Научная статья на тему 'Детский лагерь - подбор и подготовка кадров. История и современность'

Детский лагерь - подбор и подготовка кадров. История и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ ЛАГЕРЕЙ / ИСТОРИЯ ПРОФЕССИИ "ВОЖАТЫЙ" / СТУДЕНЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / CHILDREN'S CAMP / THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S CAMPS / THE HISTORY PROFESSION-COUNSELOR / STUDENT PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камнев Александр Николаевич, Манукян Елена Левановна, Белухина Евгения Вячеславовна

Перспективы использования детского лагеря в качестве площадки для прохождения студенческих практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children’s Camp - Selection And Training Of Staff. History And Modernity

The paper considers the history of the development of children's camps. Shows the history of the profession counselor. Showcased the prospects of using children's camp as a site for passing student practices.

Текст научной работы на тему «Детский лагерь - подбор и подготовка кадров. История и современность»

ДЕТ

УДК 37.0

СКИЙ ЛАГЕРЬ —

подбор и подготовка кадров

История и современность

Александр Николаевич Камнев,

профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, ведущий научный сотрудник Института океанологии имени П.П. Ширшова, доктор биологических наук

Елена Левановна Манукян,

сотрудник Международного фонда «Дорогами открытий» Евгения Вячеславовна Белухина,

студент Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена

В работе рассматривается история развития детских лагерей. Показана история возникновения профессии — вожатый. Продемонстрированы перспективы использования детского лагеря в качестве площадки для прохождения студенческих практик.

• детский лагерь • история развития детских лагерей • история профессии «вожатый» • студенческие практики

Навстречу Лету!

Навстречу Лету! Солнечный девиз! Полёт стрижей и ласточек круженье, Купаться в реке! С обрыва — вниз! И росных трав к ступням прикосновенье! Навстречу Лету! Ты не постарел! Ты также верен Детству и вожатству! Круговорот забот, эмоций, дел И преданность неугомонных братству! Навстречу Лету! Вечное стремленье! И сердца ритм горячий, до накала! Держитесь! Нам нельзя прервать Движенья! Пусть нелегко, но важно: всё сначала! Навстречу Лету! Словно миг, пройдёт Триада месяцев, счастливых и весёлых, Держитесь! Так из года в год: Вновь будут дети! Всё начнётся снова! Навстречу Лету! Мы должны уже Длить, любить, хранить дорогу эту! Путь к сердцам ребячьим, к их душе... Маршрут судьбы — всегда навстречу Свету!

О. Миронец

В современных экономических условиях привычная система организации летнего детского отдыха в России претерпела радикальные изменения. На смену традиционной системе пионерских лагерей, сложившейся и функционировавшей на протяжении 72 лет (с 1922 по 1994 г.), когда детские лагеря организовывались по территориально-производственному принципу, находились на балансе предприятий, финансировались и укомплектовывались кадра ми силами общественных организаций (комсомола и профсоюзных организаций), пришло новое направление — «индустрия детского отдыха».

Трансформировалось и само понятие «лагерь». Сегодня это понятие имеет два значения: лагерь как самостоятельный хозяйствующий субъект и лагерь как форма работы: выездной тренинг,

психолого-педагогическая программа, организуемая на специально подобранной базе1.

В настоящее время уже ушли в прошлое типовые проекты застроек лагерей, единые планы работы. В условиях жёсткой конкуренции на рынке педагогических услуг каждый лагерь создаёт свой неповторимый стиль, ибо в числе главных заказчиков выступает теперь не только государство, но и родители, сам ребёнок. Устроитель стремится, чтобы его лагерь был неповторим по ландшафтному дизайну, по архитектуре и, главное, по педагогическим программам и педагогическим кадрам.

Несколько слов об истории развития детских лагерей

Скорее всего, родиной лагерей (местом социализации в закрытой системе и приобретения детьми определённых навыков, в большей степени военных) можно считать античную Грецию. Аналогичный подход при организации потешных полков в России использовал Пётр I, военачальники Отечественной войны 1812 г.

Родиной же детских оздоровительных летних лагерей (колоний), послуживших прообразом сегодняшних детских оздоровительных лагерей и центров, в Европе является Швейцария. Именно в этой стране идея о необходимости организовывать летний детский отдых была реализована в 1876 г. пастором Вальтером Бионом.

«Колония» от латинского — «со1оша» — поселение. Одно из значений этого слова — сообщество земляков в чужой местности, точно объясняет смысл явления: переезд детей из города и проживание поселением в «чужой» местности.

Его идея заключалась в следующем: детей школьного возраста, выбранных из среды ма-

1 Дети плюс... радость, здоровье, развитие: Из опыта реализации педагогических программ детских оздоровительных лагерей регионов Российской Федерации. — Анапа, 2003. — 84 с.; Детский отдых как пространство развития: сборник научно-методических материалов из опыта работы детского санаторно-оздоровительного лагеря «Кавказ» (город-курорт Анапа) /

Под ред. Л.С. Ледневой — М.: Наука, 2007. — 315 с.

териально не обеспеченного класса, перевезти из города в местность с чистым воздухом; дать им здоровое и обильное питание и организовать активный образ жизни (прогулки, физический труд), наняв для этой работы профессиональных педагогов и врачей.

В период ранней стадии формирования индустриального общества, урбанизации и интенсивного роста городского населения идея Вальтера Биона оказалась поистине своевременной. В течение последующих 10 лет практически во всех странах Европы были организованы летние детские каникулярные колонии, например: в 1873 г. в Дании, 1876 г. — Германии, 1879 г. — Австрии, 1881 г. — Франции, Италии и Норвегии, 1883 г. — Голландии, 1884 г. — Венгрии, 1885 г. — Швеции, 1886 г. — Бельгии, 1887 г. — Испании.

В 80-е годы XIX в. Россия вошла в период глубоких социальных реформ. Они происходили во всех направлениях жизни, в том числе и в образовании. Важно подчеркнуть, что в этот период частные лица и общественные организации берут на себя ответственность за реализацию программы, способствующей сохранению генофонда, укреплению здоровья нации, а также решения проблем социальной поддержки неимущих классов через организацию летнего детского оздоровительно отдыха.

Идея создания летних детских колоний по «плану Биона», так же как и в Европе, быстро нашла поддержку в передовых кругах российского общества. Отдельные частные инициативы в короткие сроки стали преобразовываться в общественное движение, организующее свою деятельность через многочисленные комитеты, кружки, общества.

Так, например, только в Петербурге в 1889 г. было создано 9 частных комитетов и обществ, занимавшихся организацией летнего детского отдыха. На их базе

впоследствии стал проводиться подбор и обучение учителей для работы в летних вакационных (каникулярных) колониях. В 1904 г. уже Московская городская дума рассматривала вопрос о создании собственных детских летних колоний.

Вопросы организации детского отдыха волновали не только общественность крупных промышленных центров России Петербурга и Москвы, «глубинка» тоже не осталась в стороне. Интересно подчеркнуть, что даже при отсутствии единой структуры, объединяющей учреждения, кружки и общества, занимающиеся вопросами организации детского отдыха, география возникновения летних детских колоний была достаточно широкой.

Финансирование детского отдыха также прошло свой определённый путь. Первоначально это были личные сбережения организаторов колоний, пожертвования сочувствующих граждан, членские взносы участников общественных организаций. Впоследствии добавятся и целевые государственные инвестиции.

К проблемам организации детского летнего отдыха было приковано внимание представителей различных социальных групп. Многие жертвователи остались неизвестными, однако сегодня необходимо назвать имена тех, кого мы считаем цветом русской нации, людей принимавших активное участие в организации летних детских колоний и способствовавших их быстрому распространению по всей территории России.

Вот лишь некоторые из них: Павел Михайлович (1832—1898) и Сергей Михайлович (1834—1892) Третьяковы; Савва Тимофеевич Морозов (1862—1905); театральный деятель Александр Александрович Бахрушин (1865—1929); Александра Саввична Мамонтова — дочь промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова; графиня Прасковья Сергеевна Уварова (урождённая княжна Щербатова), возглавившая после смерти её мужа (в 1884 г.) Московское археологи-

ческое общество; княгиня С.К. Голицина, общественный и политический деятель; министр образования Временного правительства графиня Софья Владимировна Панина (1871—1957). Спустя некоторое время идея организованного детского отдыха получила и государственную поддержку.

В России с самого начала создания каникулярных (вакационных) колоний вопрос их кадрового обеспечения решался только путём подбора профессиональных кадров: врачей, учителей, священников, поваров.

Интересно отметить, что, несмотря на большое разнообразие педагогического коллектива, его состав в разных странах существенно отличался. Так, например, в Венгрии и Бельгии основным решением педагогических задач занимались врачи, в Германии — учителя, в Швейцарии — священники и Рабочий союз, во Франции и Италии — общественные деятели и священники. В России — священники и учителя.

Такое отличие было связано с тем, что в разных странах по-разному относились к духовному воспитанию детей. Вальтер Бион же настоятельно подчёркивал, что для детей на отдыхе важны не только

физические нагрузки, но и обязательны воспитательные — духовные.

Краткая история возникновения профессии «вожатый»

Родиной детских оздоровительных летних колоний, послуживших прообразом сегодняшних детских оздоровительных лагерей (центров) в Европе, как было уже написано ранее, является Швейцария. Именно в этой стране идея о необходимости организовывать летний детский отдых, десятилетия носившаяся в воздухе, была реализована в 1876 г. пастором Вальтером Би-оном. Его идея заключалась в следующем: детей школьного возраста, выбранных

из среды материально не обеспеченного класса, перевезти из города в местность с чистым воздухом, дать им здоровое и обильное питание и организовать активный образ жизни (прогулки, физический труд), наняв для работы с детьми профессиональных педагогов и врачей2. В колониях, организованных по «Плану Биона», должно было обязательно выполняться следующее условие: для работы вместе с детьми выезжают кадры, имеющие профессиональную подготовку, т.е. врачи, учителя, священники.

С самого начала создания каникулярных (вакационных) колоний вопрос кадрового обеспечения решался путём подбора исключительно профессионалов: врачей, учителей, священников, поваров. Инициаторами создания летних детских каникулярных колоний были представители разных слоёв общества и профессий.

В докторской диссертации врача А.М. Зеле-нецкого, написанной более ста лет назад, отмечалось, что «колония типа Биона представляет из себя небольшую группу детей, находящуюся под руководством опытного руководителя. Второй главный фактор влияния на детей составляет воспитательная сторона колонии. Вальтер Бион настоятельно подчёркивает оба фактора влияния на детей: телесный — физический и воспитательный — духовный: эта мысль красной нитью проходит по всей его превосходной книге»3. Для обмена опытом работы начинают проводиться встречи учителей, выезжавших для работы в колонии. С 1900 г. при общественных организациях, комитетах, кружках, обществах открываются курсы по подготовке учителей для работы в колониях. Издаётся методическая литература из опыта работы летних детских колоний. Описывается опыт организации жизни детей в летних оздоровительных колониях, конкретные ситуации, пути их решения и действия персонала. Публикуются дневники, отзывы участников колоний. Издаются инструкции, например «Записки для руководства — заведующим

2 Дризо Л. Очерки развития и распространения летних школьных колоний. — Одесса: Частная типография,

1903. — 72 с.

3 Зеленецкий А.Н. О заграничных и русских летних школьных

колониях. Докторская диссертация. — С.-Петербург, 1908. — 174 с.

летними детскими колониями» (Москва, 1910). В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже, вошедшей в историю как самая большая, на которую съехались миллионы людей со всего мира, Россия получила две медали, серебряную и бронзовую, «За дело организации летних детских вакационных колоний».

Название профессии (специальности) «вожатый» впервые появилось в 1922 г. В Большой советской энциклопедии находим определение: «Вожатый — руководитель пионерской дружины или отряда в школе, пионерском лагере, по месту жительства пионеров — представитель ВЛКСМ в пионерской орга-

4

низации» .

Содержание деятельности вожатого, его права и обязанности определялись Положением о старшем и отрядном пионерском вожатом Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина (1967). Вместе с педагогами, комсомольцами и шефами пионеров (общественностью предприятий, колхозов, совхозов и др.) вожатый осуществлял задачи коммунистического воспитания, опираясь на инициативу и самодеятельность детей. В 1971 г. в СССР было свыше 80 тыс. старших вожатых, работавших в школах, для которых эта работа являлась педагогической профессией, т.е. специалисты получали заработную плату, пользовались всеми правами и льготами, установленными для учителей.

Около 35 тыс. старших и около 800 тыс. отрядных вожатых работали с пионерами на общественных началах (рабочие, колхозники, воины, студенты, старшеклассники и др.). Подготовку старших вожатых в 1971 г. осуществляли специальные отделения педагогических училищ (например, в РСФСР было 60 таких училищ, в УССР — 30,

Большая советская энциклопедия (в 30 томах). Том 5, статья «Вожатый» — М.: «Советская Энциклопедия», 1971. — С. 248.

в Казахской ССР — 16), республиканские школы старших вожатых, отделения по подготовке пионерских работников высшей квалификации в 20 педагогических институтах и открытый в 1969 году в Костромском педагогическом институте заочный пионерский факультет. Для отрядных вожатых были организованы специальные выездные лагерные сборы, семинары; во дворцах и домах пионеров и школьников и в школах создавались клубы. Работа вожатых широко освещалась в журнале «Вожатый», молодёжных и педагогических газетах и журналах.

Профессия «Вожатый детского оздоровительного лагеря» в привычном понимании сегодняшнего дня возникла с появлением санаторно-курортного лагеря «Артек» в 1927 г. С весны 1928 г. «Артек» становится круглогодичным. 24 июля было принято постановление Центрального бюро юных пионеров (ЦБ ЮП) о введении в «Артеке» штатной должности отрядного пионерского вожатого на постоянной основе — наряду с врачами, учителями, обслуживающим персоналом. До этого вожатые приезжали и уезжали с пионерами своих губерний.

В 1973 г. в СССР функционировало около 40 тыс. пионерских лагерей (9,3 млн детей), в том числе 10,6 тыс. загородных (6,1 млн детей), 17 тыс. лагерей труда и отдыха, спортивных, туристских, профильных и др. (1,6 млн детей), 8,3 тыс. городских (свыше 1 млн), 3,3 тыс. колхозных (около 0,5 млн)5.

Зная нормы тех лет (один вожатый на 20 детей), можно посчитать, что ежегодно вожатыми детских оздоровительных лагерей работали около 465 000 человек. Кандидатуры вожатых утверждались бюро райкома комсомола.

5 Большая советская энциклопедия (в 30 томах). Том 5, статья «Вожатый» — М.: «Советская Энциклопедия», 1971. — С. 248; Большая советская энциклопедия (в 30 томах). Том 8, статья «Дружина пионерская» — М.: «Советская Энциклопедия», 1972. — С. 512; Большая советская энциклопедия (в 30 томах). Том 19, статья «Пионерский лагерь» — М.: «Советская Энциклопедия», 1975. — С. 547.

С 1992 г. в связи с политическими изменениями в стране, после роспуска ВЛКСМ, сменой хозяйствующих субъектов — балансодержателей лагерей, вопрос подбора, отбора и подготовки кадров вожатых для детского оздоровительного лагеря решается каждой организацией, открывающей лагерь, самостоятельно.

Профессия вожатого детского оздоровительного лагеря на рынке труда очень «молодая» не только в России, но и в Европе. Она насчитывает немногим более 130 лет. Предпосылки появления, эволюционный путь становления и развития этой профессии показывают, что, возникнув в конце XIX в. в Европе, она продолжает развиваться. Растут её значимость и востребованность на рынке услуг.

Современный лагерь и кадры

В настоящее время, при отсутствии единой государственной системы подбора, отбора и подготовки кадров для детских оздоровительных лагерей, назрела необходимость предложить доступный, удобный, работающий алгоритм профессионального подбора, отбора и обучения вожатых с учётом требований времени.

Новые подходы к организации детского отдыха поднимают вопрос подбора, отбора и обучения кадров в современном аспекте (Психолого-педагогическое обоснование.., 2003).

Каждый год на сезонную работу в детские оздоровительные лагеря России принимаются сотни тысяч людей. Сегодня существует много авторских программ обучения вожатых, готовящих их к работе с детьми. На курсовое обучение принимаются все желающие. Но отсутствует самое главное — алгоритм, то есть последовательность профессионального подбора, отбора и обучения вожатых.

На государственном уровне не разработана профессиограмма вожатого детского

оздоровительного лагеря, для проведения профессиональных консультаций остро недостаёт информационных материалов, разработанных тестов и, главное, высокопрофессиональных преподавателей, имеющих базовую установку на то, что вожатый — это специалист, прошедший именно профессиональный отбор, а работа в детском оздоровительном лагере — это вид профессиональной деятельности. Именно из-за этого немалые средства, вкладываемые предприятиями, организациями и учреждениями в обучение вожатых, не приносят ожидаемого результата. Из 25 человек, прошедших обучение на курсах и в Школах вожатых, заявление о приёме на работу подают 5—6 человек. Вожатым, принимаемым на работу в детские оздоровительные лагеря России, не достаёт компетентности, организаторской культуры, психологической устойчивости, рефлексии, а также умения работать в кризисных и экстремальных условиях.

Детский оздоровительный лагерь в современных условиях, независимо от его принадлежности (государственной, муниципальной, общественной, коммерческой организации), работает круглогодично. Приём на работу и увольнение вожатых происходят как естественный процесс увеличения и уменьшения сезонного штата. Существуют определённые технологии набора персонала, которые с успехом используются в мировой практике и в России6. Они включают два различных вида деятельности: подбор и отбор персонала.

Однако, говоря о профессии «вожатый» в России, необходимо отметить, что на рынке труда профессия вожатого детского оздорови-

6 Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в Рос-

сии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 221 с.; Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 640 с.; Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 176 с.; Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. — СПб.: Питер, 2003. — 288 с.; Практикум по психологии профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. — 304 с.; Барта-шев А.В, Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. — СПб, Питер, 2007. — 192 с.; Воронова Г.Х. Психология труда: Конспект лекций / Г.Х. Бо-ронова, Н.В. Парусова. — М.: Эксмо, 2008. — 160 с.

тельного лагеря существует всего 90 лет. Из них 70 лет она являлась общественной деятельностью. Говоря о современной точке зрения на подбор, отбор и подготовку кадров вожатых, следует отметить, что профориентация — это один из важнейших путей формирования качественно нового взгляда в подходах и оценках этой профессии. Современные экономические условия, возникшее новое направление в экономике — «индустрия детского отдыха», диктуют сегодня новые требования к профессиональной ориентации по профессии «вожатый».

Профессиональная ориентация — система психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку кандидата к выбору профессии вожатого с учётом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества, на основе ознакомления с его интересами, наклонностями, способностями, состоянием здоровья, особенностями физического и психического статуса, а также с учётом его знаний о характере выбранной профессии, требованиях, предъявляемых к состоянию здоровья и личностным особенностям кандидата

7

на должность вожатого .

Профориентация включает в себя: профессиональную информацию, профессиональное просвещение, профессиональную пропаганду, профессиональное консультирование.

Задачей профессиональной информации является ознакомление населения,

7 О профессиональной ориентации молодёжи / / Отдел кадров. — 2002. — № 3 (14) от 01.03.2002;

Практикум по психологии профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. — СПб.: Изд-во С.-Пе-терб. ун-та, 2000. — 304 с.; Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / Перев.

с англ. — СПб.: Питер, 2004. — С. 344-345; Зеер Э.Ф. Психология профессий. — М.: Академический Проект, 2005. — 320 с.

прежде всего молодёжи, с профессией «вожатый», историей её возникновения, содержанием, сферой экономики, в которой она используется, состоянием условий труда, спо собностях и психологических качествах, которые она требует от человека, об уровне спроса и предложения на эту специальность на рынке труда, о динамике её развития, значимости для общества, а также предоставление информации об учебных курсах, где можно пройти подготовку по этой специальности. Требования к информации: она должна быть достоверной, всесторонней и актуальной.

Важнейшим аспектом успешного вхождения в профессию является принятие и осознание смысла профессии, знание истории её появления на рынке труда; общественная оценка труда в этой профессии, которая рождает чувство самоуважения и ощущения самореализации. Воспитание чувства гордости у вожатого за причастность к национальному социально значимому проекту по оздоровлению детей, созданному лучшими представителями интеллигенции в дореволюционной России. Чувство сопричастности современному международному сообществу профессиональных организаторов детского отдыха. Популяризация профессии невозможна без изучения исторических условий возникновения, становления и парадигмы профессии «вожатый детского оздоровительного лагеря».

В силу того что современные лагеря становятся не только лагерями отдыха и оздоровления, но одновременно и образовательными площадками8, для них начинают требоваться кадры нового типа. Если правильно посмот-

8 Камнев А.Н. Проект «Отдых и учёба с радостью»: научно-приключенческие программы «Океания», «Вождь краснокожих», «Храброе сердце», «Лес полон знаний», «Новый опыт», «Lingvocamp» как инструмент образования и воспитания детей и молодёжи // Проблемы региональной экологии. — 2014. —№ 6. — С. 171-174; Камнев А.Н., Кам-нев О.А. Приключение и экология: отдых и учёба с радостью. Один из возможных путей решения педагогических проблем современности// Народное образование. — 2018. —

№ 3-4. — С. 128-143.

реть на сложившуюся ситуацию, то современный лагерь становится не только новой площадкой, нуждающейся в педагогических кадрах, но и площадкой для их подготовки. В частности, базой для проведения студенческих практик, во время которых студенты могут преподавать детям различные дисциплины и мотивировать подрастающую молодёжь.

Например, часто встаёт вопрос: кто и как будет учиться, а затем работать в научной сфере, в частности, в области естественнонаучных направлений России завтра? Как, например, замотивировать молодёжь идти учиться на естественно-научные факультеты или определённые кафедры? Как пробудить или (и) сохранить научный и творческий интерес у уже учащейся студенческой молодёжи? Как расширить диапазон студенческих возможностей и подготовить резерв творческой молодёжи на завтра?

Для решения этих задач мы в течение ряда лет пытаемся разработать новый тип естественно-научной производственной практики студентов. Целью данной комплексной студенческой практики является решение восьми основных задач:

1. Закрепление знаний и практических навыков, полученных студентами из лекционных курсов и лабораторных занятий

в стационарных вузовских условиях;

2. Знакомство с зональным разнообразием растительного мира и почвенного покрова;

З^Л о о о

. Знакомство с важнейшей группой первичных продуцентов — морскими и пресноводными фототрофными организмами;

4. Обучение работать в полевых экспедиционных условиях, используя для научных целей портативные приборы;

5. Приобретение знаний и навыков экспедиционного работника;

6. Приобретение навыков педагогического мастерства;

7. Участие в процессе ранней профориентации школьников;

8. Организация студенческой клубной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 80-е годы прошлого столетия в ряде вузов уже проводились близкие по своей концепции и духу студенческие практики и морские экспедиции, но с потерей многих прежних финансовых ресурсов реализация таких практик стала невозможной. Прежние практики отличались от вновь предложенной тем, что в ней отсутствовали четыре задачи, а именно: приобретение навыков педагогического мастерства, приобретение знаний и навыков, необходимых экспедиционному работнику, и участие в процессе ранней профориентации школьников, организация студенческой клубной деятельности.

В настоящее время наиболее удобной педагогической площадкой для реализации такого рода проекта может быть детский летний экологический лагерь. Именно в нём помимо прохождения своей профессиональной биологической полевой практики студенты проходят педагогическую практику, проводя занятия для школьников по естественно-научным дисциплинам. Совместные выходы в море, участие в качестве педагогов-гидов в походах, проведение лабораторных практикумов для детей позволяют студентам поучаствовать таким образом в процессе ранней профориентации школьников. В свою очередь школьники в ряде случаев уже в лагере могут выбрать свою будущую профессию и со школьной скамьи заниматься научной деятельностью в рамках школьного или студенческого кафедральных кружков под руководством тех студентов, которые вели у них занятия в лагере. Такие дружеские научные контакты могут сохраняться длительный период. Приехав в Москву, у студентов и школьников есть возможность совместно посещать клуб, позволяющий им продолжить свою профессиональную подготовку в качестве

полевых исследователей и путешественников, готовить методические пособия для совместных экспедиционных выездов или работы в лагере. В процессе обучения в клубе студенты и школьники получают сертификаты подводников-исследователей, высотников, скалолазов. Они осваивают навыки оказания первой медицинской помощи и спасения на воде. Учатся организовывать экспедиции и экологические лагеря. У молодёжи появляется реальное дело с элементами не хватающего им экстрима и ответственности за свою деятельность. В дальнейшем студенты могут вновь поехать в лагерь и передать свои знания подрастающему поколению, но уже в качестве не только биолога, но и инструктора по другим дисциплинам. Таким образом, ребята получают знания, которые могут пригодиться им в жизни, формируется сплочённая команда и появляются новые возможности для работы. В итоге у молодёжи воспитывается чувство ответственности за свои поступки, поступки перед своими коллегами, также за окружающую природу. В построенной таким образом системе студенческой практики у молодёжи изменяется мышление. У неё появляется желание к созиданию. Юноши и девушки становятся мыслящими и заботливыми хозяевами окружающего нас мира, а не вандалами и бездельниками, а кафедра формирует резерв будущих замотивированных студентов и сотрудников. Настоящий опыт может быть использован другими вузами. НО

Children's Camp — Selection And Training Of Staff History And Modernity

Aleksander N. Kamnev, Professor of the Moscow State University of pedagogic-psychological, senior researcher at the Institute of Oceanology P.P. Shirshov, doctor of biological sciences

Elena L. Manukyan, Member of the International Fund «Roads to discoveries»

Evgenia V. Beluhina, Student of Russian State A.I. Herzen Pedagogical University

Abstract. The paper considers the history of the development of children's camps. Shows the history of the profession counselor. Showcased the prospects of using children's camp as a site for passing student practices.

Keywords: children's camp, the history of the development of children's camps, the history profession-counselor, student practice.

Ispol'zovannye istochniki:

1. Armstrong M. Praktika upravleniya chelovecheskimi resursami. / Perev. s angl. — SPb.: Piter, 2004. — S. 344—345.

2. Bartashev A.V, Alekseeva I.Yu., Majorova E.V. Diagnostika professional'no vazhnyhkachestv. — SPb, Piter, 2007. — 192 s.

3. Bol'shaya Sovetskaya Enciklopediya (v 30 tomah). Tom 5, stat'ya «Vozhatyj» — M.: «Sovetskaya Enciklopediya», 1971. — S. 248.

4. Bol'shaya Sovetskaya Enciklopediya (v 30 tomah). Tom 8, stat'ya «Druzhina pionerskaya» — M.: «Sovetskaya Enciklopediya», 1972. — S. 512.

5. Bol'shaya Sovetskaya Enciklopediya (v 30 tomah). Tom 19, stat'ya «Pionerskij lager'» — M.: «Sovetskaya Enciklopediya», 1975. — S. 547.

6. Voronova G.H. Psihologiya truda: Konspekt lekcij / G.H. Boronova, N.V. Parusova. — M.: Eksmo, 2008. — 160 s.

7. Deti plyus... radost', zdorov'e, razvitie: Iz opyta realizacii pedagogicheskihprogramm detskihozdorovitel'nyhlagerej regionov Rossijskoj Federacii. — Anapa, 2003. — 84 s.

8. Detskij otdyhkak prostranstvo razvitiya: sbornik nauchno-metodicheskihmaterialov iz opyta raboty detskogo sanatorno-ozdorovitel'nogo lagerya «Kavkaz» (gorod-kurort Anapa) / Pod red. Lednevoj L.S. — M.: Nauka, 2007. — 315 s.

9. Drizo L. Ocherki razvitiya i rasprostraneniya letnihshkolnyhkolonij. — Odessa: CHastnaya tipografiya, 1903. — 72 s. a. Zeer E.F. Psihologiya professij. — M.: Akademicheskij Proekt, 2005. — 320 s.

10. Zeleneckij A.N. O zagranichnyhi russkihletnihshkolnyhkoloniyah. Doktorskaya dissertaciya. — S.-Peterburg, 1908. — 174 s.

11. Kamnev A.N. Proekt «Otdyhi uchyoba s radost'yu»: nauchno-priklyuchencheskie programmy «Okeaniya», «Vozhd'kras-nokozhih», «Hrabroe serdce», «Les polon znanij», «Novyj opyt», «Lingvocamp» kak instrument obrazovaniya i vospitaniya detej i molodyozhi//Problemy regional'noj ekologii. 2014. № 6. S. 171—174.

12. Kamnev A.N., Kamnev O.A. Priklyuchenie i ekologiya: otdyhi uchyoba s radost'yu. Odin iz vozmozhnyhputej resheniya pedagogicheskih problem sovremennosti// Narodnoe obrazovanie. — 2018. — № 3—4. — S. 128—143.

13. Klimov E.A., Noskova O.G. Istoriya psihologii truda v Rossii. — M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1992. — 221 s.

14. O professional'noj orientacii molodyozhi // Otdel kadrov. — 2002. — № 3 (14) ot 01.03.2002.

15. Podgotovka pedagogicheskih kadrov k rabote v detskom lagere: Metodicheskoe posobie dlya rukovoditelej lagerej. — Yalta: MDC «Artek», 2001. — 64 s.

16. Praktikum po psihologii professional'noj deyatel'nosti / Pod red. G.S. Nikiforova, M.A. Dmitrievoj, V.M. Snetkova. — SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2000. — 304 s.

17. Rabochaya kniga prakticheskogo psihologa: Posobie dlya specialistov, rabotayushchih s personalom / Pod red. A.A. Bodaleva, A.A. Derkacha, L.G. Lapteva — M.: Izd-vo Instituta Psihoterapii, 2001. — 640 s.

18. Rogov E.I. Vybor professii: Stanovlenie professionala. — M.: VLADOS- PRESS, 2003. — 176 s.

19. Romanova E.S. 99 populyarnyhprofessij. Psihologicheskij analiz i professiogrammy. — SPb.: Piter, 2003. — 288 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.