Научная статья на тему 'Семья как модель поведения и межличностных отношений в структуре "родитель-ребенок"'

Семья как модель поведения и межличностных отношений в структуре "родитель-ребенок" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5281
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКИЕ СТИЛИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ / НЕВРОТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / "ЭКОСИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ" СЕМЬИ / СОПЕРНИЧЕСТВО / ПСЕВДОСОТРУДНИЧЕСТВО / ИЗОЛЯЦИЯ / PARENTING STYLES / CHILD-PARENT RELATIONSHIPS / FAMILY CONFLICTS / NEUROTIC RELATIONSHIPS / "ECOSYSTEM MODEL" FAMILY / RIVALRY / PSEUDO COOPERATION / INSULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Конева О. Б., Дурбажева Е. В.

В статье представлена семья как модель поведения и межличностных отношений, описан характер семейных взаимоотношений, уровень сплоченности взаимоотношений, особенности детско-родительских взаимоотношений, их структура. Рассматриваются виды влияния родителей на ребенка, проявления неблагополучия в семье, семейные конфликты и их профилактика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FAMILY AS A MODEL OF BEHAVIOR OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS IN THE STRUCTURE OF "PARENT- CHILD"

In the article presents the family as a model of behavior and interpersonal relations described the nature of family relationships, particularly parent-child relationships, their structure. In the article the types of parental influence on the child, manifestations distress in the family, family conflicts and their prevention are considered.

Текст научной работы на тему «Семья как модель поведения и межличностных отношений в структуре "родитель-ребенок"»

УДК 159.922.6 + 139.922.7 ББК Ю957.6 + Ю950

СЕМЬЯ КАК МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В

СТРУКТУРЕ "РОДИТЕЛЬ-РЕБЕНОК"

О.Б. КОНЕВА, ФГБОУВПО ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, Россия e-mail.ru: coneva@mail.ru Е.В. ДУРБАЖЕВА, МАУЦППМСП, г. Челябинск, Россия

Аннотация

В статье представлена семья как модель поведения и межличностных отношений, описан характер семейных взаимоотношений, уровень сплоченности взаимоотношений, особенности детско-родительских взаимоотношений, их структура. Рассматриваются виды влияния родителей на ребенка, проявления неблагополучия в семье, семейные конфликты и их профилактика.

Ключевые слова: Родительские стили, детско-родительские отношения, семейные конфликты, невротические отношения, "экосистемнаямодель" семьи, соперничество, псевдосотрудничество, изоляция.

Актуальность. Семья выступает как модель поведения и межличностных отношений. Роль родительского поведения как модели для подражания важна не только в процессе приобретения привычек. На современном этапе изучается многопараметровая система функционирования семьи, охватывающая те области, которые имеют отношение к успешному физическому, эмоциональному и психическому развитию членов семьи: отсутствие привязанности или значительное искажение связей такого рода; серьезное отклонение в восприятии семьи как надежной базы, на основе которой дети могут уверенно приобретать новый опыт; отсутствие или значительное искажение родительских моделей, которые ребенок имитирует (сознательно или бессознательно) и на которых формируется идентификация; наличие дисфункциональных стилей борьбы со стрессом (например, неадекватная агрессивность или постоянный возврат в болезненное состояние); отсутствие взаимодействия или сильное нарушение процесса взаимодействия между родителями; отсутствие необходимого или

соответствующего возрасту жизненного опыта (питание, теплота, игра, беседа, взаимодействия, необходимые для развития социальных навыков); отсутствие или избыток дисциплинарных методов; отсутствие или искажение системы взаимодействия внутри семьи, между семьей и внешним миром.

Интересным в плане рассмотрения для нас, является "экосистемная модель" для анализа

семьи, ее окружения и источников ее ресурсов, разработанная Л.В. Ясной.

"Экосистемная модель" функционирования семьи основывается на следующих положениях:

1. Любое изменение в потоке энергии, информации и других ресурсов, поступающих в семью, требует адаптивных изменений.

2. Запасы человеческой энергии - физической и психической - ограничены.

3. Если поведение отдельных членов семьи порождает стресс (стрессовую ситуацию), то требуется дополнительная энергия от других членов семьи или из внешних источников, причем в последнем случае нужна дополнительная энергия для получения внешней поддержки.

4. Повышенная потребность в энергии создает "утечку энергии", при которой становится невозможным адаптационное, творческое поведение, что ведет к еще большим стрессам в семье.

Влияние родителей имеет большое значение для ребенка и потому, что является источником накопления необходимого социального опыта. Дети, которые прошли через многие, самые разнообразные ситуации и научились справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным контактам, смогут адаптироваться в новой обстановке лучше других и, вероятно, будут позитивно реагировать на происходящие вокруг них перемены. Семья, выступая как модель поведения и межличностных отношений, а также родительское поведение и его роль, как

модели для подражания важны не только в процессе приобретения привычек. Способ преодоления стресса, поведение в стереотипных ситуациях также определяется исходя из знакомой ребенку линии поведения родителей. Аналогичным влияниям подвержен и стиль межличностных отношений. Единственной хорошо знакомой для ребенка и наблюдаемой им в течение длительного срока моделью близких отношений являются супружеские отношения между родителями.

Полученные данные, подтверждают положения психоанализа о том, что опыт детских переживаний может оказать последующее влияние на выполнение родительской роли: женщины, в раннем детстве у которых разошлись родители, особенно склонны заводить внебрачных детей; женщины, которые пережили травмирующую разлуку с родителями до 11 лет, легче переводили ребенка на искусственное питание, были более раздражительными и болезненными в течение первого года жизни ребенка; индивиды, выросшие в распавшихся из-за развода или разъезда семьях, особенно расположены к нестабильности в собственном браке; родители, подвергающие своих детей физическим наказаниям, часто происходят из неблагополучных семей и в детстве страдали от жестокости собственных родителей. Иногда физические наказания детей могут применяться в семье на протяжении нескольких поколений.

Родителей трудных детей отличает от других родителей то, что они плохо понимают, когда и как им следует вмешаться, редко хвалят детей за хорошее поведение. При этом на плохое поведение часто реагируют ошибочно и непоследовательно и уделяют такому поведению ребенка слишком много внимания. Физические наказания, как правило, доминируют в этих семьях.

Характер семейных взаимоотношений можно определить с помощью циркулярной модели Олсона, включающей две оси: сплоченность -эмоциональное принятие членами семьи друг друга и гибкость - возможность изменения в семейном руководстве, в семейных ролях и правилах, регулирующих взаимоотношения. Данные параметры задают тип семейной структуры. Олсон выделяет четыре уровня сплоченности и четыре уровня гибкости: очень низкий, низкий к умеренному, умеренный к высокому и чрезмерно высокий. Из них низкий к умеренному и умеренный к высокому -

центральные, а очень низкий и чрезмерно высокий - крайние. Каждому уровню сплоченности и гибкости соответствуют определенные типы семейных структур. К центральному уровню сплоченности относится раздельный и объединенный типы взаимоотношений: раздельный носит некоторую эмоциональную отстраненность, но она не является крайней, объединенный характеризуется эмоциональной близостью и лояльностью. К центральному уровню гибкости относится структурированный и гибкий типы взаимоотношений: структурированный

предполагает некоторую демократичность, стабильные роли и внутрисемейные правила; гибкий - абсолютно демократичный, роли разделяются между членами семьи и при необходимости изменяются. Центральные уровни обеспечивают сбалансированное и оптимальное семейное функционирование. Члены семей сбалансированных типов способны сочетать собственную независимость с тесными связями внутри семьи. Крайним уровням сплоченности соответствуют разобщенный и запутанный типы взаимоотношений: разобщенный - это эмоциональное разделение, несогласованность поведения, безразличие друг к другу; запутанный - характеризуется наличием в семье центростремительных сил, крайности в требованиях друг к другу, полной зависимости друг от друга всех членов семьи. Крайними уровнями гибкости соответствуют ригидный и хаотичный типы взаимоотношений: ригидный -невмешательство в личные дела, эмоциональное дистанцирование членов семьи, возведенное в принцип взаимного поведения, несмотря на наличие внутренних привязанностей и заботы о благополучии друг друга; хаотичный -отсутствие более или менее устойчивых правил распределения обязанностей. В кризисные моменты решения принимаются импульсивно, а роли членов семьи неясны и смещены. Крайние уровни сплоченности и гибкости свойственны проблемным семьям.

Система разнообразных чувств родителей и детей по отношению друг к другу, особенностей восприятия, понимания характера, личности и поступков друг друга определяется как детско-родительские отношения. На наш взгляд, динамичность детско-родительских отношений зависит от возрастных изменений как ребенка, так и родителей. Возраст - это фактор, который

обусловливает все отношения личности, в том числе и отношения к детям.

В соответствии с теорией привязанности, сформулированной Д. Боулби и М. Эйнсворт, важнейшие параметры родительского отношения - это нежность, забота, чувствительность к потребностям ребенка, надежность, обеспечение безопасности, предсказуемость, последовательность. Детско-родительские отношения, которые в данной теории называются привязанностью, включают в себя две противоположные тенденции. Одна из них - стремление к познанию, риску, волнующим ситуациям, а другая - к защите и безопасности. Первая побуждает ребенка к отделению от родителей и стремлению во внешний мир, вторая возвращает его обратно в семью. Умение родителей адекватно поощрять эти тенденции определяет полезность родительского отношения для развития ребенка. Значительное преобладание в семье одной тенденции над другой может стать причиной девиантного поведения ребенка.

В научной литературе разработаны диагностические процедуры, направленные на выявление в семье кризисной ситуации в самом начале ее развития. Способ преодоления стресса, поведение в стереотипных ситуациях также определяется исходя из знакомой ребенку линии поведения родителей.

В структуре детско-родительских отношений необходимо выделить установку родителей, то есть систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним.

В специальной литературе понятия "родительские стили" и "стили воспитания" употребляются синонимично понятию "позиции", хотя для обозначения установок, которые не связаны с конкретным ребенком, а характеризуют отношения к детям вообще, целесообразнее сохранить термин "стили воспитания".

Важно, чтобы в семье стили воспитания у матери и отца совпадали, взаимодополняли или, по крайней мере, не противоречили друг другу. Противоречия в воспитательных позициях родителей приводят к возникновению межличностных конфликтов между ними, нарушая реализацию семьей ее воспитательной функции, снижая потенциал семьи как института.

О.С. Сермягина в своем социально-психологическом исследовании подчеркивает важность эмоциональных отношений в семье. Она отмечает, что в психодинамическом направлении психологии основным предметом изучения являются аффективные связи между членами семьи. Акцент при этом делается либо на родительско-детские, либо на супружеские отношения, а нарушения фиксируются преимущественно на уровне личности (социальная дезадаптация, невротическое расстройство и т.п.)

Х. Шульц-Хенке выделяет те виды влияния родителей на ребенка, которые могут привести к невротическим нарушениям его развития. Травматические виды он характеризует как "тормозящие", вызывающие "заторможенность" высшей степени - синоним невроза. К психотравмирующим факторам он относит твердость и чрезмерную мягкость по отношению к детям.

Х.Е. Рихтер в качестве главных объяснительных категорий при исследовании аффективных взаимоотношений родителей с детьми использует психоаналитические понятия (роль ребенка и родителей, перенос, нарциссические тенденции), анализируя на их основе нарушения взаимоотношений в семье. Под детской ролью он понимает структурную совокупность неосознанных родительских ожиданий - фантазий, которые они приписывают ребенку. С этой точки зрения семейные причины наркотизации связаны преимущественно с нарушением детских ролей.

Конкретной социально-психологической формой организации жизнедеятельности семьи является структура ролей в ней. Под ролью в психологии чаще всего понимается "нормативно одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных межличностных отношений". Кроме поведения, в понятие "роль" включаются также желания и цели, убеждения и чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются от человека или приписываются ему.

Негативные, "невротические" типы взаимоотношений между членами семьи при всем их многообразии условно сгруппированы Т.М. Мишиной в три основных: соперничество, псевдосотрудничество и изоляция. Критериями выделения этих типов являются: наличие или отсутствие соглашения пары в отношении норм поведения, формальный или неформальный

характер этого соглашения. Типы взаимодействия можно определить по соотношениям следующих характеристик:

- мотивационные структуры, составляющие содержательную основу противоречия в совместной деятельности супругов;

- способы компенсации, позволяющие паре устойчиво существовать, несмотря на наличие этого противоречия;

- обстоятельства, вызывающие декомпенсацию (кризис) и создающие неустойчивость, обостряющиеся в конфликтных ситуациях;

- способы выхода из конфликтной ситуации и их отношения к мотивационной структуре данной супружеской пары.

СОПЕРНИЧЕСТВО. Структура отношений носит противоречивый, дружелюбно-враждебный характер. Оба партнера характеризуются незрелостью семейной роли и оказываются не в состоянии принять на себя ответственность за поведение супружеской пары как целого. Конфликты могут быть представлены как противоречия, главным образом, в сферах заботы и опеки, а также эмоционального принятия, когда сталкиваются значимые потребности партнеров. Одной из сфер, где проявления соперничества супругов наиболее опасны своими последствиями, является воспитание детей. Оно заключается в рассогласованности воспитательных позиций, требований по отношению к ребенку.

ПСЕВДОСОТРУДНИЧЕСТВО. С внешней стороны, отношения этого типа выглядят согласованными, с элементами преувеличенной заботы друг о друге. Поводы к возникновению конфликтов в семье лежат за ее пределами и связаны с индивидуальными трудностями и неудачами, которые касаются, как правило, работы или общения с другими людьми. Проявления псевдосотрудничества супругов в сфере воспитания детей также опасны своими последствиями, так как в зависимости от внешних обстоятельств воспитательные позиции у родителей постоянно видоизменяются.

ИЗОЛЯЦИЯ. Супруги эмоционально обособлены и не заинтересованы друг в друге. Если такой характер взаимоотношений проявляется и в воспитательной сфере, то ребенок ощущает себя ненужным, отвергнутым и нелюбимым, что, в свою очередь, может способствовать формированию у него

внутриличностных и поведенческих

отклонений.

Важнейшими проявлениями неблагополучия в семье являются семейные конфликты. Т.М. Мишина определяет семейные конфликты как обострение интерперсональных отношений в семейной группе, когда позиции, отношения, цели сторон становятся несовместимыми, взаимоисключающими, либо воспринимаются таковыми.

Анализируя происхождение семейных конфликтов, Захаров А.И. выделяет неблагоприятные черты личности матерей, которые, по его мнению, обладают более выраженными невротическими изменениями по сравнению с отцами:

- сензитивность - повышенная чувствительность, склонность все принимать близко к сердцу, легко расстраиваться и волноваться;

- аффективность - эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения;

- тревожность - склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний либо противоречивость личности в целом, обусловленная трудно совместимым сочетанием двух предшествующих характеристик;

- доминантность - стремление играть значимую роль;

- эгоцентричность - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости мышления;

- гиперсоциальность - повышенная принципиальность, утрированное чувство долга.

В результате длительного конфликта у членов семьи снижается социальная и психологическая адаптация, теряется способность к совместной деятельности (несогласованность в вопросах воспитания детей). Уровень психологического напряжения в семье имеет тенденцию к нарастанию и, в конце концов, может привести к формированию наркотической зависимости у подростка.

Представители гуманистического

направления в психологии рассматривают нарушение супружеских отношений как недостаток удовлетворения потребности в эмоциональных отношениях. Они делают попытки анализа семьи в целом, проводя аналогию со структурой невротической личности, используя категорию защитных механизмов в семье.

Для того, чтобы предотвратить осознание негативных аспектов жизни, на уровне семейной системы формируются защитные механизмы (семейные мифы, иррациональные убеждения и т.д.). Защитные механизмы основаны на расщеплении: если у супругов дисгармонии сходны, то причины отвергаемых аспектов семейной жизни обнаруживаются вне дома. Если дисгармонии различны, каждый из партнеров неосознанно поддерживает в своем супруге или ребенке те качества, которые соответствуют его собственным подавленным тенденциям. Существование таких семейных защитных механизмов приводит к тому, что даже явные признаки наркотизации ребенка остаются очень долго "не замеченными" родителями.

Без проблем и конфликтов ни в одной семье обойтись невозможно. Зачастую даже " умные и мудрые" взрослые не знают, как поступить в той или иной ситуации, как разрешить конфликт. Очень важно разобраться в алгоритме разрешения конфликта. Эта несложная формула очень результативна и помогает не только решать конфликты, но и корректировать поведение так, чтобы их предотвратить.

Таким образом, в структуре детско-родительских отношений необходимо выделить установку родителей, т.е. систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятия ими ребенка родителем и способов поведения с ним, что будет способствовать адекватному

формированию межличностных отношений и гармоничному личностному развитию.

Список литературы

1. Ясная Л.В. Проблемы семей с больными детьми по материалам зарубежных исследований / Л.В. Ясная // Нетипичная семья: образ жизни и положение в российском обществе: Сб. статей/Под ред.Е.Ф. Ачильдеевой. - М., 2011. - с. 11-23.

2. Конева О.Б. Семейная психотерапия детей с отклонениями в развитии. / О.Б. Конева //Учебное пособие, ИЦ ЮУрГУ. - 2011. - 96 с.

3. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. /Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис- СПб.: Питер, - 2008. -с. 5667

4. Мишина Т.М. Семейные конфликты и семейная психотерапия / Т.М. Мишина // Материалы У1-ой межрегиональной научно-практической конференции "Психологические проблемы психогигиены, профилактики и медицинской деонтологии". - СПб: Изд-во "Пресс", 2015 - с. 91-95

THE FAMILY AS A MODEL OF BEHAVIOR OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS IN THE

STRUCTURE OF "PARENT- CHILD"

O.B. KONEVA, SUSU, Chelyabinsk, Russia e-mail: coneva@mail.ru E.V. DURBAZHEVA, CPEHSC, Chelyabinsk, Russia

Abstract

In the article presents the family as a model of behavior and interpersonal relations described the nature of family relationships, particularly parent-child relationships, their structure. In the article the types of parental influence on the child, manifestations distress in the family, family conflicts and their prevention are considered.

Keywords: parenting styles, child-parent relationships, family conflicts, neurotic relationships, "ecosystem model" family, rivalry, pseudo cooperation, insulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.