Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальными костюмами разных народов
Копылова Н. В.,
старший воспитатель МБДОУ № 114, Тула, Россия
Аннотация: Целью статьи является диссеминация опыта работы дошкольной образовательной организации по формированию у детей старшего дошкольного возраста интереса к культуре разных народов через знакомство с национальными костюмами народов мира.
Сохранение самобытных этнических культур и укрепление взаимосвязи между ними является ключевой задачей государственной политики Российской Федерации. Реализация в системе образования интересов поликультурного, полиэтнического социума России актуализировало проблему этнокультурного образования дошкольников. В современной литературе этнокультурное образование рассматривается как целостный процесс приобщения подрастающего поколения к культурным ценностям родной и мировой культуры, обеспечивающий накопление личностью этносоциокультурного опыта, сохранение её этнокультурной идентичности, развитие
национального самосознания, воспитание межкультурной толерантности (Горшенина С.Н., 2013, с. 18-22). Поэтому идея поликультурного воспитания в настоящее время чрезвычайно актуальна. Мы считаем, что ее реализация может быть успешной, если она начинается в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст - это оптимальный период жизни человека для приобретения этнокультурного и толерантного опыта жизнедеятельности, активного познания окружающего мира и интереса к представителям других культур, формирования целостной картины мира, становления духовно-нравственных основ личности (Бабунова Е.С., 2012).
В трудах ученых вопросы этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста раскрыты в разных аспектах:
- психологические особенности освоения детьми социокультурного опыта, особенностей личностного развития ребенка в освоении этнокультуры (Л.И.Божович, Г.Н.Волков, В.Т.Кудрявцев, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, А.В.Петровский, В.Ю.Хотинец, Д.Б.Эльконин и др.);
- этнокультурный подход к отбору содержания, форм, методов и педагогических условий этнокультурного воспитания (М.И.Богомолова, Н.Ф.Виноградова, Г.Н.Гришина, Р.И.Жуковская, С.А.Козлова, Т.Ю.Купач, Т.С.Комарова, Л.В.Коломийченко, Т.В.Поштарева, Э.К.Суслова, Т.Н.Таранова и др.).
Теоретические положения позволили определить ребенка 6-7 лет как субъекта этнокультурного воспитания, способного к освоению ценностей культур различных народов и отражению их в игровой и художественно-эстетических видах деятельности, что определяет возможность воспитания этнического самосознания, этнической идентичности и этнокультурного опыта жизнедеятельности (уважение к представителям различных культур, этносензитивность, толерантное отношение к иным культурам, чувство собственного национального достоинства) в дошкольном детстве.
Культура народов мира является богатейшим материалом не только для знакомства ребенка с традициями разного народа, духовно - нравственного воспитания, развития способности видеть красоту и гармонию, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально - положительное отношение к объектам эстетического содержания. Поэтому одним из приоритетных направлений работы по приобщению детей к культуре народов мира является ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальными костюмами разных народов.
Народный костюм - является объектом материальной и духовной культуры народа. Народный костюм - это ценнейший памятник народного творчества, культуры, памятник истории человечества. Народный костюм - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях и истории народа. Народный костюм - это произведение искусства, образец гармонии цвета и линий, соединив в себе множество видов ремёсел и рукоделия. Поэтому ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальным (народным) костюмом станет первой ступенью на пути этнокультурного воспитания. Нами была составлена программа «Костюмы народов мира», адресованная детям дошкольного возраста 6-7 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Актуальность программы определяется социальным заказом. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено содержание образовательной работы, которое должно обеспечивать развитие первичных представлений о культурных традициях, объектах окружающего мира, о многообразии культур стран и народов мира. Национальный проект «Образование» одной из задач ставит повышение качества всех ступеней образования и уделяет пристальное внимание сохранению и укреплению национального образования.
Содержательной направленностью образования в этих условиях является вхождение личности в мировую культуру через национальную и этническую. Осознание себя с дошкольного возраста в качестве объекта и субъекта культуры и истории обеспечит фундамент для развития опыта социокультурной толерантности (Тюлепаева Э.Р., 2011, с.2).
Целью программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к культуре разных народов через знакомство с национальными костюмами народов мира. В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
Образовательные задачи:
1.Познакомить с традиционными костюмами народов мира.
2.Расширить представление дошкольников о видах одежды, головных уборах и обуви, их назначении.
3.Развивать познавательный интерес к культуре родной страны, стран мира.
4.Формировать понимание равноценности культур разных народов.
5.Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
6.Совершенствовать изобразительную деятельность детей: стимулировать стремление создать выразительный оригинальный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета, выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы и сочетать их.
Развивающие задачи:
1.Развивать у детей эмоционально-чувственные проявления средствами народного костюма.
2.Развивать эстетический вкус, способность видеть и понимать прекрасное.
3.Формировать организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою деятельность и достигать качественного результата, самостоятельно и объективно оценивать его).
4.Развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать любовь к родной стране. Воспитывать толерантность по отношению к людям разных национальностей.
2.Воспитывать уважительное отношение к декоративно-прикладному искусству разных стран и народов.
3.Формировать у детей устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству и занятиям художественным творчеством.
4.Способствовать становлению и проявлению у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность посредством обогащения опыта посещения музеев, выставок, стимулирования коллекционирования, творческих досугов, рукоделия.
Особенностью программы является модульно-тематическое планирование занятий. Содержание материала структурируется в автономные модули, в которых рекомендовано минимальное количество тем. Каждая тема содержит теоретические занятия, посвященные национальному костюму и практические занятия, которые предполагают интеграцию различных видов детской деятельности: игровой, изобразительной, музыкальной, коммуникативной и элементарной трудовой деятельности. В конце каждого тематического модуля предполагается проведение обобщающих занятий. Объём и содержание модулей могут варьироваться педагогом в зависимости от дидактических целей.
Формы проведения обучения: беседа, викторина, выставка, игра-путешествие, открытое занятие, практическое занятие, сказка, творческая мастерская, экскурсия и др.
К концу обучения ребенок
будет иметь
- устойчивый интерес к национальным костюмам народов мира, культуре родной страны и стран мира, декоративно-прикладному искусству и занятиям художественным творчеством;
- обобщенные представления о традиционных костюмах народов мира, о видах одежды, головных уборах и обуви, их назначении;
- коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение;
будет уметь
- планировать свою деятельность и достигать качественного результата, самостоятельно и объективно оценивать его;
- сочетать различные изобразительные техники (акварель, гуашь, коллаж, мозаика) и изобразительные материалы (цветные карандаши, мелки, фломастеры, акварельные и гуашевые краски) для создания выразительного образа;
будет обладать следующими качествами
- потребность в познании декоративно-прикладного искусства;
- потребность в развитии изобразительных и технических умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;
- умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве;
- любовь и уважение к национальному искусству, бережное сохранение традиций своего народа;
будет стремиться
- понимать равноценность культур разных народов;
- проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей.
Литература
1.Бабунова Е.С. 2012. Педагогическая стратегия этнокультурного воспитания детей 5-7 лет в условиях полилогического пространства дошкольного образовательного учреждения. URL: http://www.monographies.ru/144. 28.08.2014.
2.Вертякова Э.Ф. 1998. Этнокультурное развитие дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности: Дис. канд. пед. наук. Челябинск. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/jetnokulturnoe-razvitie-doshkolnikov-v-processe-hudozhestvenno-tvorcheskoj.html; http://www.dslib.net/obw-pedagogika/jetnokulturnoe-razvitie-doshkolnikov-v-processe-hudozhestvenno-tvorcheskoj.html. 28.08.2014.
3.Горшенина С.Н. 2013. Современные технологии в этнокультурном образовании школьников // Начальная школа плюс до и после. № 8. с. 18-22.
4.Кондрашова Р.В. 2012. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона // Научный журнал КубГАУ. №81(07). с.1-11.
5.Михалёва Е.И. 2006. Этническое воспитание будущих первоклассников в поликультурном пространстве: Дис. канд. пед. наук. Ижевск. URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/376/06_12_004.pdf?sequence=2.
6.Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. 28.08.2014.
7.Суслова Э.К. 1999. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей // Дошкольное воспитание. № 1. с. 82-91.
8. Тюлепаева Э.Р. 2011. Становление этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста: Автореф. дис... канд. пед. наук. Челябинск. URL: http://www.cspu.ru/uchenomu_soiskatel_referat240.pdf. 28.08.2014.