Научная статья на тему 'ИНТЕРЕС М. Д. БУТИНА К РАЗВИТИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ В СРЕДЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX В'

ИНТЕРЕС М. Д. БУТИНА К РАЗВИТИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ В СРЕДЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеллигенция и мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СИБИРИ / БАЙКАЛЬСКАЯ СИБИРЬ / ИРКУТСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ / ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ГАЛЕРЕИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ткачев Виталий Викторович

Изучая историю Сибири, важно рассматривать деятельность отдельных представителей художественной интеллигенции, так как она влияла на развитие социокультурных связей в городском пространстве. Во второй половине XIX - начале XX в. возможно было посещать выставки, музеи, галереи и другие мероприятия, которые приобщали жителей к искусству и культуре Российской империи. Значимость исследования заключается в том, что проводится анализ архивных документов, которые раскрывают жизнь и деятельность М. Д. Бутина (1835-1907), историю создания художественной коллекции во второй половине XIX - начале XX в. Работа подтверждает то, что М. Д. Бутин участвовал в создании благоприятных условий для знакомства жителей с предметами искусства. Исследование позволяет раскрыть содержательную сторону художественных событий в городах Прибайкалья. Рассмотрению интереса М. Д. Бутина к развитию социокультурных связей в среде художественной интеллигенции Байкальской Сибири второй половины XIX - начала XX в. и посвящена настоящая работа. При ее подготовке автор опирался на общеисторические методы исследования: историко-генетический, историко-сравнительный, проблемно-хронологический, ретроспективный, а также принцип историзма. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. М. Д. Бутин участвовал в развитии социокультурных связей Байкальской Сибири во второй половине XIX - начале XX в. Деятельность Михаила Дмитриевича влияла на процесс приобщения жителей к предметам искусства. Он поддерживал работу общественных организаций, научные экспедиции, проведение художественных выставок и других просветительских мероприятий в регионе. Многие интересы и идеи М. Д. Бутина в тех или иных областям культуры были реализованы при его жизни и после другими представителями художественной интеллигенции Байкальской Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ткачев Виталий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M. D. BUTIN’S INTEREST IN THE DEVELOPMENT OF SOCIO-CULTURAL TIES AMONG THE ARTISTIC INTELLIGENTSIA OF BAIKAL SIBERIA IN THE SECOND HALF OF THE XIX - EARLY XX CENTURY

Studying the history of Siberia, it is important to consider the activities of individual representatives of the artistic intelligentsia, since it influenced the development of socio-cultural ties in the urban space. In the second half of the XIX - early XX century it was possible to visit exhibitions, museums, galleries and other events that introduced residents to the art and culture of the Russian Empire. The significance of the research lies in the analysis of archival documents that reveal the life and work of M. D. Butin (1835-1907), as well as the history of the creation of an art collection in the second half of the XIX - early XX century. The work confirms that M. D. Butin participated in creating favorable conditions for the residents to get acquainted with objects of art. The research allows to reveal the meaningful side of artistic events in the cities of the Baikal region. Consideration is given to M. D. Butin’s interest in the development of socio-cultural ties among the artistic intelligentsia of Baikal Siberia in the second half of the XIX - early XX century and the present work is devoted. In preparing the article, the author relied on general historical research methods - historical-genetic, historical-comparative, problem-chronological, retrospective, as well as the principle of historicism. The conducted research allows us to draw the following conclusions. M. D. Butin took part in the development of socio-cultural ties in Baikal Siberia in the second half of the XIX - early XX century. Activities by Mikhail Dmitrievich influenced the process of familiarizing residents with art objects. He supported the work of public organizations, scientific expeditions, art exhibitions and other educational events in the region. Many interests and ideas of M. D. Butin in various fields of culture were fulfilled during his lifetime and after by other representatives of the artistic intelligentsia of Baikal Siberia.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРЕС М. Д. БУТИНА К РАЗВИТИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ В СРЕДЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX В»

Интеллигенция и мир. 2022. № 3. С. 73—92. Intelligentsia and the World. 2022. No. 3. P. 73—92.

Научная статья

УДК 7(091)(571)"18/19"

DOI: 10.46725/IW.2022.3.4

ИНТЕРЕС М. Д. БУТИНА К РАЗВИТИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ В СРЕДЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX В.

Виталий Викторович Ткачев

Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия, vitaliy.tkachev.96@mail.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-1057-3270

Аннотация. Изучая историю Сибири, важно рассматривать деятельность отдельных представителей художественной интеллигенции, так как она влияла на развитие социокультурных связей в городском пространстве. Во второй половине XIX — начале XX в. возможно было посещать выставки, музеи, галереи и другие мероприятия, которые приобщали жителей к искусству и культуре Российской империи. Значимость исследования заключается в том, что проводится анализ архивных документов, которые раскрывают жизнь и деятельность М. Д. Бутина (1835—1907), историю создания художественной коллекции во второй половине XIX — начале XX в. Работа подтверждает то, что М. Д. Бутин участвовал в создании благоприятных условий для знакомства жителей с предметами искусства. Исследование позволяет раскрыть содержательную сторону художественных событий в городах Прибайкалья. Рассмотрению интереса М. Д. Бутина к развитию социокультурных связей в среде художественной интеллигенции Байкальской Сибири второй половины XIX — начала XX в. и посвящена настоящая работа. При ее подготовке автор опирался на общеисторические методы исследования: историко-генетический, историко-сравнительный, проблемно-хронологический, ретроспективный, а также принцип историзма.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. М. Д. Бутин участвовал в развитии социокультурных связей

© Ткачев В. В., 2022

Байкальской Сибири во второй половине XIX — начале XX в. Деятельность Михаила Дмитриевича влияла на процесс приобщения жителей к предметам искусства. Он поддерживал работу общественных организаций, научные экспедиции, проведение художественных выставок и других просветительских мероприятий в регионе.

Многие интересы и идеи М. Д. Бутина в тех или иных областям культуры были реализованы при его жизни и после другими представителями художественной интеллигенции Байкальской Сибири.

Ключевые слова: История Сибири, Байкальская Сибирь, Иркутская губерния, Забайкальская область, городская культура, художественная жизнь, общественное мнение, художественная интеллигенция, творческие организации, художественные галереи

Для цитирования: Ткачев В. В. Интерес М. Д. Бутина к развитию социокультурных связей в среде художественной интеллигенции Байкальской Сибири второй половины XIX — начала ХХ в. // Интеллигенция и мир. 2022. № 3. С. 73—92.

Original article

M. D. BUTIN'S INTEREST IN THE DEVELOPMENT OF SOCIO-CULTURAL TIES AMONG THE ARTISTIC INTELLIGENTSIA OF BAIKAL SIBERIA IN THE SECOND HALF OF THE XIX — EARLY XX CENTURY

Vitaliy V. Tkachev

Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation, vitaliy.tkachev.96@mail.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-1057-3270

Abstract. Studying the history of Siberia, it is important to consider the activities of individual representatives of the artistic intelligentsia, since it influenced the development of socio-cultural ties in the urban space. In the second half of the XIX — early XX century it was possible to visit exhibitions, museums, galleries and other events that introduced residents to the art and culture of the Russian Empire. The significance of the research lies in the analysis of archival documents that reveal the life and work of M. D. Butin (1835—1907), as well as the history of the creation of an art collection in the second half of the XIX — early XX century. The work confirms that M. D. Butin participated in creating favorable conditions

for the residents to get acquainted with objects of art. The research allows to reveal the meaningful side of artistic events in the cities of the Baikal region. Consideration is given to M. D. Butin's interest in the development of socio-cultural ties among the artistic intelligentsia of Baikal Siberia in the second half of the XIX — early XX century and the present work is devoted. In preparing the article, the author relied on general historical research methods — historical-genetic, historical-comparative, problem-chronological, retrospective, as well as the principle of historicism.

The conducted research allows us to draw the following conclusions. M. D. Butin took part in the development of socio-cultural ties in Baikal Siberia in the second half of the XIX — early XX century. Activities by Mikhail Dmitrievich influenced the process of familiarizing residents with art objects. He supported the work of public organizations, scientific expeditions, art exhibitions and other educational events in the region.

Many interests and ideas of M. D. Butin in various fields of culture were fulfilled during his lifetime and after by other representatives of the artistic intelligentsia of Baikal Siberia.

Keywords: History of Siberia, Baikal Siberia, Irkutsk province, TransBaikal region, urban culture, artistic life, public opinion, artistic intelligentsia, creative organizations, art galleries

For citation: Tkachev, V. V. (2022), 'M. D. Butin's interest in the development of socio-cultural ties among the artistic intelligentsia of Baikal Siberia in the second half of the XIX — early XX century', Intelligentsiia i mir [Intelligentsia and the World], no. 3: 73—92 (in Russ.).

Введение

Актуальность. Современные отечественные исторические исследования направлены на изучение общественной деятельности купечества в городах Байкальской Сибири (Иркутской губернии и Забайкальской области) во второй половине XIX — начале XX в. Рассматривается и другая сторона, которая раскрывает жизнь отдельных представителей семейных династий. Данные работы показывают то, как купцы взаимодействовали с обществом. Известно, что они участвовали в создании общественных организаций и поддерживали их: Восточно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества (далее — ВСОИРГО), Общество распространения народного образова -ния и народных развлечений в Иркутской губернии, Общество

любителей музыки и литературы, Иркутское общество художников и др. Научные труды публикуют уникальные документы, которые показывают участие купечества в городских мероприятиях: выставках, лекциях, концертах. Источники подтверждают то, что огромные денежные средства от купцов поступали и на реализацию научных исследований, просветительских проектов.

Нерчинский и иркутский купец М. Д. Бутин (1835—1907) участвовал в процессе формирования художественной жизни Байкальского региона, приобщения городского общества к произведениям искусства [Шахеров, 2019: 132—181]. Михаил Дмитриевич собирал картины, рисунки, эскизы, скульптуры и другие предметы, которые представляли особую ценность. Он привлекал к участию в просветительских мероприятиях и жителей региона, так как считал это полезным для развития интеллектуального потенциала сибирского общества. В настоящий момент не существует подробных трудов, рассматривающих с разных сторон то пространство, которое было создано М. Д. Бутиным в данный период. Общественную деятельность Михаила Дмитриевича стоит рассматривать отдельно, так как исторические документы сохранили записи о том, что в отличие от других он стремился создавать общедоступные площадки (музеи и галереи), где городское общество знакомилось с художественными полотнами сибирских и западных мастеров. Также в данной работе впервые предпринята попытка рассмотреть, каким образом формировалась коллекция Михаила Дмитриевича, как происходило общение купца с другими представителями городского общества.

Данное исследование охватывает два важных периода в истории России: вторая половина XIX в. (1850—1900) и начало XX в. (1900—1917), так как именно в этот период художественная интеллигенция активно участвовала в процессе приобщения жителей Байкальской Сибири к искусству, культурным традициям России. Временные рамки включают жизнь и деятельность М. Д. Бутина (1835—1907). В это время Михаил Дмитриевич включается в общественную жизнь, создает общедоступные площадки, музей для проведения художественных мероприятий. Таким образом, период 1850—1917 гг. логично выделить в самостоятельный отрезок развития социокультурных связей в среде художественной интеллигенции Байкальской Сибири.

Историографический обзор. Жизнь и деятельность М. Д. Бу-тина изучали многие сибирские исследователи. В научных трудах В. П. Шахерова [Шахеров, 2006: 15—22], Н. И. Гавриловой [Гав-рилова, 2000: 24—27], О. В. Пешкова [Пешкова О. В., 2002: 119— 144] и многих других рассматривается экономическая сторона деятельности нерчинского и иркутского купца, история торгового дома «Братьев Бутиных», но о его коллекции живописи сообщается мало. В 2006 г. выходит монография О. В. Ушаковой, где впервые во всех подробностях был представлен духовный, культурный рост Михаила Дмитриевича, его влияние на общественную жизнь Забайкалья второй половины XIX — начала XX в. [Ушакова, 2006: 42—43]. Историк отмечает то, что многие документы о жизни М. Д. Бутина еще не изучены, требуют особого подхода при анализе. В работе содержится информация об истории формирования коллекции купца в Нерчинске, но о том, какие предметы были представлены в этом собрании, проследить сложно. О. В. Ушакова отмечает, что многие материалы по отдельным сюжетам утрачены, поэтому возникают затруднения при восстановлении исторических событий.

Историю развития художественного пространства Байкальской Сибири второй половины XIX — начала XX в., научную и выставочную деятельность общественных организаций рассматривали многие историки в своих статьях и монографиях. Многие сюжеты развития социокультурных связей в среде художественной интеллигенции Байкальской Сибири были рассмотрены в работах Т. В. Паликовой: «Формирование музейного пространства городов Забайкалья рубежа XIX—ХХ веков» [Паликова, 2020: 148— 154], «Развитие культуры городов Забайкальской области (вторая половина XIX — начало XX в.)» [Паликова, 2008: 16—18]. Так, о проведении художественных выставок в музее ВСОИРГО, городском общественном собрании, деятельности сибирских художников, можно познакомиться в научных трудах Т. Г. Ларевой [Ла-рева, 2015: 21—26], В. Ф. Чиркова [Чирков, 2014: 81—82], Л. В. Кошмана [Кошман, 2008: 348—349], В. П. Токарева [Токарев, 1973: 8—10], Е. С. Манзыревой [Манзырева, 2014: 294—299] и других исследователей.

Художественную жизнь Иркутской губернии, жизнь и творчество сибирских художников начала XX в. изучал Ю. П. Лыхин

[Лыхин, Крючкова, 2000: 122—126]. В его трудах можно встретить и сюжеты, связанные с развитием социокультурных связей в городском обществе. Так можно выделить книгу «Художественная жизнь Иркутска (первая четверть XX в.)», опубликованную в 2002 г. [Лыхин, 2002: 35—38]. В этой работе Ю. П. Лыхин подробно описывает разные события художественной жизни Байкальской Сибири, раскрывает их историческое значение, подчеркивает важность участия художников в просветительских выставках.

Особенно стоит выделить работы А. Д. Фатьянова, которые были посвящены анализу широкого круга источников: писем, переписки, официальных документов творческих организаций и т. д. В книгах «Судьба сокровищ» [Фатьянов, 1967: 12—13] и «Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии» [Фатьянов, 1995: 19—20] рассматривается подробная история появления картин иностранных художников в Иркутском областном художественном музее В. П. Сукачева. Также искусствовед рассматривал деятельность отдельных мастеров в ВСОИРГО [Фатьянов, 1990: 51—54].

Деятельность общественных организаций изучал в своих трудах Ю. П. Лыхин. Он собрал уникальный материал о жизни и творчестве сибирских и иностранных мастеров и организации художественных выставок в Иркутске в начале XX в. Также необходимо упомянуть о том, что общественной и научной деятельности ВСОИРГО посвящена монография иркутских исследователей, в которой фрагментарно представлены сюжеты, связанные с развитием художественного пространства Байкальского региона [Дамешек и др., 2012]. Вопросы о том, как происходил процесс приобщения городского общества к произведениям искусства, формирования художественной интеллигенции Байкальской Сибири начала XX в., поднимались ранее и автором данной статьи [Ткачев, 2021: 88—100].

Таким образом, краткий историографический обзор показывает: в работах сибирских исследователей представлена жизнь и деятельность М. Д. Бутина, история «Торгового дома братьев Бутиных». Однако в современной исторической науке не существует работ о том, каким образом коллекция Михаила Дмитриевича влияла на формирование художественного пространства Байкальской Сибири во второй половине XIX — начале XX в.

Данное исследование направлено на то, чтобы на основе архивных документов восстановить историю создания художественного собрания М. Д. Бутина в Нерчинске.

Постановка вопроса. Цель работы: на основе архивных источников рассмотреть интерес М. Д. Бутина к развитию социокультурных связей в среде художественной интеллигенции Байкальской Сибири второй половины XIX — начала XX в.

Для достижения заявленной цели предполагается решить следующие исследовательские задачи:

— показать отражение в исторических источниках процесса организации социокультурных связей в среде художественной интеллигенции Байкальской Сибири;

— рассмотреть жизнь и деятельность М. Д. Бутина в рамках развития социокультурных связей в среде художественной интеллигенции второй половины XIX — начала XX в.;

— показать процесс создания М. Д. Бутиным художественной коллекции для городского общества Прибайкалья, а также создания благоприятных условий для развития творческого пространства.

Источниковедческий обзор. В настоящем исследовании используются материалы фонда ВСОИРГО, входящие в состав Государственного архива Иркутской области (ГАИО. Ф. 293). В фонде сохранились не только документы о деятельности общественной организации, но и статьи, заметки о М. Д. Бутине. Также в собрание входят научные труды самого выдающегося исследователя об экономическом, социальном, культурном развитии Забайкальской области и всего Байкальского региона во второй половине XIX — начале XX в.

При подготовке статьи были использованы: «Летопись города Иркутска за 1881—1901 гг.» [Романов, 1993: 112—114], «Летопись города Иркутска за 1902—1924 гг.» [Романов, 1994: 12—15]. Летописи были составлены просветителем и подвижником сибирской культуры Н. С. Романовым, который большую часть своей жизнь, начиная с 1908 г., скрупулезно собирал факты о жизни Иркутска. В итоге получились объемные записи за период с 1881 по 1924 гг. Для нас особый интерес представляли его заметки о событиях, свидетелем которых он был непосредственно.

Летописные записи Н. С. Романова существенно дополняют сведения периодики о культурной жизни Прибайкальского

региона. В частности, о программах художественных и иных выставок. Кроме того, в летописи Н. Романова можно встретить впечатления организаторов, участников и посетителей культурных мероприятий. Летописи также богаты фактами о судьбах конкретных деятелей культуры, ученых и политиков Прибайкалья [Токарев, 1993: 4—6].

Методология и методы исследования

При подготовке статьи использовались общие методы исторического исследования: историко-генетический, историко-сравнительный, проблемно-хронологический, ретроспективный, а также принцип историзма.

Основная часть

В городском обществе Байкальской Сибири коллекционеры нашли свое главное место как носители культуры, определенных взглядов, исследователи региона. Они отмечали в своих воспоминаниях, что художники выражали свои взгляды через произведения искусства: портреты, городские пейзажи и т. д. Коллекционеры писали о том, что многие проблемы мастеров поднимались на встречах с местной властью на общественных собраниях. Художники стремились улучшить свое положение в обществе. Они хотели создать творческие объединения, определиться с местом для показа своих живописных работ, создавать городские галереи и музеи. Также мастера предлагали совершенствовать сферу художественного образования. Отдельные аспекты, связанные с развитием художественной жизни Байкальской Сибири, можно найти в сохранившихся источниках личного происхождения коллекционеров: В. П. Сукачева, М. Д. Бутина, П. П. Баснина, П. Т. Баснина и других1.

Купечество участвовало в художественных мероприятиях и поддерживало общественные организации. Большие вложения вносились в научные экспедиции и просветительскую деятельность ВСОИРГО. В 1854 г. был создан музей при ВСОИРГО, где

1 Государственный архив Иркутской области. Ф. 293. Оп. 1. Д. 1. Л. 3 (далее: ГАИО).

демонстрировались предметы искусства. Научное объединение проводило выставки, просветительские лекции, экспедиции по изучению региона с участием известных сибирских и иностранных художников.

Во второй половине XIX — начале XX в. в коллекциях известных сибирских купеческих династий особое место занимают предметы искусства, раскрывающие особенности разных стилистических направлений, школ живописи. Иркутск, Верхнеудинск, Кяхта являлись известными каналами для реализации торговых отношений с центром и со многими странами запада и востока. Иркутские, Верхнеудинские, Нерчинские купцы привозили из Франции, Китая разные предметы, которые носили особую ценность. Коллекции В. Н. Баснина (1799—1876), А. М. Сибирякова (1849—1933), В. П. Сукачева (1849—1920), М. Д. Бутина (1835— 1907) пополнялись редкими тканями, полотнами, рисунками, эскизами, статуэтками и украшениями. Известно, что в коллекции В. П. Сукачева находились полотна отечественных художников, которые являлись представителями нового демократического направления реалистического искусства в Российской империи. Также в собрании можно найти и картины немецких художников В. Векса, А. Тамма, француза Н. Пуссена, австрийца А. Ригера, итальянца Амиратто и многих других представителей западноевропейских направлений в живописи. В. П. Сукачев привозил не только оригиналы, но и копии работ мастеров, что тоже являлось для региона уникальным событием.

Картины являлись составной частью интерьеров купеческих усадеб Байкальской Сибири во второй половине XIX — начале XX в. Местные жители и гости из других регионов посещали дома известных людей города и знакомились с произведениями искусства. Коллекционеры особенно обращали свои взгляды на художественные полотна, изображающие природу Сибири: леса, реки и озера. Так, во многих домах встречались пейзажи, раскрывающие историю региона. Многократно на полотнах художники изображали Байкал и его окрестности. Также в интерьерах можно увидеть и портреты членов купеческой семьи, руководящих лиц Сибири (губернаторов, генерал-губернаторов), которые мастера создавали по заказу владельцев домов. Таким образом, формировался особый взгляд на культуру, искусство

Российской империи и других стран. Предметы становились объектами сосредоточения внимания жителей Иркутской губернии и Забайкальской области.

Коллекционеры Байкальской Сибири активно знакомились с творчеством многих центральных художников, поддерживали связь и с местными творческими объединениями. Собрания частных галерей пополнялись новыми предметами изобразительного искусства. На выставках демонстрировались художественные полотна из коллекций сибирских купцов. Посетители знакомились с этими работами. У жителей городов формировалось представление о творчестве художников, направлениях в живописи, социальных, экономических, политических проблемах Российской империи во второй половине XIX — начале XX в.

Многие коллекционеры в воспоминаниях отмечали, что сибирские мастера выражали свои взгляды через произведения искусства. Широкий спектр важных проблем поднимался и на общественных собраниях при встречах с местной властью. Обсуждались вопросы по созданию городских галерей и музеев, улучшению сферы художественного образования. Многие аспекты, связанные с развитием художественной жизни Байкальской Сибири, участием в мероприятиях представителей творческой интеллигенции, можно найти в источниках периодической печати.

В современной исторической науке особое внимание отведено изучению жизни и деятельности представителей купеческих династий, которые занимались общественной деятельностью. Формирование их интересов к актуальным и важным темам необходимо раскрывать в более подробном исследовании, так как все это влияет на развитие интеллектуальной среды. Историками было замечено, что в городах Байкальской Сибири создаются благоприятные условия для формирования культурного пространства: увеличивается численность населения, развиваются торговые отношения с другими регионами и т. д.

Научную и просветительскую работу общественных организаций Байкальской Сибири поддерживал М. Д. Бутин. Он собирал предметы искусства, книги и другие материалы, которые послужили основой для формирования в Забайкальском регионе художественного пространства. Также Михаил Дмитриевич поддерживал и художников. В результате такой работы создавались

благоприятные условия для творческого роста мастеров и приобщения жителей Забайкалья к искусству.

Бутин Михаил Дмитриевич (1835—1907) — нерчинский и иркутский купец 1 -й гильдии, коммерции советник, известный общественный деятель, с 1870 г. член ВСОИРГО. М. Д. Бутин является автором известных трудов по экономическим, социальным, культурным вопросам: «Исторический очерк сношений русских с Китаем» (1871), «Письма из Америки» (1872), «Описание привилегированного устройства передвижения по рельсам и цепным подъёмам торфов и золотосодержащих песков» (1882), «К вопросу об улучшении благосостояния жителей Забайкальской области» (1886), «Николаевский чугуноплавильный, железоделательный и механический завод» (1891), «Сибирь. Ее дореформенные суды и условия ведения торговых и промышленных дел до сооружения Сибирской железной дороги» (1900), «Интересы Забайкалья и Приамурского края в таможенном и железнодорожных вопросах» (1903) и др.

Михаил Дмитриевич родился в семье нерчинского купца 3-й гильдии Дмитрия Михайловича. Предпринимательской деятельностью начал заниматься вместе с братом Николаем в качестве приказчика в фирме крупнейших забайкальских купцов Кандинских. В 1866 г. выступил в качестве соучредителя, открытого в Нерчинске «Торгового дома братьев Бутиных», развернувшего широкие операции по торговле хлебом, вином и мануфактурными товарами. Братьям принадлежали Николаевский (1872—1896) и Лучихинский (1892—1896) металлургические заводы, три винокуренных и один солеваренный завод, около 50 золотых приисков в Забайкальской, Амурской и Приморской областях, паровые суда на Амуре, Ангаре, Селенге. В 1872 г. организовал поездку в США, где посетил Нью-Йорк, Джорж-Таун, Чикаго, Сакраменто, Сан-Франциско, Вашингтон, штат Колорадо. На принадлежащих ему приисках постепенно вводятся усовершенствованные золотопро-мывательные машины, паровые двигатели; на Капитолинском и Дарасунских приисках — конно-железные дороги.

Выгодным приобретением «Торгового дома» явилась покупка в 1874 г. Николаевского железоделательного завода. Выплавка чугуна была доведена до 200 тыс. пудов, выделка железа

и изделий из него — до 150 тыс. пудов в год. За 1876/77 — 1883/84 гг. завод давал 1 436 569 руб. прибыли.

1870-е годы стали периодом расцвета «Торгового дома братьев Бутиных». Совместно с братом Николаем Михаилу Дмитриевичу принадлежала крупная недвижимость в Сретенске, Благовещенске, Чите, Верхнеудинске, Иркутске и Нерчинске, оцененная в 1884 г. в 650 тыс. руб.

В 1867 г. на средства М. Д. Бутина в Нерчинске открылась телеграфная станция, в 1868 г. — городская общественная библиотека и женское Софийское училище в память рано умершей жены.

М. Д. Бутин выступал не только талантливым руководителем предприятий, стремящимся к внедрению прогрессивных технологий, но и изобретателем. Сохранились дипломы на звание члена многих научных обществ, медали и ордена разных стран, полученные за «содействие наукам и просвещению» составляли огромную книгу. Большую серебряную медаль Парижской выставки 1878 г. М. Д. Бутин получит за изделия принадлежавшего ему Николевского железоделательного завода. За усовершенствование золотопромывательной машины и ее модель, представленную на Московской политехнической выставке в 1879 г., М. Д. Бутин получил золотую медаль общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.

В 1871 г. «Торговым домом братьев Бутиных» была предпринята научная экспедиция по исследованию нового, более выгодного пути из Нерчинска по Восточной Монголии через Долон-Нор и Губэй-Коу на Пекин и Тянь-Дзинь. Русское географическое общество высоко оценило «торгово-ученую экспедицию», наградив М. Д. Бутина серебряной медалью.

В своих трудах М. Д. Бутин обращал внимание на условия, которые помогали создать культурные центры в Забайкалье. Они являлись местами для приобщения жителей к произведениям искусства. В 1885 г. он писал: «Хотя в числе различных вопросов, предложенных для обсуждения в предстоящем втором съезде Господином губернатором Приамурского края, не значится специального вопроса о золотопромышленности, а таковой очевидно вошел в программу IV отдела съезда, но имея в виду значение его, вообще для Забайкалья, долгом считаю, между прочими

соображениями, коснуться в настоящей записке и вопроса о золотопромышленности. Известно, что Забайкалье располагается на огромной площади, где можно встретить природные и культурные богатства, а малочисленное население находится в слабой степени развития. Между тем, естественное богатство этой площади и культурные задатки населения дают твердое основание, что всякое улучшение для них, несомненно, принесет не только местную, но и общегосударственную пользу»2.

М. Д. Бутин изучал экономическое состояние региона, которое влияло на культурное развитие общества. Он писал о том, что одна из лучших местностей Забайкалья, это Заяблонная часть. Богатство ее культуры неисчерпаемо. Большая часть области по почвенным условиям может быть использована для хлебопашества, в результате которого осваивалась земля. Огромные пространства являются у жителей лучшими для скотоводства. Залежи золота, серебра и других драгоценных металлов, составляют неисчерпаемый источник богатства. В силу климатических условий, малонаселенности, а также отсутствия капиталов и эффективных способов сбыта, хлебопашество в регионе слабо развито. Жители не пользуются своими природными богатствами для удовлетворения многих своих насущных потребностей.

М. Д. Бутин делал заметки в своих трудах о том, что в За-яблонной части Забайкалья хлебопашество находится в самом младенческом состоянии. Огромные пространства сибирской земли по причине малочисленности рабочих рук не возделыва-ются. О своеобразиях ирригации полей, усовершенствованных земледельческих орудиях жители не знали. М. Д. Бутин предлагал изменить данную ситуацию, занимаясь просветительской деятельностью: проводил занятия для населения, на которых рассказывал о новых технологиях и способах обработки земли.

Семья М. Д. Бутина проживала в богатом каменном доме, расположенном на центральной улице Нерчинска. Сооружение этого здания началось в середине 1860-х гг. на бывшей территории усадьбы протоирея Кирилла (Суханова). Во дворце М. Д. Бутина мавританского стиля размещалось большое собрание живописи, скульптуры, книг (библиотека насчитывала 25—30 тысяч томов),

2 Там же. Д. 603. Л. 2.

минералов, монет. Картины в большинстве были привезены из Франции. Частично поступили и от иркутского купца Н. Н. Пежем-ского (русские и иностранные монеты, большое количество минералов, окаменелостей, раковин и старинных вещей). Рассматривая старые фотографии комнат дворца, можно заметить, что в коллекции находились портреты, пейзажи, натюрморты. Так, в собрании хранился портрет Марии Александровны Бутиной, работа художника Н. Е. Маковского, портрет Петра I, изображение Иисуса Христа и Девы Марии и т. д. На стене одной из комнат можно было увидеть огромный витраж «Архангел Михаил поражает дьявола» работы Мюнхенской мастерской (1857).

Е. С. Манзырева упоминает в своих трудах о нескольких работах, которые входили в собрание М. Д. Бутина: «картины П. Н. Рязанцева, С. Вронского, предметы декоративно-прикладного искусства Китая (вазы, курильницы, скульптуры, фарфоровые изделия), мраморные копии образцов греческой и римской скульптуры, копии картин Т. А. Неффе "Купальщица в гроте", Б. Э. Мурильо "Снятие Христа с креста" и "Христос с ягненком", А. А. Корреджо "Святое семейство" и др., выполненные неизвестными художниками» [Манзырева, 2018: 59—64].

Многие иностранные и местные гости посещали дворец М. Д. Бутина. Сохранилось достаточно много воспоминаний о том, как жила купеческая семья в Нерчинске. Как писал американский журналист Джон Кеннан: «Попасть в этот замечательный дворец было для меня настоящим чудом. Когда я увидел в роскошном зале самое большое зеркало в мире, я стал протирать себе глаза, чтобы удостовериться, что я не сплю. Кто бы ожидал увидеть в глуши Восточной Сибири такой богатый дом с паркетными полами, шелковыми занавесками, дорогими обоями, с мягкими персидскими коврами, позолоченной мебелью, крытою атласом, старыми фламандскими картинами, галереей фамильных портретов, с оранжереей... Редко встречал подобное соединение пышности с тонким вкусом»3.

Данная коллекция послужила основой для создания в 1886 г. общественной библиотеки и публичного музея в Нерчинске. В 1930-е гг. предметы краеведческого музея были выброшены

3 Там же. Д. 809. Л. 7.

бывшим председателем городского совета М Ф. Пастуховым в сарай и в другие, не пригодные для хранения места по причине смены власти в регионе. Часть картин и ваз удалось сохранить при передаче в Читинский областной краеведческий музей им. А. К. Кузнецова. Таким образом, историю отдельных предметов купеческой коллекции еще предстоит восстановить исследователям.

М. Д. Бутин выделял большие деньги на экспедиции в Сибири, Китай, Монголию. Так, в одной экспедиции участвовал нерчин-ский художник П. Н. Рязанцев. Он создал работу «Благословение Шеретуя», портреты жителей населенных пунктов: Нерчинска, Кяхты, Благовещенска. Большие средства поступали от М. Д. Бутина для научной и просветительской деятельности ВСОИРГО4.

Таким образом, деятельность Михаила Дмитриевича способствовала экономическому, культурному развитию Байкальской Сибири во второй половине XIX — начале XX в. М. Д. Бутин изучал особенности культуры коренных народов, природные богатства Забайкалья, историю Сибири, Китая, Монголии, организовывал научные экспедиции, собирал уникальные, редкие предметы искусства. В результате долгой работы Михаил Дмитриевич создал большую коллекцию живописи, скульптуры, книг, редких монет, минералов и т. д. Для жителей Нерчинска открыл общественную библиотеку и публичный музей.

Заключение

Таким образом, события второй половины XIX — начала XX в. способствовали развитию общественного мнения об искусстве, творчестве известных мастеров. В данный период для жителей Байкальской Сибири проводились выставки, просветительские мероприятия, экскурсии, работали музеи и частные галереи. Формируется система художественного образования и просвещения. Постепенно расширялся кругозор знаний об истории, культуре, природных богатствах Российской империи. Появляется большое количество площадок для демонстрации посетителям живописных полотен. Образуются общественные организации. М. Д. Бутиным в Нерчинске создается общедоступный музей. В результате знакомства с произведениями искусства общество

4 Там же. Д. 325. Л. 26.

активно проявляло интерес к актуальным социальным проблемам. Жителей Байкальской Сибири волновали социальные, политические, экономические, культурные перемены, которые происходили во второй половине XIX — начале XX в.

Во второй половине XIX — начале XX в. сибирские коллекционеры участвовали в важном художественном процессе (в том числе и М. Д. Бутин): в формировании представлений жителей Байкальской Сибири о предметах изобразительного искусства. На основе коллекций, каталогов, литературы можно рассмотреть основные вопросы, которые поднимались в сибирском обществе. Это проблемы, связанные с развитием художественного образования в регионе, доступности людей к искусству, открытие музеев и частных галерей, отношения местной власти к художественному пространству. Исследование показало, что жизнь и деятельность М. Д. Бутина еще до конца не изучены и требуют поиска новых исторических документов, которые позволят определить основные этапы формирования художественной коллекции и музейного пространства Байкальской Сибири во второй половине XIX — начале XX в.

Список источников

Гаврилова Н. И. Сибирский американец // Земля Иркутская. 2000. № 12. С. 24—27.

Дамешек Л. М., Гимельштейн А. В., Левченко В. А., Пушкина Т. Л. Выставки и краеведческая деятельность ВСОРГО (1851—1931 гг.). Иркутск: ВостСибкнига, 2012. 240 с. Кошман Л. В. Город и городская жизнь XIX столетия: социальные и

культурные аспекты. М.: РОССПЭН, 2008. 446 с. Ларева Т. Г. История изобразительного искусства Прибайкалья XX —

начала XXI века. Иркутск: Принт Лайн, 2015. 616 с. Лыхин Ю. П. Художественная жизнь Иркутска (первая четверть

XX века). Иркутск: АЭМ «Тальцы», 2002. 336 с. Лыхин Ю. П., Крючкова Т. А. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII век — 1917 год): Биобиблиографический словарь. Иркутск: АЭМ «Тальцы», 2000. 408 с. Манзырева Е. С. Художественная жизнь в Восточной Сибири в конце XIX — начале XX в. // Байкальские встречи — VIII: историко-культурное наследие региона как фактор социально-экономического развития: материалы Междунар. науч.-практ.

конф., Улан-Удэ, 11—13 сент. 2014 г. Улан-Удэ: Вост.-Сиб. гос. ин-т культуры, 2014. С. 294—299.

Манзырева Е. С. История зарождения художественных выставок и музейных коллекций в городах Восточной Сибири (XIX — нач. XX в.) // Научное наследие И. И. Соктоевой в свете актуальных проблем современного изобразительного искусства: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященной 90-летию со дня рождения И. И. Соктоевой, Улан-Удэ, 26— 30 июня 2018 г. Улан-Удэ: Бурят. гос. ун-т, 2018. С. 59—64.

Паликова Т. В. Развитие культуры городов Забайкальской области (вторая половина XIX — начало XX в.). Улан-Удэ: Бурят. гос. ун-т, 2008. 258 с.

Паликова Т. В. Формирование музейного пространства городов Забайкалья рубежа XIX—ХХ веков // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2020. № 1. С. 148—154.

Пешкова О. В. Деятельность торгового дома «Братья Бутиных» // Сибирский город XVIII — начала ХХ в.: сб. ст. / отв. ред. В. П. Шахеров; Музей истории города Иркутска, Иркут. гос. ун-т. Иркутск: Оттиск, 2002. Вып. 4. С. 119—144.

Романов Н. С. Летопись города Иркутска за 1881—1901 гг. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1993. 542 с.

Романов Н. С. Летопись города Иркутска за 1902—1924 гг. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. 559 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ткачев В. В. Роль художественной интеллигенции в социокультурной жизни Байкальской Сибири начала ХХ в. (по материалам периодической печати) // Интеллигенция и мир. 2021. № 2. С. 88—100.

Токарев В. П. Художники Сибири XIX в. Новосибирск: Наука: Сиб. изд. фирма, 1993. 117 с.

Ушакова О. В. Михаил Дмитриевич Бутин. Предприниматель и меценат Забайкалья (60-е гг. XIX — начало XX в.). Новосибирск: Ново-сиб. кн. изд-во, 2006. С. 42—43.

Фатьянов А. Д. Судьба сокровищ. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1967. 112 с.

Фатьянов А. Д. Владимир Сукачев. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1990. 352 с.

Фатьянов А. Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1995. 192 с.

Чирков В. Ф. Изобразительное искусство Сибири XVII — начала XXI в.: словарь-указатель в 2 т. Тобольск: Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», 2014. 815 с.

Шахеров В. П. Иркутск купеческий: история города в лицах и судьбах. Хабаровск: Изд. дом «Приамурские ведомости», 2006. 176 с.

Шахеров В. П. Социально-демографические характеристики городского населения Иркутской губернии // Государственная власть и общество: на материалах городов Иркутской губернии XIX — начала XX в.: коллективная монография. Иркутск: Оттиск, 2019. С. 132—181.

References

Chirkov, V. F. (2014), Izobrazitel'noe iskusstvo Sibiri XVII — nachala XXI veka: Slovar '-ukazatel ' v 2 tomakh [The Fine Arts of Siberia in the XVII — early XXI century: Dictionary-indicator in 2 volumes], Obshchestvennyi blagotvoritel'nyi fond "Vozrozhdenie Tobol'ska", Tobol'sk, Russia.

Dameshek, L. M., Gimel'shtein, A. V., Levchenko, V. A. and Pushkina, T. L. (2012), Vystavki i kraevedcheskaia deiatel'nost' VSORGO (1851— 1931 gg.) [Exhibitions and local history activities of the VSORGO (1851—1931)], Vostochno-sibirskaia kniga, Irkutsk, Russia.

Fat'ianov, A. D. (1967), Sud'ba sokrovishch [The fate of the treasure], Vostochno-Sibirskoe knizhnoe izdatel'stvo, Irkutsk, Russia.

Fat'ianov, A. D. (1990), Vladimir Sukachev [Vladimir Sukachev], Vostochno-Sibirskoe knizhnoe izdatel'stvo, Irkutsk, Russia.

Fat'ianov, A. D. (1995), Khudozhniki, vystavki, kollektsionery Irkutskoi gubernii [Artists, exhibitions, collectors from Irkutsk province], Vostochno-Sibirskoe knizhnoe izdatel'stvo, Irkutsk, Russia.

Gavrilova, N. I. (2000), 'Siberian American', Zemlia Irkutskaia, [Irkutsk land], no. 12: 24—27.

Koshman, L. V. (2008), Gorod i gorodskaia zhizn ' XIX stoletiia: sotsial'nye i kul'turnye aspekty [The city and urban life in the XIX century: social and cultural aspects], Rossiiskaia politicheskaia entsiklopediia, Moscow, Russia.

Lareva, T. G. (2015), Istoriia izobrazitel'nogo iskusstva Pribaikal'ia XX — nachala XXI veka [The history of the fine arts of the Baikal region of the XX beginning of the XXI century], Print Lain, Irkutsk, Russia.

Lykhin, Yu. P. (2002), Khudozhestvennaia zhizn ' Irkutska (pervaia chetvert' XXveka) [Irkutsk Art Life (first quarter of the XX century)], Arkhitekturno-etnograficheskii muzei "Tal'tsy", Irkutsk, Russia.

Lykhin, Yu. P. and Kriuchkova, T. A. (2000), Ikonopistsy, mastera i khudozhniki Irkutska (XVIIvek — 1917god): Biobibliograficheskii slovar' [Icon painters, craftsmen and artists of Irkutsk (XVII century — 1917):

Biobibliographical dictionary], Arkhitekturno-etnograficheskii muzei "Tal'tsy", Irkutsk, Russia.

Manzyreva, E. S. (2014), 'Artistic life in Eastern Siberia in the late XIX — early XX century', Baikal'skie vstrechi — VIII: istoriko-kul'turnoe nasledie regiona kak faktor sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Baikal Meetings — VIII: Historical and Cultural Heritage of the Region as a Factor of Socio-Economic Development: proceedings of the International scientific and practical conference], Ulan-Ude, Russia, 11—13 September 2014, Vostochno-Sibirskii gosudarstvennyi institut kul'tury, Ulan-Ude: 294—299.

Manzyreva, E. S. (2018), 'The history of the origin of art exhibitions and museum collections in the cities of Eastern Siberia (XIX — early XX century)', Nauchnoe nasledie 1.1. Soktoevoi v svete aktual'nykh problem sovremennogo izobrazitel 'nogo iskusstva: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, posviashchennoi 90-letiiu so dnia rozhdeniia 1.1. Soktoevoi [Scientific heritage of I. Soktoeva in the light of current problems of contemporary fine arts: proceedings of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, dedicated to the 90th anniversary of the birth of I. I. Soktoeva] Ulan-Ude, Russia, 26—30 June 2018, Buriatskii gosudarstvennyi universitet, Ulan-Ude: 59—64.

Palikova, T. V. (2008), Razvitie kul'tury gorodov Zabaikal'skoi oblasti (vtoraia polovina XIX — nachalo XX veka) [Development of the culture of the cities of the Trans-Baikal region (second half of the XIX — early XX century)], Buriatskii gosudarstvennyi universitet, Ulan-Ude, Russia.

Palikova, T. V. (2020), 'Formation of the museum space of the cities of Transbaikalia at the turn of the XIX — XX century', Problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Sibiri [Problems of social and economic development of Siberia], no. 1: 148—154.

Peshkova, O. V. (2002), 'Activities of the Butin Brothers trading house', in Shakherov, V. P. (ed.), Sibirskii gorod XVIII — nachala ХХveka: sbornik statei [Siberian city of the XVIII — early XX century: collection of articles], iss. 4, Ottisk, Irkutsk, Russia: 119—144.

Romanov, N. S. (1993), Letopis' goroda Irkutska za 1881—1901 gody [Chronicle of the city of Irkutsk for 1881—1901], Vostochno-sibirskoe knizhnoe izdatel'stvo, Irkutsk, Russia.

Romanov, N. S. (1994), Letopis' goroda Irkutska za 1902—1924 gody [Chronicle of the city of Irkutsk, 1902—1924], Vostochno-sibirskoe knizhnoe izdatel'stvo, Irkutsk, Russia.

Shakherov, V. P. (2006), Irkutsk kupecheskii: istoriia goroda v litsakh i sud'bakh [Merchant Irkutsk: the history of the city in faces and destinies], Izdatel'skii dom "Priamurskie vedomosti", Khabarovsk, Russia. Shakherov, V. P. (2019), 'Social and demographic characteristics of the urban population of the Irkutsk province', Gosudarstvennaia vlast' i obshchestvo : na materialakh gorodov Irkutskoi gubernii XIX — nachala XXveka: kollektivnaia monografiia [State power and society: on the materials of the cities of the Irkutsk province of the XIX — early XX century: a collective monograph], Ottisk, Irkutsk, Russia: 132—181.

Tkachev, V. V. (2021), 'The role of the artistic intelligentsia in the socio-cultural life of Baikal Siberia in the early twentieth century (based on materials from periodicals)', Intelligentsiia i mir [Intelligentsia and the World], no. 2: 88—100. Tokarev, V. P. (1993), Khudozhniki Sibiri XIX veka [Artists of Siberia of the XIX century], Sibirskaia izdatel'skaia firma "Nauka", Novosibirsk, Russia.

Ushakova, O. V. (2006), Mikhail Dmitrievich Butin. Predprinimatel' i metsenat Zabaikal'ia (60-e gody XIX — nachalo XX veka) [Mikhail Dmitrievich Butin. Entrepreneur and philanthropist of Transbaikalia (60s of the XIX — early XX century)], Novosibirskoe knizhnoe izdatel'stvo, Novosibirsk, Russia: 42—43.

Статья поступила в редакцию 10.01.2022; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 25.02.2022.

The article was submitted 10.01.2022; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 25.02.2022.

Информация об авторе /Information about the author

В. В. Ткачев — аспирант кафедры истории России, Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия.

V. V. Tkachev — postgraduate student of the Department of Russian History, Irkutsk State University, Irkutsk, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.