Выводы. Таким образом, полученные результаты позволяют частично подтвердить выдвинутую нами гипотезу. Материнское отношение к детям с нарушенным развитием отличается более высоким уровнем протекции и снижением требований к ребенку по сравнению с материнским отношением к детям с нормативным развитием. Однако следует отметить, что материнское отношение к детям с нарушениями в развитии достаточно противоречиво. Чрезмерное стремление оградить детей от негативных внешних воздействий и стремление компенсировать им трудности в развитии посредством других благ сочетается с пониманием, что дети должны быть самостоятельными, автономными от родителей, т.к. без этого невозможна успешная социализация. Это приводит к трудностям в выборе оптимальной стратегии воспитания.
Литература:
1. Арбатская, К.И., Устинова, Н.А. Психологические особенности семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями / К.И. Арбатская, Н.А. Устинова // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 8. -С. 85-89.
2. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения: дис. ... канд. психол. наук: 19:00:01 / Варга Анна Яковлевна. - М., 1986. - 206 с.
3. Гринина, Е.С., Рудзинская, Т.Ф. Особенности детско-родительских отношений в семьях воспитывающих ребенка с ограниченным и возможностями здоровья / Е.С. Гринина, Т.Ф. Рудзинская // Известия Саратовского университета. Психология развития. - 2016. - Т.5. - № 2(18). - С. 163-168.
4. Кисляков, П.А., Шмелева, Е.А. Психологическое благополучие семьи, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью / П.А. Кисляков, Е. А. Шмелева // Образование и наука. - 2017. - Т. 19. - № 1. -С. 142 - 159.
5. Майрамян Р.Ф. Особенности невротических расстройств в семьях умственно отсталых детей // III Всероссийский съезд невропатологов и психиатров: тез. докл. / под ред. В.М. Банщикова, Н.М. Шибанова. - М., 1974. - Т. 2. - С. 295-297.
6. Родители и дети: психология взаимоотношений / Е.А. Савина / Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. - М., 2003
7. Савина, Е.А., Чарова, О.Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии / Е.А. Савина, О.Б. Чарова // Вопросы психологии. - 2002. - №6. - С. 15-23.
8. Смирнова, Е.О., Соколова, М.В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С. 57-67.
9. Шипицына, Л.М., Сорокин, В.М. Личностные особенности матерей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына, В.М. Сорокин // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2008. - №3. - С. 178-195.
Психология
УДК 159.9.07
кандидат психологических наук Стёпина Нелли Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орёл)
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ ПОСЛЕ РАЗВОДА
Аннотация. Наиболее стрессогенным фактором для развития ребенка выступает развод родителей. Автором проанализировано влияние развода на детско-родительские отношения. Результаты эмпирического исследования показали, что родительское отношение в семьях после развода отличается более высоким эмоциональным взаимодействием и снижением требований к ребенку по сравнению с родительским отношением в полных семьях.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, неполные семьи, развод, взаимоотношения в семье.
Annоtation. The most stressful factor for the development of a child is the divorce of parents. The author analyzes the effect of divorce on child-parent relations. The results of an empirical study have shown that the parental attitude in families after divorce is characterized by higher emotional interaction and lower requirements for the child compared to the parental attitude in full families.
Keywords: child-parent relationships, single-parent families, divorce, family relationships.
Введение. Проблемы семьи и семейных отношений всегда привлекали внимание исследователей. Однако в современных условиях, характеризующихся сложной социально-экономической и политической ситуацией интерес ученых усилился. Мы являемся свидетелями кардинальных перемен, происходящих в социуме. Растет нестабильность, усложняются отношения людей, меняются отношения в семье, стремительно увеличивается число разводов, снижается роль репродуктивной функции семьи, снижается потребность в детях и т.д.
Официальная статистика разводов в России говорит сама за себя. Количество зарегистрированных браков в 2020 году -770 760, в 2019 году - 950 167. Количество оформленных разводов в 2020 году - 564 033, в 2019 году - 620 730.В 2019 году в суде было расторгнуто более 66 % всех браков, из них более 80 % супружеских пар имели общих несовершеннолетних детей. Примерно в 87 разводах из 100 (при наличии детей) были взысканы алименты [11].
Как подчеркивают исследователи, развод родителей оказывает наиболее негативное влияние на психическое состояние, как родителей, так и детей. Расставание родителей для ребенка является травмирующей ситуацией, представляет разрушение привычной жизни, вызывает негативные эмоциональные переживания. Изменение структуры семьи влечет изменение отношений с оставшимся родителем. Вероятны разнообразные конфликтные ситуации, втягивание ребенка в противостояние родителей и др. Кроме того, в семье с одним родителем мать не в состоянии реализовать обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Подобные своеобразные условия воспитания пагубно отражаются на особенностях психического развития детей, их эмоциональном состоянии, самооценке, отношениях с окружающими и т.д. Гамаюнова И.Н. [5], Борисенко Е.А. [2], Никифорова Р.Р., Ульянова Е.М. [4], Нартова-Бочавер С. К., Несмеянова М.И, Малярова Н.В., Мухортова Е.А. [9] и др.
Большинство исследователей настаивают, что пережитое потрясение оказывает длительное влияние и мешает в дальнейшем полноценному эмоциональному и социальному развитию личности ребенка. В частности, в течение первого года после развода как мальчики, так и девочки демонстрируют более требовательное, беспокойное, агрессивное и непослушное поведение в отношениях со сверстниками и взрослыми по сравнению с детьми из нераспавшихся семей. На второй год многие трудности сглаживаются и проблемы начинают уменьшаться, однако только в тех семьях, где дети успешно адаптируются к новой ситуации [9].
Таким образом, взаимоотношения между родителями и детьми одинаково тяжело воспринимаются как детьми, так и взрослыми. Если взрослые не контролируют свои переживания, то меняется их отношение к детям.
Целью нашего исследования стало выявление особенностей взаимоотношения родителей с детьми младшего школьного возраста после развода. Мы предположили (гипотеза исследования), что родительское отношение к детям младшего школьного возраста в семьях после развода отличается более высоким эмоциональным взаимодействием и снижением требований к ребенку по сравнению с родительским отношением в полных семьях.
Для реализации поставленных задач, а также проверки выдвинутой гипотезы, мы использовали следующий комплекс методик исследования: «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга и В.В. Столин), «Опросник эмоциональных отношений в семье» Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ) и методика «Рисунок семьи» (Г.Т. Хоментаускас и В.К. Лосева); а также методы математической статистики ^-критерий Стьюдента). В исследовании приняло участие 90 человек. Из них: 25 детей, растущих в полных семьях, 20 детей из неполных семей; 25 матерей, воспитывающих ребенка в полной семье и 20 матерей, воспитывающих ребенка без отца.
Изложение основного материала статьи. Обобщая различные взгляды на определение и структуру детско-родительских отношений, можно говорить о том, что многими авторами родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Это избирательная в эмоциональном и оценочном плане психологическая связь родителя с ребенком, выражающаяся в действиях, реакциях, переживаниях и возникающая под влиянием культурных моделей родительского поведения и личностных особенностей родителей (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.С. Спиваковская, И.С. Кон, А.Г. Лидерс, А.Я. Варга и др.).
Практически все исследователи, несмотря на терминологическую неопределенность, рассматривают родительское отношение как сложное многокомпонентное структурное образование. Так, А.Я. Варга предлагает анализировать следующие компоненты родительского отношения: интегральное принятие; межличностная дистанция; формы и направления родительского контроля; социальная желательность поведения ребенка для родителя. Каждая составляющая родительского отношения представляет собой интеграцию в разной степени представленности эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов [3]. Другие отечественные психологи Е.И. Захарова, А.И. Строгалина выделяют следующие особенности материнской позиции: забота, зависимость, ответственность, руководство, поддержка, эмоциональное принятие ребенка [7].
Представления супругов о взаимоотношениях с детьми формируется и изменяется на протяжении длительного времени под влиянием разнообразных факторов. Одним из таких факторов является развод. С психологической точки зрения развод представляет собой изменение баланса сил, которые поддерживают и разрушают брак. Как отмечают многие исследователи, воспитательная атмосфера неполной семьи отличается искаженностью, в целом негативно влияя на становление детской психики и личности (Акулина М.В., Борисенко Е.А., Гасанова П.Г. Гамаюнова И.Н., Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е.А. и др.).
Психологи отмечают следующие типичные искажения воспитания детей в неполной семье [2]: неприятие ребенка, явное или скрытое эмоциональное отторжение ребенка матерью; гиперопека или же гипоопека; понимание воспитания как заботы о содержании ребенка и его материальном благополучии; непоследовательность и противоречивость воспитания; тревожность и страх за ребенка; авторитарность воспитания; запрещение контактов ребенка с отцом.
В связи с этим, важным становится всестороннее изучение особенностей взаимоотношений родителей с детьми после развода. Целью нашего эмпирического исследования было изучение особенностей детско-родительского взаимодействия в полных семьях и семьях после развода, воспитывающих детей младшего школьного возраста. Сравним результаты эмпирического исследования родительского отношения к детям в полных семьях и к детям из неполных семей по методике «ОРО А.Я. Варга, В.В. Столина».
Полученные данные свидетельствуют о том, что в процессе воспитания родители двух групп, в целом, выражают положительное отношение к ребенку, принимают его таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют интересы, поддерживают планы и проводят достаточно много времени вместе, искренне интересуется тем, чем интересуется их ребенок, поощряют самостоятельность и инициативность ребенка. Однако, согласно результатам исследования, существуют статистически значимые различия по критерию «Принятие-отвержение» ^эмп. = 2,84, при р< 0,05), что говорит о том, что для родителей детей из неполных семей характерно более выраженное принятие ребенка, нежели у родителей детей из полных семей. Это может быть обусловлено тем, что женщина после развода ощущает себя крайне одинокой и не хочет, чтобы развод каким-то образом сильно повлиял на внутренний мир ребенка, тем самым, стараясь поддерживать ребенка во всех начинаниях и быть готовым всегда ему помочь.
Также были обнаружены статистически значимые различия по критериям «Авторитарная гиперсоциализация» ^эмп. = 3,65, при р< 0,05) и «Инфантилизация» ^эмп. = 10,79, при р< 0,05). Можно предположить, что родители детей из неполных семей стараются в воспитании использовать только демократичные методы, и никаких строгих дисциплинарных запретов, в отличии от родителей детей из полных семей. Эти различия могут быть обусловлены тем, что развод так или иначе тяжело сказывается на ребенке, поэтому мать старается стать хорошим другом для своего ребенка. Также в полных семьях существует тенденция приписывать ребенку социальную и личностную несостоятельность, т.е. родительские отношения в полных семьях характеризуются стремлением инфантилизировать ребенка, в то время как в неполных семьях данная тенденция отсутствует: родители в неполных семьях видят в ребенке самостоятельного и равного себе.
По критериям «Кооперация» ^эмп. = 1,83, при р< 0,05) и «Симбиоз» ^эмп. =0, при р< 0,05) различия не были обнаружены, что говорит о том, что родители в полных семьях и в семьях после развода одинаково ориентированы на сотрудничество со своим ребенком, проявляют интерес к его увлечениям и стараются во всем ему помогать.
Далее, результаты исследования эмоционального взаимодействия с детьми младшего школьного возраста в семьях после развода и полных семьях представлены в таблице 1.
Сравнительные данные показателей эмоционального компонента родительского отношения к детям в полных и неполных семьях («Опросник эмоциональных отношений в семье» Е.И. Захаровой)
Компонент Полные семьи (хсо.) Стандартное квадратичное отклонение (о) Неполные семьи (хср.) Стандартное квадратичное отклонение (о) tэмп
Способность воспринимать состояние ребенка 3.9 0.40 4.3 0.73 2.34*
Понимание причин состояния 3.3 0.51 3.8 0.41 3.03*
Способность к сопереживанию 3.1 0.54 3.3 0.62 1.24
Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком 3.2 0.72 3.2 0.70 0.09
Безусловное принятие 3.6 0.61 3.7 0.37 1.59
Отношение к себе как к родителю 3.8 0.65 3.5 0.63 1.57
Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия 3.8 0.38 3.9 0.31 0.94
Стремление к телесному контакту 3.7 0.52 3.9 0.31 1.38
Оказание эмоциональной поддержки 4.2 0.87 3.6 0.48 2.84*
Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия 4.3 0.71 3.2 0.78 4.74*
Умение воздействовать на состояние ребенка 4.02 0.44 3.3 0.57 4.55*
* при р<0,05
Проведенный анализ выявил, что существуют статистически значимые различия по таким компонентам родительского отношения как «Способность воспринимать состояние ребенка» ^эмп =2.34, при р<0,05), «Понимание причин состояния» ^эмп =2.03, при р<0,05). Таким образом можно говорить о том, что родители, воспитывающие детей в неполных семьях (Хср.= 4,3), больше способны к восприятию состояния своего ребенка, чем родители, воспитывающие детей в полных семьях (Хср.=3,9). Это свидетельствует о том, что они более чувствительнее к чувствам и эмоциям своих детей. Они также легче распознают детерминанты возникновения у своего ребенка того или иного эмоционального состояния ^эмп =2.03, при р<0,05). Это может быть обусловлено тем, что женщины после развода стараются отвлечься от всего, что связано с разводом и пытаются сосредоточиться на том, что действительно, дорого, а именно, на детях.
Также были выявлены статистически значимые различия по категориям «Оказание эмоциональной поддержки» ^эмп =2.84, при р<0,05), «Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия» ^эмп =4.74, при р<0,05), «Умение воздействовать на состояние ребенка» ^эмп =4.55, при р<0,05). Сравнение показателей в двух выборках показало, что родители детей из неполных семей (Хср. = 3,6) в меньшей степени способны оказывать эмоциональную поддержку своему ребенку, чем родители детей из полных семей (Хср.=4,2). Семьи после развода хоть и более восприимчивы к состоянию своего ребенка, но при построении взаимодействия с ребенком могут игнорировать его нежелание вступать в диалог или, напротив, не замечать его желания поговорить со взрослым (Хср.=3,2), в то время, как полные семьи более чувствительны к таким посылам ребенка (Хср.=4,3).
Также обнаружено, что родители из полных семей более способны воздействовать на состояние своего ребенка (Хср.=4,02). Родители из неполных семей испытывают трудности при воздействии на состояние своего ребенка (Хср.=3,3). Можно предположить, что подобные различия обусловлены тем, что дети после развода родителей по-разному переживают свои чувства в плане эмоциональных проявлений, поэтому родителю крайне тяжело понять, какие чувства и эмоции испытывает его ребенок в тот или иной момент и соответственно возникают трудности с изменением и улучшением этих эмоций и чувств. Также, родители после развода сами переживают массу различных эмоций, с которыми порой им трудно справиться, в связи с этим, родители не могут оказывать должной эмоциональной поддержки своим детям.
Исследование эмоциональных проблем и трудностей в семьях после развода и полных семьях осуществлялось с помощью методики «Рисунок семьи» (Г.Т. Хоментаускас, В.К. Лосева). Сравним полученные результаты (таблица 2).
Сравнительные данные эмоциональных проблем и трудностей в полных и неполных семьях (методика «Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаускас, В.К. Лосева), кол. чел., %
Тип семьи Параметры анализа Полные семьи Семьи после развода
Изображение членов семьи Полный состав 90 55
Частичный состав 10 45
Преобладающие цвета Яркие 75 40
Темные 25 60
Расположение членов семьи относительно друг друга Близкое 80 30
На расстоянии 20 70
Как мы видим, в рисунках детей, растущих в полных семьях, в подавляющем большинстве (90%) присутствовали все члены семьи: мама и папа, сам ребенок, а также близкие родственники, с которыми дети поддерживают тесные эмоциональные контакты. Нередко отмечалось и наличие на рисунках домашних животных. Лишь у 10% испытуемых было замечено наличие на рисунке либо мамы, либо папы. Объясняли дети это следующим образом: «папа еще не пришел с работы, мы его ждем» или «я всегда с папой гуляю, а мама дома дела делает» и т.д. Возможно, это объясняется тем, что ребенок больше времени проводит только с одним взрослым, в то время как другой родитель дистанцируется от ребенка по различным причинам (работа, нехватка времени, усталость и т.д.). Исследуя рисунки детей, растущих на попечении матери поле развода, мы заметили у части (45%) респондентов отсутствие другого родителя. Вероятно, что с уходом отца из семьи, ребенок, чувствует себя брошенным, перестает воспринимать этого родителя как важного в своей жизни.
Также было обнаружено, что дети, воспитывающиеся двумя родителями, чаще (75%) изображают фигуры на рисунках в ярких цветах, что свидетельствует о позитивном отношении к их антиподам в жизни. А рисунки детей, воспитывающихся одним родителем, не изобилуют красками (60%), что может говорить о наличии тревожных переживаний, которые остались непреодоленными после развода родителей, вероятно о неудовлетворенности в эмоциональных отношениях ребенка с родителями, об отсутствии тепла и близости, а также о преобладании у ребенка отрицательных эмоций.
Члены семьи в рисунках детей из полной семьи в подавляющем большинстве случаев респондентами помещены в центр листа, хорошо прорисовываются. Авторы рисунка нередко делают себя меньшими по размеру в отличие от взрослых, стоящих рядом, что, скорее всего, говорит не о преуменьшении себя как члена семьи, а о наличии разницы в возрасте и росте. Преобладающее число детей (80%) рисуют свою фигуру и фигуры родителей с небольшими интервалами между ними, что характеризует их отношения как достаточно теплые, благожелательные и доверительные. Иногда дети приближают себя к одному из родителей, что свидетельствует о более тесном контакте с тем человеком, к которому фигура автора на рисунке находится ближе. На рисунках некоторых детей (20%) члены семьи располагались достаточно дистанцировано друг от друга, что может свидетельствовать о низком уровне эмоциональной связи в таких семьях.
Большая часть (70%) детей из семей после развода изображала полную семью, но ушедший из нее взрослый, был отдален от двух других на рисунке, либо на ринке был изображен один родитель. Интересной особенностью рисунков детей, воспитывающихся одним родителем, является то, что в тех случаях, когда на них изображены ребенок и тот взрослый, который его растит, проявляется некая амбивалентность в отношении к родителю. Это может подчеркивать наличие у рисующих тревожности в сочетании с трепетным отношением к своей матери или своему отцу.
На основе сопоставления результатов, можно заключить, что дети, воспитывающиеся в условиях семьи, не испытывают тех же тревожных переживаний, что и дети, оставшиеся на попечении одного родителя. В рисунках последних наблюдается амбивалентное отношение к воспитывающей их матери, а также наличие трепетной привязанности к ней же. Отношение некоторых детей к матерям характеризуется амбивалентностью, тревожностью, неразрешенными конфликтами. Как правило, фигура отца перестает восприниматься детьми из неполных семей или же воспринимается отдаленно, с наличием психологической дистанции, что может говорить о наличии тревожных переживаний, которые остались непреодоленными после развода родителей, и негативном отношении к ушедшему из семьи отцу.
Выводы. Итак, анализ различий в детско-родительских отношениях в полных семьях и в семьях после развода позволил выделить следующие особенности. Для родителей детей из неполных семей характерно более выраженное принятие ребенка, нежели у родителей детей из полных семей. При этом родители младших школьников из неполных семей стараются в воспитании использовать только демократичные методы, и никаких строгих дисциплинарных запретов, в отличии от родителей детей из полных семей. В полных семьях существует тенденция приписывать ребенку социальную и личностную несостоятельность, т.е. родительские отношения в полных семьях характеризуются стремлением инфантилизировать ребенка, в то время как в неполных семьях данная тенденция отсутствует: родители в неполных семьях видят в ребенке самостоятельного и равного себе.
Важно отметить, что родители, воспитывающие детей в неполных семьях, больше способны к восприятию состояния своего ребенка, они также легче распознают детерминанты возникновения у своего ребенка того или иного эмоционального состояния, однако в воздействии на состояние ребенка и оказании ему эмоциональной поддержки семьи после развода испытывают трудности, тогда как в полных семьях такие трудности не наблюдаются.
Полученные нами результаты могут быть использованы с целью оптимизации детско-родительских отношений в семьях после развода, а также при разработке целостной системы психологической помощи данной категории семей.
Литература:
1. Акулина, М.В. Детско-родительские отношения: особенности восприятия детско-родительских отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях развода в семье / М.В. Акулина. - М.: LapLambertAcademicPublishing, 2012. - 108 с.
2. Борисенко, Е.А. Дисциплинарные родительские стратегии в неполных семьях / Е.А. Борисенко // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2010. - № 1Г95]. - С. 172-182.
3. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. - М.: РГБ, 2002.
4. Внутрисемейные отношения и их влияние на развитие личности ребенка / Р.Р. Никифорова, Е.М. Ульянова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 31. - С. 56-59.
5. Гамаюнова, И.Н. Взаимосвязь детско-родительских отношений и мотивации к различным видам деятельности младших школьников / И.Н. Гамаюнова // Гуманизация образования. - 2010. - № 6. - С. 29-36.
6. Гасанова, П.Г. Особенности родительско-детских отношений в неполной семье / П.Г. Гасанова, Д.М. Даудова // Психологические науки, известия ДГПУ. - 2015. - №3. - С. 6-11.
7. Захарова, Е.И. Особенности принятия родительской позиции / Е.И. Захарова, А.И.Строгалина. - СПб.: Речь, 2006. - 195 с.
8. Мардахаев, Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности / Л.В. Мардахаев // Вестник Челябинского гос. ун-та. -2014. - № 13 (342). - Выпуск 4. - С. 173-178.
9. Ребенок в карусели развода / С.К. Нартова-Бочавер, М.И. Несмеянова, Н.В. Малярова, Е.А. Мухортова. - М.: Дрофа, 2001. - 192 с.
10. Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. - 2000. - №3. - С. 3-9.
11. Федеральная служба государственной статистики - https://rosstat.gov.ru/folder/12781
Психология
УДК 159.9.07
кандидат педагогических наук, доцент Фадеева Ольга Валентиновна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат психологических наук, доцент Белова Татьяна Александровна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат психологических наук, доцент Кудашкина Ольга Васильевна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В САМООЦЕНКЕ И ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Статья посвящена актуальному вопросу детской практической психологии, связанному с изучением самооценки и тревожности детей дошкольного возраста. Приводиться краткий обзор научных исследований, изучающих тендерные различия в самооценке и тревожности дошкольников. Авторами была выдвинута гипотеза о том, что тревожность у старших дошкольников взаимосвязана с их самооценкой и опосредована гендерным признаком. С целью проверки гипотезы было проведено исследование, которое, во-первых, показало, что самооценка мальчиков и девочек значительных отличий не имеет и находится в рамках возрастной нормы - адекватно завышенная; во-вторых, о достоверно более высокой тревожности девочек по сравнению с мальчиками.
Ключевые слова: тревожность, самооценка, гендерные различия, дошкольный возраст.
Annotation. The article is devoted to the topical issue of child practical psychology, related to the study of self-esteem and anxiety of preschool children. A brief review of scientific research that studies gender differences in self-esteem and anxiety in preschool children is given. The authors hypothesized that anxiety in older preschool children is interrelated with their self-esteem and is mediated by gender. In order to test the hypothesis a study was conducted which, firstly, showed that self-esteem of boys and girls did not differ significantly and was within the age norm - adequately inflated, which is the norm for this age; secondly, the girls' anxiety was significantly higher than that of the boys.
Keywords: anxiety, self-esteem, gender differences, preschool age.
Введение. В современных психолого-педагогических исследованиях связь самооценки и тревожности детей старшего дошкольного возраста рассматривается с учетом феноменологии развития этих психических процессов. Рассмотрение их становится актуальным с точки зрения современных условий развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Уровни развития самооценки и уровни проявления тревожности во многом определяют эффективность образовательных услуг в том числе.
Изложение основного материала статьи. Анализируя исследования Л.И. Божович, А.М. Прихожан можно констатировать, что тревожность и самооценка имеют отрицательную двустороннюю взаимную связь. Отмечается, что для детей с высоким уровнем тревожности свойственно проявление неуверенности в собственных силах и способностях, а также они характеризуются неустойчивой самооценкой. В тоже время типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность. Она проявляется в склонности к беспокойству в разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, которых к этому, по объективным характеристикам, не предрасполагают.
Между тем, в некоторых исследованиях отмечаются факты демонстрации тревожными детьми высокой самооценки, а у детей с низкой самооценкой не выявляется повышенной тревожности. Авторы этих исследований отмечают тот факт, что соотношение уровня тревожности и самооценки в старшем дошкольном возрасте опосредовано уровнем притязаний личности. Отличительным является то, что повышение личностной тревожности, как правило, отмечается у детей с низкой самооценкой и высоким уровнем притязаний.
Механизм взаимосвязи повышенной тревожности и заниженной самооценки описан в работах А.И. Захарова, А.М. Прихожан и др. Для детей с высоким уровнем тревожности свойственно формирование к себе отношения как неуспешному, и как следствие это приводит к неуверенности в себе, одним из проявлений которых выступает заниженная самооценка. Возникающий внутренний конфликт порождает у ребенка тревогу, которая отражается в отношение к себе, к окружающим людям.
Результаты обследования тревожных детей города Москвы, позволили А.М. Прихожан [3] сделать вывод о том, что характерной чертой таких детей является заниженная самооценки. Она проявляется в неверии в собственные силы, формировании установки на отношение к себе как неумелому.
В исследовании Н.Н. Смирновой [5] отмечается, что уровень тревожности по рисункам семьи у девочек выше, чем у мальчиков. А по методике «Дом-Дерево-человек» в группе мальчиков тревожность выше, чем в группе девочек. Однако, по двум методикам достоверно значимых различий по уровню тревожности не выявлено.
Анализ работ Л.Э. Семеновой и др. [4] позволил сделать следующие выводы: мальчики ориентируются часто на группу сверстников своего пола, мнения которых становятся основным источником их самооценки. А основу самооценки девочек составляют мнения и оценки значимых взрослых. С позиций принятия себя девочки более послушны и исполнительны, а непринимающие демонстрируют капризность; принимающие себя мальчики проявляют самостоятельность, инициативность, а непринимающие - тревожность и замкнутость. В целом самооценка мальчиков несколько выше самооценки девочек в детском возрасте.
Обобщенный анализ психолого-педагогических исследований показывает, что в настоящее время достаточно подробно рассмотрен вопрос взаимосвязи между самооценкой и уровнем тревожности детей дошкольного возраста, но в этих работах