118 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь ^
педагогическое сопровождение процессов обновления соДержания и организации обучения
Л. С. Жаркова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются процессы педагогического сопровождения обновления содержания и организации обучения в Москве и Московской области. Раскрывая огромный содержательный и организационный потенциал системы образования автор статьи сосредоточил внимание на экспертизе учебных планов, создании творческих мастерских и модельных курсов, фестивалях «Содружество муз» и т.д.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, содержание, организация образования, общеобразовательная школа, мониторинг, новейшие технологии, сайты.
In article processes of pedagogical support of updating of the maintenance and the training organization in Moscow and Moscow Region are considered. Opening huge substantial and organizational potential of an education system the author of article has concentrated attention to examination of curricula, creation of creative masterful and modeling courses, festivals «Commonwealth of muses» etc.
Keywords: pedagogical support, the maintenance, the formation organization, comprehensive school, monitoring, the newest technologies, sites.
Основное направление обновления содержания в общеобразовательной школе состоит в его многообразии и вариативности. При этом многообразие выступает не только как перспективная тенденция, но и как новое качество образования.
При определении приоритетных направлений педагогического сопровождения процесса обновления содержания в общеобразовательной школе, на наш взгляд, следует учитывать следующие обстоятельства. В настоящее время появились тенденции усиления общекультурной и гуманитарной направленности образования; объективного повышения социальной востребованности образования; повышения роли гражданских функций образования; повышения требований к социально-профессиональной мобильности личности.
Мы согласны с А.И. Суббетто в том, что
«гуманизация российского общества включает в себя гуманизацию образования как ведущего механизма воспроизводства общественного интеллекта. Это означает усиление воспитательного начала в образовании, обеспечение его доступности широким слоям населения, превращение университетов, вузов, школ в центры культуры соответствующих микрорайонов, районов, областей, регионов, республик, раскрытие таких функций образования, как социализация личности» (4, с. 13).
В Москве и Московской области эти тенденции проявляются в постепенном переходе к ориентированному образованию человека, что отражается в многообразии образовательных программ (по срокам, уровням, направлениям обучения), создающих предпосылки для реального выбора индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с запроса-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-декабрь 2011 118-124
ми и возможностями личности школьника; переориентации образовательного процесса на овладение школьниками различных способов освоения культуры, развитие у них навыков самостоятельной работы и творчества, что позволяет наиболее эффективно использовать возможности образования для формирования гражданской, правовой, психологической, экономической и экологической культуры, для развития многообразия мнений.
Исходя из анализа внешних тенденций и наблюдаемых внутренних изменений в целевой программе развития системы образования в Москве и Московской области, можно выделить следующие перспективные направления педагогического сопровождения обновления содержания образования: педагогическое сопровождение отдельных дисциплин (например, «Москвоведение», «Экология Москвы», «ОБЖ» и др.) посредством их интеграции на практике.
При обновлении содержания предметных дисциплин, включая проблемы профильного и предпрофильного образования, необходимо опираться на психолого-педагогические основы современного образования; освоение и использование информационных и коммуникационных технологий в различных дисциплинах.
Педагогическое сопровождение процессов обновления содержания в общеобразовательной школе происходит на основе базисных учебных планов Москвы и Московской области, которые усиливают интегративные принципы Федерального базисного учебного плана. Переход к интегративному изучению ряда предметов является одним из шагов по педагогическому сопровождению обновления содержания образования, приближая его к реалиям современной жизни.
Педагогическому сопровождению процессов обновления содержания в общеобразовательной школе способствуют и современные продуктивные образовательные технологии, которые помогают в интеграции знаний разных предметов и курсов в системное представление школьников об окружающем мире. Основу интегративного изучения составили
рабочие программы, разработанные в Москве и Московской области методическими объединениями учителей. Значительные изменения в формах, методах, уровнях обучения, создание разноуровневых программ, учебников, новых методик и технологий ставит перед учителями задачу не только хорошо владеть своим предметом, но и уметь свободно ориентироваться в соответствующей области знаний, осуществлять интеграцию в рамках смежных дисциплин. Осуществить до конца процесс педагогического сопровождения процессов обновления содержания в общеобразовательной школе можно только при создании оптимальной структуры конкретных результатов образования.
В Северо-Западном административном округе г. Москвы с января 2010 года по новым стандартам приступили к работе 18 учителей в 18 пилотных школах. Учителя этих школ хорошо разбираются в содержании начального образования, владеют современными технологиями обучения, знают психолого-педагогические основы младшего школьного возраста, дают высокий уровень качества знаний. В процессе внедрения педагогического сопровождения обновления содержания в общеобразовательной школе сформирована информационно-образовательная среда, улучшена материально-техническая база, соблюдены все санитарно-гигиенические условия. Окружной методический центр провел большую подготовительную работу со всеми учителями, завучами и директорами пилотных школ по следующим направлениям: изучение содержания стандартов второго поколения; участие в городских конференциях и семинарах по теме «Учимся работать по новым стандартам»; применение новых видов мониторинга в начальной школе; овладение новыми видами деятельности, в том числе проектной и исследовательской; обучение всех педагогических кадров пилотных школ в ЦИТиУО; создание личных информационных образовательных пространств во всех пилотных школах.
В результате проведенной работы по педагогическому сопровождению процессов обновления содержания в общеобразовательной
школе следует отметить, что учителя активно включились в апробацию нового содержания образования (28%), на 22% увеличилось число учителей овладевших современными образовательными технологиями, в том числе информационно-коммуникационными.
С целью педагогического сопровождения методического обеспечения учителей пилотных школ в округе функционируют педагогические мастерские и мастер-классы, которые обеспечивают «Содружество ученого, учителя и методиста». Главная проблема здесь - проблема духовных ценностей как основы их взаимодействия.
Прав В.И. Андреев, что проблема ценностей возникает в любой сфере человеческой деятельности, в любой науке о человеке. Что касается педагогики и педагогической деятельности, то ценности, как и цели в образовании, воспитании и саморазвитии человека, только за последнее столетие весьма сильно изменились (1, с. 40).
Как показывает анализ, апробация и освоение принципиально новых учебно-методических комплектов, разработанных в соответствии с требованиями стандартов второго поколения, представляют собой еще одно приоритетное направление педагогического сопровождения процессов обновления содержания в общеобразовательной школе. Учителя географии и истории ряда школ округа включились в проект по апробации УМК нового поколения «Сфера». Это проект по разработке и внедрению новой технологии организации учебного процесса с использованием комплекса современных учебных материалов, созданных на основе единой методологии. В основу проекта положена идея организации учебно-воспитательного процесса в новой информационно-образовательной среде, позволяющей наиболее эффективно реализовать потребности современных школьников в формировании жизненно важных компетенций: личностной, социальной, коммуникативной, интеллектуальной и т.п. Учителя являются не только реализаторами проекта в школах, но и непосредственно участниками создания УМК. В рамках проек-
та организованы курсы повышения квалификации с участием авторов учебно-методического комплекта, мастер-классы для учителей, мониторинговые исследования по внедрению.
Основными направлениями педагогического сопровождения процессов обновления содержания в общеобразовательной школе является профессиональная переподготовка учителей, а также подготовка и издание комплекта учебников и учебных пособий, обеспечивающих возможность реализации вариативных образовательных программ на основе взаимодействия федеральных и региональных органов управления образованием. В СевероЗападном округе г. Москвы апробируются новые учебники по основным предметам (биология, география, химия, математика). В школьный курс математики вводится новый курс «Элементы теории вероятностей и статистики», предусмотренный стандартом образования.
Поддержка инновационных образовательных программ элективных курсов, курсов по выбору через систему областных, городских, окружных конкурсов, публикаций в окружных сборниках, на сайте ОМЦ, направленных на решение перспективных задач, является одной из важных задач окружной методической службы. Переход к многообразию образовательных программ (по срокам, уровням, направлениям обучения) создает предпосылки для реального выбора индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с запросами и возможностями личности.
Постепенно сложилась система профильного обучения, в которой около четверти школ (24,3%) выбрали профильное изучение отдельных предметов (русского языка, математики). Именно эти предметы являются обязательными для сдачи итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Профильные общеобразовательные предметы, элективные курсы и курсы по выбору школьников определили специализацию профилей обучения.
Экспертиза учебных планов общеобразовательных школ, проведенная методическим центром, позволила выявить приоритетные профили в системе школьного образования (гумани-
тарный (24,3%), естественнонаучный (16,6%), физико-математический (8,8%)). Следовательно, в школах округа созданы условия для реализации педагогического сопровождения процессов обновления содержания в общеобразовательной школе, которое включает тематические встречи с авторами УМК, консультации по вопросам составления планирования, программ элективных курсов, обобщение опыта учителей, работающих в профильных классах.
Однако педагогическое сопровождение процесса обновления содержания образования определяет необходимость выработки нового подхода к оценке образовательных результатов школьников и качественно иных ориентиров в оценке деятельности учителя. Достижению этой цели способствуют такие формы, как создание консалтинговых (консультативных) пунктов по подготовке к ЕГЭ для учителей округа по всем предметам; ежегодное рецензирование демоверсий ЕГЭ (на соответствие КИМов кодификатору и спецификации экзаменационной работы, на предмет корректности заданий, правомерности предлагаемых ответов); проведение учебы экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом КИМов ЕГЭ по физике, математике, русскому языку, истории, обществознанию; рецензирование заданий городского мониторинга, который ежегодно проводится сотрудниками МЦКО совместно с лабораторией качества ОМЦ и предметными методистами (предмет экспертизы -соответствие кодификатору и спецификации работы); учет времени проведения тестирования; определение уровня трудности заданий; разработка экспертных заключений для МИОО и МЦКО на все демоверсии ГИА 9, ЕГЭ последних лет; рецензирование учебников и вариантов тестов и контрольных работ МЦКО, МИОО для всех параллелей; сбор отзывов на работы: материалы по планированию учебного материала по всем УМК издательства «Просвещение».
В рамках творческих мастерских и модульных курсов для учителей русского языка, истории, иностранного языка и др. ведется подготовка сетевых консультантов - тьюторов.
В частности, по истории и русскому языку определены базовые школы (опорные пункты - 16, по районам) по подготовке к ЕГЭ. По иностранному языку предметные тьюторы обучаются при содействии издательств, выпускающих методические пособия по ГИА и ЕГЭ (Макмиллан, Лонгман, Оксфордское качество).
Межпредметные конференции и фестивали рассматриваются в Москве и Московской области как форма освоения нового предметного содержания в области русского языка и литературы. В декабре 2010 года была проведена конференция по литературе «Русь, куда ж несешься ты?», в которой приняло участие около 1000 человек. По результатам конференции были созданы окружные сборники с лучшими творческими работами учителей.
Четвертый год проходит Фестиваль гуманитарных предметов «Содружество муз» для учеников 5-11 классов и их наставников. Условием участия в фестивале являются совместное творчество ученика и учителя, участие в практических семинарах по подготовке к конкурсам, Интернет-конференции, обмен опытом между преподавателями.
На наш взгляд, главная ценность системы образования Москвы и Московской области состоит в том, что она способна открыть и спроектировать индивидуальные ценности всех субъектов образовательной среды. «Выявление ценностей образования означает, что необходимо прежде всего заботиться о роли образования в судьбе каждого отдельного человека» (3, с. 33).
В 2009/10 учебном году большой резонанс получил проект - Передвижная выставка педагогов-художников Южного округа «Я по радуге чувств пробегу босиком». В проекте участвовали 23 учителя ИЗО (более 50 работ изобразительного, фото и прикладного искусства), которые в течение года проводили мастер-классы для педагогов округа. Другой социальный и образовательный проект, который объединил усилия учителей всех предметов, называется «Сопричастность».
Педагогическое сопровождение процессов обновления содержания в общеобразова-
тельной школе отвечает современным квалификационным требованиям: 34 модульных курса (совместно с МИОО) с объемом учебного плана 36 часов; 17 модульных курсов по направлениям экспериментально-инновационной деятельности; 16 модульных курсов на базе городских научно-методических центров (МЦКСХ, «Школьная книга» и др.); 13 педагогических мастерских; 14 творческих лабораторий; 9 школ для молодых специалистов; 50 мастер-классов, в которых активно участвовали и повышали свой профессиональный уровень 1929 работников образования. Совершенствуется содержание учебных программ, реализуемых в окружной системе повышения квалификации. Появляются новые направления: мониторинг и статистика в образовании, формирование системы качества образования на уровне образовательного учреждения, стратегический менеджмент.
Сайты методических центров Москвы и Московской области действуют с 2004 года. За это время их ресурсами воспользовалось более миллиона посетителей. Структура сайтов подразумевает активное использование контента учителями и их непосредственное участие по его наполняемости. Сайты содержат новостной контент, необходимую документацию для работы учителя-предметника, консультационную линию онлайн, методические разработки, учебную литературу, ссылки на актуальные источники информации. Сайты связаны с самым большим в России педагогическим форумом «Всероссийским интернет-педсоветом», где идет обсуждение наиболее актуальных тем современного образования, существует медиатека ресурсов, консультационные линии, конкурсы, интернет-поддержка. Одним из ведущих направлений педагогического сопровождения процессов обновления содержания в общеобразовательной школе является использование дистанционных образовательных технологий для обеспечения постоянно действующей системы ПК (и в первую очередь системы ПК в области ИКТ), что является одним из стратегических направлений работы окружных и районных методических служб. Для органи-
зации полноценного дистанционного обучения в Московском областном методическом центре был открыт дополнительный сетевой ресурс: виртуальная школа, где инструментально использована программа МсюШе. Эта среда, первоначально ориентированная на организацию взаимодействия между учителем и школьниками в процессе дистанционного обучения, легко адаптируется для организации традиционных дистанционных курсов и поддержки очного обучения.
Педагогическое сопровождение процессов обновления содержания в общеобразовательной школе во многом зависит от уровня профессиональной квалификации самих методистов. В настоящее время в сфере образования не в полной мере сложилась система профессиональной подготовки методистов, руководителей методических служб, занимающихся собственно методической деятельностью, связанной с повышением качества образования. Чаще всего методист богат только собственным опытом. Не осознается пока и тот факт, чем должен специально овладевать методист, какие способности и навыки должны быть у него сформированы, в чем должна заключаться его профессиональная компетентность, необходимая в работе с педагогическими коллективами и отдельными учителями.
Объективное усложнение профессионально-педагогической деятельности и усиление ее многообразия определяют необходимость комплексного анализа образовательных потребностей специалиста на основе диагностики его реальных способностей. Педагогическое сопровождение процессов обновления содержания в общеобразовательной школе, соответственно, требует и развития. Средствами достижения поставленных педагогических задач являются структурные изменения в центре, реализация проектно-целевых подходов к управлению, опережающее обучение методистов, маркетинг образовательных запросов, использование ИКТ-технологий, сетевая организация обучения, независимая общественно-профессиональная экспертиза окружных программ, повышение квалификации педагогов и управленцев.
Исходя из современных требований обеспечения качества образования, опираясь на нормативно-правовые документы и современные научно-педагогические исследования, в Москве и Московской области необходимо разработать комплекс мер по повышению качества образования, органично встраиваемый в структуру образования, включающий, в том числе, систему оценки качества образования. В принципе, на наш взгляд, следует рассматривать качество образования как соотношение цели к результатам, а создаваемые модели системы оценки качества нацелены на достижение соответствия реальных образовательных результатов, полученных школьниками согласно требованиям государства, потребностям мегаполиса и области, социальным и личностным ожиданиям. В ходе педагогического сопровождения процессов обновления содержания в общеобразовательной школе следует выделить обязательные компоненты данной системы, позволяющие рассматривать качество образования как интегральную величину. Сюда входят качество: условий, процессов, результатов.
Педагогическое сопровождение процессов обновления качества образования лежит через создание теоретической модели системы мониторинга образовательных результатов. Под педагогическим мониторингом понимается специально организованный, постоянный, целевой контроль и диагностика состояния образования на базе систематизации существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений. И здесь на первый план выходит категория профессиональные ценности, образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса.
«Многообразие трактовок ключевой категории "профессиональные ценности" обусловлено различиями в решении проблемы соотношения "онтологического - гносеологического - социологического", "объективного - субъективного" применительно к характеристике системы ценности той или иной профессии» (2, с. 310).
Целью мониторинга качества образовательных результатов является оперативное и своевременное отслеживание, фиксирование и анализ степени решения образовательных задач через оценку уровня образовательной подготовки обучающихся в школах Москвы и Московской области. Данная цель реализуется через решение следующих задач: получение полной информации о фактическом уровне и качестве образовательной подготовки школьников.
Разработанная система рейтинга реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации по количественным и качественным показателям образовательной деятельности школ, позволяет присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку) каждой общеобразовательной школе в разрезе различных видов деятельности.
Оценка качества образования показывает, что педагогическое сопровождение процессов обновления содержания в общеобразовательной школе способствует повышению информированности потребителей образовательных услуг, в том числе через: публичность рейтинга ОУ по различным основаниям качества образования на страницах школьных сайтов. Следовательно, для формирования общего смыслового поля необходимо введение института внутренних и внешних независимых экспертов - наблюдателей для создания системы оценки качества образования, как на школьном уровне, так и на уровне округа. А в системе повышения квалификации важно методистам по качеству образования ОМЦ проводить курсы по темам «Управление качеством образования в начальной школе» (36 часов, филиал МИОО) и «Мониторинг школьного образования» (36 часов, филиал МИОО). Ожидаемые результаты функционирования системы оценки качества позволят сопоставить прогнозируемые результаты с полученными, проанализировать их и наметить эффективные пути педагогического сопровождения процессов обновления содержания в общеобразовательной школе, развития образовательной системы школы, где качество образования будет отвечать запросам общества.
Примечания
1. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
2. Галагузова, М. А. Ценностные ориентации в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы: научно-практический аспект / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова // Понятийный аппарат педагогики и образования. - Екатеринбург: СВ-96, 2010.
3. Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова): учебное пособие / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2002.
4. Суббетто, А. И. Гуманизация образования - императив XXI века / А.И. Суббетто. - Набережные челны, 1996.
теоретические основы исследования самосознания учащейся молодёжи
А. В. Калянов
Московский государственный университет культуры и искусств
Самосознание учащейся молодежи как актуальная проблема современной психолого-педагогической науки. Диссертационные исследования, в которых анализируется данная проблема. Структура самосознания. Самосознание как венец развития высших психических функций. Становление «Я-концепции» в юношеском возрасте. Значение самосознания для эффективного процесса саморазвития и самоактуализации. Типы развития самосознания. Самосознание и самооценка.
Ключевые слова: теоретические основы, самосознания учащейся молодежи.
Consciousness of studying youth as an actual problem of a modern psihologo-pedagogical science. Dissertational researches in which the given problem is analyzed. Structure of consciousness. Consciousness as a wreath of development of the higher mental functions. Formation of "Ego-concept" at youthful age. Value of consciousness for effective process of self-development and self-actualisation. Types of development of consciousness. Consciousness and a self-appraisal.
Keywords: theoretical bases, consciousness of studying youth.
Особенностью самосознания в юношеском возрасте является его проекция в будущее, что связано с определением молодым человеком своих жизненных планов, целей, нравственных идеалов.
Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение человека и связано с выбором профессии. Формируется и осознается
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-декабрь 2011 124-131
потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл.
В юности, когда человек впервые сталкивается с проблемой сознательного выбора жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро. Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития во-