Научная статья на тему 'Национальная культура в рисунках детей народов Севера 1920-1930-х гг. (на материале международной коллекции детского рисунка ФГБНУ "Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования")'

Национальная культура в рисунках детей народов Севера 1920-1930-х гг. (на материале международной коллекции детского рисунка ФГБНУ "Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования") Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
148
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКЦИЯ / COLLECTION / ДЕТСКИЙ РИСУНОК / DRAWING / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ARTISTIC DEVELOPMENT / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AESTHETIC EDUCATION / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фомина Н.Н.

Статья знакомит с собранием детских рисунков народов Севера 1920-1930-х годов из коллекции Института. Автором определены географические масштабы коллекции, выявлена национальность детей, изучены особенности восприятия традиционной культуры и картины мира детьми разных национальностей, описана история отдельных учебных заведений, судьба некоторых детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National culture in children''s drawings of peoples of the North 1920-1930; (based on the international collection of children''s drawings of the institute of art education and cultural studies of the Russian academy of education

The article introduces the collection of children's drawings of the peoples of the North 1920-1930-ies from the collections of the Institute. The author defines the geographical scope of the collection, revealed the nationality of the children, the peculiarities of the perception of traditional culture and world view of children of different nationalities, describes the history of individual schools, the fate of some children.

Текст научной работы на тему «Национальная культура в рисунках детей народов Севера 1920-1930-х гг. (на материале международной коллекции детского рисунка ФГБНУ "Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования")»

Humanity space International almanac VOL. 6, No 4, 2017: 789-799

Национальная культура в рисунках детей народов Севера 1920-1930-х гг. (на материале международной коллекции детского рисунка ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»)

Н.Н. Фомина

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Институт художественного образования и культурологии Российской

академии образования»

119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1

Federal State Budget Research Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education» Pogodinskaya str. 8, building 1, Moscow 119121 Russia e-mail: natalyafomina@yandex.ru

Ключевые слова: коллекция, детский рисунок, художественное развитие, эстетическое воспитание, художественное образование.

Key words: collection, drawing, artistic development, aesthetic education, art education.

Резюме: Статья знакомит с собранием детских рисунков народов Севера 19201930-х годов из коллекции Института. Автором определены географические масштабы коллекции, выявлена национальность детей, изучены особенности восприятия традиционной культуры и картины мира детьми разных национальностей, описана история отдельных учебных заведений, судьба некоторых детей.

Abstract: The article introduces the collection of children's drawings of the peoples of the North 1920-1930-ies from the collections of the Institute. The author defines the geographical scope of the collection, revealed the nationality of the children, the peculiarities of the perception of traditional culture and world view of children of different nationalities, describes the history of individual schools, the fate of some children.

[Fomina N.N. National culture in children's drawings of peoples of the North 19201930; (based on the international collection of children's drawings of the institute of art education and cultural studies of the Russian academy of education]

В Институте под номером 58 хранится большая картонная папка, в которой нашими предшественниками-Г.В. Лабунской и А.В. Щекин-Кротовой, были собраны рисунки детей народов Севера. Всего 268 единиц хранения. В папке рисунки дифференцированы по группам, сложенным в

бумажные папки небольшого размера, надписи на которых содержат следующую информацию: на некоторых значится имя коллекционера и годы собирания, на некоторых- место происхождения и годы поступления.

В папке хранятся рисунки, выполненные в 1926-1937 гг. детьми разных национальностей от 5-ти до 16-ти лет. Это -гиляки (нивхи), гольды (нанайцы), коряки, ламуты, ненцы, удэгейцы, ульчи, эвенки-тунгусы, эвены, эскимосы, якуты.

Географические масштабы коллекции определяются следующими территориями - Камчатка, Хабаровский край, Сахалин, Якутия, Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края, Новая Земля, Архангельская область, Дальний Восток, Алтай, Катангский район Восточной Сибири.

Источниками поступления являлись собрания отдельных исследователей - Елизаветы Орловой в 1926-1927 гг., А. Чирковой в 1930-31 гг., Митрофановой в 1936-1937 гг., перепись населения, экспонаты Международной выставки детского рисунка 1934, конкурсы детского рисунка1930-х годов. Источники поступления определены в результате изучения основы- бумаги, на которой выполнен рисунок (тетрадные, альбомные листы, бланки переписи), каждой пометы, оставленной на рисунке или сопроводительном документе.

Собрание рисунков детей народов Севера 1920-1930-х гг. состоит из трех основных частей. Часть рисунков была собрана в 1926-1927 гг., две другие- в 1930-е гг. при научном исследовании быта и культуры народов Севера и при подготовке всесоюзных выставок детского рисунка. На 55 рисунках - печать (штамп) Управления по развитию хозяйства и культуры народов Севера Главсевморпути при Совнаркоме СССР, основанного в 1935 году. Из этого Управления в Центральный дом художественного воспитания детей Наркомпроса РСФСР, судя по печатям, поступили папки с рисунками 1926-1927 гг. и рисунками 1930-х гг.

На первой подборке рисунков, состоящей из 58 единиц хранения- важная информация: «собраны на Камчатке Елизаветой Орловой. 1926-1927 гг.» Удалось выяснить биографию Елизаветы Орловой и цель ее экспедиции на

Камчатку. Елизавета Порфирьевна Орлова (1899-1976), этнограф, внесший значительный вклад в исследование культуры ительменов Камчатки. Родилась в Беженце Тверской губернии, в семье священника. Окончила с золотой медалью гимназию, 3 года работала сельской учительницей. Специальное образование получила в Петроградском географическом институте, была ученицей Льва Яковлевича Штернберга (18611927)- выдающегося отечественного этнографа, изучавшего традиции и быт северных народов, в частности Сахалина. В 1925 г. Е.П. Орлова работала на Камчатке с целью изучения ительменов, в 1926-1927 участвовала во Всесоюзной переписи населения (Усть-Камчатск, Большерецкий и Тигильский районы Камчатки). С 1928 работала в Русском музее, в отделе Сибири. С 1949 возглавляла отдел Сибири и Дальнего Востока Музея этнографии народов СССР. В 1950-1960-е гг. совершила экспедиционные поездки на Сахалин и Камчатку с целью пополнения музейных коллекций. Автор книги «Ительмены» (Владивосток, 1999).

В процессе исследования были выявлены некоторые учебные заведения, из которых происходят рисунки. Это -Хатангская туземная школа, из которой в 1930-1931 гг. поступили 13 рисунков детей 9-14 лет, Школа стойбища Гвасюги Хабаровского края, Аркинская школа-интернат, школа Новой Земли, начальная школа при Майма -Чергачакском лесозаводе на Алтае, а также Факультет народов Севера при И.Ж.В.Я.

Некоторые из учебных заведений существуют до настоящего времени.

Так в 2016 году свое 90-летие отметила Хатангская школа.

Хатанга - по-эвенкийски означает «большая вода», «много воды» - населенный пункт в верховьях Хатанги, находящийся на севере Красноярского края в Таймырском Долгано-Ненецком районе. Хатанга была основана в 1626 году. Основными занятиями местных жителей были рыболовство и охота. В 1891 году в поселке находилось 6 домов, а также церковный дом и хлебозапасный магазин. В 1918 году до Хатанги дошли вести о свершившейся революции. В 1922 году

была основана фактория «Хатанга», которая способствовала восстановлению торговли и получению жителями товара первой необходимости, хлеба, в обмен на пушнину. По переписи населения 1927 года в Хатанге насчитывалось 508 хозяйств.

Архивные данные свидетельствуют о том, что в 1926 году была образована Хатангская средняя школа №1. В настоящее время школа имеет свой сайт, который позволил выяснить ее историю. Первым человеком, обучавшим грамоте в Хатанге, был местный священник Богоявленской церкви М. Суслов. Занятия проводились при храме. Обучались только мальчики. После революции 1917 года Хатангская Богоявленская церковь была упразднена, поэтому прекратились занятия в приходской школе. Они возобновились в 1924 году в опустевшем после революции доме священника. Тогда школа называлась «туземной». В 1926 году учеников насчитывалось всего шесть человек. Сыновья хатангских и кочующих в окрестностях оленеводов стали первыми учениками начальной школы. А первыми учителями, преподававшими в ней, стали работники фактории «Хатанга». Они совмещали работу на фактории и учительский труд. В 1928 году усилиями Якова Тихоновича Торгашина по согласованию с властями была организована школа-интернат. В здании школы ей выделили маленькую комнатку для проживания. О хозяйственных нуждах заботились два человека - Федор Федосеев и Василий Портнягин (в рассматриваемой папке хранятся рисунки Портнягина, по-видимому, сына Василия.- Н.Ф.).

В 1929 году в Хатангу приехала Александра Афанасьевна Васильева. С приездом А.А.Васильевой Хатангская туземная школа переросла в обычную четырехклассную и, как утверждают архивы, стала работать почти в полную силу, во всяком случае учебный год несколько удлинился. Александра Афанасьевна работала в Хатанге до 1931 года, затем выехала на материк, но в сороковые годы она вернулась в Хатангу. Таким образом, пионерами, сподвижниками учительского дела в Хатанге, были Яков Торгашин и Александра Васильева. В этом почетном качестве они и занесены навечно в анналы истории хатангского образования.

Можно с уверенностью считать, что именно при

названных учителях сделаны рисунки учащихся Хатангской школы, хранящиеся в коллекции Института. Небольшая подборка выразительно передает жизнь поселения того времени. Достаточно назвать сюжеты, изображенные детьми: становище хатангов, гражданская война, приехали на факторию, озеро, укрощение оленей, эскиз ковра, национальной одежды, шаманят.

Интересна история Факультета народов Севера при Центральном институте живых восточных языков (ЦИЖВЯ). Институт был учреждён в 1920 г. в Петрограде. Перед Институтом была поставлена задача готовить работников для практической деятельности на Востоке, а также научных работников для вузов и академических учреждений. В 1925 г. при Ленинградском государственном университете открылось северное отделение. В 1926/1927 оно было передано в институт, на правах "рабочего факультета для представителей северных и восточных народностей СССР". В 1929 году отделение было переименовано в северный факультет; в это время на нём обучалось 292 человека. При северном отделении ЛИЖВЯ с 1926 года до времени его закрытия существовал кружок изобразительного искусства, которым до 1929 года руководил художник П. И. Соколов. В 1930 г. на базе Северного отделения ЛИЖВЯ был создан Институт народов Севера. Петр Иванович Соколов (1892-1937)- художник книжной иллюстрации, живописец график. Выпускник Петроградского ВХУТЕМАСа (1918-1922). Ученик живописной мастерской К.С. Петрова-Водкина.

В коллекции представлены две работы 1930-х гг. эвенка (тунгуса) Афанасьева - слушателя подготовительного курса Севфака ЦИЖВЯ - иллюстрация к рассказу «Где и как живут тунгусы» (Инв. П 58 № 235) и «Охота на уток (как ожила утка)» (Инв. П 58 № 236). Обе работы выполнены карандашом на бумаге имеют печать (штамп) Управления по развитию хозяйства и культуры народов Севера Главсевморпути при Совнаркоме СССР. Можно предполагать, что его педагогом был П.И. Соколов. Оба рисунка свидетельствуют о том, что педагоги, дававшие образование представителям северных народов, стремились мотивировать интерес к обучению

любовью родной природы и национальных традиций.

Образной выразительностью отличаются рисунки Новоземельской школы, дающие возможность выявить особенности эстетического восприятия отдельных учащихся. Подборка имеет печать (штамп) Управления по развитию хозяйства и культуры народов Севера Главсевморпути при Совнаркоме СССР. Указаны годы создания работ - 1929-1930. Рисунки сгруппированы в индивидуальные подборки, выполненные детьми, явно рисующими постоянно. Среди них восхищение вызвали рисунки, подписанные фамилией Вылко, -Ольга Вылко, Николай Вылко, Афанасий Вылко, на одном из рисунков- Афанасий Ильич Вылко. Большинство рисунков изображает Белушью губу- величественной красоты пролив между скал. Некоторые работы имеют панорамный характер. Вода, фрагменты суши, могильные кресты. В процессе исследования удалось выяснить, что дети воспитаны первым художником Новой Земли Тыко Вылко (Илья Константинович Вылко. 1886-1960). Родители Тыко Вылки были первыми жителями Новой Земли. Они бежали от голода с Ямала на Новую Землю в Х1Х в. Тыко Вылко вошел в историю отечественного искусства как наивный художник, талант которого раскрылся в ходе экспедиций В. Русанова и Г. Седова. В них он участвовал как местный житель, прекрасно знавший остров. Именно В. Русанов дал ему карандаш, а затем холст и краски. Основная часть жизни Тыко Вылко прошла на Новой Земле. Открыв в себе художника, он приучил к рисованию и своих детей. Афанасий Вылко, чьи детские рисунки хранятся в нашем собрании, был направлен учиться в Институт народов Севера, был послушным учеником и, по-видимому, утратил наивную целостность восприятия мира, которой был одарен от природы.

Афанасий рисовал в детстве не только, когда ему было хорошо, но и когда тревожно, голодно, одиноко. На одном из рисунков он изобразил себя. Фигура ребенка в национальной зимней одежде величественна на фоне неба, но ему одиноко, он вместо собаки или оленя тащит сани с поклажей. На рисунке надпись, которая и помогла узнать историю семьи: «Просто рисовал Афанасий Ильич Вылко и собаки нету у этого

человека».

Большинство рисунков, представленных в папке, выполнено подростками, впервые взявшими карандаш или акварельные краски. Они не были знакомы с перспективой и другими премудростями «грамотного» рисования. Между тем дети воспринимают пространство целостно. Ребенок берет лист и его основную часть оставляет, словно не заполненной изображением. На самом деле- это не пустота, это озеро, границы которого вписывает в лист, включая людей, строения в верных пропорциональных соотношениях, выбирает нужный формат, добиваясь безупречного композиционной выразительности. Целостное (космическое) восприятие пространства характеризует, как показало изучение рисунков разных национальностей, мировосприятие детей, живущих на берегу озер, океанов и морей- огромных водных пространств.

Дети Севера со знанием дела и во всех подробностях изображают события, происходящие в жизни, в которой роли в соответствии с национальными традициями строго распределены между разными возрастами и полами: у детей, взрослых- старых и молодых, женщин и мужчин свой круг обязанностей. Вглядываясь в изображение свадьбы, ловлю оленей, путешествие на санях, строительство чума, колдовские игры шаманов, понимаешь, что каждый свою роль отлично не только понимал, но знал с раннего детства.

С явным удовольствием и пониманием смыслов дети изображают людей, раскрывая выразительность национальных костюмов, потому что в них отражен и образ жизни, и организация быта и деятельности человека.

Некоторые рисунки, изображающие движение оленей с людьми и без людей, собачьих упряжек или движение лодок по рекам и морям, заставляют вспомнить наскальные росписи.

Дети не только восхищаются красотой оленя, но изображают и жестокие сцены укрощения оленей, охоты на медведей, птиц, рыб. Они наивно и искренне рассказывают обо всех трудностях жизни.

Национальная картина мира складывается в некоторых рисунках, вдохновленных литературными произведениями и национальными праздниками. Назову некоторые из них: Самар

Михаил. Гольд. Дальне-Восточный край, ГОЛЬДСКАЯ БОРЬБА. 1928 (Инв. П 58 № 28); Мальчик. Гольд. Ульгувье. Дальне-Восточный край, СТАРИННЫЙ РАССКАЗ КОРЯКА. Иллюстрация. 1928 Инв. П58№29; Неизвестный автор. Ненец. Новоземельская школа, МЕДВЕЯСКИЙ ПРАЗДНИК. 1935 (Инв. П 58 № 73).

Медвежий (медвеяский) праздник объединяет многие северные народы. Его суть раскрывает по существу языческое понимание природы. Этнографы изучили содержание праздника. Праздник начинался с охоты на медведя. Согласно верованиям, медведь сам сдаётся на милость охотника, вставая на задние лапы и открывая уязвимое брюхо. Считается, что в этот момент в медведя перерождается кто-то из уже умерших родственников. Обычно это старшие родственники, однако могут быть и сыновья. Сдающийся медведь- это родственник, который хочет отправиться в гости к своим. Смерть для него не страшна- он переродится. Охотники об убитом медведе никогда не скажут, что это они его убили, медведя нельзя убить, он только сдаётся. Далее следовали гадания, разделка и употребление медведя, создание символа медведя, гостящего в доме. В конце ритуала охотник наряжался в шкуру медведя (или надевал медвежий нос) и таким образом в личине животного как бы приманивал охотникам добычу. В рисунках подростков «медвежий» праздник изображается как череда ритуалов или его отдельные эпизоды. Всегда в мажорном ключе.

Большое место в рисунках детей занимает изображение национальных ковров, украшенных орнаментами, и самостоятельных орнаментов. Смысл орнаментов заключается в почитании оленей. Наиболее профессиональное выражение орнаменты, известные как «оленьи рога», нашли в тетради, сформированной в 1931-1933 гг. т. Гедеоновым (как свидетельствует надпись на обложке) названной им НАРОДНЫЕ ОРНАМЕНТЫ (ЭЛЕМЕНТЫ). 16 ОРНАМЕНТОВ. На тетради есть печать (штамп) Управления по развитию хозяйства и культуры народов Севера Главсевморпути при Совнаркоме СССР (Бумага, карандаш, акварель. 17,5х23 Международная коллекция детского рисунка «ИХОиК РАО» Инв. П 58 № 212).

Эвенки (подростки 14-16 лет) из села Ербогачён Катангского района Восточно-Сибирской области в 1937 году выполнили графическими материалами целую серию кумаланов. Кумалан- это национальный ковёр эвенков из оленьих шкур с чередованием белых и черных фрагментов. Несмотря на общее задание, каждая работа заключает в себе индивидуальные выразительные особенности. Некоторые эскизы ковров были показаны на Всесоюзной выставке детского творчества в изобразительном искусстве в 1937 году.

Рассмотрение рисунков детей разных национальностей дает возможность во всех подробностях представить национальный костюм- бытовой и праздничный, жилище, быт, эвенков, ненцев, каряков, гольдов, якутов и других народов.

Особое направление художественного творчества детей Севера представляют вырезки изобразительного и орнаментального характера. При изображении двух оленей юный автор- житель Сахалина, линий не повторяет- у каждого свой наклон головы, движение ног, выразительная красота рогов.

Высокий художественный уровень рисунков и вырезок ставит нас перед вопросом: как необученные дети так тонко владели колоритом при работе акварелью, линией, точно передавали пропорции.

Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. В каждом конкретном случае мы имеем дело с результатом индивидуального художественного творчества. Но особые мировоззренческие качества и раннее развитие определенных навыков объединяют детей Севера.

О рисунках северных детей в журнале «Юный художник» (1937 г., № 4) опубликована статья А.В. Щекин-Кротовой. Она написана в форме рассказа о мальчике, которому отец- ученый оленевод, привозит рисунки детей Крайнего Севера. В ней она объясняет мастерство и точность линейного рисунка наблюдательностью детей, а также ранним освоением ножа. «Ножом с малых лет приучаются ребята владеть в совершенстве. И карандашом они рисуют, словно ножом режут; ставят карандаш вертикально и, не отрывая острия от бумаги, ведут крепкую линию контура оленя» (с. 22).

Большой интерес представляют рисунки, выполненные по тестовым темам, предложенным при изучении жизни детей Севера и условиями конкурсов детского рисунка 1930-х годов: «Чем занимаются ваши родители?», «Домашние животные», «Дикие животные», «На выборы», «Гражданская война», «Самый веселый день, который я провел в последнее время». Некоторые задания разрушали целостное представление о мире. Рисуя, дети стали «перечислять», чем занимаются родители, отдельно изображая люльку с ребенком, обработку шкуры оленя, качели и т.д.

Самым трудным стал вопрос, какие животные дикие, а какие домашние. Сохранился рисунок оленя 1937 года с характерной надписью: «Олень домашний, он же дикий».

1920-1930-е гг.- сложный этап жизни северных народов, связанный с социальными и цивилизационными преобразованиями. В связи с созданием промышленности в Сибирь приезжали квалифицированные кадры из крупных городов, среди них были и учителя, внимательно относившиеся к творческому развитию каждого ребенка. В коллекции сохранилась большая подборка рисунков детей Митрофановых из Майма-Чергачакского лесозавода на Алтае, раскрывающая особенности развития трех детей от 4-х до 10 лет. Это были любящие рисовать дети русского происхождения, которые под впечатлением природы, по-видимому, рано перешли на вполне реалистическое, достоверное изображение гор, реки Катунь-всей окружающей красоты. Рисовали настолько увлеченно и успешно, что как свидетельствуют сопровождающие эти работы записи, оформленные в альбомы и сложенные в папочки, рисунки были переданы в ИЗО-сектор Центрального дома художественного воспитания детей А.В. Щекин-Кротовой 7 декабря 1936.

Первый показ рисунков детей народов Крайнего Севера состоялся в Москве на первой Международной выставке детского рисунка в 1934 года в залах Государственного музея изобразительных искусств. Это были традиционные вырезки с Сахалина, изображающие оленей (о которых сказано выше); пейзажи Новой Земли, а также рисунки из г. Алдан Якутской АССР. В 1934 году детей из Якутии ориентировали на

изображение успехов индустриализации, о чем ярко свидетельствуют темы изображения: дорога на Алдан до 1925 года; дорога на Алдан сейчас в1934 году; добыча золота ручным способом на Алдане; добыча золота механизированным способом (драга) на Алдане; добыча золота механизированным способом (гидравлика) на Алдане.

Уберечь задатки, заложенные в детях природой и развитые традициями, в условиях цивилизации едва ли возможно, тем ценнее исторические свидетельства, хранящие удивительные качества целостного восприятия ребенком гармонии человека с миром, память национальной культуры.

Работа выполнена в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки Российской Федерации по Проекту «Теоретические основания и формы выявления и развития художественной одаренности детей и подростков», 27.7384.2017/БЧ (Номер для публикаций: 27.7384.2017/8.9).

Получена / Received: 16.07.2017 Принята/Accepted: 10.08.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.