Научная статья на тему 'ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕГО СВЯЗЬ С САМООЦЕНКОЙ'

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕГО СВЯЗЬ С САМООЦЕНКОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
750
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ / ОТКЛОНЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акишева Айсулу Кенесовна, Кошегалдинова Альбина Бакытжанкызы

Ежегодно обостряющая проблема девиантного поведения учащихся, вызывает беспокойство среди социальных педагогов общеобразовательных школ. Дети являются самым уязвимым незащищенным контингентом нашего общества и, несомненно, им требуется помощь взрослых. Поэтому вопрос о предупреждении проявления признаков девиантного поведения младшего школьника является актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕГО СВЯЗЬ С САМООЦЕНКОЙ»

УДК 316.621

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕГО СВЯЗЬ С

САМООЦЕНКОЙ

Акишева А.К.

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева (Республика Казахстан, г. Нур - Султан) Кошегалдинова А.Б. Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Ежегодно обостряющая проблема девиантного поведения учащихся, вызывает беспокойство среди социальных педагогов общеобразовательных школ. Дети являются самым уязвимым незащищенным контингентом нашего общества и, несомненно, им требуется помощь взрослых. Поэтому вопрос о предупреждении проявления признаков девиантного поведения младшего школьника является актуальным.

Ключевые слова: личность, девиантное поведение, социальные нормы, отклонения, социальные отношения.

Наш народ никогда не был равнодушен к воспитанию детей. Как говорят наши мудрые люди: «Воспитание ребенка начинается с семьи», семейное воспитание - это первый источник знаний для ребенка. Одной из самых острых и сложных педагогических проблем на сегодня является проблема «детей с девиантным поведением». Сложное воспитание ребенка, несоблюдение норм и правил общества в науке называют отклонением. От латинского «deviatю» означает непослушание, отклонение..

Учителя и родители занимаютя воспитанием детей и учеников. Сегодняшние ученики стали активными, независимыми и свободными в выражении своего мнения, отстаивая свои взгляды, они активно добиваются высоких целей. Несмотря на положительные стороны этих качеств, состояния, связанные с поведенческими расстройствами, могут вызывать значительные трудности в процессе обучения, снижать его эффективность и негативно влиять на уровень знаний учащихся. В этом случае важно изучить и пересмотреть проблему школьного поведения, которая может стать эффективным

инструментом решения актуальных проблем современного образования.

Проблема девиантного поведения несовершеннолетних остается очень

актуальной, поэтому каждому учителю важно понимать, что такое поведение можно считать в соответствии с нормами, а какое - девиантным.

Исправление детей с девиантным поведением - сложный, трудный и длительный процесс. Его реализация требует большого терпения и активности. Исходя из современных социально-педагогических требований и практики в этой сфере, при реализации образовательных задач в этой сфере необходимо выполнять следующие

условия:относиться к ребенку с заботой и добротой; полагаться на его позитивный настрой; эффективное использование общеобразовательных программ, направленных на пропаганду здорового образа жизни учащихся;создание новых комплексных программ, которые дают возможность детям с девиантным поведением учиться и проводить свободное время с полезными занятиями.

Девиантное поведение в начальной школе мы приравниваем к термину как «трудный ребенок». Как в семье появляется «трудный

ребенок»? Прежде всего, нам нужно уметь правильно отличать слова «трудный ребенок» и «ребенок девиантным поведением». В педагогике тип ребенка, не подчиняющийся обычным нормам, уделяется большая часть времени педагога. Такие вопросы - одна из наиболее часто задаваемых вопросов родителей и учителей, а также широкой общественности. И на этот вопрос сложно дать точный ответ. Назвать ребенка «трудным» - это не результат короткого периода времени [1].

Современное понимание поведения выходит далеко за рамки совокупности реакций на внешнюю среду. Практически все ученые согласны с тем, что поведение - это внутреннее проявление человека. К ним относятся тип нервной системы, мотивация, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции. Таким образом, девиантное поведение это и есть процесс взаимодействия с окружающей средой, исходя из индивидуальных особенностей. Несмотря на то, что трудное детское поведение всесторонне рассматривается учеными, социально-педагогические возможности данной проблемы не конкретизированы. Трудное воспитание детей имеет свои характерные причины: недостатки семейного, школьного воспитания, личностные и биологические факторы и влияние окружающего общества.

Большое воспитательное значение для развития сознания, поведения, интеллекта у детей имеет участие в коллективных, творческих делах, укреплении самоуправления. Поэтому в воспитательной работе в школе педагог должен работать с учетом индивидуальных возрастных особенностей учащихся. Потому что учитель, независимо от того, какую работу он проводит в учебно-воспитательной сфере, не может достичь поставленных целей, если не знает поведения учащихся в классе [2].

На сегодняшний день отклоняющееся поведение является не до конца изученной и понятой областью. Девиантное поведение в школе, и не только, требует детального изучения проблемы, так как природа его возникновения достаточно сложная. Это негативный пример отца и матери, отсутствие одного из родителей, постоянные ссоры в семье, конфликт. Игнорирование естественных психологических особенностей ребенка. Девиантное поведение - это поведение, которое

противоречит общепринятым нормам, нарушает социальные нормы и противоречит правилам человеческого общества, действиям, обычаям и традициям. В настоящее время девиантное поведение учеников

распространено и наблюдается во всех школах. Эта ситуация привлекла внимание социологов, учителей, психологов, врачей, сотрудников правоохранительных органов к феномену девиантного поведения.

Дети с ненормальным поведением в обществе, в большинстве случаев, проживают в семьях, где нет второго родителя или эта социальная ячейка признана неблагополучной, нуждаются в специальной помощи для координации поведения, т. к. ни физически, ни психологически самостоятельно справиться не могут. Разберем основные факторы странного поведения, отличного от норм общества: Генетические, некие наследственные отклонения, которые приводят к социальной неадаптации. К ним можно отнести умственные способности ребенка, речевые нарушения, сбой в работе нервной системы, зрения и слуха, и т. д. Психофизиологические, в результате воздействия неблагоприятных внешних факторов проявляются различные

аллергические и токсические заболевания. Физиологические внешние дефекты (уродливость), которые приводят к отрицательному восприятию данной личности сверстниками.

Антисоциальное поведение настолько глубоко укоренилось, что они становятся несовершеннолетними правонарушителями, которые не могут проанализировать свои проступки. Также в эту группу можно отнести подростков которые подвергаются жестокости и насилию, хорошо разбирающиеся в воровстве, грабежах, злоупотреблении алкоголем и наркотиками. В четвертую группу входят дети с неврологическими заболеваниями (неврозы, неврастения, раздражительность). Таким детям необходимо личное общение, внимание, уважение и тепло со стороны учителей и врачей [3].

Младший школьный возраст - начальный этап учебного процесса, когда в жизни младшего школьника происходит ряд изменений, когда игровая деятельность отстает. В этом возрасте такие аспекты девиантного поведения, как детский негативизм, не

проявляются в прихоти, баловстве, пытках, послушании, проказе, плохом поведении, дисциплине.

При анализе многих исследований, посвященных всем проявлениям девиантного поведения младших школьников в общеобразовательной школе, в практике социального педагога этому аспекту деятельности уделяется недостаточное внимание, что не позволяет определить четкую стратегию профилактики девиантного поведения учеников начальной школы. [4].

Возраст начальной школы охватывает период от 6 до 9 лет и во многих отношениях является трудным временем. Именно на этом этапе нужно адаптироваться к школе. Кроме того, он варьируется у всех детей в зависимости от типа темперамента и индивидуальных особенностей. Если дети темпераментом холерики или сангвиником, постоянно беспокоят в классе и беспокоят учителей и одноклассников, они шумят и даже дерутся, например, меланхоличные дети чувствуют себя подавленными и застенчивыми.

Иногда в период адаптации у детей может пропадать аппетит, нарушаться сон и усиливаться плач. Подобные функциональные нарушения связаны в первую очередь с умственной и физической активностью, связанной с изменением образа жизни ребенка (ученика младших классов) и, соответственно, с растущими требованиями к нему со стороны учителей и родителей.

Также следует отметить, что в этом возрасте критическое мышление еще не полностью сформировано, и соответственно, ребенок не способен в полной мере оценивать свои действия и их последствия. Но здесь важную роль играет семейное воспитание. Если ребенок растет в благополучной семье, он также сталкивается с правилами и ограничениями и может испытывать стресс и дискомфорт, что также может привести к различным формам девиантного поведения. Особенно это касается детей, которые по каким-то причинам не ходят в детский сад, и, соответственно, не полностью проходят начальный этап социализации.

Девиантное поведение делится на две основные категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья и указывающее на наличие явной или скрытой

психопатологии (патологической). Во-вторых, это антисоциальное поведение, которое нарушает любые социальные, культурные и особенно правовые нормы. Поведенческие отклонения первой и второй категорий можно увидеть уже в младшем школьном возрасте. Задача нашего общества и, в частности, общеобразовательных учреждений — не допустить превращение просто трудного подростка в преступника. Для этого школьному психологу, совместно с поддержкой других учителей, стоит позаботиться о психологическом просвещении подростков и их родителей [5].

Дети с девиантным поведением чаще встречаются среди школьников и подростков, поэтому возникает вопрос, почему такие отклонения от норм поведения. Эффективными являются следующие формы работ: тренинги, семинары и диспуты. Информирование родителей в школе на общих собраниях, круглые столы и, конечно же, индивидуальное консультирование по определённой проблеме. Если родители и учителя в школе будут знать, как себя вести в такой ситуации, то проблем с девиантным поведением ребенка практически не будет. Такие дети со временем привыкнут к нормам общества.

Главной проблемой ХХ1 века сегодня является воспитания правильного поколения. Цель-формирование высокого культурного, национального самосознания поколений. Как известно, многие проблемы этого времени приводят к тому, что родители сталкиваются с большими трудностями в воспитании детей. В основном, все дело в том, что родители начинают с неправильного, неуместного использования свободного времени ребенка и негативных ситуаций в семье.

Воспитание детей осуществляется в соответствии с возрастными особенностями, обновляется методология развития мотивации ребенка, в соответствии с требованиями времени школа и родители выполняют работу с правильно выстроенным воспитательным содержанием.

Библиографический список:

1. Керимов Л.К. Трудные дети и вопросы их перевоспитания. - Алматы: Писатель, 1991 г. с. 25.

2. ^оянбаев Ж.Б. Отбасы балалар жэне жеткшшектер тэрбиеа. - Алматы: Рауан, 1990. - 234-б.

3. Выготский Л.С. Т.4. Детская психология. - М., 1984. - С. 258.

4. Айхорн А. Трудный ребенок. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО, 2011. -с.212.

5.Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина- 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

Акишева Айсулу Кенесовна, научный руководитель,доктор PhD^o^HT, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева (Республика Казахстан, г. Нур - Султан)

Кошегалдинова Альбина Бакытжанкызы, магистрант ОП «Педагогика и методика начального обучения» кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

e-mail: :kowegaldinova90@mail.ru

Дата посткпения статьи: 21.04.2021

© Акишева А.К., Кошегалдинова А.Б., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.