Детский рисунок как феномен художественной культуры
Фомина Наталья Николаевна ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии
Российской академии образования»
г.Москва (Россия).
Цель выступления - раскрыть историко-информационное и эстетическое пространство художественного творчества детей на примере Международной коллекции детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО», в которой представлены работы детей и подростков от младенчества до 18-ти лет из 73 стран, начиная с 1896 г. по настоящее время.
Детский рисунок рассматривается как явление культуры, интегрирующее в себе различные сведения о ребенке как развивающейся личности, посильно участвующей своим творчеством в культурной жизни, свидетельство воспитательного и обучающего процессов, художественного стиля эпохи, национальных традиций, возрастных и индивидуальных особенностей развития. В основе изучения коллекции целостный художественно-педагогический метод анализа произведения художественного творчества как «текста», позволяющий извлечь из него максимум информации об авторе, его воспитателях, исследователях, произведении и его «бытовании».
Изучение международной коллекции детского рисунка, формировавшейся с начала 1920-х гг., выявило репрезентативный материал для изучения следующих проблем:
• История художественного образования и эстетического воспитания ХХ века (дошкольного, общего и дополнительного) в СССР, РФ, странах СНГ;
• Возрастные особенности художественно-творческого развития;
• Художественное образование в 1920-1930-е гг. в Великобритании, Франции, Германии, Голландии, Норвегии, Швеции, Финляндии, США, Чехословакии, Польше, Дании, Испании, Турции, Иране, Японии, Китае, Австралии;
• Педагогические системы выдающихся художников-педагогов ХХ века;
• Место художественного творчества детей в культурном пространстве ХХ -начала ХХ1 века.
Практической задачей является включение результатов исследования в науку и педагогическое образование.
Список литературы:
1.Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. - М.: Новая Москва, 1925. - 240 с.
2.Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. - М.: Наука, 1986. - 254 с.
3.Кей Э. Век ребенка. - СПб, 1905. - 293 с.
4.Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребен-ка. - М., 1914. - 214 с.
5.Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 1965. -208 с.
6.Лихачев Д.С. Текстология. - Л.: Наука, 1983. - 640 с.
7.Лотман Ю.М. Типология культуры. - Тарту, 1970. - 106 с.
8.Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей. - СПб.: Алетейя, 2001. - 554 с.
9.История художественного образования в России - проблема культуры ХХ века. Сост. Н.Н. Фомина. - М.: Издательский дом РАО, 2003. - 412 с.
10.Фомина Н.Н. Детский рисунок как феномен художественной культуры. Методическое пособие / Н.Н. Фомина. - М.: ВЦХТ, 2014. - 172 с.