Научная статья на тему 'Изобразительное творчество детей: от традиций к реалиям и прогнозам'

Изобразительное творчество детей: от традиций к реалиям и прогнозам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕЩЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / FINE ARTS / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ARTISTIC CREATIVITY / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / ДЕТСКИЙ РИСУНОК / CHILDREN''S DRAWING / КОНКУРСЫ / COMPETITIONS / ВЫСТАВКИ / EXHIBITIONS / EDUCATION IN THE ARTS / ARTISTIC ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Л.Л.

Публикация представляет собой рецензию на научно-методическое пособие члена-корреспондента Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора Натальи Николаевны Фоминой. В статье представлена система научных воззрений известного в России ученого-педагога; в широком культурно-историческом контексте раскрыты основные идеи художественного образования и воспитания молодого поколения XX XXI веков; изложены концептуальные просветительские тенденции отечественной системы образования детей и юношества через искусство; показаны концептуальные подходы автора пособия к организации и проведению современных конкурсов и выставок изобразительного творчества детей. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия и сотрудничества детей, родителей и педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Л.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Visual Creativity of children: from tradition to the realities and projections

Publication is a Review of the scientific-methodical Manual of Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Natalia Nikolaevna Fomina. The Article presents the scientific System of beliefs known in Russia, Scientist and Educator; in a broad cultural and historical context of the basic ideas of artistic education and upbringing of the young generation of the 20-21st centuries; outlines the conceptual educational trends of the domestic system of Education for children and youth through Art; showing conceptual approaches the Author benefits to the Organization and Conducting of competitions and exhibitions of contemporary visual creativity of children. Special attention is paid to the interaction and cooperation of children, parents and teachers.

Текст научной работы на тему «Изобразительное творчество детей: от традиций к реалиям и прогнозам»

Humanity space International almanac VOL. 7, No 1, 2018: 236-243

Изобразительное творчество детей: от традиций к реалиям и прогнозам

Л.Л. Алексеева

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Институт художественного образования и культурологии Российской

академии образования»

119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1

Federal State Budget Research Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education» Pogodinskaya str. 8, building 1, Moscow 119121 Russia e-mail: ihoraodirect@mail.ru

Ключевые слова: художественное образование, просвещение, изобразительное искусство, художественное творчество, художественная деятельность, традиции, детский рисунок, конкурсы, выставки. Key words: education in the arts, education, fine arts, artistic creativity, artistic activities, traditions, children's drawing, competitions, exhibitions. Резюме: Публикация представляет собой рецензию на научно-методическое пособие члена-корреспондента Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора Натальи Николаевны Фоминой. В статье представлена система научных воззрений известного в России ученого-педагога; в широком культурно-историческом контексте раскрыты основные идеи художественного образования и воспитания молодого поколения XX -XXI веков; изложены концептуальные просветительские тенденции отечественной системы образования детей и юношества через искусство; показаны концептуальные подходы автора пособия к организации и проведению современных конкурсов и выставок изобразительного творчества детей. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия и сотрудничества детей, родителей и педагогов.

Abstract: Publication is a Review of the scientific-methodical Manual of Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Natalia Nikolaevna Fomina. The Article presents the scientific System of beliefs known in Russia, Scientist and Educator; in a broad cultural and historical context of the basic ideas of artistic education and upbringing of the young generation of the 20-21st centuries; outlines the conceptual educational trends of the domestic system of Education for children and youth through Art; showing conceptual approaches the Author benefits to the Organization and Conducting of competitions and exhibitions of contemporary visual creativity of children. Special attention is paid to the interaction and cooperation of children, parents and teachers.

[Alekseeva L.L. The Visual Creativity of children: from tradition to the realities and projections]

Глобальные вызовы современного мира не оставляют равнодушными всех, кто в той или иной мере причастен к формированию растущего человека, его гармоничному, разностороннему развитию. Педагоги-новаторы и ученые нашего времени, понимая сложность и многозначность существующих рисков и угроз, пристальное внимание уделяют духовному, образовательному потенциалу искусства, универсальным возможностям художественной деятельности и художественного творчества. В этом контексте рецензируемое научно-методическое пособие «Конкурсы и выставки изобразительного творчества детей в контексте художественной культуры: история, актуальные проблемы, перспективы» являет собой обобщение имеющегося исторического опыта и представляет систему научных взглядов Натальи Николаевны Фоминой на решение актуальных проблем современного детства с помощью искусства, на основе изобразительного творчества.

Вступительное слова автора «Зачем нужны конкурсы детского рисунка?» со всей очевидностью, искренностью и прямотой раскрывает не только реальные проблемы конкурсов изобразительного творчества детей, но и касается животрепещущих вопросов нашего времени. Это мир, война и детство, духовное общение молодого поколения, одиночество и семейные ценности, творческая деятельность и современные условия появления её непосредственных продуктов во взаимосвязи с повсеместной, можно сказать и тотальной, коммерциализацией художественной жизни современного российского общества. Такой посыл изначально предопределяет широкий спектр научных и методических проблем, рассматриваемых в пособии «в контексте художественной культуры», и вместе с тем показывает принцип мышления автора, который в сущности можно назвать «принципом научной открытости и честности».

В первой главе «Эстетическое воспитание - проблема культуры рубежа веков» на основе обстоятельного, глубокого анализа Трудов Всероссийского съезда художников в Петрограде (1911-1912 гг.) рассмотрены истоки появления концептуальных идей эстетического воспитания, обозначены

пути их широкой практической реализации, и, кроме того, исчерпывающе охарактеризованы проблемы и задачи того исторического периода, актуальные в настоящее время и в определенной мере раскрытые в некоторых публикациях (История художественного образования в России ХХ века, 2002; История художественного образования в России проблема культуры ХХ века, 2003).

Обращают на себя внимание вопросы, принципиально важные для современного художественного образования и эстетического воспитания: подготовка педагогических кадров для обучения детей искусству, системный подход к художественному воспитанию и творческому развитию каждого ученика, взаимодействие семьи, образовательных учреждений и музеев, создание эстетической среды для всестороннего развития ребенка, пересмотр программ обучения и составление их «в полном соответствии с запросами жизни», «образ учителя искусства, как всесторонне образованного человека, владеющего знаниями в области истории искусства, педагогики и психологии», необходимость «изучения студентами (будущими художниками-педагогами) «культуры души ребенка» и мн. др. Вне всяких сомнений, само упоминание в пособии концептуальных идей и воззрений прошлого для любознательного и пытливого читателя-учителя станет стимулом и «направляющей силой» дальнейшего перспективного профессионального развития.

На примере интереснейших исторических фактов во второй главе «Выставка детского рисунка как отражение методов образования и творческих задатков развивающейся личности» показана история проведения конкурсов и выставок ученических работ в Академии художеств, рассмотрены основные противоречия системы академического и художественно-педагогического образования, уделено внимание требованиям к качеству учебных работ и различным представлениям о качестве со стороны академического сообщества, местного школьного начальства и современных педагогических веяний и др. В этом случае очевидна взаимосвязь проблем прошлого и настоящего на примере оценки качества современного общего художественного

образования, общеизвестных Требований к результатам освоения общих образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (Алексеева, Критская, Кашекова, Олесина, 2013). Достойная уважения и продвижения авторская позиция ярко выражена уже в самом названии этой главы, тем не менее, именно здесь подчеркивается подлинность, бескорыстие и вдохновенность детского искусства, ценность художественного творчества детей, просветительские, методические и воспитательные задачи проводимых выставок детского рисунка.

Глава третья «Воспитание личной инициативы» основана на представлении идей и практики работы Сетлемента как формы клубной деятельности с «повседневной демонстрацией результатов творчества»; упоминании преемника Сетлемента -общества «Детский труд и отдых» с задачей «приобщение молодого поколения (детей московской городской бедноты) к человеческой культуре - искусству, науке, технике» через общеобразовательный труд, и примере социального и художественного воспитания детской трудовой колонии «Бодрая жизнь» (альбом «Революция»).

Выполненный обзор взглядов, идей и практической деятельности А.У. Зеленко, Л.К. Шлегер, В.Н. Шацкой и С.Т. Шацкого и др., приводимые автором аргументы и факты, убедительно показывают не только имеющийся исторический опыт успешной реализации прогрессивных идей в отечественной художественно-педагогической практике (Алексеева, 2010; Бакушинский, 2009). Но вместе с тем, очевидно доказывают насущную необходимость и возможность реального, непосредственного взаимодействия общества и государства с целью «воспитания творческой инициативной личности, способной к преобразованию мира».

Глава четвертая «Конкурсы и выставка детского рисунка в 1930-1950-х годах» посвящена истории, тематике и специфике проведения, целям и задачам проводимых конкурсов, принципам отбора рисунков и др. В процессе анализа автор делает акцент на просветительском характере выставок и конкурсов, их систематичности, способах оценивания и критериях результативности в плане художественного качества

работ, например, художественно-образная выразительность, стремление овладеть избранной техникой исполнения, адекватность выразительных средств и т.д. Рассмотрению теории П.Я. Павлинова уделено особое внимание, ввиду педагогической ценности Концепции «грамотного рисования», «методического руководства для преподавателей» и т.д.

Поднимается в данной главе и проблема творческого развития детей и подростков на примере выступлений В.С. Щербакова 30-40-х годов прошлого века; упоминается о причинах и следствиях принципиальных важных изменений к детскому художественному творчеству в 1940-е годы, делается вывод о переориентации методических позиций (от «ребенка к методу» в 1920-е гг. к «от метода к ребенку» в 1940-е гг.). В этой главе, как, впрочем, и во всем научно-методическом пособии, отчетливо прослеживается позиция автора, выражающаяся в чутком, внимательном и бережном отношении ученого и педагога к маленькому человеку-ученику, его потенциальным возможностям, художественным интересам и увлечениям, что безусловно достойно уважения и подражания.

Глава пятая «На рубеже эпох: смена парадигм - «от ребенка к методу» (1960-1980-е)» продолжает рассмотрение истории развития выставочной и конкурсной деятельности, сложившихся подходов, методов и практик, а также примечательных трудов, касающихся детского художественного творчества, в продолжение уже имеющихся трудов (Фомина, 2007; 2014). Кроме того, в контексте ряда культурных событий того времени автор описывает художественно-педагогическую жизнь обозначенного периода, излагает концептуальные подходы обучения искусству, показывает целевые ориентиры эстетического воспитания, приводит интересные факты и примеры из профессиональной жизни научно-исследовательского института художественного воспитания Академии педагогических наук СССР и т.д., делает выводы о необходимости консолидации усилий всех неравнодушных деятелей образования и искусства во имя эстетического и творческого будущего ребенка. В данном случае можно говорить о продолжении концептуальных идей одной из известных монографий (Научные школы педагогики искусства,

2008).

Глава шестая «Конкурс и выставка детского рисунка как метод просвещения детей, родителей и педагогов» затрагивает краеугольную проблему, связанную с объединением усилий школы и семьи в воспитании подрастающего поколения. Речь идет о разработке концепции конкурса и выставки, значении цели и задач и т.д. На примере самых разных образовательно-выставочных проектов ретросовременных, ретроспективных и др. выставок детского рисунка автор показывает возможности организации интересных экспозиций для полноценного эстетического воспитания и просвещения детей и их родителей. Материал главы представлен таким образом, чтобы педагоги и родители, после ознакомления, смогли в дальнейшем самостоятельно организовать конкурс и затем выставку детского художественного творчества.

В заключительном слове о перспективах предлагаются краткие рекомендации по успешной организации конкурсов и выставок детского изобразительного творчества, приоритетах, действительных целях и задачах, тематике и номинациях таких мероприятий, что, безусловно, будет полезно и поучительно для широкого круга читателей. Отметим с положительной стороны сам стиль изложения, научный и в тоже время доступный для понимания педагогами-практиками; подчеркнем бесспорную ценность весьма редких исторических документов, материалов, изданий, упомянутых в пособии (Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде 1911-1912 гг., работы Воронова В.С. и Зеленко А.У., Шацкой В.Н. и Шацкого С.Т., Павлинова П.Я. и др.).

Скажем и о том, что пособие логично структурировано, включает шесть глав, введение и заключение, а также Приложения, органично дополняющие содержание всей работы. В числе Приложений:

«Выставки детского рисунка в пространстве культуры» с соответствующими комментариями и тематикой основных выставок 1994-2017 гг.;

«Этапы формирования коллекции», где подробно и обстоятельно раскрыты основные идеи и подходы к отбору детских рисунков, предложен список литературы;

«Фронтальная опись Международной коллекции детского рисунка ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», которая дает полное представление о собрании продуктов художественного творчества детей в разные исторические периоды.

Каждое из Приложений является не только научным и методическим подспорьем для музейных педагогов, учителей предметной области «Искусство», педагогов дополнительного художественного образования, но и весьма содержательным учебным материалом для студентов образовательных учреждений соответствующего среднего и высшего профессионального образования.

Научно-методическое пособие «Конкурсы и выставки изобразительного творчества детей в контексте художественной культуры: история, актуальные проблемы, перспективы» члена-корреспондента Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора Натальи Николаевны Фоминой еще не опубликовано, продолжается работа над ним в одном из известных российских издательств. Очевидно, что этот труд, написанный эмоционально и с пристрастием к избранному делу, показывает нам, современникам, не только прошлое и настоящее, но и прогнозирует будущее, неразрывно связанное с искусством, творчеством и художественной деятельностью человека. И с уверенностью можно говорить о том, что появление этой книги станет примечательным и радостным событием для всех исследователей и педагогов, художников и деятелей искусства, заинтересованных в продвижении отечественных идей образования молодого поколения с помощью искусства и художественного творчества.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеева, Л.Л. 2010. Об уроке изобразительного искусства в историческом

аспекте. - Изобразительное искусство в школе. № 6: 64-70. Алексеева Л.Л., Критская Е.Д., Кашекова И.Э., Олесина Е.П. 2013. Искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение. Серия «Работаем по новым стандартам». 77 с.

Бакушинский А.В. 2009. Художественное творчество и воспитание. Сост., вст.

ст. Н.Н. Фомина, Т.А. Копцева. М.: Карапуз. 304 c. История художественного образования в России проблема культуры ХХ века. Сост. Н.Н. Фомина. М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003. 412, [1] с., [28] л. цв. ил. История художественного образования в России ХХ века. Сост. Н.Н. Фомина.

М.: Педагогика, 2002. 473 с. Научные школы педагогики искусства: монография. Часть I. Под ред. Л.Г. Савенковой; ред. А.В. Фоменко. М.: Издательский Дом Российской академии образования, 2008. 162 с. Фомина Н.Н. 2007. Детский рисунок: изучение, хранение и экспонирование:

монография. Ижевск: ERGO. 162 с., [8] л. цв. Ил. Фомина Н.Н. 2014. Детский рисунок как феномен художественной культуры. Методическое пособие. М.: ВЦХТ. 157 с.

Получена /Received: 02.02.2018 Принята /Accepted: 15.02.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.