Научная статья на тему 'Этнопедагогическая феноменология женских традиций рукотворчества'

Этнопедагогическая феноменология женских традиций рукотворчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ФЕНОМЕН ТРАДИЦИЙ РУКОТВОРЧЕСТВА / ЧУВАШСКИЕ НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА / УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ / ETNA PEDAGOGIC / PHENOMENON / CHUVASH FOLK HANDICRAFT / TECHNOLOGY TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Лариса Николаевна

Использованиечувашскогонародногодекоративно-прикладногоискусства, вчастностиженскогорукотворчества, обладающегонациональнымиособенностями, имеетбольшойобразовательныйивоспитательныйпотенциал, которыйпозволяетповыситькачествоподготовкисовременногоспециалиста учителятехнологии ивооружитьегосоответствующимизнаниями, умениямиинавыками, необходимымивдальнейшемдляформированияличностиучащихсянациональныхшколЧувашскойРеспублики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Etna cultural aspect of student's technologic education in a pedagogic institution

The use of Chuvash folk arts and crafts, in particular the female hand art, having some national features, possesses educational potential in modern process of the Pedagogical University. It allows to raise the young specialist's preparation quality, technology teachers, and to equip them with proper knowledge, skills that are necessary to form a person from the Chuvash REPUBLIC national schools.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогическая феноменология женских традиций рукотворчества»

ЭТНОПЕДАГОГИКА

УДК 37.036:746

Л. Н. Андреева

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЖЕНСКИХ ТРАДИЦИЙ РУКОТВОРЧЕСТВА

Использование чувашского народного декоративно-прикладного искусства, в частности женского рукотворчества, обладающего национальными особенностями, имеет большой образовательный и воспитательный потенциал, который позволяет повысить качество подготовки современного специалиста - учителя технологии - и вооружить его соответствующими знаниями, умениями и навыками, необходимыми в дальнейшем для формирования личности учащихся национальных школ Чувашской Республики.

Ключевые слова: этнопедагогика, феномен традиций рукотворчества, чувашские народные ремесла, учитель технологии.

The use of Chuvash folk arts and crafts, in particular the female hand art, having some national features, possesses educational potential in modern process of the Pedagogical University. It allows to raise the young specialist’s preparation quality, technology teachers, and to equip them with proper knowledge, skills that are necessary to form a person from the Chuvash REPUBLIC national schools.

Key words: Etna pedagogic, phenomenon, Chuvash folk handicraft, technology teacher.

Важнейшим положением Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 г. является необходимость обеспечения исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Действенным фактором, обеспечивающим решение этих задач, является традиционная народная культура, вобравшая в себя опыт поколений и отражающая сложившуюся систему народного опыта обучения и воспитания.

Этнопедагогика, по словам Г. Н. Волкова, «педагогика всеобщей мудрости воспитания», она «выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека» [1, с. 22].

Большими «педагогическими возможностями» обладают женские традиции рукотворчества, которые выступают в качестве действенного

т

средства воспитания и обучения необходимым трудовым навыкам. Внутреннее чувство красоты и гармонии девушки, выражающееся емким словом «илем» (красота), обусловливает эстетику труда, вдохновляет на создание изделий, сопоставимых с шедеврами искусства.

Женские традиции рукотворчества - феномен народной культуры, формировавшейся веками в течение трудовых будней и на основе народных празднеств, связанных с трудом. Подрастающие поколения были ориентированы на восприятие жизни как естественной потребности в преобразующей деятельности по сложившимся законам этно- и целесообразности, по законам красоты, опиравшимся на народные идеалы совершенства человека как части природы.

В чувашском женском рукотворчестве: вышивке, ткачестве, шитье бисером и монетами - изначально заложены образовательные, развивающие и воспитывающие функции.

Образовательные функции заключаются в ознакомлении, освоении и систематизации знаний о национальных традициях рукотворчества. Во время обучения изготовлению рукотворных изделий, овладения умений и навыков ручного труда, закрепления их на практике происходит сложный процесс раскрытия способностей девушки, формирования ее достоинства и трудолюбия.

Развивающие функции связаны с моторикой мелких мышц пальцев и рук; возможностями обретения навыков логического и пространственного мышления; развитием творческих способностей, воображения, волевых качеств, активности, целеустремленности, самостоятельности, эмоционального настроя; выработкой чувства композиции, цвета, ритма, интереса к женским ремеслам.

Воспитательные функции, включающие трудовой, эстетический, нравственный, умственный, экономический и экологический аспекты, состоят в формировании духовных основ, уважительного отношения к традициям и быту народов, живущих рядом. Рукотворчество направлено на воспитание таких личностных качеств, как аккуратность, сообразительность, терпение, усидчивость и т. д. Благодаря занятиям этим искусством происходит понимание культуры и истории своего народа как национальной и общечеловеческой ценности.

Этнопедагогика, определяя важнейшие средства воспитания и научения жизненно необходимым трудовым навыкам, ставит следующие общие задачи в отношении рукотворчества:

• практическая подготовка девушек к выполнению всякого рода работ по вышиванию, ткачеству, вязанию, шитью из бисера и монет, а также изготовлению будничной и праздничной национальной одежды;

• привитие эстетического вкуса для украшения домашнего быта и создание уюта;

• выработка необходимых навыков обслуживания себя и семьи;

• совершенствование умений и навыков работы с наиболее распространенными материалами, инструментами, приспособлениями и оборудованием;

• формирование устойчивого интереса к трудовым, эстетическим традициям своего народа и т. д.

Чувашские народные традиции женского рукотворчества воплотили в себе основные принципы трудового воспитания., а именно:

1. Раннее включение детей в трудовую деятельность по самообслуживанию, постепенное приобщение к бытовой и хозяйственной деятельности с учетом психофизиологических особенностей возраста, наклонностей и способностей с целью выработки соответствующих умений и навыков.

Раннее начало воспитания играло значительную роль в психологической подготовке к труду в чувашской семье. Чуваши говорили: «Пусть трехлетний - помогает отцу, трехлетняя - матери». Воспитание девочек протекало в совместной трудовой деятельности и состояло в том, чтобы научить их опрятно одеваться, обуваться, ухаживать за собой и своей одеждой, содержать в чистоте жилище, готовить еду; шить, вышивать, прясть шерсть, ухаживать за младшими братьями и сестрами. Сложились национальные фольклорные средства поддержания и формирования трудовых интересов. Так, по подсчету этнографов и фольклористов, почти половина всех известных старинных чувашских загадок связана с женским занятием по дому, и очень многие из них посвящены прядению, ткачеству, вышивке. Например: «Один конец острый, а другой с перетяжкой» (веретено); «По сугробам протянется, белее снега хочет быть; если часто поколачивать, станет совсем мягким» (холст) [2, с. 240]. Когда дети немного подрастали, они сами исполняли песни, рассказывали младшим братьям, сестрам и друзьям сказки, включали в свой активный словарь пословицы и поговорки. Трудовые операции, облеченные в художественно-образную форму, легче усваивались и запоминались. Трудолюбие считалось очень важной чертой нравственности: по качеству и результату работы чуваши оценивали моральный облик человека.

2. Предоставление широкой возможности участия в разнообразных: видах труда.

Трудовые обязанности у девочек по мере взросления возрастали. С трех лет дети посильно помогали матери, бабушке и сестрам: «подавали мотки с нитками, челнок во время размотки ниток, держали вьюшку из

лубка для навивки пряжи или веретено во время намотки пряжи на мотовило, придерживали ткань за край, когда мать производила раскрой и т. д.» [3, с. 168]. Постепенно от этой подсобной работы девочку привлекали к выполнению более трудных поручений, в простейших видах работы порою мать и дочь менялись даже на время ролями. Шести - семилетняя девочка начинала прясть. Так изо дня в день накапливался трудовой опыт.

В каждой чувашской крестьянской семье девочки с 5-6 лет начинали перенимать у матери, бабушек и старших сестер умение наносить на белый холст вначале простейшие швы - пунктир (сиктеруллё), контурный шов (йёпкён), прямую гладь (чармалла) и др., а потом все более сложные узоры, становясь с годами настоящими виртуозами в этом нелегком, требующем колоссального старания, терпения и аккуратности ремесле. К десяти-двенадцати годам девочки овладевали уже пятью-шестью видами швов чувашской вышивки.

Интерес представляет обычай коллективного обучения женским видам рукоделия. Так, двенадцати-тринадцатилетним девочкам разрешалось отправляться к родным и знакомым в гости с работой (ларма). Гостя в чужой деревне, эти девочки «знакомились с новыми рисунками вышивок, делились с подругами из других селений своими творческими находками» [3, с. 169]. Каждой вышивальщице данное ремесло давалось весьма и весьма нелегко, «ведь надо было в совершенстве познать “секреты” всех до единого, более чем 30, “эталонных” швов чувашской вышивки» [4, с.13].

При вышивании девушка должна была придерживаться традиций старинной вышивки: правильно использовать цвет ниток, соблюдать порядок применения швов в определенных местах. В старину строго следили, чтобы каждый шов и узор применяли по назначению, так как они имели свое устоявшееся место, смысл и декоративное назначение.

Из поколения в поколение передавались секреты рукотворных вышитых орнаментов и изделий по наследству. Народными обычаями всячески стимулировалось вышивание, требовалось совершенствование мастерства в этой области. «С самой колыбели и до самой смерти чуваш жил в окружении прекрасных вышивок и в могилу уходил с вышивкой» [5, с. 38]. В них (вышивках), как и в процессе изготовления ткани, а также шитье из бисера и монет, проявилась высокая эстетическая школа национальной системы воспитания подрастающего поколения.

3. Руководство со стороны взрослых направленное на формирование и развитие самостоятельности, активности и творческого начала.

При обучении девочек вышиванию начинали с простых рисунков, часто упрощая сложные орнаменты, опуская отдельные детали, при этом

прямо указывалось, что отдельные части вышивки девочке пока недоступны, непосильны из-за отсутствия соответствующего мастерства. Это было важно для того, чтобы дальнейший процесс вышивания, его трудности и перспективы становились ясными, легче преодолевались при серьезном отношении к вышиванию.

О неограниченных возможностях творческого труда чувашских женщин поется в колыбельных песнях: «Шестиричный холст - покрывало, восьмиричный холст - полог, девятиричный холст - наволочка, десятиричный холст - перина, одиннадцатиричный холст - штанишки, двенадцатиричный холст - рубашка, тринадцатиричный холст - фартучек, че-тырнадцатиричный холст - платочек, пятнадцатиричный холст - праздничный поясок» [6, с. 25].

4. Половозрастная дифференциация с учетом различных социальных ролей девочек и мальчиков во взрослой жизни.

В чувашской народной педагогике осуществлялась раннее разграничение в воспитании девочек и мальчиков в связи с выполнением различных социальных ролей в будущем. Трудовую подготовку девочек составляли виды деятельности, которые традиционно считались женскими. Матери обучали своих дочерей рукоделию, включавшему шитье, прядение, ткачество, вышивание, вязание носков, чулок. Труд девочек по своему характеру требовал тщательности в отделке, наведения красоты, аккуратности, при этом обучение женским видам рукоделия варьировалось от воспроизведения имеющихся образцов до творчества. Когда чуваш женил своего сына, он отмечал как самое ценное качество невесты ее трудолюбие: «Вал хёре илмесен те илмелле, эрнере вид хутар хутарать, пите ёдлёхлё вал» - «Эту девушку замуж и не захочешь, так возьмешь: очень трудолюбива - за неделю три мотка ниток напрядет» [3, с. 151]. Такое отношение народа к труду имело огромное значение в воспитании желания трудиться у детей, в психологической подготовке их к труду.

Этнопедагогика определяет труд как основу существования человека и общества, а трудолюбие как критерий нравственного совершенства, достоинства любого человека. Отсюда трудовое воспитание становится венцом всей системы народного воспитания. В творческом труде формируется высокий художественный вкус, связанный с восприятием, переживанием и созданием прекрасного.

В организации учебно-воспитательной работы, направленной на приобщение будущих учителей технологии к народной культуре, главнейшей задачей выступает воспитание у них любви к красоте, гармонии, пробуждение творческого интереса и стремления вносить прекрасное в повседневную жизнь на основе глубокого изучения - в нашем случае чу-

вашских - народных традиций женского рукотворчества. Использование национальных традиций чувашского народа при подготовке учителей технологии не означает слепого копирования изделий народного творчества. При сохранении существовавших последовательности и принципов работы, функционального назначения изделий, материалов, этнической специфики (колорита, орнаментов, узоров) необходимо использовать современные технологии, совершенствующие процесс изготовления, новые материалы и расширять их область применения.

Педагогическая ценность традиций чувашского народа, частью которых являются женские традиции рукотворчества, заключается в том, что они, как составная часть образования, профессионально обогащают учителя технологии, чья деятельность проходит в национальном регионе.

Как этнопедагогический феномен, традиции женского рукотворче-ства отражают народную школу обучения, в которой знания и опыт имеют практическую направленность, органичный творческой характер и передаются от мастера к ученику на основе примера, показа, одобрения, поощрения. Использование педагогического потенциала чувашских народных традиций женского рукотворчества в современном образовательном процессе педагогического вуза способствует самореализации будущего учителя в художественном творчестве, помогает ему стать мастером, формирует профессионализм преподавателя, способного передать детям красоту народного искусства как непреходящую ценность своего народа.

Литература

1. Волков Г. Н., Петрова Т. Н., Панькин А. Б. Введение в этнопеда-гогику: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под науч. ред. Г. М. Борликова. М.: ООО «Большая медведица», 200б. 3бB с.

2. Ваттисен сäмахëсем, каларäшсем, сутмалли юмахсем. Чувашские пословицы, поговорки и загадки / Н. Р. Романов. 2-меш кäларäм. Шу-пашкар: Чäваш кенеке изд-ви, 2004. З51 с.

3. Волков Г. Н. Чувашская этнопедагогика Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. 4BB с.

4. Жачева Е. Н. Чувашская вышивка. Техника. Приемы: кн.-альбом. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 200б. 238 с.

5. Волков Г. Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 19б5. 59 с.

6. Волков Г. Н. Трудовые традиции чувашского народа: этнопед. очерк. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1970. 9б с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.