Б01: 10.12731/2218-7405-2014-10-14 УДК 159.922
ХАРАКТЕР СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
Соловьева Е.А.
Цель. Исследование посвящено выявлению взаимосвязи между характером супружеских отношений и особенностями воспитания детей в семье.
Новизнаисследования состоит в том, что:
- выявлены конкретные ошибки в воспитании детей, допускаемые родителями, в разной степени удовлетворенными своим браком;
- эмпирически обоснована связь между неудовлетворенностью браком и реализацией «негармоничных» особенностей воспитания.
Теоретико-методологической основой исследования стали: представления об устойчивости и стабильности брака (В.А. Сысенко, В.В. Бойко), об удовлетворенности браком (А.В. Шавлов, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис) и ее связи с представлениями супругов о распределении семейных ролей (И.Н. Обозов, А.Н. Обозова, Н.Ф. Федотова) и др.
Методы исследования: теоретический анализ, интервью, наблюдение, тестирование, психологический эксперимент, коррелляционный анализ.
Результаты. Проведенное эмпирическое исследование позволило прийти к следующим основным выводам:
1. Для супругов с низким уровнем удовлетворенности браком характерны более выраженные показатели негармоничного воспитания детей.
2. Выявлена устойчивая связь между уровнем удовлетворенности браком и такими показателями родительского воспитания как «чрезмерность требований-обязанностей», «недостаточность требований-запретов», «чрезмерность санкций», «неустойчивость стиля воспитания», «предпочтение детских качеств», «воспитательная неуверенность родителя», «фобия утраты ребенка», «проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств» и «вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания».
Область применения результатов. Полученные результаты необходимо использовать при выстраивании комплексной работы психолога в семейном консультировании.
Ключевые слова: семья; семейное воспитание; удовлетворенность браком.
the nature of the marital relationship as a factor of upbringing of children in family
solovyevaE.A.
purpose. The research is devoted to identify the relationship between character of the marital relationship and the features of the upbringing of children in the family.
The novelty of the research lies in the fact that:
- identified specific errors in the upbringing of children committed by parents, depending on the degree of satisfaction of the marriage;
- empirically justified the relationship between dissatisfaction with marriage and the implementation of «inharmonious» features education.
The theoretic-methodological basis of the study were: perceptions of sustainability and stability of marriage (C. Sysenko, C. Boyko), satisfaction with the marriage (А. Schawlow, E. Eidemiller, V Ustecky) and its relation with representations of spouses on the distribution of family roles (I. Obozov, A. Obozova, N. Fedotov) and other.
Research methods: theoretical analysis, interviews, observation, testing, psychological experiment, correlational analysis.
Results. Empirical research has led us to the following main conclusions:
1. The spouses with low level of satisfaction with the marriage have the high level of indicators of disharmonic upbringing of children.
2. Identified a steady link between the level of satisfaction with the marriage and such indicators upbringing of children as «excessive requirements-duties», «lack of requirements-bans», «excessive sanctions», «instability of parenting style», «preference children's qualities», «educational uncertainty parent», «phobia of losing a child», «the projection on the child's own undesirable qualities» and «the imposition of conflict between the spouses in the sphere of upbringing».
practical implications. The results obtained can be used when building the complex work of the psychologist in family counseling.
Keywords: family; family education; satisfaction with the marriage.
Введение
Взаимоотношения в семье выступают важнейшим фактором, влияющим на становление человека как личности. Данное положение принципиально для отечественной психологии. Именно в общении с членами своей семьи, прежде всего родителями, дети усваивают социальные нормы и ценностные ориентации, способы общения и выражения своих состояний.
На любом этапе возрастного развития для ребенка является значимой роль родителей. Сохранение положительных взаимоотношений со своими родителями и близкими - условие, при котором личность ребенка будет развиваться благополучно. Психологическая уравновешенность ребенка, развитие его самосознания зависит главным образом от его отношений с родителями. Усвоенные в детстве стереотипы поведения будут определять во многом взаимоотношения ребенка с другими людьми, в том числе и со сверстниками.
Сложность современной социально-экономической ситуации, ее непредсказуемость, жесткая конкуренция на рынке труда, неблагоприятная экологическая обстановка - эти и многие другие факторы не могли не отразиться на состоянии физического, психического и социального здоровья современного человека и жизни его семьи. Для многих современных родителей жизнь осложняется и «бытовыми» факторами в виде неудовлетворительных жилищных условий, нестабильности внутрисемейных и межличностных отношений и т.п. В результате -постоянное нервное напряжение, предрасположенность к стрессам, неврозы и депрессивные состояния. Неспособность противостоять этому часто проявляется в попытках «сбежать» от проблем: «уход» в алкоголизм, в карьеру, в зарабатывание денег - еще большая самоизоляция и ослабление без того непрочных внутрисемейных связей. Это губительно сказывается не только на самом человеке, но и на его близких, членах его семьи.
Занятость родителей на работе, неудовлетворенность супругов (родителей) в семейной жизни негативно отражается на воспитании детей в семье. В последние годы наблюдаются определенные сдвиги в работе с семьей, которая, к сожалению, может служить не только «тылом», но и источником психологической травматизации ребенка. Роль семьи в формировании отклонений в данном случае очевидна.
Однако часто из поля зрения выпадают относительно благополучные семьи, не отличающиеся внешними проявлениями социального неблагополучия, но, тем не менее, также являющиеся потенциально «травмоопасными» для ребенка. Причиной травматизации в таких внешне благополучных семьях являются системные нарушения, которые часто приводят к тому, что ребенок становится «заложником» нарушенных взаимоотношений между родителями, а часто - и «инструментом» при выяснении отношений.
Понятно, что неудовлетворенность родителей жизнью вообще и жизнью в семье в частности негативно может сказываться на отношении к ребенку, однако, недостаточно изучен вопрос, какие именно ошибки в воспитании детей допускают родители, неудовлетворенные своими супружескими отношениями. В связи с этим проблема влияния супружеских отношений на воспитание детей в семье требует более широкого освещения. Все вышесказанное обусловило выбор темы, определило логику и структуру данного исследования.
Объектом исследования является система семейных отношений.
Предмет исследования - влияние характера супружеских отношений на воспитание детей в семье.
Цель исследования - выявление особенностей воспитания детей родителями, в разной степени удовлетворенными супружескими отношениями.
Теоретико-методологической основой исследования стали: положения гуманистической психологии (К. Роджерс), теория периодизации психического развития ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина), представления об устойчивости и стабильности брака (В.А. Сысенко, В.В. Бойко), об удовлетворенности браком (А.В.Шавлов, Э.Г. Эйдемил-лер, В. Юстицкис) и ее связи с представлениями супругов о распределении семейных ролей (И.Н. Обозов, А.Н. Обозова, Н.Ф. Федотова), о родительском отношении как фундаментальной основе развития личности, о качественных различиях особенностей материнского и отцовского отношения к ребенку (Э. Фромм) и др.
Обзор иностранной и отечественной литературы
Ни для кого не секрет, что сегодня семья перестала быть только «ячейкой» социума, той «единицей», которая составляет любое общество. Сегодня для человека семья - это и основа социального статуса, и «тихая гавань», где он черпает силы для преодоления внешних проблем. В последние десятилетия, как свидетельствуют социологи, «брачный возраст» во всем мире неуклонно возрастает: все чаще молодые люди не торопятся обзаводиться семьей, считая для себя приоритетным построение карьеры, создание «материальной базы». С одной стороны, это свидетельствует о более серьезном отношении молодых людей к вопросам семьи и брака. С другой - обнажает целый ряд социальных проблем, обусловленных глобальными изменениями как в культурно-ценностной системе всего общества, так и в ценностных ориента-циях отдельных людей [7].
При всей изученности в современной психологии существует множество походов к определению семьи, ее основных функций и роли в жизни отдельного человека и всего общества. По
определению А.И. Антонова, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. А.И. Антонов считает, что лишь наличие такого триединого отношения позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующихся только супружеством, но не родительством и кровным родством).
Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством или супружеством [1, с. 42].
Супружеская подсистема семьи является наиболее значимой, так как именно ее состояние определяет функционирование всей семейной системы и успешность выполнения семьей ее основных функций.Супружеская подсистема может быть описана через такие понятия, как «удовлетворенность браком» и «стабильность брака». Эти феномены представляют собой различные уровни отношений супругов. Первым, самым общим, является уровень устойчивости брака, то есть юридическая сохранность брака (отсутствие развода). Второй уровень является уровень «приспосабливаемое™ в браке», «адаптированности супругов»; здесь наблюдается не только отсутствие развода или предразводной ситуации, но и общность супружеской пары по таким характеристикам, как разделение домашнего труда, воспитание детей и т. д. Третий уровень является наиболее глубоким. Это уровень «успеха» или «успешности» брака, который характеризуется совпадением ценностных ориентаций супругов.
В.А. Сысенко разделяет понятия «устойчивость» и «стабильность» брака: первое он рассматривает как «устойчивость системы взаимодействия между супругами, эффективность и результативность их совместной деятельности, направленной на достижение как взаимных, так индивидуальных целей супругов» [11, с. 12].
Существенно расширяет данное понятие В.В. Бойко. Устойчивость брака, по его мнению, имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона прочности брака зависит от вероятности его распада, которая может быть выражена соотношением количества браков и разводов, зарегистрированных в данном регионе за определенный промежуток времени. Субъективная сторона характеристики брака включает в себя удовлетворенность супружескими от-
ношениями, установку супругов на сохранение семьи. Показателями субъективной стороны устойчивости брака, по мнению В.В. Бойко, может служить оценка его прочности, которую дают сами супруги [2, с. 8].
Шавлов А.В. считает, что «супружеская удовлетворенность браком есть ни что иное, как субъективное восприятие супругами сквозь призму социокультурных норм эффективности функционирования семьи в плане удовлетворения их индивидуальных потребностей» [13, с. 14].
Однако в работах некоторых авторов центральное место занимает термин «неудовлетворенность браком». В частности, Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис утверждают, что характер травматизирующего влияния неудовлетворенности в значительной мере зависит от степени осознанности данного состояния [15, с. 24].
Существует мнение, что супружеская неудовлетворенность является следствием неудовлетворенности потребностей [5, с. 42] среди которых:
• «неудовлетворенность сексуальных потребностей одного или обоих супругов»;
• неудовлетворенность «потребности в ценности и значимости своего «я» (нарушение чувства собственного достоинства со стороны партнера, его пренебрежительное отношение, обиды, оскорбления, критика);
• «неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях» (отчуждение супругов, эмоциональная холодность);
• финансовые разногласия супругов (вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вклада каждого партнера в ее материальное обеспечение);
• неудовлетворенность потребности во взаимопомощи, потребности в сотрудничестве, связанной с разделением обязанностей в семье;
• различные потребности в проведении отдыха и досуга.
Много работ посвящено проблеме связи сходства установок супругов в сфере семейных ролей и удовлетворенности браком. Полученные Н.Н. Обозовым и А.Н. Обозовой данные свидетельствуют о том, что несовпадение мнений супругов по поводу функций семьи, характера распределения основных семейных ролей приводит к дезорганизации семьи [8, с. 148; 9, с. 99].
Э. Эриксон считает, что в отношениях между родителями и ребенком существует двойственная интенция, которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. С одной стороны, родители должны оберегать ребенка от окружающих его опасностей, с другой - предоставлять ему определенную степень свободы,
а ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой. В отличие от З. Фрейда, Э. Эриксон смещает центр анализа с инстинктивных влечений ребенка на его отношения с близкими взрослыми. Известно также, что он рассматривает развитие в более широком контексте социальных отношений и той исторической реальности, в которой развивается Я ребенка [4, 16].
Э. Фромм, рассматривая родительское отношение как фундаментальную основу развития ребенка, провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку [12, с. 44-46].
Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим линиям: 1) условность - безусловность, 2) контролируемость - неконтролируемость. Материнская любовь безусловна: мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, ее нельзя заслужить (либо она есть, либо ее нет). Отцовская любовь обусловлена - отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно и лишиться. При этом Э. Фромм отмечает, что «речь здесь идет не о конкретном родителе, а о материнском и отцовском началах, которые в определенной степени представлены в личности матери или отца» [12, с. 207].
Аналогичное противопоставление условной и безусловной любви рассматривается и в гуманистической психологии. К. Роджерс подчеркивает, что именно безусловное позитивное внимание родителя к ребенку, безотносительно к совершаемым им поступкам, обеспечивает полноценное развитие личности ребенка [10, с. 54].
Сегодня накоплен немалый опыт изучения семейных отношений и семейного воспитания. Основной вопрос - критерии оценки, по которым можно судить о качественных характеристиках взаимоотношений в семье и успешности выполнения ею воспитательной функции. Широкое применение нашла предложенная Э.Г. Эйдемиллером классификация типов негармоничного семейного воспитания (потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение ребенка, жестокое обращение, гипопротекция) и методика определения типа воспитательного процесса. Хотя следует отметить, что «в семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль, и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи» [6, с. 259].
По Э.Г. Эйдемиллеру [14], тип воспитательного процесса можно определить по сочетаемости ряда факторов, таких как:
• уровень протекции (мера занятости родителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители ребенку);
• полнота удовлетворения потребностей (материально-бытовых и духовных);
• степень предъявления требований (количество и качество обязанностей ребенка);
• степень запретов (мера самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения);
• строгость санкций (приверженность родителей к наказаниям как приему воспитания);
• устойчивость стиля воспитания (выраженность колебаний, резкости смены приемов воспитания).
При гармоничном сочетании данных факторов ребенок воспитывается в таких условиях, которые позволяют быть максимально активным, проявлять свою индивидуальность, не нарушая при этом социальные нормы.
Ошибки в воспитании связаны, прежде всего, с «поляризацией» одного или сразу нескольких факторов. Существуют следующие виды «отклонений», образующих в совокупности «негармоничные» типы воспитания [3, с. 34-46].
Гиперпротекция, при которой родители уделяют ребенку слишком много времении внимания, и гипопротекция, когда у родителей до ребенка «не доходят руки».
Потворствование, при котором родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, и игнорирование, когда родители практически не стремятся к удовлетворению потребностей ребенка.
Чрезмерностьтребований-обязанностей, при которой требования к ребенку не соответствуют его возможностям, инедостаточность требований-обязанностей, когда ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье.
Чрезмерность требований-запретов, при которой ребенку «все нельзя», и недостаточность требований-запретов, когда, наоборот, «все можно».
Чрезмерность санкций,при которой родители являются сторонниками строгих наказаний, и минимальность санкций, когда родители предпочитают обходиться вовсе без наказаний.
Неустойчивость стиля воспитания, когда родители реализуют различные стили воспитания в схожих воспитательных ситуациях.
Негармоничное воспитаниеможет складываться под воздействием целого ряда факторов, однако чаще всего оно связано с попытками родителей решить свои личностные проблемы за счет ребенка. Среди наиболее значимых можно выделить такие причины формирования негармоничного воспитания, как [3, с. 52].
Расширение сферы родительских чувстввозникает, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными. При этом родитель переносит на ребенка чувства, нереализованные по отношению к партнеру.
Предпочтение детских качествсвязано с сознательным стремлением родителя «не замечать» взросления ребенка, сохранять полный контроль над ним.
Воспитательная неуверенность родителяведет к перераспределению власти в семье между родителями и ребенком в пользу последнего.
Фобия утраты ребенкачасто связана с повышенной неуверенностью родителя, боязнь ошибиться, другой источник - перенесенные ребенком тяжелые заболевания, если они были длительными.
Неразвитость родительских чувств,которая может быть вызвана отвержением самого родителя в детстве его родителями, личностными особенностями родителя, например, выраженной шизоидностью.
Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств, связанная с тем, что родитель как бы видит в ребенке черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе.
Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания- нередкое явление, при котором родители получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка».
Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола,то есть предпочтение в ребенке «типично мужских» или «типично женских» качеств, также связан с неудовлетворенностью родителей либо собственным соответствием существующему поло-ролевому стереотипу, либо соответствием данному стереотипу партнера.
Таким образом, проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы и результатов специальных исследований позволяет сделать следующие выводы:
1. Семья является совокупностью взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое и обладающее определённой структурой, границами, иерархией, содержанием жизни, правилами и нормами.
2. Семья включает в себя четыре основные подсистемы: члены семьи как отдельные личности; супружеская, детская и родительская подсистемы.
3. Супружеская подсистема семьи является наиболее значимой, так как именно ее состояние определяет функционирование всей семейной системы и успешность выполнения семьей ее основных функций, в том числе и воспитательной функции.
4. Супружеская подсистема может быть описана через понятие «удовлетворенность браком» - субъективное восприятие супругами эффективности функционирования семьи в соотношении с социальными нормами. Неудовлетворенность браком является следствием неудовлетворенности основных потребностей супругов: сексуальных, потребности в ценности и значимости своего «я», в положительных эмоциях, финансовых, потребности во взаимопомощи, в сотрудничестве, в проведении отдыха и досуга.
5. Стиль семейного воспитания можно охарактеризовать по таким факторам, как уровень протекции, полнота удовлетворения потребностей, степень предъявления требований, степень запретов, строгость санкций и устойчивость стиля воспитания.
6. Семья может являться источником психологической травматизации ребенка в том случае, если родителями реализуется «негармонический» тип воспитания (потворствующая или доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, гипопротекция). Реализация «негармоничного» типа воспитания может быть связана с неудовлетворенностью одного или обоих родителей состоянием супружеских отношений.
Постановка задачи
Результаты обзора литературы позволили нам выдвинуть предположения, послужившие основой гипотезы исследования:
• неудовлетворенные браком супруги в целом допускают больше ошибок в воспитании детей, чем супруги, удовлетворенные браком;
• для неудовлетворенных браком супругов более характерны воспитательная неуверенность, проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств, расширение сферы родительских чувств по сравнению с супругами, удовлетворенными браком.
Для проверки выдвинутой гипотезы в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Эмпирически определить уровень удовлетворенности супружескими отношениями в группах испытуемых родителей.
2. Исследовать особенности родительского воспитания детей в группах испытуемых родителей, в разной степени удовлетворенных браком.
3. Провести корреляционный анализ полученных данных с целью выявления предполагаемых зависимостей.
Описание исследования
Базой данного исследования явилась Муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ «Московская средняя школа» (п. Московский г. Тюмени). Для исследования были взяты семьи учеников трех седьмых классов. Исследование проводилось в марте-апреле 2014 года.
В ходе исследования были применены следующие психодиагностические методики [14]:
1. Методика диагностики удовлетворенности браком (М.Н. Парко).
2. Опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ Э.Г. Эйдемиллера).
В результате клинической беседы для участия в эксперименте из 242 человек были отобраны 86 человек в возрасте от 35 до 45 лет, имеющих высшее либо среднее специальное образование, работающих, имеющих собственное жилье, живущих отдельно от своих родителей, имеющих от 1 до 3 детей, состоящих в первом или втором браке.
Для определения связи между показателями родительского воспитания и уровня удовлетворенности браком использовался расчет коэффициента корреляции Спирмена (вычисления производились с использованием программы «^ТАТКТГСА v5.5A»).
В результатеисследования удовлетворенности бракомбыли выявлены три группы испытуемых:
• 1 группа - 26 человек - высокий уровень удовлетворенности браком;
• 2 группа - 41 человек - средний уровень удовлетворенности браком;
• 3 группа - 19 человек - низкий уровень удовлетворенности браком.
Распределение испытуемых родителей по уровням удовлетворенности браком представлено в диаграмме 1.
Как видно из представленной диаграммы, около половины обследованных продемонстрировали показатели среднего уровня удовлетворенности браком, доля удовлетворенных браком выше, чем неудовлетворенных. 77,90% испытуемых показали высокий и средний уровни удовлетворенности браком. Это даёт позитивный прогноз на дальнейшее благополучное существование данных семей в целом.
Диаграмма 1
Общее распределение испытуемых родителей по уровням удовлетворенности браком
Высокий
Низкий уровень
Однако, практически пятая часть испытуемых родителей (22,10%) показали низкий уровень удовлетворенности браком. Это вызывает тревогу по поводу возможности сохранения данных семей в будущем и обеспечения в них условий, благоприятных для воспитания детей.
Согласно нашей гипотезе, степень травматизации ребенка тем выше, чем ниже уровень удовлетворенности браком и, соответственно, тем больше ошибок в воспитании допускает родитель.
В результате проведенного исследования особенностей воспитания в семье были зафиксированы следующие показатели по шкалам - у большей части обследованных 65,12% (56 человек из 86) диагностирована та или иная особенность негармоничного воспитания. Общее распределение количества ошибок в воспитании, допускаемых родителями, по уровням удовлетворенности браком представлено в таблице 1 и диаграмме 2.
Таблица 1
Доля совершения ошибокв воспитании по уровням удовлетворенности браком
Уровень удовлетворенности браком Количество диагностированных ошибок (n) Средняя доля ошибок1, %
Высокий уровень (N=26) 23 4,42
Средний уровень (N=41) 35 4,27
Низкий уровень (N=19) 136 35,79
1 Рассчитывалась по формуле: = (п*100%)/20К, где п - кол-во диагностированных ошибок; N - объем выборки; 20-кол-во шкал.
Диаграмма 2
35,79
4,42 4,27
_I I __,
средняя доля совершаемых ошибок
□ первая группа □ вторая группа □ третья группа
Из представленных данных видно, что родители, у которых диагностируется низкий уровень удовлетворенности браком, допускают значительно больше ошибок в воспитании, чем родители, у которых диагностируется средний или высокий уровень удовлетворенности бра-
Таким образом, подтвердилась первая часть гипотезы о том, что неудовлетворенные браком супруги в целом допускают больше ошибок в воспитании детей, чем супруги, удовлетворенные браком.
При исследовании корреляционной зависимости с использованием программы «^ТА-ТКТГСА v5.5A» получены следующие данные (табл. 2).
Как видно из представленных результатов, существует обратная корреляционная связь для лиц с высоким уровнем удовлетворенности браком характерны менее выраженные показатели по шкалам АСВ и наоборот. Отмечается устойчивая выраженная обратная связь ^>0,5) между низким уровнем удовлетворенности браком и показателями Т+ (чрезмерность требований-обязанностей, З- (недостаточность требований-запретов), С+ (чрезмерность санкций), Н (неустойчивость стиля воспитания), ПДК (предпочтение детских качеств), ВН (воспитательная неуверенность родителя), ФУ (фобия утраты ребенка), ПНК (проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств) и ВК (вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания). Наличие обратной связи предполагает, что чем ниже уровень удовлетворенности браком, тем выше значения показателей по данным шкалам.
Также отмечается наличие слабо выраженной обратной связи 0,3) между уровнем удовлетворенности браком и показателями Г+ (гиперпротекция), РРЧ (расширение сферы родительских чувств), НРЧ (неразвитость родительских чувств), ПМК (предпочтение мужских качеств). Статистическая значимость по всем показателям подтверждается (р<0,05).
*
S ^
2 с и S
40 30 20 10 0
Таблица 2
Результаты коррелляционного анализа удовлетворенности супругов браком и особенностей родительского воспитания
STAT. NONPAR STATS Spearman Rank Order Correlations MD pairwise deleted
Pair of Variables Valid N Spearman R t (N-2) p-level
УБ & Г+ 86 - 0,240787 -2,2738 0,25532
УБ & Г- 86 - 0,314689 -3,0386 0,003168
УБ & У+ 86 - 0,481563 -5,0360 0,000003
УБ & У- 86 - 0,313957 -3,0307 0,003243
УБ & Т+ 86 - 0,726602 -9,6927 0,000000
УБ & Т- 86 - 0,477445 -4,9801 0,000003
УБ & З+ 86 - 0,423821 -4,2886 0,000048
УБ & З- 86 - 0,567053 -6,3096 0,000000
УБ & С+ 86 - 0,590029 -6,6978 0,000000
УБ & С- 86 - 0,499513 5,2846 0,000001
УБ & Н 86 - 0,820271 -13,1438 0,000000
УБ & РРЧ 86 - 0,257120 -2,4385 0,016854
УБ & ПДК 86 - 0,564151 -6,2622 0,000000
УБ & ВН 86 - 0,469295 -4,8708 0,000005
УБ & ФУ 86 - 0,614184 -7,1330 0,000000
УБ & НРЧ 86 - 0,281103 -2,6846 0,008747
УБ & ПНК 86 - 0,597243 -6,8247 0,000000
УБ & ВК 86 - 0,634341 -7,5206 0,000000
УБ & ПЖК 86 - 0,434221 -4,4179 0,000030
УБ & ПМК 86 - 0,269763 -2,5676 0,012011
На основании полученных данных можно сделать вывод о наличии корреляционной связи уровня удовлетворенности браком и особенностями воспитания в семье. Удовлетворенность браком как субъективный показатель напрямую не связан с особенностями воспитания, но в совокупности с другими факторами может способствовать интенсивности проявления тех или иных особенностей воспитания.
Вторая часть гипотезы подтвердилась частично. Наличие слабо выраженной связи между уровнем удовлетворенности браком и расширением сферы родительских чувств не позволяют говорить о существовании однозначной зависимости между данными показателями. А то, что для неудовлетворенных браком супругов более характерны воспитательная неуверенность, проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств по сравнению с супругами удовлетворенными браком, подтвердилось.
Кроме этого, в ходе исследования были обнаружены слабые связи между уровнем удовлетворенности браком и показателями гипопротекции, недостаточности требований-обязанностей. Также обнаружены связи между низким уровнем удовлетворенности браком и потворствованием, чрезмерностью требований-запретов и предпочтением женских качеств.
Заключение
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Наиболее распространенными в обследованной нами выборке являются семьи со средним уровнем удовлетворенности браком одного или (реже) обоих супругов.
2. Для супругов с низким уровнем удовлетворенности браком характерны более выраженные показатели негармоничного воспитания детей.
3. Проявляется устойчивая выраженная связь между уровнем удовлетворенности браком и показателями «чрезмерность требований-обязанностей», «недостаточность требований-запретов», «чрезмерность санкций», «неустойчивость стиля воспитания», «предпочтение детских качеств», «воспитательная неуверенность родителя», «фобия утраты ребенка», «проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств» и «вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания».
4. Наличие слабо выраженной связи между уровнем удовлетворенности браком и расширением сферы родительских чувств не позволяют говорить о существовании однозначной зависимости между данными показателями.
5. Предположение, что для неудовлетворенных браком супругов более характерны воспитательная неуверенность и проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств по сравнению с супругами удовлетворенными браком, подтвердилась.
В результате проведенного исследования характера супружеских отношений как фактора воспитания детей в семье выявлено, что особенности семейного воспитания, реализуемые супругами с различным уровнем удовлетворенности браком, будут отличаться. Полученные результаты позволяют говорить о решении поставленных задачи частичном подтверждении выдвинутой гипотезы.
Данная работа не претендует на исчерпывающую полноту решения исследуемой проблемы. Видится перспективным как в теоретическом, так и в практическом аспекте проведение
дальнейших исследований по следующим вопросам: особенности детско-родительских отношений в зависимости от состава и структуры семьи, количества детей, их пола и возраста, очередности брака и т.д.
Список литературы
1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М., 2005.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций. - М., 2001.
3. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. - СПб., 2001.
4. Леви Д. Семейная психотерапия: История, теория и практика. - СПб., 1993.
5. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 42-48.
6. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2011.
7. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М., 1999.
8. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. Т. 3. 1982. № 2. С. 147-151.
9. Обозов Н.Н.. Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 98-101.
10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.
11. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия. - М., 1981.
12. Фромм Э. Душа человека, ее способность к добру и злу / Перевод В.А. Закса. - М.: Аст, Астрель, 2010.
13. Шавлов А.В. Удовлетворенность браком как субъективное восприятие эффективности функционирования семьи: автореферат дисс.....канд.психол.наук. - М., 1997.
14. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М., 1996.
15. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 2010.
16. Эриксон Э. Самотождественность и жизненный цикл. - М., 2000.
References
1. Antonov AI., MedkovV.M. Sociology of the Family. - M., 2005.
2. BoikoV.V. Energyemotions. - M., 2001.
3. Varga A.J. Systemic family psychotherapy. - SPb., 2001.
4. Levi D. Family therapy: History, theory and practice. - SPb., 1993.
5. Levkovich B.N., Sushkova O.E. Method of diagnosing marital-relations // Questions of psychology. 1987. N 4. Рр. 42-48.
6. Mukhina C.S. Developmental psychology. - M., 2011.
7. Navaitis G. Family counseling. - M., 1999.
8. Obozov N.N., Obozova A.N. Diagnosis marital difficulties // Psychological journal. T. 3. 1982. № 2. Рр. 147-151.
9. Obozov N.N., Obozova A.N. Three approachesto the studyof of psychological compatibility // Questionsof psychology. 1981. № 6. Рр. 98-101.
10. Rogers K. Perspective on psychotherapy. Becoming human. - M., 1994.
11. Sysenko V.A. The Stability of marriage: problems, factors and conditions. - M., 1981.
12. Fromm E. The Heart of Man, its genius for good and evil. - Moscow: AST, Astrel, 2010.
13. Schawlow A.C. Satisfaction with marriage as the subjective perception of the effectiveness of the family: abstract of the dissertation of the candidate of psychological Sciences. - M., 1997.
14. Eidemiller E.G., Ustecky V.V. Methods in family diagnosis and psychotherapy. - M., 1996.
15. Eidemiller E.G., Justices V.V. Psychology and psychotherapy family. - SPb., 2010.
16. Erikson E. The Identity and the life cycle. - M., 2000.
ДАННЫЕОБАВТОРЕ
Соловьева Елена Анатольевна, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Института психологии и педагогики
Тюменский государственный университет
ул. Проезд 9 мая, д. 5, г. Тюмень, Тюменская область, 625007, Россия e-mail: [email protected]
dataabouttheauthor
solovjeva Elena Anatoljevna, PhD, docent of department of developmental and pedagogical psychology of Institute of pedagogy and psychology TyumenStateUniversity
5, Proezd9Maya,Tyumen, Tyumen Region, 625007, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Федина Людмила Викторовна, заместитель директора по учебно-методической работе, кандидат педагогических наук, доцент, АНО ДПО «Столичный институт повышения квалификации специалистов», г. Москва