Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУПЕЧЕСТВА БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОЕКТОВ ДЛЯ ГОРОЖАН ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУПЕЧЕСТВА БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОЕКТОВ ДЛЯ ГОРОЖАН ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
41
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Байкальская Сибирь / история городской культуры / коллекционирование / художественная жизнь / Иркутская губерния / Забайкальская область. / Baikal Siberia / history of urban culture / collecting / artistic life / Irkutsk province / Transbaikal region

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ткачев Виталий Викторович

В исследовании восстанавливается история участия купечества Байкальской Сибири в реализации выставочных проектов во второй половине XIX – начале XX вв. Работа дает понять, как взаимодействовали коллекционеры в процессе развития художественного пространства региона. Изучена деятельность иркутского и нерчинского купечества по организации событий регионального и международного значения, история формирования живописных собраний. Проводится анализ документов Государственного архива Иркутской области и Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева о работе разных представителей купеческого сословия в городах Иркутской губернии и Забайкальской области. Представлены и проанализированы материалы, которые объясняют принципы проектирования, оформления, создания выставочных проектов. Документы показывают то, как городское общество участвовало в создании собраний предметов искусства, изучении творчества талантливых мастеров и культурного наследия коренных народов региона. В результате создания благоприятных отношений между нерчинскими и иркутскими коллекционерами появлялись общедоступные для жителей пространства, где возможно было познакомиться с произведениями искусства, научными открытиями, результатами экспедиционной работы сибирских исследователей. Также расширялись знания об отечественных и мировых достижениях в живописи. В работе проанализирована историческая литература и исследованы новые материалы, выявленные в сибирских архивах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ткачев Виталий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE MERCHANTS OF BAIKAL SIBERIA TO REALIZE EXHIBITION PROJECTS FOR CITIZENS IN THE SECOND HALF OF THE XIX – EARLY XX CENTURIES

The study restores the history of the participation of the merchants of Baikal Siberia in the implementation of exhibition projects in the second half of the 19th – early 20th centuries. The work makes it clear how collectors interacted in the process of developing the artistic space of the region. The activities of the Irkutsk and Nerchinsk merchants in organizing events of regional and international significance, the history of the formation of pictorial collections are studied. The analysis of the documents of the State Archive of the Irkutsk Region and the Irkutsk Regional Art Museum named after V. P. Sukachev about the work of various representatives of the merchant class in the cities of the Irkutsk province and the Trans-Baikal region is being carried out. Materials are presented and analyzed that explain the principles of design, design, and creation of exhibition projects. The documents show how the city society participated in the creation of collections of art objects, the study of the creativity of talented artists and the cultural heritage of the indigenous peoples of the region. As a result of the creation of favorable relations between Nerchinsk and Irkutsk collectors, public spaces appeared for residents, where it was possible to get acquainted with works of art, scientific discoveries, and the results of the expeditionary work of Siberian researchers. Also, knowledge about domestic and world achievements in painting was expanding. The paper analyzes the historical literature and investigates new materials, identified in the Siberian archives.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУПЕЧЕСТВА БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОЕКТОВ ДЛЯ ГОРОЖАН ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.»

УДК 94(57)

DOI: 10.24411/2618-8120-2022-3-23-33

В. В. Ткачев

Иркутский государственный университет,

Иркутск, Россия, e-mail: vitaliy.tkachev.96@mail.ru

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУПЕЧЕСТВА БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОЕКТОВ ДЛЯ ГОРОЖАН ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

В исследовании восстанавливается история участия купечества Байкальской Сибири в реализации выставочных проектов во второй половине XIX - начале XX вв. Работа дает понять, как взаимодействовали коллекционеры в процессе развития художественного пространства региона. Изучена деятельность иркутского и нерчинского купечества по организации событий регионального и международного значения, история формирования живописных собраний. Проводится анализ документов Государственного архива Иркутской области и Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева о работе разных представителей купеческого сословия в городах Иркутской губернии и Забайкальской области. Представлены и проанализированы материалы, которые объясняют принципы проектирования, оформления, создания выставочных проектов. Документы показывают то, как городское общество участвовало в создании собраний предметов искусства, изучении творчества талантливых мастеров и культурного наследия коренных народов региона. В результате создания благоприятных отношений между нерчинскими и иркутскими коллекционерами появлялись общедоступные для жителей пространства, где возможно было познакомиться с произведениями искусства, научными открытиями, результатами экспедиционной работы сибирских исследователей. Также расширялись знания об отечественных и мировых достижениях в живописи. В работе проанализирована историческая литература и исследованы новые материалы, выявленные в сибирских архивах.

Ключевые слова: Байкальская Сибирь, история городской культуры, коллекционирование, художественная жизнь, Иркутская губерния, Забайкальская область.

V. V. Tkachev

Irkutsk State University, Irkutsk, Russia, e-mail: vitaliy.tkachev.96@mail.ru

ACTIVITIES OF THE MERCHANTS OF BAIKAL SIBERIA TO REALIZE EXHIBITION PROJECTS FOR CITIZENS IN THE SECOND HALF OF THE XIX - EARLY XX CENTURIES

The study restores the history of the participation of the merchants of Baikal Siberia in the implementation of exhibition projects in the second half of the 19th -early 20th centuries. The work makes it clear how collectors interacted in the process of developing the artistic space of the region. The activities of the Irkutsk and Nerchinsk merchants in organizing events of regional and international significance, the history of the formation of pictorial collections are studied. The analysis of the documents of the State Archive of the Irkutsk Region and the Irkutsk Regional Art Museum named after V. P. Sukachev about the work of various representatives of the merchant class in the cities of the Irkutsk province and the Trans-Baikal region is being carried out. Materials are presented and analyzed that explain the principles of design, design, and creation of exhibition projects. The documents show how the city society participated in the creation of collections of art objects, the study of the creativity of talented artists and the cultural heritage of the indigenous peoples of the region. As a result of the creation of favorable relations between Nerchinsk and Irkutsk collectors, public spaces appeared for residents, where it was possible to get acquainted with works of art, scientific discoveries, and the results of the expeditionary work of Siberian researchers. Also, knowledge about domestic and world achievements in painting was expanding. The paper analyzes the historical literature and investigates new materials, identified in the Siberian archives.

Keywords: Baikal Siberia, history of urban culture, collecting, artistic life, Irkutsk province, Transbaikal region.

Введение

В настоящее время сибирские исследования направлены на изучение общественного сознания во второй половине XIX - начале XX вв. Рассматривается просветительская работа коллекционеров, представителей купеческого сословия Иркутска и Нерчинска по развитию художественного пространства. В научных трудах исследуется процесс взаимодействия купечества с обществом, анализируются трудности и возможности в реализации разных выставочных проектов. Сибирские историки обращаются и к воспоминаниям купцов об исторических событиях, в которых они принимали активное участие путем обсуждения и реализации идей по развитию общедоступных пространств для городского общества Байкальского региона. Так, постепенно выявляются письма и анализируется и переписка предпринимателей о том, как осуществлялся процесс сбора предметов в фонды музеев, включение отдельных экспонатов в новые экспозиции, выставочные павильоны и другие доступные выставочные площадки.

Известно, что коллекционеры произведений искусства участвовали в работе таких известных общественных и научных организаций, как ВосточноСибирский отдел Императорского Русского географического общества (ВСОИРГО), Общество распространения народного образования и народных

развлечений в Иркутской губернии, Общество любителей музыки и литературы, Иркутское общество художников и другие. Историки собирают и изучают уникальные исторические источники, которые показывают участие купечества в разных городских мероприятиях, в том числе и в выставках. Документы доказывают и подробно описывают процессы прошлого о том, как большие денежные средства от купцов поступали и на реализацию научных исследований, просветительских проектов.

Другая сторона их деятельности была направлена на организацию международных мероприятий, таких как Всемирная выставка в Париже 1900 г. Нерчинские и иркутские купцы, в частности, М. Д. Бутин и В. П. Сукачев, участвовали в процессе развития художественной жизни, приобщении городского общества к произведениям искусства, создании сибирского павильона Парижской Всемирной выставки. Их живописная, графическая, этнографическая и другие коллекции получили высокую оценку мировой общественности. Известно то, что они собирали картины, рисунки, эскизы, скульптуры и другие предметы, которые представляли особую ценность. Они привлекали к участию в просветительских мероприятиях и жителей региона, так как считали это полезным для развития интересов, предпочтений в сфере искусства. На настоящий момент не существует подробных трудов, рассматривающих с разных сторон то художественное пространство, которое было создано иркутским и нерчинским купечеством в данный период. Общественную деятельность Михаила Дмитриевича Бутина и Владимира Платоновича Сукачева стоит рассматривать отдельно, так как исторические документы сохранили подробные свидетельства о том, что в отличие от других они стремились создавать общедоступные площадки (музеи и галереи), где городское общество знакомилось с художественными полотнами сибирских и западных мастеров. Также прослеживаются сходные методы в их просветительской работе при реализации общественных и выставочных проектов, что подтверждает утверждение о том, что их объединяло единство интересов в развитии художественного пространства, расширении доступности к мировому и отечественному наследию. Таким образом, данное исследование актуально и востребовано для восстановления исторических сюжетов по реализации выставочных проектов.

Цель и задачи

Цель данного исследования заключается в том, чтобы восстановить историю реализации купечеством Байкальской Сибири выставочных проектов во второй половине XIX - начале XX вв. Благодаря формированию интереса общественности к международным, всероссийским и региональным событиям, создаются коллекции для таких значимых мероприятий, что и рассматривается в данной работе. В соответствии с этим определены следующие задачи: на основе документов Государственного архива Иркутской области и Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева представить работу купечества по созданию выставочных пространств, приобщению и формированию интересов жителей Иркутска и Нерчинска в искусстве;

определить трудности и результаты этого процесса; на примере коллекции М. Д. Бутина и В. П. Сукачева, большая часть которой вошла в состав Парижской Всемирной выставки 1900 г., рассмотреть участие купечества в организации мероприятий разного уровня.

В настоящем исследовании используются материалы фонда ВСОИРГО, входящего в состав Государственного архива Иркутской области и фонды архива художественного музея Иркутска. Сохранились не только документы о деятельности общественной организации, истории реализации выставочных проектов, но и сведения о М. Д. Бутине и В. П. Сукачеве. Также в собрания входят научные труды самих выдающихся исследователей о экономическом, социальном, культурном развитии Забайкальской области и Иркутской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.

Историю развития художественного пространства Иркутска и Нерчинска второй половины XIX - начала XX вв., научную и выставочную деятельность общественных организаций, участия купеческого сословия в событиях рассматривали многие историки [4, с. 32-49]. Так, проведению художественных выставок в музее ВСОИРГО, городском общественном собрании, деятельности сибирских художников посвящены научные труды известных сибирских исследователей [7, с. 11; 8, с. 17; 9, с. 24]. Вклад иркутского купечества в формирование социокультурного, художественного пространства рассматривал в своих работах иркутский историк В. П. Шахеров [18, с. 12; 19]. Деятельность купцов по развитию городского пространства также изучают другие отечественные историки [5; 6, с. 249-254]. Следует вспомнить активную исследовательскую деятельность известного искусствоведа, директора Иркутского художественного музея А. Д. Фатьянова. В его многочисленных статьях, альбомах, каталогах и монографиях была представлена во всех подробностях история приобретения и включения отдельных произведений искусства сибирских и западных мастеров в фонды музея [15, с. 22; 16, с. 15]. Исследователь обращает свое внимание и на просветительскую, благотворительную деятельность купечества и его участия в общезначимых городских проектах.

Роль купцов в создании выставок, формировании музейных коллекций рассматривал в статьях и монографиях иркутский историк, специалист по музейному делу [10, с. 8; 11, с. 28]. В результате продолжительной работы с архивными документами исследователю удалось представить историю организации художественных мероприятий в Иркутске на рубеже XIX и XX вв.

Таким образом, в сибирской историографии подробно рассматривается музейная работа, создание художественных выставок, но не изучены разные стороны жизни и деятельности разных представителей купеческого сословия Байкальской Сибири и их участие в общезначимых событиях для горожан. Особенности формирования собраний малоизвестных купцов в общественности не представлены в монографиях о социокультурной жизни региона, так как большинство документов не выявлены в государственных и семейных архивах. Также в современной исторической науке не существует работ о том, каким

образом купеческие коллекции влияли на развитие художественного пространства Иркутска и Нерчинска во второй половине XIX - начале XX вв. Итак, данное исследование направлено на то, чтобы, используя архивные документы, восстановить историю участия иркутского и нерчинского купечества в реализации выставочных проектов.

Результаты и обсуждение

Жители Нерчинска и Иркутска организовывали разные просветительские мероприятия, где демонстрировались научные достижения настоящего времени. Проводились международные, всероссийские, региональные события: Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка 1887 г., Парижская Всемирная выставка 1900 г., Иркутская научно-промышленная выставка 1903 г. и многие другие [12, с. 36; 13, с. 24].

Известно, что Всемирная выставка в Париже, которая проходила с 15 апреля по 12 ноября 1900 г., восстановила во всех подробностях историческое прошлое Байкальской Сибири, определила особенности традиционного народного искусства. Исторические документы сохранили сведения о мероприятии, в котором приняли участие разные представители купеческого сословия: «Выставка будущего 1900 года в Париже привлекает всеобщее внимание тою характерною особенностью, что она должна представить всему образованному миру итоги умственного движения человечества за истекающее столетие накануне нового наступающего XX века» [17, с. 1005].

Источники, которые представлены в собрании архива и музея, подтверждают то, что члены ВСОИРГО и большая часть интеллигенции направляли средства для создания площадок международной выставки. Данная организация поддерживала значимые проекты, направленные на развитие городского общества. Таким образом, формировалась обширная коллекция по истории, экономике, минералогии, геологии, этнографии и другим научным областям. Исторические документы фиксируют то, что в создании выставки приняли участие известные общественные деятели, ученые, художники и предприниматели: А. П. Богословский, А. П. Артюшков, В. А. Комаровский, А. В. Тихвин и другие [14]. О начале сбора предметов для выставки свидетельствует письмо канцелярии Иркутского военного генерал-губернатора от 23 августа 1899 г.: «Восточно-Сибирскому отделу Императорского Русского Географического общества предложено взять на себя организацию сбора коллекций для Русского отдела Всемирной выставки 1900 года в Париже. На долю Отдела при этом выпадает сбор коллекций в пределах Енисейской и Иркутской губернии и Якутской области. Дело заведывания этим сбором поручено Выставочной комиссии при Отделе, которая пригласила в свою среду между прочим и фотографов-любителей г. Иркутска. По указанию последних Выставочная комиссия отдела обращается к Вам, Милостивый Государь, с просьбою о возможном содействии» [1].

Участие общественности во Всемирной выставке можно объяснить тем, что многие жители изучали историю региона, собирали свои собственные коллекции (книги, минералы, монеты, скульптуры, картины, ткани). Они хотели

показать другим свои собрания, поэтому передавали предметы в комиссию научной организации. Иркутские и нерчинские купцы привозили из западных, восточных стран и разных уголков Российской империи уникальные предметы искусства. Коллекции В. Н. Баснина (1799-1876), А. М. Сибирякова (1849-1933), В. П. Сукачева (1849-1920), М. Д. Бутина (1835-1907) пополнялись редкими тканями, полотнами, рисунками, эскизами, статуэтками и украшениями. Можно привести в пример несколько собраний уникальных предметов искусства, которые формировались во второй половине XIX - начале XX века. Так, в коллекции В. П. Сукачева находились полотна отечественных художников, которые являлись представителями нового демократического направления реалистического искусства в Российской империи. Также в собрании можно найти и картины немецких художников В. Векса, А. Тамма, француза Н. Пуссена, австрийца А. Ригера, итальянца Амиратто и многих других представителей западноевропейских направлений в живописи. В. П. Сукачев привозил не только оригиналы, но и копии работ мастеров, что тоже являлось для региона уникальным событием. Владимир Платонович участвовал и в реализации разных выставочных проектов.

В качестве примера активной просветительской работы нерчинского купечества по проведению мероприятий можно привести Михаила Дмитриевича Бутина. Он создавал первые павильоны для научно-промышленных выставок в Иркутске, предоставлял предметы из собственного собрания. Известно, что музейная коллекция М. Д. Бутина, этнографическая часть которой была представлена на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., получила серебряную медаль и диплом. Он собирал предметы искусства, книги и другие материалы, которые послужили основой для формирования в Забайкальском регионе художественного пространства.

Михаил Дмитриевич Бутин (1835-1907) - нерчинский и иркутский купец 1-й гильдии, коммерции советник, известный общественный деятель, с 1870 г. член ВСОРГО. М. Д. Бутин является автором известных трудов по экономическим, социальным, культурным вопросам. В своих трудах Михаил Дмитриевич обращал свое внимание на условия, которые помогали создавать культурные центры в Забайкалье. Они являлись местами для приобщения жителей к произведениям искусства. В 1885 г. он писал: «Хотя в числе различных вопросов, предложенных для обсуждения в предстоящем втором съезде Господин губернатор Приамурского края, не значится специального вопроса о золотопромышленности, а таковой очевидно вошел в программу IV отдела вопроса съезда, но имея в виду значение его, вообще для Забайкалья, долгом считаю между прочими соображениями, коснуться в настоящей записке и вопроса о золотопромышленности. Известно, что Забайкалье представляет огромную площадь с разнообразного естественного культурного при малочисленном населении находящемся в общем в слабой степени развития. Между тем, естественное богатство этой площади и прекрасные задатки населения дают твердое основание, что всякое улучшение для них, несомненно, принесет не только местную, но и общегосударственную пользу» [2].

Семья М. Д. Бутина проживала в богатом каменном доме, расположенном на центральной улице Нерчинска. Сооружение этого здания началось в середине 1860-х годов на бывшей территории усадьбы протоирея Кирилла Суханова. Во дворце М. Д. Бутина мавританского стиля размещалось большое собрание живописи, скульптуры, книг (библиотека насчитывала 25-30 тысяч томов), минералов, монет. Картины в большинстве были привезены из Франции. Частично предметы поступили от иркутского купца Н. Н. Пежемского (русские и иностранные монеты, большое количество минералов, окаменелостей, раковин и старинных вещей). Рассматривая старые фотографии комнат дворца, можно заметить, что в коллекции находились портреты, пейзажи, натюрморты. Так, в собрании хранился портрет Марии Александровны Бутиной, работа художника Н. Е. Маковского, портрет Петра I, изображение Иисуса Христа и Девы Марии и т.д. На стене одной из комнат можно было увидеть огромный витраж «Архангел Михаил поражает дьявола» работы Мюнхенской мастерской (1857).

Данная коллекция послужила основой для создания в 1886 г. общественной библиотеки и публичного музея в Нерчинске. В 1930-е гг. предметы краеведческого музея были выброшены в сарай и в другие не пригодные для хранения места бывшим председателем городского совета М. Ф. Пастуховым по причине смены власти в регионе. Часть картин и ваз удалось сохранить при передаче в Читинский областной краеведческий музей им. А. К. Кузнецова. М. Д. Бутин выделял большие деньги на экспедиции в Сибири, Китай, Монголию, в которых принимали участие сибирские художники. Так, в одной экспедиции участвовал нерчинский художник Прокопий Николаевич Рязанцев. Он создал работу «Благословение Шеретуя», портреты жителей населенных пунктов: Нерчинска, Кяхты, Благовещенска. Большие средства поступали от М. Д. Бутина для научной и просветительской деятельности ВСОРГО.

Многие предметы из купеческих собраний были представлены на научно -промышленной выставке в Иркутске в 1903 г. Историю организации данного мероприятия восстанавливает документ «Доклады выставочной комиссии представлены общему собранию ВСОИРГО от 1903 г.». В источнике представлен проект положения о Сибирской научно-промышленной выставке в г. Иркутске. Данный документ сообщает то, что для ознакомления с результатами научных исследований Сибири, с ее естественными богатствами и состоянием ее промышленности и торговли ВСОИРГО организует Сибирскую научно-промышленную выставку в Иркутске. В документе от 1903 г. сообщается следующее: «На выставку принимались: 1) предметы, относящиеся к географическому, естественно-историческому, этнографическому и экономическому изучению Сибири; 2) произведения ее горно-заводской, сельско-хозяйственной, лесной, фабрично-заводской, ремесленной и кустарной промышленности; 3) произведения печати и искусств, и 4) предметы вывозной и ввозной торговли Сибири. Открытие выставки планировалось 15 мая 1905 года, а закрытие 1 сентября того же года. Средствами для покрытия расходов, вызываемых устройством и содержанием выставки, служили: 1) добровольные

пожертвования общественных и других учреждений и частных лиц; 2) плата, взимаемая с экспонентов за места, занятые их экспонатами на выставке; 3) плата за вход на выставку; 4) суммы, какие могут быть выручены от арендных на выставке статей: буфетов, права торговли экспонатами и разными предметами, права вывешивания и раздачи объявлений, афиш и т.п.; 5) суммы от продажи каталогов, планов, жетонов и т.п.; 6) сборы с гуляний, концертов, спектаклей и т.п., устраиваемых администрацией выставки; 7) фонд обеспечения для пополнения предполагаемого дефицита» [3].

Заключение

Таким образом, активная просветительская работа нерчинского и иркутского купечества была направлена на реализацию выставочных проектов, которые способствовали определению направления в экономическом, культурном развитии городов во второй половине XIX - начале XX вв. М. Д. Бутин и В. П. Сукачев изучали особенности культуры коренных народов, природные богатства, историю Сибири, организовывали научные экспедиции, собирали уникальные, редкие предметы искусства. В результате долгой работы Михаил Дмитриевич и Владимир Платонович создали большие коллекции живописи, скульптуры, книг, редких монет, минералов и т.д. Для жителей Нерчинска и Иркутска были доступны общественные библиотеки и публичные музеи.

Во второй половине XIX - начале XX вв. проявлялся интерес жителей Иркутска и Нерчинска к региональным и международным событиям, таким как Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка 1887 г., Парижская Всемирная выставка 1900 г., Иркутская научно-промышленная выставка 1903 г. и многим другим. Поддерживали ВСОИРГО известные представители научной организации - М. Д. Бутин и В. П. Сукачев. Они участвовали в важном художественном процессе, в приобщении жителей к искусству.

Исследование показало, что жизнь и деятельность М. Д. Бутина и В. П. Сукачева еще до конца не изучены и требуют поиска новых исторических документов, которые позволят определить основные этапы формирования художественной коллекции и музейного пространства Иркутска и Нерчинска во второй половине XIX - начале XX вв.

Библиографический список

1. ГАИО (Государственный архив Иркутской области). Ф. 293. Оп. 1. Д. 282. Л. 15.

2. ГАИО. Ф. 293. Оп. 1. Д. 162. Л. 17.

3. Архив Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева (Архив ИОХМ). Дело по истории Иркутского художественного музея. Л. 13.

4. Завещано потомкам: художественная коллекция В. П. Сукачева в Иркутске: художественный альбом / сост. Л. Н. Снытко. Иркутск: ИОХМ, 2009. 237 с.

5. Комлева Е. В. «Тузы-капиталисты»: образ сибирского купца в региональной периодической печати второй половины XIX в. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. 2018. Т. 24. С. 36-45.

6. Комлева Е. В. Сибирское купечество: вклад в хозяйственное освоение и изучение Северо-Восточной Евразии (конец XVIII - XIX век). Рос. Акад. Наук, Сиб. отд-ние, Инт-т истории. Новосибирск: Параллель, 2018. 398 с.

7. Копылов А. Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII - начала XIX века. Новосибирск: Наука, 1974. 252 с.

8. Кошман Л. В. Город и городская жизнь XIX столетия: социальные и культурные аспекты. М.: РОССПЭН, 2008. 447 с.

9. Ларева Т. Г. История изобразительного искусства Прибайкалья XX начала XXI века: научное издание. Иркутск: Принт Лайн, 2015. 615 с.

10. Лыхин Ю. П. Художественная жизнь Иркутска (первая четверть XX века). Иркутск: АЭМ «Тальцы», 2002. 336 с.

11. Лыхин Ю. П., Крючкова Т. А. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII век - 1917 год). Биобиблиографический словарь. Иркутск: АЭМ «Тальцы», 2000. 412 с.

12. Романов Н. С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1993. 542 с.

13. Романов Н. С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. 274 с.

14. Ткачев В. В. Просветительская работа А. П. Богословского по приобщению жителей к искусству на территории Иркутской губернии в начале XX в. // Гуманитарные и политико-правовые исследования. 2022. № 1 (16). С. 615. https://doi.org/10.24411/2618-8120-2022-1-6-15.

15. Фатьянов А. Д. Судьба сокровищ. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1967.

168 с.

16. Фатьянов А. Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1995. 192 с.

17. Чирков В. Ф. Изобразительное искусство Сибири XVII - начала XXI вв. Словарь-указатель в 2-х т. Т.1. Тобольск: Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», 2014. 1648 с.

18. Шахеров В. П. Иркутск купеческий: история города в лицах и судьбах. Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2006. 176 с.

19. Шахеров В. П. Роль купечества в становлении художественной жизни городов Байкальской Сибири в конце XVIII-XIX вв. // Материалы научной конференции «Сукачевские чтения - 2020». Иркутск: ИОХМ, 2020. С. 14-22.

References

1. GAIO (Gosudarstvennyy arkhiv Irkutskoy oblasti) (SAIR (State Archives of the Irkutsk Region)). F. 293. Op. 1. D. 282. L. 15.

2. GAIO (SAIR). F. 293. Op. 1. D. 162. L. 17.

3. Arkhiv Irkutskogo oblastnogo khudozhestvennogo muzeya im. V. P. Sukacheva (Arkhiv IOKHM). Delo po istorii Irkutskogo khudozhestvennogo muzeya (Archive of the Irkutsk Regional Art Museum. V. P. Sukacheva (IOCM Archive). Case on the history of the Irkutsk Art Museum). L. 13.

4. Snytko L. N. Zaveshchano potomkam: khudozhestvennaya kollektsiya V. P. Sukacheva v Irkutske: khudozhestvennyy al'bom (Bequeathed to descendants: art collection of V. P. Sukachev in Irkutsk: art album). Irkutsk: IOKHM, 2009. 237 s.

5. Komleva Ye. V. «Tuzy-kapitalisty»: obraz sibirskogo kuptsa v regional'noy periodicheskoy pechati vtoroy poloviny XIX v. («Aces-capitalists»: the image of a Siberian merchant in the regional periodical press of the second half of the 19th century) // Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya (Proceedings of the Irkutsk State University. Series: History). 2018. T. 24. S. 36-45.

6. Komleva Ye. V. Sibirskoye kupechestvo: vklad v khozyaystvennoye osvoyeniye i izucheniye Severo-Vostochnoy Yevrazii (konets XVIII - XIX vek) (Siberian merchants: contribution to the economic development and study of North-Eastern Eurasia (the end of the 18th - 19th centuries)). Ros. Akad. Nauk, Sib. otd-niye, Int-t istorii. Novosibirsk: Parallel, 2018. 398 s.

7. Kopylov A. N. Ocherki kul'turnoy zhizni Sibiri XVII - nachala XIX veka (Essays on the cultural life of Siberia in the 17th - early 19th centuries). Novosibirsk: Nauka, 1974. 252 s.

8. Koshman L. V. Gorod i gorodskaya zhizn' XIX stoletiya: sotsial'nyye i kul'turnyye aspekty (City and urban life of the XIX century: social and cultural aspects). Moscow: ROSSPEN, 2008. 447 s.

9. Lareva T. G. Istoriya izobrazitel'nogo iskusstva Pribaykal'ya XX nachala XXI veka: nauchnoye izdaniye (History of the fine arts of the Baikal region of the XX beginning of the XXI century: scientific edition). Irkutsk: Print Line, 2015. 615 s.

10. Lykhin Yu. P. Khudozhestvennaya zhizn' Irkutska (pervaya chetvert' XX veka) (Artistic life of Irkutsk (first quarter of the XX century)). Irkutsk: AEM «Taltsy», 2002. 336 s.

11. Lykhin Yu. P., Kryuchkova T. A. Ikonopistsy, mastera i khudozhniki Irkutska (XVII vek - 1917 god). Biobibliograficheskiy slovar' (Icon painters, craftsmen and artists of Irkutsk (17th century - 1917). Biobibliographic Dictionary). Irkutsk: AEM «Taltsy», 2000. 412 s.

12. Romanov N. S. Letopis' goroda Irkutska za 1881-1901 (Chronicle of the city of Irkutsk for 1881-1901). Irkutsk: Vost.-Sib. kn. izd-vo, 1993. 542 s.

13. Romanov N. S. Letopis' goroda Irkutska za 1902-1924 (Chronicle of the city of Irkutsk for 1902-1924). Irkutsk: Vost.-Sib. kn. izd-vo, 1994. 274 s.

14. Tkachev V. V. Prosvetitel'skaya rabota A. P. Bogoslovskogo po priobshcheniyu zhiteley k iskusstvu na territori i Irkutskoy gubernii v nachale XX v. (Educational work of A.P. Bogoslovsky on introducing residents to art in the territory of the Irkutsk province at the beginning of the 20th century) //

Gumanitarnyye i politiko-pravovyye issledovaniya. 2022. № 1 (16). S. 6-15. https://doi.org/10.24411/2618-8120-2022-1-6-15.

15. Fatyanov A. D. Sud'ba sokrovishch (The fate of treasures). Irkutsk: Vost.-Sib. kn. izd-vo, 1967. 168 s.

16. Fatyanov A. D. Khudozhniki, vystavki, kollektsionery Irkutskoy gubernii (Artists, exhibitions, collectors of the Irkutsk province). Irkutsk: Vost.-Sib. kn. izd-vo, 1995. 192 s.

17. Chirkov V. F. Izobrazitel'noye iskusstvo Sibiri XVII - nachala XXI vv. Slovar'-ukazatel' v 2-kh t. (The Fine Arts of Siberia of the 17th - early 21st centuries. Dictionary-index in 2 volumes). T.1. Tobolsk: Obshchestvennyy blagotvoritelnyy fond «Vozrozhdeniye Tobolska», 2014. 1648 p.

18. Shakherov V. P. Irkutsk kupecheskiy: istoriya goroda v litsakh i sud'bakh (Merchant Irkutsk: the history of the city in persons and destinies). Khabarovsk: Izdatelskiy dom «Priamurskiye vedomosti», 2006. 176 s.

19. Shakherov V. P. Rol' kupechestva v stanovlenii khudozhestvennoy zhizni gorodov Baykal'skoy Sibiri v kontse XVIII-XIX vv (The role of merchants in the formation of the artistic life of the cities of Baikal Siberia at the end of the XVIII-XIX centuries). // Materialy nauchnoy konferentsii «Sukachevskiye chteniya -2020» (Materials of the scientific conference «Sukachev Readings - 2020»). Irkutsk: izd-vo IOKHM, 2020. S. 14-22.

Сведения об авторе

Ткачев Виталий Викторович - аспирант 3 года обучения исторического факультета Иркутского государственного университета. Занимается изучением проблем истории Сибири, музеологии, истории городской культуры и искусства Байкальской Сибири. Автор более 90 научных работ. ORCID: 0000-0002-1057-3270 E-mail: vitaliy.tkachev.96@mail. ru

About the author

Tkachev Vitaliy Viktorovich - 3-year post-graduate student of the Faculty of History, Irkutsk State University. Engaged in the study of problems of the history of Siberia, museology, the history of urban culture and art of Baikal Siberia. Author of more than 90 scientific papers. E-mail: vitaliy.tkachev.96@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.