Научная статья на тему 'МАТЕРИНСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ'

МАТЕРИНСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
400
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МАТЕРИНСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ / НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стёпина Нелли Васильевна, Картукова Татьяна Николаевна

Проведено эмпирическое исследование особенностей материнского отношения к детям с нарушениями в развитии по сравнению с нормативно развивающимися сверстниками младшего школьного возраста. Показано, что материнское отношение к детям с нарушениями интеллекта отличается более высоким уровнем протекции, симбиоза и снижением требований к ребенку по сравнению с материнским отношением к детям с нормативным развитием. При этом материнское отношение к детям с нарушениями в развитии, в целом, достаточно противоречиво.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATERNAL ATTITUDE TOWARDS CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISABILITIES

An empirical study of the features of the maternal attitude towards children with developmental disabilities in comparison with the normatively developing peers of primary school age has been conducted. It is shown that the maternal attitude towards children with intellectual disabilities is characterized by a higher level of protection, symbiosis and a decrease in requirements for the child compared to the maternal attitude towards children with normative development. At the same time, the maternal attitude towards children with developmental disabilities is quite contradictory.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИНСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ»

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук Стёпина Нелли Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орёл); старший преподаватель Картукова Татьяна Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орёл)

МАТЕРИНСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Аннотация. Проведено эмпирическое исследование особенностей материнского отношения к детям с нарушениями в развитии по сравнению с нормативно развивающимися сверстниками младшего школьного возраста. Показано, что материнское отношение к детям с нарушениями интеллекта отличается более высоким уровнем протекции, симбиоза и снижением требований к ребенку по сравнению с материнским отношением к детям с нормативным развитием. При этом материнское отношение к детям с нарушениями в развитии, в целом, достаточно противоречиво.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, материнское отношение, воспитание, младший школьник, нарушения развития, нарушение интеллекта.

Anmtation. An empirical study of the features of the maternal attitude towards children with developmental disabilities in comparison with the normatively developing peers of primary school age has been conducted. It is shown that the maternal attitude towards children with intellectual disabilities is characterized by a higher level of protection, symbiosis and a decrease in requirements for the child compared to the maternal attitude towards children with normative development. At the same time, the maternal attitude towards children with developmental disabilities is quite contradictory.

Keywords: parent-child relationships, maternal attitude, upbringing, elementary school student, developmental disorders.

Введение. Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья - серьезный травмирующий фактор для всех ее членов. Многочисленные теоретико-эмпирические исследования (Савина Е.А., Чарова О.Б., Маркина А.Ю. Герасимова О.Ю., Семченко Л.Н. и др.) показывают, что детско-родительские отношения к детям, имеющим нарушения в развитии, имеют свои особенности. Более того, не только наличие дефекта определяет материнское отношение, но и его специфика. Так, в случае воспитания детей с нарушениями интеллекта дисгармоничность материнского отношения выражена наиболее ярко. Это связано с тем, что интеллектуальный дефект практически не поддается коррекции, а динамика развития ребенка часто остается минимальной. Дети с нарушениями интеллекта испытывают трудности во всех сферах жизнедеятельности: от овладения социально-бытовыми навыками до межличностного взаимодействия и обучения. Матери таких детей часто чувствуют безысходность, ощущение, что все их усилия по воспитанию и обучению ребенка напрасны. Это еще больше стимулирует возникновение различных отклонений в формировании детско-родительских отношений.

Материнское отношение - это сложное, системно организованное качество поведения матери, являющееся результатом взаимодействия многочисленных мотивационных отношений. В психологии материнство, его структура, виды, механизмы влияния на ребенка вызвало большой интерес у представителей разных психологических школ и направлений.

Следует отметить, что в большинстве исследований, как отечественных, так и зарубежных, материнское отношение отождествляется с родительским. Это связано прежде всего с тем, что главенствующую позицию в развитии ребенка занимает мать, и с тем, что в психологической литературе сравнительно мало исследований, посвященных отцовскому отношению. Таким образом, когда мы говорим о родительском отношении, мы имеем в виду отношение матери к ребенку.

Это определило актуальность исследования, цель которого - изучить материнское отношение к младшим школьникам с нарушениями в развитии. Роль младшего школьного возраста в развитии личности детей, особенно с нарушениями в развитии, сложно переоценить. В младшем школьном возрасте у ребенка меняется ведущая деятельность, ей становится учебная. Меняется его позиция, в том числе и в семье. Для ребенка все более значимым становится учитель, его мнение относительно ребенка. Дети с нарушениями в развитии испытывают определенные трудности при переходе к учебной деятельности, что связано с недостаточным уровнем интеллектуального развития, сформированностью учебных навыков, запаздыванием в развитии самооценки, недостаточной сформированностью коммуникативных умений и навыков. При этом у родителей отношение к ребенку меняется, они в большей степени начинают рассматривать его через призму успехов в учебной деятельности. Это определяет актуальность исследования материнского отношения к детям с нарушениями в развитии в младшем школьном возрасте

Мы предположили (гипотеза исследования), что материнское отношение к детям с нарушениями в развитии отличается более высоким уровнем протекции, эмоционального принятия и снижением требований к ребенку по сравнению с материнским отношением к детям с нормативным развитием.

Для реализации поставленных задач исследования, а также проверки выдвинутой гипотезы, мы использовали следующие методики: «Анализ семейных отношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис), опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ).

Исследование проводилось с октября 2017 по апрель 2020 г. В исследовании приняли участие 50 матерей. Из них: 25 матерей детей младшего школьного возраста, имеющих ребенка с нормативным развитием и 25 матерей, которые воспитывают ребенка с нарушением в развитии (нарушение интеллекта). Исследование проводилось на базе КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и МБОУ СОШ №26 г. Орла.

Изложение основного материала статьи. Обращаясь к научной литературе, можно отметить, что исследователи используют различные дефиниции для определения материнского отношения: родительское отношение (А.Я. Варга, Г.А. Ковалев, В.В. Столин и др.), родительские позиции (A.C. Спиваковская), родительские установки или представления (A.B. Петровский), стили или типы воспитания (Н. Бекер, А.Я. Варга, А.И. Захаров, П. Слатер, A.C. Спиваковская, Е. Шефер и др.). В зарубежной психологии чаще можно встретить понятие «родительские представления или установки» как некую систему установок, ценностей по отношению к ребенку, а также восприятие ребенка и родителей, представления о развитии ребенка, знание нормативных показателей развития ребенка и предпочитаемых техник воспитания [6; 8].

Родительское (материнское) отношение, вслед за А.Я Варга, определяется нами как целостная система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, родительской позиции, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков [2].

Материнское отношение - сложное образование, которое включает определенные компоненты. В рамках нашего исследования материнское отношение понимается нами как структурное образование, включающее поведенческие

стереотипы воспитания в семье, совокупность установок матерей, восприятия и переживания своей роли и характера взаимодействия с ребенком, а также эмоционального аспекта взаимодействия.

Как мы указывали выше, детско-родительские отношения к детям, имеющим нарушения в развитии, особенно ярко выражены в семьях, где воспитывается ребенок с нарушениями интеллекта. При этом материнское отношение весьма неоднозначно: от эмоционального отвержения до стремления к гиперопеке и даже симбиотическим отношениям. Особенно заметно это становится в младшем школьном возрасте, что совпадает с началом обучения в школе. Матери таких детей ориентированы на успех, поэтому часто трудности в обучении у детей воспринимают весьма эмоционально, испытывают негативные переживания в связи с этой ситуацией [1; 3; 4; 7]. Как отмечают Р.Ф. Майрамян и В.В. Ткачева в семье, где воспитывается ребенок с интеллектуальным нарушением угнетающее воздействие на психику родителей оказывает именно интеллектуальный дефект, затрудняющий гармоничное психическое, физическое и социальное развитие ребенка [5].

Очевидной выступает необходимость создания специальных психолого-педагогических программ для оптимизации детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с нарушениями в развитии. При этом исследований особенностей материнского отношения к детям с нарушениями в развитии не так много.

Мы предприняли исследование, цель которого - изучить материнское отношение к младшим школьникам с нарушениями в развитии. Первой задачей нашего эмпирического исследования являлось изучение особенностей материнской позиции, восприятия и переживания характера отношений и взаимодействия матерей с детей с нормативным и нарушенным развитием. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнение показателей материнского отношения к детям с нормативным и нарушенным развитием («Анализ семейных отношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис)

Компонент Матери нормативно развивающихся детей (хСр.) Матери детей с нарушениями интеллекта (хср ) Эмпирическое значение

Гиперпротекция 5,4 6,5 266,5

Гипопротекция 5,3 4,6 214,5**

Потворствование 5,6 6 264,5

Игнорирование потребностей ребенка 2,4 2,4 262,5

Чрезмерные требования 3,1 2,5 217**

Недостаточные требования 2,5 2,3 266,5

Чрезмерные запреты 2,1 2,6 194**

Недостаточные запреты 2,8 2,6 280,5

Чрезмерные санкции 2,2 2,6 290

Минимальные санкции 2,4 2,1 326

Неустойчивый стиль воспитания 2,4 2,9 310

* - различия статистически значимы при р<0,01;

** - различия статистически значимы при р<0,05.

Анализ полученных данных позволяет говорить о том, что и матери детей с нарушениями в развитии, и матери детей с нормативным развитием в равной степени уделяют ребенку достаточно много времени, сил и внимания. Они стремятся к удовлетворению потребностей ребенка, но не потакают всем его капризам. Матери также стремятся делегировать ребенку определенные обязанности по дому, приучать их к самостоятельности и ответственности.

Для матерей детей в обеих выборках характерны приверженность к применению наказаний, но они стремятся к тому, чтобы наказания были адекватны проступкам ребенка. Анализ полученных данных также показал, что и матери, воспитывающие ребенка с нормативным развитием и матери, воспитывающие ребенка с нарушениями, стараются удовлетворять актуальные потребности детей, стараясь при этом вводить определенные ограничения.

Далее, анализ полученных данных позволил выявить различия в материнском отношении к детям с нормативным и нарушенным развитием. Существуют статистически значимые различия по шкалам «Гипопротекция» (иэмп = 214.5, р<0,05), «Чрезмерные требования» (Цип = 217, р<0,05) и «Чрезмерные санкции» (Ц^ = 194, р<0,05). Для матерей, воспитывающих детей с нарушенным развитием в меньшей степени, чем для матерей, воспитывающих ребенка с нормативным развитием характерно воспитание по типу гипопротекции. Это свидетельствует о том, что для воспитания нормативно развивающихся детей матерями, более характерна ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителя, как бы выпадает из виду и за него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное по сравнению с матерями, у которых ребенок с нарушенным развитием. Полученные результаты позволяют предположить, что это обусловлено наличием у детей определенных дефектов. Матери воспринимают своих детей с нарушенным развитием как несамостоятельных, неполноценных, поэтому стремятся все время проводить с ними. Для матерей крайне тревожной оказывается ситуация, когда ребенок выпадает из поля ее зрения. Возможно, стремление держать все под контролем снижает и стресс, и тревожность матери по отношению к ребенку.

Сравнение результатов также показало, что для матерей, воспитывающих ребенка с нарушениями интеллекта, в меньшей степени характерны чрезмерность требований (иЭмп = 217, р<0,05) . Подобные различия могут быть обусловлены тем, что дети с нарушениями в развитии во многих ситуациях оказываются менее самостоятельными и успешными. Матери зачастую опасаются, что те обязанности, которые возлагают на них, могут оказаться слишком сложными или даже непосильными в связи с наличием дефекта. При этом следует отметить, что обучение определенным бытовым навыкам является залогом успешной социализации для таких детей даже в большей степени, чем для их нормативно развивающихся сверстников. При этом для матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии характерно большее количество запретов, по сравнению с матерями, воспитывающими нормативно развивающего ребенка.

На основе полученных данных можно сделать вывод, что для матерей, воспитывающих ребенка с нормативным развитием в большей степени характерно предъявление к детям высоких требований, которые не всегда соответствуют их возможностям. Для матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии характерно более высокий уровень протекции и запретов, ограничивающих самостоятельность детей. Это также может быть обусловлено наличием у ребенка интеллектуального дефекта. Страх за жизнь ребенка, переживание его несамостоятельности и некоторой ограниченности в

возможностях побуждают матерей вводить больше запретов, чтобы контролировать ребенка и быть спокойной за его здоровье и безопасность.

Проанализируем различия психологических причин отклонений в материнском отношении. В соответствии с методикой «АСВ» Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис можно выделить следующие причины нарушений материнского отношения: расширение сферы родительских чувств, предпочтение детских качеств, воспитательная неуверенность родителя, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от пола ребенка.

Сравнение результатов в двух выборках показало, что для матерей, воспитывающих ребенка с нарушенным развитием по сравнению с матерями нормативно развивающихся детей в большей степени характерно расширение родительских чувств (иЭмп = 185.5, р<0,01) и воспитательная неуверенность (иЭмп = 194.5, при р<0,01). На основе этих данных можно сделать вывод, что для матерей, воспитывающих детей с нарушенным развитием в большей степени характерно стремление отдавать всю любовь и заботу детям, иногда даже жертвуя взаимоотношениями с супругом. Для матерей, воспитывающих ребенка с нарушенным развитием также в большей степени характерна воспитательная неуверенность, которая может проявляться в стремлении уступить, неуверенности, что наказание соответствует проступку, потакании прихотям ребенка, если он не хочет что-либо делать. Это вероятно обусловлено тем, что мать ребенка с нарушенным развитием также постепенно переживает и приспосабливается к тому, что ее ребенок особенный и часто, пытаясь его защитить ведет себя слишком мягко и лояльно. При этом очевидно, что многие матери оказываются не готовы к тем трудностям, с которыми они столкнутся при воспитании особенного ребенка, поэтому очевидно, что они могут испытывать неуверенность в своей воспитательной стратегии.

Полученные результаты согласуются с результатами исследования Л.М. Шипицыной и В.М. Сорокина [9]. В исследовании данных авторов было установлено, что матери детей с интеллектуальными нарушениями испытывают неуверенность и эмоциональное напряжение в связи с воспитанием ребенка с трудностями в развитии. Матери проявляют чрезмерную концентрированность на нуждах ребенка, что приводит к почти полному их отождествлению со своими собственными.

Сравним особенности эмоционального взаимодействия матерей с детьми с нормативным и нарушенным развитием. Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнение показателей эмоционального взаимодействия матерей и детей с нормативным и нарушенным

развитием (методика ОДРЭВ, Е.И. Захарова)

Компонент Матери нормативно развивающихся детей (хсп.) Матери детей с нарушениями интеллекта (хс„.) Эмпирическое значение

Способность воспринимать состояние ребенка 3,7 3,4 Цып = 362,5

Понимание причин состояния 2,9 3,2 Оэмп = 380

Способность к сопереживанию 3,7 4,6 и^ = 121.5*

Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком 3,4 3,3 иэш1 = 304,5

Безусловное принятие 3,2 4,7 иЭмп = 144*

Отношение к себе как к родителю 4,2 4,2 иэмп = 372,5

Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия 4,4 4,5 Оэмп = 312

Стремление к телесному контакту 3,9 3,8 иэмп = 368,5

Оказание эмоциональной поддержки 4,4 4,5 иэш1 = 346,5

Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия 4,4 4,4 иэмп = 362,5

Умение воздействовать на состояние ребенка 4 3,3 иЭмп = 180*

* - различия статистически значимы при р<0,01; ** - различия статистически значимы при р<0,05.

Анализ полученных данных показал, что и матери обеих групп способны эмоционально воспринимать и понимать состояние своего ребенка. Они всегда стараются понять причину отрицательных эмоций своих детей и помочь им ее преодолеть. Во многом это обусловлено тем, что матери стремятся рефлексировать свои чувства и эмоции, вызванные взаимоотношениями с ребенком. В целом у матерей в обеих выборках положительное отношение к себе как родителям, преобладает положительный эмоциональный фон взаимодействия с ребенком, они стремятся оказывать своим детям эмоциональную поддержку, ориентироваться на их актуальные потребности и эмоциональное состояние.

Однако матери детей с нарушениями в развитии в большей степени способны к сопереживанию своему ребенку, чем матери нормативно развивающихся младших школьников (иЭмп = 121.5, р<0,01). Это свидетельствует о том, что они в большей степени склонны переживать чувства и эмоции относительно переживаний собственных детей. Это может быть обусловлено тем, что матери жалеют своих детей, которые имеют определенные нарушения в развитии.

Выявлено, что матери детей с нарушениями в развитии в большей степени склонны к безусловному принятию детей, чем матери нормативно развивающихся младших школьников (иЭмп = 144, р<0,01). Можно предположить, что матери детей с нарушениями в развитии в большей степени склонны к безусловному принятию именно в связи с тем, что у ребенка есть интеллектуальный дефект, затрудняющий его развитие.

Сравнение показателей в двух выборках также показало, что матери детей с нарушениями в развитии в меньшей степени способны воздействовать на эмоциональное состояние ребенка, чем матери нормативно развивающихся младших школьников (иЭмп = 180, р<0,01). Можно предположить, что подобные различия обусловлены тем, что дети с нарушенным развитием имеют ряд особенностей развития эмоционально-волевой сферы, поэтому родителям часто не удается четко понять их состояние и воздействовать на него.

Выводы. Таким образом, полученные результаты позволяют частично подтвердить выдвинутую нами гипотезу. Материнское отношение к детям с нарушенным развитием отличается более высоким уровнем протекции и снижением требований к ребенку по сравнению с материнским отношением к детям с нормативным развитием. Однако следует отметить, что материнское отношение к детям с нарушениями в развитии достаточно противоречиво. Чрезмерное стремление оградить детей от негативных внешних воздействий и стремление компенсировать им трудности в развитии посредством других благ сочетается с пониманием, что дети должны быть самостоятельными, автономными от родителей, т.к. без этого невозможна успешная социализация. Это приводит к трудностям в выборе оптимальной стратегии воспитания.

Литература:

1. Арбатская, К.И., Устинова, Н.А. Психологические особенности семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями / К.И. Арбатская, Н.А. Устинова // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 8. -С. 85-89.

2. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения: дис. ... канд. психол. наук: 19:00:01 / Варга Анна Яковлевна. - М., 1986. - 206 с.

3. Гринина, Е.С., Рудзинская, Т.Ф. Особенности детско-родительских отношений в семьях воспитывающих ребенка с ограниченным и возможностями здоровья / Е.С. Гринина, Т.Ф. Рудзинская // Известия Саратовского университета. Психология развития. - 2016. - Т.5. - № 2(18). - С. 163-168.

4. Кисляков, П.А., Шмелева, Е.А. Психологическое благополучие семьи, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью / П.А. Кисляков, Е. А. Шмелева // Образование и наука. - 2017. - Т. 19. - № 1. -С. 142 - 159.

5. Майрамян Р.Ф. Особенности невротических расстройств в семьях умственно отсталых детей // III Всероссийский съезд невропатологов и психиатров: тез. докл. / под ред. В.М. Банщикова, Н.М. Шибанова. - М., 1974. - Т. 2. - С. 295-297.

6. Родители и дети: психология взаимоотношений / Е.А. Савина / Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. - М., 2003

7. Савина, Е.А., Чарова, О.Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии / Е.А. Савина, О.Б. Чарова // Вопросы психологии. - 2002. - №6. - С. 15-23.

8. Смирнова, Е.О., Соколова, М.В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С. 57-67.

9. Шипицына, Л.М., Сорокин, В.М. Личностные особенности матерей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына, В.М. Сорокин // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2008. - №3. - С. 178-195.

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук Стёпина Нелли Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орёл)

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ ПОСЛЕ РАЗВОДА

Аннотация. Наиболее стрессогенным фактором для развития ребенка выступает развод родителей. Автором проанализировано влияние развода на детско-родительские отношения. Результаты эмпирического исследования показали, что родительское отношение в семьях после развода отличается более высоким эмоциональным взаимодействием и снижением требований к ребенку по сравнению с родительским отношением в полных семьях.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, неполные семьи, развод, взаимоотношения в семье.

Annоtation. The most stressful factor for the development of a child is the divorce of parents. The author analyzes the effect of divorce on child-parent relations. The results of an empirical study have shown that the parental attitude in families after divorce is characterized by higher emotional interaction and lower requirements for the child compared to the parental attitude in full families.

Keywords: child-parent relationships, single-parent families, divorce, family relationships.

Введение. Проблемы семьи и семейных отношений всегда привлекали внимание исследователей. Однако в современных условиях, характеризующихся сложной социально-экономической и политической ситуацией интерес ученых усилился. Мы являемся свидетелями кардинальных перемен, происходящих в социуме. Растет нестабильность, усложняются отношения людей, меняются отношения в семье, стремительно увеличивается число разводов, снижается роль репродуктивной функции семьи, снижается потребность в детях и т.д.

Официальная статистика разводов в России говорит сама за себя. Количество зарегистрированных браков в 2020 году -770 760, в 2019 году - 950 167. Количество оформленных разводов в 2020 году - 564 033, в 2019 году - 620 730.В 2019 году в суде было расторгнуто более 66 % всех браков, из них более 80 % супружеских пар имели общих несовершеннолетних детей. Примерно в 87 разводах из 100 (при наличии детей) были взысканы алименты [11].

Как подчеркивают исследователи, развод родителей оказывает наиболее негативное влияние на психическое состояние, как родителей, так и детей. Расставание родителей для ребенка является травмирующей ситуацией, представляет разрушение привычной жизни, вызывает негативные эмоциональные переживания. Изменение структуры семьи влечет изменение отношений с оставшимся родителем. Вероятны разнообразные конфликтные ситуации, втягивание ребенка в противостояние родителей и др. Кроме того, в семье с одним родителем мать не в состоянии реализовать обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Подобные своеобразные условия воспитания пагубно отражаются на особенностях психического развития детей, их эмоциональном состоянии, самооценке, отношениях с окружающими и т.д. Гамаюнова И.Н. [5], Борисенко Е.А. [2], Никифорова Р.Р., Ульянова Е.М. [4], Нартова-Бочавер С. К., Несмеянова М.И, Малярова Н.В., Мухортова Е.А. [9] и др.

Большинство исследователей настаивают, что пережитое потрясение оказывает длительное влияние и мешает в дальнейшем полноценному эмоциональному и социальному развитию личности ребенка. В частности, в течение первого года после развода как мальчики, так и девочки демонстрируют более требовательное, беспокойное, агрессивное и непослушное поведение в отношениях со сверстниками и взрослыми по сравнению с детьми из нераспавшихся семей. На второй год многие трудности сглаживаются и проблемы начинают уменьшаться, однако только в тех семьях, где дети успешно адаптируются к новой ситуации [9].

Таким образом, взаимоотношения между родителями и детьми одинаково тяжело воспринимаются как детьми, так и взрослыми. Если взрослые не контролируют свои переживания, то меняется их отношение к детям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.