Научная статья на тему 'МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1817
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ / ШКОЛЬНАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акишева Айсулу Кенесовна, Кашенова Асель Талгатовна

В статье рассмотрены конфликтные ситуации в школе, которые могут возникать между учениками, учениками и учителями, родителями и учителями. Также рассматривается проблема типологии конфликтов в школьной конфликтологии. Выявлены типы и виды конфликтов, возникающих в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

УДК 316.48

МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Акишева А.К.

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева (Республика Казахстан, г. Нур - Султан)

Кашенова А.Т.

Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан,)

Аннотация. В статье рассмотрены конфликтные ситуации в школе, которые могут возникать между учениками, учениками и учителями, родителями и учителями. Также рассматривается проблема типологии конфликтов в школьной конфликтологии. Выявлены типы и виды конфликтов, возникающих в начальной школе.

Ключевые слова: конфликт, типология конфликтов, школьная конфликтология, функциональный подход.

На сегодняшний день на ступени начального образования актуальной проблемой является возникновение конфликтных ситуаций. Требования программы начального образования ставит перед учителями цель -предотвращение и правильное разрешение конфликтных ситуаций в школе. В современной психологической науке встречаются такие темы, как «предотвращение конфликтов среди учащихся»,

«предотвращение конфликтных ситуаций среди учащихся в школе». Важную роль в предотвращении конфликтов играет

дисциплина. Учитель обязан вмешиваться в негативные действия, происходящие между учащимися. В педагогике существуют следующие виды конфликтов, происходящих в начальной школе: конфликты дидактического характера, конфликты этики и за пределами этических конфликтов. Конфликты образуются, когда люди преследуют цели, недостижимые или взаимоисключающие с двух сторон, либо если имеется стремление осуществить несовместимые нормы и ценности в процессе взаимных отношений.

Тема конфликта - одна из актуальных. В связи с развитием общества все чаще возникают споры, приводящие к конфликтным ситуациям. Конфликт - это цели, интересы, взгляды и мнения, направленные друг против друга. Для возникновения конфликта необходимо общее событие, приводящее к разногласиям. Конфликты естественным

образом проникают в нашу жизнь. По мере того, как жизнь меняется, причины и типы конфликтов меняются. Конфликт может подстерегать нас, когда мы сталкиваемся с новым человеком или новой ситуацией. Конфликты можно рассматривать как неотъемлемую часть любой сферы человеческой деятельности. Избежать конфликтных ситуаций невозможно, это процесс, происходящий в жизни человека.

Конфликтная ситуация в случае инцидента (несчастный случай, неприятный случай, внешняя причина) преобразуется в конфликт. Конфликт сопутствуется мощными чувственными проявлениями и ориентирован на возобновление отношений. Имеется ряд стадий конфликта: появление объективных противоречий; понимание конфликтной ситуации; трансформация к конфликтным действиям; решение конфликтов [1].

В процессе развития межличностные отношения требуют коррекции, координации. Особенно актуальной в младшем школьном возрасте является проблема профилактики конфликтов. В этот период дети делают первые шаги во взрослую жизнь-общаются внутри группы, учатся решать взаимные проблемы. Поэтому они должны уметь разрешать конфликты. В настоящее время выявляется противоречие между возрастающими требованиями образовательного процесса и недостаточностью функциональных

возможностей младших школьников [2].

В процессе развития учащихся, в зависимости от их возрастных и индивидуально-педагогических психологических особенностей, следует помнить и о том, что конфликт между ними и возникновение других его видов вполне закономерно.

Поскольку конфликт является одним из основных компонентов психологии

взаимоотношений между людьми, мы подробно остановимся на таких вопросах, как причины возникновения, факторы, ситуации, ее виды, технология и механизм, проявления, развитие или торможение, пути их предотвращения или решения.

В случае конфликтной ситуации в школе немаловажно спокойно её осознать, действительно, в отсутствии искажения посмотреть на вещи. Как правило все совершается по-иному: конфликт перекрывает взгляд на собственные ошибки и в то же время находит их в действии противника.

Когда обстановка рационально оценивается и трудность представляется, педагогу проще найти реальную причину конфликта с «трудным» родителем, дать оценку точности действий двух сторон, найти подход к плодотворному решению в неприятный момент.

Следующим шагом к соглашению станет публичный разговор между педагогом и родителями, где стороны равны. Исследование ситуации сможет помочь педагогу сформулировать собственные идеи и мысли о проблеме родителям, продемонстрировать понимание, прояснить единую цель, совместно найти выход из конфликта.

Как только конфликт разрешится, выводы о том, что было выполнено неправильно и как исключить напряженного момента, могут помочь избежать подобные ситуации в будущем.

Много конфликтных ситуаций встречается и среди учащихся начальных классов. Точно так же есть ученики, которые много вступают в конфликт. Такие учащиеся находятся под присмотром школьного психолога.

В современной науке о конфликте выделяют 5 направлений поведения в конфликте:

1. Приспособление (приспособление) -первая сторона соглашается со второй, но у личности есть своя мысль и мнение, которое она боится высказать;

2. Бегство (избегание) - уход из конфликтной ситуации, побег;

3. Двухстороннее доказательство (Компромисс) - прийти к общему решению, удовлетворяющему обе стороны;

4. Конкуренция (Соперничество) -активное противостояние двух сторон друг другу;

5. Партнерство (Сотрудничество) -совместные действия для решения одной общей проблемы.

Типы конфликтов: личностный конфликт; межнациональный конфликт; взаимно организованный конфликт; педагогический конфликт. Среди видов конфликтов особое внимание следует уделить типу педагогического конфликта, к основным видам межличностных конфликтов в педагогической практике можно отнести такие конфликты, как: «Ученик - Ученик», «Ученик-Учитель», «учитель - родитель».

По мнению психолога М. Рыбаковой, между учеником и учителями выявляются следующие виды конфликтов: действия, возникающие по успеваемости учащегося, выполняемые им внеучебные задания; позиции, возникающие за пределами поведения учащегося; отношения, возникающие из эмоциональных взаимоотношений учащихся и учителя и др.

Перечислим некоторые причины конфликтов между учащимися. Это: соперничество, обман, сплетни, оскорбления, заговор учителя на любимых учеников, ненависть к человеку, сочувствие без взаимности, борьба за девочку (мальчика) и т.д.

В настоящее время выявляется противоречие между возрастающими требованиями образовательного процесса и недостаточностью функциональных

возможностей младших школьников. Кроме того, в научной литературе нет точных данных о навыках разрешения конфликтов. Не разработана основная стратегия педагогической и психологической реабилитации детей, оказавшихся в трудной конфликтной ситуации, позволяющая организовать их нормальное психическое развитие. Однако известно, что

нерешенные проблемы и конфликты способствуют психическим расстройствам [3].

Работа в школе связана с быстро меняющимися ситуациями, что, в свою очередь, может привести к возникновению конфликтов. Как только возникает конфликт, сразу «срабатывают» эмоции, люди испытываем напряжение, дискомфорт, что может нанести вред здоровью всех участников конфликта.

Поэтому классному руководителю важно иметь элементарные представления о конфликтах, о том, как предотвратить конфликт, грозящий погубить добрые отношения между детьми, как вести себя в ходе конфликта, чтобы снизить его накал, как завершить конфликт с наименьшими потерями или разрешить его на пользу обеим сторонам.

Одной из важнейших задач педагога является формирование у детей умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, привычки такими, какие они есть. Важно обучать детей навыкам общения и в случае необходимости корректировать их поведение, иначе у ребенка могут закрепиться такие формы поведения, которые станут помехой в его отношениях с окружающими и окажутся деструктивными для его собственного развития

Для современной психологии характерно признание двойственной природы конфликта, в том числе и его позитивной роли. Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том, что он может являться сигналом к изменению, возможностью сближения, разрядки напряжения, "оздоровления" отношений и источником развития, то есть конфликты - при правильном к ним подходе -могут стать эффективным фактором педагогического процесса, воспитательного воздействия на детей, но при этом необходимо обязательно создать доброжелательную атмосферу [4].

Способность разрешать конфликты является одним из проявлений социальной адаптации человека и повышает продуктивность в межличностном

взаимодействии. Традиционно конфликтные проявления рассматриваются с точки зрения отклонения от социальных норм, приводящих к

депрессии, раздражительности, пассивным вариантам избегания активной социальной роли. При этом ребенок не участвует в разрешении ситуаций и показывает свою неготовность к решению проблем, которые их вызывают. Поэтому важно изучить возможность разрешения конфликтов у младших школьников, что отражается в процессе взаимодействия с окружающей средой. Это, в свою очередь, проявляется в деятельности, направленной на преодоление проблем и приобретение полезного жизненного опыта. В связи с этим важно определить, как умение разрешать конфликты способствует формированию устойчивости личности.

Порой педагогу для решения какого-либо вопроса проще потребовать то, что нужно сделать, легче приказать, наказать виновного и т.п. Но ведь для ученика прямое воздействие с раздражением со стороны учителя вызывает ответное противодействие. В итоге возникают напряженные отношения. Более эффективный способ — это воздействия на ученика через побуждение его интересов, потребностей. Такой способ называется опосредованным способом воздействия, он дает как правило, положительный эффект. Учитель теряет авторитет, если полагается только на запреты, давление, приказ, авторитарный тон. Не бывает абсолютно плохих и абсолютно хороших людей, в каждом есть что-то положительное, на это, порой, и нужно опереться при разрешении конфликта.

Для предотвращения конфликтных ситуаций в классе, классный руководитель и родители тесно работают, способствуя формированию сплоченности и негативной атмосферы в классе. Разрешение конфликта -это процесс поиска взаимовыгодного пути решения проблемы, имеющего одинаковую значимость для всех участников, и на основе этого-улучшение их соотношения. Классный руководитель вместе с детьми выстраивает правила разрешения конфликта, а также записывает их на доске. Для анализа конкретных ситуаций организуется работа с группой. Классный руководитель, разделив детей на команды, предлагает обсудить ситуацию в течение 5-10 минут в соответствии с освоенными правилами и предложить варианты возможного способа разрешения споров, предложить конфликтующим сторонам

найти эффективное решение, иначе данная ситуация сохранится и в ближайшее время может возникнуть новый конфликт.

Библиографический список

1. Конфликтология для XXI века: наука-образование-практика. Материалы Санкт-Петербургского международно. - М.: Философский факультет СПбГУ, 2015. - 772 а

2. Атаянц Н. Г. Орта мектептеп кактыгыстар психологиясы: Моногр. -Владикавказ: Сев. -ОСЕТ баспасы. 2002.- 124 б.

3. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М. М. Рыбакова. - М.: Просвещение, 1991.- 127с.

4. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.- 184с.

Акишева Айсулу Кенесовна, научный руководитель, доктор PhD, доцент, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева (Республика Казахстан, г. Нур - Султан).

Кашенова Асель Талгатовна, магистрант ОП «Педагогика и методика начального обучения», кафедра социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

e-mail: missassell@mail.ru

Дата поступления статьи: 15.04.2021

© Акишева А.К., Кашенова А.Т., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.