ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ 2—3-й СТУПЕНИ
О.Н. ИВАНОВА,
соискатель кафедры управления образованием Педагогической академии последипломного образования
Московской области (методист, ЛОУ ОМЦ ЮОУО ДО г. Москвы) Научная специальность: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования
E-mail: [email protected] Научный руководитель: доктор педагогических наук Э.В. Литвиненко
Аннотация. Методисты лаборатории основ управления окружного методического центра Южного округа г. Москвы разработали информационное пространство по методическому сопровождению заместителей директоров по учебно-воспитательной работе 2—3-й ступени. Раскрыта деятельность методиста по развитию управленческой компетентности заместителей директоров по учебно-воспитательной работе 2—3 ступени через создание и совершенствование сайта лаборатории основ управления и использование программной дистанционной образовательной среды «Виртуальная школа ОМЦ».
Ключевые слова: управленческая компетентность, деятельность методиста, информационно-методическое сопровождение.
jÍÍP*'
INFORMATION MAINTENANCE FOR THE DEPUTY DIRECTORS OF SECONDARY AND SENIOR SCHOOLS
O.N. IVANOVA,
an applicant for the department of Education Management of the Pedagogical Academy
of Postgraduate Education, Moscow Region
Annotation. The Methodist of the management lab of the Methodist Centre of the Southern District in Moscow, worked out information space for methodical support of the Deputy Directors of secondary and senior schools. The author reveals the activity of the Methodist, concerning with the development of the management competence of the Deputy Director through creation and improvement of the educational site of the management lab and use the distance learning program «Виртуальная школа OMC».
Keywords: management competence, activity of Methodist, information and methodological support.
Целью информационного пространства по методическому сопровождению заместителей директоров по учебно-воспитательной работе 2—3-й ступени является повышение качества деятельности методиста по развитию управленческой компетентности заместителей директоров по учебно-воспитательной работе путем создания и совершенствования сайта лаборатории основ управления и использования программной дистанционной образовательной среды «Виртуальная школа ОМЦ».
Задачи информационного пространства по методическому сопровождению заместителей директоров по учебно-воспитательной работе 2—3-й ступени:
• содействие развитию управленческой компетентности заместителей директоров по учебно-воспитательной работе;
• организационная и методическая помощь при решении проблем управления образовательным процессом;
• оказание помощи в удовлетворении информационных, образовательных и научно-методических
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
потребностей заместителей директоров по учебно-воспитательной работе 2—3-й ступени;
• поддержка развития и реализации творческого потенциала заместителей директоров по учебно-воспитательной работе 2—3-й ступени.
В августе 2008 г. в лаборатории основ управления возникла потребность в разработке и реализации своего сайта для информационного сопровождения заместителей директоров по учебно-воспитательной работе 2—3-й ступени. Ведущей идеей являлось быстрое получение завучами актуальных документов образования для управления образовательным процессом. Задачам реализации контентной среды полностью отвечает «Конструктор школьных сайтов e-PuЫish». Именно эта программа, на основе которой созданы большинство школьных сайтов нашего округа, была использована для создания пространства ЛОУ. Выйти в наше пространство можно через ссылку на главной странице сайта методического центра. Поэтапное освоение возможностей конструктора позволило создать сайт, в котором количество страниц и наполняемость сайта постоянно совершенствуются.
Сайт имеет 12 страниц, содержащих оптимизированную информацию и методические разработки, необходимые для управления образовательным процессом. Основная страница предназначена для размещения актуальной информации. Обновление ее происходит по мере необходимости. На этой же странице происходит контроль его посещаемости.
Сайт по содержанию разбит на две части. Первая содержит следующие основные общие сведения:
• о сотрудниках лаборатории основ управления с прописанным основным функционалом и контактными телефонами;
• адрес ОМЦ Южного округа и проезд до него, а также электронную почту для обращений;
• планы работы лаборатории по месяцам;
• циклограмму работы ЛОУ на учебный год.
Вторая часть раскрывает информационно-методическое сопровождение заместителей директоров по учебно-воспитательной работе 2—3-й ступени:
• обзор методической литературы, предназначенной для самообразования, и дисков с практико-ори-ентированным содержанием для работы в школе;
• ссылки на внешние ресурсы: сайты и порталы повышения квалификации педагогических и руководящих работников, полезные ссылки в Интернете и,
конечно, ссылки на сайты учреждений Департамента образования г. Москвы;
• рекомендуемые локальные акты школы и образцы их написания;
• основные нормативные документы заместителя директора по учебно-воспитательной работе 2—3 ступени;
• материалы по внедрению в образовательный процесс ФГОС второго поколения.
Информационно-методическое сопровождение завучей обусловлено развитием методической службы как открытой образовательной системы, требующей от методистов гибкого реагирования на меняющуюся ситуацию в области образования, что делает необходимым постоянное изменение в консультационной помощи и поддержки в области управления образовательным процессом. Пространство методиста становится объединением контентной и обучающей среды.
В 2010 г. в «Виртуальной школе ОМЦ», построенной с использованием обучающей программной среды Moodl, было предоставлено отдельное пространство для организации работы по обобщению, систематизации управленческого опыта, расширению информационно-методического сопровождения и т.д. Это пространство называется «ЛОУ. Вопросы управления». В нем шесть разделов, в которых появилась возможность охватить весь контингент округа заместителей директоров по учебно-воспитательной работе 2—3-й ступени, работать не только со всеми одновременно, но и по определенным группам. Для этого в ресурсе прописаны учителями с правом редактирования коллеги. В каждом разделе размещаются:
• практические материалы для управления образовательным процессом;
• материалы, предоставленные представителями наук, пропагандирующие современные научные достижения и идеи в области управления;
• аналитические материалы по округу.
В «Виртуальной школе» используются следующие сервисы:
• новостные рассылки о появлении новых материалов, объявлений о семинарах-практикумах, совещаниях, новых заданиях или опросов;
• обмен сообщениями;
• календарь с нанесенными наступающими событиями и сами наступающие события в течение месяца.
Не только все завучи округа (их всего 169) участвуют в работе информационного пространства ЛОУ,
НАУКИ
но и другие заместители директоров, имеющие иной функционал, и учителя, являющимися резервом. Для удобства работы с этой аудиторией все участники распределены на группы. Каждую группу ведет один старший методист лаборатории основ управления. Кроме того, они же ведут свое методическое сопровождение разных категории завучей по определенным проблемам:
• с учителями, являющимися резервом заместителя директора по учебно-воспитательной работе 2— 3-й ступени;
• с вновь назначенными завучами;
• по организационной структуре и методической работе в школе;
• по менеджменту в управлении образовательным процессом.
В виртуальной школе предоставляется возможность заместителям директоров по учебно-воспитательной работе 2—3-й ступени транслировать свой передовой опыт по управлению образовательным процессом в разделе «Мастер-класс». Помощь молодым заместителям директоров происходит не только в отдельной группе в программной среде Moodl «Виртуальная школа ОМЦ», но и через сайт ЛОУ:
• на странице «Обзор методической литературы» перечень книг для самообразования, практико-ори-ентированные диски как готовые разработки некоторых документов для управления образовательным процессом;
• на разных страницах сайта через образцы локальных актов, разработанные методистами лаборатории основ управления, наработками опытных завучей и т.д.
На сайте ЛОУ счетчик посещений показывает, что только в этом году сайт посетили около 2 тыс. чело-
век, а всего за три года — более 13 тыс. не только из округа, г. Москвы и России, но и США, Польши, Украины, Казахстана, Италии, Германии, Болгарии, Австрии и т.д.
Обмен наработками завучей по разным проблемам, документами школы происходит периодически. Открытость информационного пространства раскрывается и через проведение тестов, опросов, голосования, форум методического центра.
Актуальность информационно-методического сопровождения можно проследить через отзывы, которые приходят в электронных письмах: «Никогда не думала, что работать в пространстве не в тягость, а в радость», «Спасибо за нужную и полезную информацию», «Большое спасибо за внимание и оказанную методическую помощь», «Документы интересные и своевременные» и т.д.
Следующим этапом развития будет использование вебинаров, расширение видов консультационной помощи, совершенствование пространства «ЛОУ. Вопросы управления» и сайта ЛОУ.
Литература
1. Афанасьева Т.П., Елисеева И.А. Управленческая компетентность руководителей школ в регионе: оценка и совершенствование: метод. реком. М., 2000.
2. Борисова М. В., Головина О.Л. Методическая служба нового типа: учреждения нач. проф. образования // Профессиональное образование: информ., пед., науч.-метод. изд. 2006. № 5. С. 6, 7.
3. Филатова Л. И. О профессиональной деятельности специалистов методических служб и методах ее исследования // Методическая работа: опыт научного исследования / ред.-сост. Л.И. Филатова. М., 2002. С. 3—19.