Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТА «УЧЕНИК - УЧИТЕЛЬ» В ШКОЛЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТА «УЧЕНИК - УЧИТЕЛЬ» В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3327
546
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВТОРИТАРНОСТЬ / КОНФЛИКТ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОВЕДЕНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / УСПЕВАЕМОСТЬ / УЧЕНИК / УЧИТЕЛЬ / ШКОЛА / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ACADEMIC PERFORMANCE / AUTHORITARIANISM / BEHAVIOR / CONFLICT / COOPERATION / EMOTIONALPERSONAL RELATIONS / INTERPERSONAL COOPERATION / PUPIL / SCHOOL / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попенкова Д. И., Николаева А. А.

Статья посвящена вопросам конфликтного взаимодействия в системе «ученик - учитель» в образовательном учреждении. Цель статьи заключается в рассмотрении озвученной проблемы через призму социально-педагогического подхода, с учетом не только состояния общества, но и воспитательного потенциала семьи, а также структуры классного коллектива и лично-возрастных особенностей учащихся. Особое внимание обращено на негативную сторону конфликта, которая отражается на неокрепшей психике ученика, а также на психическом здоровье учителя, что в итоге ухудшает психологический комфорт в школе и мешает учебно-воспитательному процессу. Показано, что в ситуации конфликта поведение учителя, в большинстве случаев относится к таким типам реагирования, как «репрессивные меры» и «игнорирование конфликта». В конфликтных ситуациях в системе «ученик - учитель» учителя используют внешнее пресечение, а также применяют санкции. Рассмотрены конфликты в системе «ученик - учитель» с позиции возрастных особенностей учеников. Статья предназначена для работников образовательных организаций и интересующихся конфликтологической проблематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF “PUPIL - TEACHER” CONFLICT AT SCHOOL

The article is devoted to the issues of conflict interaction in the “pupil - teacher” system in an educational institution. The purpose of the article is to consider the voiced problem through the prism of a socio-pedagogical approach, taking into account not only the state of society, but also the educational potential of the family, as well as the structure of the class team and the personal age characteristics of schoolchildren. Special attention has been paid to the negative side of the conflict, which affects the weak psyche of the pupil, as well as the mental health of the teacher, which ultimately worsens the psychological comfort at school and interferes the educational process. It has been shown that in conflict situation teacher`s behavior in most cases relates to such types of response as “repressive measures” and “ignoring the conflict”. In conflict situations in the “pupil - teacher” system, teachers use external suppression, as well as apply sanctions. Conflicts in the “pupil - teacher” system from the point of view of age characteristics of schoolchildren have been considered. The article is intended for employees of educational organizations and those interested in conflict issues.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТА «УЧЕНИК - УЧИТЕЛЬ» В ШКОЛЕ»

УДК 37.015.3

Попенкова Дарья Игоревна

студент магистратуры, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», г Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-6521-7177 e-mail: Dasha2011@inbox.ru

Николаева Алла Алексеевна

канд. социол. наук, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», г Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-8538-8371 e-mail: Nikolaevaaa@mgppu.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2020-8-194-199

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТА «УЧЕНИК -УЧИТЕЛЬ» В ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена вопросам конфликтного взаимодействия в системе «ученик - учитель» в образовательном учреждении. Цель статьи заключается в рассмотрении озвученной проблемы через призму социально-педагогического подхода, с учетом не только состояния общества, но и воспитательного потенциала семьи, а также структуры классного коллектива и лично-возрастных особенностей учащихся. Особое внимание обращено на негативную сторону конфликта, которая отражается на неокрепшей психике ученика, а также на психическом здоровье учителя, что в итоге ухудшает психологический комфорт в школе и мешает учебно-воспитательному процессу. Показано, что в ситуации конфликта поведение учителя, в большинстве случаев относится к таким типам реагирования, как «репрессивные меры» и «игнорирование конфликта». В конфликтных ситуациях в системе «ученик - учитель» учителя используют внешнее пресечение, а также применяют санкции. Рассмотрены конфликты в системе «ученик - учитель» с позиции возрастных особенностей учеников. Статья предназначена для работников образовательных организаций и интересующихся конфликтологической проблематикой. Ключевые слова: авторитарность, конфликт, межличностное взаимодействие, поведение, сотрудничество, успеваемость, ученик, учитель, школа, эмоционально-личностные отношения.

Цитирование: Попенкова Д.И., Николаева А.А. Исследование конфликта «ученик - учитель» в школе// Вестник университета. 2020. № 8. С. 194-199.

Popenkova Daria

Graduate student, Moscow State University of Psychology & Education, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-6521-7177 e-mail: Dasha2011@inbox.ru

Nikolaeva Alla

Candidate of Sociological Sciences, Moscow State University of Psychology & Education, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-8538-8371 e-mail: Nikolaevaaa@mgppu.ru

STUDY OF "PUPIL - TEACHER" CONFLICT AT SCHOOL

Abstract. The article is devoted to the issues of conflict interaction in the "pupil - teacher" system in an educational institution. The purpose of the article is to consider the voiced problem through the prism of a socio-pedagogical approach, taking into account not only the state of society, but also the educational potential of the family, as well as the structure of the class team and the personal age characteristics of schoolchildren. Special attention has been paid to the negative side of the conflict, which affects the weak psyche of the pupil, as well as the mental health of the teacher, which ultimately worsens the psychological comfort at school and interferes the educational process. It has been shown that in conflict situation teacher s behavior in most cases relates to such types of response as "repressive measures" and "ignoring the conflict". In conflict situations in the "pupil - teacher" system, teachers use external suppression, as well as apply sanctions. Conflicts in the "pupil - teacher" system from the point of view of age characteristics of schoolchildren have been considered. The article is intended for employees of educational organizations and those interested in conflict issues.

Keywords: academic performance, authoritarianism, behavior, conflict, cooperation, emotionalpersonal relations, interpersonal cooperation, pupil, school, teacher.

For citation: Popenkova D.I., Nikolaeva A.A. (2020) Study of "pupil - teacher" conflict at school. Vestnik universiteta. I. 8, pp. 194-199. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-8-194-199

Изменения, происходящие в российском обществе, постоянно актуализируют появление новых источников конфликтов, затрагивающих, в том числе, систему образования. Это во многом обусловлено меняющимися приоритетами XXI в., способствующими формированию новой ментальности у молодого поколения [3]. В данных обстоятельствах возрастают требования к конфликтологической компетентности учителей, их способности правильно и эффективно разрешать конфликты с учащимися, не нарушая отношений, не теряя сотрудничества и не нарушая учебного процесса.

© Попенкова Д.И., Николаева А.А., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

Несмотря на возрастающее беспокойство по поводу того, как учитель управляет поведением учеников, существует очень мало релевантных данных о конфликте в диаде «учитель - ученик». Можно выделить много факторов вызывающих конфликт на уровне образовательного процесса, таких как личностные особенности учащихся и учителей в образовательных организациях, различия между их ценностями, убеждениями и установками, отсутствие качественных образовательных процессов обучения, непонимание процесса коммуникации, неадекватные инструменты и совместное использование ограниченных ресурсов.

Некоторые из этих факторов могут включать индивидуальные характеристики и поведение учащихся, характеристики и поведение учителей, предшествующий опыт взаимоотношений и более широкие социальные и контекстуальные влияния.

Подвергаются значительным изменениям и поведенческие стратегии учителей, связанные с преобразованием организации педагогической деятельности [9]. Постепенно уходят в прошлое педагогическая авторитарность, «силовое» воздействие в ситуациях разрешения конфликтов и межличностных противоречий в учебном процессе. Тем не менее, современная российская школа сегодня объективно остается конфликтогенным пространством [5].

Появление новых целей, требующих решения их новыми средствами, ставит перед школой, в частности перед педагогами, задачу достижения этих целей посредством создания приемлемых условий в системе «ученик - учитель». Достижение этого возможно при условии адекватного восприятия конфликтной ситуации, понимания необходимости разностороннего обсуждения проблем, обеспечения доверительной атмосферы и совместной деятельности по устранению возникающих проблем, что повлечет за собой трансформацию деструктивного конфликта в его конструктивное разрешение [8].

Массовая практика показывает, что проблема конфликта часто решается обыденно-житейским способом, а это, в свою очередь, дает основание говорить о недостаточной подготовке педагога к возможности приемлемыми способами разрешать конфликты.

Феномен «конфликт» охватывает разные отрасли науки с разными понятийно-терминологическими системами как среди отечественных, так и западных ученых. Однако можно говорить о неоспоримой сложности и неоднозначности данного феномена в силу недостаточности его изучения, особенно что касается межличностного взаимодействия. Изучение психологической и педагогической литературы показало целесообразность рассмотрения проблемы конфликта в среде «ученик - учитель» через призму социально-педагогического подхода, учитывающего не только состояние общества, но и воспитательный потенциал семьи, а также структуру классного коллектива и лично-возрастные особенности учащихся [2].

Общеизвестно, что общество подвержено кризисным изменениям, которые затрагивают разные социальные институты, как уже было отмечено, не обходит стороной эта проблема и школу, где имеют место конфликтные отношения среди учителей и учащихся. Такая ситуация оказывает негативное влияние не только на неокрепшую психику ученика, но и отражается на психическом здоровье учителя, что ухудшает психологический комфорт в школе и мешает учебно-воспитательному процессу.

Роль учителя для ученика - быть источником знаний, полезной информации, примером поведения, норм, ценностей для гармоничного развития его личности. А. А. Николаева, выделяя главную причину конфликтов в системе «ученик - учитель», подчеркивает «непонимание учителем внутреннего мира ребенка, несправедливые наказания, грубость, угрозы и оскорбления» [9, с. 70]. По его мнению, педагогическая мудрость учителя заключается в том, чтобы не допустить конфликт, вовремя избежать его. Умение предупредить конфликт позволяет педагогу не только сохранить, но и создать воспитательную силу детского коллектива.

Анализ литературы по проблеме исследования конфликтов в системе «ученик - учитель» показал, что имеются достаточно существенные расхождения в понимании причин появляющихся разногласий как у учеников, так и у учителей. Ученики основными причинами конфликтов считают оскорбления учителей; необъективное оценивание их знаний; предъявление завышенных требований [4]. Учителя, в свою очередь, выделяют такие причины конфликтов, как: нарушения учениками дисциплины на уроках; отсутствие домашних заданий; недоброжелательную психологическую атмосферу в классе [10]. Здесь важно отметить, что каждая сторона межличностного взаимодействия видит причины разногласий друг в друге и перекладывает ответственность с себя на противоположную сторону.

Кроме того, конфликтное взаимодействие в системе «ученик - учитель» порой носит острый характер. Как отмечает Ю. А. Чернавин, в проводимых исследованиях среди студентов, были откровенные ответы

по поводу оскорблений и рукоприкладства учителей в отношении учеников. Оказалось, что учителя иногда бьют учеников, при этом в ход идут подручные материалы: указка, линейка, книга, швабра, кулак, порой дергают за волосы и уши. Выгоняя ученика из класса, толкают его руками, хватают и тянут за ворот одежды, уши, волосы. От бессилия в учеников летит мел, тряпка, книга, ключи [11]. Применяя разные меры воздействия к нарушителям дисциплины, учителя порой унижают учеников, задевая их человеческое достоинство, что вызывает ответную реакцию в виде протеста. Здесь учителю важно помнить о воспитательном характере любого его действия.

Не меньший интерес вызывает исследование, проведенное среди педагогов, где учителя делали выбор таких типов реагирования в конфликте, как:

- «репрессивные меры» - учителя отвергали негативные реакции учеников и принимали репрессивные меры в отношении ученика или класса;

- «игнорирование конфликта» - учителя всячески вытесняли негативную информацию, продолжая при этом осуществлять свою деятельность;

- «ролевое воздействие» - разрешение конфликта в рамках ролевого воздействия;

- «выяснение мотивов» - намерение уточнить и понять мотивы поведения ученика;

- «стимул к собственному изменению» - возникшая ситуация конфликта является стимулом корректировки собственного поведения;

- «рефлексия» - погружение в переживания по поводу возникшего конфликта, размышления и т. д. [6].

Результаты исследования показали, что большая часть ответов учителей относилась к первым двум категориям. Такая тенденция в современных школах подтверждает полученные результаты, так как в конфликтных ситуациях в системе «ученик - учитель» педагоги используют внешнее пресечение, а также применяют санкции. Иногда педагоги ведут беседу-внушение, но и бывают случаи отсутствия внешней реакции, потому что учителя не знают, как им реагировать в некоторых конфликтных ситуациях.

Конфликты в системе «ученик - учитель» необходимо рассматривать с позиции возрастных особенностей учеников. Так, младший школьник строит свое взаимодействие с учителем посредством желания ему понравиться, стараясь по возможности выполнять все требования, что редко приводит к конфликту. Подростки обостряют отношения с учителями своим несогласием с ролью ученика. Конфликты подростков в большей степени связаны с вызывающим поведением, чувством взрослости, нежеланием подчиняться. Старшеклассники пытаются отстаивать в отношениях с учителями свое достоинство, а также право на самостоятельность [6].

Важно отметить, что взаимодействие в системе «ученик - учитель» в современной школе, - это как правило, взаимодействие между субъектами разных поколений. Большая часть учителей - это поколение, которое воспитывалось в условиях тоталитарной системы, поэтому они не могут, а порой и не хотят уходить от привычного стиля взаимоотношений с учениками. В таком случае подросток, находясь в конфликте с учителем, не учится конструктивному его разрешению и не приобретает образец морального поведения в лице учителя.

Личность учителя имеет непосредственное воздействие на конфликтное поведение ученика. Это влияние проявляется в разных аспектах.

Во-первых, стиль, который выбирает учитель в отношениях с другими учениками, может являться прямым примером для отношений между учащимися. Ряд исследований показал, что педагогическая тактика первого учителя, его стиль общения имеют непосредственное влияние на развитие межличностных отношений учеников с ровесниками, а также родителями. Выбор в сторону педагогической тактики «сотрудничество» помогает ученикам выстраивать бесконфликтные отношения между собой. Однако владение таким стилем дано не каждому учителю начальных классов. Как правило, учителя выбирают одну из двух тактик: «диктат» или «опеку», что порождает напряжение в межличностных отношениях учеников. Не секрет, что классные коллективы с большим количеством конфликтов, как правило, являются следствием «авторитарных» учителей.

Во-вторых, в обязанности учителя входит урегулирование конфликтов учеников непосредственным вмешательством в них. Однако это исключает их подавление. Поэтому от сложившейся ситуации зависит, есть ли необходимость вмешательства администрации или можно просто обойтись добрым советом. Положительный эффект имеет вовлечение конфликтующих в общее дело, а также вовлечение в разрешение конфликта между другими учениками и т. п.

А. К. Шамина делает акцент на следующих причинах конфликтов в системе «ученик - учитель»:

- неумение учителя держать дисциплину в классе часто приводит к отсутствию желания учеников соблюдать правила поведения на уроке;

- создавшаяся проблемная ситуация с одним учеником в присутствии всего класса, при желании учителя сохранить авторитет, как правило, порождает конфликт;

- оценка не поступка ученика, а его личности, из-за переноса ранее сложившихся взаимоотношений в системе «ученик - учитель»;

- субъективное восприятие учителем ученика, без учета мотивации его поведения;

- источником конфликта могут быть такие личностные качества учителя, как раздражительность, грубость, мнительность [12].

М. М. Рыбакова в своей книге «Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе», а также В. В. Мелетичев в учебном пособии «Конфликты в образовательном учреждении: психологические основы, причины, профилактика, разрешение» указывают на следующие виды педагогических ситуаций и конфликтов в системе «ученик - учитель»:

- ситуации (или конфликты) деятельности, которые связаны с успеваемостью ученика, выполнением им домашних заданий;

- ситуации (конфликты) поведения (поступков), которые связаны с нарушением учеником дисциплины и правил поведения в школе и за ее пределами;

- ситуации (конфликты) отношений, которые связаны со сферой эмоционально-личностных отношений в системе «ученик - учитель» [1; 7].

Ситуации и конфликты деятельности. Данные ситуации, связанные с учебной деятельностью, возникают в системе «ученик - учитель», как правило, на занятиях, когда ученик игнорирует выполнение задания. Причин здесь может быть несколько: усталость, невозможность усвоить учебный материал, отсутствие домашнего задания, а также вероятность некорректного замечания со стороны учителя вместо элементарной помощи с его стороны по разрешению трудностей, возникших в учебной деятельности. Такого рода конфликты возникают у учеников, имеющих трудности в освоении учебного материала, когда отношения учителя с учеником ограничены и узко направлены только на решение учебной задачи. Таких конфликтов на порядок меньше в начальных классах и занятиях классных руководителей, так как имеет место характер уже сложившихся отношений вне учебной деятельности.

Довольно часто конфликты возникают от завышенных требований учителя в отношении своего предмета, где оценочная система является средством наказания учеников, нарушающих дисциплину и неподчиняющихся ему.

Ситуации и конфликты поступков. Педагогические ситуации могут стать конфликтными при неправильном анализе поступка ученика, поспешно сделанном выводе, незнании истинных мотивов. При этом важно учитывать тот факт, что один и тот же поступок может иметь разные мотивы. Поэтому чаще всего от недостатка информации учитель дает некорректную оценку произошедшему поступку. Однако грубой ошибкой является упрощенная трактовка мотивов и оценка не поступка, а личности ученика. В этом случае существует важное правило для педагога - не выяснив мотивы и обстоятельства конкретного поступка, нельзя давать оценок.

Ситуации и конфликты отношений. Такого плана конфликты появляются от неумения педагога разрешать их и становятся затяжными. Они носят личностный смысл, сопровождаются неприязнью ученика к учителю, при которой возникает острая необходимость защититься от несправедливого и непонимающего учителя. Более тяжелая форма конфликта отношений проявляется с группой учащихся, когда учитель вопреки желаниям и ожиданиям учеников навязывает им свое понимание отношений, требуя от них уважения.

Вышеизложенное позволяет прийти к выводу, что субъекты конфликта (ученик и учитель) не равны по уровню своего развития. Преимущества учителя - в большом жизненном опыте, способности осмысления ситуации. Недостатки ученика - в отсутствии такого опыта, импульсивности поведения, слабой способности к анализу. Поэтому на учителя ложится ответственность за доведение конфликта до завершения, при котором личность ребенка сможет подняться на новый уровень развития.

Таким образом, в ходе проведенного исследования было установлено, что причины возникновения конфликтов в диаде «учитель - ученик» могут быть разнообразны, а формы их протекания и направление

развития во многом обусловлены способностью учителя не переводить конфликт в плоскость отношений, разрешая его на уровне деятельности и поступков.

Именно учитель в силу своего профессионального и жизненного опыта должен встать на позицию ученика, чтобы понять причины выбора им той или иной стратегии поведения в ситуации конфликта и выработать адекатные меры реагирования и разрешения конфликтной ситуации.

Поскольку ответственность за конструктивное завершение конфликта лежит на учителе, ему необходимо развивать личностные и профессиональные качества, которые будут способствовать формированию его конфликтологической компетентности. Важную роль в этом играют отказ от репрессивных и авторитарных методов воздействия на ученика в ситуации конфликта, поскольку они, создавая иллюзию быстрого завершения конфликта и укрепления авторитета учителя, могут весьма пагубно отразиться на психологическом состоянии ученика, иметь негативные последствия для развития его личности.

Грамотное разрешение конфликта между учителем и учеником - кропотливая работа, прежде всего, учителя над собой и сложившийся ситуацией, требующая выяснения и анализа причин конфликта, рефлексии, готовности менять свой стиль поведения, проявлять сопереживание. Таким образом, разработка и внедрение методик, способствующих развитию данных умений у учителей, является перспективным направлением дальнейших научных исследований по рассматриваемой теме, имеющим большую практическую значимость.

Библиографический список

1. Мелетичев, В. В. Конфликты в образовательном учреждении: психологические основы, причины, профилактика, разрешение: учеб. пособие. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, 2015. - 122 с.

2. Мясоедов, А. И. Виды конфликтов в образовательной среде // Мир, открытый детству: актуальные проблемы развития современного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 19 марта 2020 г. / отв. редактор Е. В. Коротаева, 2020. - С. 28-32.

3. Мясоедов, А. И., Радостева, М. В. Конфликт между поколениями в современный период времени // Научный журнал «Дискурс». - 2018. - № 3 (17). - С. 120-129.

4. Мясоедов А. И., Иванова, С. П. Проблемы деинституциализации традиционных атрибутов и гендерных стереотипов // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. - С. 313-316

5. Пинкевич, А. Г., Сунами, А. Н. Прикладные технологии педагогической конфликтологии: peer mediation // Конфликтология. - 2014. - № 1. - С. 176-190.

6. Петрова, С. О. Критерии и уровни сформированное™ готовности к разрешению педагогических конфликтов // Культура поведения в парадигме педагогики ненасилия: сборник XXVII Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 20 апр. 2006 г. / под ред.: А. Г. Козловой, В. Г. Маралова, М. С. Гавриловой, И. О. Буденной. - СПб.: 67 гимназия. Verba Magistri, 2006. - С. 49-52.

7. Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.

8. Савченко, И. А., Кайманакова, О. Б., Кожемяко, О. С. Технология управления конфликтами в современной организации // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 2-1 (67). - С. 796-802.

9. Степанова, О. С., Николаева, А. А. Исследование конфликтологической компетентности педагогов в контексте оптимизации комфортности и безопасности образовательной среды // Педагогика и просвещение. - 2019. - № 2. - С. 66-76.

10. Торосян, Ю. А., Суняйкина, Т. В. Проблема конфликтологической культуры педагогов общеобразовательной организации // Современные образовательные технологии в подготовке педагога с учетом профессионального стандарта: сборник материалов международной научно-практической конференции, Орехово-Зуево, 8 дек. 2016 г. - Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2017. - С. 246-252.

11. Чернавин, Ю. А. Структура и содержание конфликта между учащимися и учителем в общеобразовательной школе // Человеческий капитал. - 2016. - № 4 (88). - С. 81-83.

12. Шамина, А. К. Конфликт как педагогическая проблема // Бюллетень науки и практики. 2018. - Т. 4. - № 11. - С. 522-527.

References

1. Meletichev V V Konflikty v obrazovatel'nom uchrezhdenii: psikhologicheskie osnovy, prichiny, profilaktika, razreshenie: ucheb. posobie [Conflicts in an educational institution: psychological foundations, causes, prevention, resolution: textbook]. St. Petersburg, IzdateFstvo Sankt-Peterburgskoi akademii postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2015. 122 p.

2. Myasoedov A. I. Vidy konfliktov v obrazovatel'noi srede [Types of conflicts in the educational environment]. Mir, otkrytyi detstvu: aktual'nye problemy razvitiya sovremennogo obrazovaniya: Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ekaterinburg, 19 marta 2020 g. [World revealedfor childhood: current problems of development of modern education: Proceedings of All-Russian scientific andpracrical conference. Ekaterinburg, March 19, 2020], Otv. redaktor E. V Korotaeva, 2020, pp. 28-32.

3. Myasoedov A. I., Radosteva M. V. Konflikt mezhdu pokoleniyami v sovremennyi period vremeni [Conflict between generations in the modern period]. Nauchnyi zhurnal "Diskurs", 2018, no. 3 (17), pp. 120-129.

4. Myasoedov A. I., Ivanova S. P. Problemy deinstitutsializatsii traditsionnykh atributov i gendernykh stereotipov [Problems of deinstitutionalization of traditional attributes and gender stereotypes]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2020, no. 66-2, pp. 313-316.

5. Pinkevich A. G., Sunami A. N. Prikladnye tekhnologii pedagogicheskoi konfliktologii: peer mediation [Applied technologies of pedagogical conflictology: peer mediation]. Konfliktologiya [Conflictology], 2014, no. 1, pp. 176-190.

6. Petrova S. O. Kriterii i urovni sformirovannosti gotovnosti k razresheniyu pedagogicheskikh konfliktov [Criteria and levels of formation of readiness to resolve pedagogical conflict]. Kul'tura povedeniya v paradigme pedagogiki nenasiliya: sbornik XXVII Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Sankt-Peterburg, 20 apr. 2006 g [Culture of behavior in the paradigm of nonviolence pedagogy: collection of the XXVII all-Russian scientific and practical conference, Saint-Petersburg, April 20, 2006], pod red. A. G. Kozlovoi, V. G. Maralova, M. S. Gavrilovoi, I. O. Budennoi. St. Petersburg, 67 gimnasiya, Verba Magistri, 2006, pp. 49-52.

7. Rybakova M. M. Konflikt i vzaimodeistvie v pedagogicheskom protsesse: kniga dlya uchitelya [Conflict and interaction in the pedagogical process: book for teacher]. Moscow, Prosveshchenie, 1991. 128 p.

8. Savchenko I. A., Kaimanakova O. B., Kozhemyako O. S. Tekhnologiya upravleniya konfliktami v sovremennoi organizatsii [Conflict management technology in a modern organization]. Ekonomika i predprinimatel'stvo [Journal of Economy andentre-preneurship], 2016, no. 2-1 (67), pp. 796-802.

9. Stepanova O. S., Nikolaeva A. A. Issledovanie konfliktologicheskoi kompetentnosti pedagogov v kontekste optimizatsii komfortnosti i bezopasnosti obrazovatel'noi sredy [Research of conflictological competence of teachers in the context of optimization of comfort and safety of the educational environment]. Pedagogika i prosveshchenie [Pedagogy and Education], 2019, no. 2, pp. 66-76.

10. Torosyan Yu. A., Sunyaikina T. V. Problema konfliktologicheskoi kul'tury pedagogov obshcheobrazovatel'noi organizatsii [Problem of conflictological culture of teachers of educational institutions]. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v podgotovke pedagoga s uchetom professional'nogo standarta: sbornik materialov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Orekhovo-Zuevo, 8 dek. 2016 g. [Modern educational technologies in teacher training taking into account the professional standard: collection of materials of the international scientific and practical conference. Orekhovo-Zuevo, December 8, 2016]. Orekhovo-Zuevo, Gosudarstvennyi gumanitarno-tekhnologicheskii universitet, 2017, pp. 246-252.

11. Chernavin Yu. A. Struktura i soderzhanie konflikta mezhdu uchashchimisya i uchitelem v obshcheobrazovatel'noi shkole [Structure and content of the conflict between schoolchildren and teacher at secondary schools]. Chelovecheskii kapital [Human Capital], 2016, no. 4 (88), pp. 81-83.

12. Shamina A. K. Konflikt kak pedagogicheskaya problema [Conflict as a pedagogical problem]. Byulleten' nauki i praktiki [Bulletin of Science and Practice], 2018, vol. 4, no. 11, pp. 522-527.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.