МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
А.И. ЗОРИН,
кандидат педагогических наук, доцент, докторант РМАТ Научная специальность: 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются сущность, направленность и характер региональной политики, основанной на идеях государственно-общественного управления и инновационной деятельности, одним из важных вопросов которой становится модернизация региональной системы образования.
Ключевые слова: государственно-общественное управление, региональная политика, информационное обеспечение, подготовка педагогических и управленческих кадров к педагогической деятельности, социально-педагогическое проектирование.
MECHANISMS OF A NEW GENERATION EDUCATIONAL SYSTEM'S INTEGRITY PROVISION
A.I. ZORIN,
oandidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Annotation. This article considers the essence, directions and character of regional policy, based on state-public governing ideas and innovative activity, one of the most important issues of those is modernization of regional system of education.
Keywords: State-public governing, regional policy, information provision, pedagogical and managerial personnel training for pedagogical activity, social-pedagogic design.
Государственно-общественная парадигма управления инновациями в образовании предполагает переход на программно-целевую межинституциональную модель управления, реально обеспечивающую подход к образованию как к главному социальному ресурсу развития гражданского общества, приоритетной сфере социальной политики, открытой социально-педагогической системе, призванной и способной выполнять образовательную, культурную, здоровьесберегающую, социальнозащитную, реабилитационную функции.
Мы опирались на содержание двух основных тенденций, иллюстрирующих общий процесс федерализации и одновременно меняющих суть и характер региональной политики.
Первая тенденция заключается в субъективизации регионов, превращение их из объектов в субъекты региональной политики. Ранее региональная политика выступала лишь как политика государства по управлению территориями. Региональная политика опиралась на территориальную специализацию, зачастую
преходящую в ведомственный монополизм. В настоящее время происходит процесс становления регионов как ведущих субъектов не только региональной политики (в том числе и образовательной), но и как активных субъектов российской политической жизни.
Вторая тенденция — выход региональной политики за пределы чисто государственного феномена, обретение ею характера относительно самостоятельного общественного явления. Иными словами, полноценный субъект Федерации возникает тогда, когда на региональном уровне складываются не только органы государственной власти и управления, но и общественные структуры управления, отражающие процессы формирования и самоопределения региональной общественности, развития гражданского общества. Соответственно изменяются существо, направленность и характер региональной политики. Она становится политикой диалога центра и регионов; властных региональных структур и регионального сообщества; регионов между собой. В Московской области используются
различные формы государственно-общественного управления (попечительские советы, общественные фонды и организации, благотворительные фонды и др.). В социально-психологической теории управления установлено, что характер управления на основе сотрудничества возможен при выполнении определенных действий. К числу таких действий относится: определение исходного уровня состояния управляемого процесса; формулирование целей деятельности; создание программы взаимодействия участников процесса; подготовка системы обратной связи (параметры успешности развития процесса и результатов — диагностика достижений); разработка системы обобщения полученной информации о ходе и результатах процесса и на ее основе принятие коррекционных воздействий на организацию действий.
Для нас особое значение имеет организация информационного обмена — получение постоянной обратной связи об управляемом объекте: условиях, ситуациях, действиях и других факторах, способствующих или препятствующих продвижению к цели. Способы получения информации должны, с одной стороны, не перегружать процесс управления, а с другой, — помогать каждому получить полезную и своевременную информацию. Не менее важная сторона эффективного управления — информационно-регулирующие предписания, направляющие действия людей (стандарты, нормы, правила и др.).
Под информационным обеспечением при этом понимается организация процедур сбора, обработки, упорядоченного движения (обеспечивающего получение информации компетентными потребителями), организации доступа и хранения информации по определенным (факторно важным) аспектам деятельности для эффективного управления, направленного на достижение целей системы. Предоставление потребителям информации тесно связано с их возможностями верно понять, оценить, интерпретировать и использовать полученную информацию. А это предполагает реализацию мер по упорядочению информации для компетентных потребителей, что отнюдь не исключает возможности получить информацию и помимо организованных в системе образования упорядоченных адресных информационных потоков.
Неорганизованность информационных потоков может иметь следующие негативные последствия: неполучение информации компетентными потребите-
лями; несвоевременность ознакомления с нужной информацией из-за потерь времени на ознакомление с бесполезной (для конкретного потребителя) информацией; непонимание и как следствие, ошибочное истолкование и распространение непреднамеренной лжеинформации (что, тем не менее, не умаляет ее вредных последствий); нарушение этических норм, в том числе норм педагогической этики, связанных с сообщением информации; некоторые другие.
Далее нами рассматривается подготовка педагогических и управленческих кадров к инновационной деятельности путем организации проектной организации труда специалистов, включенных в инновационные процессы. Одна из ключевых технологий современного управления — социально-педагогическое проектирование, — представляет собой рефлексирующее проектирование предстоящей деятельности с учетом условий широкого социально-культурного фона (наука, здравый смысл, религиозно-мистические представления, искусство) при активном участии языка, выполняющего в интерпретации фиксирующую, диагностическую и эвристическую функции.
Ключевая проблема социально-педагогического проектирования состоит в том, что создание самого проекта является сложной многофакторной проблемой, с неопределенными начальными, конечными и граничными условиями. Сказанное определяет важность специальной подготовки команд социально-педагогических проектов. Специфика этой подготовки определяется, во-первых, требованиями культурно-ценностного подхода к социально-педагогическому проектированию, предусматривающими: восстановление рефлексии участников проектировочного процесса; опору на профессиональное самоопределение субъектов проектировочного процесса относительно собственных ценностей, норм и условий реализации проекта; полисубъектность, как ориентацию на проявление и актуализацию по возможности всех про-фессионально-деятельностных позиций в команде проекта; выстраивание деятельностных коопераций между субъектами проектирования (организация инновационной команды); встраивание проекта в существующую социокультурную ситуацию.
Во-вторых, эта специфика обусловлена смыслом командной работы над проектом, который заключается в достижении синергетического эффекта от объединения групповых усилий, знаний и выработки групповых
решений, т.е. в достижении состояния, при котором целое больше, чем сумма составляющих его частей.
Предложенные формы подготовки к инновационной деятельности способствуют переходу региональной системы образования в новое качество — обучающегося региона, региона, где создаются условия для постоянного пополнения знаний, экспериментирования, совершенствования качества образования и общественного интеллекта, использования возможностей командного управления.
К основным факторам, обеспечивающим становление региона как обучающегося и самоорганизующегося, относятся: выявление и осознание отличительных особенностей менеджеров коллективов различных организаций региона, а также характеристик усвоения ими информации; стимулирование коллективного
межотраслевого обучения; поощрение повышения образовательного ценза менеджера (специалиста) и приобретения личного мастерства; развитие концептуальных (стратегических) компетенций субъектов региона; формирование у менеджеров способностей к системной организации своей деятельности и умений к развитию этих способностей у своих сотрудников.
Таким образом, обучающийся регион можно рассматривать как идеальный тип самоорганизующегося региона, в котором территориальное сообщество политическими, юридическими и организационными средствами воплощает идею «образование через всю жизнь» и активно участвует в выявлении и решении проблем, установлении стратегических направлений развития региона, в «своеобразном увеличении объема коллективного разума».
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИСТА ПО ПОСТРОЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
О.Н. ИВАНОВА,
старший методист лаборатории основ управления окружного методического центра ЮОУО г. Москвы Научная специальность: 12.00.04 — административное право, финансовое право, информационное право. 13.00.00 — педагогические науки
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы деятельности методиста по построению индивидуальной образовательной траектории заместителей директоров по учебно-воспитательной работе в образовательном учреждении. Сформулированы основные черты и условия консалтинговой и маркетинговой деятельности методиста лаборатории основ управления, определена сущность данных видов деятельности.
Ключевые слова: учебно-воспитательная работа, управленческий консалтинг, управленческий маркетинг, управленческая компетентность, деятельность методиста.
ACTIVITY OF THE METHODOLOGIST ON CONSTRUCTION OF AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY OF THE DEPUTY DIRECTOR OF DEVELOPMENT OF ADMINISTRATIVE COMPETENCE
O.N. IVANOVA,
senior methodologist of laboratory of bases of management of district methodical center of the Southern district
management of department of formation of Moscow