Научная статья на тему 'ДЕТСКИЙ РИСУНОК КАК ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ'

ДЕТСКИЙ РИСУНОК КАК ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
373
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фомина Наталья Николаевна

Цель выступления - раскрыть историко-информационное и эстетическое пространство художественного творчества детей на примере Международной коллекции детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО», в которой представлены работы детей и подростков от младенчества до 18-ти лет из 73 стран, начиная с 1896 г. по настоящее время. Детский рисунок рассматривается как явление культуры, интегрирующее в себе различные сведения о ребенке как развивающейся личности, посильно участвующей своим творчеством в культурной жизни, свидетельство воспитательного и обучающего процессов, художественного стиля эпохи, национальных традиций, возрастных и индивидуальных особенностей развития. В основе изучения коллекции целостный художественно-педагогический метод анализа произведения художественного творчества как «текста», позволяющий извлечь из него максимум информации об авторе, его воспитателях, исследователях, произведении и его «бытовании». Изучение международной коллекции детского рисунка, формировавшейся с начала 1920-х гг., выявило репрезентативный материал для изучения следующих проблем: • История художественного образования и эстетического воспитания ХХ века (дошкольного, общего и дополнительного) в СССР, РФ, странах СНГ; • Возрастные особенности художественно-творческого развития; • Художественное образование в 1920-1930-е гг. в Великобритании, Франции, Германии, Голландии, Норвегии, Швеции, Финляндии, США, Чехословакии, Польше, Дании, Испании, Турции, Иране, Японии, Китае, Австралии; • Педагогические системы выдающихся художников-педагогов ХХ века; • Место художественного творчества детей в культурном пространстве ХХ - начала ХХI века. Практической задачей является включение результатов исследования в науку и педагогическое образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКИЙ РИСУНОК КАК ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»

Детский рисунок как феномен художественной культуры

Фомина Наталья Николаевна ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии

Российской академии образования»

г.Москва (Россия).

Цель выступления - раскрыть историко-информационное и эстетическое пространство художественного творчества детей на примере Международной коллекции детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО», в которой представлены работы детей и подростков от младенчества до 18-ти лет из 73 стран, начиная с 1896 г. по настоящее время.

Детский рисунок рассматривается как явление культуры, интегрирующее в себе различные сведения о ребенке как развивающейся личности, посильно участвующей своим творчеством в культурной жизни, свидетельство воспитательного и обучающего процессов, художественного стиля эпохи, национальных традиций, возрастных и индивидуальных особенностей развития. В основе изучения коллекции целостный художественно-педагогический метод анализа произведения художественного творчества как «текста», позволяющий извлечь из него максимум информации об авторе, его воспитателях, исследователях, произведении и его «бытовании».

Изучение международной коллекции детского рисунка, формировавшейся с начала 1920-х гг., выявило репрезентативный материал для изучения следующих проблем:

• История художественного образования и эстетического воспитания ХХ века (дошкольного, общего и дополнительного) в СССР, РФ, странах СНГ;

• Возрастные особенности художественно-творческого развития;

• Художественное образование в 1920-1930-е гг. в Великобритании, Франции, Германии, Голландии, Норвегии, Швеции, Финляндии, США, Чехословакии, Польше, Дании, Испании, Турции, Иране, Японии, Китае, Австралии;

• Педагогические системы выдающихся художников-педагогов ХХ века;

• Место художественного творчества детей в культурном пространстве ХХ -начала ХХ1 века.

Практической задачей является включение результатов исследования в науку и педагогическое образование.

Список литературы:

1.Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. - М.: Новая Москва, 1925. - 240 с.

2.Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. - М.: Наука, 1986. - 254 с.

3.Кей Э. Век ребенка. - СПб, 1905. - 293 с.

4.Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребен-ка. - М., 1914. - 214 с.

5.Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 1965. -208 с.

6.Лихачев Д.С. Текстология. - Л.: Наука, 1983. - 640 с.

7.Лотман Ю.М. Типология культуры. - Тарту, 1970. - 106 с.

8.Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей. - СПб.: Алетейя, 2001. - 554 с.

9.История художественного образования в России - проблема культуры ХХ века. Сост. Н.Н. Фомина. - М.: Издательский дом РАО, 2003. - 412 с.

10.Фомина Н.Н. Детский рисунок как феномен художественной культуры. Методическое пособие / Н.Н. Фомина. - М.: ВЦХТ, 2014. - 172 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.