Научная статья на тему 'Эмоциональное состояние подростка в условиях кризиса современной семьи'

Эмоциональное состояние подростка в условиях кризиса современной семьи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1460
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / СЕМЕЙНАЯ СИСТЕМА / FAMILY SYSTEM / ДЕТ СКОРОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЗИ ТИВНЫЙ ХАРАКТЕР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / EMOTIONAL POSITIVE CHARACTER OF THE INTERPERSONAL RELATIONS / КРИЗИС СЕМЬИ / CRISIS OF A FAMILY / ФУНКЦИИ СЕМЬИ / FAMILY FUNCTION / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH / CHILD-PARENTAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Башанаева Г. Г.

В статье излагаются результаты исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях разного типа, воспитывающих подростков. Детско-родительские отношения изучены с позиций субъектно-деятельностного и системного подхода. Отражено значение эмоционального отношения родителя к ребенку при формировании детскородительской общности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Башанаева Г. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL CONDITION OF THE TEENAGER IN THE CONDITIONS OF CRISIS OF THE MODERN FAMILY

In this article the results of the research of features of the child parental relations in the families of different type, which are bringing up teenagers are stated. The child parental relations are studied from the positions of activity and a system approach. The value of the emotional attitude of a parent towards a child is reflected at formation of a child-parental community

Текст научной работы на тему «Эмоциональное состояние подростка в условиях кризиса современной семьи»

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

EMOTIONAL CONDITION OF THE TEENAGER IN THE CONDITIONS OF CRISIS OF THE MODERN FAMILY

Г. Г. Башанаева

В статье излагаются результаты исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях разного типа, воспитывающих подростков. Детско-родительские отношения изучены с позиций субъектно-деятельностного и системного подхода. Отражено значение эмоционального отношения родителя к ребенку при формировании детско-родительской общности.

Ключевые слова: семья, семейная система, детско-родительские отношения, эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, кризис семьи, функции семьи, системный подход.

Введение

Психология семьи - относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования, практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков. Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой. Именно социальный запрос на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективности супружества и детско-родительских отношений, решение проблем воспитания детей в семье ускорил развитие и процесс институционализации данной научной дисциплины.

Семья - специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества и для каждого человека. За последнее десятилетие наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские отношения, что обуславливает актуальность данной темы. Развитие новой научной дисциплины - психологии семьи - связано с общим ухудшением психологической атмосферы и ростом дисфункциональности и конфликтности в значительной части российских семей. Сокращение и обеднение общения в семье, дефицит эмоционального тепла, принятия, низкая информированность родителей о реальных потребностях, интересах и проблемах ребенка, недостаток сотрудничества и кооперации в семье ведут к возникновению трудностей в развитии детей [1].

G. G. Bashanaeva

In this article the results of the research of features of the child parental relations in the families of different type, which are bringing up teenagers are stated. The child parental relations are studied from the positions of activity and a system approach. The value of the emotional attitude of a parent towards a child is reflected at formation of a child-parental community

Keywords: family, family system, child-parental relations, emotional positive character of the interpersonal relations, crisis of a family, family function, system approach.

Исследования Э. Г. Эйдемиллер, И. М. Никольской, А. И. Захарова и др. объясняют зависимость эмоционального развития ребенка от структуры (типа) семьи, детско-родительских отношений в семье, от воспитания и социально-экономических условий проживания. Теоретической основой психологии семьи стали исследования в социальной психологии, психологии личности, психологии развития, педагогической психологии, клинической психологии. Предметом психологии семьи являются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития; развитие личности в семье.

В современной психологии семьи и семейной терапии можно выделить два возможных теоретических подхода в отношении анализа семьи [2]. Согласно первому подходу, семья представляет собой группу индивидов, имеющих общие и различные интересы, а семейный контекст рассматривается как среда социализации и развития личности. Такой вариант трактовки семьи был характерен для начального этапа становления семейной психологии как самостоятельной дисциплины. В рамках социальной психологии семьи [3] семья рассматривается как естественная малая социальная группа. В моделях групповой структуры семьи, ориентированных на процесс и подчеркивающих временные изменения в структуре, делается акцент на роли эмоциональных отношений и взаимосвязанном поведении, на взаимодействии делового и межличностного аспектов групповой структуры и для сохранения единства внутрисемейной структуры [4].

Согласно второму подходу, семья рассматривается как целостная система. Такой подход характерен для системной семейной терапии и психологов, не сводящих семью к суммарной совокупности ее членов. С 1950-х гг. в нашей стране стала развиваться психология семьи, поя-

вились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско-детских отношений, причины семейных конфликтов и разводов.

1. Семья как система

В рамках системного подхода семья рассматривается как социальная система, объединяющая группу людей и их взаимоотношения, то есть это комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семейная система первична по отношению к своим составляющим - часто то, что происходит в семье, не зависит от намерений и желаний людей, а подчиняется правилам функционирования семьи и семейной системы [5]. Семья представляет собой открытую систему, элементы которой взаимодействуют друг с другом и с окружающими системами. Вследствие действия «прямых и обратных связей» с внешними биологическими и социальными системами семья является постоянно развивающейся системой. Внешние силы могут оказывать положительное или отрицательное влияние на семью, в свою очередь последняя воздействует аналогичным образом на другие системы. Таким образом, семейная система стремится, с одной стороны, к сохранению сложившихся связей, с другой - к развитию и переходу на более высокий уровень функционирования. Функционирование семейной системы определяется взаимосвязанным действием двух законов - закона гомеостаза и закона развития.

Согласно закону развития, каждая семья проходит свой жизненный цикл - последовательность смены событий и стадий. Каждая семья, согласно организмическому взгляду, проходит стадии своей трансформации от возникновения (рождения) до прекращения жизнедеятельности (смерти). В литературе описываются системы периодизации развития семьи с различными стадиями жизненного цикла [1; 5-9]. Но все они выделяют следующие стадии: 1) добрачный период - стадия монады (взрослый вне брачного союза); 2) образование новой семейной пары - стадия диады; 3) семья с маленькими детьми (включает в себя стадию триады, появление нескольких детей, выход детей во внешний мир - сад, школу); 4) семья с детьми подросткового возраста; 5) стадия отделения детей от родителей; 6) семья после отделения детей (стадия диады).

Закон гомеостаза отражает стремление каждой системы сохранить свое положение, стремление к стабильности основных ее параметров. Механизмы гомеостаза различны. Члены гармоничной (функциональной) семьи быстро и адекватно справляются с задачами, поставленными изменением внешней и внутренней ситуаций. Дисфункциональные семьи представляют собой ригидные семейные системы, которые пытаются сохранить привычные стереотипы взаимодействия между элементами своих подсистем и другими системами вне зависимости от внешних условий [5; 8]. Системный подход показывает, что проблема конкретного члена семьи является индикатором дисфункциональности семейной системы в целом, семья рассматривается как единица психологического воздействия [8]. Супружеские отношения первичны по

происхождению, они создают основу функционирования и развития семьи [1].

Существует два взгляда на характеристики семьи. Согласно первому - основными характеристиками семьи являются ее функции и структура. По Эйдемиллеру, жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. Выделяются следующие функции семьи: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, духовного (культурного) общения, первичного социального контроля, сексуально-эротическая.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка - потребности в социальном контакте [10], базового доверия к миру [11] и привязанности в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка [12].

Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного раз вития [13].

Возникновение интереса к изучению позиции ребенка в системе детско-родительских отношений обусловлено тем, что ребенок, как и родитель, является их активным участником. Изменение воспитательной парадигмы от отношения к ребенку как объекту воспитания к гуманистической установке - ребенок как субъект воспитания и равноправный участник отношений, произошедшее в последней четверти XX в. в общественном сознании, является основой пересмотра концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений. Роль образа родителя и ребенка в детско-родительских отношениях состоит в ориентировке в указанной системе отношений с целью достижения согласованности и сотрудни-

чества в решении задач совместной деятельности и обеспечении необходимых условий гармоничного развития ребенка. Особенности интеграции образов родителя и ребенка в детско-родительских отношениях исследуются в работах Л. И. Вассермана (1995), Г. Т. Хоментауска-са, Е. О. Смирновой (2001), В. В. Абраменковой (2000), О. А. Карабановой (2001, 2002), И. М. Марковской (1999).

Эмоциональная сторона детско-родительских отношений в значительной степени предопределяет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства как социального института. Эмоциональное отношение к партнеру у родителей и ребенка в контексте их отношений имеет различное происхождение, психологическое содержание и динамику развития. Если применительно к супружеским отношениям можно говорить о принципиальном равенстве партнеров - как в отношении генезиса, так и развития и реализации эмоциональной связи, - в случае детско-роди-тельских отношений природа детской и родительской любви оказывается различной. Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви [2], причем в современной психологии четко разделяют эмоциональное отношение к ребенку матери и отца, выступающее как материнская или отцовская любовь. Наряду с понятием родительской любви используется термин «принятие» [14-15], характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности. Эмоциональная близость [16] определяет аффективный знак отношения (симпатия - антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком.

Термин «привязанность» (attachment) используется для обозначения отношения ребенка к родителю. В современной психологии теория привязанности Дж. Боулби является общепризнанной и наиболее авторитетной в исследовании феномена любви ребенка к родителю. Родительская любовь имеет социокультурную, историческую природу. Вплоть до XVIII в. общественная ценность родительской любви была относительно невысока. Социокультурные ожидания предписывали родителям воспитывать ребенка, проявлять заботу о его душе и телесном благополучии, контролировать, наказывать в случае необходимости, но не квалифицировали родительскую любовь как особую добродетель. Одной из причин такого положения была высокая детская рождаемость на фоне высокой смертности, многодетность семьи.

В современном обществе социальная ценность родительской любви чрезвычайно велика, а интимно-эмоциональная близость родителей с детьми в условиях малодет-ной семьи и планирования рождения детей представляет собой массовое явление. Все это привело к тому, что родительская любовь сегодня рассматривается обществом как «норма» психического здоровья человека, а поведение и личность родителя, имеющего несчастье не любить своего ребенка, - как патология, психическое отклонение, проявление аморальности и распущенности. Однако было бы несправедливо обвинять и осуждать таких родителей - конечно, при условии выполнения ими родительского долга,

проявления заботы, внимания и опеки в отношении ребенка. Любовь к ребенку - эмоциональная близость и взаимопонимание - не является врожденной способностью матери и отца и не возникает по мановению волшебной палочки с рождением ребенка. Способность его любить формируется в практике родительства, в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, принося матери и отцу ощущения счастья, полноты самореализации и самозавершенности. Напротив, переживание «нелюбви», отвержения ребенка вызывает у родителя тяжелые эмоционально-личностные расстройства - чувство вины, депрессию, тревожность и страхи, нарушения Я-концепции в форме самоотвержения и низкой самооценки [9].

Современная семья переживает кризис. Проявлениями такого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей, сознательный отказ от рождения единственного ребенка, массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома, жестокое обращение с детьми, вплоть до лишения жизни самих детей. Количество бездетных пар в России достигает 15-20%, во многих случаях бездетность - следствие сделанных ранее абортов. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов сообщил, что в России всего лишь 26 млн детей, в то время как в США - 72 млн. Он отметил, что ежегодно количество детей, несмотря на все принимаемые государством меры, сокращается, а реклама абортов повсеместна и очень агрессивна.

Испытание семьи на прочность происходит под воздействием тотального кризиса, переживаемого обществом. Причины кризисного положения семей в основном экономические и социальные. Экономические: потеря работы, невысокая заработная плата. Среди социальных проблем наиболее часто встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Этому способствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы общественного поведения, неадекватные общей социальной и культурной среде. Очень часто дети именно их таких семей - трудные дети, трудные подростки, из них появляются юные правонарушители [6; 17]. Как следствие, в современных условиях значительно изменяются все функции семьи - в основном экономические и социальные функции семьи.

Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми [6].

2. Результаты проведенного исследования

Был проведен сравнительный анализ родительских установок (использовался «Опросник родительских установок РАШ») и особенностей эмоциональной сферы лич-

ности подростков (при помощи многофакторного личностного опросника Р. Кэттелла (юношеский вариант) в нуклеарных семьях, условно благополучных семьях, условно неблагополучных семьях.

Анализ данных, полученных по методике «Опросник родительских установок PARI» позволяет сделать следующие выводы.

При максимальной оценке 20 баллов и минимальной оценке 5 баллов, благополучные семьи по характеру детско-родительских отношений имеют следующие особенности:

• высокую степень эмоционального контакта - 16,9 балла;

• среднюю, с тенденцией к низкой эмоциональную дистанцию с ребенком - 11,0 баллов;

• средний уровень концентрации на ребенке - 13,4 балла.

Эти результаты позволяют предположить, что для семей данного типа (нуклеарных семей) характерны: высокий уровень вербализации, ориентация на партнерские отношения, равные отношения между родителями и детьми, высокий уровень эмоционального контакта родителей с детьми.

Условно благополучные семьи по характеру детско-родительских отношений отличает следующее:

• средняя степень эмоционального контакта родителей с детьми -13,5 балла;

• средняя степень эмоциональной дистанции с ребенком - 13,6 балла;

• средняя, с тенденцией к высокой концентрация на ребенке - 15,3 балла.

Эти результаты позволяют предположить, что для семей данного типа (расширенных и смешанных семей) характерны: средний уровень вербализации, чрезмерная забота, установление отношений на зависимость, чрезмерное вмешательство в мир ребенка, тенденция к исключению внесемейных влияний.

Условно неблагополучные семьи по характеру дет-ско-родительских отличаются следующим:

• низкими показателями эмоционального контакта - 9,3 балла;

• достаточно высоким уровнем эмоционального отчуждения - 16,8 балла;

• тенденцией к низкому уровню концентрации на ребенке - 9,8 балла.

Данные результаты позволяют нам говорить, что для семей данного типа (неполных семей) характерны: излишняя строгость и суровость родителей по отношению к их детям, низкий уровень партнерских отношений, уклонение от контакта с ребенком, низкий уровень вербализации.

Таким образом, наиболее благоприятные детско-ро-дительские отношения складываются именно в семьях I типа (нуклеарные - благополучные семьи), семьи II типа (расширенные и смешанные - условно благополучные) характеризуются средним уровнем детско-родительских отношений и, наконец, семьи III типа (неполные - условно неблагополучные) в большей мере характеризуются не-

благоприятными детско-родительскими отношениями. Анализируя и обобщая результаты, полученные в ходе проведения исследования по методике «Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла», можно сделать заключение, что подростков из благополучных семей характеризуют: достаточно высокая степень общительности

- 6,8 балла, высокая эмоциональная устойчивость - 9,0 баллов, сдержанность - 6,1 балла, чувствительность - 6,0 баллов, уверенность в себе - 6,6 балла, тенденция к высокому самоконтролю - 6,1 балла.

В условно благополучных семьях (согласно нашему делению это расширенные и смешанные семьи) подростки характеризуются: средним, с тенденцией к низкому уровню общительности - 4,5 балла и эмоциональной устойчивости - 4,1 балла, уравновешенностью - 5,4 балла, тенденцией к высокой чувствительности - 5,7 баллов, низким уровнем сдержанности - 3,4 балла, средним уровнем тревожности - 6,1 балла и низким самоконтролем - 3,8 балла.

Подростки, воспитывающиеся в условно неблагополучных семьях (согласно нашему делению это семьи неполные) характеризуются: необщительностью (замкнутостью) - 3,8 балла, низкой эмоциональной устойчивостью

- 3,3 балла, импульсивностью - 7,2 балла, низкой сдержанностью (несдержанностью) - 3,3 балла, тенденцией к высокой чувствительности - 6,0 баллов, высоким уровнем тревожности - 7,8 балла, низким самоконтролем - 3,2 балла, высоким уровнем напряженности - 8,2 балла.

Заключение

Таким образом, подводя итог по результатам данной методики, можно сказать, что подростки из благополучных семей характеризуются высокой степенью общительности, высокой эмоциональной устойчивостью, сдержанностью, чувствительностью, средним уровнем тревожности, высоким самоконтролем. Подростки из условно благополучных семей характеризуются средним уровнем общительности, эмоциональной устойчивости, импульсивности, низким уровнем сдержанности и социальной смелости, средним уровнем тревожности и низким самоконтролем. Подростки из условно неблагополучных семей (низкие показатели по шкале) характеризуются в большей степени замкнутостью, безучастностью, желанием проводить время в одиночестве, высоким уровнем импульсивности, экспрессивности, высоким уровнем социальной смелости, напряженности, высокой чувствительностью, эмоциональной неустойчивостью, беспечностью, высоким уровнем тревожности, низким самоконтролем.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.:

Гардарики,2004.

2. Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви. М.: Эксмо-Пресс,1990.

3. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект-Пресс, 2001.

4. Лидере А. Г. Семья как психологическая система. М.: Обнинск, 2004.

5. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001.

6. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М.,1999.

7. Николе М. Теоретический контекст семейной психотерапии // Семейная психотерапия: хрестоматия / сост. Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. СПб., 2000.

8. Черников А. В. Введение в семейную психотерапию. Интегральная модель диагностики. М.: Принтер, 1998.

9. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и семейной психотерапии. М.; СПб.: Питер, 1996.

10. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Изд-во МГУ, 1986.

11. Эриксон Э. Детство и общество. М.: Речь, 1995.

12. Гаврилова Т. П. Психология семьи. М.: Академический проект, 2002.

13. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Просвещение, 1988.

14. Варга А. Я. Типы родительского отношения. Самара, 1997.

15. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.: Союз, 1997.

16. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1986.

17. Андреева Т.В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2004.

18. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. М.: Академия, 2006.

19. Черников А. В. Системная семейная терапия: ин-тегративная модель диагностики. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001.

20. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОЙ ГИМНАЗИИ

TOPICAL ISSUES OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF A MODERN GYMNASIUM SCHOOL

М. Э. Бакулина

Статья посвящена актуальным вопросам выявления резервов воспитательной системы гимназии для дальнейшего личностного, общественного и гражданского развития учащихся; указаны основные направления реализации воспитательного потенциала, отдельные воспитательные технологии, формы и методы, способствующие саморазвитию, самовоспитанию учащихся в условиях требований ФГОС к внеурочной деятельности.

M. E. Bakulina

The article is devoted to topical issues of identification of reserves of educational system of a gymnasium for further personal, social and civil development of pupils; the main directions of realization of the educational potential, separate educational technologies, forms and methods promoting self-development, self-education of pupils in the conditions of the requirements of Federal State Educational Standard for extracurricular activities are specified.

Ключевые слова: воспитательный потенциал гимназии, воспитательный потенциал процесса обучения и внеурочной деятельности.

Keywords: educational potential of a gymnasium school, educational potential of the process of training and extracurricular activities.

Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства», - говорил В. А. Сухомлинский [1, с. 102].

Первоочередная задача школы XXI в. - раскрыть личностный потенциал детей: «Новая школа должна быть школой, способной раскрывать личностный потенциал

детей» [2], ориентированной на решение актуальных проблем социального и профессионального бытия человека, на перспективу его жизненного развития.

Для выявлении резервов воспитательной системы гимназии, дальнейшего личностного, общественного и гражданского развития учащихся Одинцовская гимназия № 7 совместно с Московским педагогическим государственным университетом под руководством кандидата педагогических наук, профессора Л. И. Маленковой реа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.