УДК 37+159.99
ДЕТСКИЙ ЛЕТНИЙ 01ДЫХ —
задачи на завтра: как их решить?
Александр Николаевич Камнев,
профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, ведущий научный сотрудник Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН, председатель правления Международного фонда развития индустрии детского и молодёжного отдыха, оздоровления и досуга «Дорогами открытий», доктор биологических наук
Ирина Ивановна Черкасова,
доцент кафедры педагогики, психологии и социального образования Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева, кандидат педагогических наук
Елизавета Геннадьевна Дмитриева,
председатель Западно-Сибирского землячества, экс-директор департамента по молодёжной политике Ямало-Ненецкого автономного округа
Мир очень велик, но места для детей в нём не было уделено. Всеми пятью частями света - владели взрослые.... Взрослые забыли, наверное, свои детские игры и книжки, которыми они зачитывались, когда быти маленькими.
Лев Кассиль
Всемирный информационный взрыв, глобализация, нескрываемая циничная борьба за власть и ресурсы, демографический провал, ухудшение экологической обстановки порождают нездоровое настроение во всех слоях населения планеты. Средства массовой информации пропагандируют потребительский образ жизни, поддерживают, с одной стороны, стремление к обогащению, материальному благополучию и комфорту, независимо от того, какой ценой они достигнуты (в ущерб природе), а с другой — культивируют иждивенчество, инфантилизм, а соответственно, безответственность как перед обществом, так и перед природой. Всё это особенно негативно отражается на идеологии молодёжи.
• детский отдых • детский лагерь • проблемы современного образования
• устойчивое развитие • приключение • экология • деятельное экологическое образование и воспитание • эмпирическое обучение • рекомендации
Развивающий досуг и дополнительное образование
Один из возможных путей — разумная и правильная организация досуга детей и молодёжи в учебное время и, что не менее важно, более
мудрое использование каникулярного времени. «Свободное время» не должно означать «пустое времяпрепровождение», ведь развивающий досуг и дополнительное образование оказывают не меньшее
воздействие на развитие личности, чем школа и семья. Однако в силу обстоятельств работающие родители не могут уделять полноценное внимание детям в каникулярное время. Это становится задачей общества и соответствующих учреждений: организовать каникулярный досуг детей, насытить его интересными, развивающими занятиями, обеспечить отдых, оздоровление и воспитание подрастающего поколения, равно как и обезопасить его от дурного влияния. Особое место среди структур, способных эффективно выполнять такую задачу, занимают детские лагеря отдыха, оздоровления и развития. Именно в лагере, в условиях новизны информации, проживания различных ситуаций и деятельного обучения можно восполнить пробелы воспитания и образования, особенно в сфере экологического мышления, здорового образа жизни, профилактики вредных привычек. Однако воспитание в условиях лагеря должно быть не стихийно, а системно и на научной основе. Именно в лагере дети могут получить то, что им так необходимо:
• непрерывное экологическое образование;
• воспитание экологической нравственности;
• развитие экологической культуры;
• раннюю профориентацию;
• популяризацию современной науки;
• неназидательнаю профилактику вредных привычек;
• последовательное духовно-нравственное и патриотическое воспитание;
• воспитание любви к труду;
• воспитание любви к Родине и её истории.
С помощью различных программ, реализуемых в профильных детских лагерях, можно предоставить нашим детям и молодёжи участие в реальном и ответственном деле, то есть именно в том, чего им так не хватает.
В работе над разработкой программ для лагеря педагоги должны опираться на принципы и методы традиционного дидактического образования, деятельного образования и эмпирического (или практико-ориентированного) обучения, обеспечивая их апробацию и разви-
тие. Занятия и курсы программ, как и весь набор материального и методического обеспечения, должны составлять психолого-педагогический инструментарий разностороннего развития личности ребёнка и подростка. Например, известно, что программы деятельного образования оказывают позитивное воспитательное влияние не только на детей, но и на молодёжь, студентов, которые участвуют в них в качестве вожатых и инструкторов разных дисциплин. Такое участие способствует самоактуализации молодых людей, даёт им возможность проявить себя с разных сторон, в необычных условиях, в разнообразных сферах деятельности.
Важнейшая цель программ для детских лагерей — развитие экологической культуры в самом широком смысле. В настоящее время экологическое воспитание уже не что-то особенное, оно вошло в саму плоть образовательного процесса. Наряду с воспитанием физическим, патриотическим, духовно-интеллектуальным в любом детском учреждении происходит и экологическое воспитание. Без обязательного экологического воспитания уже невозможно представить себе нормальное будущее человечества. И именно нацеленность в будущее определило необходимость изменить парадигму образования, шагнуть на новую ступень — образования в интересах устойчивого развития. Вместе с тем образование для устойчивого развития не может быть эффективным в условиях «кабинетной учёбы». Современным учащимся необходимы деятельность, приключения, позитивные эмоции, радость открытия, самостоятельность, именно то, что и входит в концепцию развития деятельного экологического образования.
Современные программы предоставляют широкие возможности самореализации для детей, подростков, а также студенческой молодёжи. Это и научные экологические исследования с использованием настоящего научного оборудования, и написание первых самостоятельных работ. Это и погружения с аквалангами (в том числе для сбора проб при мониторинге), управление
катером, парусами, байдарками, каноэ, освоение азов туризма и альпинизма, конные походы, знакомство со звёздным небом и основами астрономии, работа в стекольной мастерской, на гончарном круге и на кузнечной наковальне, а также многое другое. В результате реального прикосновения к этим дисциплинам дети и подростки по-другому начинают смотреть на школьные предметы и их значение и в целом на смысл жизни.
В программах ребят могут и должны привлекать романтика, приключение, возможность попробовать то, что было недоступно раньше. Более того, природные факторы, такие как вода, песок, морское дно, прибрежные скалы, ночное небо, деревья и травы, а также физическая нагрузка, ежедневная усталость, эмоциональная разрядка, масса новых впечатлений, совершенно новых знаний, которыми можно будет поделиться, а иногда и блеснуть (что тоже важно) перед сверстниками, элементы часто недостающего детям риска и «экстрима», меняют детей на глазах. Они взрослеют. Для кого-то новое увлечение становится профессией и смыслом жизни. Ребята делятся впечатлениями и полученными знаниями с друзьями, которые затем приходят к нам, чтобы пройти такую же школу. На следующий год ребята уже могут попробовать себя в более серьёзном деле. При правильной постановке работы дети могут поехать в реальную научную экспедицию. Это тоже элементы современных программ.
Студенческой молодёжи участием в программах можно предоставить возможность участия в реальном и очень ответственном деле — воспитании подрастающего поколения. Студенты различных вузов, готовясь к летней работе с детьми, в течение всего учебного года занимаются плаванием, погружениями с аквалангом, изучают моторы, учатся управлять парусами, ходят в походы, где отрабатывают туристические и альпинистские элементы подготовки. Так у них появляется интересная мотивированная деятельность, которой они могут занять свой досуг. Более того, обучение в течение года построено таким образом, что практически каждый студент успевает как поучиться, так и поучить, приобретая навыки руководства. Работая инструкторами, студенты сами готовят дидактический материал, планируют преподавание, разрабатывают программы своих
курсов. Таким образом, программы способствуют профессиональной ориентации, обеспечивают продуктивное трудоустройство учащейся молодёжи, организуют пространство для педагогической практики. Это тоже одна из целей современных программ. В целом программы учат работать в коллективе и отвечать за свои поступки, быть человеком-защитником, а не вандалом — и не только детей, подростков, но и студентов, которые также являются полноценными участниками данных программ.
К сожалению, развитие всех деятельных программ, как и самого лагерного движения, в настоящее время находится под угрозой полного уничтожения. Современные законы не позволяют делать детям ничего.
Главное — безопасность детей
В стране декларируется безопасность детей, а на самом деле губится серьёзнейшее педагогическое направление — детское лагерное движение.
В связи с этим 22 марта 2018 года в Совете Федерации Законодательного собрания РФ состоялся круглый стол «Безопасное лето», на котором участники подняли целый ряд вопросов, в результате чего появился список рекомендаций для нашего правительства и законодательных органов, выполнение которых может приостановить уничтожение важнейшего педагогического направления, связанного с воспитанием подрастающего поколения, что, свою очередь, напрямую связано с национальной безопасностью страны.
Вот некоторые материалы данного круглого стола.
Участники круглого стола — представители Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации, органов исполнительной
и законодательной власти субъектов Российской Федерации, государственных университетов, учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков; лидеры общественных и общественно-государственных детских и молодёжных организаций; организаторы детского туризма, отдыха и оздоровления; менеджеры российских компаний, ориентированных на реализацию социальных и маркетинговых программ; представители средств массовой информации.
Основная задача круглого стола: общественный мониторинг качества и безопасности детского отдыха и оздоровления, развитие системы государственно-общественного контроля безопасного отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярный период, анализ изменений в отрасли отдыха и оздоровления детей в рамках реализации Федерального закона от 28 декабря 2016 г. № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей» и ряда общественных инициатив по повышению эффективности исполнения Закона, поддержка деятельности загородных детских и молодёжных лагерей в рамках стандарта безопасного отдыха и оздоровления, определение перспектив развития и проектирование образа лагеря будущего.
Участники круглого стола, заслушав и обсудив доклады, выступления представителей Совета Федерации, Палаты молодых законодателей при Совете Федерации, представителей органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, представителей вузов, учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков, общественных и общественно-государственных детских и молодёжных организаций, отмечают следующее.
Обеспечение качественного безопасного отдыха и оздоровления подрастающего поколения имеет для страны первостепенное и всевозрастающее значение. В России до настоящего времени не выработана единая государственная политика по организации безопасного детского отдыха и оздоровления. Отсутст-
вует нормативно закреплённая отраслевая терминология. Действующая в настоящее время нормативная правовая база нуждается в развитии и межведомственной координации как на федеральном, так и на региональном уровнях в условиях изменения степени ответственности государственных органов, отвечающих за координацию и межведомственное взаимодействие в сфере детского отдыха. Острой является проблема установления отраслевого принципа в сфере детского отдыха и оздоровления, что будет способствовать решению вопросов снижения налоговой нагрузки на организации отдыха и оздоровления детей в рамках действующего налогового законодательства. Как показал мониторинг системы детского отдыха РФ за 10 лет, проводимый некоммерческими общественными организациями, продолжает уменьшаться количество летних загородных оздоровительных лагерей при одновременном увеличении численности лагерей для школьников с дневным пребыванием. В настоящее время в России имеется 46 544 организации отдыха и оздоровления для детей. В том числе 36 000 лагерей дневного пребывания при образовательных учреждениях, 2533 стационарных лагеря, 609 санитарно-оздоровительных лагерей. Ещё два года назад насчитывалось около 3500 загородных лагерей. Сокращается и число детей-сирот, отдохнувших в детских лагерях. Так, по сравнению с 2016 годом их число снизилось с 35 до 23%, а детей-инвалидов — с 10 до 7% (данные приведены со слов уполномоченного по правам ребёнка при президенте Анны Кузнецовой).
При этом увеличилось число проверок и избыточных требований к детским лагерям, что также приводит к их сокращению.
Для развития детского отдыха, обеспечения российским детям возможности полезно и безопасно отдыхать летом нужна координация деятельности общественных организаций и государственных органов, отвечающих за детский отдых и оздоровление; устранение разногласий в законодательных актах
различных контролирующих государственных органов; создание единой системы требований и норм к организации детского отдыха на территории РФ (Стандарт безопасности); развитие сети лагерей в формате частно-государственного партнёрства. Для организации системы контроля за деятельностью детских оздоровительных лагерей целесообразно использовать потенциал общественных объединений и организаций, в формате отраслевых общественных советов. Возрастают потребности в организации инклюзивных детских лагерей, учитывающих все требования к безопасности, коммуникации, доступности, психологическому комфорту, которые могут стать настоящим действенным фактором реабилитации детей с особенностями в развитии.
Проведение круглого стола способствует решению задач, поставленных в «Концепции развития дополнительного образования детей», Указе Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
В целях консолидации усилий всех ветвей государственной власти, неправительственных организаций в сфере организации отдыха и оздоровления детей, выработке эффективных мер по развитию и сохранению учреждений детского отдыха и оздоровления участники круглого стола предлагают провести работу, направленную на решение следующих задач:
• развитие и межведомственная координация нормативно-правовой базы, регулирующей организацию детского отдыха и оздоровления, как на федеральном, так и на региональном уровнях в условияхизменения государственных органов, отвечающих за координацию и меж-ведомственноевзаимодействие в сфере детского отдыха и оздоровления;
• формирование согласованной со всеми заинтересованными участниками, отраслевой терминологии, с последующим её закреплением
в нормативно-правовых документах;
• разработка регламента администрирования и проверок детских лагерей;
• разработка социального норматива и минимальных стандартов оказания услуг по организации отдыха и оздоровления детей (в том
числе детского туризма) и безопасности детей в соответствующих организациях, создание единого нормативно-правового документа, регламентирующего работу детских оздоровительных учреждений (Стандарта безопасности);
• становление системы массовой подготовки педагогических кадров (вожатых, инструкторов) для организаций, осуществляющих деятельность в сфере организации детского отдыха и оздоровления, формирование единой системы подготовки вожатых при координирующей роли педагогических вузов;
• развитие механизмов частно-государственного партнёрства в сфере отдыха и оздоровления детей и подростков, включая подготовку кадров для отрасли детского отдыха и оздоровления;
• развитие межведомственного взаимодействия с целью повышения эффективности работы по организации безопасного детского отдыха и оздоровления, в том числе по подготовке педагогических кадров (вожатых) для учреждений и организаций, осуществляющих деятельность
в сфере организации детского отдыха и оздоровления.
В связи свышеизложенным, участники круглого стола приняли решение:
• рекомендовать создать при Комитете Совета Федерации по социальной политике комиссию по детскому отдыху
и оздоровлению;
• рекомендовать создать рабочую группу по подготовке предложений по вопросам перспективного развития системы детского, молодёжного и семейного отдыха и оздоровления, разработки форсайт-проекта «Детский лагерь (или
Лето) 2030»;
• рекомендовать разработать и установить социальные нормативы и минимальные стандарты оказания услуг
по организации отдыха и оздоровления детей (в том числе детского туризма) и безопасности детей в соответствующих организациях, создать единый нормативно-правовой документ, регламентирующий работу организаций детского отдыха и оздоровления (Стандарт безопасности);
• рекомендовать представителям федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти принять меры
по повышению доступности отдыха и оздоровления для детей всех категорий, а также по недопущению сокращения как общего количества учреждений отдыха и оздоровления детей, так и количества летних загородных оздоровительных лагерей и уменьшения общего количества отдохнувших в них детей;
• согласовать понимание термина «детский оздоровительный лагерь», возможно, называя им именно загородные лагеря, что позволит иметь более ясную и прозрачную статистику по детскому отдыху; исключить возможность называть лагерями смены, проводимые одновременно на одной базе, что искажает статистические данные;
• рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации разработать регламент администрирования и проверок детских лагерей;
• признать, что в числе одного из приоритетных направлений исполнения Федерального закона от 28 декабря 2016 г. № 465-ФЗ должно быть создание эффективной единой системы подготовки вожатских кадров для учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере организации детского отдыха и оздоровления на базе государственных педагогических учебных заведений страны, Центров подготовки вожатых и условий для массовой доступности данной системы в целом и отдельных элементов
в частности;
• рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации подготовить предложения по единым квалификационным характеристикам должностей работников орга-
низаций отдыха и оздоровления детей. Разработать общеобязательные профессиональные стандарты для инструкторов и специалистов других категорий в сфере детского отдыха, оздоровления и туризма; проработать вопрос внесения изменений в профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» с учётом специфики организации отдыха детей и их оздоровления;
• рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации проработать на законодательном уровне вопросы организации инклюзивного детского отдыха в оздоровительных лагерях, разработать комплекс мер по адаптации детских лагерей для инклюзивного детского отдыха
и подготовке педагогических кадров, включая вожатых и волонтеров. При разработке программ детских оздоровительных лагерей, подготовке кадров для работы с детьми с особенностями в развитии, проектировании инклюзивной развивающей среды детского лагеря привлекать к сотрудничеству специалистов в области;
• особенностей в развитии детей (специалистов из мира глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих и т.д.);
• рекомендовать Палате молодых законодателей при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации рассмотреть возможность создания рабочей группы совместно с представителями «Всероссийского общества глухих» и Центра по работе с глухими и слабослышащими людьми по выработке предложений для безопасного и комфортного включения детей и молодёжи с нарушениями слуха в пространство инклюзивного лагеря;
• рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации разработать и внедрить единые программы профессиональной подготовки педагогических кадров и их аттестации для организаций отдыха детей и их оздоровления;
• рекомендовать органам исполнительной и законодательной власти Российской Фе-
дерации предусмотреть в бюджетах всех уровней выделение финансовых средств и финансового обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, прекращённому в 2015 году;
• рекомендовать органам исполнительной и законодательной власти Российской Федерации на федеральном уровне узаконить и предоставлять тарифы на электроэнергию для организаторов загородного детского отдыха как для населения,
а не как для промышленных предприятий;
• рекомендовать органам исполнительной и законодательной власти Российской Федерациина законодательном уровне составить рекомендательную калькуляцию (в процентном соотношении) стоимости путёвки, привязав её к ключевым показателям региона: МРОТ, потребительская корзина, уровень инфляции;
• рекомендовать региональным органам исполнительной власти с целью повышения доступности качественного детского отдыха и направления бюджетных средств всех уровней в действительно успешные лагеря РФ шире применять практику использования региональных «Сертификатов на детский отдых»; рекомендовать органам исполнительной власти Российской Федерации разработать и внедрить систему федеральных «Сертификатов на детский отдых»;
• законодательно обязать региональные органы власти субсидировать стоимость путёвки
до 100% от суммы сертификата на путёвку детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
• рекомендовать органам исполнительной и законодательной власти Российской Федерации на законодательном уровне решить вопрос субсидирования затрат на укрепление материальной базы для загородных детских лагерей (по аналогии
с сельским хозяйством). При этом определять сумму финансирования в зависимости от проектной мощности каждой претендующей на получение субсидирования базы отдыха;
• рекомендовать включить организацию медицинского обеспечения детей в выездных лагерях
в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (система обязательного медицинского страхования).
Будем надеяться, что представленные материалы будут полезны всем педагогам и в первую очередь тем, кто занят в работе детских лагерей. НО
Children's Summer Vacation: Problems, Challenges, Recommendations
Aleksander N. Kamenev, Professor of the Moscow state psychological and pedagogical University University, leading researcher at the Institute of Oceanology P.p. Shirshova RAS, Chairman of the Board of The international Fund development of the industry of children's and youth recreation, recreation and leisure «Roads of discovery», doctor of biological Sciences
Irina I. Cherkasova, associate Professor of the chair of pedagogics, psychology and social education Tobolsk pedagogical Institute. D.I. Mendeleev, candidate of pedagogical sciences
Elizaveta G. Dmitrieva, the Chairman of West-Siberian Association, ex. Director of department youth policy of the Yamal-Nenets Autonomous district
Abstract. The work highlights the problems of modern society. It is shown that their solution can be implemented with the help of pedagogical activities in the children's summer camp. Summarize the experience of the various specialized programmes in children's summer camps. Shows the need to strengthen the role of Proactive and Integrative Environmental Education and Upbringing (PIEEU) and experiential approach to teaching as vital in addressing global challenges and problems. Submitted materials, voiced at the Roundtable «Safe summer» 2018. Recommendations to the Government and legislative bodies, related to the persistence and revivalof children's recreation industry.
Keywords: Children's summer vacation, kids camp, problems of modern education, sustainable development, adventure, ecology, Proactive and Integrative Environmental Education and Upbringing (PIEEU), experiential learning, recommendations.