITY OF EDUCATION / TECHNOLOGY OF COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ривкин Е. Ю.

В статье анализируется деятельность муниципальной методической службы как одно из условий обеспечения качества образования; рассматривается алгоритм деятельности методиста при посещении образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Municipal methodical service: visiting educational institution as a component of technology of cooperation»

УДК 373. 5(47)

Ривкин Евгений Юрьевич

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры географии

Московского института открытого образования,

руководител ь п редметно-методи ческого

структурного подразделения

Методического Центра

Северного учебного округа г. Москвы

тел.: (495) 482-05-78

МУНИЦИПАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА: ПОСЕЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

Rivkin Evgeniy Yurievich

Candidate of Pedagogics, senior lecturer of the chair of geography, Moscow Institute of Open Education, head of subject and methodological structural unit, Methodological Centre of Northern educational district of Moscow tel.: (495) 482-05-78

MUNICIPAL METHODICAL SERVICE: VISITING EDUCATIONAL INSTITUTION AS A COMPONENT OF TECHNOLOGY OF COOPERATION

Аннотация:

В статье анализируется деятельность муниципальной методической службы как одно из условий обеспечения качества образования; рассматривается алгоритм деятельности методиста при посещении образовательного учреждения.

Ключевые слова:

муниципальная методическая служба, качество образования, технология сотрудничества.

The summary:

In the article the activity of the municipal methodical service as one of the conditions of maintenance of quality of education is analyzed; the algorithm of the activity of the methodologist while visiting the education institution is pointed out.

Keywords:

municipal methodical service, quality of education, technology of cooperation.

В современных условиях «капитализации» школы отчетливо прослеживается следующая цепочка причинно-следственных связей: качество работы образовательного учреждения - рейтинг - наполняемость - финансирование школы. Таким образом, образовательные учреждения, заинтересованные в получении большего финансирования, ставят главной задачей обеспечения собственного благополучия, обеспечение качества образования, предоставление потребителю широкого спектра качественных образовательных услуг.

Одним из факторов обеспечения качества образования является муниципальная методическая служба (далее - ММС). Изменения потребностей образовательных учреждений неразрывно связаны и с изменением роли ММС. Традиционно сохраняя функции методического сопровождения образовательного процесса (программное и научнометодическое обеспечение, консультирование педагогических работников, проведение мероприятий, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности), ММС освобождается от несвойственных ей функций, или трансформирует их (организацию участия педагогов в многочисленных мероприятиях - в информирование об их проведении; инспекторские проверки - в мониторинговые исследования и т.п.), развивает деятельность, востребованную в муниципальной образовательной системе.

В настоящее время определилась тенденция значительного увеличения востребованности ММС со стороны образовательных учреждений, вызванная необходимостью использования ресурсов ММС для повышения эффективности собственной деятельности. Образовательные учреждения, заинтересованные в получении высокого образовательного результата, обращаются к методистам для проведения опережающей комплексной диагностики ресурсов и условий, состояния образовательного процесса. На ос-

новании результатов проведенной диагностики специалисты ММС совместно с руководителями и педагогическими работниками выявляют факторы развития образовательного процесса, составляют реальные ресурсообеспеченные программы развития образовательного учреждения, определяют направления, условия, формы развития кадрового потенциала. Таким образом, наблюдается динамика взаимодействия образовательных учреждений и ММС, выражающаяся переходом от административного (обязательного) принятия образовательными учреждениями методических услуг (или их скрытого игнорирования) к обращениям в ММС в период, предшествующий критическим этапам развития образовательного учреждения (таким как государственная аккредитация, аттестация, проверки и т.п.), и далее, к обращениям к методистам по поводу опережающего оказания методической помощи на основании проведения диагностических процедур. Данная тенденция влияет на динамику функций ММС. Становится очевидным переход от традиционного массового методического сопровождения к адресному опережающему методическому воздействию и, далее, к методическому консультированию, выполняемому по заказу образовательного учреждения (методическому консалтингу и тьюторству).

Таким образом, на современном этапе, не отказываясь от выполнения традиционных функций по отношению ко всем подведомственным образовательным учреждениям, ММС призвана направить основные ресурсы на работу с образовательными учреждениями, заинтересованными в опережающем повышении уровня профессиональной компетентности педагогов, развитии внутренних научно-методических ресурсов как условий обеспечения эффективности образовательного процесса. Все это требует от ММС перехода на новые технологии методической деятельности, обеспечивающие ее оперативность и качество. Такими технологиями являются информационно-коммуникационные, проектные, технологии сотрудничества. Каждой технологии методической деятельности соответствуют оптимальные организационные формы ее реализации. Информационно-коммуникационные технологии реализуются в сетевых профессиональных педагогических сообществах; проектные и технологии сотрудничества - в рамках работы межшкольных методических объединений педагогов, обеспечивающих решение конкретных проблем или освоения новых эффективных образовательных методик группами мотивированных педагогов в т.ч. с использованием дистанционных форм профессионального взаимодействия.

Посещение методистом образовательного учреждения становится ведущей организационной формой технологии сотрудничества, системы оперативной диагностики процесса и пропедевтики запланированного результата профессиональной деятельности учителя, позволяющей выявить комплекс факторов, определивших тот или иной результат. Деятельность учителя осуществляется в условиях открытой образовательной системы, поэтому при анализе результатов необходимо учитывать факторы качества образовательной среды: качества ресурсов (квалификация учителя; учебный план; внутришкольный контроль; научно-методическое обеспечение и система методической работы школы; материально-техническая база) и качества процессов (организационные формы, технологии, методы и приемы организации образовательной деятельности обучающихся).

Исходя из этого, деятельность методиста при посещении образовательного учреждения строится следующим образом:

1. Подготовительный этап:

- анализ информации о результативности работы учителя, основанный на материалах, которыми располагает методист: результаты окружных и городских диагностических работ, итоговой аттестации обучающихся, полугодия и учебного года, предметных олимпиад и конкурсов;

- анализ информации об уровне профессиональной подготовки учителя: сведения об образовании, аттестации, повышении квалификации, участии в методической работе округа, профессиональных конкурсах;

- определение целей посещения образовательного учреждения;

- выбор средств, условий, методов достижения целей.

2. Посещение образовательного учреждения:

- работа с документацией с целью получения, уточнения и анализа информации о системе и особенностях преподавания предмета в данном образовательном учреждении, условиях работы учителя (учебный план, план внутришкольного контроля, анализ и план деятельности методического объединения, паспорт кабинета, тематическое планирование учителя), квалификации учителя (квалификационные и аттестационные документы), результативности профессиональной деятельности учителя (результаты школьных диагностических работ; классные журналы; тетради и дневники обучающихся);

- посещение уроков учителя;

- проведение диагностических работ (осуществляется в случаях необходимости: отсутствии материалов школьного, окружного мониторинга знаний; диагностики промежуточных результатов урока и др.);

- собеседование с учителем, с председателем методического объединения, с администрацией;

(таким образом, анализ методистом документации и деятельности учителя направлен на выявление:

- эффективного педагогического опыта, который может быть освоен другими учителями,

- индивидуальных затруднений реализации задач профессиональной деятельности,

- мотивации учителя на повышение уровня профессиональной компетентности, саморазвитие);

- формулировка выводов, согласно целевым установкам посещения; (причинами установленной результативности профессиональной деятельности учителя могут быть следующие:

- уровень профессионального образования и его соответствие преподаваемой учебной дисциплине,

- имеющийся опыт профессиональной деятельности (педагогический стаж),

- уровень владения технологиями, методиками, приемами осуществления профессиональной деятельности (компетентность),

- наличие мотивации учителя на процесс и результат профессиональной деятельности,

- участие в системе повышения квалификации и уровня профессиональной компетентности, в методической работе и системе обмена опытом,

- особенности индивидуальной системы профессиональной деятельности,

- материально-технические условия осуществления профессиональной деятельности (наличие учебного кабинета и его оснащенность),

- научно-методическое обеспечение профессиональной деятельности и степень его использования,

- особенности учебного плана образовательного учреждения,

- распределение нагрузки (объем выполняемой работы, преподавание нескольких учебных дисциплин, совмещение должностей),

- особенности методической работы и внутришкольного управления образовательного учреждения,

- и др.)

- формулировка методических рекомендаций учителю;

- совместное (методист и учитель) планирование деятельности учителя по выполнению рекомендаций;

- формулировка рекомендаций председателю методического объединения и руководителям образовательного учреждения.

S. Mониторинг процесса выполнения рекомендаций.

4. Диагностика результатов выполнения рекомендаций.

Особенности деятельности методиста (в зависимости от наличия информации о результативности работы учителя) представлены в таблице.

Таблица 1 - Алгоритм деятельности методиста при посещении образовательного учреждения

Информация о результативности работы учителя Нет Есть

Низкие результаты (или отрицательная динамика результатов) Высокие результаты (или положительная динамика)

Цели посещения Выявить особенности организации образовательного процесса, определить ресурсы, условия, средства, направления, способы его оптимизации; определить уровень профессиональной компетентности учителя и направления его повышения Выявить факторы низкой (снижения) результативности образовательного процесса, определить ресурсы, условия, средства, направления, способы повышения его эффективности Выявить факторы высокой (растущей) результативности образовательного процесса

Средства, условия, методы достижения целей Анализ документации (квалификационные и аттестационные документы учителя; учебный план, план внутришкольного контроля, план деятельности методического объединения, результаты школьных диагностических работ, тематическое планирование учителя, классные журналы, тетради и дневники обучающихся); посещение уроков (наблюдение); собеседование с учителем; собеседование с председателем методического объединения; собеседование с администрацией; диагностика промежуточных результатов (диагностическое тестирование) Посещение уроков (наблюдение), собеседование с учителем, собеседование с председателем методического объединения

Выводы О качестве организации образовательного процесса, уровне профессиональной компетентности учителя О причинах низких (снижения) результатов (кадровые, организационно-методические, материально-технические, управленческие) и их влиянии на эффективность профессиональной деятельности учителя О причинах высоких (повышения) результатов

Рекомендации учителю В зависимости от выводов: А, Б А Б

По повышению эффективности образовательного процесса и его составляющих за счет нейтрализации негативных факторов; по повышению уровня профессиональной компетентности По содержанию и организационным формам обобщения и трансляции эффективного педагогического опыта

Продолжение таблицы 1

Совместное планирование деятельности учителя по выполнению рекомендаций Согласно рекомендациям: А, Б - Разработка плана повышения уровня профессиональной компетентности учителя (годичные курсы по конкретной проблеме; участие в конкретных окружных мероприятиях системы непрерывного повышения квалификации); - Разработка плана выполнения рекомендаций по повышению эффективности образовательного процесса: - овладение методикой современного урока; его отдельных этапов; эффективных методов и приемов организации образовательной деятельности обучающихся (с чьей помощью: самостоятельно, учителя-наставника, участников школьного методического объединения, общественного методиста, методиста методического центра; каким образом - организационные формы; в какие сроки; формы и содержание контроля); - планирование конкретной систематической деятельности по проблемному направлению реализации профессиональных задач (обеспечение качества урока; профилактика неуспешности; подготовка обучающихся к олимпиадам, экзаменам и т.д.) Определение содержания, организационных форм (подготовка публикации, проведение семинара, мастер-класса и т.п. для учителей, участие в профессиональных конкурсах), сроков обобщения и трансляции эффективного педагогического опыта

Рекомендации председателю методического объединения и руководителям образовательного учреждения По организации методической помощи (содержание, организационные формы, сроки, ответственное лицо), содержанию и формам контроля выполнения рекомендаций По содержанию организационно-методической помощи учителю в обобщении и трансляции эффективного педагогического опыта

Мониторинг выполнения рекомендаций Выполнение учителем, председателем методического объединения, руководителями образовательного учреждения рекомендаций методиста, планов деятельности учителя по выполнению рекомендаций; диагностика образовательного процесса и результата Использование эффективного опыта учителя в рамках методического объединения, образовательного учреждения, других образовательных учреждений

Таким образом, посещение образовательного учреждения позволяет методисту осуществить комплексный анализ системы профессиональной деятельности учителя и её результатов, выявить факторы эффективности образовательного процесса и осуществить разработку индивидуального плана развития профессиональной компетентности учителя, что в конечном итоге призвано обеспечить качество процесса и качество результата образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.