Научная статья на тему 'Детское рукотворчество как фактор сохранения «Культурного лица» народа'

Детское рукотворчество как фактор сохранения «Культурного лица» народа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ РУКОТВОРЧЕСТВО / КУЛЬТУРА / НАРОД / КУЛЬТУРНОЕ ЛИЦО НАРОДА / CHILDREN'S MANUAL CREATIVITY / CULTURE / PEOPLE / CULTURAL IDENTITY OF THE PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Людмила Васильевна, Ефимова Алина Александровна

Данная статья направлена на решение проблемы обоснования места и роли детского рукотворчества в сохранении «культурного лица» народа на основе включения этого вида деятельности в широкий образовательный контекст. На основе анализа научной этнографической, искусствоведческой, историко-педагогической, методической литературы, нормативных документов, программ автором теоретически и технологически определены возможности активного внедрения этнических традиций детского рукотворчества в образовательный процесс в системе общего и дополнительного образования. В статье доказано, что рукотворчество развивает у детей способность художественного освоения окружающего мира, его художественно-исторического обобщения, что является основой осознания себя частью народа, его истории и культуры. Новизна положений, выдвигаемых в статье, заключается в том, что автором в качестве важнейших условий, реализация которых способствует осознанию детьми рукотворчества как живого явления народной культуры, предложены этнокультурный подход и следование в образовательном процессе традициям бытования главных ценностей художественной культуры народа красоты и целесообразности. Это позволит осознанию детьми «культурного лица мира» в его многоликости и разнообразии, пониманию необходимости сохранения этнических традиций рукотворчества, как «времен связующей нити», как непреходящей гуманитарной ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Людмила Васильевна, Ефимова Алина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children''s rukotvorchestvo as the factor of the retention of cultural face of the people

This article is focused on the problem solution to prove the place and role of children’s handicraft creativity in preserving cultural individuality of the people, based on the inclusion of this type of activity in a broad educational context. Based on the analysis of scientific ethnographic, art, historical, educational and methodical literature, statutory documents and programs, the author theoretically and technologically defines opportunities of the active implantation of ethnic traditions of children’s handicraft creativity into the educational process in the system of general and further education. It is proved that children’s handicraft creativity develops children's ability of artistic exploration of the world, its art-historical generalization that is the foundation of consciousness of self as a part of the people, of its history and culture. The novelty of the ideas put forward in the article is that the author, as the most important conditions of implementation of which contributes to the realization of children’s handicraft creativity as a living phenomenon of folk culture, offers the ethno-cultural approach and following the tradition of existence of the main values of the artistic culture of the people in the educational process the beauty and purposiveness. This will help children to understand cultural individuality of the world in its variety, understanding the need to preserve ethnic traditions of handicraft creativity as the "unifying thread of times", as the enduring humanitarian values.

Текст научной работы на тему «Детское рукотворчество как фактор сохранения «Культурного лица» народа»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/157PVN515.pdf DOI: 10.15862/157PVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/157PVN515)

УДК 37

Кузнецова Людмила Васильевна

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

Россия, г. Чебоксары1 Профессор

Директор «НИИ этнопедагогики имени академика РАО Г.Н. Волкова»

Доктор педагогических наук E-mail: ludmilakuznet@mail.ru

Ефимова Алина Александровна

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

Россия, г. Чебоксары Доцент кафедры Кандидат педагогических наук E-mail: lina.efimova2010@yandex.ru

Детское рукотворчество как фактор сохранения «культурного лица» народа

1 428000, г. Чебоксары, пр. Ленина, д. 1, кв. 42

Аннотация. Данная статья направлена на решение проблемы обоснования места и роли детского рукотворчества в сохранении «культурного лица» народа на основе включения этого вида деятельности в широкий образовательный контекст. На основе анализа научной этнографической, искусствоведческой, историко-педагогической, методической литературы, нормативных документов, программ автором теоретически и технологически определены возможности активного внедрения этнических традиций детского рукотворчества в образовательный процесс в системе общего и дополнительного образования. В статье доказано, что рукотворчество развивает у детей способность художественного освоения окружающего мира, его художественно-исторического обобщения, что является основой осознания себя частью народа, его истории и культуры.

Новизна положений, выдвигаемых в статье, заключается в том, что автором в качестве важнейших условий, реализация которых способствует осознанию детьми рукотворчества как живого явления народной культуры, предложены этнокультурный подход и следование в образовательном процессе традициям бытования главных ценностей художественной культуры народа - красоты и целесообразности. Это позволит осознанию детьми «культурного лица мира» в его многоликости и разнообразии, пониманию необходимости сохранения этнических традиций рукотворчества, как «времен связующей нити», как непреходящей гуманитарной ценности.

Ключевые слова: детское рукотворчество; культура; народ; культурное лицо народа.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ

в рамках научного проекта 14-16-21916.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Кузнецова Л.В., Ефимова А.А. Детское рукотворчество как фактор сохранения «культурного лица» народа // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/157PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/157PVN515

В Федеральных государственных образовательных стандартах среднего (полного) общего и дополнительного образования поставлены задачи формирования единого культурно-образовательного пространства личности обучающегося, в котором наиболее полно и широко раскрываются его творческие способности и интересы с учетом наклонностей и потребностей. В этом процессе происходит становление творческой личности, могущей преобразовывать свой мир и свое окружение по законам красоты. Здесь непреходящее значение имеет опыт постижения обучающимся сложившихся и выработанных временем ценностей и эталонов непреходящей красоты, которую необходимо культивировать в современном образовательном пространстве, воплощающем в общекультурном единстве этническое культурное многообразие.

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года предусматривает развитие народных традиций - фольклорных, ремесленнических, разных видов рукоделия. Они как часть культуры народа, как этнокультурная ценность являются своеобразной визитной карточкой народа, отражением народного идеала.

Проблема развития детского рукотворчества, особенно этнорукотворчества актуализирована общемировыми тенденциями к возрождению традиций народных ремесел, традиционного рукоделия, внедрением их в современную систему общего и дополнительного образования.

Проблемы возрождения аутентичных народных ремесел исследованы, М.А. Некрасовой, С.Б. Рождественской; этнические традиции в мире детства стали основным предметом исследования Маргарет Мид; детское рукотворчество как способ творческого освоения и эстетической организации своей жизни рассматривалось шведской писательницей и педагогом Эллен Кей; народное пути использования народных традиций рукотворчества в работе с современными детьми рассматриваются в трудах, М.А. Некрасовой, Т.Я. Шпикаловой; национально-региональная специфика детского рукотворчества стала предметом изучения Г.Н. Волкова, Г.Б. Матвеева, А.А. Трофимова и др.

Важнейшим инструментом передачи и освоения культурного наследия является народная традиция, с одной стороны рассматриваемая как законсервированное явление, с другой - изменчивое и гибкое, подвижное и вариативное. Происходит это в силу того, что её носители стремятся создать что-то лучшее, более подходящее. Система традиций любого народа представляет собой результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой национальный характер. Сохранение исторически сложившихся этнокультурных традиций, следование им, стремление перенести в будущее, чтобы не утратить этнической идентичности, является одной из важнейших целевых установок в жизнедеятельности этноса. Традиции выполняют роль социальных механизмов передачи опыта старшего поколения младшему. В этом заключается сущность преемственности традиций рукотворчества.

Самым действенным средством развития творческой личности является рукотворчество. Одухотворенность этого вида деятельности соответствует природе становления самого творчества, обогащающего ребенка эмоционально-художественной палитрой чувств. В детской творческой деятельности Б.Т. Лихачев рассматривает педагогические эффекты, включающие возможность пережить красоту, испытать гамму прекрасных эстетических чувств в творческом индивидуальном выражении; возможность индивидуальной и коллективной творческой деятельности, социальная творческая активность; возможность общения на языке красоты, быть оцененным со стороны общества

[7, с. 30-31]. Эти «приобретения» возможны, если произведения искусства, эстетика самой жизни детей затрагивают душу, вызывают эмоционально-чувственный отклик.

Сохранение и изучение народной культуры, создаваемой поколениями людей, обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, играет большую роль в нравственном становлении личности. В современной жизни сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство требует активного и творческого труда. С раннего возраста дети, приобщаясь к самому природно близкому явлению жизни - народной игрушке (вспомним слова: «чем младше ребенок, тем он больше тяготеет к фольклору») - приобретают самые необходимые умения рукотворчества, богатейший опыт воображения и неограниченной возможности его применения в дальнейшей жизни.

Этнокультурные традиции детского рукотворчества связываются с историческими корнями народных ремесел, в целом, народной культуры.

Национальные виды рукоделия являются хранителями народной памяти, непосредственными носителями самобытной культуры и искусства предыдущих поколений, отражением народного опыта художественного творчества. Все это способствует возрождению в человеке чувства своей земли, связи со своим народом. Пробы ученика в народных ремеслах - плетение, ткачество, вышивка, вязание и др. - дают возможность проявить свои способности, научиться делать красивые и полезные изделия, наконец, реализовать свои мечты и намерения.

Этнокультура как стержень человеческой личности событийна и в человеческом обществе является не пассивной, а активной силой его развития. В окружении школьника музыка должна быть действенной силой, вызывающей его музыкальную преобразующую деятельность. Отсюда этнокультуротворческая школа ориентирует личность на развитие путем восхождения индивидуального опыта к духовно-практическому опыту человечества.

Для того, чтобы максимально соответствовать традиции исполнения, изготовления образцов ручной работы, то есть для того, чтобы добиться аутентичности, необходимо сохранять этническое ядро, следовать канонам и выработанным на протяжении истории любого вида ремесла «школам». Эту мысль проводит в своих исследованиях М.А. Некрасова, в частности, в книге «Народное искусство как часть культуры».

Важнейшая роль в воспитании творческой личности ученика, в частности, в этнорукотворчестве, принадлежит среде, наполненной образцами народных ремесел (выставки, экспозиции, ремесленные ярмарки и т.п.). Находясь в окружении национальных изделий, дети начинают чувствовать себя в родной стихии, у них появляется желание попробовать и самому что-то подобное создать. В этом процессе не может быть «неправильности», ведь творчество, по определению индивидуально, значит и его результат для ребенка будет таким, каким он представляет образ изделия.

Особо важным представляется создание самим ребенком своей домашней национальной предметной среды, наполненной семейными ценностями из «бабушкиного сундука» (более всего, конечно, из прабабушкиного. Здесь все уникально, имеет свою историю, а дом и семья - свое лицо.

Преемственность, накопление, сохранение культурных традиций, их трансляция последующим поколениям имеют большое значение в развитии культуры конкретного социума. Благодаря преемственности обеспечивается передача и освоение основных традиций, идей, форм и средств этнокультурного развития, которые передаются из поколения в поколение, развиваясь, обогащаясь и видоизменяясь. Академик Г.Н. Волков выделает несколько видов преемственности:

• физическая (обеспечивается природой, наследственностью, генотипом, осознаётся связь с предками, биография рода как своеобразная история, связанная общностью происхождения, духовно подпитывает преемственность поколений, инстинкт сохранения, продолжения рода);

• духовная (обеспечивается воспитанием, стремлением к духовному самосохранению в потомках и к продолжению себя в учениках, собственных детях);

• в сфере трудовых интересов и искусства (традиционные промыслы, передаваемые из поколения в поколение);

• общесемейного плана - располагается в нравственной сфере, в сознательном стремлении родителей к тому, чтобы дети жили лучше, стали лучше, в благословении новобрачных, в свадебных ритуалах, благопожелании новорожденных, наречении имени;

• историческая - бережется как высшая ценность, унаследованная от предков, это историческая память. «Без памяти исторической - нет традиций, без традиций -нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа» [3].

Относительно современности необходимо отметить, что в нашей жизни наблюдается значительный интерес со стороны как любителей, так и профессионалов к народным ремеслам. Но для успешного развития и сохранения духовного и материального богатства нашего народа уже со школьной скамьи надо знакомить детей с богатым и удивительным наследием наших предков. Оригинальность, творческая интерпретация, вариативность как форма бытования народного искусства дают возможность творческой самореализации всем детям в области народных ремесел, тем более что традиции пока не утеряны, еще есть их носители и мастера-учителя.

Огромную роль во внедрении традиций детского рукотворчества в образовательный процесс, будь то в школе, или на занятиях в кружках и клубах, играет педагог, понимающий, что следование в образовательном процессе традициям бытования рукотворных изделий народных ремесел должно происходить с позиции этнокультурного подхода. Это позволяет детям понимать особенно (этническое) и общее (общечеловеческое) в народной культуре, воспитывает устойчивый интерес к культуре своего народа и других народов. А интерес и внимание являются основой для таких приобретений, как: умение оценивать изделия, выполненные в разных видах детского рукотворчества с позиции эстетики и трудоемкости; умения пользоваться разными приспособлениями и оборудованием, предназначенными для детских видов рукотворчества; владение технологией и методикой изготовления изделий различных видов рукотворчества; активное использование умений и навыков при создании изделий на основе этнических традиций детского рукотворчества.

Важным ориентиром при обучении рукоделию является опыт Симбирской чувашской учительской школы. Здесь культура народа, имеющая национальную основу, понималась и включалась в учебно-воспитательный процесс как часть общечеловеческой культуры. В Симбирской школе под руководством великого просветителя И.Я. Яковлева была создана педагогическая система обучения труду. Ее целью было то, что «каждый воспитанник должен был овладеть каким-нибудь ремеслом, для этого были построены хорошие учебные мастерские, классы рукоделия.

Анкетирование учителей, руководителей кружков с целью выяснения их уровня знаний об этнокультурной специфике народных ремесел и умений их воплощать в работе со

школьниками мы выяснили, что детское рукотворчество и его этнические особенности востребованы в социуме как механизм этнической идентификации личности. Всем известно, что рукотворчество являет собой концентрат этнического культурно-исторического художественного комплекса, воплощающего все виды рукоделия, однако поверхностные знания об этом влекут за собой неумение их использовать в образовательной практике. Также невнимание к использованию этнических традиций детского рукотворчества как фактора сохранения культурного, этнокультурного многообразия мира связано с недостаточным пониманием воспитательного потенциала этого вида творческой деятельности. Здесь -воспитание гордости за прошлое и настоящее своей родины, и возможность познания непреходящих ценностей народного творчества в рукотворной деятельности, понимание красоты и целе- и природо- сообразности образцов традиционных народных ремесел и приобретение практических умений, позволяющих создавать эту красоту вокруг себя.

Этнокультуротворчество является важнейшим способом приобщения ребенка к народной традиции воспроизводства традиционных, проверенных временем рукотворных изделий, отражающих нравственно-эстетическое представление о мире, природе. Эта деятельность изначально ориентирует ребенка на нерегламентированность деятельности, когда можно предложить в рамках учебной деятельности свободное культурное творчество в тех пределах, которые определены творческой индивидуальностью при активизации всех сущностных сил личности.

Знания в области народных традиций рукотворчества обогащают и расширяют кругозор детей, способствуют формированию ценностного отношения к ним. Приобретенные умения в сфере народных ремесел и традиционного рукоделия являются основой творческого освоения художественной культуры народа. Особого внимания детей заслуживают национальные виды рукоделия, такие, как вышивка, ткачество, бисероплетение, вязание и др., связанные с основами покроя и конструкции, технологии изготовления народной одежды и украшений. Во всем этом проявляется педагогика красоты (солнца), труда, добра. Любование красивыми узорами в резьбе по дереву, вышивке, бисероплетении мотивируют каждого на творческое воплощение увиденного, на художественные пробы, на трудовую операцию, приносящую радость творчества. Дети начинают понимать, что создание красоты требует труда, но труда радостного, так как его результатом является красота.

Современная общеобразовательная школа, располагая необходимыми условиями для творческого развития и саморазвития ученика, тогда будет выполнять социокультурную миссию, когда в своей деятельности она будет опираться на традиционные, в том числе этнические ценности, вступая в диалог с прошлым, настоящим и будущим. Важно, что «изучение, сбережение всего созидательного потенциала культуры России... необходимы не только для сохранения исторической памяти народа, его духовной энергетики, нравственности, устоев и традиций, но и с точки зрения перспектив развития страны» [1, с. 349]. А это, в свою очередь, требует внимания всех, кто заинтересован в будущем своих детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдулатипов Р.Г. Мой русский народ. Серия «Народы моей России». Библиотека Ассамблеи народов России. Научно-популярное издание. - М., 2013.

- 408 с.

2. Волков Г.Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. -Чебоксары: Чувашгосиздат, 1965. - 60 с.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары: Академия, 1999. - 167 с.

4. Ефимова А.А. Этнические традиции рукотворчества // Педагогическое творчество в образовании: сб науч. трудов. - Чебоксары: Чуваш. гос. ед. ун-т, 214. - 113 с.

5. Кей Эллен. Век ребёнка. Перевод Е. К. Издание второе. - В.М. Саблин. - 1910 г.

- 314 с.

6. Кузнецова Л.В. Этнический феномен детского рукотворчества // Педагогическое творчество в образовании: сб науч. трудов. - Чебоксары: Чуваш. гос. ед. ун-т, 214. - 113 с.

7. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. - М.: Педагогика, 1983. - 126 с.

8. Мид Маргарет. Культура и мир детства / Сост. и предисл. И.С. Кона. - М.: Наука, 1988. - 429 с.

9. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. -М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.

10. Рождественская, С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе: архитектурный декор и художественные промыслы. -Москва: Наука, 1981. - 205 с.

11. Фельдштейн Д.И. Мир детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). - М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. - 336 с.

Рецензент: Кожанова Марина Борисовна, профессор, проректор по воспитательной и социальной работе, доктор педагогических наук, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»; Харитонов Михаил Григорьевич, профессор кафедры «Психологии и социальной педагогики», доктор педагогических наук, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».

Kuznetsova LiydmilaVasilevna

The Yakovlev Chuvash State Pedagogical University

Russia, Cheboksary E-mail: ludmilakuznet@mail.ru

Efimova Alina Aleksandrovna

The Yakovlev Chuvash State Pedagogical University

Russia, Cheboksary E-mail: lina.efimova2010@yandex.ru

Children's rukotvorchestvo as the factor of the retention of cultural face of the people

Abstract. This article is focused on the problem solution to prove the place and role of children's handicraft creativity in preserving cultural individuality of the people, based on the inclusion of this type of activity in a broad educational context. Based on the analysis of scientific ethnographic, art, historical, educational and methodical literature, statutory documents and programs, the author theoretically and technologically defines opportunities of the active implantation of ethnic traditions of children's handicraft creativity into the educational process in the system of general and further education. It is proved that children's handicraft creativity develops children's ability of artistic exploration of the world, its art-historical generalization that is the foundation of consciousness of self as a part of the people, of its history and culture.

The novelty of the ideas put forward in the article is that the author, as the most important conditions of implementation of which contributes to the realization of children's handicraft creativity as a living phenomenon of folk culture, offers the ethno-cultural approach and following the tradition of existence of the main values of the artistic culture of the people in the educational process - the beauty and purposiveness. This will help children to understand cultural individuality of the world in its variety, understanding the need to preserve ethnic traditions of handicraft creativity as the "unifying thread of times", as the enduring humanitarian values.

Keywords: children's manual creativity; culture; people; cultural identity of the people.

REFERENCES

1. Abdulatipov R.G. Moy russkiy narod. Seriya «Narody moey Rossii». Biblioteka Assamblei narodov Rossii. Nauchno-populyarnoe izdanie. - M., 2013. - 408 s.

2. Volkov G.N. O traditsiyakh chuvashskogo naroda v esteticheskom vospitanii. -Cheboksary: Chuvashgosizdat, 1965. - 60 s.

3. Volkov G.N. Etnopedagogika. - Cheboksary: Akademiya, 1999. - 167 s.

4. Efimova A.A. Etnicheskie traditsii rukotvorchestva // Pedagogicheskoe tvorchestvo v obrazovanii: sb nauch. trudov. - Cheboksary: Chuvash. gos. ed. un-t, 2-14. - 113 s.

5. Key Ellen. Vek rebenka. Perevod E. K. Izdanie vtoroe. - V.M. Sablin. - 1910 g. - 314 s.

6. Kuznetsova L.V. Etnicheskiy fenomen detskogo rukotvorchestva // Pedagogicheskoe tvorchestvo v obrazovanii: sb nauch. trudov. - Cheboksary: Chuvash. gos. ed. un-t, 214. - 113 s.

7. Likhachev B.T. Prostye istiny vospitaniya. - M.: Pedagogika, 1983. - 126 s.

8. Mid Margaret. Kul'tura i mir detstva / Sost. i predisl. I.S. Kona. - M.: Nauka, 1988. -429 s.

9. Nekrasova M.A. Narodnoe iskusstvo kak chast' kul'tury: teoriya i praktika. - M.: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1983. - 343 s.

10. Rozhdestvenskaya, S.B. Russkaya narodnaya khudozhestvennaya traditsiya v sovremennom obshchestve: arkhitekturnyy dekor i khudozhestvennye promysly. -Moskva: Nauka, 1981. - 205 s.

11. Fel'dshteyn D.I. Mir detstva v sovremennom mire (problemy i zadachi issledovaniya). - M.: MPSU; Voronezh: MODEK, 2013. - 336 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.