Научная статья на тему 'Детский туризм Приморского края (конец XIX-XX вв. ): ретроспективный взгляд на региональные особенности развития'

Детский туризм Приморского края (конец XIX-XX вв. ): ретроспективный взгляд на региональные особенности развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионалистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
CHILDREN TOURISM / TOURISM HISTORY / PRIMORSKY KRAI / ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барашок Ирина Викторовна, Косолапов Александр Борисович, Руденко Людмила Лазаревна, Овчаренко Наталья Петровна

Статья посвящена рассмотрению процесса становления и развития детского туризма в Приморском крае. Анализ архивных материалов и опубликованных документов показал неразрывную связь детского туризма в Приморском крае с общеисторическими, политическими, социально-экономическими, культурными и педагогическими процессами, происходившими в России в конце XIX ХХ вв. Приобщение детей к массовому туризму имело преимущественно местную, региональную направленность, что позволяло, наряду с исследованиями научных коллективов, расширять природоведческую и историко-культурную базу Приморского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барашок Ирина Викторовна, Косолапов Александр Борисович, Руденко Людмила Лазаревна, Овчаренко Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children Tourism in Primorsky Krai (Late of 19th - 20th Centuries): A Retrospective View of Regional Development Features

Article is devoted to consideration of process of formation and development of children's tourism in Primorsky Krai. The analysis of archival materials and the published documents showed indissoluble connection of children's tourism in Primorsky Krai with the general historical, political, social and economic, cultural and pedagogical processes which were taking place in Russia in the end of the XIX-XX centuries. Familiarizing of children with mass tourism had mainly a local, regional focus that allowed to expand, along with researches of research teams, naturalists' and historical and cultural local history base of Primorsky Krai.

Текст научной работы на тему «Детский туризм Приморского края (конец XIX-XX вв. ): ретроспективный взгляд на региональные особенности развития»

БАРАШОК

Ирина

Викторовна

Кандидат исторических наук, доцент

Дальневосточный федеральный университет ул. Суханова, 8, Владивосток, Россия, 690950

BARASHOK I rina

Viktorovna

Ph.D. in history, associate professor

Far Eastern Federal University 8, Sukhanova Street, Vladivostok, Russia, 690950

irina-barashok@yandex.ru

© Барашок И.В., Косолапов А.Б., Руденко Л.Л., Овчаренко Н.П., 2019

УДК 338.48-2-053.2(09)»18/19»

ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ ПРИМОРСКОГО КРАЯ (КОНЕЦ Х1Х-ХХ ВВ.): РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

Статья посвящена рассмотрению процесса становления и развития детского туризма в Приморском крае. Анализ архивных материалов и опубликованных документов показал неразрывную связь детского туризма в Приморском крае с общеисторическими, политическими, социально-экономическими, культурными и педагогическими процессами, происходившими в России в конце Х1Х-ХХ вв. Приобщение детей к массовому туризму имело преимущественно местную, региональную направленность, что позволяло, наряду с исследованиями научных коллективов, расширять природоведческую и историко-культурную базу Приморского края.

Детский туризм, краеведение, Приморский край

■ ■ ■

CHILDREN TOURISM IN PRIMORSKY KRAI (LATE OF 19th - 20th CENTURIES): A RETROSPECTIVE VIEW OF REGIONAL DEVELOPMENT FEATURES

Article is devoted to consideration of process of formation and development of children's tourism in Primorsky Krai. The analysis of archival materials and the published documents showed indissoluble connection of children's tourism in Primorsky Krai with the general historical, political, social and economic, cultural and pedagogical processes which were taking place in Russia in the end of the XIX-XX centuries. Familiarizing of children with mass tourism had mainly a local, regional focus that allowed to expand, along with researches of research teams, naturalists' and historical and cultural local history base of Primorsky Krai.

Children tourism, tourism history, Primorsky Krai

Щ И I f !■{

E А К

ПОРТЯ

Si

4-

у.

,(lnf А Л1 Z. К I С Л :г ¿Je ,j-ji I *пJ -

ri.^ri.' Л.-.'.: , г'..? ■ ■ . ■ -, .s J- i-

SMTÎ

КОСОЛАПОВ

Александр

Борисович

Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой

Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича Кронштадтский бульвар, 43 а, Москва, Россия, 125499

KOSOLAPOV

Aleksandr

Borisovich

Doctor of medical sciences, professor, head of department Moscow State Institute of Tourism Industry named after Yu.A. Senkevich 43a, Kronshtadsky Boulevard, Moscow, Russia, 125499

abkosvlad@mail.ru

Введение

Детский туризм как социальный феномен имеет большое значение для формирования интеллекта и мировоззрения подрастающего поколения, расширения социальных связей, повышения двигательной активности [7; 15; 16]. Он является частью не только туристской индустрии, но и частью общеобразовательной и воспитательной системы. Как пишет Ю.С. Константинов, специфической особенностью туризма выступает способность оказывать комплексное воздействие на «ум, тело и душу растущего ребёнка» [6, с. 9], оттачивая разные грани личности. Эта уникальнейшая способность туризма является неоспоримым достоинством, педагогическим ресурсом, потенциал которого можно эффективно задействовать во внеклассной работе школы. В советский период детский туризм рассматривался как мощное идеологическое средство и активно развивался в системе образования. За годы экономических реформ, в условиях рыночных отношений стала разрушаться складывавшаяся веками, традиционная русская система образования и воспитания. Школа устранилась от воспитательного процесса, полностью сосредоточившись на обучении. Вследствие чего формы внеаудиторной, внешкольной работы постепенно утратили актуальность.

В современных условиях ретроспективный анализ становления и развития детского туризма в аспекте длительного временного периода представляется весьма актуальной задачей, так как позволяет, во-первых, рассмотреть детский туризм как целостное социально-экономическое явление, выявить факторы, оказывающие воздействие на функционирование детского туризма, формы организации, историческую динамику феномена, во-вторых, позволяет изучить и оценить тот богатый опыт, который был накоплен за долгий исторический период, с целью совершенствования и практического использования системы детского туризма на современном этапе. Немаловажным становится и изучение регионального аспекта детской туристской активности с целью выделения специфических особенностей детского туризма, который развивался на приграничной территории, в условиях удалённости от центральных районов страны. Исследование авторского коллектива - это первая попытка комплексного исторического анализа, в котором представлен процесс становления и динамика развития детской туристско-экс-курсионной активности на региональном уровне.

Становление детского туризма в Приморском крае происходило в сложных социально-экономических условиях функционирования российского и советского государств. Массовые проявления общественной активности, в том чис-

MF

г.

.org ?

rliT IО i> г1

ов А.Б., Руденко Л.Л., Овчаре

Ai-

„ ¿Ll-Jvibf, I*- ÉkïSSW

t? ¿4 J* « ). ifr

Т

iff A M F.lilCA

ri.^ri.' Лг.'.': , r'.?

" ■. ■ -..rJ-i-

ШЧ

'p ръ-штуд

РУДЕНКО Людмила Лазаревна

Кандидат технических наук, доцент

Дальневосточный федеральный университет ул. Суханова, 8, Владивосток, Россия, 690950

RUDENKO

Ludmila

Lazarevna

Ph.D. in technical sciences, associate professor Far Eastern Federal University 8, Sukhanova Street, Vladivostok, Russia, 690950

ludrudenko@inbox.ru

ле и детское туристское движение, приобретали в Приморском крае специфический региональный характер в связи с его приграничным положением, значительной отдалённостью от центральных районов страны, выходом к Тихому океану и странам Азиатско-Тихоокеанского региона, стратегическим военно-геополитическим значением, недостаточным развитием социальной инфраструктуры. Огромные расстояния между крупными населёнными пунктами, преобладание на обширных территориях таёжных ландшафтов, субкомфортность климата в межсезонье и зимние месяцы оказывали влияние как на массовость, так и на формы проявления туристской инициативы детей и организаторов детского туризма.

В процессе исследования использован комплекс методов: исторический, нарративный, статистический. Исторический метод позволил в рамках длительного временного периода проследить становление и развитие детского туризма в контексте происходящих социально-экономических, культурных, педагогических процессов. Большой массив архивных материалов, текстов педагогической литературы, статей был исследован посредством нарративного метода, что позволило объединить весь материал в единое повествование и выявить особенности развития детского туризма в Приморском крае в условиях отдалённости от центральных районов страны. Статистический метод позволил провести анализ количественных показателей, которые дают объективную картину развития детского туризма в Приморье и подтверждают его массовый характер.

В исторической науке вопросы развития детского туризма изучены крайне слабо. В основном представлены работы по истории отечественного туризма [3; 5; 10]. С 2000-х гг. появляются исследования по изучению особенностей регионального туризма, в том числе - детско-юношеского туризма. Представляют интерес исследования по истории педагогики и образования, в которых отражены социально-педагогические аспекты детского туризма. К ним относятся в основном работы дореволюционного периода, указывающие на необходимость использования форм краеведческой работы в учебном процессе [2; 8; 11]. В советский период о педагогической ценности туризма и краеведения писал В.А. Сухомлинский [9], а становление и развитие детского туризма освещены в работе Ю.С. Константинова [7].

Основу источниковой базы исследования составили документы, хранящиеся в фондах Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (РГИА ДВ) и Государственного архива Приморского края (ГАПК). Многие архивные документы впервые вводятся в научный

„Г-- I

.org f

j\iT IО i> г! . _

ов А.Б., Руденко Л.Л., Овчаре

А М Е RIС А ,

ft. I г >."* * ¿'A-iifc/fc»* [Ь т

•л-*'; I. 'lift-

iCi.

(Г I iJ

егцанапмстнка

ОВЧАРЕНКО

Наталья

Петровна

Кандидат технических наук, доцент

Дальневосточный федеральный университет ул. Суханова, 8, Владивосток, Россия, 690950

OVCHARENKO

Natalia

Petrovna

Ph.D. in technical sciences, associate professor Far Eastern Federal University 8, Sukhanova Street, Vladivostok, Russia, 690950

ovcharenkon@mail.ru

оборот. Отдельную группу источников составляют педагогические сочинения и материалы центральной, краевой и районной печати.

Детская экскурсионная активность в Приморье дореволюционного периода

Зарождение детского туризма в России относится ко второй половине XIX в. - периоду формирования отечественной системы образования и внедрения в общеобразовательные школы метода наглядного обучения. Необходимость использования в учебном процессе ближних и дальних прогулок и экскурсий с посещением природных и рукотворных объектов теоретически обосновал знаменитый русский педагог К.Д. Ушинский. По его мнению, наибольшее воздействие на духовно-нравственное развитие детей оказывает посещение ими населённых пунктов, имеющих более выраженную «цивилизованность», а наблюдения за природой по своему эмоциональному и воспитательному значению гораздо эффективнее вербального общения учителя и ребенка [11, с. 90-92]. Путешествия и экскурсии по окрестностям с целью изучения окружающей природы, познания истории родного края К.Д. Ушинский называл «Отечествоведением».

Идеи К.Д. Ушинского получили развитие в научно-педагогической литературе второй половины XIX - начала XX вв. Известный писатель и педагог Д.Д. Семёнов теоретически обосновал важность краеведческих наблюдений [8], а педагог В.Т. Вахтерев в книге «Основы новой педагогики» (1913 г.) на многочисленных примерах подтвердил всесторонность и комплексность воздействия на учеников реальных предметов и явлений природы [2, с. 373-375]. Таким образом, ещё в дореволюционный период были заложены теоретические основы для развития детского туризма и краеведения как традиционных средств обучения и воспитания.

Специальные методики краеведческих наблюдений расширяли кругозор детей, воспитывали патриотизм и нравственность, любовь к малой родине. Прогрессивные учителя проводили экскурсии с учащимися по интересным местам своего города, ближним и дальним пригородам. От западных границ до восточных окраин Российской империи краеведческие экскурсии постепенно становились частью школьных программ. По воспоминаниям старожилов (А.П. Косолапов, 1890-1965 гг.; М.И. Косолапова, 1892-1990 гг.), во Владивостоке в 1905-1908 гг. в дни «золотой осени» школьники старших классов вместе с учителями и родителями выезжали на подводах в район Первой Речки (ныне микрорайон Владивостока) для сбора винограда, лимонника и актинидии. В тё-

плые весенние и осенние дни организовывались пешеходные прогулки в лесном массиве за Покровским кладбищем (ныне городской парк). Для воспитанников женской гимназии Владивостока устраивались экскурсии на Орлиную сопку и на Семёновский покос, расположенный у берега Амурского залива.

Экскурсионная и краеведческая работа учителей с привлечением школьников 5-10-х классов - один из ярких примеров эффективного развития принципов и методов организации учебно-образовательной деятельности в истории отечественной педагогики.

Расширению школьной экскурсионной деятельности способствовало введение Министерством путей сообщения тарифа № 6900 от 9 марта 1902 г. для бесплатного проезда по железным дорогам России на расстояние до 50 вёрст учащихся низших учебных заведений [6, с. 9].

Первые массовые туристские мероприятия в Приморской области пришлись на последние годы XIX в. В 1899 г. «Русский туринг-клуб», объединявший любителей велосипедных прогулок, открыл представительства в 135 городах и местностях России, в том числе во Владивостоке. Были заключены договоры с гостиницами, ресторанами, торговыми фирмами и ремонтными мастерскими, на основании которых члены клуба получали значительные скидки на проезд, проживание, питание и ремонт велосипедов1. К 1903 г. во Владивостокском комитете «Русского туринг-клуба» состояло 240 членов и среди них - несколько десятков семей с детьми дошкольного и школьного возраста [12, с. 204]. Члены клуба организовывали массовые выезды в пригороды Владивостока, соревновались на скорость и дальность велозабегов, а чемпион Владивостока А. Петерсен в 1910 г. был приглашён в Благовещенск для участия в велосипедных гонках [4].

В конце XIX - начале XX вв. Владивосток ежегодно посещали многочисленные группы учащихся школ и училищ. Только в июне - июле 1913 г. в город прибыло пять групп экскурсантов: из Благовещенска, Москвы, а также из Варшавы, Японии и из сельских районов Приморской области2. Группа экскурсантов из Благовещенска в составе 250 человек по пути во Владивосток посетила Приамурскую выставку в Хабаровске3. Из Москвы по Транссибирской магистрали вместе с детьми во Владивосток прибыло 45 «учителей и учительниц». Их встречали и сопровождали учителя местных школ. Гостей разместили в Черепановской и Николаевской Русско-китайской школах. Трёхдневная программа пребывания включала посещение наиболее интересных мест:

«25 июня - прогулка по бухте Золотой Рог, осмотр, стоящих на рейде крейсеров, миноносок и одной подводной лодки. Закуска в саду «Италия»; осмотр музея, посещение Китайского театра.

26 июня - посещение острова Русский.

27 июня - поездка на полуостров Янковского»4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В дни пребывания во Владивостоке детей из Благовещенска императорский Японский Генеральный консул во Владивостоке сообщил городскому Голове о прибытии 30 июня 1913 г. из города Отару на пароходе «Кацу-Мару» 30 экскурсантов - студентов старших классов От-арского Коммерческого института вместе с сопровождающим их профессором Сима: «Цель

1 Русский турист. 1899. С. 3.

2 Документы (переписка, программы, уставы) о проведении экскурсий и др. видах обучения и внешкольного воспитания за 1911-1919 гг. (РГИА ДВ. Ф. 28. Оп. 3. Д. 14. Л. 51).

3 Там же. Л. 37.

4 Там же. Л. 40.

поездки - знакомство с г. Владивостоком и местным торгово-промышленным бытом»1. Следом за японскими студентами, в начале июля 1913 г. во Владивосток прибыло 40 учащихся Варшавского учебного округа2. Наряду со школьниками и студентами, приезжавшими издалека, в период летних и зимних каникул Владивосток посещали дети, проживающие в сёлах Приморской области. О каждой поездке руководители провинциальных учебных заведений информировали городскую управу сообщениями, например, такого содержания: «Учащимися Поповского, Хорольского, Старо-Бильмановского, Ново-Бильмановского и Лукашевского приходских училищ будет совершена экскурсия в г. Владивосток. Группа состоит из 67 учащихся и 9 сопровождающих»3.

Детские экскурсионные поездки организовывались с образовательными целями и пользовались большой популярностью [4]. В летнее время года дети размещались в спортивных залах общеобразовательных школ, спали на спортивных матах, завтракали в школьных столовых, а обедали и ужинали в городских столовых по абонементам4. Экскурсантам предоставлялась льгота - бесплатный проезд на владивостокском трамвае5.

Военно-стратегическое положение Владивостока вносило существенные ограничения в экскурсионные программы, поэтому для посещения многих интересных объектов следовало получить специальное разрешение должностных лиц. Вот выдержка из обращения городского Головы к командиру Владивостокского порта:

«Желая дать экскурсантам по возможности полную картину жизни и деятельности г. Владивостока, что для экскурсантов крайне интересно и поучительно, осмотреть учреждения Военного порта, а именно: сухой и плавучий док, мастерские, а также памятник «Крейсерку». Городская управа покорнейше просит не отказать в предоставлении экскурсантам возможности осмотра означенных подведомственных учреждений»6.

Для осмотра крейсеров, подводной лодки, миноносок аналогичные обращения городского Головы направлялись командиру Сибирской флотилией в Тихом океане. Для посещения острова Русский и осмотра оборонных объектов требовалось разрешение коменданта Владивостокской крепости7.

Развитие детского туризма в Советском Приморье: первые годы

В первые годы после установления Советской власти различные формы детской экскурсионной активности носили ярко выраженный децентрализованный региональный характер и во многом зависели от активной жизненной позиции учителей, чиновников, военных чинов, интеллигенции. Первые попытки государственного регулирования экскурсионной и туристской работы с детьми хронологически совпадают с созданием в июле 1918 г. Российской коммунистической партии (большевиков). Туристское движение рассматривалось как одна из форм участия трудящихся в строительстве социалистического общества, их идейно-политического воспитания, в осуществлении культурных преобразований в России и СССР [7, с. 24]. В декабре 1918 г. по решению Наркомата просвещения РСФСР создаётся «Бюро школьных экскурсий». Эта дата считается днём рождения детского туризма в России.

1 Документы (переписка, программы, уставы) о проведении экскурсий и др. видах обучения и внешкольного воспитания за 1911-1919 гг. (РГИА ДВ. Ф. 28. Оп. 3. Д. 14. Л. 51).

2 Там же. Л. 41.

3 Там же. Л. 37.

4 Там же. Л. 30).

5 Там же. Л. 42.

6 Там же. Л. 43.

7 Там же. Л. 44-45.

В Приморской области организацией детского туризма занялись на 4 года позже, чем в центральных районах России, из-за продолжавшейся до октября 1922 г. Гражданской войны и интервенции. Но уже в начале 1923 г. по указанию Наркомпроса инспекторы КрайОНО во Владивостоке начали экскурсионно-туристскую работу со школьниками1.

В 1928 г. при Владивостокском отделе государственного Русского географического общества (Общества изучения Амурского края) был создан кружок юных краеведов. Его возглавили известные учёные и путешественники А.И. Разин и В.К. Арсеньев, которые, несмотря на большую занятость, читали лекции школьникам-краеведам, организовывали экскурсии на хребет Богатая Грива в пригороде Владивостока, на острова Путятина и Аскольда. Кроме Русского географического общества методическую и организационную поддержку экскурсионного дела осуществлял Владивостокский Дом пионеров, тесно сотрудничая со школами, а в летний период - с пионерскими лагерями [13, с. 32].

В 1930-е гг. детский туризм в Приморском крае не выходил за рамки школьных программ и развивался в основном за счёт инициативы отдельных учителей. Классные руководители, учителя физической культуры и родители-активисты организовывали обзорные и тематические экскурсии и походы школьников, проводили пионерские слёты на природе.

В 1935 г. по распоряжению Краевого отдела народного образования в штат Владивостокского Дома пионеров и школьников была введена должность краевого инструктора по школьному туризму и краеведению, просуществовавшая до 1947 г.2

Наибольший размах туристско-экскурсионной деятельности пришёлся на предвоенный период 1936-1941 гг. В 1937 г. Правительство РСФСР издаёт Постановление «О реорганизации краеведческой работы в центре и на местах», закрепляющее и расширяющее краеведческую составляющую в экскурсионной деятельности детских и школьных коллективов. Однако официальный статус детский туризм в Приморье приобретает спустя три года, когда на основании приказа № 275 от 11 августа 1940 г. по Приморскому краевому отделу народного образования (КрайОНО) во Владивостоке открывается Приморская детская экскурсионно-туристская станция (ДЭТС), ставшая преемником экскурсионной деятельности Дома пионеров [14].

Открытие Приморской ДЭТС как самостоятельного учреждения способствовало активизации туристской деятельности во всех учебных заведениях Приморского края. В штате ДЭТС работали 3 методиста, которые ежегодно повышали свою квалификацию в Центральной ДЭТС Министерства просвещения РСФСР, в Центральном институте повышения квалификации работников отделов народного образования (ЦИПКРОНО), на курсах и семинарах ЦК ВЛКСМ. Все районы Приморского края были закреплены за методистами, отвечавшими за организацию детского туризма.

Разрабатывая маршруты по Приморскому краю, сотрудники Приморской ДЭТС постоянно обращались за методической и организационной помощью к действительным членам Географического общества Дальневосточного филиала Академии наук и методистам Приморского краевого музея им. В.К. Арсеньева3. К 1940-м гг. в туристском движении участвовало более полутора тысяч школьников Приморского края [13]. К активной экскурсионной и туристской деятельности были привлечены профессиональные союзы и другие общественные организации. В Приморском крае, как и по всей стране, ширилось физкультурно-спортивное и турист-

1 Дипломная работа студентки историко-правового факультета А.И. Бессаловой «Из истории развития школьного туризма и краеведения в Приморском крае за годы Всесоюзных экспедиций пионеров и школьников 1955-1960 гг.» (ГАПК. Ф. 1211. Оп. 1. Д. 3. Л. 17).

2 Там же. Л. 17.

3 Там же. Л. 30.

ское движение, ставшее поистине всенародным. Итоги походов по Приморью отражались в путевых дневниках, фотографиях, отчётах. Собранные природные образцы использовались при организации школьных краеведческих уголков, выставок и музеев, а также для изготовления учебных наглядных пособий1.

В годы Великой Отечественной войны детская туристско-краеведческая деятельность в Приморском крае приобрела черты, характерные для военного времени. Дальние походы не проводились, а вся экскурсионно-туристская деятельность свелась к экскурсиям в воинские части и выезды в ближние пригороды для сбора лекарственных растений, грибов и ягод для госпиталей. Преимущественно потребительская ориентация экскурсий сохранялась до конца 1947 г. - вплоть до отмены карточной системы и проведения денежной реформы2.

Послевоенный период

Послевоенный процесс восстановления промышленности и народного хозяйства создал предпосылки для улучшения социального обеспечения населения, реализации социально-ориентированных программ, в том числе программ развития туристской активности детей и подростков.

После семилетнего перерыва (1941-1947 гг.) по указанию Министерства просвещения СССР и в соответствии с приказом КрайОНО № 405 от 10 ноября 1947 г. во Владивостоке на базе Доме пионеров и школьников возобновляет работу Приморская ДЭТС3. Не имея штата квалифицированных экскурсоводов и туристского снаряжения, размещаясь в одной комнате, сотрудники Приморской ДЭТС активно включились в методическую и организационную работу. К этой работе привлекались учителя школ и сотрудники Приморского краевого музея и Приморского филиала Академии наук4. К лету 1948 г. было разработано 13 «главных» маршрутов, например, по долине реки Лянчихе, в оленеводческий совхоз Майхе, на острова Путятина и Попова, в Макрушинскую пещеру, на место падения Сихотэ-Алинского метеорита5. Многие маршруты оставались популярными на протяжении последующих 50 лет, а некоторые востребованы и в настоящее время.

В экскурсионную и краеведческую работу вовлекались школьники даже самых отдалённых сёл Пожарского, Красноармейского, Тернейского и других районов Приморского края. Детский туризм стал приобретать ярко выраженную краеведческую направленность. Преимущественное развитие получили экскурсии по ближним пригородам Владивостока и многодневные походы старшеклассников.

Наибольший вклад в развитие экскурсионно-туристского движения в конце 1940-х - начале 1950-х гг. внесли историк-краевед Константин Пшеницын и видный деятель революционного движения, основоположник пешеходного туризма в Приморском крае Пётр Костро-мин. Вместе с детьми они участвовали в походах по таёжным территориям Тетюхинского,

1 Дипломная работа студентки историко-правового факультета А.И. Бессаловой «Из истории развития школьного туризма и краеведения в Приморском крае за годы Всесоюзных экспедиций пионеров и школьников 19551960 гг.» (ГАПК. Ф. 1211. Оп. 1. Д. 3. Л. 23).

2 13 декабря 1947 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение «Об отмене карточной системы и денежной рефор-

3 Дипломная работа студентки историко-правового факультета А.И. Бессаловой «Из истории развития школьного туризма и краеведения в Приморском крае за годы Всесоюзных экспедиций пионеров и школьников 19551960 гг.» (ГАПК. Ф. 1211. Оп. 1. Д. 3. Л. 18).

4 Отчёты о работе Дома пионеров и школьников за 1946-1947 гг., 1947-1948 гг. (ГАПК, Ф. 1383. Оп. 1. Д. 5. Л. 5, 8).

5 Там же. Л. 5.

Тернейского, Пожарского, Калининского и других удалённых районов Приморского края, посещали места партизанских сражений, организовывали встречи с ветеранами Гражданской войны [14]. В 1947 г. под руководством П. Костромина 12 учащихся школы № 75 Владивостока совершили 30-дневный поход к Макрушенской пещере, а учащиеся школы № 7 в течение 20 дней занимались археологическими раскопками на месте древнего городища вблизи села Марьяновка1. Школьники Партизанского района в течение недели обследовали окрестности реки Каменка, сопки «Сенькина шапка», побывали на вершине горного массива Чандалаз (ныне Хребет Лозовый) для знакомства с останцами, напоминающими вымерших животных палеозойской эры [1]. Учащиеся средней железнодорожной школы села Ружино прошли по таёжной местности к месту падения Сихотэ-Алинского метеорита вблизи поселка Бейцухе (ныне село Метеоритное)2.

В конце 1940-х гг. приобрели популярность городские и производственные экскурсии с посещением Владивостока. В них принимали участие сотни школьников из городов и районов Приморского края. Из Владивостока организовывались поездки старшеклассников на угольные шахты Сучана3.

Несмотря на сложные условия первого послевоенного десятилетия, краеведческая и туристская деятельность в Приморском крае постепенно становится одним из приоритетов в воспитании подрастающего поколения. В период с 1920-х до начала 1950-х гг. число учащихся, ежегодно участвующих в экскурсиях и походах, возросло со 120 до 2 580 человек4.

В начале 1950-х гг. Приморскую ДЭТС возглавляет историк, краевед, журналист В.Л. Левицкий - племянник К. Суханова, активного участника и одного из руководителей революционного движения на Дальнем Востоке. По инициативе В.Л. Левицкого 12 ноября 1950 г. во Владивостоке был проведён Первый слёт юных туристов-краеведов.

Развитие народного хозяйства страны требовало открытия новых природных ресурсов, поэтому советские дети активно включились в поиски полезных ископаемых. Владивостокский Дом пионеров ежегодно отправлял отряды юных туристов в длительные путешествия экспедиционного характера. Участниками детских геологических походов в Приморском крае стали юные туристы четырёх владивостокских школ5. В удалённых и труднодоступных районах Уссурийской тайги они выполняли задания Дальневосточного филиала Академии наук СССР, Краевого геологического и Краевого метеорологического управлений6. Учащиеся средней школы № 4 Уссурийска на протяжении двух летних полевых сезонов работали в составе археологической экспедиции профессора А.П. Окладникова7.

К середине 1950-х гг. детский туризм в Приморском крае достигает довоенного уровня и приобретает массовый характер (табл.). В 1954 г. под Уссурийском на железнодорожной станции Баневурово проходит Первый краевой туристский слёт. В 1955 г. было проведено 26 многодневных походов продолжительностью свыше 30 дней8.

1 Отчёты о работе Дома пионеров и школьников за 1946-1947 гг., 1947-1948 гг. (ГАПК, Ф. 1383. Оп. 1. Д. 5. Л. 7).

2 Походы юных туристов // Красное знамя. 1947. 3 августа. С. 3.

3 Отчёты о работе Дома пионеров и школьников за 1946-1947 гг., 1947-1948 гг. (ГАПК, Ф. 1383. Оп. 1. Д. 5. Л. 5).

4 Дипломная работа студентки историко-правового факультета А.И. Бессаловой «Из истории развития школьного туризма и краеведения в Приморском крае за годы Всесоюзных экспедиций пионеров и школьников 1955-1960 гг.» (ГАПК. Ф. 1211. Оп. 1. Д. 3. Л. 22).

5 В поход за полезными ископаемыми // Красное знамя. 1959. 26 июня. С. 4.

6 Дипломная работа студентки историко-правового факультета А.И. Бессаловой «Из истории развития школьного туризма и краеведения в Приморском крае за годы Всесоюзных экспедиций пионеров и школьников 1955-1960 гг.» (ГАПК. Ф. 1211. Оп. 1. Д. 3. Л. 24).

7 Там же. Л. 80.

8 Там же. Л. 41.

Таблица

Число отрядов и учащихся, охваченных туристско-экскурсионной деятельностью в Приморской области (Приморском крае) в 1922-1959 гг.1

Годы Число отрядов Число учащихся

1955 200 5 000

1956 358 10 000

1957 1 330 46 000

1958 3 800 50 200

1959 3 177 47 655

В 1955 г. тысячи школьников Приморского края приняли участие во Всесоюзной пионерской экспедиции. Её итоги были подведены на 4 Приморском краевом слёте юных туристов в октябре 1955 г.2 В марте 1956 г. Центральная ДЭТС РСФСР совместно с редакцией газеты «Пионерская правда» объявила о проведении в 1956-1957 гг. Первой Всесоюзной экспедиции пионеров и школьников под девизом «Дороги зовут». По путёвкам Всесоюзной экспедиции в 5-35-дневных походах приняли участие 120 отрядов3 и 25 туристских лагерей Приморского края4. Члены лучшего экспедиционного отряда-победителя в числе 30 лучших экспедиционных отрядов страны были приглашены на конференцию участников экспедиций, состоявшуюся в Москве во время зимних каникул в январе 1957 г.

Летом 1956 г. краевед-спелеолог Е.Г. Лешок по заданию Союза писателей Дальнего Востока вместе с учениками, посещавшими краеведческий кружок Дома пионеров, в течение 55 дней повторил маршрут 20-летней давности, когда он вместе с группой студентов прошёл из Владивостока через хребет Сихотэ-Алинь к среднему течению р. Иман (ныне р. Большая Уссурка) и далее по Уссури на лодках до Хабаровска. Целью похода стал сбор материалов, подтверждающих победоносное социалистическое развитие Приморья за прошедшие 20 лет5.

Летом 1957 г. в пригороде Владивостока созывается Первый дальневосточный слёт юных туристов. В последующие годы краевые туристские слёты проходили в Супутинском заповеднике Уссурийского района (ныне Уссурийский заповедник) (1962 г.), в Спасске-Дальнем (1963 г.), в Партизанском районе (1964 г., 10-й юбилейный), на разъезде Барсовый Хасанского района (1965 г.), в пригородах Находки, Владивостока, Артёма, на берегу бухт Уссурийского залива Японского моря и в других живописных местах Приморского края [14].

Во второй половине 1950-х гг. в 18 школах Приморского края открылись летние школьные туристские лагеря6. В 1958 г. в живописной Барсовой пади Хасанского района начала ра-

1 Дипломная работа студентки историко-правового факультета А.И. Бессаловой «Из истории развития школьного туризма и краеведения в Приморском крае за годы Всесоюзных экспедиций пионеров и школьников 1955-1960 гг.» (ГАПК. Ф. 1211. Оп. 1. Д. 3. Л. 22).

2 Там же. Л. 22.

3 Годовые отчёты о работе Приморской краевой детской экскурсионно-туристической станции за 1955-1960 гг., 1962-1964 гг. (ГАПК. Ф. 1211. Оп. 1. Д. 2. Л. 2).

4 Дипломная работа студентки историко-правового факультета А.И. Бессаловой «Из истории развития школьного туризма и краеведения в Приморском крае за годы Всесоюзных экспедиций пионеров и школьников 19551960 гг.» (ГАПК. Ф. 1211. Оп. 1. Д. 3. Л. 33).

5 Годовые отчёты о работе Приморской краевой детской экскурсионно-туристической станции за 1955-1960 гг., 1962-1964 гг. (ГАПК. Ф. 1211. Оп. 1. Д. 2. Л. 2).

6 Дипломная работа студентки историко-правового факультета А.И. Бессаловой «Из истории развития школьного туризма и краеведения в Приморском крае за годы Всесоюзных экспедиций пионеров и школьников 19551960 гг.» (ГАПК. Ф. 1211. Оп. 1. Д. 3. Л. 38).

боту летняя детская турбаза «Лесной университет» на 100 мест [14]. На территории «Лесного университета» был создан краеведческий музей, обустроены спортивные и образовательные площадки (географическая и метеорологическая), отведены места для отдыха, разбиты цвет-ники1.

В середине 1950-х гг. развитие детского туризма в Приморском крае приобретает централизованно-формализованный характер. Собранные во время походов документальные свидетельства оставались в школьных музеях Боевой славы и в уголках природы, а текстовые отчёты отправлялись методистам Приморской ДЭТС. Годовые отчёты о работе Приморской ДЭТС за 1955-1964 гг. содержат подробные унифицированные описания проведённых туристских мероприятий с приложением рапортов, сводных таблиц, фотодневников и других материалов2.

Советский период развития детского туризма в Приморском крае, как и в целом по стране, характеризовался выраженной идеологизацией, что было характерно для всех сфер общественной жизни. В планы детских туристских организаций обязательно включались мероприятия, связанные с идейно-политическим воспитанием детей, при этом спортивной, оздоровительной и познавательной составляющим детского туризма часто отводилась вспомогательная роль. Особую активность в планировании и реализации детских туристских мероприятий партийные и советские работники проявляли в юбилейные годы. В 1957 г. при подготовке празднования 40-летия Октябрьской революции в числе различных патриотических мероприятий была проведена многодневная туристская эстафета школьников, организованная Приморской краевой ДЭТС. Основной целью эстафеты стал сбор сведений о партизанской борьбе в 19181922 гг. Школьные коллективы Приморского края, принявшие участие в эстафете, собирали краеведческие материалы, отражающие историю становления Советской власти на Дальнем Востоке и строительства социализма. Формат эстафеты предполагал экскурсионные одно-и двухдневные поездки или пешие перемещения и организацию многодневных туристских походов. Так, 100 участников эстафеты на десяти байдарках преодолели 600 км по акватории Амурского залива, малым рекам, озеру Ханка, посетили восемь административных районов и два города Приморского края. Руководили эстафетой методисты Приморской ДЭТС В.С. Хмарук и В.В. Иванкина3.

Группа учащихся средней школы № 156 железнодорожной станции Ружино совершила 400-километровый водный поход на плотах от Лесозаводска до Хабаровска, собирая материал о становлении советской власти в Приморском крае4. Учащиеся средней школы № 13 Уссурийска нашли залежи халькоперита, учащиеся средней школы № 25 Владивостока - каменный уголь5. Члены отряда № 1575 средней школы № 25 Владивостока у сопки Лузановой поймали редкую беспанцирную черепаху Маака, которая водится в озере Ханка. Экспонат был передан в расположенный во Владивостоке рыбный музей Тихоокеанского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО)6. В Кировской средней школе под

1 Годовые отчёты о работе Приморской краевой детской экскурсионно-туристической станции за 1955-1960 гг., 1962-1964 гг. (ГАПК. Ф. 1211. Оп. 1. Д. 2. Л. 43).

2 Там же. Л. 111.

3 Дипломная работа студентки историко-правового факультета А.И. Бессаловой «Из истории развития школьного туризма и краеведения в Приморском крае за годы Всесоюзных экспедиций пионеров и школьников 19551960 гг.» (ГАПК. Ф. 1211. Оп. 1. Д. 3. Л. 49).

4 Там же. Л. 47.

5 Годовые отчёты о работе Приморской краевой детской экскурсионно-туристической станции за 1955-1960 гг., 1962-1964 гг. (ГАПК. Ф. 1211. Оп. 1. Д. 2. Л. 1).

6 Дипломная работа студентки историко-правового факультета А.И. Бессаловой «Из истории развития школьного туризма и краеведения в Приморском крае за годы Всесоюзных экспедиций пионеров и школьников 1955-1960 гг.» (ГАПК. Ф. 1211. Оп. 1. Д. 3. Л. 50).

руководством Г.С. Вайнера работал колхозно-туристский лагерь. В его основу был положен принцип чередования работы в колхозе, пассивного отдыха и туристских походов1.

В августе 1958 г. на острове Попова вблизи Владивостока состоялся первый детско-юношеский Дальневосточный слёт юных туристов. В нем приняли участие 250 делегатов из Приморского и Хабаровского краёв, Амурской и Сахалинской областей.

В июне 1959 г. была организована велоэстафета, в которой приняло участие 110 юных туристов-воспитанников 11 детских домов Приморского края. В Спасске-Дальнем при участии Спасской секции ветеранов гражданской войны был проведён звёздный поход-слёт домов пионеров. На слёт в составе пяти отрядов прибыло 80 школьников. Все участники получили значки «Турист СССР»2.

В апреле 1966 г. был дан старт Всероссийскому туристскому походу пионеров и школьников «Из искры возгорелось пламя». Его кульминацией стало грандиозное мероприятие «Большой факел», приуроченное к 49-й годовщине Октябрьской революции (1966 г.). В полдень по местному времени 7 ноября 1966 г. при участии школьников Владивостока и Ленинграда навстречу друг другу начали движение два «Больших факела». Перемещаясь по городам и посёлкам Приморья, 25 декабря «Большой факел» прибыл в посёлок Бикин и далее в Хабаровск, где 5 января 1967 г. состоялся зональный слёт следопытов Октября с делегатами из Приморского и Хабаровского краёв и всех областей Дальнего Востока. В последующие месяцы «Большой факел» был пронесён до Братска Иркутской области, где летом 1967 г. прошёл X Всероссийский слёт юных туристов.

В 1979 г. Приморская ДЭТС переименовывается в Краевую станцию юных туристов, а в 1991 г. станция реорганизуется в государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей - Приморский краевой центр детско-юношеского туризма и экскурсий (ПКЦДЮТиЭ). В его структуру входили две детские туристские базы, расположенные в историческом центре Владивостока и в 100 км от краевого центра в селе Лукьяновка Шкотовского района. В штате ПКЦДЮТиЭ числилось более 40 сотрудников, обеспечивавших работу более 60 кружков по всем направлениям туристско-краеведческой работы [14].

С 1988 г. краевые туристские соревнования школьников проводились на турбазе «Ли-вадийская» в селе Лукьяновка Шкотовского района, где дети имели возможность совершить восхождение на гору Пидан (ныне гора Ливадийская). Соревнования проходили по берегам горных ручьёв и малых рек, на тенистых лесных дорогах и горных тропах [14].

Несмотря на массовость, развитие детского туризма в Приморском крае в 19501980-е гг. сдерживалось недостаточным финансированием, что ограничивало участие детей в выездных мероприятиях, материально-техническая база детского туризма практически не развивалась. Приобщение школьников к туризму требовало затрат на транспорт, походное питание, специальную одежду и снаряжение, поэтому дети из малообеспеченных семей не могли принимать участие в многодневных походах. Тем не менее, феномен детского туризма в Приморском крае и в целом в СССР постепенно становился всё более ярким явлением общественной жизни, о чём свидетельствовали многочисленные публикации в периодических изданиях. Наибольшее число статей, репортажей, заметок, интервью о достижениях детского Приморского туризма в советский период публиковалось в таких местных газетах,

1 Дипломная работа студентки историко-правового факультета А.И. Бессаловой «Из истории развития школьного туризма и краеведения в Приморском крае за годы Всесоюзных экспедиций пионеров и школьников 19551960 гг.» (ГАПК. Ф. 1211. Оп. 1. Д. 3. Л. 51).

2 Рапорт Приморской ДЭТС о проведённых в 1959 г. мероприятиях по туризму и краеведению в Центральную детскую экскурсионно-туристскую станцию (ГАПК. Ф. 1211. Оп. 1. Д. 15. Л. 1-2).

как «Тихоокеанский комсомолец», «Красное знамя», «Вечерний Владивосток», «Ленинец», а также в центральной печати - журналах «Пионер», «Костёр», «Турист», газете «Пионерская правда» и др.

Заключение

Несмотря на сложный переходный период в условиях социально-экономической трансформации 1990-х гг., развитие детского туризма продолжалась. В 1990 г. после завершения Всесоюзной экспедиции «Моя Родина - СССР» в Приморском крае была объявлена турист-ско-краеведческая экспедиция учащихся «Родное Приморье». Главным содержанием деятельности поисковых отрядов стала исследовательская работа по истории, экономике, природе и культуре Приморского края, выполнение во время походов, экспедиций и экскурсий общественно-полезных заданий [14]. В дальнейшем эта работа получила развитие в рамках ту-ристско-краеведческого движения учащихся «Отечество», старт которому был дан в сентябре 1993 г. на слёте туристов-краеведов России во Всероссийском детском центре «Океан» в пригороде Владивостока.

В сентябре 1994 г. в Приморье проходил российский экологический марш-поход «Темп», в 1995 г. - туристско-краеведческий фестиваль учащихся Сибири и Дальнего Востока «Отечество».

В 2000-е гг. ПКЦДЮТиЭ выпускал туристский альманах «Ветер странствий». На его страницах публиковались рассказы о Приморье, путевые записки и другие материалы о туристских буднях юных краеведов. В 2007 г. в результате реорганизации ПКЦДЮТиЭ был присоединён к Государственному образовательному автономному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр Приморского края».

Таким образом, детский туризм в Приморском крае развивался в соответствии с общероссийскими тенденциями. Особенностью организации детского туризма в Приморье было стремление педагогов к организации внеаудиторной учебной деятельности при отсутствии или ограниченности других форм досуговой деятельности. Другая особенность заключалась в преобладании краеведческих экскурсий, носивших не только познавательный, но и исследовательский характер.

В истории детского туризма в Приморском крае оставили заметный след краеведы, инструкторы, учителя общеобразовательных школ. На протяжении десятилетий они формировали методические и организационно-прикладные основы вовлечения детей в экскур-сионно-туристскую деятельность, проводили краеведческие исследования, воспитывали у подрастающего поколения любовь к Родине, занимались физическим и интеллектуальным развитием учащихся.

Ретроспективный взгляд на историю детского туризма в Приморском крае позволяет выделить актуальные для современных условий формы организации туристско-экскурсион-ной деятельности, которые были незаслуженно забыты в процессе социально-экономических трансформаций. Это прежде всего формы краеведческой работы, которые выступают базой для формирования региональной идентичности. Кроме того, изучение и осмысление исторического опыта необходимо для разработки и внедрения стратегии взаимодействия образовательной и туристской сфер в условиях рыночной экономики в целях эффективного развития детского туризма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Бондаренко С. Походы пионеров и школьников // Красный сучанец. 1948. 29 сентября. С. 2.

2. Вахтерев В.П. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1987. 400 с.

3. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. Ростов н/Дону: Издательство Ростовского университета, 1988. 192 с.

4. Кашуба С.А. Первые туристские маршруты Амурской области // Экологический и этнографический туризм: становление, проблемы и перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 9 октября 2009 г. Хабаровск: Издательство ДВГУПС, 2009. С. 71-74.

5. Квартальное В.А., Федорченко В.К. Туризм социальный: история и современность. Киев: Выща школа, 1989. 342 с.

6. Константинов Ю.С. Из истории детского туризма в России (1918-2008 гг.). М.: Издательство ФЦДЮТиК, 2008. 312 с.

7. Константинов Ю.С. История педагогики детско-юношеского туризма // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2013. № 3. С. 22-31.

8. Семёнов Д.Д. Отечествоведение: Россия по рассказам путешественников и учёным исследованиям. В 5 т. СПб.: Издание М.О. Вольфа, 1867-1873.

9. Сухомлинский В.А. Избранные сочинения: В 5-ти т. Т. 1. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Духовный мир школьника. Методика воспитания коллектива. Киев: Радянська школа, 1979. 686 с.

10. Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма. СПб.: Герда, 2007. 208 с.

11. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 8. Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии), т. 1. М.-Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1950. 776 с.

12. Шаповал Г.Ф. История туризма. Минск: Экоперспектива, 1999. 304 с.

13. Янчева Т.И. Азимут на воспитание личности // Учитель Приморья. 2010. № 2. С. 31-35.

14. Янчева Т.И. Мы верны своим традициям // Ветер странствий. 2000. № 6. С. 1.

15. Cullingford C. Children's Attitudes to Holiday Overseas // Tourism Management. 1995. Vol. 16. No. 2. Pp. 121-127. DOI: 10.1016/0261-5177(94)00022-3

16. Rhoden S., Hunter-Jones P., Miller A. Tourism Experiences through the Eyes of a Child // Annals of Leisure Research. 2016. Vol. 19. No. 4. Pp. 424-443. DOI: 10.1080/11745398.2015.1134337

References

1. Bondarenko S. Hiking Pioneers and Schoolchildren. Krasnyy suchanets [Red Suchan]. 1948. September, 29. P. 2. (In Russian)

2. Vakhterev V.P. Selected Pedagogical Works. Moscow, 1987. 400 p. (In Russian)

3. Dolzhenko G.P. The History of Tourism in Pre-Revolutionary Russia and the USSR. Rostov on Don, 1988. 192 p. (In Russian)

4. Kashuba S.A. The First Tourist Routes of the Amur Region. In: Ecological and Ethnographic Tourism: The Formation, Problems and Development Prospects. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, October 9, 2009. Khabarovsk, 2009. Pp. 71-74. (In Russian)

5. Kvartalnov V.A., Fedorchenko V.K. Social Tourism: History and Modernity. Kiev, 1989. 342 p. (In Russian)

6. Konstantinov Yu.S. From the History of Children Tourism in Russia (1918-2008). Moscow, 2008. 312 p. (In Russian)

7. Konstantinov Yu.S. The History of Pedagogy of Youth Tourism. Vestnik Akademii detsko-yunosheskogo

turizma i kraevedeniya [Bulletin of the Academy of Youth Tourism and Local History]. 2013. No. 3. Pp. 22-31. (In Russian)

8. Semenov D.D. Fatherland: Russia According to the Stories of Travelers and Scholarly Research. In 5 vols. S.-Petersburg, 1867-1973. (In Russian)

9. Sukhomlinsky V.A. Selected Works: In 5 vols. Vol. 1. Problems of Education Comprehensively Developed Personality. The Spiritual World of the Student. Methods of Educating the Team. Kiev, 1979. 686 p. (In Russian)

10. Usyskin G.S. Essays on the History of Russian Tourism. S.-Petersburg, 2007. 208 p. (In Russian)

11. Ushinskiy K.D. Collected Works. Vol. 8. Man as a Subject of Education (Experience of Pedagogical Anthropology), vol. 1. Moscow - Leningrad, 1950. 776 p. (In Russian)

12. Shapoval G.F History of Tourism. Minsk, 1999. 304 p. (In Russian)

13. Yancheva T.I. Azimuth on Education of the Person. Uchitel'Primor 'ya [Primorye Teacher]. 2010. No. 2. Pp. 31-35. (In Russian)

14. Yancheva T.I. We are True to Our Traditions. Veter stranstviy [Wind of Wandering]. 2000. No. 6. P. 1. (In Russian)

15. Cullingford C. Children's Attitudes to Holiday Overseas. Tourism Management. 1995. Vol. 16. No. 2. Pp. 121-127. DOI: 10.1016/0261-5177(94)00022-3

16. Rhoden S., Hunter-Jones P., Miller A. Tourism Experiences through the Eyes of a Child. Annals of Leisure

Research. 2016. Vol. 19. No. 4. Pp. 424-443. DOI: 10.1080/11745398.2015.1134337 ■ ■ ■

Для цитирования:

Барашок И.В., Косолапое А.Б., Руденко Л.Л., Овчаренко Н.П. Детский туризм Приморского края (конец XIX-XX вв.): ретроспективный взгляд на региональные особенности развития // Регионалистика. 2019. Т. 6. № 2. С. 38-52. DOI: 10.14530/reg.2019.2.38

For citing:

Barashok I.V., Kosolapov A.B., Rudenko L.L., Ovcharenko N.P. Children Tourism in Primorsky Krai (Late of 19th - 20th Centuries): A Retrospective View of Regional Development Features. Regionalistica

[Regionalistics]. 2019. Vol. 6. No. 2. Pp. 38-52. DOI: 10.14530/reg.2019.2.38 (In Russian) ■ ■ ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.