УДК 159
КОНФЛИКТОГЕННЫЕ ЗОНЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Е.В. Анохина, А.А. Николаева
Аннотация. В статье проанализированы основные конфликтогенные зоны, в которые включен педагог; выделены основные причины конфликтов, возникающих в школьной среде. Конфликтная ситуация в образовательной среде рассматривается как фактор безопасности педагога. Автор акцентирует внимание на том, что выявление основных конфликтогенных зон в образовательном учреждении возможно при помощи проведения опросов среди различных субъектов педагогического процесса. В работе были применены такие методы, как анализ литературы по теме исследования, обобщение, опрос, метод ранжирования. В статье отражены результаты эмпирического исследования наиболее частых причин конфликтов в системе «педагог -ученик», «педагог - педагог», «педагог - администрация», «педагог - родитель». Диагностика осуществлялась среди 30 педагогов, 60 учащихся 9 - 11 классов, 60 родителей, 3 представителей администрации. На основе проведенного эмпирического исследования даются рекомендации педагогу по снижению рисков его вовлечения в ситуации конфликта или конструктивному их решению.
Ключевые слова: конфликтогенные зоны, конфликт, педагог, ученик, образовательное учреждение.
CONFLICTOGENIC ZONES IN EDUCATUONAL INSTITUTION AS A FACTOR OF SAFETY OF THE TEACHER
E. Anokhina, A. Nikolaeva
Abstract. The article analyzes the main conflict zones in which the teacher is included, identifies the main causes of conflicts that arise in the school environment. The conflict situation in the educational environment is seen as a safety factor of the teacher. The hypothesis of the research was that it is possible to identify the main conflict zones in an educational institution by conducting interviews among various subjects of the pedagogical process. In the work such methods as analysis of literature on the research topic, generalization, survey, method of ranking were applied. The article reflects the results of an empirical study of the most frequent causes of conflicts in the «teacher-student» system, «teacher-teacher», «teacher-administration», «teacher-parent». Diagnosis was carried out among 30 teachers, 60 pupils of 9-11 classes, 60 parents, 3 representatives of the administration. On the basis of the conducted empirical research, recommendations are given to the teacher on reducing the risks of his involvement in the conflict situation or constructive solution of them.
Keywords: Conflict zones, conflict, teacher, scholar, educational institution.
Вопрос взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту в современной школе. Все чаще можно услышать об очередных проблемах школьников с учителями и учащимися, стать свидетелем громких конфликтов между родителями и педагогами т.д. С одной стороны, конфликты в школе имели место во все времена, но на современном этапе они имеют все более агрессивную форму, нередко заканчиваются причинением тяжких телесных повреждений или вынесением спора на всеобщее обозрение и обсуждение посредством Интернет технологий, что не может не сказаться на психологическом состоянии его участников.
Полностью оградить себя от конфликтов не может ни один участник педагогического процесса, в частности педагог. Однако, обращать их в конструктивное русло, предчувствовать
назревающий конфликт, попытаться не допустить его апогея, ему под силу.
Для этого следует, прежде всего, проанализировать все конфликтогенные зоны школы, выявить причины конфликтов, возникающих в каждой из них. Актуальность исследования указанной проблематики подчеркивается устойчивым научным интересом к ее изучению. Диагностике конфликтогенных зон и факторов в современной школе, формированию конфликтологической культуры современного школьного педагога посвятили свои исследования Г.С. Бережная [1], В.И. Екимовой и А.М. Залалдинова [2], М.В. Клименских и И.А. Ершова [4], И.А. Курочкина и О.Н. Шахматова [5], Н.У. Ярычева [6].
Целью данного исследования было выявление основных конфликтогенных зон в образовательном учреждении. Особое внимание
уделялось конфликтам, в которых был включен педагог.
Гипотезой исследования являлось предположение того, что выявление основных конфликтогенных зон в образовательном учреждении с целью обеспечения безопасности учителя возможно при помощи проведения опросов среди различных субъектов педагогического процесса.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, обобщение, анкетирование, метод ранжирования.
В рамках педагогической конфликтологии, которая давно уже признана в нашей стране как самостоятельная научная отрасль знания и важная учебная дисциплина, термин «конфликтогенная зона» или «зона конфликта» трактуется как субъективно-объективное пространство, на которое распространяются интересы оппонентов данного конфликта.
По мнению отечественных педагогов и психологов, зарождение конфликтов возникает, как правило, в связи с проблемами в общении, во взаимопонимании, различиях восприятия, наличия взаимозависимой трудовой деятельности и ограниченности ресурсов. Неспособность на практике управлять школьными конфликтами, обнаруживать подходящие методы их предотвращения, разрешения отрицательно влияют на организацию учебно-воспитательного процесса в целом.
Наиболее распространенными конфликтами в педагогической деятельности являются конфликты межличностных взаимоотношений: «учащийся - учащийся», «педагог - учащийся», «педагог - педагог», «педагог - администрация», «педагог - родители». В основе данных конфликтов лежат противоречия систем ценностей, мировоззренческих позиций, взглядов, мнений, установок.
В данной работе проанализируем четыре последних конфликтогенных зоны в системе «педагог - учащийся», «педагог - педагог», «педагог - администрация», «педагог -родители», в состав которых включен педагог.
Для реализации поставленной цели исследования было проведено анкетирование (использовалась авторская анкета) на базе образовательного учреждения ГБОУ «Школа № 2006 г. Москвы. В диагностике приняли участие 30 педагогов, 60 учащихся 9-11 классов, 60 родителей, 3 представителя администрации. Учащимся, педагогам, родителям, администрации предлагалось перечислить наиболее частые причины конфликтов, возникающих между ними и педагогами. Причем выделенные причины, было необходимо проранжировать в порядке убывания частоты их возникновения. Для удобства можно вначале выписать все причины конфликтов с педагогами, а потом уже проранжировать их.
Результаты анкетирования были
проанализированы, систематизированы и занесены в протоколы исследования. Обработав результаты проведенной диагностики, были выделены наиболее частые причины конфликтных ситуаций с участием педагогов.
В результате проведенного анкетирования были получены и обобщены следующие результаты:
- наиболее частыми причинами конфликтов в системе «педагог - ученик» со стороны учащихся являются: несправедливое выставление оценок -43%; слишком большое количество требований -30%; отсутствие единства требований - 10%; наличие «любимчиков» в классе - 7%; неумение принимать детей такими, какими они есть - 5%; личностные качества педагога - 3%; неумение признать свои ошибки - 2%.
Результаты проведенного опроса в системе «педагог - ученик» отражены на рисунке 1.
5%
3%
10%
2%
43%
■ несправедливое выставление оценок
□ слишком большое количество требований
□ отсутствие единства требований И наличие "любимчиков" в классе
Е2 неумение принимать детей такими, какими они есть 0 личностные качества педагога ЕЭ неумение признавать свои ошибки
Рисунок 1. - Наиболее частые причины конфликтов в системе «педагог - ученик» со стороны учащихся
Наиболее частыми причинами конфликтов в системе «педагог - педагог» являются: невыполнение своих профессиональных обязанностей - 40%; конфликты, связанные с учебной нагрузкой - 32%; отсутствие уважения
со стороны коллег младших по рангу - 9%; некомпетентность коллег - 7%; методика преподавания - 6%; личная неприязнь - 6%.
Результаты проведенного анкетирования в системе «педагог-педагог» отражены на рисунке 2.
7% 9% _
■ невыполнение своих профессиональных обязанностей п учебная нагрузка
□ отсутствие уважения со стороны коллег младших по рангу
□ некомпетентность коллег
■ методика преподавания
□ личная неприязнь
Рисунок 2. - Наиболее частые причины конфликтов в системе «педагог - педагог»
Наиболее частыми причинами конфликтов в системе «педагог - администрация» со стороны администрации являются: неравномерное распределение учебной нагрузки - 32%; игнорирование стараний и труда педагога - 25%; награждение и поощрение не самых лучших
коллег - 10%; перекладывание «чужих» обязанностей - 12%; придирки и завышенные требования - 9%; неравномерное распределение ресурсов школы - 6%; чрезмерный контроль - 6%.
Результаты проведенного анкетирования в системе «педагог-ученик» отражены на рисунке 3.
32%
■ неравномерное распределение учебной нагрузки
□ игнорирование стараний и труда педагога
■ награждение и поощрение не самых лучших коллег
□ перекладывание "чужих" обязанностей Ы придирки и завышенные требования
и неравномерное распределение ресурсов школы
□ чрезмерный контроль
Рисунок 3. - Наиболее частые причины конфликтов в системе «педагог - администрация»
со стороны администрации
Наиболее частыми причинами конфликтов в системе «педагог - родитель» со стороны родителя являются: несправедливое отношение к ребенку - 40%; занижение оценок - 35%; оскорбление детей - 13%; завышенные
требования - 8%; неравномерное отношение к детям - 4%.
Результаты проведенного анкетирования в системе «педагог - ученик» отражены на рисунке 4.
8%
13%
40%
■ несправедливое отношение к ребенку
□ занижение оценок и оскорбление детей
И завышенные требования
□ неравномерное отношение к детям
35%
Рисунок 4. - Наиболее частые причины конфликтов в системе «педагог - родитель» со стороны
Итак, результаты проведенного
анкетирования позволяет нам выделить следующие факторы безопасности учителя в каждой из четырех конфликтогенных зон:
- «педагог - администрация»: пытаться отыскать компромисс в вопросе распределения педагогической нагрузки (стараться в личной беседе откровенно поговорить с администрацией и обсудить все спорные моменты, либо поговорить с коллегой, которому «дали больше часов», попросить помочь вам, обосновать свою просьбу; если же никто не идет вам навстречу, то обратиться в управление образования и постараться с их помощью решить проблему); в случае необоснованной критики учесть, что администратор тоже человек, и, возможно, у него сегодня просто нет настроения (однозначных рекомендаций по тактике поведения нет; но в любом случае следует пытаться найти компромисс и садиться за стол диалога);
- «педагог - педагог»: четко выполнять свои профессиональные обязанности, для чего следует еще раз ознакомиться с большей частью нормативных документов, уставом образовательной организации, должностной инструкцией и просто не отступать от человеческих принципов в той или иной ситуации; по вопросу распределения нагрузки следует пытаться найти «золотую середину», садиться за стол переговоров, идти на компромисс, обосновать свою позицию (однозначных рекомендаций нет, нужно исходить из конкретной ситуации).
- «педагог - родитель»: одинаково и справедливо относиться ко всем детям; не занижать оценки (обосновывать выставленную оценку, руководствуясь едиными критериями оценивания; родителей и учащихся следует предварительно с ними ознакомить); тактично относиться к детям (не опускаясь до угроз и оскорблений, повышать собственное педагогическое мастерство; в сложных ситуациях читать педагогическую литературу, обращаться к школьному психологу или более опытным коллегам);
- «педагог - ученик»: придерживаться объективности в процессе оценивания учащегося (обосновывать выставленную оценку, указывая на недочеты; перед оцениванием учащихся следует ознакомить их с критериями оценивания, которые должны быть разработаны в соответствии с ФГОС ООО); не предъявлять завышенных требований к учащимся (аргументировать свои требования; ознакомить учащихся с уставом образовательной организации, их правами, обязанностями; не
придираться; не мстить учащимся; не сравнивать их друг с другом); придерживаться единства требований ко всем учащимся (никаких любимчиков и отклонения от объявленных требований).
Итоги и рекомендации. Как свидетельствуют недавние события, происходящие в отдельных школах РФ, наибольшую опасность для педагога имеют конфликты с учащимися, ввиду повышенной агрессивности подростков, все чаще приводящей к физической расправе над педагогами и учащимися, которые в тот момент оказались рядом. Поэтому наибольшее внимание педагогам следует уделить именно этой группе причин, проанализировать их на примере отдельных классов, стараться не допускать конфликтных ситуаций по этому поводу, уметь тактично и корректно решить проблему, не унижая учащихся и не доводя до конфликта, реагируя на эмоциональное состояние детей, проводя индивидуальную работу с отдельными учащимися, применяя нестандартные подходы и задействуя все свое педагогическое мастерство. Педагогу необходимо стараться найти подход к каждому ученику, видеть его сильные стороны, отыскать в нем положительные качества и на них опереться, быть искренним и честным по отношению к ученикам, вести себя тактично, отвечать за сказанное или сделанное, пытаться поставить себя на место ученика. Разумеется, что все чаще ученики сами откровенно хамят и неуважительно относятся к учителям, отвратительно ведут себя на уроке. С такими учащимися тоже обязательно следует проводить постоянную работу и не игнорировать их, попытаться выяснить, как они ведут себя на других уроках, дома, побеседовать с ними с глазу на глаз, понять причины такого поведения, постараться не идти на открытый конфликт. Каждая конкретно возникающая ситуация имеет свою специфику. Но самая главная мысль заключается в том, что безопасность педагога в школе в большинстве случаев зависит от него самого и от того, насколько гибко он умеет вести себя в конфликтных ситуациях [3].
В беседах со многими педагогами, было выявлено, что основной причиной возникновения конфликтов в школьной среде является падение престижа учительской профессии, малый уровень заработной платы, повышение агрессии у современных людей, их концентрация на самих себе. Справедливости ради следует отметить, что нередко и сами учителя позволяют себе переходить ту невидимую грань, за которой заканчивается цивилизованное разрешение конфликта. Авторитет учителя должен держаться
не на страхе, а на уважении, а дети уважают того, кто постоянно растет в своей профессии, применяет лучшее из наработанной педагогической практики, совершенствуется сам и учит этому своих воспитанников.
В свою очередь, у современных школ нет и возможностей обеспечить профессиональное развитие своих педагогов. По словам научного руководителя института проблем
образовательной политики «Эврика» Александра Адамского, престиж учителя будет расти, если школам предоставят больше свободы и самостоятельности, чтобы они могли сами определять программу, штатное расписание, отбор учеников и порядок расходования денежных средств. А до тех пор, «попытка искусственно оградить учителя и школу от реакции мнимых суждений учеников их родителей - это медвежья услуга», - говорит он.
Заключение. Конфликтогенные зоны в образовательной среде будут иметь место всегда. Ни при каких обстоятельствах их не получится устранить. Однако, в силах каждого педагога обезопасить себя в конфликтной ситуации, предотвратить конфликт или конструктивно его решить, тем самым сняв психологическую напряженность и, возможно, сохранив жизнь других детей, которые могут стать случайными жертвами конфликта.
Проведенный анализ основных
конфликтогенных зон в образовательном
учреждении призван помочь педагогу обратить особое внимание на выделенные причины конфликтов, постараться предотвратить зарождающийся конфликт (особенно, если он касается этих причин) или конструктивно его решить, использовав тактичные и нестандартные приемы воздействия на конкретный субъект, тем самым обезопасив себя от возможных последствий конфликтной ситуации. Для этого педагоги должны работать над собственным профессиональным мастерством, изучая специализированную литературу, перенимая опыт своих коллег, которым удается успешно и конструктивно решать конфликты, посещать школу педагогического мастерства или выступить инициатором ее создания, подключать к решению конфликтов школьного психолога, социального педагога, администрацию. Следует также отметить, что на эффективное решение конфликта оказывают влияние личностные качества педагога, его тип темперамента.
Значимость работы состоит в том, что данный материал может быть использован в практике по управлению конфликтами общеобразовательных школ.
Перспективные направления исследований. В перспективе планируется определить наиболее эффективные, по мнению педагогов и администрации, методы формирования культуры разрешения конфликтов, сравнить результаты исследований причин конфликтных ситуаций.
1. Бережная Г.С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов образовательной школы: автореферат дисс. ... д-ра пед. наук / Г.С. Бережная. - Калининград, 2009. - 48 с.
2. Екимова В.И. Буллинг как проблема социального насилия в школьной среде: коллективная монография / В.И. Екимова, А.М. Залалдинова // Модели и технологии оказания психологической помощи детям и подросткам в экстремальных ситуациях. - Пермь: ИП Сигитов Т.М., 2018. -215 с. - С. 50-59.
3. Защитит ли закон учителей от оскорблений? [Электронный ресурс] / Блог о проблемах образования. -Режим доступа: http://shkola3000.ru/blogID86.html
Литература:
4. Клименских М.В. Педагогические конфликты в школе / М.В. Клименских, И.А. Ершова. - Екатеринбург: Издательство Уральского федерального университета, 2015. -76 с.
5. Курочкина И.А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И.А. Курочкина, О.Н. Шахматова. -Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. - 229 с.
6. Ярычев Н.У. Концепция развития конфликтологической культуры учителя в самообучающейся организации: автореферат дисс. ...д-ра пед. наук / Н.У. Ярычев. - Челябинск. - 2013. - 48 с.
Сведения об авторах:
Анохина Елена Викторовна (г. Москва, Россия), педагог ГБОУ «Школа 2006», магистрант ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», e-mail: anohina.elena2000@yandex.ru
Николаева Алла Алексеевна (г. Москва, Россия), кандидат социологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», e-mail: nikolaevaaa@mgppu.ru
Data about the authors:
E. Anokhina (Moscow, Russia), teacher of Gbou "School 2006", magistrant State University of Psychology & Education, e-mail: anohina.elena2000@yandex.ru
A. Nikolaeva (Moscow, Russia), Candidate of Sociological Sciences, associate professor, Moscow State University for Psychology and Pedagogy, e-mail: nikolaevaaa@mgppu.ru