УДК 316.36
Б01: 10.28995/2073-6398-2018-2-153-166
Особенности супружеских отношений в полных семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Шабнам Р. Гусейнзаде
Центр психолого-педагогической поддержки семьи «Ключи», Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Актуальность работы заключается в том, что многие исследователи (П.Д. Павленок, В.Д. Альперович и др.) отмечают: уровень разводов в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями, достаточно высокий и составляет 50% (от общего числа семей). К проблемам семьи ребенка с ограниченными возможностями прибавляются трудности неполной семьи. Для полноценного становления и развития особенного ребенка очень важно развиваться в полноценной семье. Нашей целью было выявить специфику отношений в полных семьях, воспитывающих детей независимо от статуса здоровья, и в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашей работе мы соотносим выраженность предметного и личностного начала (т. е. какое из них доминирует) и их содержательное наполнение (как именно родитель выражает свою любовь и что мать или отец требуют от своего ребенка) с особенностями развития супружеских отношений. Мы рассматриваем и те ресурсы супружеских и детско-родительских отношений, которые позволяют семье сохранить свой потенциал.
Ключевые слова: супружеские отношения, удовлетворенность браком, ребенок с ОВЗ, супружеские ресурсы, стабильность брака
Для цитирования: Гусейнзаде Ш.Р. Особенности супружеских отношений в полных семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018. № 2 (12). С. 153-166. Б01: 10.28995/2073-6398-20182-153-166
© Гусейнзаде Ш.Р., 2018
Features of marital relations in full families raising a child with disabilities
Sh. Guseinzade
Центр психолого-педагогической поддержки семьи «Ключи», Москва, Россия, [email protected]
Abstract. The relevance of the work is that many researchers (P.D. Pavlenok, V.D. Alperovich) note relatively high level of divorce in the families with disabled children what amounts to 50% of their total number. In addition, the dilemmas of the family of a disabled child are added to the difficulties of an incomplete family. The author aim to identify the specifics of relationships in complete families, raising children regardless their health status, and in families with disabled children. The upbringing in a full-featured family is very important for the full formation and development of a special child. The article correlates distinct manifestations of the subject and personality principle (which of them dominates) and their content (how the parent expresses his love and what the mother or father requires from his child) with the characteristics of the developments in marital relations. It also considers the resources of marital and child-parent relationships, that allow the family to maintain its potential.
Keywords: marital relationship, marital satisfaction, child with disabilities, marital resources, marriage stability
For citation: Guseinzade ShR. Features of marital relations in full families raising a child with disabilities. RSUH/RGGUBulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series. 2018;2(12):153-66. DOI: 10.28995/2073-6398-2018-2-153166
Введение
Рождение ребенка с особенностями, как правило, рассматривается современной семьей и окружающими как «несчастье», «трагедия», «непосильная ноша» и т. д. В современной культуре все еще не редкость, что человек, имеющий особенности в развитии, воспринимается как «дефектный», «нездоровый». Проблемы, которые освещаются российскими исследователями семей с детьми-инвалидами, в своем большинстве сконцентрированы в сфере родительского функционирования (материнское и отцовское отношение
к детям-инвалидам, ролевое взаимодействие супругов как родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее -ОВЗ), благополучие ребенка и родителей, специфика взаимодействия с социальными службами). При этом подчеркнем, что фокус данных исследований смещен в сторону отрицательных аспектов семейной ситуации. В качестве редких исключений мы наблюдаем работы, которые изучают ресурсы семей, воспитывающих ребенка с нарушениями здоровья. По эмпирическим сведениям различных авторов, лишь 30-40% семей с ребенком с ОВЗ, участвующих в исследованиях, - это неполные семьи. Согласно данным статистики многие семьи не справляются с называемой авторами утратой образа здорового ребенка, супруги разводятся, ребенок остается с одним из родителей, чаще с мамой.
В нашей работе мы ставим цель изучить полные семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, для того чтобы выяснить, какие особенности семейного взаимодействия дают возможность супругам сохранять стабильность союза и ресурсность семейной системы как для ребенка с нарушениями здоровья, так и для самих родителей, в первую очередь для матерей.
В настоящее время в отечественных и зарубежных исследованиях, посвященных проблематике семейных и супружеских отношений, накоплены разнообразные данные о семейном функционировании в полных семьях (А.Я. Варга, Л.Я. Гозман, В.Н. Дружинин, Е.О. Смирнова, М.В. Соколова, Л.Б. Шнейдер, Ь. ВогеШ, ОоИшап, N. Еауе7, Н. Т188о1, Е БгавсагоЬ, Е. Е^а2-Depeursinge и другие).
В контексте поставленной нами цели любопытны результаты работ X ОоИшап, который провел целый ряд исследований брака, включая психологические и психофизиологические исследования многих сотен супружеских пар [1 с. 138]. Фокус был сосредоточен на стабильности брака, а не на его успешности. Ключевым фактором, влияющим на стабильность брака, является баланс между положительными и отрицательными способами решения семейных конфликтов. Заинтересованность исследователя состояла в определении способов решения конфликтов при воспроизведении мужем и женой характерных конфликтных ситуаций в лабораторных условиях в присутствии наблюдателей. Исследователь подмечает, что отдельные способы решения конфликтов коррелируют со стабильными браками, в то время как «активно враждебный» или «отчужденно неприязненный» способ разрушает стабильность и приводит к разводу.
Стабильность брака и качество брака являются взаимосвязанными характеристиками, что и было отмечено в ряде эмпирических
исследований [2 с. 15]. Существует мнение, что эти феномены представляют собой разные уровни отношений супругов [3 с. 85]. Первым, совместным, является уровень устойчивости брака, т. е. юридическая сохранность брака. Второй уровень - «приспосабли-ваемость в браке», «адаптированность супругов»; здесь наблюдается не только отсутствие развода или предразводной ситуации, но и единство супружеской пары по таким характеристикам, как разделение домашнего труда, воспитание детей и т. д. Третий уровень является наиболее глубоким - это уровень «успеха» или «успешности» брака, который характеризуется совпадением ценностных ориентаций супругов. Именно этот уровень связывается некоторыми исследователями с субъективной удовлетворенностью браком и качеством супружества. Нам близка следующая интерпретация понятия «удовлетворенность браком», зафиксированная в исследовательской работе А.В. Шавлова: «...супружеская удовлетворенность браком есть не что иное, как субъективное восприятие супругами сквозь призму социокультурных норм эффективности функционирования семьи в плане удовлетворения их индивидуальных потребностей» [4 с. 114].
В какой мере эта характеристика может в наше время быть отнесена к супругам, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья? Ведь большинство исследователей подчеркивает эмоциональное неблагополучие, дистресс, напряженность во взаимоотношениях членов такой семьи.
Например, Е.С. Ткаченко провела анкетирование семей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом (далее -ДЦП) в г. Омске [5 с. 4].. Определен целый ряд трудностей, с которыми встречаются члены семьи после появления в ней ребенка с особенностями развития (ухудшение взаимоотношений в семье, снижение материального достатка, неудовлетворенность качеством медицинской помощи). Вместе с тем в финале статьи автор пишет, что полная удовлетворенность качеством жизни зарегистрирована в 20 % семей (на выборке 324 семьи, 77 % из которых полные), большинство респондентов - 72 % удовлетворены частично и только 8 % полностью не удовлетворены. Отметим также, что, по предоставленным автором данным, у 51 % респондентов после появления очевидных отклонений в здоровье ребенка и установления ему диагноза ДЦП семья стала более объединенной и дружной, 4 % опрошенных изменений в отношениях не отметили. Ухудшение взаимоотношений респонденты связывали с увеличением напряженности - 28 %, незначительными ссорами в быту - 23 %, серьезными конфликтами - 8 % и конфликтами с применением физической силы - 5 %.
Нам важно здесь также упомянуть факт, обнаруженный швейцарскими авторами, на который ссылается Е.Л. Горлова при анализе родительской подсистемы в семьях с младенцами [6 с. 179]. В швейцарских семьях со здоровыми детьми не обнаружено ни одного эпизода улучшения семейного союза после рождения здорового ребенка. Качество семейного альянса либо сохранялось на низком или высоком уровне, либо последовательно снижалось по мере взросления ребенка. Таким образом, ухудшение семейного альянса характерно не только в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ, но и в семьях со здоровыми детьми на соответствующей стадии жизненного цикла, связанного с появлением первенца в семье.
По данным Т.Н. Высотиной, стрессовая ситуация появления в семье ребенка с отклонениями в развитии (аутизм с умственной отсталостью) приводит к изменению эмоционального фона у 80 % матерей и отцов (повышенная раздражительность, страх перед будущим), соматическим нарушениям [7 с. 122]. Сходные результаты публикуют исследователи семей с детьми с онкологическими заболеваниями О.В. Пионтковская и М.В. Маркова (г. Харьков) [8 с. 63-67]. По их данным 80,8 % обследуемых семей отмечали наличие напряженности в семейных отношениях, усиление семейных конфликтов, которые были связаны как с лечением ребенка, так и с эскалацией ранее существовавших межличностных и супружеских проблем, что приводило к дистанцированию и понижению внутрисемейного ресурса.
Каким образом могут противостоять супруги снижению качества семейного взаимодействия в условиях дистресса? Этот вопрос сегодня остается открытым, однако сконцентрируем внимание на исследованиях, которые стоят на другом полюсе континуума в описании семей, воспитывающих детей с нарушениями здоровья.
Например, в исследовании П.А. Кислякова и Е.А. Шмелевой представлены данные о психологическом благополучии родителей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью [9 с. 8]. «Среди взрослых испытуемых не обнаружилось тех, кто бы испытывал психологическое неблагополучие. У респондентов не выявлено серьезных эмоциональных проблем, они оптимистичны, не склонны высказывать жалобы, активны, успешно взаимодействуют с окружающими, большинство из них обладает позитивной самооценкой». Данные характеристики авторы связывают с комплексной программой социально-психологического сопровождения семей, разработанной и реализуемой в специализированной школе.
Актуальность поиска в этом направлении несомненна. Сегодня существуют двойственные данные о соотношении брачной удов-
летворенности и уровня развития родительского единства. К примеру, в работе N. Бауе7, Н. Т188о1, Е РгавсагоЬ, Е. Fivaz-Depeursinge обнаружены различные способы разнонаправленного влияния на преодоление последствий материнской депрессии при высоком уровне брачной удовлетворенности (положительное влияние) и высоком уровне развития родительской подсистемы (отрицательное влияние) [10]. При высоком уровне удовлетворенности браком женщины с депрессией предъявляют меньше жалоб на ночные пробуждения ребенка, на трудности, связанные с кормлением, т. е. чем более мать удовлетворена своими супружескими взаимоотношениями с отцом, тем меньше она подмечает трудностей в уходе за ребенком. Но при высоком качестве со-родительской позиции с отцом, мать чаще сообщает, к примеру, о ночных пробуждениях ребенка и других трудностях в его поведении. Получается, что семейный альянс с сильной эмоциональной связью матери и отца в их со-родительском взаимодействии может приводить к тому, что депрессия матери оказывает большее влияние на семью в целом и умножает трудности у ребенка. Исследователи поясняют этот факт тем, что отцы с высокой степенью эмоциональной вовлеченности в родительской подсистеме могут быть в большей степени подвержены депрессивности матерей и, следовательно, менее способны играть «защитную» роль, чтобы ослабить влияние депрессии матери на ребенка.
Гипотеза
На основе анализа литературы мы предположили, что уровень удовлетворенности супружескими отношениями в полных семьях связан с особенностями распределения ролей в семье и семейно-обусловленным состоянием супругов. Выборку составили 30 полных семей, проживающих в Москве, из них 15 семей воспитывают ребенка старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Дети имели такие нарушения, как ранний детский аутизм (десять детей), синдром Дауна (три ребенка), синдром Бурневилля-Прингла (два ребенка) и 15 полных семей, воспитывающих ребенка старшего дошкольного возраста без нарушений здоровья. Средний стаж испытуемых в обеих группах на момент исследования - 6 лет. Средний возраст опрашиваемых - 30 лет.
Методики
В соответствии с поставленной целью и гипотезой мы вначале определили уровень удовлетворенности браком у матерей из полных семей, затем исследовали наличие психотравмирующих состояний взрослых, проживающих в одной семье. Определили отношения матерей к разным сторонам семейной жизни. Для этих целей были применены методики «Тест-опросник удовлетворенности браком)» (В.В. Столин, Т.А. Романова, Г.П. Бутенко) [11]; «Семей-но-обусловленное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис) [12]; методика изучения родительских установок (PARI), которая предназначена для изучения родительских установок, прежде всего матерей (Parental Attitude Research Instrument, авторы Е.С. Шефер и Р.К. Белл, в России адаптирована Т.В. Нещерет) [13].
Результаты и обсуждение
Опросник оценки уровня удовлетворенности браком позволяет выделить следующие типы семей: абсолютно неблагополучные, неблагополучные, скорее неблагополучные, переходные, скорее благополучные, благополучные, абсолютно благополучные. Важно отметить, что первых вариантов (абсолютно неблагополучные и неблагополучные семьи) не было выявлено в нашей выборке (рис. 1).
■ Родители, воспитывающие ребенка с OBЗ
Родители, воспитывающие ребенка без нарушений в развитии
47%
Переходные
Скорее благополучные
Благополучные
Абсолютно благополучные
Рис. 1. Сравнение результатов оценки уровня удовлетворенности браком в полных семьях, воспитывающих детей с нарушениями здоровья и без нарушений
Родители, воспитывающие ребенка с OBЗ
Родители, воспитывающие ребенка без нарушений в развитии
20%
20%
Общая неудовлетворенность
Семейная тревожность
Нервно-психическое напряжение
Рис. 2. Результаты методики «Семейно-обусловленное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис)
Несмотря на то что при статистической обработке полученных данных (с помощью И-критерия Манна-Уитни) эмпирическое значение (иэмп = 23.5, р = 0,03) находится в зоне незначимости, отметим выявленные тенденции. Общим для полных семей (независимо от статуса здоровья ребенка) является отсутствие у матерей очень низких оценок благополучия, при этом почти 50 % матерей с детьми с нарушениями здоровья отмечают свою семью как благополучную. Этот факт еще раз обращает наше внимание на то, что семьи с детьми с ОВЗ обладают высоким потенциалом развития позитивного супружества.
По результатам методики «Семейно-обусловленное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис) нами выявлено, что параметр «нервно-психическое напряжение» в большей степени выражен у матерей в семьях со здоровыми детьми, а «общая неудовлетворенность» - в группе матерей, воспитывающих ребенка с ОВЗ (рис. 2).
Мы обнаружили статистически значимое различие между семьями, воспитывающими детей без нарушений здоровья, и семьями, воспитывающими детей с нарушениями по переменной нервно-психического напряжения (р = 0,026 при И = 59 , при р < 0,05 уровне значимости). Такое же значимое различие (р =0,056 при и=26,5) мы наблюдаем по критерию «общая неудовлетворенность», в данном случае процент родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, выше.
В этом контексте мы можем предположить, что семьи здоровых детей входят в нормативный кризис, взаимосвязанный с выбором школы и оценкой возможностей ребенка в школьном обучении, с желанием ускорить развитие детей. Основанием для высокого процента нервно-психического напряжения именно в семьях со здоровыми ребенком может быть также то, что старшие члены семьи могут фокусировать внимание на одних нюансах жизни и пренебрегать прочими другими. К примеру, в наше время в обществе господствует установка, что непосредственно мама отвечает за развитие детей и его достижения в обучении. Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис подвергают анализу данный аспект как показатель нарушения семейной коммуникации - нежелательное проявление, всевозможными способами осложняющее жизнедеятельность семьи и в ряде моментов играющее особо немаловажную роль в появлении продолжительной и чрезмерной нервно-психической нагрузки [12 с. 156].
С общей неудовлетворенностью больше сталкиваются матери особенных детей, которые характеризуются как недовольные, огорченные, болезненные, плохие. Для отца с матерью значимы такие характерные черты, как беспокойство о детях, скрытое беспокойство о трудностях детей, часто скрываемое от сторонних взглядов. Для этих родителей свойственно желание отдать себя только лишь семье и проблеме детей. Мамы чаще всего отрекаются от работы, для того чтобы заниматься исключительно ребенком, они закрываются от внешнего мира под куполом семейных трудностей. Появление особого ребенка считается патогенной семейной ситуацией, причина возникшего переживания - резко большая разница между реальной жизнью семьи и ожиданиями родителей. Результатом этой патогенной ситуации считается состояние фрустрации, осознаваемой или неосознаваемой. При этом общая неудовлетворенность для таких родителей очень типична.
Для сравнения семейных установок матерей, воспитывающих детей с разным статусом здоровья, использовали следующие шкалы PARI: ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье; ощущение самопожертвования в роли матери; семейные конфликты; сверхавторитет матери; неудовлетворенность ролью хозяйки дома; безучастность мужа, его невключенность в дела семьи; доминирование матери; зависимость и несамостоятельность матери (на рис. 3 показаны результаты по каждой шкале в двух группах матерей).
23%
20% -
15%
10%
5%
0%
Родители, воспитывающие ребенка с OBЗ
Родители, воспитывающие ребенка без нарушений в развитии
Ограниченность интересов женщины
Ощущение самопожертвования матери
Семейные конфликты
Сверхавторитет родителей
Неудовлетворенность ролью хозяйки дома
«Безучастность» мужа
Доминирование матери
Зависимость
и несамостоятельность матери
Рис. 3. Результаты изучения установок матерей по шкалам PARI
Исходя из полученных данных, можно говорить о различии между матерями, воспитывающими детей с нарушениями и детей без нарушений в развитии по шкале «ощущение самопожертвования в роли матери» (и = 59, р = 0,025) (более высокий процент матерей, воспитывающих детей с нарушениями здоровья) и по переменной «доминирование матери» (И = 64, р = 0,040), результат также в пользу семей с детьми с нарушениями здоровья. Как видим, после рождения ребенка с ОВЗ матери вынуждены доминировать в семье, чтобы сохранить влияние на ребенка, оградить его от трудностей. Эти данные соотносятся с данными других авторов [14].
Оценка межсупружеских отношений матерями дала следующие результаты: 20 % среди опрошенных матерей, воспитывающих здорового ребенка, отметили «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи. Родители, воспитывающие ребенка с ОВЗ, по данной шкале набрали 7%, т. е. в большинстве семей с ребенком с ОВЗ чаще в воспитании и в семейных делах участвуют оба родителя, нежели в семьях со здоровым ребенком. Как видим, в семьях с более высоким уровнем нервно-психического напряжения в семьях не сбалансированы ролевые позиции супругов в семье.
Заключение
В результате изучения семейного микроклимата в полных семьях с разным статусом здоровья детей мы пришли к следующим выводам.
Количество матерей со значительным уровнем общей неудовлетворенности браком доминирует среди семей с ребенком с ОВЗ. Это может объясняться тем, что в таких семьях присутствует дисбаланс между ожиданиями супругов и реальными условиями жизни в семье. При этом влияние неудовлетворенности в значительной мере зависит от уровня осознания подобного состояния. Когда неудовлетворенность семьей осознается, она проявляется в открытых разногласиях супругов, взаимном проявлении гнева. И наоборот: если неудовлетворенность не осознается, муж и жена полагают, что в семье все прекрасно, объясняя климат в семье лишь внешними объективными факторами, что зачастую приводит к неврозам, депрессии, пьянству и иным неблагоприятным проявлениям. Человек ощущает себя (осознанно или неосознанно) виновным в сложившемся состоянии семьи (к примеру, рождение больного ребенка) в том числе в связи с поведением других членов семьи. Семьи со здоровым ребенком в 40% случаев относятся к переходным семьям. Эти результаты говорят о том, что при условной удовлетворенности жизнью семьи в общем супруги недовольны отдельными сторонами семейной жизни. Очень показательны для нас данные по методике PARI. Значительное число матерей, воспитывающих ребенка с нарушениями здоровья, занимают позицию доминирования и сверхавторитета, это основное отличие от матерей здоровых детей. Помимо этого высокие показатели были выявлены в семьях с ребенком с ОВЗ по шкале «ограниченность интересов женщины рамками семьи». Такие результаты подтверждают то, что после рождения ребенка с ОВЗ мама ограничена рамками семейного взаимодействия. Здесь же следует отметить, что среди опрошенных матерей, воспитывающих здоровых детей, отметили «безучастность» супруга, его невключенность в дела семьи, в отличие от семей, где родители сообща решают задачи воспитания ребенка с ОВЗ. Это может означать, что один из важнейших ресурсов в таких семьях - это наличие взаимопомощи, совместной деятельности матери и отца.
В нашей дальнейшей работе мы ставим целью исследование удовлетворенности супружескими отношениями у отцов в полных семьях с детьми с ОВЗ в связи с их семейно-обусловленным состоянием и семейными установками. Мы также видим перс-
пективной задачу поиска способов повышения резистентности супругов к негативным дискурсам современности в отношении семьи, воспитывающей особого ребенка.
Литература
1. Gottman J. Why Marriages Succeed or Fail. N.Y.: Simon and Schuster: The Berkley Publishing Group, 1994. 234 p.
2. Ачгильдиева Е.Ф. Методические проблемы изучения стабильности брака: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 1982. 18 с.
3. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1995. 250 с.
4. Шавлов А.В. Факторы удовлетворенности браком в семье кадрового военного в России: Дис. ... канд. социол. наук. М., 1995. 200 с.
5. Ткаченко Е.С. Медико-социальный портрет семей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом. [Электронный ресурс] // Казанский медицинский журнал. 2017. Т. 98. № 6. С. 1040-1043. URL: https://journals.eco-vector.com/kazanmedj/article/view/7264 (дата обращения 4 мая 2018).
6. Горлова Е.Л. Особенности родительской позиции по отношению к ребенку младенческого и раннего возраста // Развитие личности. 2017. № 3. С. 179-195.
7. Высотина Т.Н. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2011. Вып. 2. С. 122-127.
8. Шонтковська О.В., Маркова М.В. Стан ймейно'1 взаемодп як штегральний критерш реабЫтацшного ресурсу родин дггей з онколопчною патолопею // Международный неврологический журнал. 2013. № 7 (61). С. 63-67.
9. Кисляков Ш.А., Шмелева Е.А. Психологическое благополучие семьи, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 1. С. 142-159. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-1-142-159.
10. Favez N., Tissot H., Frascarolo F., Fivaz-Depeursinge E. Dépressivitématernelle au post-partum et symptomatologie du bébé à troismois: l'effetmodérateur de l'alliancefamiliale et de la satisfaction conjugale // Neuropsychiatrie de l'enfance et de l'adolescence. 2014. № 62. P. 203-211.
11. Столин В.В., Романова Т.Л., Бутенко ГШ. Тест-опросник удовлетворенности браком // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М.: МГУ, 1988. С. 114-118.
12. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. СПб.: Питер, 2008. 672 с.
13. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: Учебное пособие-практикум для студентов факультетов психологии высших учебных заведений. 3-е изд. М.: Академия, 2008. 552 с.
14. Шебанец ЕЮ, Хатит Ф.Р. Ребенок-инвалид как отягчающий фактор положения женщины-матери в семье: Психолого-педагогический аспект // Вестник АГУ. 2015. Выпуск 4 (169). С. 125-129.
Oco6eHHOCTH cynpyxecKHX oraomeHHH B nonmix ceMMX...
References
165
1. Gottman J. Why Marriages Succeed or Fail. New York: Simon and Schuster, the Berkley Publishing Group, 1994. 234 p.
2. Achgil'dieva EF. Methodological issues in the study of marriage stability. Avtoref. dis. ... kand. econ. nauk. Moscow; 1982. 18 s. (In Russ.)
3. Aleshina JuE. Marriage satisfaction and interpersonal perception in married couples with different experience of family life. Dis. ... psikhol. nauk. Moscow; 1995. 250 s. (In Russ.)
4. Shavlov AV. Satisfaction factors of marriage in the family of the career military in Russia. Dis. ... kand. sotsiol. nauk. Moscow; 1995. 200 p. (In Russ.)
5. Tkachenko ES. Medical and social portrait of families raising children with cerebral palsy. [Internet]. Kazan Medical Journal. 2017;98(6):1040-43. URL: https:// journals.eco-vector.com/kazanmedj/article/view/7264 (data obrashcheniya 4 may 2018). (In Russ.)
6. Gorlova EL. Features of the parental position in relation to the infant and earlychildhood. Personal development. 2017;3:179-95. (In Russ.)
7. Vysotina TN. Personal features of parents raising children with complex mental development disorders. Bulletin of St. Petersburg State University. Series 12. 2011. P. 122-27. (In Russ.)
8. Piontkovska OV., Markova MV. State of family interaction as an integral criterion of rehabilitation resource in families of children with cancer pathology. International Journal of Neurology. 2013;7(61):63-7. (In Russ.)
9. Kislyakov PA., Shmeleva EA. Psychological well-being of a family raising a child with intellectual disability. Education and science. 2017;19(1):142-59. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-1-142-159. (In Russ.)
10. Favez N., Tissot H., Frascarolo F., Fivaz-Depeursinge E. Family alliance and marital satisfaction as moderator factors of the link between postpartum maternal depressiveness and infant development at three months. Neuropsychiatrie de l'enfance et de l'adolescence. 2014;62:203-11.
11. Stolin VV., Romanova TL., Butenko GP. Questionnaire satisfaction marriage. Workshop on psychological diagnostics. Psychodiagnostic materials. Moscow: MGU Publ.; 1988. P. 114-18. (In Russ.)
12. Eidemiller EG., Yustitskis V. Psychology and psychotherapy of the family. 4th ed. Saint Petersburg: Piter Publ.; 2008. 672 p. (In Russ.)
13. Liders AG. Psychological examination of the family: training manual-workshop for students of psychology departments of higher educational institutions. 3rd ed. Moscow: Akademiya Publ.; 2008. 552 p. (In Russ.)
14. Shebanets EYu., Khatit FR. The physically impaired child as an aggravating factor of the mother position in the family: psychological-pedagogical aspect. Bulletin of the ASU. 2015;4(169):125-29. (In Russ.)
Информация об авторе
Гусейнзаде Шабнам Расим кызы, магистр, психолог-педагог, АНО «Центр психолого-педагогической поддержки семьи "Ключи"», Москва, Россия; 117209, Россия, Москва, Болотниковская улица, 38, корп. 5; [email protected]
Information about the author
Guseinzade Shabnam Rasim kyzy, master, autonomous non-profit organization "Keys", educational psychologist of inclusive education, Moscow, Russia; bldg. 5, bld. 38, Bolotnikovskaya str., Moscow, Russia, 117209; [email protected]